Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Преподавание велось на некоммерческой основе. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912.
260 х 389 см. Холст, масло. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Особенного внимания заслуживал его мазок.
Его незаконнорожденная дочь Маргарита также была взята в семью. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Он знакомился с художниками разных стран. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Пикассо. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма.
Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Картина Мориса де Вламинка Цирк, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Стайны подружились с художником. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Его название произошло от французского слова fauve -- «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. «Я очень люблю танец. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Углы комнаты даёт другим цветом. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Дополняет образ – острота ритма. Тема панно – танец. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Определение, подхваченное Матиссом, прижилось.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники -- приверженцы нового искусства. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие.
На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Исчезают стул и обои. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Чтобы передатьритмику танцабыли использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма». Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Но после 1907 года объединение распалось. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Такой, какой был у Матисса в его доме. Не было и группы как таковой. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Родился в бедной многодетной семье. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха.
После осознания в 1910-е гг. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Доминика и Девы Марии. В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
А. Матисс «Музыка» (1910). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ».
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). fauves).
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Ж. Помпиду). В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Зачем.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Символика картины – в этом танце союз Земли и Неба. Лидер течения фовистов. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Фовизм Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Так и случилось. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Ковёр на этой картине – реальный. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Но об этом уже сказано в других разделах.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Ж. Помпиду, Париж).
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. (Donatello parmi les fauves). В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Другое название этой работы – «Десерт». Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Дополняет образ острота ритма.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Все люди на картине находятся в неподвижности. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Она – в композиции моей картины.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Это панно было создано по заказу русского художника Щукина для его дома в Москве. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Холст, масло. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Речь идет о фовизме. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. Холст, масло.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: Донателло среди диких. Жил Матисс в это время трудно. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
В настоящее время существует в двух версиях. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. У фовизма не было определённой осознанной программы и морально-философской окраски, как, к примеру, в немецком экспрессионизме. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм» В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Анри Матисс. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
«Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Искусство стало отвлеченным. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Его модель Каролина Жобло (фр. Разумеется, это иллюзия.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Манген, К. ван Донген и другие. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
«Мне стало неинтересно копировать предмет. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Тема панно — танец. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.
На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы.