Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп.
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен.
Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Подобные работы были у Альфреда Стиглица, Роберта Мепплторпа, Ирвина Пенна, Луи Жюля Дюбок-Солея и пр.
Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Со второй половины двадцатого века фотографии, выполненные в жанре натюрморт, все чаще стали использоваться в рекламной индустрии. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Для того, чтобы правильно подобрать фон, нужно учитывать следующее: фон не должен отвлекать на себя внимание, он должен содержать в себе хотя бы один оттенок присутствующий на фотографии, в большинстве случаев фон стоит подбирать без четкого рисунка. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Обработка в графических редакторах (Photoshop). А восходящие линии, пересекающие кадр с левого нижнего угла к правому верхнему создают впечатление напряжения, ожидания развязки. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».
Фотографы, работавшие на заре фотографии, вскоре после того, как появился фотоаппарат использовали, как правило, эти же предметы и снимали натюрморты обычно в помещениях, но иногда делали исключения. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Угол наклона тоже важен.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Расширился и круг используемых предметов. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой).
Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Знания первой позволят придать требуемое настроение. Технические параметры съемки так же очень важны.