Родители, видя, что ребенку нравится рисовать, отдали его в подмастерье к художнику. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Юноша чувствовал в себе больший потенциал, вот таким образом решил отправиться в Париж. Теперь обратим внимание на задний план. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. У Жана Батиста Роби натюрморты с цветами живые, они наполняют душу нежностью и восторгом. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Знания первой позволят придать требуемое настроение. Отказ от них – один из способов спасти душу. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Справа в глубине изображена таверна. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Искусствоведы говорят, художник сыграл одну из главных ролей в эволюции цветочных натюрмортов. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Он был изумлен, что миниатюры стали пользоваться большим спросом. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Среди его работ – жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок.
Вот таким образом давайте немного узнаем о личности этого художника. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Так как тема Наполеона была в то время очень популярна, молодой человек решил для туристов на пробу изобразить портреты Наполеонов. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации – автономные сообщества, управляемые пастором, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Манипуляции с диафрагмой и максимальное использование возможностей оптики при фотосъемке в этом жанре дают массу вариантов для воплощения идеи фотографа. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. 6 лет – это тяжелые года безденежья, унижения, попыток выжить.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.