Дрягва – болото, укр. Дреговичи (от слова дрягва — болото) – племенной союз восточных славян, живших в междуречье р. Припять и Зап. Дрягва болото, укр.
Дрягва – то же. Дреговичи (возможно, от дрягва, дрега – болото) – вост. -слав. Дрягва – то же.
Дрягва – болото, укр. Дрягва – то же. Дрягваболото, укр.
Историяскорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото», ср. Что такое дрягва. Дрягва «болото», укр. Жили в болотистой местности (дрегва, дрягва – болото), поэтому и получили свое имя.
Дрягва – то же. Дрягва – то же. Значение слова «Дрягва» в Этимологическом словаре Фасмера. (от слова дрягва — болото) — племенной союз восточных славян, живших в междуречье р. Припять и Зап.
Дреговичи (возможно, от дрягва, дрега — болото), племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены. Дрягва – то же. Дрягва – то же.
Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Наиболее крупные исследования принадлежат А. Н. Лявданскому, С. А. Дубинскому и И. А. Сербову.
Северяне (севера) — восточно-славянский племенной союз, населявших территории Черниговской, Сумской и Курской областей в VIII — начале IX вв. Близ Логойска и Заславля копал курганы Н. М. Турбин (Указатель памятников, с. 131, 132). памятники Д. 9-10 вв. : остатки земледельч.
27, 24–32). Радимичи послужили ядром для образования белорусской народности. Занимались земледелием и животноводством, ремёслами (железо- и деревообрабатывающие, ювелирное, гончарное, кожевенное), охотой, рыболовством, пчеловодством, прядением, ткачеством. Наиболее исследованы их археологические памятники -курганные могильники- 10-12 вв. Дулебы (Дулибы)— союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв.
Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (лтш. Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Белоруссию), другая — с карпатским регионом. Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Курганы данного района стали известны благодаря раскопкам С. И. Пеняк и И. П. Русановой. Несмотря на значительное количество проведённых раскопок, археологические материалы, связанные с хорватами недостаточно выразительны и определённы, Они представлены прежде всего захоронениями (подплитными и бесплитными изредка — курганами), содержащими в основном трупоположения с западной ориентировкой. основной тип поселений — селища, площадью от 2, 5 до 6 гектаров керамика близкая по характеристикам к роменской — лепная посуда (горшки, миски и сковородки), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской. В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры, выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими, памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско-полоцких.
Сохранились археологические памятники дреговичей: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусск. — трясина в болоте смоленское диалектное — болото, зыбун, трясина украинск. По берегам Птичи, Свислочи и Лани курганы с лепными урнами неизвестны. Однако, хотя основным ядром населения Туровской земли и были дреговичи, границы этой земли в XII в. уже во многих местах значительно расходились с племенными. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси.
Завитневичу. На севере граничили с землями кривичей. В последующих трудах В. 3. Другие ученые считают, что археологические памятники, которые напоминают так называемые «каменные курганы», принадлежат славянизированным потомкам западнобалтских племен ятвягов. По Припяти известны археологич. восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По-видимому, украшения и принадлежности одежды сгорали на погребальных кострах. Дреговичи жили на большей части южной, а также значительной части средней Беларуси.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. В 10 в. земля Д. вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее основной территорией Туровского княжества.
В большинстве курганов присутствуют остатки кострищ. раскопал несколько курганов на восточной окраине дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева (Narbutt Т., 1837, s. 574, 576). детали поясного набора, редко оружие. В летописи упоминается только то, что дреговичи имели некогда свое княжение.
Восточной границей собственно дреговичской территории служило поречье Днепра. Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Под именем другувитов (греч.
вышли из-под власти киевских князей, в 984 г. были разбиты на реке Песчань (возле Славгорода)или возле Гомеля воеводой князя Владимира Святославовича Волчьим Хвостом и их земли закрепились в составе Киевской Руси. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. XXVIII). В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров.
В археологии отождествляется с роменско-борщевской культурой. Происхождение названия севера до конца не выяснено. Правобережья, границы которых точно не установлены. Столицей княжества был город Туров. в той части Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр — Туров. Они восстали и в 982 году их пришлось завоёвывать снова.
Тиверцы — восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Обычно исследователи называют «белыми» восточноевропейских хорватов, на что ни летопись, ни Константин Багрянородный не дают серьёзных оснований. с ушками (Вотня), брактеаты (Гадилавичи). В конце 1 тыс. В XIX — начале XX в. историки древней Руся пытались очертить ареал дреговичей на основе политических границ Туровской земли (Завитневич В. 3., 1886, с. 576-578 Довнар-Заполъский М. В., 1891, с. 57 Грушевский А. С., 1901, с. 16).
На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (см. Преобладают синие бусины, затем — желтые, серые и коричневые. Завитневич проводил ту же точку зрения. Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков).
Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Очевидно, основной поток славянского населения направился на север из поречья Припяти по Днепру и Березине.
Севернее этой реки население принадлежало к валдайскому антропологическому типу, распространенному па всей восточной части древней территории балтов, в том числе и на востоке современных Литвы и Латвии. Курганы по обряду кремации распространяются на этой территории в 9 в. На рубеже 10–11 вв. О существовании у них городов ничего не известно. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв. К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричев (Кречют, 1136), Славгород (Прапошаск, 1136), Гомель (Гомий, 1142), Рогачёв (1142), Чечерск (1159).
Согласно Повести временных лет, вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. обычны трупосожжения иногда встречаются погребальные сооружения в виде деревянных домиков с двускатными крышами. С другой стороны, если учесть данные о том что славяне северной Руси — большей части современной России и Белоруссии, а именно ильменские словене, вятичи, кривичи, радимичи, псковские кривичи — пришли на свои новые территории с запада (вятичи, радимичи, кривичи — «от Ляхов», в соответствие с древними летописями, а словене ильменские и псковские кривичи имеют массу общих черт со славянами Поморья и современной Полабской Германии) — то есть являются выходцами из венедов, тогда получается, что северяне, до миграции на территорию современной России и Белоруссии этих новых славянских племен с запада, являлись самой восточной и одновременно самой северной оконечностью антов. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов. Торговля у полочан, скорее всего, была направлена по Западной Двине к Балтийскому морю и они владели не только землями по берегам реки, но и морским берегом, поскольку немцы для первоначального поселения на этом берегу испрашивали согласия полоцких князей.
Центром полянской («польской») земли был Киев другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие. После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В 907 приняли участие в походе Олега на Царьград. Курганы дреговичей в основном сосредоточены на правом берегу Днепра. Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой. территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. Для XI и первой половины XII в. характерны трупоположения на горизонте.
Сравнительно богаты дреговиче-кие шейные ожерелья. Кроме того, раскопками курганов дреговичей занимались В. П. Сущинский, А. 3. Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее этой реки), т. е. районов, где славяне появились еще в середине I тысячелетия н. э., по своему строению и вещевому материалу очень близки, если не тождественны, погребальным насыпям волынян, древлян и полян. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и др. ), которые связываются с летописными тиверцами. дреговичами и принадлежал Туровскому княжеству.
Туровского кн-ва. Вполне определенно дреговичскими летописи называют Случеск и Клеческ (под 1116 и 1149 гг. ).
Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу прошлого столетия. В VIII и IX веках они вынуждены были платить дань хазарам, позже (882) были подчинены Олегом и были одним из основных племён, составивших Киевскую Русь. Главные занятия кривичей, дреговичей, радимичей – земледелие. Наиболее часто встречающимся типом женских височных украшений являются перстнеобразные кольца.
После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Для северной части дреговичской территории обычны захоронения в деревянных домовинах-теремах. Среди населения ряда районов Белоруссии термин курганы неизвестен. Хронология дреговичских курганов разработана в работе А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 118—124).
Древляне (белор. На основе корреляционной таблицы, составленной этой исследовательницей, можно утверждать, что смена обряда кремации обрядом ингумации в области расселения дреговичей произошла во второй половине X и в самом начале XI в. Эволюция курганов с трупоположениями протекала здесь так же, как и в других областях лесной зоны древней Руси (табл. Таковы, например, Случь, Гривка, Дубравка, Железница, Тростянец, Став. Тиверцы принимали активное участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. По Припяти известны археол. Важную роль играло скотоводство.
в четырех пунктах — близ Кордона и Гадиловичей и два могильника в окрестностях с. Веточки (Соловьева Г. Ф., 1967а, с. 10-13). Обычно дреговичская женщина носила по нескольку перстнеобразньтх колец — от двух до 12. В «Повести временных лет» сказано, что «улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви.
В 907 участвовали в походе Олега на Царьград. XXIX, 1—4, 6, 8, 15). Неправомерность использования подобных топонимов для определения дреговичской территории показал Е. Ф. Карский (Карский Е. Ф., 1903, с. 66).
Характерные племенные особенности радимичей:бронзовые или серебряные височные кольца (7-лучевые и 7-лапчатые), биэлипсоидные, язычковые, петлистые и гроздевые подвески, пластинистые гривны. В X в. земли дреговичей вошли в состав Киевской Руси, явившись позднее основой территории Туровского княжества. Хотя в летописях об этом не говорится прямо, но анализ летописных данных позволяет считать, что этот город не только был расположен в земле дреговичей, но и являлся их племенным центром (Насонов А. Н., 1951а, с. 150 Рыбаков Б. А., 1960, с. 24, 25). В девяти курганных группах встречены бусины из горного хрусталя. Дреговичским городом был также Туров.
Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий (Овруч). По мнению некоторых исследователей, город Брест был основан на рубеже 10-11вв. областях днепровского Правобережья, границы к-рых точно не установлены.
Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы. На северо-западе к ареалу дреговичей принадлежали верховья Неманского бассейна, та часть, которая примыкает к рекам Днепровского бассейна. Вот таким образом в захоронениях встречаются бронзовые и стеклянные сплавы. Территория распространения археологических памятников, относящихся к периоду максимального расселения вятичей (XI—XII века) имеет следующие границы.
Для мужских захоронений характерны поясные кольца, др. Начало славянского освоения земель севернее Припяти хорошо отражено курганным материалом. В насыпях не бывает домовин, ориентировка умерших общеславянская.
Дреговичи, как отмечал летописец, жили между Припятью и Западной Двиной. н. э. радимичи находились на стадии формирования классовых отношений, управляли ими князья, старейшины. О балтском (юхновском) происхождении радимичей также говорят характерные украшения – шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII вв. Из письменных сообщений видно, что дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно имевшим собственную территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси, — свою политическую организацию, свое «княжение». является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами.
брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям» и браков у них не было. Северяне строили линии укрепленных (окруженных частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм.
Большинство этих домовин срубные, сложенные из бревен на высоту 0, 3—0, 8 м и покрытые двускатной крышей. областях Днепр. Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень малочислен.
Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. На северо-западе к дреговичам относился Черниковщинский курганный могильник, расположенный в верховьях Немана. Радимичи — наименование союза племен западнославянского происхождения ("от рода ляхов", как гласит летопись ПВЛ), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область). Родственны вятичам. ИсторияПри заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Сочинения «о фемах », с. 75).
Они выявлены и в культурном слое Бреста. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Крупнейшим городом был Гомель, Последнее упомнинание о радимичах в летописи около 1169 года.
В курганах у д. Мохов домовины имели столбовую конструкцию, а в Эсьмонах брусья домовины поддерживались камнями. Сын Святослава — Владимир вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. По распространённой версии, название происходит от имени Радима, во главе с которыми радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель. У дреговичей были распространены перстнеобразные височные кольца, сомкнутые или полуто-раоборотные (табл.
Таким образом, потомками тиверцев появляются молдаване. Единичные предметы, не подвергшиеся действию огня (перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжка, браслет, монетообразные привески, ножи, кресало, серп), принадлежат к общевосточнославянским типам. «Белыми» назывались именно западнославянские (чешские) хорваты. Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. В начале 970-х гг. Мужчины, похороненные в курганных домовинах, как правило имеют неславянскую ориентировку. В дреговичской земле рас-копаны курганы, содержащие одновременно погребения по обрядам кремации и ингумации (Гребень, Новый Быхов, Пацева Слобода, Яновка, Ясенец).
Погребальные обряды- трупосожжение (8-10в), с конца 10 до начала 12в. - трупоположение на горизонте, в подкурганной яме характерная особенность- существование пепельно-угольного пласта в форме "огненного круга", в центр которого и клали умершего. Как отмечалось, дреговичи в значительной степени расселились на территории балтов. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью украинского народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, Буковина) постепенно романизировалась. Далее граница распространения вятичей идет к верховьям Оки, включая бассейн Прони. К. П. Тышкевич производил исследование в срединной и северной частях ареала дреговичей близ Селища, Гребня, Белкевичей, Видогощ, Старого Бобра, Борисова и Логойска (Тышкевич К., 1865, с. 19, 35, 46—48).
Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки). племенное объединение, обитавшее по р. Припяти и в более сев. Кривичи (белор. Таковы, в частности, курганы исследованные в Рогачевском р-не Могилевской обл.
Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. Для южных районов дреговичей характерен длинноголовый среднелицый тип. Дреговичи — обитатели сырой, болотистой местности. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение.
Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Курганные насыпи здесь называются концами (капцами) — по-видимому, от литовского kapas (могила). Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. В северной части дреговичского ареала отмечены случаи сожжения умерших в четырехугольных домовинах, устроенных в курганах (Большая Ольса, Красный Берег).
Дреговичи (белор. «дряговина» — болото литовск.
Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Срединное положение в них занимают одна-две большие металлические бусины, покрытые крупной зернью (встречены более чем в 120 погребениях). Однако эти реки не очерчивали дреговичскую территорию.
В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. Подобное членение дреговичского ареала обнаруживают и материалы антропологии. На юге граница дреговичей, по В. 3. Сев. -зап. Иногда в могилах встречаются изделия ремесла. Можно с большей долей вероятности полагать, что хорваты были аналогичны другим группам славян, упоминаемым в «Повести временных лет»: полянам, древлянам, уличам, словенам, радимичам и т. д. Следует вероятно принять взгляд на них как на племенные союзы, обладавшие политическим и в известной мере этническим единством.
В результате основная их масса отходит к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. Предшественниками радимичей были носители колочинской культуры. Еще в прошлом столетии старожилы Припятского бассейна разделяли Полесье на две части: северная часть называлась литовским Полесьем, правобережная — волынским (Зеленский И., 1864, с. 115).
) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Северо-западная окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества. В курганах Д. 11-12 вв. Западные белорусы капцами называют древние грунтовые могилы, обложенные камнями.
Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы. (возможно, от дрягва, дрега болото), племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. При заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение.
племенное объединение, обитавшее по р. Припяти и в более сев. Северо-западная окраина земли дреговичей стала частью Полоцкого княжества. Под именем другувитов (греч. Такие курганы, помимо тех областей, которые уже в VI—VIII вв. Учитывая сказанное, собственно дреговичскую территорию X—XII вв.
Раскопки на даной территории начались ещё в 70-80-х годах XIX столетия. Второй поход совместно с русами и белыми хорватами, закончился подписанием выгодного мира. Курганные могильники кривичей 9-10вв. Основные орудия для обработки земли – соха и рало. На севере произошло частичное территориальное смешение дреговичей с кривичами. В русских летописях дреговичи упоминаются до середины XII в. (ПВЛ, I, с. 13, 200 ПСРЛ, II, с. 330).
Начальная летопись отводит дреговичам пространство между Припятью и Западной Двиной: « седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи» (ПВЛ, I, с. 11). По-видимому, территориальная обособленность припятской группы носите-лей культуры пражско-корчакской керамики и явилась причиной формирования отдельного славянского племени дреговичей. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса. Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Захоронения почти всегда одиночны и как правило со скромным инвентарём. поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами), так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии), а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам.
можно очертить в следующих пределах (карта 15). Часто пережженные кости собраны в неглубокой ямке, сверку которой помещен перевернутый вверх дном глиняный горшок. Вятичи долгое время оставались язычниками. окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества. Дреговичи в этом отношении стоят ближе к юго-западным племенам. В южной части ареала дреговичей его не употребляют.
В. В. Седов настаивает на скифско-сарматском происхождении названия, возводя к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северы — Чернигов. Названы они и в одчинений византийца Константина Порфирогенета (Константин Багрянородный. Белые хорваты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Этноним «белохорваты» встречается у Константина Багрянородного, который дал описание жизни и истории хорватов. терр.
XXIX, 9, 10). Южная граница дреговичей проходила южнее Припяти.
Это или погребальные кострища, на которых сжигали умершего или ритуальные (умершего в этом случае сжигали на стороне). Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. Н. П. Барсов пытался очертить область дреговичей на основе распространения географических названий XIX в., близких по звучанию к этнониму этого племени (Барсов Н. П., 1885, с. 124-126 Андрияшев А. М., 1887, с. 29). Северо-западная окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества. Область дреговичей — Припятское Полесье — характеризуется сильной заболоченностью. Северо-западная окраина земли дреговичей стала частью Полоцкого княжества. ДРЕГОВИЧИ (возможно, от дрягва, дрега – болото) – восточно-славянское племенное объединение, обитавшее по реке Припяти и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены.
Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны. памятники дреговичей. Распространение таких курганов отражает историю и пути массового славянского расселения в правобережной части Верхнего Поднепровья. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим. В 907 г. в составе его войска радимичи участвовали в походе на Византию. «Роскошные одежды и украшения, — писал этот исследователь, — развивались лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюрко-татарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами» (Нидерле Л., 1956, с. 244).
Трехбусинные височные кольца (табл. В курганах Д. 11-12 вв. В остальных районах расселения дреговичей ямные трупоположения распространяются относительно поздно и датируются в основном XII—XIII вв. В 10 в. земля Д. вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее осн. городом Туровом на Припяти. Скорее всего название происходит от древнеславянского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. Тут дреговичи смешивались с полоцкими кривичами. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке.
Вятичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). возможно, от дрягва, дрега – болото) – вост. -слав. Известный исследователь литовских древностей Т. Нарбут в 1810 и 1811 гг. образом в Житомирской и на западе Киевской области).
Около трети дреговичских трупосожжений помещены в глиняные сосуды или накрыты ими, остальные — безурновые. Коваленя, С. С. Шутов, И. Р. Колодкин и М. Н. Конвисаров. «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи» Альтернативная гипотеза связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем ven-t «мокрый, влажный» (праславянское vet). У них ранее других водворилось и христианство. Энтоним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словени: хорвате бели и серьб и хорутане». С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи.
ДРЕГОВИЧИ – вост. -слав. Древнейшим и наиболее важным центром Северской земли был Чернигов. Летопись не сообщает сведений об истории Д. известно лишь, что в древности у них было своё «княжение» с главным городом Туровом на Припяти.
Киевским князьям дреговичи подчинились, вероятно, очень рано. На западе естественным рубежом между дреговичской территорией и Брестским Побужьем были обширные болотистые пространства (так называемое Выгоновское болото). krievi), а Россию Криевией (лтш. Найдены монеты, которые радимичи использовали как подвески в монистах: дирхемы (Ботвиново, Чабатовичи), серебряники Владимира 10в. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. ) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси.
В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков и заменяется, вероятно уже в конце X века именем Русь (Рось) и Кияне. были бесспорно славянскими известны севернее Припяти — в верховьях рек Случь и Оресса (Нежаровские хутора, Огородники), на правом берегу Днепра (Леваши — Казаков сад) и по Березине (Волосовичи, Любоничи — Бутьков Лог, Большая Ольса, Красный Берег, Прибор, Оздятичи, Староселье, Точилище). исследовались около д. Барки, Глинище Полоцкого, Смольки Городкского районов. В. 3.
В курганах дреговичей XI-XII вв. Антропологическое изучение современного населения Белоруссии позволило В. В. Бунаку утверждать, что в древности южной границей балтской антропологической зотты была Припять (Бунак R. В., 1956, с. 21). «dregnas» — сырой, влажный (Фасмер М., 1964, с. 536—537). В IX — X веках вятичи выплачивали дань Хазарии по щелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. Поляне (поли) — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Факт вхождения хорватов в русское государства на основании этого похода остаётся спорным. Во второй половине Х века, спасаясь от натиска печенегов в Верхнее Поднестровье, принадлежавшее хорватам переселяется часть уличей и тиверцев. С уверенностью можно говорить о подчинении хорватов Руси после похода Владимира в 992.
Население же правобережной Припяти относится к полесскому антропологическому типу (Дяченко В. Д., I960, с. 18—33). Krievija). В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья.
Славянскими чертами курганов 9-10вв. Судя по тому, что черепные кости в некоторых трупосожжениях находятся в западной части погребального костра, можно полагать, что умерших клали на костре головой к западу, т. е. лицом к востоку, навстречу лучам восходящего солнца (Мышенков Н., 1892, с. 89, 90). дралянне) — славянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. Припятская группа памятников с керамикой типа Луки-Райковецкой (карта 10) отделена от других областей с аналогичными памятниками большими труднопроходимыми, не пригодными для заселения болотами. В первом походе, не совсем удачном, союзниками русов и дулебов были арабы. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века). После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской, а также Вологодчина) где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами.
Столицей княжества был город Туров. В курганах Д. 1112 вв.
выявляет членение их ареала на две части (Седов В. В., 19706, с. 87-89). Для управления этими союзами возникают первые города — политико-административные и сакральные центры. В 907 году, согласно «Повести временных лет», хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград. «Повесть временных лет» даёт некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии. Археологические материалы также не многочисленны. Однако часть названий использованных исследователем, видимо, происходит не от дреговичей, а от термина «дрегва», другая часть (например, Старые Дороги, Дорожки, Дорошевичи и др. ) не имеет ничего общего с этнонимом.
Скорее всего, вся торговля полочан была ориентирована на запад и с югом: с хазарами или византийцами они сами не торговали — этим занимались славяне из более южных мест. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен.