Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Любопытно, что название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Другой фовист – М. Вламинк – на короткое время заинтересовался кубизмом, однако художественная манера нового направления его также не удовлетворила.
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Художники-фовисты были новаторами, они изображали мир субъективно, сквозь призму своего видения, поэтому и каждый из миров фовизма в живописи, отраженный в полотне того или иного творца, носит свой индивидуальный и неповторимый характер. Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом.
Для фовистов устроили очень ловкую перетасовку их картин. Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре. Кроме Анри Матисса речь о котором пойдет позже, к фовистам можно отнести таких художников : А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 80 -90-е гг.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира. Фовисты попытались изобразить некий взрыв объектов, стремясь раздвинуть мировые границы и отразить что-то мистическое и беспредметное.
Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика) и невовлеченность в социально-политические процессы. Название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году.
Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами. Фовисты тяготели к лаконичному рисунку, сюжет в их произведениях не играл никакой роли. Фовисты не имели общей эстетической программы их объединял декоративный характер живописных исканий. Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом — Анри Матисс.
Однако вскоре фовисты отказались от попытки освоить художественную манеру пуантилистов, так как последние, по их мнению, свели на своих полотнах все чувства к ощущению сетчатки глаза, в результате чего терялась цветовая поверхность полотна, форма и контур изображения. Для фовистов устроили очень ловкую перетасовку их картин. Особенностью его работ был монументальный характер живописи даже в тех случаях, когда речь шла об изображениях небольшого формата: Сезанн создал новый художественный норматив, который использовали и на который опирались фовисты. Тем не менее, со временем картины фовистов получили огромную известность во всем мире. Впервые фовисты представили свои произведения на парижском Осеннем салоне в 1905 году, где их отдел был назван «клеткой диких» (в буквальном переводе с франц.
Одновременно чувственно вульгарные и прохладно проницательные фовисты совершили одну из главных революций в искусстве XX века.
Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Это была судьба. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки.
Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру. " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы».
Ж. Руо оставался вне всяких течений. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). 1902 "К городу", ок. 1903). Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Свою цель в искусстве лидер фовистов определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение. Стайны подружились с художником.
Обратившись к эстетике фовизма, постимпрессионизма и кубизма, а также к приёмам русского лубка и народной игрушки, бубнововалетовцы решали задачи выявления материальности натуры, построения объёмной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, её фактурности. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. Но они казались все же слишком традиционными. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного ищущего, что было в мире искусства того времени. Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места.
"Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Все инициаторы этого направления, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, развивая каждый свою манеру письма. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами.
Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. от фр.
Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Жил Матисс в это время трудно.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф.
Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Излюбленной темой художника была женская модель. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью.
В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). О. Фриеза. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
Группа увеличивалась. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. фр. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Фовизм (франц. Их холсты – это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира используя для этого максимально простые очертания и формы.
Большим, чем во времена модерна, было увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью и, отдельно, буддийской иконографией, учившей выбору чувственных поз в трактовке человеческого тела. Реакция критиков была неоднозначной. Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В 1912 году он еще дважды ездил туда.
Фовизм (от фр. Манген, К. ван Донген и другие. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью».
В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Контур усиливал силуэтность, экспрессию.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной.
Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Ж. Руо принимается за создание картин-притч.
Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Примерно также могли сказать и другие. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Фовизм не имел четкой осознанной философской программы и был чисто эс-тетическим протестом против академизма в живописи. Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст.
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию.
То же говорил и Матисс. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Однако родители Василия в будущем видели его юристом. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции.
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. движением «Новые дикие».
Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Он виртуозно умел передать блеск шелка, бархатистость фетра огромных шляп, пудру на розовой коже. Сезанн был учителем всех фовистов. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Советский искусствовед М. В.
В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье). Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Упрощенные очертания. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них. Импрессионисты почитались как первые мастера, расширившие представления о красоте мира, но они казались уже несколько традиционными.
Но – в динамике – парные картины разнятся. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Если у обнаженных Ренуара в трактовке пластики использовались светоносные и легкие голубоватые и зеленоватые тона, то фовисты их усиливали, так что тело охристо-красное несло на себе ярко-синие и изумрудно-зеленые краски. Живописные искания "бубнововалетовцев" шли параллельно с экспериментами французских фовистов и художников немецкого экспрессионизма, в частности, группы "Синий всадник".
Осень. Лозунг фовистов "смотреть на мир глазами ребенка" не подразумевал подражания детскому творчеству. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Она – в композиции моей картины. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей».
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме».
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Остальные элементы композиции, такие, как линия контура и цветовое пятно, приобрели полную самостоятельность и стали столь лаконичны, что тяготели к перерождению друг в друга. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе.
Жизнь его была на исходе. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Нельзя не отметить увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью, а так же буддийской иконографией, которая учила в трактовке человеческого тела выбору чувственных поз. Он обособлял, отделял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки. Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. С женой Матисс виделся все реже и реже. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
(фр. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм.
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». " Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
«Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Были близки фовисты и к экспрессионизму. У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил идеалов или планов. Краски палитры стали сдержаннее. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Дополняет образ острота ритма. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи.
Ничего не представляя, оно апеллировало к чувствам зрителя, стремясь дать ему новый опыт восприятия действительности, некую особую философию духа. Художник прожил очень долгую жизнь. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Излюбленной темой художника была женская модель.
Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.
В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных.
Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. движением «Новые дикие». 1890-х – нач.
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Сходство заключено в настороженном взгляде. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»). движением «Новые дикие». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности».
Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Они буквально взрывались от света.
Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Доминика и Девы Марии. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.
движением «Новые дикие». Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг. Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого – все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения.
Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922).
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм.
Конечно, художники чувствовали себя новаторами в искусстве и им импонировала антибуржуазная политическая деятельность, тем более что обычная публика Салонов над их искусством насмехалась, обвиняя художников в нарочитом эпатировании. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Матисс разрабатывал декоративный стиль.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. 1900-х гг. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. В 1908 – 1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Фовисты решительно отвергли приемы живописи XIX в. Дерен в письме к Вламинку в 1901 г. писал: «Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк). К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген).
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга.
К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически – египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
Он умер в 1954 году. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Конечно, художники чувствовали себя новаторами в искусстве и им импонировала антибуржуазная политическая деятельность, тем более что обычная публика Салонов над их искусством насмехалась, обвиняя художников в нарочитом эпатировании.
Так состоялся «первый разговор фовизма». Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись.
Главное – добиться максимальной энергии красок. Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф.
В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Собственно говоря, живопись только начинается. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Определение, подхваченное Матиссом, прижилось.
Ребята уже давно знали друг друга. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Родился в бедной многодетной семье. Около двух лет группа выступала совместно.
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи.
Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. О Матиссе будет сказано отдельно. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». les fauves). Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня.
В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы.
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Овеществлённое, "натюрмортное" начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой".
Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии.
Wuerzburg, 1981. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж". Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле.
Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции. Они вспомнили о детском рисунке.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Фовизм (от фр. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу.
Дополняет образ – острота ритма. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Иконография фовистов традиционна и продолжает традиции XIX в. Главным жанром представляется пейзаж, авторитет которого вырос со времен романтизма, барбизонской школы и импрессионизма. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом».
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. А. С. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве.
На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Фовизм указывал на движение вперед. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани).
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Другое название этой работы – "Десерт". В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. в одном из залов парижского осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо.
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». 1977, Giry M. Der Fauvismus.
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Влияние фовизма прослеживают в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Фернана Леже, Робера Делоне и многих других. Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911).
Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. движением Новые дикие. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Все же другие мастера и особенно Матисс стали ведущими художниками раннего авангарда, подавая многим пример своей смелостью, решительностью и энергией.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей.
Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Своим ученикам он давал развиваться свободно и особенно покровительствовал колористам, сам в своих эскизных набросках используя яркие краски, свободную фактуру, неожиданные сочетания цветов. Перемены в фовизме наметились в 1908 г. Многих представителей этого течения стал интересовать кубизм. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А.
М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Тем не менее в некоторых своих разновидностях, пусть уже мало напоминающих об опыте 1910 года, абстрактное искусство существует и по сегодняшний день. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок.
Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения – фовизма. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
На протяжении нескольких лет художник самозабвенно работал с цветной бумагой и ножницами, не упуская из виду ни одной детали убранства Капеллы – вплоть до подсвечников и священнических облачений. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов).
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters.
В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода.
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Многие из группы Шату и мастерской Моро работали некоторое время в ателье Э. Карьера, где и перезнакомились.
Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Цвет использовался фовистами в его максимальном звучании: если синий, то самый синий, если красный, то самый красный – абсолютный цвет без нюансов и световых искажений.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Под влиянием живописи Сезанна он увлекся идеей изменения пространства и преобразования форм на картине: композиция, цвет и ритм настолько сливались друг с другом, что образовывали совершенное единство. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Ядро же группы выезжает всё вместе ежегодно рисовать в летние месяцы на Морицбургские пруды под Дрезден в Дангаст, что в Ольденбурге на Северном море в Восточную Пруссию, в Нидден или на балтийский остров Фемарн. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. В 1905г. Не было и группы как таковой.
стр. ). Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Тема панно – танец.
Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Не было и группы как таковой. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера.
Фовизм зародился в кон. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Двор замка", 1908). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. А так как каждый из этих художников обладал яркой индивидуальностью, то и миры, созданные ими, были абсолютно индивидуальны.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Но после 1907 года объединение распалось. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов).
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры.
Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. «Ярисую неженщину, ярисую картину». В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». сом в более реалистической манере.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных плоскостей, заключенных в обобщенный контур. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк.
Ж. Брак стал кубистом. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Он снова преподает и развивает свои идеи. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии.
Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. К ноябрю этого же года они расстаются. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Что касается работ последнего мастера, то они завораживают своей простотой и поэтическим настроением. Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году.
Дополняет образ острота ритма. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Руо принимается за создание картин-притч. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Холст, масло. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Но того ничто не могло остановить. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. «Откровение пришло комне сВостока». В 1950—1960-хгг.
Исчезают стул и обои. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д.
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.
На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Краски становились патронами с порохом.
Каждому из них были близки свои принципы. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В. Б.
Фовистов так же привлекал Восток, почиталась японская ксилография с ее чистотой линий и ясностью колористических отношений. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.