Маки и васильки на ней создают контрастные по объему, форме и цвету пятна. Натюрморт с маками и васильками нередко называют неверно – картина Маки. А настроение – яркое, бодрое, летнее – создают краски, которые «перекрикивают» друг друга: красные, синие, зеленые, желтые. Один из примеров – натюрморт И. И. На нем все те же красно-желтые фрукты, которые пересекает иссиня-черная гроздь винограда.
Так выглядит картина. Ваза светится белизной на фоне пестрого сочетания цветов с фоном, освещенная ярким светом. Несколько зеленых листьев лежат на столешнице насыщенного красно-коричневого цвета. Как – неважно, важен был только шок.
На синем фоне выделяются красные головки маков. Автор использовал яркое контрастное сочетание насыщенных чистых цветов. В целом все краски «кричат». Одной из любимых была игра цвета, в особенности красного в сочетании с кобальтом, а в результате получалась пощечина общественному вкусу – слишком «простецки», грубо и примитивно все выглядело. Появилось сознательное желание «потрясти основы». Нежный светло-зеленый цвет бутонов повторяется в рисунке вазы.
Маки и васильки, каждая их красок как будто стараются выкрикнуть: «Смотрите сюда – я ярче». Машкова, полноценная картина.
Казалось бы, давшие такое название красные крупные маки должны быть центром композиции, возвышаясь над ней. Надо полагать, что они вполне выражали радостное настроение художника. Машков – яркий представитель русского авангарда. Никаких сложных оттенков и смешений. На подносе, как на вершине треугольника, взгляд останавливается. Так композиционно строится картина.
Такова картина Машкова «Маки и васильки» (точнее, «Натюрморт с маками и васильками»). Традиционно художники «Бубнового валета» воспринимались как создатели натюрмортов. Все просто, как на лубке. Они слишком далеко зашли на пути разрушения традиций.
Машков вообще был не вполне выучившийся художник (Серов отчислил его из своей студии).