Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Кандинский следовал в своей художественной практике теории абстрагирования.
В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению (экспрессии), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оно оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Среди её членов были такие великие художники ХХ века, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Экспрессионизм (от фр. Экспрессионизм (от фр.
экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Не оставил Кокошка и портретный жанр. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе. Кете Кольвиц – немецкая художница, экспрессионист. 2). В 1919-1933 гг. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
Среди композиторов других стран наиболее яркими представителями направления являются Рихард Штраус (опера «Электра») и Бела Барток (опера «Замок герцога Синяя Борода», «Музыка для струнных, перкуссии и челесты»). В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния.
Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисийское начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). лат. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике). Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг. ) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889 гг. ). Они борются, по мнению Ницше, в художнике и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. В 1911 г. художник возвращается в Вену. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии, технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами.
Одни обращаются к формам древнего искусства и воспроизводят в крайне искаженном виде или подражают африканской скульптуре (члены объединения «Мост») другие же ведут автономные поиски абсолютно иного языка (линия Архипенко). Очень распространены мотивы боли и крика. Наибольшее развитие получил в начале XX века. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник.
Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Гравюра Эриха Хеккеля «Братья», 1913 г., через ручную резьбу передает эмоции от готически искаженного изображения двух мужчин, охвативших друг друга руками для защиты и утешения в тяжелое время (рис.
Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Его живопись станет нежней.
В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918).
К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. График и скульптор.
Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. фр. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы.
Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.
В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий Голод, 1924 г цикл гравюр на дереве Пролетариат, 1925 г. ) Кольвиц сближается с экспрессионизмом при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению (Памяти К. Либкнехта, гравюра на дереве, 1919-1920 гг. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Экспрессионизм (от лат. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». Но она страшная. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, Скульптор В. Лембург и др. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В 1912г.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными.
Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Визуально фильмы выглядели готическими фильмами ужасов, но их сюжеты были подчёркнуто романтическими. Умер Поллок 11 августа 1956. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами.
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». В 1950-е гг.
После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. На немецком языке писали также авторы т. н. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921).
Многие живописные декорации не были построены в трёх измерениях, но создавали иллюзию глубины (Barron and Dube 105). Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике). Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. В 1912г.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. В архитектуре (Р. Родился в Витебске 24 июня. Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Экспрессионизм (от лат. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»).
Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность» или «веризм». В этом была их схожесть с фовистами. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Кафка и Г. Майринк). В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник.
Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. литографии Демонстрация, 1931 г, Мы защищаем Советский Союз, 1931-1932 гг. ). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
В сложном взаимодействии с театральным экспрессионизмом развивалось творчество молодого Б. Брехта. Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма.
Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А. фон Шамиссо (1916) и др. Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.
Живописи большинства экспрессионистов свойственны резкие, неровные мазки и искаженные формы. На становление экспрессионизма оказало влияние творчество Энсора Джеймса. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950).
Мы внутри, а не снаружи». Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Возник как отклик на социальный кризиспервой четверти ХХ века (также на первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения). Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни.
Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Возникла в 1905 году. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
Кроме того, на живопись экспрессионизма также оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. и второй пол. Исторической она стала потому, что критики Матье соблаговолили приписать его закорючкам и пятнам способность выразить массовые народные движения, борьбу за власть династий и т. д. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.
Этот жанр уже достиг однажды высочайшего расцвета в немецком искусстве XVI века. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ).
Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Экспрессионизм (от лат. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
В 1911 г. в Мюнхене сформировалась группа художников-экспрессионистов «Голубой всадник» под руководством В. Кандинского. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисийским. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Представители: писатели Г. Кайзер, В. Газен-клевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени. Первая мировая война 1914-1918 гг. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности.
По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. В творчестве художников-экспрессионистов принцип выражения эмоций преобладает над самим изображением. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). еxpressio – выражение), направление в европейском искусстве развивалось в середине 1900- 1920-х годах (первой четверти 20 века), проявившегося особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны.
Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году.
Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. – Только это может быть экспрессионизмом»). В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене.
expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. 91 х 73, 5 см. Принцип выражения преобладает над изображением.
Реформа А. Шёнберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др. Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Среди них – «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). На немецком языке писали также авторы т. н. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Во многом, заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока и Океании – все это причудливо смешивалось и превращалось в весьма самобытные картины экспрессионизма. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем.
«Мост»-Фриц Блейль, также члены дрезденской «Группы 1919» Кристоф Фоль и Бернгард Кречмар и это лишь некоторые имена. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Э. Мунк «Крик» (1893).
В действительности понятие экспрессионизма в скульптуре не отличается ясностью. Позже возникла группа «Синий всадник». Экспрессионизм возник как болезненная реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и уродливого проявления капиталистической цивилизации. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Всего их в короткой жизни Маке было 78. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. художник обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950 «Фермопилы», 1954).
В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». В 1917 он вернулся в Вену.
Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.
Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. Состояние народного хозяйства после Первой мировой войны вызвало рост ксилографии благодаря дешевизне и доступности материала, хотя этот вид искусства был распространен и ранее (Barron and Dube 49).
Bracke). В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка).
Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков.
Ланга, П. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Ведущим художником-экспрессионистом этой группы, продолжавшим и развивавшим линию группы «Мост», был Ф. Марк. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост».
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Громкие декларации о рождении новой культуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные переживания. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Члены объединения Мост (Э. Они противопоставляли хаосу современности пафос «первозданно» свободного восприятия мира, стремились к обострённому самовыражению («экспрессии») с оттенком анархического бунтарства. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Экспрессионизм (от лат. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Оно существовало в1911–21гг.
В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо. Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. Эта задача привлекла немецких скульпторов, объединившихся в группу «Ноябрь» (Хётгер, Эми Рёдер, Гарбе, Макс Краузе, Милли Штегер, Беллинг, Матаре). В 1905г. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.
Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества их произведения менее эмоциональны. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве.
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Барлах), в архитектуре (Р. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Источниками их творчества стали готическое, примитивное и народное искусство, африканская скульптура.
еxpressionismе, от лат. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Этопроизведение— одно из высших достижений музыкального экспрессионизма. Германия также не осталась в стороне. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. Идейно-философской основой их творчества становился экзистенциализм — учение, тотально противопоставлявшее человека обществу. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. профессор берлинской AX изгнана оттуда фашистами.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским – идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано.
Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Это был способ для зрителей уйти в другой лучший мир от того, что они испытывали в жизни. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Она страшная, эта музыка. плакаты, созданные в 1920-е гг. Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
В 1912--1916 годах Шиле широко и успешно выставляется -- его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже. Родители – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг. ). Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Произведения Гросса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые исключающие всякий юмор.
Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. В послевоенные годы экспрессионизм широко проявился в немецком кинематографе. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму.
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Кёльнский собор потрясен до основания». В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. У многих художников под влиянием роста революционного сознания экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптуре и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др.
Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу.
Эволюция отд. В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусства привело к изменению художественных методов. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. При этом они опирались на идеалистическую теорию «вчувствования» (см. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению (экспрессии), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Для фильмов этого направления характерны мрачные мистические мотивы обреченности человека, мира. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов французской шестерки («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Экспрессионизм в живописи – это возможность продемонстрировать через свои эмоции отношение к чему-либо. Часть экспрессионистов ушла в мистику, культивируя «фильмы ужасов». В результате объединение официально прекратило существование.
Вайоминг). Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. В 1910г. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам.
В архитектуре (Э. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. В 1927 г. посетила СССР.
Для немецкого изобразительного искусства характерен поиск эстетики уродства: ещё мастера средневековой Германии умели находить красоту в безобразном и оставили потомкам прекрасные произведения искусства-отталкивающие изображения чертей и нечистой силы. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: музыкальные драмы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е.
Картон, масло, темпера, пастель. Работа Эрнста Барлаха «Памятник павшим» в соборе Магдебурга, 1929 г. (рис. В 1910г. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позже литографией и ксилографией. Родилась в Кёнигсберге. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз Поль Гоген, голландец Винсент Ван Гог, норвежец Эдвард Мунк, бельгиец Дж.
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Одни художники ушли в беспредметничество (В. Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Кокошка, Ж. Руо). Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Серии Восстание ткачей (1897-1898 гг. ) и Крестьянская война (1903-1908 гг. ) представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е.
Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Художники, объединившиеся в 1905 г. под руководством Э. Кирхнера в группу «Мост», пытались найти новые художественные средства для выражения своего отношения к действительности.
Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). В годы фашизма его работы были изъяты из музеев.
В него вошло четверо художников-экспрессионистов. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Лени.
Не осталась в стороне и Германия. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914). С началом Первой мировой войны группа прекратила своё существование-два его виднейших представителя, Франц Марк и Август Макке, погибли на фронте, а Кандинский, как и все остальные русские, не желавшие быть интернированными, покинул Германию. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, в искусстве прошлого. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924 имеют много общих черт с рисунками последнего. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». с абстрактной живописью).
Вчувствования теория), призывавшую художников к «самовыражению» — к отражению в произведениях не явлений и предметов реальной действительности, а своих чувств и переживаний, как бы «спроецированных» на предметы действительного мира. Все пороки бытия, уродливость и неразрешимые противоречия реальности вызывали у экспрессионистов чувства тревоги, раздражения, отвращения, которые они переносили на свои полотна при помощи гипертрофированных форм, угловатых и искорёженных линий, темной гаммы, грубых и быстрых мазков. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться.
Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма.
Картины Экспрессионизм. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). К началу первой мировой войны оба объединения распались. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии. К 1925 экспрессионизм в кино исчерпал себя, но пластическая выразительность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразительных средств киноискусства. Здесь он и скончался в 1980 г. В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911-1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес Мост через Рейн, 1912-1914, Галерея современного искусства, Берлин).
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, вот таким образом раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани.
Мы не французы, мы немцы. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Предшественником экспрессионизма считается постимпрессионизм, многие художники начала 20 века, рисовали в этой манере, но не относили себя к этому течению.
Экспрессионизм (от лат. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне.
Ученик Шёнберга Альбан Берг известен главным образом оперой «Воццек», отмеченной духом социального критицизма. В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф и Э. Нольде, О. Мюллер). Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой.
Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк.
В творчестве Шёнберга и др. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. – Гюбнер).
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Это живопись, кино, литература, музыка, театр.
Среди первых выделяются В. Лембрук и Э. Барлах. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. 4), была заказана как героический мемориал Первой мировой войны для города Магдебург. Продюсеры и режиссёры использовали эти связи для объединения действия и зрителя.
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества Синий всадник (В. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму.
Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве.
Как всеобщий символ экспрессионистской графики выступает гравюра на дереве. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество вместе с тем многие их произведения проникнуты социально- критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей.
До 1943 г. жила в Берлине. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. На немецком языке писали также авторы т. н. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль». и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель).
Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего.
Теоретической основой их творчества послужило разработанное немецким искусствоведом В. Воррингером учение о «вчувствовании» и «абстракции», опиравшееся на феноменологическую теорию философа-идеалиста Э. Гуссерля. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов.
В экспрессионизме было много противоречий.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Так же В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др. ), где произведения представителей были более созерцательны по образному строю и большее внимание уделялось живописно – декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. (от лат. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Экспрессионизм (от лат. Мне такое ограничение не нравится».