Крупнейшими представителями фовизма являлись Ж. Руо, А. Дерен, А. Марке, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, О. Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген. Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. Фовизм объединяет представителей трех основных групп, которые использовали сходные художественные приемы и которых можно рассматривать как участников единого течения.
Каждый из представителей фовизма мог бы сказать примерно то же самое. Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck) (1876-1958) – французский живописец, график, писатель, представитель фовизма. Знаменитые представители Фовизма – Анри Матисс и Андре Дерен.
Фовизм (фр. fauvе – дикий, хищный) – авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. Ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен).
Манген, К. ван Донген и другие. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». То же говорил и Матисс.
Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Они практически отказались от портрета.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Импульсивности, хаотичности, наивности в картинах Матисса было с самого начала очень мало. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Такую ситуацию ни в коем случае нельзя считать "упадком" – наоборот, это был, скорее, взрыв в искусстве и литературе – не зря же эпоха названа "прекрасной". Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса.
Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Уже сами названия картин Матисса 1905—1906 гг. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет.
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Декоративная красочность живописи, плоскостность в трактовке форм, поиски ритмического решения композиции и рисунка в произведениях: «Красная комната» (1908), «Испанка с бубном» (1909), «Танец» (1910), «Музыка» (1910), «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Уголок мастерской, «Марокканский триптих» (1912-1913). От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. «Стиль — это постоянный переход от человека к действительности и обратно, вечное движение от субъективного к объективному и от объективного к субъективному, — говорил Дерен, — проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух.
Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Для выражения своих идей фовисты не могли использовать все жанры живописи. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
Однако ощутимее всего в картине влияние старых мастеров, примитивистов сиенской школы. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты. Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия. Двое играют, трое слушают.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся.
И если у неоимпрессионистов пуантиль была выражением синтеза краски, света и пространства, то у будущих новаторов — она знак экспрессии, эквивалент не только реальности, но и чувств по отношению к реальности. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения.
(Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Не было и группы как таковой.
Раскрыть особенности развития экспрессионизма в Германии (обостренное восприятие мира индивидуалистический протест против пороков капиталистической цивилизации и порожденной ее противоречиями войны). Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. В построении скал, масс домов, деревьев чувствуется воздействие кубистических принципов. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Нотр-Дам", 1910 "Солнце над Парижем", 1908). Экспериментальные поиски новой художественной выразительности.
Но сколь различно их размещение на полотне и заданный этим размещением ритм. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост».
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Все нарядно, звучно и декоративно, как в восточном ковре. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Никакой пространственной иллюзии, никакой воздушной перспективы.
Культурное, рациональное "я" должно было быть исключено и нейтрализовано. Стена и стол объединяются в единую ровную поверхность.
Его герои – проститутки, бездомные, паяцы, продажные судьи, со всей убедительностью показывающие уродство и деградацию человеческого общества, его лицемерие ("Проститутка", 1906 "Судьи", 1908). Руо принимается за создание картин-притч. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Фигуры отделены друг от друга паузами.
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Фовисты, как и импрессионисты, не занимались теорией. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. «Красные рыбки» – приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличка тонов и контраст зеленого и красного, эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Дополняет образ острота ритма.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Это уже не станковая картина, а декоративное панно. Движение не имело четко сформулированной программы или манифеста, просуществовало относительно недолго, тем не менее оказав значительное влияние на все искусство XXвека. Их холсты – это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира используя для этого максимально простые очертания и формы. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. «Откровение пришло комне сВостока».
Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Раскрыть роль В. Кандинского в развитии экспрессионизма. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Сезанн был учителем всех фовистов. Собственно говоря, живопись только начинается. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка.
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Контур усиливал силуэтность, подчеркивал деформирующие элементы изображения, чем усиливал экспрессию. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Кроме Матисса и Дерена известными представителями фовизма были следующие художники: Жорж Руо, Морис де Вламинк, Теодор Мари Корнель, а также Альбер Марке. Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру.
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам).
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. В этом мире люди и животные живут в гармонии друг с другом. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме».
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения – фовизма. Но после 1907 года объединение распалось.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Панно "Музыка" подчинено совсем иному ритмическому строю. Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Как некая противостоящая сила этому метафизическому злу выступает образ Христа, мученика и страдальца ("Голова Христа", 1905). Сформировать представление о фовизме (от франц.
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. «Ярисую неженщину, ярисую картину». Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Вот таким образом Матисс никоим образом не желает выступать в роли разрушителя. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Одна из первых выдающихся картин мастера – «Я и деревня» (1911 г. ) (рис.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски. Конкретная характеристика образов, даже их пол (хотя Матисс представляет танцующих женщин) для него не имеет значения зато телодвижения, позы неповторимо разнообразны.
Оно требует долгой работы, обдумывания и взаимного приспособления», – сказал Матисс в одном из интервью 1909 года. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made».
Фовисты любили оттенки пурпурно-красного и фиолетового, которые нередко заменяли у них черные тона. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого.
Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Вот это и есть стиль».
Холст, масло. На каждом из них представлены на сине-зеленом фоне пять красных фигур. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Но во времена фовизма художники были скупы на высказывания, отдельные суждения относятся к последующим годам. Основная проблема, связанная с феноменом цвета у фовистов— использование сходных приемов представителями других художественных течений XX века, например, экспрессионистами. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Именно их непохожесть и в то же время подчиненность заданному ритму способствуют созданию целостного, но отнюдь не однообразного впечатления. Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. fauve — дикий). Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Разных по манере мастеров объединило стремление к сжатым образным формулам интенсивным контрастам колорита, заострённости композиции, декоративно-лаконичной манере письма искание свежих нот в примитивизме, восточном искусстве и искусстве средневековья. Фовизм (от фр. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Художники-фовисты говорили о высвобождении цвета— именно его они считали главным живописным инструментом.
Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
А. С. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье). Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Графика: серия цветных литографий «Джаз» (1944-1947). Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии.
На картине "Красная комната" (1908) представлен десерт на столе, ставящая вазу с фруктами женщина, а также стул и висящая на стене картина. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо.
В основном, фовисты работали с пейзажами, редкие портреты носили нотки какой-то иронии со стороны автора. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Таково значение находящейся слева картины: изумрудно-зеленое пятно травы оттеняет бруснично-красный цвет, четкий прямоугольник рамы подчеркивает игру арабеска и т. д. Написанное на большом холсте (в длину более 2 м), нарядное по цвету, полотно раскрывает великолепные возможности Матисса-декоратора.
С начала 1920-х г. религиозная тематика становится преобладающей в живописи художника. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. "Зрительная агрессивность" их полотен из-за которой они и получили прозвище "дикие", определялась прежде всего яркостью сочетания цветовых плоскостей.
Такая гамма навевает ассоциации с приятными воспоминаниями. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Так, Матисс и Марке — в Париже, Матисс и Дерен — в Коллиуре, Марке и Дюфи — в Гавре, Вламинк и ван Донген — на Монмартре, Фриез и Брак — в Антверпене.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Вот таким образом произведения художников данного направления вполне оправдывает название «дикие» Эстетические эмоции, «желание жизни» – вот основное содержание работ художников этого направления. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм».
Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». " Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна. Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Пейзаж Вламинка "Красные деревья" (1906) — программное для фовизма полотно. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»).
Пусть это будет даже чрево гигантского современного города. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов.
Журнал предлагал широкий спектр тем, на что намекало и его название — смесь всех красок, дающих белый, — интеллектуальных исканий всей Европы, в частности, уделяя много внимания русской литературе. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский.
Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, ар-деко, абстрактная живопись интернациональный стиль ит. д. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Ритмически соотнося цветовые пятна, художник одновременно передает и присущий предметам цвет и их форму и окружающее их пространство, которое строится на сочетании цветовых зон, образуемых цветовыми плоскостями.
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. "Окно". Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
Тема панно – танец. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Кубистический период в творчестве Пикассо. Освоение опыта мастеров прошлого. Под влиянием живописи О. Ренуара Матисс увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Самых значительных результатов в этой области добился "классик фовизма" – Анри Матисс (1869—1954), который наиболее последовательно применял принципы фовизма в своем искусстве.
Родился в бедной многодетной семье. Часто на их полотнах можно увидеть оранжевых людей, синее лицо, зеленое небо. Парижская "прекрасная эпоха", как принято называть 1900-е гг. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Париж осветил мой мрачный мир словно солнцем.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Обратить внимание на теоретические труды В. Кандинского «О духовном в искусстве», «Ступени». Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках.
Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Он писал портреты, обнаженную натуру, но главным его жанром был пейзаж. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Они вспомнили о детском рисунке.
Р. Дюфи прославился как выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Фовизм (отфр. fauve— дикий)— направление во французскойживописи концаXIX— началаXX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены наосеннем салоне 1905 года. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Так же лицо человека на переднем плане написано зелёным цветом.
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. На скале растут редкие деревья. После окончания гаврской художественной школы О. Фриз получает стипендию, позволившую ему продолжить своё обучение в парижской Академии. Он был просто эстетическим протестом против художественного наследия 19 века, утверждением самодовлеющей новизны живописных приёмов.
В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Разнообразные позы, не повторяющиеся, строго подчиненные ритмичному началу. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Каждому из них были близки свои принципы. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины».
Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк). В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. В их полотнах преобладали чистые цвета.
Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». То розовея, то набирая силу, алая краска течет и переливается. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. художник напишет романтические виды ночного города, пронизываемые фосфоресцирующим светом ("Ночной Париж", 1937). Предпочтение отдавалось пейзажам интерьерам, композициям с фигурами. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух.
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530).
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. движением «Новые дикие». В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Формы и объемы предметов были искажены.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Одну из них произвело появление фовизма (от фр. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Фовисты любили оттенки пурпурно-красного и фиолетового, которые нередко заменяли черные тона.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Но весь этот набор обычных предметов увиден Матиссом по-новому. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы. Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению.
Ван Гога и Гогена, которые помогли ему найти свой стиль. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета.
Дополняет образ – острота ритма. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). 1912 «Старый мост в Кане», 1910).
Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906).
Новое течение во французской живописи просуществовало недолго — с 1905 по 1907 год. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т.
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Влияние японского и африканского искусства. Пусть это будет мансарда художника. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Мазок не скрыт, наоборот, он акцентирован.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Антивоенная тема в произведениях «Резня в Корее» (1921), панно капеллы в Валлорисе «Война» и «Мир» (1954). В экспрессионизме было много противоречий. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
В 1920-е гг. Но они казались все же слишком традиционными. Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". Практически в стороне от всяких течений оказывается Руо. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство».
Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов. Упрощенные очертания. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французскийкритикЛуи Восельназвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Примерно также могли сказать и другие.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. С одной стороны, они почитали импрессионистов как первооткрывателей красоты момента и чистоты банальности. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». О Матиссе будет сказано отдельно. Советский искусствовед М. В. Он старательно и увлеченно, с полнейшей искренностью играл роль "культурного героя", то есть делал то же самое, что и Сезанн и Ван Гог.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Рисовать Матисс начал довольно поздно. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Принцип выражения преобладает над изображением.
" Исследователи видят в них свидетельство его преклонения перед представителем «философии жизни» и интуитивизмаАнри Бергсоном, который утверждал, что – Действительность, творящаяся у нас на глазах, эстетична, она — произведение искусства, неизмеримо более богатое, чем шедевр величайшего художника. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Они сделали цвет основным изобразительным средством и не стремились реально отражать окружающий мир. Очень распространены мотивы боли и крика.
Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Матисс усиливает и акцентирует цвет и предпочитает писать плоскостно. Реакция критиков была неоднозначной. Она – в композиции моей картины.
«Гавань в Провансе» – Картина достаточно условна по своей манере. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции – все имеет значение. Этот приём использован Шагалом во многих его картинах.
им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции. На полотне представлен идеализированный образ местечка, где вырос художник. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Лидерами направления можно назватьАнри МатиссаиАндре Дерена. Яркие чистые цвета совмещаются с большими белыми цветовыми пятнами. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Но, увидев свет, я не забыл мир, в котором родился. Художник говорил: «В России моим картинам не хватало цвета.
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Он как бы забывал о том, что он умеет.
Знакомство с Пикассо и его бато-лавуаровским окружением меняет творческую манеру художника. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Нельзя не упомянуть Ван Гога, творчество которого подарило высокую температуру живописи, свободный и независимый мазок, а также непринужденное обращение с пространством и деление предметов в цветовые пятна. Брак становится правоверным кубистом, близок к кубизму и Андре Дерен. les fauves). Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Он был исключительно предусмотрителен и осторожен и не желал, чтобы его смешивали с бунтовщиками и безобразниками, которые то придумывают какой-то нелепый и вызывающий кубизм (который коробил Матисса), то пускаются на поиски неконтролируемых энергий подсознания и сюрреалистических дикостей. Он добивался того, чтобы рациональный контроль не мешал бы потоку чистого безотчетного самозабвения. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Группа увеличивалась.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Эстетические принципы искусства А. Матисса. Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией.
Напротив, я увидел его ещё яснее». Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
Рассказать о деятельности художественных объединений «Мост» и «Синий всадник» выявить основных представителей этих объединений. Это было реакцией современников на поразившую ихэкзальтациюцвета, «дикую» выразительность красок. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком, а также художниками монмартрской группы Бато-Лавуар. Он умер в 1954 году. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой.
Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Картина «Авиньонские девушки» (1907-1908) – начало кубизма.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Главное – добиться максимальной энергии красок.
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Монументально-декоративные произведения художника: оформление «Капеллы четок» в Вансе (1948-1951).
Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Оно отчетливо обозначает вторую, отличную от Матисса, тенденцию внутри этого течения.
Так состоялся «первый разговор фовизма». Декоративными работами являются панно "Танец" и "Музыка" (1910), написанные Матиссом для украшения московского особняка Щукина. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. 2. 6) Она была написана год спустя после приезда в Париж. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Излюбленный мотив художника – виды Парижа, его мосты, набережные Сены. Сформировать представление об экспрессионизме (1905 – 1920-е годы). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни».
Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Художник прожил очень долгую жизнь. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. В создании Осеннего салона также принимали участие Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Одилон Редон и Эдуар Вюйар. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Дополняет образ острота ритма.
Излюбленной темой художника была женская модель. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
Красные изгибающиеся стволы деревьев на первом плане сразу же задают нервный напряженный ритм. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Панно «Герника» (1937) и его значение в развитии современного искусства.
Царствует замедленное, неторопливое движение, почти покой. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Мерцающие красочные массы в импрессионистических «снимках» потока реальности вызвали обеспокоенность художников.
Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. Современники вначале были буквально шокированы плоской "раскраской" огромных холстов и "линиями толщиной в палец". Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Проще говоря, на картинах фовистов нос женщины вполне мог быть изображен зеленым, если в таком цвете работа выглядела более экстравагантно.
В самом конце XIX— начале XX в. Матисс проявлял особый интерес к творчеству Сезанна. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. Такая обобщенность формы не предполагала светотеневых характеристик, вот таким образом воздушная среда и перспектива интересовали мало. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Творчество Пабло Пикассо (1881-1973). Произведения «голубого» и «розового» периодов: «Свидание» (1900), «Женский портрет» (1902), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Странствующие гимнасты» (1905), «Девочка на шаре» (1905). Сложности тональных отношений стали казаться скучными в сравнении с интенсивными звучаниями «варварских» гармоний. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Дополняет образ острота ритма. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Она ни в коем случае не является отражением натуры, но вместе с тем вдохновлена ею. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ).