Энциклопедия живописи представляет собой энциклопедический словарь терминов, содержащий на текущий момент более шестисот статей.
Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. В 1960—70-х гг. Y., 1960. В 1912г. 289), «Снедь московская.
В других усадебных постройках можно увидеть крестьянские художественные изделия из дерева, работы абрамцевской столярной мастерской. Шибанов) и натюрморт («обманки» Г. Н. Теплова). (Учебные материалы) 1977 Шорохов Е. В. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны.
Крупнейшие художники Возрождения — Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т. н. живопись постмодернизма, на первый взгляд обращённая к классической традиции, на самом деле представляет собой эклектическую игру, нарочитое, подчёркнуто контрастное соединение авангардных течений и современных технологий с внешними приёмами и стилями искусства прошлого (картины С. Киа, Ф. Клементе, К. М. Марини, М. Паладино, Ч. Саймондса и др. ). 1524г. ) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598—99, где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Станковая живопись (смотри Станковое искусство), напротив, самодостаточна изолирована рамой.
Мясо, дичь». В Ж. ярко проявляются те общие свойства искусства, благодаря которым Н. Г. Чернышевский назвал его «учебником жизни». Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Монументальная живопись (смотри Монументальное искусство) тесно связана с архитектурой, украшает общественные и частные здания – храмы, дворцы, стадионы и т. п. Она может размещаться как снаружи здания (живописный фриз, мозаичные или майоликовые панно на фасаде и т. п. ), так и в интерьере (панно, десюдепорт, плафон). В любительских спектаклях участвовали также К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин.
усадьбу приобрёл писатель и театральный критик С. Т. Аксаков, создавший здесь многие свои произведения («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника). В 1918—20гг. И. Иванов, В. К. Шебуев). Основные виды Ж. — фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку) иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д. Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея), Ф. С. В 1880—90-х гг.
Дружба со знаменитыми флотоводцами, глубокое знание оснастки парусного флота и личное участие в боевых действиях позволили художнику соединить в картинах на темы побед русского флота романтическую взволнованность с документальной точностью («Большой рейд в Кронштадте», 1836 «Чесменский бой», 1848 и др. ). Lexikon der Stilbegriffe, Mьnch., 1957 Slownik terminologiczny sztuk pieknych, Warsz., 1969. Главой «бунта 14-ти» и инициатором создания Артели и Товарищества был И. Н. Крамской. 1675). М., 1980 Технология исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / Под редакцией Ю. И. Гренберга.
В мастерской-студии экспонируются майолики Врубеля. Балла, У. Боччони, К. Карра, Дж. 6th ed. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. М., 1962 Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. 1636, Дрезден, Картинная галерея).
Эффект света настолько великолепен, что на мгновение затмевает для зрителя трагизм гибели. Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. В 1839г.
Работа над картиной заканчивалась лессировкой (нанесением прозрачного слоя масляной краски), а после высыхания, как правило, картина покрывалась лаком, защищающим красочный слой от внешних воздействий. М. Шилов), возрождение позднеакадемической исторической живописи, портрета и иконописи (И. Из Нидерландов началось распространение новой масляной техники по всей Европе. В период александровского классицизма (ампира) исторические художники писали картины героического содержания на темы отечественной истории, композиционным построением уподобленные античному рельефу (А.
Утончённая «светопись» отличает произведения Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю, А. ван Остаде. Oxf., 1993 idem. Цвет в живописи. Художники сознательно дразнили публику. АВАНГАРДИЗМ (от франц. В Ж. многих модернистических течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами.
В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя. В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (например, революционно-демократическая монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. В 17—18 вв.
История развития живописи. Знаменитый портрет дочери С. И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. В ранних формах станковой живописи и в иконописи применялась темпера (смотри Темперная живопись), сохранившая свою роль и позднее. Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон.
Представители австро-немецкого экспрессионизма (М.
В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ). В голландской живописи 17 века сложилась разветвлённая система жанров и субжанров живописи (пейзажи, натюрморты, бытовой жанр). В пейзаже акцентировались приметы нового времени: промышленные сооружения, железнодорожные пути, мосты и т. п. Вершины живописи этого времени находятся, однако, вне официоза – это полотна М. В. Нестерова и П. Д. Корина на темы православной Руси, духовной жизни интеллигенции работы А. А. Пластова, посвящённые современной деревне, также творчество В. Н. Яковлева и др. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15 – 16 вв. иД. Д. Бурлюк «Пощёчина общественному вкусу», 1912).
Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненных алла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом. В гости к Аксаковым приезжали и подолгу жили писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, поэт Ф. И. Тютчев, славянофилы А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, братья И. В. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Происходит оживление салонной живописи, прежде всего портрета (А.
Как и др. Начало кружку было положено в 1872г. Живопись стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии) по технике и материалам (акварель, тушь на бумаге или шёлке) граничит с графикой характерное для буддизма созерцание природы привело к возникновению особой системы жанров, включающей как виды обширных пространств (горные пейзажи), так и отдельные изображения мелких деталей (ветви и листья растений, цветы, птицы и др. ). «Графика»). В Италии художники флорентийской школы (Мазаччо, Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Доменико Венециано), работая в традиционных техниках фрески и темперы, стремились к усложнению и смешению цветов, что стало возможным при использовании масляных красок.
П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. решением Наркомпроса здесь был образован Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Современные художники чаще всего используют масляные краски.
Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. Г. Варнек, О. А. 17 век – время расцвета станковой живописи в европейском искусстве. К началу 16 века масляная живопись стала общеупотребительной техникой. Сама техника была известна в Европе и ранее, но её особенности (многослойность, смешиваемость слоёв, полупрозрачные лессировки) были раскрыты Я. ван Этом.
вПариже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. была широко распространена в искусстве главным образом капиталистических стран. Сами произведения Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны однако Ж. может передавать не только состояние совершенной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д. ) в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. процветает монументально-декоративная Ж. (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзионистических эффектов интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. АБРМЦЕВО, усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области, построенная в 18в.
По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40—8 тыс. В 1843г.
М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Древнегреческая вазопись, а также римские копии живописных произведений (смотри Помпеи) позволяют предполагать, что качество древнегреческой живописи было очень высоким.
В 1960-е гг. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж. изобразительно-декоративные задачи. В первобытной культуре были открыты два основных способа изображения – знаковое (солярный знак, спираль, волнистая линия) и близкое натурному впечатлению, жизнеподобное (изображения животных в пещерах палеолита, выполненные цветными глинами двух-трёх оттенков). вкачестве пенсионера АХ находился за границей, где создал ок. В предвоенное десятилетие формируется социалистический реализм. По этой классификации в разряд графики попадает не только карандаш, сангина и уголь, но и акварель. Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира.
Стремление познать душу человека в её динамике изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своём искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов). Возникающий в результате характер поверхности красочного слоя – фактура – также является выразительным средством и нередко специально обрабатывается художником. М., 2002 Мастера мировой живописи XIX-XX вв. Итальянский футуризм (Дж. Древнерусская живопись преемственна византийской памятники изобразительного искусства Древней Руси, созданные византийскими мастерами, стали образцом живописного оформления храма, основой иконописного канона, приёмов изображения, технологии живописи (мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, 11 век).
Настаёт новый день, поднимается солнце, пронизывая яркими лучами грозовые мчащиеся облака и неумолимо надвигающийся последний, чудовищный «девятый вал». Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. 1-2 Дмитриева Н. А. Изображение и слово. Живопись утверждается как средство целостной организации архитектурного пространства.
Статьи справочников обычно подряд не читают – ими пользуются в необходимых случаях. Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. В странах Древнего Востока монументальная живопись существовала для культовых целей. во время Кавказской войны (1817—64) принял участие в морских десантных операциях и познакомился с адмиралами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым и В. А. Корниловым. Жерико, Э. Делакруа, Ф. О. Руте, К. Д. Фридрих, У. Тёрнер). 1880-х гг.
Лит. : Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. А это всегда граничит с мировоззрением художника, определенными идеями, переживаниями. Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». Главная особенность «Современной иллюстрированной энциклопедии» состоит в том, что это не собрание книг с весёлыми картинками, занятными рассказами о мировой цивилизации, науке или искусстве, а научное справочное издание. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Члены «Маковца», а также К. С. Петров-Водкин и В. А. Фаворский, развивавшие классические традиции в новых условиях, стали представителями неоидеализма в отечественной станковой и монументальной живописи.
1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. Тома энциклопедии в сжатой форме охватывают все основные области человеческого знания: науку, технику, культуру искусство, религию.
Наиболее обширная и разносторонняя из энциклопедий художественных – Энциклопедия мирового искусства (Encyclopedia of world art, v. 1-15, N. Y. -Toronto-L., 1959-68 в итальянском издании – Enciclopedia universale dellarte, v. 1-15, Venezia-Roma, 1958-67), выпущенная при участии учёных многих стран мира, в том числе СССР. Лишь в конце 19 — начале 20 вв. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535—41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне.
Богаче изобразительные возможности тональной Ж. (см. Реформатором батального жанра стал В. В. Верещагин. Е. Маковский, В. Г. Перов, И. М. Прянишников). Отдельные статьи поясняют важнейшие искусствоведческие термины.
В 1833г. Айвазовский никогда не писал море с натуры, считая, что «движения живых струй неуловимы для кисти». На загрунтованный холст красками наносится изображение. Большого развития реализм и натурализм достигли в искусстве Франции (Г. Первым из итальянских художников непосредственно обратился к смешанной, темперно-масляной технике Пьеро делла Франческа. Во многих портретах на первый план выступает присущее советской Ж. жизнеутверждающее начало (например, в произведениях П. П. Кончаловского).
Вазари и нидерландец К. ван Мандер, предшествовал биографическим словарям XVIII в. : Портативный словарь изящных искусств Ж. Лакомба (Lacombe J., Dictionnaire portatif des beaux-arts, P., 1752), Всеобщий словарь художников И. Р. Фюсли (Fьssli J. R., Allgemeines Kьnstler-Lexicon, Z., 1763), Словарь изящных искусств, основанных на рисунке Ф. Милициа (Milizia F., Dizionario delle belle arti del disegno, v. 1-2, Bassano, 1797). Расширяются связи Ж. Европы и др.
Поллок, А. Горки и др. ), фиксирующий подсознательные импульсы в виде беспорядочно нанесённых на холст цветовых пятен поп-арт (Э. Старые европейские мастера. Н. Иванов, Г. М. Коржев, П. Ф. Никонов, П. П. Оссовский, Т. Салахов и др. ). В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности».
абстракционизм распространился во многих странах Запада. Том содержит научную и вместе с тем живо и эмоционально изложенную информацию об основных художественных стилях и направлениях, как классических (барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм импрессионизм), так и авангардных (абстракционизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм, модернизм и др. ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). Классицистические ведуты Ф. Я. Алексеева и «идеальные пейзажи» Ф. М. Матвеева сменились натурными этюдами Сильвестра Ф. Щедрина, романтичными маринами М. Н. Воробьёва и его школы (И. Камерный и парадный портрет, наряду с культовой и декоративной живописью, получил дальнейшее развитие в искусстве середины 18 века в творчестве И. П. Аргунова (смотри Аргуновы), А. П. Антропова, И. Я. Вишнякова. До XV – XVI вв.
В многочисленных живописных циклах в церквах и капеллах были намечены пути преодоления условности средневекового искусства за счёт освоения реальности (смотри Чимабуэ, Джотто, П. Каваллини). Над изображениями войны помещены религиозные сцены. Главный герой картины – могучий, грозный океан. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок. Собственно энциклопедии художественные, содержащие разностороннюю информацию, выходят с XVIII в. : Методическая критически обоснованная энциклопедия изящных искусств П. Дзани (Zani P., Enciclopedia metodica critico-ragionata delle belle arti, v. 1-8, Parma, 1794). Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы.
Однако статуя Птаха, таинственного, подземного божества, всегда оставалась в тени. Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). илл., стр. По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов) иконопись миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д. ).
20 в. Храм Рамсеса II, открытый швейцарским исследователем И. Л. Буркхардтом в 1812г., был посвящён богу Амону-Ра и назывался тронным именем Рамсеса – «Усер-маат-Ра» («мощна справедливость бога Ра»). Ретроспективная тенденция «мирискусников» разовьётся в неоклассицизм школы Д. Н. Кардовского (В. М., 1996 Мастера мировой живописи XI- XVIII вв.
Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Жанр жизнеописаний, начало которому в XVI в. положили итальянец Дж. Среди терминологических словарей XIX-XX вв.
Уорхол, Р. Раушенберг), перефразирующий образы массовой культуры (рекламы, комикса и др. ).
Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14в. ). Эта техника прочно утвердилась в работе с натуры над этюдом, на пленэре.
Н. Шухаев, А. Е. Яковлев). Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. (XX век – Европа, XIX век – Европа) 1977 Жантон И. Йожеф Риппл-Ронаи Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927) вошел в историю венгерского изобразительного искусства как художник большего и разностороннего дарования. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
В часовне церкви находится усыпальница семьи Мамонтовых. Стиль модерн, неоромантичная и неоклассическая тенденции интерес к культуре прошлого объединяют художников «Мира искусства» (Л. Проникновенные образы родной природы мы встречаем и во многих работах таких мастеров советского пейзажа, как И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов, в картинах Г. Нисского, А. Дейнеки, Ю. Пименова и ряда других художников. Вальдмюллер, К. Шпицвег и др. ).
В Древнем Египте была разработана техника восковой живописи (энкаустики), которой широко пользовались древнегреческие мастера (в том числе в монументальной живописи) впоследствии эта техника встречалась редко, однако используется и доныне. Ученики С. К. Зарянко составили московское ядро передвижников (В. дважды становилась центром культурной жизни России.
Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»).
Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы) венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвлечённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания) в неолитических изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек. М., 1974 Волков Н. Н. Композиция в живописи. В этот период выявляются различия в отношении к изображению в Византии и на Западе.
Живопись бидермайера, опоэтизировавшая обыденную жизнь, обращена к действительности (Ф. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. АЙВАЗВКИЙ, Гайвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же), русский художник и график, маринист, представитель романтизма. В период 1917-32 годов складывается множество художественных группировок: одни претендуют на революционную новизну формы (Общество художников-станковистов, «Октябрь», Российская ассоциация пролетарских художников и др. ), другие, довольствуясь новизной только в сюжете, в стилистике придерживаются традиций передвижников (Ассоциация художников революционной России), третьи заботятся о сохранении достигнутого художественного уровня («Четыре искусства»). Искусство ещё не выделилось в самостоятельный вид деятельности, не было и развитой системы организации изображения (определения его центра и границ), т. е. композиции. В 17 веке на Руси начинается становление светской живописи (декоративные росписи в палатах), получает распространение парсуна – переходная форма между иконой и портретом. В искусстве 20 века широкое распространение получила акриловая живопись.
делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна») обновляются и технические средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж. Реалистическая Ж. в конце 19—20 вв. Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Особенно потрясла зрителей своим трагизмом картина «Девятый вал» (1850). Начиная с 15 века станковая живопись чаще всего выполняется масляными красками на холсте, натянутом на подрамник (смотри Масляная живопись). М., 1984 Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи.
Изобразительные и выразительные возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта — на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Художники 1960-70-х годов вернулись к изобразительности имитируя фотографию или слайд (гиперреализм), что придавало особую отчуждённость изображению. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей.
Рейнолдса и др. У художников маньеризма (Я. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). В восточных деспотиях (Древнем Египте и др.
В 1931г. Климт, Э. Мунк, А. Муха, Ф. фон Штук и др. ). Издательство «Белый город» выпускает художественные альбомы, книги культуре и искусстве, отечественной истории, а также детскую литературу.
Для того чтобы холст мог впитать и удержать в себе краску, его сначала обрабатывают раствором клея (проклеивают), затем грунтуют, нанося плотный слой специальной смеси. Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Это – обучение композиции.
В 19 в. Ж. шире и глубже др. Ведь автор картин рассказывает показывая. Айвазовский был зачислен в класс М. Н. Воробьёва – мастера романтического пейзажа вскоре остановил свой выбор на изображении морских видов и уже на втором курсе был удостоен медали за этюд «Воздух над морем». Живопись разделяется также по техникам. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг.
Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы Ж. провозглашает новые социально-гражданские идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углубляется психологическая проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. Элементы изображения либо выстраивались как орнамент из геометрических фигур и знаков, либо располагались хаотически, наслаиваясь один на другой. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Композиция).
Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. М. Ромадин). государствах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже — зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёрнуто-повествовательный характер главное место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека.
Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. В 1840—44гг. Энциклопедические статьи, созданные на основе современных научных данных, в доступной и увлекательной форме рассказывают о важнейших культурных эпохах (первобытность, Древний Египет, Древние Греция и Рим, Средневековье, Возрождение и др. ) об основных видах и жанрах искусства, о неповторимых особенностях художественного языка – языка линий, красок и объёмов, на котором «говорят» со зрителем произведения архитектуры, скульптуры, живописи и графики, портретного, пейзажного исторического, бытового и других жанров оматериалах и техниках, которые используют мастера искусства в своём творчестве.
1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок. 1910-х гг. В 1870г. В 19 в. новые национальные школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Датой рождения абстракционизма считают 1910г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.
Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм. 40 картин, выбирая сюжеты драматические и эффектные: «Кораблекрушение», «Буря», «Хаос». Работой над пейзажем на пленэре одними из первых занялись художники барбизонской школы (Т. Часть исследователей считает 1920-е гг.
В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произведения Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов объёмные формы моделируются цветом и светотенью. 20в. Встречается и смешанная техника – сочетание темперы с масляными красками. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. До конца XIV в. наиболее распространенной техникой живописи была темпера (краска, приготовленная на смеси яйца с водно-клеевым раствором, а также с уксусом, квасом или вином). странах. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. «модерна» зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированность форм, декоративность).
Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции изысканностью линий. Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Римляне широко применяли в живописи гротески. С 13 века под воздействием византийских икон на Западе (главным образом в Италии) складывается алтарная живопись (смотри Алтарный образ), предстающая в окружении других искусств (в архитектурной раме, украшенной скульптурной резьбой и позолотой и т. д. ). усадьба была взята под государственную охрану.
Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. М., 2003 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1974 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. В 17 в. расширилась и четко оформилась система жанров.
Например, пейзаж в знаменитой «Владимирке» Левитана (1892, Третьяковская галерея, Москва) изображающий дорогу, по которой в царские времена гнали на каторгу арестантов, словно бы сгущает чувства тяжести, скорби, глубокой горечи. Art and illusion. Дали, П. Дельво, Р. Магрит, Х. Миро, И. Танги, М. Эрнст). в Европе ее основанием (материалом, на котором пишется картина) чаще всего служило дерево различных пород, а на Востоке – шелк, пергамент, рисовая бумага и т. д. Современные мастера за сравнительно редким исключением используют в качестве основания холст. (их часто объединяют термином постмодернизм).
В 1-м тыс. В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая Ж. (на досках, реже — холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики (см. В. Нестеров, Суриков, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге и др. ). Монументальная живопись достигла высокого развития в крито-микенском искусстве (фрески Кносского дворца, смотри Кносс, Эгейское искусство).
Др. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить»— говорит Р. -М. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). выразительное средство Ж. — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. Строгая канонизация изображений сочеталась с точными жизненными наблюдениями (пейзаж, фигуры зверей и птиц).
М., 1972 он же. «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки. 20в. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет её существования. М., 1988 Stephenson J. The materials and techniques of painting.
Живопись – один из древнейших видов искусства. Перед вами том «Искусство», в котором содержится около 1000 статей, посвящённых историческому развитию искусства. Техника масляной Ж. приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность снижается прочность произведений Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления) палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие) вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в начале 19 в. вновь внедряются белые грунты.
СПб., 1912-1917. Она повествует о жизни, запечатлевает людей, природу, окружающий человека предметный мир посредством зрительных образов. В XVII-XVIII вв.
Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности. Опираясь на традиции реализма, сов. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. В дальнейшем древнерусская живопись развивалась в сторону большей декоративности (Дионисий и его сыновья), миниатюрности (строгановская школа) и насыщения бытовыми подробностями ярославская школа 17 века). В модерне присутствует и неоклассическая тенденция, развившаяся уже в 20 веке. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты.
Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Во Флоренции возможности смешанной техники исследовал А. дель Верроккьо. Рокотов Портрет Майкова (ок.
Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). М., 1987 Одноралов Н. В. Материалы инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов) искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Хлебы» (см.
Т. 1-4. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др. ). Начало 20 века отмечено революцией в искусстве – появлением авангардизма. Иногда для создания картин берут водяные краски (акварель, гуашь) или сухие разноцветные мелки (пастель).
Здесь погребены С. И. Мамонтов и его сын Андрей. Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ).
В пейзаже Саврасова «Грачи прилетели» (см. М., 1950 Eastlake С. L. Часть статей посвящена прославленным архитектурным памятникам. Лагорио). В системе академической живописи (в которой процесс создания произведений разработан наиболее детально) художник, прежде чем приступить к картине, часто работает над эскизом (разработка общего решения композиции) иногда – над картоном (разработка всех элементов изображения) для уточнения деталей могут выполняться этюды, подготовительные штудии, наброски.
Примитивизм стал основой творчества лидеров «Ослиного хвоста» – Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис и др. ) упрощают или разлагают предмет, заостряют его грани с целью подчеркнуть предметность самой картинной плоскости прикрепляют на поверхность картины различные предметы, обрабатывают её песком, акцентируя «вещность» самой картины. L., 2002 Фромантен Э. Старые мастера.
В средневековой Европе получило развитие изображение из цветных стёкол – витраж, условием восприятия которого является не отражённый, а проникающий свет. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего — прямоугольный, реже — круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Одним из её реформаторов в конце 16 века был Караваджо караваджизм стал интернациональным движением, проникающим в различные школы (живопись де Латур во Франции, Х. де Рибера в Испании и др. ). В 17—18 вв. АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих).
Обладая феноменальной памятью, он делал лишь быстрые зарисовки, на основе которых позднее импровизировал прямо на холсте. В 1930г. Живопись делится на монументальную, станковую и миниатюру иногда как особые разновидности живописи выделяются иконопись и театрально-декорационная живопись (смотри Театрально-декорационное искусство). tache – пятно). Алтарь как живописный ансамбль сохраняется, но вытесняется станковой картиной.
Художники писали яркими красками в плоскостной, декоративной манере динамичные сцены ритуальных акробатических игр с быком (связаны с мифом о Минотавре). Многие энциклопедии художественные посвящены отдельным эпохам (Enciclopedia dellarte antica, classica e orientale, v. 1-7, Roma, 1958-66 Encyclopйdie de lart international contemporain, P., 1958), отдельным географическим областям или странам (Enciclopedia del arte en Amйrica, v. 1-5, B. Aires, 1969), отдельным видам искусства (Encyclopedia of painting, N. Y., 1955 Die Grosse Enziklopдdie der Malerei, Bd 1-8, Freiburg-, 1976-78). В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника.
С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). иП. В. Киреевские, актёр М. С. Щепкин. Портреты этой эпохи отличаются тонким проникновением в душевный мир персонажа, таинственностью и обаянием (Ф.
В 1960-е гг. М., 2004. В 1919г. виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально – декоративная Ж. использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок.
В то же время на протяжении всего 19 в. в Ж. официально культивировались далёкие от жизни академические каноны, отвлечённая идеализация образов, возникли натуралистические тенденции игнорировавшие специфичность, самостоятельную экспрессию выразительных средств Ж. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлечённостью официальной салонно-академической Ж. складывается Ж. романтизма с её эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Крупнейшим художественным центром оставалась Венеция (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто). Шокирующим было всё: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет») способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Живописи классицизма конца 18 – начала 19 века свойственны гражданственный пафос, античные аллюзии, позднее (в эпоху ампира) также эффектная парадность (полотна Ж. Л. Давида, живопись О. Д. Энгра).
Мастера «новой вещественности» (Г. Констебл в Англии А. Менцель, В. Лейбль в Германии А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения Ж. частью его художественной структуры (см. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне.
Сыновья писателя И. С. В. Кандинский, Ф. Купка, П. Мондриан, Р. Делоне, С. Делоне-Терк) стремился заменить изображение системой чисто формальных элементов (линия, плоскость, цветовое пятно). В нач. Произведения живописи изображающие картины природы, относятся к жанру пейзажа. А. С. Пушкина. В преддверии храма находятся восемь колонн в виде стоящей фигуры бога Осириса (т. н. Де Кирико, Дж.
Керамическая живопись, применяемая для оформления зданий и изделий декоративно-прикладного искусства цветными глазурями, выполняется красками, выдерживающими обжиг, на керамике основными материалами для красок служат окислы металлов. Примечательно, что в одной из сцен фараон изображён одного роста с противником (как правило, египтяне представляли побеждённых в виде маленьких жалких фигурок у ног победителя)., Nьrnberg, 1546). Существуют двойной и групповой портрет.
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. В нач. СПб., 2002-2004 Виннер А. В. Материалы масляной живописи.
Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим национальным колоритом. По описаниям Плиния Старшего и немногим сохранившимся фрагментам можно представить эволюцию древнегреческой живописи от схематичных архаических изображений, упрощённого колорита, построенного на сочетаниях 4 красок (чёрной, белой, красной и жёлтой), до картин с более сложной гаммой, воссоздающих иллюзию действительности, что высоко ценилось. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. На Руси сложилась особая форма бытования иконы – иконостас, алтарная перегородка стала местом расположения в строгом порядке нескольких рядов (чинов) икон. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515 – 1520, Париж, Лувр), А. Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х. Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. А. Иванов). Основатели общества «Бубновый валет» И. Н. Машков и П. П. Кончаловский пытались объединить сезаннизм с лубком и вывесочной живописью, обнажив пластические возможности живописи путём декоративной примитивизации.
Абрамцево – одна из немногих старинных усадеб, уцелевших в огне войн и революций. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Интересен и разнообразен портрет 19 – 20 вв. : Д. Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э. Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О. Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им.
В Ветхом Завете – наиболее часто упоминаемая жертва Богу. начался новый подъём абстракционизма.
В 18 веке динамика, криволинейные формы барокко сохраняются в стиле рококо этот светский стиль отличается изысканной живописностью: «галантные празднества» А. Ватто, картины Ф. Буше и живопись О. Фрагонара олицетворяют гедонистический аспект культуры Просвещения. Эстетизмом отмечены также произведения художников «Голубой розы», близкого им В. Э. Борисова-Мусатова, автора элегических «гобеленных» картин. С учреждением Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1757 (смотри Российская академия художеств) на основе эстетической программы классицизма развивается система жанров живописи, представленная в классах: историческом, «домашних сцен» (бытовом), портретном, перспективном (пейзаж), анималистическом. В то же время возросла роль станковой Ж. Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией строго уравновешенная Ж. классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета Ж. рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки.
В 1918г. Авангардистские течения 1-й половины 20 века продолжают оказывать влияние на живопись последующих десятилетий (элементы Экспрессионизма в творчестве Ф. Бэкона и т. п. ). Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила идеалы. С 1874г.
Продолжается развитие книжной миниатюры необычайного расцвета достигает искусство витража. Он воспел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Замкнутое пространство преобладает в жанре интерьера.
Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная).
С начала 18 века русские художники учились в Европе за казённый счёт (петровские пенсионеры И. Н. Никитин и А. М. Матвеев). привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь. После господства критического реализма в 1860-1870-е годы (Г.
Во 2-й трети 19 века наступил расцвет академической школы. На севере преобладала форма триптиха, в Италии – полиптиха (Дуччо ди Буонинсенъя). Натуралистическая тенденция усилилась в период эллинизма. Курбе, ранний Э. Мане), Германии (В.
Кубисты (П. В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в т. ч. нравственно-воспитательной) значимости Ж., как и всего искусства в целом. С. Глазунов и его школа), салонизация андерграунда и сближение его с китчем («Митьки», М. М. Шемякин).
Французское словосочетание «натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая природа». Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением». Вне Академии Художеств развивались бытовой жанр (М. Ночная буря потопила корабль, на обломке мачты пытается спастись горстка людей. Основное выразительное средство Ж. — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности Ж. В произведениях Ж. он образует цельную систему (колорит).
Модернизм), отражающие общий кризис культуры буржуазного общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью однако и в модернистической Ж. порой находят косвенное отражение «больные» проблемы современности, безудержный дух протеста (например, в Ж. экспрессионизма с её драматической неистовостью, кризисными настроениями). К техникам живописи, которые могут являться одновременно и графическими (смотри Графика), относятся акварель, гуашь и пастель. Пушкина), В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О. А. Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И. Н. Крамской Портрет писателя Л. Н. Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея). Большую роль в развитии советской Ж. играет портрет.
Абрамцево, по выражению И. Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». А. Г. Венецианов писал с натуры «крестьянские жанры», обучал живописи учеников (смотри Венециановцы) некоторые из них испытали также влияние Брюллова. вРоссии возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др. ), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20в. Однако эти техники чаще употребляются для создания произведений графики (см.
Боттичелли, А. Мантенья). Уже с 1920-х гг. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка., Bd 1-5, Mьnch., 1858-1879), словари Мюллера-Зингера и Майера в Германии, в начале XX в. – словари Брайена в Великобритании, Сире во Франции.
Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. илл., стр. С романтизмом связаны и ретроспективные течения (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании), ориентировавшиеся на живопись 15 века и стремившиеся вернуть искусству утраченную религиозность, чистоту «примитива», символический подтекст.
Многографический очерк, принадлежащий перу крупного венгерского искусствоведа Иштвана Жантона (1903-1969), создает выразительный портрет Йожефа Риппл-Ронаи – художника и человека. В нач. Открытия натурализма развивали французские импрессионисты (Э. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа. Одно из главных направлений издательства – познавательные иллюстрированные издания для детей в сериях «Сказки о художниках», «Энциклопедия живописи для детей» и даже «Энциклопедия малыша».
Позднее появляются патриотические полотна, повествующие о героическом прошлом России, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941—45, стойкость советского человека. С середины 1960-х гг. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д. Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой.
Значительное развитие в 18 – 1-й половине 19 века получила портретная миниатюра. Как технически пишется картина. Methods and materials of painting of the great schools and masters. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов).
ст. Vol. Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена.
Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и всё художественное наследие. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции Дж. По-новому осмысляется мир в искусстве великих русских живописцев конца 19 — начала 20 вв. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ванДусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922г. ).
С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками. — многие картины. В монументальной живописи наиболее распространены техники настенной росписи темперой по-сырому (фреска) или по-сухому (альсекко), которые иногда сочетаются значительно реже используются масляные краски.
В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д. Г. Левицкий Портрет М. А. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре».
А study in the psychology of pictorial representation. Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др. ) обходились без кистей. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Высшее место в системе жанров заняли портреты вождей историко-революционные картины, портреты героев войны и труда, «тематические» полотна. Уже в Ж. постимпрессионизма (П., Firenze, 1681), Словарь терминов А. Фелибьена (Fйlibien A., Dictionnaire des termes propres, в его книге: Des principes de larchitecture, de la sculpture, de la peinture et des autres arts qui en dйpendent, P., 1676). Художник изобразил продукты – сочные, дразнящие в своем пиршественном великолепии.
лет назад). В 19-20 веках (прежде всего в живописи импрессионизма) возникла тенденция к упрощению процесса работы над произведением, которое могло быть выполнено в один сеанс предварительные этапы выстраивания композиции и рисунка как бы поглощались последней стадией – организацией цветового впечатления. Исторический очерк. вГолландии рождается неопластицизм.
Ориентация на «старых мастеров» вкупе с беспроблемным содержанием в 1970-80-е годы породила в живописи своего рода новый бидермайер подражательной оказалась и запоздалая мода на гиперреализм. Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919г. Валёр) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы) общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой.
В 17-18 веках в рамках барокко проявлялись реалистические тенденции. Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков.
И. Семирадский и др. ). Сегодня темпера – лишь одна из техник, чаще всего используемая в монументальной живописи. В 19в.
В 17в. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20вв. – время яркого расцвета автопортрета. многослойной масляной живописи.
К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. Действительно, в картинах этого жанра показываются только неодушевленные предметы. 15 век в Нидерландах – время расцвета алтарных образов (ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг, И. Босх), которые становятся полностью живописными, включая имитацию архитектурных и скульптурных частей (гризайльная живопись). К. Айвазовский, Л. Ф. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А. Н. Островского (1882).
Тон), которая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Слава Айвазовского была так велика, что в 1846г., когда отмечалось десятилетие его творческой деятельности (художнику было всего 29 лет), в Феодосию пришла его чествовать вся черноморская эскадра под командованием В. А. Корнилова. Основой, кроме холста, может служить дерево, реже металл или стекло. Над входом в храм были высечены гигантские иероглифы: бог Ра в виде человека с головой сокола, опирающийся на знаки «усер» (мощь) и «маат» (справедливость).
Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, её безграничным возможностям.
Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Христинек). В то время как в Византии сформировалось сакральное отношение к образу, выработалась строго иерархическая система монументальной декорации, получила развитие иконопись, в Западной Европе на первый план выступили аллегорическая и назидательная функции живописи (как «Библии для неграмотных»), вследствие этого иконопочитание там не получило распространения превалировали обширные повествовательные многофигурные циклы. В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую.
Эти приёмы к концу 19 века у одних художников превратились в рациональную систему анализа цвета и точечного письма (дивизионизм, пуантилизм), а у других привели к новой декоративности, усилению цветового звучания вопреки натурному впечатлению (мастера группы «наби» – П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени и др. ). Получается так называемый монохром – светотеневое изображение, выполненное кистью и красками как нижний слой под полихромную живопись иногда произведение живописи завершается в монохроме (гризайль) ради образно-смыслового или декоративного эффекта. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористических возможностей Ж. ). Далее художник приступает к цветовой разработке картины – он не просто «украшает» её цветом или создаёт более полную иллюзию видимой реальности, но оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая определённую организацию цветовых отношений – колорит. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено.
О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Каждая из группировок – в полемике со всеми остальными – отстаивала свой творческий метод, своё видение дальнейшего развития искусства. L. N. С. Рокотов, К. Л. И. Произведение Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищенного с поверхности предохранительной плёнкой лака. «осирические колонны»).
Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художественным мировосприятием дальневосточного живописца, который как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. 2-е изд. В Венеции был осуществлён и переход от деревянной основы живописи к холсту. Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской Ж. голубой — цвет богоматери).
Лейбль, М. Либерман, А. фон Менцель) и Италии (смотри Веризм). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Отсюда, символическое имя Спасителя – Агнец Божий и изображение Христа в виде Агнца с крестом в произведениях искусства.
ГНЕЦ (лат. supremus – наивысший). Уточнить математическую формулу имена первых апостолов, год рождения писателя или актёра, дату сражения или основания города, высоту горной вершины или пирамиды Хеопса, о чём повествует «Божественная комедия» или «Оптимистическая трагедия», чем отличается амфибрахий от анапеста или этиловый спирт от метилового, что такое Красная книга, как устроен двигатель внутреннего сгорания и чем он отличается от реактивного двигателя – всё это и многое другое позволяют сделать материалы, содержащиеся в томах «Современной иллюстрированной энциклопедии». Тексты написаны сотрудниками Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.
н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. Складываются национальные школы во Франции (Ж. Стены храма украшены изображениями воинских подвигов фараона в победоносных сражениях с хеттами (при Кадеше) и ливийцами. В 20 веке русские художники оказались радикальнее западноевропейских коллег в своих открытиях: мастера аналитического искусства (во главе с П. Н. Филоновым) используют принципы «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин, стремясь к созданию целостной картины мира В. В. Кандинский и К. С. Малевич полностью отказываются от изображения видимой действительности, строя свои картины как сочетания вихревых линий и пятен, с эмоционально-символическим подтекстом (абстракционизм) или как рассудочно-выверенные комбинации плоских геометрических фигур на белом поле формата (супрематизм).
странах) европейская Ж. также испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приёмов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости. Б. Тьеполо, Дж. процесс развития европейской Ж. усложняется. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. вРиме.
Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. Нового расцвета достигает искусство портрета (парадного и камерного) – в творчестве Т. Гейнсборо, Дж. Достижению этой цели помогает художественный язык живописи. Кипренский, В. А. Тропинин).
человека (М. Иностранных профессоров уже в 18 веке сменяют отечественные. С эстетическим осмыслением новой, «технической» эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, «машинных» форм, к которым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Абстракционизм в живописи (В. Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500г., написан в иконографии образов Христа). Пользовались греческие художники темперой и энкаустикой картины помещались в храмах и пинакотеках (специальных помещениях для размещения живописи).
Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основные светотеневые соотношения подмалёвок, где лепятся объёмы: лессировки, богато насыщающие картину цветом). 1653, Париж, Лувр). Б. Тьеполо, Ф. А. Маульберч, братья Азам). Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе Книга Е. В. Шорохова посвящена одному из самых сложных и принципиально важных вопросов, от решения которого во многом зависит успех обучения школьников изобразительному искусству. В 1-й трети 19 века в живописи европейских художников доминировал романтизм (Т.
Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Декоративные открытия постимпрессионизма развивал фовизм, представители которого (К. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия» изображения форм реальной действительности. М., 1977 он же.
Сохранили своё значение биографические словари Э. Бенези и Тиме – Беккера. И. Суриков), по-новому трактуют сюжеты из прошлого (Репин, Суриков, В. М. Васнецов). Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер.
Ряд энциклопедий художественных выпущен в социалистических странах: в Югославии Энциклопедия мирового искусства (Enciclopedija likovnih umietnosti, v. 1-4, Zagreb, 1959-66) в Венгрии Словарь искусства (Mьvйszeti Lexikon, t. 1-4, Bdpst, 1965-68), в ГДР вышел Словарь искусства (Lexikon der Kunst, Bd 1-5, Lpz., 1968-78). в странах Западной Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов «поп-арта». L., 1989 Gombrich Е. Н. The heritage of Apelles. Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен. В портретном искусстве наметился поворот к романтизму и бидермайеру (А. Однако подлинно художественные натюрморты отнюдь не безжизненные копии натуры.
В портрете центром изображения становится лицо (или фигура) человека, а пространство ему подчинено и служит фоном. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Участники Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и его сестра Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов и др. ) подолгу жили и работали в имении. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. От древнегреческой живописи сохранились только литературные описания.
Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма». Дидро).
В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др. ). вГермании архитектором В. Гропиусом (П. Клее В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др. ). А случаев этих великое множество.