Эти пятна составляют в своей смеси некий тон. На оригинале я вижу рассеянный дневной свет (возможно, от окна), а значит, нет ярко выраженных теней, как при искусственном освещении. Горничная расставляет на столе вазы с фруктами и графины с вином, экспрессивый узор на скатерти перетекает в орнамент на стене, пейзаж за окном декоративен и сочен. Я увидел пастельный, охристо-зеленый. Всякий художник во всякую последующую эпоху, берясь за жанр натюрморта, не может не иметь этого ввиду.
Один нюанс. Вытираю светлые места до белого холста. Контурный рисунок готов. Случайно или нарочно художник приравнял бокал к самым необходимым вещам. Ну, раз начали, не отступать же.
В этой-то бутылочке и заключён источник веселья и вот таким образом эта маленькая деталь становится главным акцентом в картине, активной точкой, вокруг которой разворачивается всё остальное действие. На первом плане его картины «Личные ценности» изображён бокал вместе с другими предметами первой необходимости. Он пишет непосредственно светом.
Его натюрморт «Стакан и лодка» нельзя назвать сюрреалистичным, скорее, он тяготеет к стилю импрессионизма. Открыто и радостно улыбается жена Шагала, улыбается и он сам, сидящий у неё на плечах. Николай Беляев – фотохудожник. Пустой бокал в натюрморте «Рыба» заманчиво прозрачен и кажется, что через несколько мгновений он будет заполнен из рядом стоящей бутылки, оплетённой лыком как кьянти и картина оживёт и начнётся гастрономическое действие. В этом полотне прославленный лидер фовизма передаёт свои эмоции через цвет и форму.
Картины Виктории Кирдий и Марии Каминской называются одинаково просто: «Красное вино», но способы выражения абсолютно разные. Эдуард Мане стоял у истоков импрессионизма. Это, кстати, усложняет задачу написания, нежели с контрастом света и тени. Маринист Иван Константинович Айвазовский рисует ожидаемые сюжеты: морские волны, кораблекрушение, луч света, который как надежда на спасение появляется из-за мрачных туч Но обратимся к малоизвестному полотну Айвазовского «Возвращение со свадьбы». Совсем другими эмоциями наполнена картина Анри Матисса «Красная комната».
«Фотография» и есть «светопись». Ещё две бутылки «уходят» за мизансцену, но взгляд успевает уловить и цвет и прозрачность их содержимого. Его кисти и палитра – его объективы и светофильтры. В жанре натюрморта он был непревзойдён. «Лазурью души изливающейся на холст» охарактеризовал своё творчество самый известный авангардист 20 века Марк Захарович Шагал.
Можно приступать к тонированию холста (имприматура). Вряд ли когда в истории человечества натюрморты писали лучше, чем это делали голландские мастера 17 века. В его «Двойном портрете с бокалом вина» он восторженно воспевает свою привязанность к жене, ставшей ему настоящей музой. Бельгийский сюрреалист Рене Магритт прославился изобразив трубку с подписью «Это не трубка» (Ceci n39est pas une pipe), заставляя зрителя не верить глазам и опровергая привычный взгляд на вещи.
Сила его картин в мощном подтексте, который будет в человеке мысль, вызывая чувство сопричастности и помогая найти новое осмысление привычных вещей. Как я это делаю. В «Натюрморте с бокалом» нет привычных хаотичных мазков, здесь отчётливо различима и форма бокала и дерзкий фиолетовый цвет. Прозрачное красное вино своим клубничным цветом более всего похоже на Пино Нуар.
Коллекционирование вин, помимо антикварных вещей – давнее хобби художника. Наиболее выдающийся практик сюрреализма – Сальвадор Дали. Вся картина в легкой атмосферной дымке. Прищуриваю глаза, чтобы не различать мелких деталей и вижу только цветные, крупные пятна. Он видел красоту в обычных предметах и умел её передать так, чтобы у всех захватило дух. Полотно Людмилы Скрипченко «Брызги красного молодого вина» похоже на живопись авангардистов, а винная тема в творчестве Леонида Афремова, Александра Сигова и Сергея Минаева звучит настолько по-разному, что картины сложно сравнить.
Сразу по сырой имприматуре я закрашиваю умброй жженой (коричневый цвет) темные участки картины. Они вписаны в пространство комнаты с изменёнными пропорциями. Это картина – лирический гимн любви и нежности.
Возникает вопрос. В натюрморте ещё одного из основателей импрессионизма Клода Оскара Моне предметы не имеют столь наглядной реалистичности, а написаны более смелыми мазками. Смотрите обязательно в крупном масштабе – кликайте по картинке.
Центральное место картины занимает бутылка с красным вином и бокал. Не потому ли древнегреческий писатель Лукиан выдумал волшебное море из молока и в нем — остров из огромного сыра, поросший виноградом, а Боккаччо фантазией своего персонажа в одной из новелл «Декамерона» создал сказочную гору из тертого пармезана. Полотно «Натюрморт с бутылками» свидетельствует о неподдельной искренности и зоркой наблюдательности художника.