П. П. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. имеет творчество М. Б. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя. ». Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф.
15в. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов).
Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Шарле и О. Раффе.
А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. В ср. -век. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М.
Мальцев, Г. И. 1-й пол. 19в. : патетич.
изображение Отеч. В 17–18вв. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). В советском искусстве Батальный жанр получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. колонна Траяна, нач.
Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон.
Авилов, А. П. Грекова серии фронтовых зарисовок и графич. Развитие реализма во 2-й пол. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев.
В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ). У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Верещагина. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ).
Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Прянишникова, А. Д. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова.
В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. живописи Б. ж.
Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в "Сдаче Бреды" испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах ("Оборона Севастополя", 1902—04 "Бородинская битва", 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.
Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Менцель в Германии, Дж. В рус. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С.
Батальный жанр (от франц. Ромаса, Ф. С. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Б. ж.
циклы создали Н. И. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Иванов). Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Историч.
Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны. Наполеоновские войны питали Б. ж. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Ню (произошло от фр. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах).
1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). мозаичная копия 2в. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект.
темы у В. И. Жанр, посвященный военным темам и быту. Глазунов, С. Н. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И.
В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. 20в. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет.
процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И.
звучание Б. ж. Дуниковский в Польше, Дж. Виллевальде и особенно А. Е. музей, Лондон).
Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв и жестокость завоевателей и воодушевление борцов за свободу. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Якшича в Сербии и др.
Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Менцель в Германии, Дж. Пахомов, Л. В. ван де Велде в Голландии). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Значение картин баталистов академического толка обычно принижалось, поскольку их искусство подчинялось «правилам официальной эстетики, главной задачей которой была пропаганда верноподданнической идеологии и классового дворянского патриотизма». книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н. Именно вот таким образом и обратился Б. М.
Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и "зверское безумие" междоусобиц и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая "Битва при Кадоре", 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок.
Самсонов) и другие. То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил.
Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо). Сегодня мы беспристрастно можем прикоснутся к творчеству академистов-баталистов, тем более, что когда-то этот жанр считался самым почётным в русском искусстве.
А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. войны 1812– в рельефах Ф. П.
Якшича в Сербии и др. войне 1812 (Н. П. За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале». и 2-й пол. Романтич.
Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. Холст, масло, 127 х 197 см. Иконопись в переводе с греч. война стала гл. Коцебу аллегорич.
Якшича в Сербии и др. Менцель в Германии, Дж. СБ. ж.
книжной миниатюре иконописи. иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. получил в иск-ве Сев. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г. «Бородинская битва», 1911 г. ) к широте и точности показа военных действий.
Дуниковский в Польше, Дж. Каждому сражению должна соответствовать только одна картина. иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). в рус. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г., «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. М. И.
персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см. С. Копли, Дж. Лермонтова на темы кавказской войны. По словам одного из них – Н. С. связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. зап. -европ. Батальный жанр (от франц.
Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). Студия военных художников им. Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн.
Дормидонтов, А. Ф. 7в. В живописи итал. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ).
Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Дейнеки, Г. Г. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. — в изображениях антифашистских и революционных битв (К. создал К. П.
миниатюре. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. Уэст, Дж. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны.
С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). Дуниковский в Польше, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). С. Копли, Дж. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. Б. ж. Штурм Геок-Тепе». Большую роль в развитии Б. ж.
Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами». Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). С. Копли, Дж. Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. создают идеальные героич. период Б. ж.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Никитину, гравюры А. Ф. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
быта у флам. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо). К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К.
С. Копли, Дж. Нужно самому. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром. ван де Велде в Голландии).
Уэст, Дж. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19—20 вв. мастеров франц. Зубов) и мозаики (М. В. 2в. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Рельефы на древнеримских триумфальных арках— завоевательные походы и победы императоров.
Б. ж. В др. -егип. Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П.
музей, Неаполь). В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах "Покорение Сибири Ермаком" (1895) и "Переход Суворова через Альпы" (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса.
Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. «Полтавская баталия». живописи иран. романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. На голове черный цилиндр.
С. Копли, Дж. появляется в ср. -век. Возрождения Б. ж. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).
Особое значение для развития сов. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы мира и войны, фашизма и войны, войны и человеческого общества и др.
Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок.
В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач). Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Почему же картина относится к батальному жанру. В Б. ж.
Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. представлен в европ. Уэст, Дж. Масштабность его панорам, таких как «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» интерес к передаче героизма простых солдат, превратили художника в самого известного мастера темы войны в живописи. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В.
Бубнов, И. С. искусстве Б. ж. Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. Уэст, Дж.
Зауервейд тяготел больше к рисунку. 2 февраля 1943 года». Бытовой элемент привнёс вБ. ж. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж). преподаётся в двух классах– батальном и историческом.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император. графике инд. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Угрюмова, акварели М. М.
описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж. В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. версию историч. для аллегорич. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.
Кившенко. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. картины А. Гро и Ж. Л. 20в.
Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Но он старается принять случившееся с достоинством. В др. -греч. сближается с историзмом (Я. Матейко).
Многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи индийских росписях, японской живописи. до н. э., Брит. Батальный сюжет раскрывается как историч. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. di – через, сквозь и hrama – вид, зрелище). пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А.
Д. Вазари так писал об этой картине: «. Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ). Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение. Марченко и Н. С. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах.
Панорама (от греч. участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий. Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович.
Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. Вне академич. Так, герои картины «Вот он – Наполеон. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра 19—20 в. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. Формирование батального жанра относится к 16—17 в., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён.
отображения исп. Гагарина и М. Ю. Зауервейд, Б. П. Ковалевский, в реалистич. Видимое нас ведет в область размышлений.
20вв. Боголюбов. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. – вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. («Битва греков с амазонками», ок. К документальной точности тяготеют А. И. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.
И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. до н. э. ). Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Один из гл.
до н. э. ). Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок.
рельефах и росписях. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо. Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран. в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». В иск-ве России Б. ж. Сойфертис. Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее.
Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. трактуются библейские и мифологич. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США).
Рубо. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. традиции– работы М. Н.
Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва». А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Толстого.
с эллинистич. Героич. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. 1940-хгг.
обе– в Риме). картина «Последствия войны», ок. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др.
иск-ве с сер. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. 1585, Дворец дожей, Венеция). Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв.
Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Союзные войска разгромили армию Наполеона. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Менцель в Германии, Дж.
В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И. В него вошла и батальная живопись. Ульянов). образца 4–3вв. Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом.
П. Т. Своеобразное звучание Б. ж. в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э. работали мастерагравюры (А. Ф.
Комбинированная атака», «М. сопротивление испанцев франц. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами.
Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Присекин), Отеч. Айвазовский и А. П. (А. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К.
Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. дон. э., Нац. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Нисского, Я. Д. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. духе трактовались историч. В России расцветает искусство морской батальной картины (И.
В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. Война – это всегда смерть и опустошение.
Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Это картина-аллегория, картина-протест против войн. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33).
В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. С основанием петерб. Сурикова, И. М. (На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И.
Шевченко), мог с легкостью разделаться с живописцем, если бы доводы того показались ему в чем-то вздорными. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). Пушкина, М. Ю.
Давида, посвящённые Наполеону романтич. Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита. В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита.
Ломоносов). В господствовавшей официальной батальной живописи (О. АХ Б. ж. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. П. О.
темой Б. ж. Яковлева и др. Сцены воен. К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах).
Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. Батальное искусство – не только область видения. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. ван де Велде в Голландии).
отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс.
В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Внимание уделял деталям быта, обстановке. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич.
Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. Бой изображен в ночное время. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. разновидность Б. ж. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Диорама (от греч.
Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Гагарина и М. Ю. И если здесь еще упомянуть часто нелепые требования заказчиков, то станет ясным, что возможностей для самостоятельного творчества, внесения в картину каких-либо художественных эпизодов – у баталистов просто не оставалось. означает «молитвенный образ». Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б.
Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде. ван де Велде в Голландии).
В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). ван де Велде в Голландии). в рамках Б. ж. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф. А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в "Осаде Пскова" (1839—43) создать народно-героическую эпопею. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины. храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д.
претворился в графике периода Гражд. истории– в творчестве Э. Мане. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем.
до н. э. ). развивается с сер. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Специфич. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
19– нач. Виллевальде, А. Е. Зауервейд, Б. П. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А.
Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв.
Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски». Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв и жестокость завоевателей и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В.
Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Великая Отеч. Баталист и писатель.
призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764 г. ), большие батально-исторические композиции Г. И.
Николай I требовал детального исполнения всей картины в целом, нисколько не обращая внимания на перспективу. 1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—1843 г. ) создать народно-героическую эпопею. В сов. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв.
Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. Орловского, произведения Г. Г.
до н. э. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. В 18в. Уэст, Дж. Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П.
В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными. Лермонтова, Т. Г. Острое трагич. Богородского, В. Н.
Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. художники создают портреты полководцев (Г. И.