Объект исследования: Художники экспрессионисты. Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания. Художники-экспрессионисты создавали внутренне напряженные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небрежные движения кисти.
Предлагаем Вам биографии потрясающих, великолепных, пронзительных, временами шокирующих, художников-экспрессионистов. Первая группировка художников-экспрессионистов появилась в 1905 году и называлась «Мост».
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. В Базеле Маке познакомился с творчеством импрессионистов -- художественного течения, практически неизвестного в то время в Германии. Художник создал около сотни собственных изображений. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя.
Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. в России он слабо известен. В творчестве Шёнберга и др.
Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Мост (1905-1912гг. ).
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем.
В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Экспрессионизм в живописи основывался на субъективных ощущениях и фантазиях, возникающих у авторов работ.
Его живопись станет нежней. Экспрессионизм овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства: литература, кинематограф и многое другое.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Экспрессионизм (от лат. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Эволюция отд. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах Синий всадник. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Он очень любил изображать себя, свой облик и свои позы. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль.
Нестандартными выразительными средствами, Э. Шиле представляет человеческое тело и душу. Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. Само название этого направления (от лат. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Но с приходом к власти нацистов все изменилось.
В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен – очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда.
О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Умер Поллок 11 августа 1956. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В архитектуре (Р. В этом была их схожесть с фовистами.
Экспрессионизму характерна усиленная выразительность, откровенность. Импрессионисты давали иллюзию реальности окружающего мира, а через экспрессионизм выражалась реальность настоящего времени и внутренних эмоций. Экспрессионизм выдвинул истину, забытую импрессионизмом. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Возникла в 1905 году. Очень распространены мотивы боли и крика. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
Образ представляет собой сложный и многомерный процесс. привела их в русло социалистического реализма. Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии, позже – Польши. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). expression – выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Германия также не осталась в стороне. Э. Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Поживем — увидим. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта.
Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма, в большей мере определил Фридрих Ницше. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. На немецком языке писали также авторы т. н. Портрет Валери Нойцель, (1912).
Картон, масло, темпера, пастель. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне.
Изломанность веток у дерева снаружи, у человека – внутри. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Члены «Моста» вместе и жили и работали. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Меня так же заинтересовало данное течение и я решила подробнее изучить историю возникновения направления, его развития и представителей экспрессионизма.
Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Ветви – трещины в небе и камне. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Но она страшная. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Родился в Витебске 24 июня. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не так как тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
– Гюбнер). Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму.
Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Все остальное – хаос, сплетение случайностей. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений.
Август Маке, Альберто Джакометти, Амедео Модильяни, Бальтюс, Василий Кандинский, Димитрис Митарас, Зинаида Серебрякова, Иоганнес Иттен, Карлос Саенс де Техада, Кэте Кольвиц, Линд Уорд, Люсьен Фрейд, Макс Бекман, Мстислав Добужинский, Николаос Литрас, Осип Цадкин, Оскар Кокошка, Панаиотис Тетсис, Пауль Клее, Рамон Овьедо, Рафаэль Забалета, Рихард Герстль, Спирос Папалукас, Теофрастос Триантафиллидис, Франк Ауэрбах, Франц Марк, Хаим Сутин, Эгон Шиле, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Ян Слёйтерс, Янис Царухис, Яннис Моралис. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». И сегодня среди экспонатов любой художественной выставки почти в любой стране можно увидеть отголоски того пламени, которое пылало в душах первых экспрессионистов. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. expressio, франц.
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Экспрессионизм (от лат. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного.
Но изображенный облик имеет внутреннее, глубинное сходство с моделью. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Экспрессионизм (от лат. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль).
Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
Картины Экспрессионизм. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Внутри человека даже в разгар лета – осеннее дерево. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. 91 х 73, 5 см. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве.
Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и уродливого проявления капиталистической цивилизации. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов.
В 1912г. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Мы не французы, мы немцы. В их работах нет ничего изобразительного, но они выполнены с такой эмоциональностью и энергией, что их смело можно назвать экспрессионизмом.
Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Члены «Моста» вместе и жили и работали. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». Полагают, что сам термин экспрессионизм был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм: Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить.
Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску.
В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Официальному академическому искусству Германии противостояли не только художники-экспрессионисты. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Например, Э. Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели. В конце 2015 года миллиардер и основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин приобрел его у David Geffen Foundation за 300 миллионов долларов.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».
Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи.
Именно вот таким образом исследованию данной темы стоит уделить отдельное внимание. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Мое внимание привлек одни из ярких представителей этого направления Эгон Шиле, но информации о нем очень мало и она редко встречается, т. к. Его преемник Людвиг Юсти после 1918г собрал в филиале Национальной галереи-бывшем дворце кронпринцев на Унтер-ден-Линден уникальную коллекцию работ экспрессионистов.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Имея тонкую и чувствительную натуру, художники пытаются с помощью художественных образов донести свое видение и переживания до зрителей. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Э. Шиле пишет портреты.
В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке.
Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Это можно наблюдать на «Автопортрете» 1914. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Bracke).
Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным. Мои работы искажают привычное видение души и тела. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Несмотря на то, что термин «экспрессионизм» широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Только спустя время это творчество получило четкое определение. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. В результате объединение официально прекратило существование.
Э. Мунк «Крик» (1893). Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Для Синего всадника, в противоположность объединению Мост, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины. Кафка и Г. Майринк). Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков.
Именно протест против старой культуры зародил футуризм. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина.
Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Мы внутри, а не снаружи». Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны.
Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством.
Вайоминг). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, вот таким образом раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья» (1918).
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Всего их в короткой жизни Маке было 78. В 1910г. Она страшная, эта музыка.
Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Экспрессионизм возник как острая и болезненная реакция на уродство зарождающегося капитализма, на Первую Мировую Войну и революционные события. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт.
Эгон Шиле – австрийский художник, один из лучших мастеров экспрессионизма. Цвет используется художником и с целью вычленения главного.
Принцип выражения преобладает над изображением. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. На мой взгляд, нет уродливой или красивой обнаженной натуры. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа.
Белый фон листа совершенно нейтрален. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Не осталась в стороне и Германия.
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. В процессе создания работ моё первичное усилие направлено на то, чтобы сохранить правильное соотношение моего видения и личности. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов.
Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями экспрессионизма как направления, В творчестве Веберна экспрессионизм перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная спостмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходитиз Сезанна, второе — из Ван Гога первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упираетсяв тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игрычистыми красками и линиями. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Экспрессионизм (от фр. В экспрессионизме было много противоречий. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Невзирая на внутренние противоречивости, экспрессионизм оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Очертания фигуры неправильны и угловаты.
Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека.
В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
«Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека.
– Только это может быть экспрессионизмом»). Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Дикарьи ребенок — его идеалы. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором.
Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Ницше излагает новый взгляд в этой книге и во многом оспаривает обычный немецкий подход, трактирующий древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». В 1917 он вернулся в Вену. Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты».
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
Экспрессионизм в интерьере, покоряющий своей энергичностью и динамикой, это скорее для молодых, впрочем, этому стилю отдают предпочтение также люди творческие и неординарные всех возрастов. Необычайная нервность каждого мазка его картин вызывала сильные эмоции у зрителя и созерцание их всегда весьма сложно, а иногда даже мучительно. Они выражали протест против поверхностного восприятия мира импрессионистами, пытались в своих работах выразить свой внутренний мир и передать эмоциональное состояние зрителю. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Экспрессионизм (от фр. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Наибольшее развитие экспрессионизм получил в первые десятилетия XX в. в основном в Германии и Австрии. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Bracke).
Если импрессионизм, который пришёл на смену классическим техникам живописи, всё также изображал действительность, лишь различными техниками подчёркивая настроение, атмосферу, лёгкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Позже возникла группа «Синий всадник». Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. Нервы – трещины в теле.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном.
Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух».
В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. В 1917 он вернулся в Вену. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.