Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Попробую только схематично, неподробно рассказать об экспрессионизме в живописи, потому что тема колоссальна. Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве. Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи.
Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские художники. Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку. Оставаясь по своему содержанию культурой спорной и противоречивой, экспрессионизм в живописи оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов. Стилистика экспрессионизма в 20 веке отразилась в кино, живописи, графике, литературе, скульптуре, всего в архитектуре. Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма.
Мне такое ограничение не нравится». В 1912г. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства.
Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
91 х 73, 5 см. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль.
Теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид писал: «Он (художник) не отражает – он изображает.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. 3 Главные представители в живописи. Вчувствования теория), призывавшую художников к «самовыражению» — к отражению в произведениях не явлений и предметов реальной действительности, а своих чувств и переживаний, как бы «спроецированных» на предметы действительного мира.
Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. В творчестве Шёнберга и др.
Как всеобщий символ экспрессионистской графики выступает гравюра на дереве. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург).
В музыке идеи экспрессионизма проявились в поздних произведениях Г. Малера, операх Р. Штрауса, а также в творчестве композиторов новой венской школы — А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др. Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Члены «Моста» вместе и жили и работали.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего яростно-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Ведущим художником-экспрессионистом этой группы, продолжавшим и развивавшим линию группы «Мост», был Ф. Марк. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
В результате объединение официально прекратило существование. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Германия также не осталась в стороне. Экспрессионизм в различных направлениях искусства. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисийским. Реформа А. Шёнберга явилась для тех лет наиболее радикальной.
Поллок). В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям Кубизм (Cubism) – это модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре)Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художниковВ это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества Философия экспрессионизма. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. 3. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату.
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Важным литературным органом этой группы стал альманах «Голубой всадник» (1912), в котором художники-экспрессионисты заявили о своем новом творческом эксперименте. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.
Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Экспрессионизм (от лат. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Он впервые говорит о другой Греции— трагической, опьяненной мифологией, дионисийской и проводит параллели с судьбами Европы. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж.
На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». В 1911 г. в Мюнхене появляется знаменитая группа «Голубой всадник», в которую вошли художники, чье творчество оказало огромное влияние на живопись XX столетия: Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк, Август Маке и др.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Они противопоставляли хаосу современности пафос «первозданно» свободного восприятия мира, стремились к обострённому самовыражению («экспрессии») с оттенком анархического бунтарства. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Этим объясняется восприятие экспрессионистами реального мира как «объективной видимости» («Объективная видимость» – понятие, усвоенное из немецкой классической философии (Кант, Гегель), означающее фактографическое восприятие реальности), стремление прорваться сквозь косную материю в мир «идеальных сущностей» – в подлинную реальность. Родители – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг. ).
Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. expressio — выра-жение) — направление в европейской литературе и искусстве начала XX в., ставящее своей целью выражение внутренних переживаний человека. Вновь, как и в символизме, звучит противопоставление Духа материи.
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник. Превосходство поэта – в неучастии «в делах толпы», в отсутствии прагматизма и конформизма.
Экспрессионизм (от лат. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. 2.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль».
Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния. Основные тенденции развития современной мировой и Культура XX века. Связь с литературной традицией. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель).
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). В архитектуре (Р. Их проявление в лирике. Экспрессионисты ставили перед собой грандиозные задачи. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно.
После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
Только спустя время это творчество получило четкое определение. В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. – Только это может быть экспрессионизмом»). Это живопись, кино, литература, музыка, театр.
Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Два наиболее значимых источника этого направления нельзя отнести ни к современному искусству, ни к Европе: это искусство Средневековья и так называемых примитивных народностей. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары».
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Основные черты экспрессионизма. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: музыкальные драмы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна.
Этим обусловлено отсутствие заботы об изысканности формы. Здесь он и скончался в 1980 г. В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911-1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес Мост через Рейн, 1912-1914, Галерея современного искусства, Берлин). Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами. Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса.
Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Картон, масло, темпера, пастель. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
Кафка и Г. Майринк). Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика. Оно существовало в1911–21гг. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс.
Экспрессионизм как художественное направление в литературе (а также в живописи, в скульптуре, графике) сложился в середине 90-х годов XIX столетия. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. (от лат. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Экспрессионизм в западноевропейской живописи. На становление экспрессионизма оказало влияние творчество Энсора Джеймса.
Мы не французы, мы немцы. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. «Мост»-Фриц Блейль, также члены дрезденской «Группы 1919» Кристоф Фоль и Бернгард Кречмар и это лишь некоторые имена. В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения.
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в ГерманииХарактерной чертой его работ можно назвать использование символов, аллегорий. Только поэту, считают экспрессионисты, открывается космическая вибрация «идеальных сущностей». Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
2. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Экспрессионизм (лат. Предшественниками экспрессионизма была арт-группас 1921 по 1940 гг. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Термин экспрессионизм, впервые употребленный Куртом Хиллером в 1911 году в отношении Термин «экспрессионизм» (от лат. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению (экспрессии), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта.
Она страшная, эта музыка. Не осталась в стороне и Германия. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. и второй пол.
К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. К 1909 г. 4 Галерея. 1.
Однако отсутствие положительных идеалов ограничивало творческие возможности экспрессионистов, не ощущавших опоры в народе, не видевших выхода из антагонистических противоречий буржуазного общества в революционных преобразованиях. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Очень распространены мотивы боли и крика. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. expressio – выражение) – стиль живописи, одно из течений авангардного искусства.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. справа). Кете Кольвиц – немецкая художница, экспрессионист.
График и скульптор. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев.
Восприятие мира через художественное и личное представление позволило художникам вести разговор со зрителями с помощью таких необычных художественных проявлений. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью. Наибольшее развитие получил в начале XX века.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. В 1919-1933 гг. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Иными словами, поэта интересует не само явление, а его изначальная сущность. Олимпийский парк скульптур. Expressio-выражение, выразить)-течение в европейском искусстве, задачей которого было не столько воспроизведение действительности, сколько выражение художественными способами переживаний автора, порождённых этой действительностью. нием в театре и кино: театральные и. Иван Пуни. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы.
Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Экспрессионизм выражает эмоциональный и чувственный мир художника. Так же В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др. ), где произведения представителей были более созерцательны по образному строю и большее внимание уделялось живописно – декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).
Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. МАРК, ФРАНЦ (Marc, Franz) (18801916), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, одинЗатем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку. Характерные черты — возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла Реферат на тему Экспрессионизм в западноевропейской живописи по предмету Культура и искусство. Основная тема графических листов Дикса война и ее полная и абсолютная враждебность жизни. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В 1905г. В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф и Э. Нольде, О. Мюллер).
Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). Умер Поллок 11 августа 1956.
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. Экспрессионистская музыка сложно воспринималась и вызывала противоречивое отношение критики. Экспрессионизм (от фр.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924 имеют много общих черт с рисунками последнего.
Вместо наблюдения выступает неуемная сила воображения вместо созерцания – видения, экстаз. Основные черты экспрессионизма.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Художники, объединившиеся в 1905 г. под руководством Э. Кирхнера в группу «Мост», пытались найти новые художественные средства для выражения своего отношения к действительности.
Принцип выражения преобладает над изображением. Серии Восстание ткачей (1897-1898 гг. ) и Крестьянская война (1903-1908 гг. ) представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Экспрессионизм (от лат.
Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Вайоминг). Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Очень распространены мотивы боли и крика. Доминантой художественного языка становится деформация, в частности гротеск, возникающий в результате общего гиперболизма, волевого натиска, борьбы с преодолением сопротивления материи. Вместо него оперировали различными дефинициями Оставаясь по своему содержанию культурой спорной и противоречивой, экспрессионизм в живописи оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость Экспрессионистские традиции в абстрактном искусстве продолжили абстрактный экспрессионизм и ташизм (Д. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. Этопроизведение— одно из высших достижений музыкального экспрессионизма.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. «Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух» (Пинтус Курт. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914).
Экспрессионизм (от лат. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального.
Так же, в качестве своих предшественников многие художники-экспрессионисты называли французских постимпрессионистов, швейцарца Фердинанда Ходлера, норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Возникла в 1905 году. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским.
Кёльнский собор потрясен до основания». В архитектуре храма переплетаются черты традиционных датских деревенских церквейРазвивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства.
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. живописи совпал с его распростране-. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. ЖИВОПИСЬ XX ВЕКА.
В 1910г. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого.
2 Экспрессионизм в живописи. Основная статья: Экспрессионизм (кино). Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий Голод, 1924 г цикл гравюр на дереве Пролетариат, 1925 г. ) Кольвиц сближается с экспрессионизмом при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению (Памяти К. Либкнехта, гравюра на дереве, 1919-1920 гг. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани.
Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Но в отличие от символистов экспрессионисты, ориентирующиеся на интуитивизм А. Бергсона, сосредоточивают свои поиски в иррациональной сфере Духа. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позже литографией и ксилографией. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Экспрессионисты преклоняются перед простотой, перед примитивом.
Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. еxpressionismе, от лат. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. лат. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914).
Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. При этом они опирались на идеалистическую теорию «вчувствования» (см.
Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Поэту отводится «орфическая» функция, функция мага, прорывающегося сквозь сопротивление косной материи к духовной сущности явления.
Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Экспрессионизм. Их проявление в лирике. Экспрессионисты ставили перед собой грандиозные задачи.
Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. В 1911 г. в Мюнхене сформировалась группа художников-экспрессионистов «Голубой всадник» под руководством В. Кандинского. Основной творческий принцип экспрессионизма – отражение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское Я, напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на дегуманизации общества, обезличивание в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала ХХ в. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм остро запечатлевший конфликт художественной личности, человека вообще с трагической и антигуманной буржуазной действительностью. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Интуиция, жизненный порыв провозглашаются основными средствами в приближении к высшей духовной реальности. В эпоху распространения экспрессионизма скульптура в Германии переживает те же перемены, что и живопись — отказ от подражания природе. В послевоенные годы экспрессионизм широко проявился в немецком кинематографе. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Мир внешний, мир материи растворяется в бесконечном потоке субъективных экстатических состояний, приближающих поэта к разгадке «тайны» бытия. Барлах), в архитектуре (Р.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, в искусстве прошлого. В этом была их схожесть с фовистами.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Попробую только схематично, неподробно рассказать об экспрессионизме в живописи, так как тема колоссальна. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
профессор берлинской AX изгнана оттуда фашистами. Предпочтение в картинах отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. – Гюбнер).
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии, технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Теоретической основой их творчества послужило разработанное немецким искусствоведом В. Воррингером учение о «вчувствовании» и «абстракции», опиравшееся на феноменологическую теорию философа-идеалиста Э. Гуссерля. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания.
К началу первой мировой войны оба объединения распались. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ).
Экспрессионизм (от фр. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. лат.
Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике). В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг. ) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889 гг. ). Историки все еще спорят о сути экспрессионизма.
Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона.
Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Дело в том, что для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. Вторая тенденция сводится к тому, что экспрессионизм определяют как интенсивную выразительность формы, тяготеющую к деформации и абстракции и обусловленную внутренней потребностью художника. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Новая школа живописи стала движением, вовлекшим в себя художников разных стран. Не остался в стороне и экспрессионизм: перестали существовать его основныеработающих в манере экспрессии, оставалась непоколебимой одна основная черта крайний пессимизм.
Лени. По мнению философа, дионическое и апполиническое начало, принципиально противоположные друг другу, при этом неразрывно связаны и всегда действуют вместе, борясь в каждом художнике и художественном произведении. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. Эта задача привлекла немецких скульпторов, объединившихся в группу «Ноябрь» (Хётгер, Эми Рёдер, Гарбе, Макс Краузе, Милли Штегер, Беллинг, Матаре).
Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Основные черты экспрессионизма. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.
По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». литографии Демонстрация, 1931 г, Мы защищаем Советский Союз, 1931-1932 гг. ).
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Экспрессионизм картины усиливался выбором контрастных цветов, ярким выражением форм для того, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не дать им остаться равнодушными. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Часть экспрессионистов ушла в мистику, культивируя «фильмы ужасов».
Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. еxpressio – выражение), направление в европейском искусстве развивалось в середине 1900- 1920-х годах (первой четверти 20 века), проявившегося особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов французской шестерки («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер.
Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Позже возникла группа «Синий всадник». Bracke). В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя.
Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А. фон Шамиссо (1916) и др.
Живопись перед первой мировой войной. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты).
До 1943 г. жила в Берлине. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов Несколько иначе обстоит дело в живописи (где это течение связано в основном с немецкой художественной школой) и в музыкеИстолкованное в этом плане положение «человек в центре»2 вмещает в себя важнейшие черты художественного метода экспрессионизма. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925.
На немецком языке писали также авторы т. н. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). фр. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.
С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. У многих художников под влиянием роста революционного сознания экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптуре и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. В 1927 г. посетила СССР. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом.
Связь с литературной традицией. Самым влиятельным из авангардистских течений стал именно, возникший еще в начале века в живописи иТипичный герой экспрессионистов – это личность в момент наивысшего напряжения сил (что роднит экспрессионизм с новеллой). Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. Август Маке в статье «Маски» сформулировал цели и задачи новой школы: «искусство превращает в понятное и постижимое сокровенную сущность жизни». Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Одни обращаются к формам древнего искусства и воспроизводят в крайне искаженном виде или подражают африканской скульптуре (члены объединения «Мост») другие же ведут автономные поиски абсолютно иного языка (линия Архипенко). Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
Возник как отклик на социальный кризиспервой четверти ХХ века (также на первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения). Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. Марк САРТАН.
В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Среди композиторов других стран наиболее яркими представителями направления являются Рихард Штраус (опера «Электра») и Бела Барток (опера «Замок герцога Синяя Борода», «Музыка для струнных, перкуссии и челесты»). Но она страшная. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке.
Ни одна другая техника не претерпела после 1890 года столь мощное творческое развитие, она обладает мрачной силой и экспрессивностью и не утратила своего воздействия по сей день. Ланга, П. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Основные черты. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких Отличительная черта эпохи возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э.
В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. В экспрессионизме было много противоречий. художник обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950 «Фермопилы», 1954).
Предисловие к антологии «Сумерки человечества»). Мы внутри, а не снаружи».
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Ученик Шёнберга Альбан Берг известен главным образом оперой «Воццек», отмеченной духом социального критицизма. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Эволюция отд.
В 1911 г. художник возвращается в Вену. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Этот жанр уже достиг однажды высочайшего расцвета в немецком искусстве XVI века.
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике). Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. В Германии художник был видным деятелем авангарда. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм Связь с литературной традицией.
Возникновение. Одни художники ушли в беспредметничество (В. Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Кокошка, Ж. Руо). В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Художники-экспрессионисты продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен, Вламинк). Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств.
В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Первая мировая война 1914-1918 гг. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Среди первых выделяются В. Лембрук и Э. Барлах.
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье, финн Аксель Галлен – Калола и другие. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Модерн – стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Экспрессия подразумевает обратное движение, от внутреннего мира – к внешнему. Экспрессионизм – одно из ярких и оригинальных художественных направлений начала XX в. Оно привлекло к себе видных деятелей культуры из многих стран Европы, охватило самые различные области искусства, оказало влияние на их дальнейшее развитие.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. В действительности понятие экспрессионизма в скульптуре не отличается ясностью. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. 2 Отличительные черты экспрессионизма. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).
Принцип выражения преобладает над изображением. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисийское начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
Все становится связанным с вечностью» («Экспрессионизм в поэзии»). Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. Основной творческий принцип экспрессионизма – отражение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское Я Термин. Картины Экспрессионизм. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.
Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Это вызывающее «шок» искажение было подчинено внеэстетической задаче – прорыву к «полному человеку» в единстве его сознания и бессознательного.
Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
Кандинский следовал в своей художественной практике теории абстрагирования. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост».
2. В произведениях графики они пытались возродить заново средневековую гравюру на дереве с ее традициями. Именно тогда в Дрездене возникла группа «Мост», объединившая таких художников, как Эрнест Кирхнер, Эрих Хекель, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и др. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Родилась в Кёнигсберге. Датой возникновения экспрессионизма принято считать 1905 год. К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин.
плакаты, созданные в 1920-е гг. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Основные особенности экспрессионизма. expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. с абстрактной живописью). Для них характерны тесная совместпредставленный в основном работами.
Философско-эстетические воззрения экспрессионистов обусловлены влиянием теории познания Э. Гуссерля об «идеальных сущностях» интуитивизмом А. Бергсона, его концепции «жизненного» порыва, преодолевающего косность материи в вечном потоке становления. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Для фильмов этого направления характерны мрачные мистические мотивы обреченности человека, мира.
Отличающийся экспериментальным подходом к художественному творчеству, экспрессионизм использовал оригинальные новаторские приёмы выражения: различные смещения, преувеличения, упрощения, создание завышенного цветового контраста и напряжённых острых контуров для усиления энергетики формы. Описание основных эпох в живописи. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Он сделался самым выдающимся явлением нового театра, а в некоторой степени всей новой немецкой литературы». В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения.
Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Экспрессионизм в живописи. Среди них – «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911).
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, Скульптор В. Лембург и др.
В экспрессионизме ландшафт потрясенной души предстает как потрясения самой действительности. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). «Искусство» 21/2008), так что напомним лишь основные моменты. Его живопись станет нежней. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Писатели- экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналовПрежде был иной категориальный аппарат, вследствие чего не прочитывались типологические черты экспрессионизма. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого.
Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969. Не оставил Кокошка и портретный жанр. Э. Мунк «Крик» (1893). В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность» или «веризм». Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, вот таким образом раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу.