Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Недаром «Всадницу» сначала считали портретом самой графини. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Поофициальной версии, Джованнина иАмацилия были родными сестрами— дочерьми автора оперы «Последний день Помпеи», композитора Джованни Пачини, друга (и, послухам, возлюбленного) графини.
В 1885 году, Савва Мамонтов нанял Коровина проектировать декорации для его частной оперы. И такие молодцы проглядели революцию. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Произведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым.
Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Хотя он родился в Антверпене, в Бельгии, он провел большую часть своей жизни в Париже. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева.
Чашки, ложки, кувшин и сахарница с колотым сахаром стоит на подносе. Ноимелили они право наэту фамилию, досих пор неясно. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами изобилием и музыкой, красками и весельем и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске по причине опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. Вэтот период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев.
Изображение красавицы за столом нарисовано на черном фоне, видно, чтобы ничего лишнего не отвлекало зрителей, а почувствовали и через картину, как купчиха наслаждается чаепитием. Константин Коровин (1861-1939) был одним из ведущих русских художников-импрессионистов, талантливый сценограф. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией.
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет».
25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица. Он писал картины в основном частным клиентам, приезжавшим из США, Англии, Германии (особенно Мюнхена) из Южной Америки и Канады. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности.
Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Характер ухудожницы был эмоциональный, гордый илегкоранимый. По этой причине сначала употребление чая считали показателем богатой жизни. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Однако если посмотреть на картину, совершенно ничего здесь не говорит об этом. Она забрала ихвсвой дом после его смерти. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».
Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Как сложилась еесудьба в30-е и40-е годы— неизвестно.
Вместе сней училась Анна Остроумова-Лебедева, которая всвоих мемуарах мимоходом отметила, что, хотя Мартынову писали всегда высокой статной красавицей, насамом деле она была маленького роста. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. И вот таким образом оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.
«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок и пышность драпировок и красота моделей. Чаепитие в его работах – это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Нокаким насамом деле был еехарактер, мынезнаем.
Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился. Его работы регулярно выставлялись в парижском Салоне с 1878 в начале 20-го века, также он помог организовать выставку американских художников в Париже, в 1894 г. Эта картина предположительно называется «Чаепитие в пять часов» изображает послеобеденное чаепитие, которое было очень популярно во времена художника. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину.
Американский художник из Филадельфии, который сделал свою карьеру в Париже. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Сарра была выдана замуж потем временам поздно, в20лет, засвоего ровесника Якоба Понтуса Стенбока— представителя графской шведской семьи (изнее даже вышла одна шведская королева).
На Руси жители узнали о чае только в начале 17 века. В этом он находил свое спасение. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Картина «Чаепитие в пять часов» была закончена в 1884 году и в настоящее время её можно увидеть в частной коллекции Айрис и Джеральд Кантора, Нью-Йорк. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.
Удивительно, ноесли взглянуть напортрет еебрата вмолодости (Государственный музей Л. Н. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Дамы носят вечерние платья, что было очень модным в конце XIX века.
«Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.
В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Чаепитие, которое по традиции призвано сближать людей, в данном случае как бы отдаляет их друг от друга. Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века.
Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. Картина была написана в проблемный для России год.
Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Однако когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца.
Художница являлась выпускницей колледжа изобразительных искусств в Сеуле и в настоящее время связана с несколькими художественными объединениями. Вышла замуж она, судя повсему, занекоего Богуславскогои, возможно, стала выступать вцирке. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни – в 75 лет. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития.
Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. Изучала она, как говорят, хирургию, ноувлечения музыкой увели еевдругую сферу. Самойлова гарантировала ейбольшое приданое. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы.
Жорж Крогерт (1848-1923) был бельгийским академическим художником. Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год).
Фредерик Сулакруа (1858-1933) был итальянским академическим художником. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Она собирается подавать чай на голубом чайном сервизе.
Аможет, уграфини сдевочкой была иболее тесная родственная связь. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей). «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Джордж Данлоп Лесли (1835 – 1921) английский жанровый художник, автор и иллюстратор. Он был художником, который пользовался огромным успехом при жизни.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Эдвард Альфред Кукель (1875-1954) родился в Сан-Франциско, штат Калифорния. Я. Билибин, 1901). Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 годКонстантин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Одна из известнейших – «За чайным столом».
Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец.
Удивительно, нопроизведений самой Мартыновой, кажется, несохранилось. Чем же была для Кустодиева данная работа. Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой.
Самойлова скончалась вбедности вПариже, дальнейшаяже судьба еевоспитанниц неизвестна. Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (. ) лет уже была помолвлена. И каждый раз, любуясь своими героинями их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил – по безвозвратно уходящему прошлому.
ВРукописном отделе Пушкинского Дома даже хранятся рукописные воспоминания заавторством Г. В. Стенбоки ктому времени перебрались вроссийскую Эстляндию. Однако, судя подокументам, уПачини была только одна дочь —младшая издевочек. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». За ней находится деревянный стул и белые панельные стены. Но тем живее работало воображение. Стоящие на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую – нищие, мальчик и старик.
Адеркас, озаглавленные «Цирк— это мой мир. ». Толстого), томыувидим туже вальяжность ирасслабленность. ВАстрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых подому, сшестого этажа встудию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. И, конечно же, стало сюжетом многих картин.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна. И всю жизнь писал ей стихи. При этом Мария, оказывается, была родной сестрой Федора Толстого (Американца) известного своим вызывающим поведением. Кто была старшая. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ).
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Однако еепортреты писали нетолько Сомов, ноиФилипп Малявин иОсип Браз. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.
Судя по ее разноцветному красивому старинному сарафану, украшениям на шее, головному убору, видно, что она живет в достатке. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. А кот.
Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше как новую церковь. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Основные ее жанры-фигуративизм и натюрморт. Ичестно говоря, нанабросках еефигура выглядит гораздо тоньше инетакой внушительной.
Лопухиной напортрете 18лет. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить. Лесли также опубликовал несколько своих книг. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек.
Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Однако, поскольку кстарости графиня разорилась (ейпришлось выплачивать третьему мужу, французскому аристократу, огромные алименты), обе «дочери» взыскивали состарухи «матери» обещанные деньги через адвоката. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое.