Неординарность и особое видение мира новаторов поразили всех посетителей салона настолько, что за авторами картин закрепилось и необычное название «фовисты». Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Тем не менее, со временем картины фовистов получили огромную известность во всем мире.
Вошедшие в эту группу художники – Андре Дерен, Жорж Руо, Морис де Вламинк, Шарль Манген, Жан Пюи, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие и их «предводитель» Анри Матисс – впервые заявили о себе на Осеннем Салоне 1905 года в Париже. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Моя форма меня убивает.
Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией. В 14 лет родители отправили его учиться к витражисту Хиршу, чтобы юноша получил профессию художника по стеклу и реставратора. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он.
Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». После осознания в 1910-е гг. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли.
Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»). Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Сезанн был учителем всех фовистов. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Фовизм был первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившеготрагическое одиночество художника в XX столетии. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves).
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы.
Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Они буквально взрывались от света. Советский искусствовед М. В. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Зеленый цвет носа женщины переходит в красный цвет щеки, зеленый цвет плеча – в красный цвет шеи, явно независимо от освещенности. Их картины отличаются повышенной светоносностью. Некоторые искусствоведы считают, что фовисты были в одном шаге от абстракционизма, но шага этого они не сделали, оставаясь в рамках своего метода.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. В 1950—1960-хгг. О Матиссе будет сказано отдельно. Основное ядро фовистов не так уж сразу приняло новое имя, да и учтем, что подлинного родства между ними было все же не так уж и много, что особенно ясно, если сопоставить творчество Матисса и Руо, Марке и Дерена, Дюфи и Вламинка.
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Его картины отличаются броскими элементами, яркими и насыщенными мазками. А. С.
Около двух лет группа выступала совместно. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер.
Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства. К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др. Его «Купание в озере» по настроению напоминает мистическую сцену. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
Группа увеличивалась. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом».
Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. Манген, К. ван Донген и другие. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Сдержанный темперамент мастера проявился в особом «минимализме» выразительных средств, однако каждая линия или мазок у него не случайны, глубоко продуманны. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). В 1905г.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр».
А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. Фовисты считали деформацию одним из необходимых приемов творчества, достигая ее преимущественно нарочитым изменением цвета. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
(Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
увлечение письмом точками, пуантилью, которую впервые стали использовать неоимпрессионисты Ж. Сера, П. Синьяк и А. Э. Кросс. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена.
Дополняет образ острота ритма. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. «О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Эти мастера в своем творчестве одновременно следовали традициям импрессионизма и постимпрессионизма, в особенности живописной экспрессии ван Гога, цветовым опытам неоимпрессионизма (Жорж Сёра, Поль Синьяк. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Также Кес ван Донген стал обладателем ордена Почетного Легиона и орденом Короны Бельгии.
Я ее слишком вижу. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. движением Новые дикие. Реакция критиков была неоднозначной. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
Художника Луи Вальта нельзя полностью причислить к фовистам, однако принципы работы с цветом в его произведениях очень близки взглядам «диких». В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими.
Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Дополняет образ – острота ритма.
Ж. Брак стал кубистом. На скале растут редкие деревья. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Душой группы был молодой Анри Матисс.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: Донателло среди диких. Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей, романского искусства, другие — из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и дерзкий, вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: синтетизма П. Гогена и егопонт-авенской группы, экспрессионизма В. Ван Гога, декоративного пластицизманабидов. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Руо принимается за создание картин-притч. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Их произведения спровоцировали скандал: один критик даже сравнил молодых бунтарей с дикими зверями. О. Фриеза. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Особняком в группе фовистов стоит Альбер Марке.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Шедевры «парижской сюиты» Марке соседствуют в экспозиции с его трепетными морскими пейзажами («Порт в Онфлере», 1911), наполненными воздухом и светом.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной».
Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами. Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился.
Она – в композиции моей картины. Влияние фовизма прослеживают в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Фернана Леже, Робера Делоне и многих других.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Но после 1907 года объединение распалось. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Тема панно – танец.
Постепенно объемность исчезает из их полотен. Он проявился в искусстве как яркий, но кратковременный всплеск. Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Так в искусство XX века было введено понятие самовыражения художника, которое отчетливо противопоставлялось реалистическому художественному методу. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе».
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж).
В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях мира, в том числе и Государственном музее Эрмитаж в Петербурге, где зрители могут увидеть сразу шесть его работ. То же говорил и Матисс. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530).
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность».
В морозовской галерее он по праву соседствовал с Дереном и Вламинком. Фовизм (от фр. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Светло-синяя полоса залива, белые здания на берегу и закрывающая небо огромная скала выполнены в примитивной манере.
Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ). Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби».
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. В этом они видели своего рода подвиг живописца. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Я вижу свою форму. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Но они казались все же слишком традиционными. Они вспомнили о детском рисунке.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Критики говорят, что навыки живописи по стеклу существенно повлияли на стиль художника: тяжелые черные контуры и светящиеся краски станут вскоре его визитной карточкой.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Краски становились патронами с порохом. Родился в бедной многодетной семье. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Фриез, Ж. Брак, А. Ш.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. В Париже, в Осеннем салоне 1905 г., были выставлены картины группы художников-колористов, поразивших зрителей резкостью и смелостью сочетания цветов. Главное — добиваться максимальной энергии краски.
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется».
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. Так состоялся «первый разговор фовизма». (Donatello parmi les fauves).
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Иконография фовистов традиционна и продолжает традиции XIX в. Главным жанром представляется пейзаж, авторитет которого вырос со времен романтизма, барбизонской школы и импрессионизма. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Тут особо много значил пример Ван Гога, выставка работ которого была открыта в 1901 г. у Бернхейма-жён.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру.
Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Критики расценивают производившуюся фовистами деформацию как высшее достижение художественного творчества, как воплощение в искусстве философского идеализма: «Классики, – пишет французский историк искусства Б. Дориваль, – открывали порядок, фовист изобретает порядок, который, с полным презрением в отношении действительного, рассматривает его только как материал, служащий человеку-творцу. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
Ж. Руо оставался вне всяких течений. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Излюбленной темой художника была женская модель. Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе».
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось.
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Матисс разрабатывал декоративный стиль. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приемов, но и преобразование классической стратегии искусства. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности.
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). В Галерее фовисты представлены рядом выдающихся произведений из собраний С. И. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Щукина и И. А. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Пластические ценности формы, конструктивность, колористическое единство произвели большое впечатление на всех бывших участников Салона 1908 г. Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к формульности. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Композиция – это искусство аранжировки различных элементов декоративными приемами, которыми располагает живопись для выражения своих чувств. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Свои эксперименты в области цвета фовисты проводили во имя поисков новых выразительных средств, для усиления красочности, эмоционального и эстетического воздействия живописи.
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма.
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных».
движением «Новые дикие». Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Каждому из них были близки свои принципы. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Тем не менее именно этот локальный на первый взгляд, эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Художников стали называть фовистами. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Анри Эдмон Кросс) и «варварству» экзотизма, воспринятого сквозь призму творчества Поля Гогена. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XXвека. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма.
Искусство стало отвлеченным. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма.
Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника – передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин.
Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. В отличие от выставки 1905 года, где фовистам была отведена маргинальная и провокационная роль, Осенний салон 1906 года стал моментом безоговорочного признания движения. Но после 1907 года объединение распалось. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Холст, масло.
Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts).
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. К основной группе присоединились голландский художник Кес ван Донген, французы Р. Дюфи, Ш. Комуэн, М. Марино, А. Марке, Ж. Брак. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок.
Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Художники-фовисты не признавали никаких, прежде установленных европейской живописью законов: наложения светотени, перспективы, смягчения или сгущения цвета, а также рисунка как первоосновы для всей структуры картины.
Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты.
Морозова, отражающих индивидуальность каждого художника. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории.
Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк.
Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Первым новаторским течением ХХ столетия стал фовизм (от французского fauve – дикий). Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Примерно также могли сказать и другие.
К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье). Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Особую известность заслужил благодаря своим портретам женщин.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.