Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Мир натюрмортов фотографа Виктории Линг (Victoria Ling) наполнен яркими цветами и чистыми, простыми линиями. Фотограф из Лос-Анджелеса Стефани Гонот (Stephanie Gonot) показала серию продуктов в виде натюрмортов используя наиболее знаковые символы фаст-фуда. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Итальянский фотограф Дэн Банино (Dan Bannino) снял серию натюрмортов Still Diet, состоящую из фотографий диет знаменитостей, снятых в стиле классических живописных полотен.
Бразильский фотограф Рафаэль ДАло (Rafael DAlo)создал серию натюрмортов Тропический меры. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Угол наклона тоже важен.
Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Кто о чём, а я снова о цветах. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света.
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».
Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Технические параметры съемки так же очень важны. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Расширился и круг используемых предметов.
Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно.
Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. И вот почему. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь.
При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название.
Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Обработка в графических редакторах (Photoshop). Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи.
Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена.