Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. движением «Новые дикие». Дополняет образ острота ритма.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Изображение интерьера — жанр живописи. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Дополняет образ – острота ритма. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М.
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве. Фовизм (от фр. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Рисовать Матисс начал довольно поздно.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Жил Матисс в это время трудно.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Углы комнаты даёт другим цветом.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы.
Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. les fauves). Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Такой, какой был у Матисса в его доме. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Зачем. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Холст, масло. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. А так как каждый из этих художников обладал яркой индивидуальностью, то и миры, созданные ими, были абсолютно индивидуальны.
Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо.
Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: "Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски". Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Разумеется, это иллюзия. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). На скале растут редкие деревья. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Другое название этой работы – «Десерт». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества.
В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Исчезают стул и обои. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I. Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Художник прожил очень долгую жизнь. Эта дружба в его судьбе значила многое. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония инструментовка. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком, а также художниками монмартрской группы Бато-Лавуар.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Но после 1907 года объединение распалось.
сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок.
Ковёр на этой картине – реальный. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. На фоне мирового искусства творчество Штеренберга выделяется особенным своеобразием. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». — раздельных точечных мазков. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. «Натюрморт» – слово французское, в буквальном переводе означает «мертвая натура».
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции – все имеет значение. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Доминика и Девы Марии. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение и это мнение выражено им очень убедительно. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Излюбленной темой художника была женская модель. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
и вакханалии. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он умер в 1954 году. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть.
для собственного дома в Москве. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры». Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Стайны подружились с художником. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Художественное образование получил в Париже. Тема панно — танец. Она – в композиции моей картины.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Другая мощная школа натюрморта известна под названием «голландский натюрморт». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
Но об этом уже сказано в других разделах. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.