Греческая скульптура, живопись и вазопись в архаический период. Этрусская живопись и скульптура – архаический период — с V века до н. э. до конца эллинистического периода. Известное представление о раннеархаической монументальной живописи дают сохранившиеся фрагменты раскрашенных керамических рельефов, украшавших фронтоны и метопы храмов VII в. до н. э. В целом при всей скупости цветовой гаммы роспись из Питсы отличает от вазовых росписей не только большое количество применяемых в ней красок, но и вообще большой удельный вес цвета в художественной структуре образа.
Некоторая зыбкость границ между концом архаики и началом классики не должна удивлять. Оно несколько расширяло палитру и давало свободу в использовании цвета. Этот процесс не мог не найти своего выражения и в керамической росписи.
В правом углу вне связи с центральным сюжетом изображен Зевс, поражающий гиганта. Вот что восторженно писал Д. Х. Вот таким образом не раз колонна и пилястра замещались человеческой фигурой (всегда в дорическом ордере — мужской, а в ионийском — женской). Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон) из которого все произошло. аттическим мастером.
Греческие полисы были полностью суверенными государствами. Лишь в сфере малой, «негероической» пластики заметны иные решения. Во-вторых, художник располагал (особенно в росписи по дереву) более богатой палитрой, чем мастер вазовой росписи. дон. э. и «интеллектуальную революцию» греческой культуры.
Создания мастеров дорических центров иные. Искусство архаической эпохи (VII – VI века до н. э. ) характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики.
Применяемая палитра относительно бедна и ограничивается важнейшими цветами. Те из них, нижний диаметр которых равен одной шестой части высоты, называются дорическими если он равен одной девятой, они называются ионическими, если одной седьмой – тускскими. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Их движения уравновешивают друг друга и ничто не препятствует ритму скачек или танцев.
Пинаки обычно имели вотивный характер.
Знаменитыми в своей загадочности образцами А. и. стали статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и фигуры девушки в ниспадающих одеждах (кора). Аригон создал роспись, посвященную Артемиде. Зофор сокровищницы был украшен скульптурным рельефом, посвященным теме гигантомахии.
Но греческие храмы имели с самого начала абсолютно особое назначение. Вот таким образом каждый храм, созданный греческими мастерами, вызывает в зрителе чувство художественной неповторимости, в каждом храме воспринимаются и типичность и стилевая законченность решения и его живая индивидуальность. Алксенором, скульптором с о. Наксоса, надгробие, на котором изображен человек, закутанный в длинный плащ (гиматий), стоящий скрестив ноги и опершись на посох у его ног прыгает собака, стремясь привлечь внимание хозяина.
Для этого используются терракота известняк, мрамор. Композиция еще имела условный характер, в особенности групповая: изображение события сводилось нередко к символическому сопоставлению фигур, либо — в вазописи и рельефе — к ряду отдельных изображений, часто не связанных единством действия, а иногда даже и единством места и времени. Ионийский ордер сложился на островах Ионийского моря и на малоазийском побережье Греции. Вот таким образом храмовая ордерная архитектура Древней Греции при всей функциональной целесообразности своей конструкции, эстетически акцентируемой зодчими, глубоко образна. В "архаической улыбке" проскальзывает игривая насмешка, но откровенно насмешливой её не назовёшь.
Ясное сияние мрамора нагого тела оттенено розово-алой окраской спадающих на плечи волос. Существенна для понимания развития искусства архаики сравнительно небольшая женская статуя критской работы — так называемая «Дама из Оксерра» (середина VII в. до н. э. ). Такой способ изображения был стилистически аналогичен ранней краснофигурной вазовой росписи, возникшей примерно в эти же годы. Прихотливый узор виноградной лозы, выросшей на мачте, венчает композицию. Ряд этрусских портретов в дереве, глине и бронзе или в виде росписи на вазах – достаточное доказательство того, что реально существовала преемственность вдохновения и традиций. Так, когда Алкивиад, кстати сказать, поклонник Сократа, прибег для украшения своего жилища к услугам известного тогда живописца, это вызвало всеобщее возмущение граждан города-государства. Архаика – это период становления, период рождения и начало расцвета. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели греческие поселения в Южной Италии и Сицилии (так называемая Великая Греция).
Мотив борьбы двух фигур здесь передан более реально. Это объясняет, почему архаизм так долго держался в Этрурии.
Во второй половине VI в. до н. э. в городах Эллады появляются первые литые фигуры из бронзы. Особенно важные события изображались на треугольной формы фронтонах. Так, стены целлы храма в Олимпии были расписаны по существующим сведениям коринфскими мастерами Клеанфом и Аригоном. Пребывание архаических скульптур в состоянии «героического» равновесия сил препятствовало передаче конкретного действия, свершения тех или иных поступков.
Основные элементы конструкции периптера народны по своему происхождению. Это лишенное динамики, подчеркнуто фронтальное понимание фигуры свойственно и греческой скульптуре эпохи А. и. Некоторые исследователи связывают геометризованный, статичный стиль архаической скульптуры с воздействием геометрии Евклида. Основными материалами служили камень (чаще всего известняк), терракота, обожженная глина, дерево.
Пока гробницы оставались запечатанными, краски, недоступные действию воздуха, не меняли цвета и редкая свежесть их тонов поражала и очаровывала первых людей, проникших в девственные усыпальницы. В ряде отношений ее достижения не уступают классике. В здании, построенном в ордерной системе, действуют две противоборствующие силы: одна, воплощенная в мощи нижних, несущих частей сооружения, другая, заключенная в тяжести верхних элементов здания – несомых, которые давят на первые. Необычный «цветущий сад» скульптур — зал музея афинского Акрополя, где выставлены архаические коры, — поражает утонченной музыкальной поэтичностью цвета. Безмятежность прекрасной юности воплощена в наивных и чистых улыбках этих поэтических образов Древней Греции (илл. В этом сказалась тесная связь городов-государств малоазийской Греции с культурой Востока.
Создавая новый стиль росписи, греческие гончары опирались на художественную культуру Востока, отсюда и термин «ориентализирующий» или «ковровый» стиль, которым часто обозначается это направление. В отношении языка и техники построения стиха Архилох брал за образец Гомера. Зародыши такого решения намечались и в геометрическом стиле (введение в сплошной поток орнаментальных лент замкнутого изображения погребальной сцены), но там оно являлось как бы частным моментом в общем ленточном потоке геометрического орнамента и, как правило, не строилось по принципам уравновешенной, симметрично замкнутой композиции. Мастера живописи начинают стремиться в росписях на пинаках к сочетанию декоративности цветового решения с большей реальной конкретностью в передаче событий.
Особым благородством пропорций отличается сооруженная на рубеже VI и V вв. По существу, композиция ансамбля сводится к системе террас-ярусов, связанных извилинами пандуса — священной дороги. Отсюда необычайное число каннелюр (от 40 до 44) на каждой колонне. В частности, движение фигур направлено от центра к краям фронтона.
Они создавали свои композиции на глиняных метопах (илл. Сам мотив движения-действия скорее только обозначался, но зато героическая сила и свобода, с которыми был поднят груз, были исполнены торжествующей радостности и юношеской мужественности («Мосхофор» из Афин).
Исключительная художественная ценность барельефов Кьюзи требует их долгого изучения. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы. Все же решающее значение имело не дальнейшее совершенствование технической стороны дела.
По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Однако до самого конца 6 в. до н. э. Наиболее ярким представителем хоровой лирики был Пиндар из Фив (VI в. до н. э. ). Это борьба Менелая и Гектора за труп Эвфорба, так называемое блюдо Эвфорба. «Коленопреклоненный бег» Медузы изображал ее полет по той же схеме, что и в «Нике» Архерма.
Лица всех трех фигур абсолютно одинаковы. Здесь можно видеть разнообразные – возвышенные, трагические, комические – сюжеты. Важное место занимает мотив плетенки-меандра (применялась и в дальнейшем). Вместе с тем в них как бы подведены итоги развитию художественного языка архаики.
В пределах архаической Греции эта проблема блистательно разрешена в несколько более поздней росписи Эксекия «Дионис в ладье», где свободно разбросанные по кругу дна килика дельфины действительно не только атрибутивно указывают на среду, но и передают ощущение всплесков морских волн.
На кратерах часто видим сцены, связанные с культом Диониса (нимфы, преследуемые сатирами, дионисийские шествия и так далее). Тем не менее пропасть, отделяющая их от группы кор с Акрополя, очевидна. Но и этот поворот дан жестко и угловато. Особенно ясно утверждение нового понимания красоты статуарного образа человека выступает на примере архаических кор (или богинь) Государственных музеев Берлина. Клеанф создал композицию на тему рождения Афины и разрушения Трои.
Движения их еще условны, однако уже исполнены некоей одухотворенности. Там «иерархия» Ценностей, в том числе и соотношение между разными видами изобразительного искусства, была иной. 14) и Афины («Деметры») (илл. Антаблемент складывался из архитрава, то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза.
Некая человечность, скрытая, но ощутимая, содержалась в колонне, подъемлющей груз карниза (подобно Атланту, держащему небо или деве, несущей на голове корзину). Центральное место среди них занимает изображение торжественной процессии олимпийских богов, направляющихся на свадьбу Пелея и Фетиды. На левом рельефе Артемида и Аполлон стреляют из луков, на правом — Титос убегает с Латоной на руках, оглядываясь на преследователей.
Одним из наивысших достижений в создании сложных многофигурных композиций явилась так называемая «Ваза Франсуа». Главное внимание мастера было обращено на выразительность движений борющихся тел. 23). Его взгляд обращен вдаль, на устах застыла улыбка.
Хотя греки не любили проводить обширных нивелировочных работ и избегали грубо нарушать среду, в которой возникал храм, они все же в меру необходимости применяли насыпи и другие нивелирующие почву сооружения. Однако парная композиция была сведена к простому соседствованию двух тождественных фигур. Тулово сосуда занято изображением летящих Горгон. Классика получила от архаики блестяще разработанную систему благородных форм сосудов.
Художники VII – VI веков до н. э. использовали различные материалы. В архаике — это яркая и декоративная раскраска, в классике — более сдержанная, но скульптура всегда «жила» не в белой, отвлеченной объемной форме, а в своеобразной красочной пластичности. Сохранившаяся яркая раскраска голов и тела Тритопатора поражает своей декоративностью. Триглифы по своему происхождению восходили к выступающим торцам балок они разделялись на три полосы вертикальными желобками. В прошлое уходит патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода.
Краска, которой обозначены узоры на камне, также придавала нарядный вид зданиям. Таков и терракотовый рельеф с фронтона архаического храма изображающий ярко раскрашенную Горгону (Сиракузы, Национальный музей), который характеризуется тяжеловесной орнаментальностью. Хорошее представление о творчестве Андокида может дать амфора, выполненная в его мастерской, с изображением Геракла и Цербера (Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Движения крохотных рук-лапок Клитемнестры пытаются передать эмоциональное состояние. Общая симметрия целого этим нарушается (правда, само движение передано условнодекоративно в схеме коленопреклоненного бега).
Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов. Обратимся, однако, к процессу дальнейшего развития архаической керамики. до н. э. ). Однако достигнутая симметрия композиции тут же нарушается.
этой эпохи «дедалидами», указывая на то, что все они — ученики легендарного ученого, зодчего и ваятеля Дедала, жившего на Крите и в Афинах. Существенной особенностью храма «С», как, впрочем и многих других сицилийских архаических храмов, являлся второй ряд колонн, помещенный за основным фасадом, что придавало репрезентативную пышность главному входу.
Дорический фриз состоял из триглифов и метоп. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия колонны тоже восходят к деревянным столбам. Крупнейшим среди них был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э. ). 16).
на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Так, мастер Псиакс, обращаясь к изображению борьбы Геракла с немейским львом (роспись амфоры, около 520 г. до н. э. ), при всей жизненной наблюденности движений строит образ в основном на ясном и выразительном контрастном сопоставлении сдержанной стремительности изящной фигуры Афины и мощного, полного героического напряжения борющегося со львом Геракла. В «Кройсе» как бы завершаются и великие эстетические достижения искусства зрелой архаики и одновременно предвосхищаются принципы искусства классики.
Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим предназначением. Может даже показаться, что вся композиция росписи и по замыслу носит гротесковокарикатурный характер, является, так сказать, реакцией на величавую торжественность старого стиля, подобно той роли, которую играл комический эпос «Войны мышей и лягушек» (VI в. до н. э. ) по отношению к эпосу героическому. Демос состоял из нескольких социальных групп (земледельцы, ремесленники, купцы и т. д. ) интересы их не всегда совпадали, но эвпатриды были враждебны всем им. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места.
В работе над ними и складывался тип и стиль искусства греческого полиса. Мастера любят украшать крыши храмов акротериями и антефиксами. Важным элементом, не всегда обязательным, был кремль — твердыня, акрополь. Однако от живописи VII—IV вв. Медлительная текучесть их масс особенно красива в верхней части изваяния.
Однако смысл события не только ясно читается зрителем. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. дон. э. )— термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. до н. э. возникновение монументальной греческой живописи относится к VII в. до н. э.
Именно это и было близко культуре эллинизма и Римской империи. Девушки показаны в возвышенном, праздничном настроении. Улыбка застывшая, не совсем естественная. В дорическом ордере преобладают четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Но эти связи, пусть ослабев, все же не прерывались окончательно, как иногда утверждается. Экзекий, однако, более искусен в композициях, где фигуры спокойны.
Совершенствуется и усложняется мифологическое осмысление эллином мира. В течение 7 – 6 вв. Метопы большого храма в святилище Геры (конец VI в. до н. э. ) изображающие бегущих нереид, — пример зрелого этапа архаики.
В ней колонны также заменены статуями кор. Мастеров еще не интересовали ясные пропорциональные отношения форм. В ряде отношений она уступает лучшим произведениям вазописи того времени (некоторая ритмическая вялость компоновки, менее выразительные «аттитюды» и силуэты). От этого времени до нас дошли и росписи, выполненные на дереве. Продолжая традиции изображения спокойно стоящей фигуры, скульптор стремится, однако, к более ясной и непринужденной передаче естественной способности человека к движению, действию.
Следует отметить живое движение Геракла, ставшего на одно колено и приманивающего Цербера.
Но, как мы помним, расцветка скульптур отличалась декоративным характером. При строительстве был применен сырцовый кирпич. Скульпторы Аттики сдержаннее в декоре, чем ионийские. Центральную часть занимает изображение бракосочетания родителей Ахилла — Пелея и Фетиды. На одной из его сторон изображено, видимо, убийство Агамемнона Эгисфом и Клитемнестрой.
Внутри наоса было прохладно, царил легкий сумрак. Трудно подыскать ей точный эпитет. Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей.
Так, в конце VII в. до н. э. курос с мыса Сунион передает в основных чертах и мускулистую силу ног-колонн, несущих «перекрытие» торса и энергичный разворот плеч и напряжение в мышцах, казалось бы, спокойно опущенных рук. Тем же стремлением к более гармонически уравновешенной системе пропорций, к большей стройности колонн, к менее расплющенному эхину отличался второй Гекатомпедон на афинском Акрополе, созданный около 520 г. до н. э. (в своем окончательном варианте).
Таким образом наметилась новая ступень одновременного процесса очеловечивания и монументализации образа божества. скульптур. Линии контура не так плавны, как в статуе с Мелоса. От этой группы сохранилась лишь одна целая статуя, другая дошла в обломках. Архаическая керамика не сразу пришла к своему расцвету. При отсутствии энтазиса (легкая криволинейность силуэта колонны, придающая ей ощущение живой упругости) с особой жесткостью и напряженной статикой обнажается столкновение давящего и несущего начал.
Но при полном разрушении старого канона новый канон еще не определился. В этот аккорд вводится черный цвет причесок изображенных.
К середине 6 в. до н. э. Вместе с тем здесь очевидны перестройка стиля, поиски новых средств решения образа. Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима около 560 г. до н. э. Современного зрителя поражают согласное усилие, которым строй колонн периптера подъемлет немалую тяжесть перекрытия, своеобразное ощущение и «особости» каждой колонны и целостности всей колоннады.
Здания не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. жениями в области искусства более древних культур рабовладельческого Востока. В 6 в. до н. э. Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока – это так называемая философия природы, натурфилософия, в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли испытующей сущность возникновения мира. до н. э. небольшая сокровищница афинян в Дельфах — изящный храмик «в антах», поражающий ясной чистотой своих компактных и кристаллически чистых архитектурных форм.
Порой элементы, являвшиеся конструктивными (фриз), превращаются в декоративные.
Этот путь привел в конце архаики к плодотворным и весьма принципиальным решениям. Если в ранней архаике расположенный на высоком месте акрополь и служил местом укрытия от врагов, то постепенно, но мере разрастания городов, обносимых стенами, он в большинстве случаев терял это значение. Базы колонн часто имеют сложную профилировку.
Обычно вазы покрывались художественной росписью. Для «Клеобиса» (или Бптона, так как неизвестно, кто из них изображен в сохранившейся статуе) характерна резко и довольно еще грубо подчеркнутая структура человеческого тела он поставлен строго фронтально и почти симметричен, если не считать того, что его левая нога выдвинута вперед, условно изображая движение фигуры. В третьей четверти VI века до н. э. работал крупнейший мастер чернофигурной вазописи Экзекий, создавший особенно совершенные и четкие рисунки, то полные покоя, то напряжения. Ряд метоп сокровищницы, как, например, «Борьба Геракла с Антеем», остался незаконченным.
Фигуры носят почти карикатурный характер, пропорции тел чудовищно наивны. В возникающих полисах меняется роль кремля — акрополя. Параллельным путем с образом коры эволюционировал образ бога, героя, атлета, условно обозначаемый термином «курос», то есть юноша (раньше его часто называли Аполлоном). Конкретное художественное решение всегда носило творческий характер. Более того, они преобразовывали их в законченную систему архитектурного языка.
По позднейшему изображению всадника на небольшом рельефе с подножия мемориальной стелы (около 520 г. до н. э., Рим, музей Барракко) мы можем себе представить, как выглядела в целом статуя акропольского всадника. Представление об этих исканиях дает бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н. э., – так называемый «Аполлон из Пьомбино», воспроизводящая утраченную статую работы скульптора Канаха, относительно еще очень мало отличающуюся от старого типа куроса и в то же время трогающую своей несомненной живой правдивостью. Такова, например, коринфская гидрия середины VI в. до н. э. со сценой оплакивание Ахилла.
43). Стоявший на стереобате храм создавал у зрителя своей упругой и мощной колоннадой, держащей тяжелое перекрытие, впечатление ясного и гармонического равновесия сил.
30). Зарождение дорического периптера относится к рубежу VIII—VII вв. 19).
Метопы были прямоугольными плитами, когда-то, в 8 – 7 вв. до н. э. ). Особую прелесть составляют процарапанные по черному лаку тонкие узоры. Вместе с тем по мере того как становилось все более ясным, что путь сложения рабовладельческого общества в Греции существенно отличается от Востока, все ярче выступало и своеобразие путей художественного развития Древней Греции. Это уже реальное изображение борьбы, действия, движения.
Искусство архаических Афин расцветает при Писистрате. Ионическая колонна имела базу из которой она словно вырастала кверху. Вместе с тем многообразные античные мифы и сказания впервые стали предметом широкого отражения в изобразительных искусствах.
Ведь в основном ваяние имело дело с изображением бога или героя. Ее отличие от жилища состоит в качественно иной мере идейно-эстетического начала. 39). Кратер, высотой почти 70 сантиметров, украшен серией лентообразных фризов. Сами фигуры уже изображены отнюдь не силуэтно.
Не случайно вот таким образом в процессе формирования греческого искусства в 7 и 6 вв. В VII в. до н. э. еще продолжали существовать очень древние скульптуры. Большинство скульптур из этих материалов ярко раскрашивались. Однако и Персей и Афина и Медуза, вопреки естественным требованиям сюжетной ситуации, повернуты лицами к зрителю, лишь ноги их поставлены в профиль (а «бег» Медузы изображен по привычной схеме).
По описаниям древних и по аналогичным явлениям в скульптуре и вазописи мы знаем также, что в период поздней классики зарождался интерес к более лирически интимному или конкретно жизненному развитию сюжета, относительно более конкретной характеристике психологической жизни героев. Архитектура находит теперь свой язык: она будет им пользоваться долгие тысячелетия и, подобно музыке, гармонией пропорций вызывать в человеке те или иные настроения, становясь могучим средством выражения личных и общественных чувств. Внутри треугольника фронтона фигуре Геракла, борющегося с тритоном, соответствует в правой части изображение трехголового чудовища со змеиным телом — Тритопатора, причем движение обеих групп направлено от угла фронтона к его центру, что создает уравновешенную симметрическую композицию, точно вписанную в треугольную форму фронтона.
Первые из дошедших до нас греческих скульптур ещё явно отражают влияние Египта. Черная одежда, белый щит и пурпуровый гребень шлема создают сдержанный цветовой аккорд.
У фигур – фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. На гидриях — нимфы источников или (как на аттической гидрии VI в. до н. э. ) женщины, набирающие воду у источников и несущие на голове наполненную водой гидрию. Вся образная жизнь храма неотделима От обусловленного мифом эстетического чувства грека. На некоторых из них наряду с декоративными фризами на внутренней стороне крышек помещались композиции повествовательного характера (состязания колесниц, сцены битв и так далее). В целом при переходе от гомеровской эпохи к архаике принципиальное эстетическое значение имело стремительное формирование развитого монументального изобразительного искусства, монументального синтеза ваяния (отчасти живописи) и зодчества.
И вместе с тем в нем есть нечто новое. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт.
Он состоял из одного небольшого помещения – наоса, открытого на восток. Нередко архитекторы ставили святилища на высоких холмах, порой на берегу моря. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI-V вв. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Раскрашивалась и скульптура, украшавшая архаические храмы.
Как и в «акропольских корах», мы находимся здесь на пороге классического искусства. Наос (с пронаосом и опистодомом) был со всех сторон окружен колоннадой, называвшейся «птерон» («крыло»).
Гибкие и волнистые линии рельефов очень приятны на вид и в этом есть нечто чрезвычайно современное. «Для храмов и жертвенников, – говорил Сократ, – самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, так как приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте» 9. Карниз завершал антаблемент. Архитектура. Так, амфора предназначалась для хранения вина и масла кратер — для смешивания (во время пИра) воды с вином из килика пили вино в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших.
Особое значение в греческой архитектуре играл цвет. Все же ряд выполненных в краснофигурной технике работ конца VI в. до н. э. явственно подготавливает в своих художественных исканиях раннюю классику. до н. э., керамическими, а затем, с 7 в. до н. э.
Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. В изваянии Аполлона из Тенеи подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер. Различия пропорций колонн в разных ордерах отмечал Плиний: «Видов колонн существует четыре. Стремление утвердить пластическую ценность скульптурного образа и его взаимодействия с зодчеством определяет характер рельефов метоп храма «С» в Селинунте (540—530 гг. Вход в наос помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». Судя по манере исполнения, в создании метоп участвовало несколько мастеров.
Этим и объясняется их разностильность — от чрезвычайно архаических по пропорциям с сильно сплющенным эхином (основная часть капители) до колонн, близких архитектурным формам поздней архаики. Поучительна и статуя Ники с острова Делос мастера Архерма. Таковы уже упомянутое искусство Эпиктета, полные изящной жизненной стилизованности росписи Олтоса (обнаженные девушки на амфоре гончара Памфея) и произведения других мастеров. до н. э.
Тем более достойно сожаления постепенное разрушение этих произведений искусства. Не только жалок, но и страшен в рисунке Экзекия силуэт человека, старательно и деловито готовящегося к смерти. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до н. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. Различные представленные животные имели четкий смысл в погребальных ритуалах.
Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии) и застольные песни (сколии). Чаша для питья вина — килик имел часто ножку, удобную для охвата рукой.
Так, уже названный «предклассический» всадник Эпиктета, выполненный в чернофигурной технике на дне килика, сочетается с очень живым краснофигурным изображением силенов на его наружной стенке. Всадники прекрасно вписаны в метопообразное поле, расположенное в верхней части амфоры.
Если же говорить о керамике, необходимо отметить, что ценность наследия керамики зрелой архаики необычайно велика. Рисунок на огромном кратере разбит на ряд поясов. Ника была изображена летящей статуя дошла до нас сильно поврежденной, но ее первоначальный вид можно представить себе по сохранившемуся фрагменту.
Хотя композиция и не лишена некоторых черт примитивности (в частности, под влиянием иерархических систем восточного искусства мастер изобразил работников меньшими по масштабу, чем восседающего царя), все же наивная наблюденность движений и неожиданный для предшествующей эпохи жизненно конкретный характер самого сюжета делают возможным отнесение этого килика к керамике, решающей новые задачи. Таков, к примеру, западный фронтон храма Афины Афайи на острове Эгина, созданный около 500 г. до н. э. В отличие от фигур восточного фронтона этого же храма (более бесспорно связанных с пластическим языком ранней классики) они с равным успехом могли бы фигурировать и в данном разделе вместе с уже упомянутыми нами памятниками. Медуза и Персей не столько борются друг с другом, сколько предстоят друг другу. В некоторых случаях формы древних ксоанов почти буквально повторялись.
Коленопреклоненный бег, сочетающий живой мотив движения с условной, но монументально-декоративной выразительной схемой, здесь едва ли еще намечен. Во всех метопах головы нереид выступают из квадрата метопы. В дальнейшем, однако, этот прорыв к более непосредственно грубоватой передаче события уравновесится чувством более высокой гармонии целого.
Связанный с культом и, следовательно, с мифом, храм был мифическим жилищем бога. В первой половине VI в. до н. э. все чаще создаются статуи из мрамора. В качестве главного сооружения полиса «храм в антах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада. Менелай и Гектор изображены симметрично.
В целом проблема соединения скульптуры с архитектурой в VI в. до н. э. решалась созданием композиций, непосредственно связанных с конструкцией здания (размещение рельефов на тимпанах фронтонов или в прямоугольниках метоп). И все же расцвет вазописи тесно связан с творческим отношением ремесленника к своему труду и с его глубоким пониманием единства практической и эстетической ценности вещи, которое так свойственно народному искусству. Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному. На деле в древности все обстояло иначе. Храм господствовал над городом, он был связан с важнейшими моментами в общей жизни гражданского коллектива и находил ему особенно глубокое, величавое воплощение. Все коры, созданные между 580—530 гг.
Наряду с рельефами, выполненными в абсолютно плоскостной декоративной манере («Похищение Европы»), среди метоп этого храма есть и такие, где фигуры объемны и их действиям придана наглядность, хоть и очень наивно выраженная. Однако, оно неизбежно. И все же, сделав эту оговорку, можно заметить, что любые сохранившиеся подлинные работы в большей мере, чем литературные свидетельства древних, дают возможность судить об общем типе живописи, о характере ее художественной системы, о принципах ее художественного языка, которые в древние времена проявлялись достаточно ясно почти в любой вещи вне зависимости от качественного уровня исполнения. Вот таким образом уже в архаике получил распространение обычай подписывать вазы именами вазописца, а часто и гончара. до н. э. и должен был завершиться тупиком декоративизма. Вероятно, более типичны для греческой культуры VI в. до н. э. такие росписи, как созданная художником Калифоном Самосским композиция «Битва греков с троянцами у кораблей», украшавшая храм Артемиды в Эфесе.
Художник также стремится разукрасить дополнительным декором дно чаши. Недаром хорошего всадника иногда уподобляли кентавру. Конечно, в V в. до н. э. иные богачи уже вводили в дом «картины и разные украшения», но даже тогда это воспринималось как нечто противоестественное, чуждое концепции целесообразно прекрасного жилья.
– каменными они заполняли промежутки между триглифами. Такой образ занимал известное место в системе мифических представлений древних. В этом изображений физически развитого и хорошо подготовленного к борьбе бойца-гоплита его духовные качества (мужественность, сила духа, решимость и т. п. ) показаны еще в самой примитивной и неопределенной форме. Особенно явственно это сказывается при сравнении искусства Греции с искусством Крита.
Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Храмы, особенно в эпоху архаики, часто воздвигались не из мрамора, а из серовато-серебристого иногда золотисто-сероватого известняка или из крепкого золотисто-медового песчаника.
Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. Это тем более относилось к скульптурному декору — акротериям, стилизованным скульптурам или растительным формам, украшающим углы крыш и верхушки фронтонов, к рельефам или скульптурам фронтонов и метоп. Гораздо живее эта задача решалась критянами в полной свободно-живописной подвижности (соответствующей праздничной живописной динамике самой архитектуры) росписи пифоса с изображением моря с рыбами из Старого дворца в Фесте. Правда, нередко эта «архаическая улыбка», чрезмерно подчеркнутая и орнаментально трактованная, придает куросам несколько манерный облик (как, например, в так называемом «Аполлоне Тенейском», сделанном в первой половине 6 в. до н. э. ).
до н. э. ). Правда, несколько рискованно судить о типе и уровне греческой живописи VII—VI вв. Все в статуе подчеркнуто резко: выпуклые, будто удивленные глаза, рот, сложенный в условную «архаическую» улыбку.
до н. э. ). От деревянного зодчества с глинобитными стенами идет двускатная крыша, структура перекрытия — антаблемента — от деревянных балочных перекрытий, каменные колонны восходят к деревянным столбам.
Огромный храм был одним из первых воздвигнут целиком из мрамора. Наряду с произведениями монументальной живописи, непосредственно включенными в архитектуру, мастера VII в. н. э. и особенно VI в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических досках-табличках, так называемых пинаках. Повсеместно практиковалось посвятительное изготовление статуй. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора одежды, волос и т. п. по поверхности лака.
Позже и барокко и классицизм по-своему опирались на ордер (особенно применительно к фасадной стороне архитектуры). В первой из них особенно хорошо лицо, оживленное ясной, словно немного удивленной улыбкой. Обычный для рельефов «коленопреклоненный бег» Архерм изображает в круглой скульптуре: нарастает пластическое восприятие мира, заметна жажда объемности, сочности форм (илл. С обеих сторон Медуза фланкирована фигурами лежащих львов.
Чаще всего изображенные помещались в некотором углублении, как бы в преддверии храма. Роспись выполнена в относительно сложной технике (применение черного, белого, буро-красного цветов при нанесении фигур по желтоватой обожженной глине) в ней сочетаются и покраска и процарапывание. Что в данном случае нельзя говорить только о неумении изобразить человеческую фигуру или о недостатке мастерства, ясно видно на примере статуи «Геры» с острова Самоса (первая половина 6 в. до н. э. ), сделанной примерно через сто лет после предыдущей. В дорических храмах украшались метопы. 7 в. до н. э. ), затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах.
встречались произведения, близкие по духу древневосточному искусству. Можно допустить, что живопись VII—V вв. Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце.
Такова изящная сокровищница книдян в Дельфах, построенная в середине VI в. до н. э. Это небольшой храмик «в антах», где колонны были заменены двумя поставленными на высокий постамент женскими фигурами — один из первых примеров в античном искусстве замены колонны человеческой фигурой. Несомую часть образует перекрытие (антаблемент) из архитрава (балки, лежащей на колоннах), фриза, образованного в деревянных постройках торцами поперечных балок, перекрывающих храм, а в каменных принявшего вид триглифов, разделенных рельефными плитами-метопами и карниза.
Композиция различных метоп была вызвана местоположением их в ряду. Для нужд государства строились различные общественные помещения: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Важно также подчеркнуть, что греческая ордерная система не представляла собой жесткой схемы, механически повторяемой в каждом очередном решении. Найденные на Афинском акрополе фрагменты фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине века, говорят о еще очень условном и примитивном характере аттической скульптуры в то время.
Такова замечательная надгробная статуя Кройса из Анависа (после 520 г. до н. э. ). Плотные слои краски скрывали шершавость известняка (пороса) (илл. Контуры и фигуры, как правило, очерчивались предварительно.
Ордер был именно общей системой правил исходящих из общего метода решения. Представление о высоком мастерстве Эксекия дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.
24). Никакое реальное взаимодействие столь разномасштабных персонажей невозможно. Монументальная пластика развивается в А. и. чрезвычайно широко. Сопоставление изгибающегося, поддающегося усилию тела зверя и наполненного властной энергией волевого тела Геракла представляет следующий шаг в искусстве по сравнению со скульптурной композицией, посвященной борьбе Геракла с Тритоном (на фронтоне первого Гекатомпедона в Афинах) и предвосхищает рельеф метопы «Борьба Геракла с критским быком» из храма Зевса в Олимпии.
В самом деле, влияние искусства критян в греческой архаике налицо. Не случайно нейтральное спокойствие самих поз и их статичность несколько напоминают маленькую бронзовую статуэтку конца геометрического стиля изображающую героя, сражающегося с кентавром. По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения (население Греции выросло десятикратно) и материального благосостояния (уровень материального производства в Элладе и эллинских колониях был определённо самым впечатляющим по найденным артефактам), пик которого пришёлся на 750г. Он богат оттенками, но не монотонен. Архаический период в истории Греции (750—480гг. Среди скульптурных работ, украшавших архитектурные ансамбли Посейдонии, наибольший интерес представляют метопы сокровищницы (вторая четверть VI в. до н. э. ) и метопы большого храма Геры, созданные в конце VI в. до н. э. 1.
Как уже упоминалось, вазы, являясь предметами, связанными с культовой и бытовой сторонами жизни (лучшие вазы — с празднично-бытовыми), были и произведениями художественными, где принцип создания вещи по законам разума и красоты был наглядно подчеркнут, пластически выявлен. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты – метопы. Начнется постепенное внесение в надгробия соответствующего теме настроения. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Нагие рабы весело нагибаются за кувшинами с вином. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц— «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах.
до н. э. ). Статуэтка силена (вторая половина VI в. до н. э. ), стоящего на четвереньках с задранной вверх ногой и протянутой вперед рукой, поражает и жизненной точностью в передаче весьма сложного мотива движения и своим веселым юмором и образнообобщенной антигармоничностью. и скульптурой второй половины века свидетельствует о быстроте развития искусства Афин в архаический период.
Работы пелопоннесских мастеров (надгробие Хрисафы) отличались как от произведений ионической школы (стелы из Малой Азии и с островов Эгейского моря), так и от выразительных аттических памятников. Таков воздвигнутый в первой четверти VI в. до н. э. в Сицилии храм Аполлона в Сиракузах. до н. э., поражают выразительностью силуэта при предельной обобщенности формы. Постепенно вокруг этих двух центров уже в эпоху классики возникают другие сооружения, предназначенные для общественной жизни эллинов: гимнасии, часто расположенные в зоне садов или рощ, булевтерии (помещения для заседаний общественных органов власти) и, наконец, с развитием театра как государственно-культовой формы духовной жизни (в конце VI в. до н. э. ) возникают здания театров (первые каменные театры были сооружены в конце V в. до н. э. в Сицилии).
Форма амфоры сложилась еще в гомеровскую эпоху. Таковы некоторая тяжеловесность пропорций и тяга к грандиозным масштабам. Лучше всего сохранились архаические метопы VI века до н. э. храмов «С» в Селинунте и Геры в устье реки Селе близ Пестума. Тем не менее незавершенные метопы были раскрашены и поставлены на место.
Колонны «Базилики» массивны. Змеи, подпоясывающие Медузу, образуют замысловатый и сложный узор. Речь идет, конечно, не о подражании самим ордерным формам. Представление об архаической архитектуре Великой Греции могут дать постройки в Пестуме, где сохранились храмы Геры I («Базилика») (илл.
Кроме того, принятое название «Бегущий воин» неточно. На вазах преобладал геометрический орнамент. Неподвижность и обобщённость форм дополняются условным обозначением движения. Архаического художника не смущали яркосиняя борода Тифона и красный цвет его лица или сочетание зеленых, желтых и красных волос, покрывающих огромный змеиный хвост чудовища (кстати сказать, очень хорошо заполняющий низкий угол треугольника фронтона). Поясной орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность – дипилонские вазы (культовое назначение) кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты.
В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений. Расцвет «личной» лирической поэзии и появление подписей на статуях и вазах были внутренне связанными явлениями. Отчасти это, возможно и так.
Примером влияния древних ксоанов на культовую пластику может служить группа памятников VII в. до н. э., в частности статуя «Артемиды Делосской». Мастер стремится создать живую исполненную конкретности действия композицию. Одна из них изображает игры эфебов. Одним из древнейших считают изображение Геракла, побеждающего лернейскую гидру.
При переходе к камню постепенно видоизменялись и пропорции и пластическая характеристика основных форм храма и характер орнамента и многое другое. Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле этого слова весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).
В изобразительном искусстве, керамике, скульптуре и архитектуре произошёл заметный сдвиг. Пафос почти грубой мощи — типичная черта ряда памятников зодчества и пластики ранней дорической архаики. Камень применялся более скупо (основание стен, стереобат). Полимеду была глубоко чужда изысканная утонченность ионийского искусства. Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н. э. Реальные причины, несомненно, в другом.
Если килик Эксекия поражет утонченной поэзией и глубоким пониманием гармонии композиции, то росписи Андокида (третья четверть 6 в. до н. э. ) замечательны смелым введением в силуэтную чернофигурную вазопись обильных реалистических мотивов, вступающих норой в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи.
Таков храм Аполлона в Коринфе, отличающийся гармоничностью своих пропорций: относительно более стройными, чем в раннюю архаику, колоннами, уравновешенным соотношением пропорций колоннады и антаблемента. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. В результате этой работы сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Это сказывалось не только в архитектуре, но и в раскраске рельефов и скульптур.
31, 32). до н. э. ). Сдержанный жест прижатой к груди руки, характерный для большинства статуй, обозначает определенный ритуальный акт. Формально схема фигуры мало изменилась.
Храм не только противостоял природе, среде, но и вырастал из нее. Таков сфинкс наксосцев в Дельфах (около 575 г. до н. э. ), венчавший десятиметровую колонну.
Они обнажались и во время гимнастических занятий. Ее главными центрами считались Коринф и Сикион. Здесь мы снова сталкиваемся с этрусским пристрастием к схематичному и стилизованному, к движению (как в скифском «зверином стиле») и к жизни. 20).
Современному зрителю, приученному к музейным римским мраморным белым копиям и в большинстве случаев однотонным фотографиям развалин храмов, с которых к тому же сошла покраска, трудно представить этот яркий мир античных (особенно архаичных) сооружений и статуй.
Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480г. В конце VI века до н. э. Переходный характер имеет и протоаттическая лутофора (форма, близкая амфоре) из Лувра самого начала VII в. до н. э. Сцены конских ристаний и своеобразного хоровода изображенного на горле сосуда, занимают уже большее место в росписи сосуда, чем процессия воинов с колесницами на амфорах конца VIII в. до н. э. из Дипилона.
Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н. э. Человеческие фигуры лишены какой-либо индивидуальной характеристики: они плоскостны и их движения резки и угловаты животные (особенно лошади) точнее по рисунку изящнее и живее. Хотя Горгоны изображены по схеме коленопреклоненного бега с традиционным разворотом всего тела на плоскости (ноги — в профиль, торс — в анфас), сам силуэт Персея уже являет собой попытку более реалистической и динамической передачи бега.
Не созерцательность, а активность – тема произведения. Так, в росписи наружной стороны килика «Дионис в ладье», посвященной борьбе героев за труп павшего воина, основное поле тулова сосуда украшено орнаментальным мотивом — изображением стилизованных глаз имеющим определенное магическое значение. Отсутствие мрамора в Этрурии – недостаточное объяснение такой странной однобокости. Условная раскраска (синяя борода, шафрановое лицо) не способствует усилению впечатления общей целостности события.
Акт убиения Медузы дан информативно. Cкульптура эпохи архаики украшает храмы. Новая система конструктивных и связанных с ними художественно-пластических решений привели к образованию ордерной системы (от латинского слова, означающего порядок, строй).
Город сам становится центром поселения. весьма далека от некоторых современных направлений архитектуры, например «брутализма», обыгрывающего в чисто эстетических целях шершавость фактуры бетона, следы опалубки на поверхности архитектурной формы и так далее. Конечно, речь идет не о стилизации. Художественное воздействие оказывает протяженность – длина ряда зданий. Таковы две метопы: Артемида и Аполлон, мечущие стрелы в гиганта Титоса, похитившего их мать Латону. Трудно также поверить, что мастер, создающий их для помещения и архитектурной среды определенного типа, не учитывал бы этого фактора, в то время как одно (не главное, но все же обязательное) условие станковой живописи и состоит в том, что картина создается в полном отвлечении от той архитектурной среды, в которой она может оказаться.
Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б). ЭТО5 кстати, указывает на выросшее чувство ценности личности и ее дарований. Некоторая вытянутость пропорций, стройность колонн (6:15), свободные пролеты интерколумния определили гармоническое равновесие между вертикальными и давящими усилиями, общее торжественное благородство пропорций храма. Однако следует отметить, что пара всадник-конь — еще и не вполне группа.
Каждая полоса в отдельности дает затейливый ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ изобилующий подробностями оформление вазы в целом представляет собой явный пример перехода от «коврового» заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике. Эксекий изображает не сам ход события, а как бы его поэтический итог. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.
Но о самом характере этих изображений мы, к сожалению, не имеем понятия. Образы правителей (имя одного из них — Харес — сохранилось в надписи на статуе) трактованы как торжественные культовые изображения. Под термином «полис» древние разумели два близких, но не буквально совпадающих понятия1. Очень большая разница между аттической скульптурой первой половины 6 в. до н. э.
Параллельное сосуществование обеих техник вело иногда к их совмещению в одном сосуде.
Однако, то и дело нам попадаются примеры бесспорной творческой мощи. Большой интерес представляет и небольшая сокровищница сифнийцев в Дельфах. Сохранились они хуже, чем храмы. Здания его строги по своему облику, чувства, выраженные в них, мужественны. Эта роспись имеет известные композиционные аналогии с работами некоторых вазописцев, например с коринфской гидрией из Черветри (после 550 г. до н. э. ). Глиняная урна из Тосканы, созданная около 100 году до н. э. и изображающая умирающего Адониса, поражает нас выразительностью и, можно сказать, своим современным видом.
Очень возможно, например, что на соседней с Персеем метопе была изображена Горгона. Этот процесс проходит ряд промежуточных ступеней. Его первые и действительно органические решения относятся уже к зрелой архаике. Статуя представляет суровый образ прекрасного героя, каким должен и может быть человек.
Вместе с тем каждый храм был создан именно для данного места, для данных условий. 34), стенках глиняных расписных саркофагов (Клазомены), на известняковых и мраморных надгробиях (стела Лисия, стела из Суниона).
Рост городов вызывает расширение строительства. до н. э. динос. Лоуренс в своей книге «Этрусские местности» после посещения кладбища в Тарквинии: «Этрусские изображения обладают неким чарующим свойством.
Так, мастер с острова Наксос в своем куросе выявляет могучую силу упругих бедер, тот «посыл», который они дают стройному торсу юноши и широкому развороту его плеч. Маргалит Финкельберг посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Очевидно, еще в памяти были «гомеровские» времена, когда деревянные дома, дворцы, храмы покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.
Ваятели интересовавшиеся движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц, композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков. Умело введены белые полосы на женских одеждах. Все же роспись пинаки, видимо, не являлась творением большого мастера. С этим освоением, возможно, связана и тяга к гигантизму.
В нем есть передача дифференцированного единства состояния духа плакальщиц. Пока же старый принцип мемориальных стел поздней архаики господствует и в стеле Аристиона (около 510 г. до н. э. ) работы Аристокла. Старательно отмечен, однако, такой важный магический мотив, как повернутое назад лицо Персея (как известно из мифа, человек, взглянувший в глаза Медузе, мгновенно окаменевал).
Разбросанные по полю композиции дельфины, противоположные по изгибу своего силуэта ладье, создают ощущение стремительно легкого, почти «плещущего» движения. Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было граничит с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью интересом к передаче движения. Так, например, маленькая бронзовая статуэтка «Минотавр» уже в начале VII в. до н. э. необычайно живо и непосредственно передает характерное движение. Полимед, работавший в Аргосе на Пелопоннесе, — одно из первых исторически достоверных имен мастеров греческого искусства жил он в первой половине 6 в. до н. э. Важно, однако, что архитектор стремился выявить центральную ось здания более расширенным интерколумнием (расстоянием между осями колонн) и значительно усилить пластическую напряженность общего зрительного впечатления. На грани классики и этого переходного периода стоит и такой большой мастер, как Евфроний.
Таким образом, фронтон этот не был посвящен единому событию, а объединял различные (и данные к тому же в очень разных масштабах) фигуры, связанные лишь общим декоративным замыслом. В основном его произведения посвящались победителям в состязаниях или играх. В эту эпоху архитектурное лицо полиса определяют храм бога, покровителя города и агора — площадь народных собраний (часто, особенно вначале, служившая и рынком). торговли, необычайно интенсивный контакт с культурами других народов).
Упомянутый ранее динос с острова Эгина порвал с этой системой, хотя и очень неумело. Однако решающее значение и здесь имело стремление к новой концепции образа человека и сюжета. Так, выразительна по своему цветовому построению стела изображающая Лисия, жреца Диониса, держащего в руке написанный черным цветом кубок и зеленую ветку. Скульптура вызывает впечатление предельной тяжести: ее будто невозможно поднять с земли, как могучее дерево, вросшее в почву корнями (илл. Ничего существенного, принципиально нового здесь не было добавлено.
Архилох первым стал писать ямбом (двусложная стопа с ударением на втором слоге) до него в греческой поэзии существовал лишь гекзаметр. Представление о заключительном этапе развития статуарной групповой композиции переходного времени дает фрагмент скульптурной группы «Тесей и Антиопа» с западного фронтона храма Аполлона в Эретриина острове Эвбея, выполненной около 510 г. до н. э. Классическим типом греческого храма стал периптер2 — прямоугольное здание, окруженное со всех сторон колоннадой (так называемым птероном, что значит окрыленный, оперенный). Видимо, постановка такой задачи обусловливалась не только специфическими особенностями развития Аттики (эти особенности, безусловно, способствовали наиболее полному решению задачи именно в Афинах), но в какой-то мере выражала общую тенденцию художественной эволюции культуры Греции в целом.
Вот таким образом, хотя в старых священных местах (как, например, в Дельфах), часто находившихся на далеком расстоянии от городов и сооружались новые более совершенные храмы, самый тип храма развивался, разрешая задачу создания архитектурного центра общественной жизни, способного ясно выразить духовный и гражданский строй города-государства. В ней на смену плоскостной резьбе окончательно пришло пластическое, объемное изображение фигур действующих лиц. С чем, вероятно и связано то, что бег этой фигуры дан очень динамично.
Неожиданностью в столь стилистически зрелом памятнике является отсутствие энтазиса в колоннах, что компенсируется, правда, большим количеством каннелюр (двадцать). – Г. С. ). Сложный мотив движения и переломного состояния в жизни тела передан с исключительной музыкальной выразительностью и характерной для поздней архаики ассоциативно-образной силой. Эпоха архаики – время становления лирической поэзии.
В своей основе она мало отличалась от сложных восточных решений. Уже в 7 в. до н. э. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н. э. ), принесенная в дар богине некоей Никандрой (как следует из надписи на статуе), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Оставляя в стороне то, что они являются детищами разных общественных формаций и культур, следует отметить следующие существенные различия (при известных элементах сходства): городская коммуна средневековья чаще всего являлась частью большого феодального государства, занимала свое место в феодальной иерархии, более или менее реально зависела от своего ближайшего сюзерена или, освобождаясь от него, переходила под покровительство короля или императора.
Возвращаясь к греческой вазописи эпохи архаики, следует отметить, что к началу VI в. до н. э. почти полностью исчезают монументальные вазы, служившие надгробиями. Выше храма, у самого подножия отвесных скал, расположен театр. Искусство переходило от изображения-знака изображения-символа к (изображению-образу.
Вместе с тем и в самом изображении еще дают себя чувствовать старые представления. Особенного подъема достигает в эту эпоху духовная культура, в особенности естественные и гуманитарные науки (математика, медицина, астрономия история, география), философия (мыслители и писатели Милетской школы) искусство. Моделировка формы светотенью, видимо, не применялась. Большинство из них носит конкретный сюжетный характер и посвящено рассказам о целом ряде событий (охота на каледонского вепря, состязание колесниц и т. п. ).
Фигурную композицию Эксекий располагает вокруг боковых ручек сосуда. Более глубокое значение имело изменение стиля самих изображений. Но этот ритм принципиально отличен от повторной метричности дипилонской амфоры. Однако не только в VI, но даже в конце V в. до н. э., то есть в годы приближающегося кризиса полиса, Сократ, со слов Ксенофонта, склонного представлять традиционно господствующие мнения, полагал, что в жилище «картины и разные украшения гораздо больше отнимают удовольствий, чем доставляют их». Своеобразное сочетание простоты и изящества решения достигнуто в статуе в полной мере, а вместе с тем в ней воплощено и нечто большее — ощущение радостно-героического господства образа человека над миром.
Вот таким образом при всей элементарности изображения здесь уже выражена одна из существенных особенностей ваяния архаики. Раскрашивались тимпаны фронтонов (то есть их треугольное поле под двускатной крышей) и фоны метоп, триглифы и некоторые другие детали антаблемента.
В течение VI в. до н. э. складывается классический тип дорического периптера.
На одной из амфор Экзекия или мастера его круга изображен побеждающий немейского льва Геракл и помогающие ему Афина и Иолай21. (Добавлен еще распространенный в Риме тосканский ордер – «тускский». 13).
Это привело около 530 г. до н. э. В архаическую эпоху появляется хоровая лирика. Однако ни город в его жилой части, ни само жилье не представлялись чем-то абсолютно лишенными порядка и своей красоты. первоначально, повидимому, на Пелопоннесском полуострове.
Так как окон не было, свет проникал в двери. Кроме того, силуэты коней и людей на лутофоре более гибкие.
Особенно много храмов этого периода сохранилось в Великой Греции и Сицилии1.
Композиционное мастерство Экзекия достигает здесь вершины, когда нельзя ничего ни убрать, ни прибавить (илл. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. до н. э.
Это одна из самых замечательных по своеобразию и сложности росписей архаического периода. Храмы эти оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. О его переживаниях рассказывает Гомер устами Одиссея, спустившегося в царство Аида22. Вместе с тем он должен был выражать ту идею праздничной, приподнятой над каждодневностью мифической реальности, которую несло в себе жилище бога. Изменяя их пропорции, мастера варьировали взаимодействие несущих и несомых сил, оказывая архитектурой здания то или иное художественное впечатление на человека.
Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери». Сосуды для черпания вина из кратера — киафы обладали высокой изящно изогнутой ручкой другой характер имели лекифы — маленькие сосуды с одной грациозной ручкой, в них хранили умащения и благовония. Если в лирике 7 – 6 вв. до н. э. была не только далека от позднего эллинизма и Рима стилистически (это в какой-то мере относилось бы и к обильно копируемым шедеврам скульптуры V в. до н. э. ), но в отличие от скульптуры еще не раскрыла своих специфических возможностей как вида искусства, находясь лишь на стадии становления и потому, хотя и вызывала восхищение современников, не привлекала внимания позднейших копиистов. Храм воплощал идею единства, величия города-государства, его незыблемость. Жест схватившегося руками за грудь юноши особенно впечатляющ.
Огромное значение имел выбор Места для сооружения храма. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 – 6 нижним диаметрам).
Среди архаических храмов Посейдонии, крупнейшего святилища южноиталийской Греции, представляет интерес храм Геры I (середина VI в. до н. э. )1, отличающийся несколько приземистой мощью пропорций (соотношение колонн 9:18), резко выраженным энтазисом и подчеркнуто упругим широким эхином. Характерный для поздней архаики и классики принцип, состоящий в том, что прекрасным является произведение искусства, которое изображает явление в его законченности, в его исчерпываемой обозримости, в некоей типической устойчивости характерных состояний героев, получает в вазописи у Эксекия свое первое абсолютное воплощение. Такое изменение имело не только техническое, но и художественное значение. Греческий писатель Ксенофонт позднее, в V веке до н. э., писал: «А как красиво, когда башмаки стоят в ряд, какие бы они ни были какой красивый вид представляют плащи рассортированные, какие бы они ни были красивый вид у постельных покрывал, красивый вид у медной посуды, это смешнее всего покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, – что горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное» 11.
Они спокойны и сосредоточенны, взоры всех их устремлены прямо перед собой, но в каждой мастера подчеркнули нечто неуловимо своеобразное и прекрасное: драпировки их одежд то прихотливо-изящны, то строги, то сдержанны. Другая пара поэтов – Алкей и Сапфо – жила на острове Лесбос (конец VII-VI в. до н. э. ).
Вместе с тем при всей изысканной выразительности композиции, живости движений и эти скульптуры отличает, видимо, характерная для мастеров италийской Греции некоторая массивность пропорций тел. Однако именно декоративный характер композиционного решения, точно рассчитанного только на фронтально плоскостное восприятие и малые размеры фигуры (она несколько меньше человеческого роста), не давали возможности полностью раскрыть и утвердить в ансамбле телесную и духовную ценность скульптурного образа человека.
Такое поведение характерно для наемных воинов. В натуре эти предметы разноцветны и разнообразны по своему материалу. Очень интересен также принятый скульпторами метод вписывания фигур в поле метопы. С этой иной природой храма, видимо, связано и замечание Сократа, которое приведено у Ксенофонта: «Для храмов и жертвенников, — говорил Сократ, — нужно выбрать место, которое видно отовсюду, но где мало ходят, так как приятно, увидев храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте»1.
(Храм господствовал над средой и гармонически был ей созвучен. На самом нижнем, более декоративном, представлены реальные и мифические звери. Пропорции коринфских – такие же, как ионических. Смысл его существования определялся интересами живущих в нем сограждан.
Появились дорический и ионический архитектурные стили.
Функциональный рационализм жилья, выработка гибкого типового решения его планировки — характерные черты вообще народной архитектуры — при образовании городского конгломерата не исчезли, а наоборот, благодаря условиям социального быта, острому ищущему всюду «разумную меру вещей» уму греков получают свое сознательное развитие. Нечто существенное отличает ее от той красоты, которая сводится лишь к наглядно выраженной целесообразности. Иногда две метопы складываются в единую сюжетную композицию.
Первые выявляют себя преимущественно в усилии ног и бедер, вторые — в весомости объема грудной клетки. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII-VI вв. Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел. Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги. Эта задача была убедительно решена в V в. до н. э. В частности, можно сослаться на «Нику» Пеония. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны.
И хотя исследователи античной живописи иногда считают пинаки первыми образцами станковой живописи, нам думается, что они, подобно метопам исполнены в общем для эпохи декоративно-монументальном стиле. Закругленно изогнутые, они по ритму контура напоминали капитель ионийской колонны. Вот таким образом он позднее, особенно в 6 в. до н. э. использовался чаще всего для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах).
Происхождение такой статуи от примитивного древнего ксоана не вызывает сомнений и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры. Орнаментальные завитки волос, условная архаическая улыбка и яркая раскраска довершали общее нарядное декоративное впечатление от этой статуи.
В первой половине VII в. до н. э. храм Геры был перестроен, частично расширен и лишь тогда окружен деревянной колоннадой периптера. В центре торжественно шествуют олимпийцы на свадьбе Пелея и Фетиды. ионийским (хиосским) мастером Архермом.
Стремление выделить замкнутую, завершенную в себе композицию (что, вообще говоря, характерно для эстетического сознания зрелой архаики и классики) проявляется особенно последовательно в фигурно-сюжетных композициях и граничит с более реальной живой передачей и человеческого тела и взаимоотношений объединенных общим действием персонажей. Такова роспись саркофага из Британского музея изображающая битву греков с варварами. Для таких поисков типична аттическая стела с бегущим воином (530—520 гг. Суровые изваяния изображают богов и мифологических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами — олицетворениями зла и пороков.
В них зарождаются первые опыты передачи определенного духовного настроения — состояния, приличествующего теме изображения. Фриз дорический состоит из триглифов и метоп, архитрав сплошной. Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. Развитие живописи, естественно, в основном шло в направлении усиления цветности решения. Спокойно сдержанный ритм движущихся фигур шествия, относительно реалистичная передача отдельных мотивов (мальчик, ведущий овцу на заклание, фигуры музыкантов) — характерные черты этой своеобразной поэтической композиции.
Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Композиция коринфской гидрии в отличие от самых ранних архаических ваз проникнута ясным ритмом. В творчестве Экзекия появляются темы, где он обращается к душевным страданиям человека. От этого количество вертикальных линий как бы удваивалось, что сообщало колонне особенную легкость. В течение ранней архаики определились две основные ордерные системы: дорическая и ионийская (близкий к ионическому эолийский ордер не сыграл большой роли в развитии античной архитектуры).
Сохраняя всю монументальную строгость и фронтальность статуи и стремясь в то же время придать ей некоторое движение, эти пелопоннесские мастера стали отставлять и сгибать одну ногу куроса, сгибать в локте руку и применять другие такие же приемы, придававшие спокойно стоящей фигуре некоторое оживление. О старых традициях говорит лишь идущий понизу фриз со стилизованным изображением коней. Отдельные фигуры росписи носят гротесково-экспрессивный характер. Их нагота служит им одеждой, более привычной, чем ткани.
Как мы видим, нахождение оптимальных взаимосвязей скульптурного образа с формой и с образным строем храма было достаточно длительным процессом. В следующих полосах мастер развертывает серию мифологических эпизодов. В благородном, немного грустном лице мы видим чувственность эллинистических портретов.
Аналогичные способы косвенного изображения моря мы встречаем и на современных метопам вазах чернофигурного стиля («Дионис в ладье») и на древних критских росписях. Особенностью архаических построек, в частности «Базилики», является сочетание напряженности и суровости образа с прихотливостью декоративной резьбы, украшавшей детали. 36), небольших, посвящавшихся богам глиняных табличках пинаках (Афины) (илл. В период архаики (7 – 6 вв. Такой характер имел, например, рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу (первая половина 6 в. до н. э. ), очень плоскостный и примитивный.
Важнее в этом памятнике подчеркнуть другое. В своем римском варианте они были возрождены и видоизменены в Италии XV—XVI веков. Еще ниже расположен фриз с животными и пальметтами, а на ножке, как низкий жанр, представлена комическая битва пигмеев с журавлями (илл. Само же решение всегда носило творческий индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики — и с другими зданиями архитектурного ансамбля.
41). В целом роспись «Убийство Агамемнона» является одной из первых попыток образно воплотить действие-событие, а не дать его знак-схему. Вместе с тем помещенные на верху горловины шагающие крылатые сфинксы (по сравнению с изящно стилизованными силуэтами ланей с большой дипилонской амфоры) кажутся несколько тяжеловесными по пропорциям и движениям. Формирование керамики нового типа, выражающей в своих особых формах эстетические потребности полиса, его духовно-материальной культуры, было, кроме всего прочего, облегчено дальнейшим совершенствованием самой техники изготовления сосуда: разрабатывалась лучшая рецептура глиняной массы, улучшалось качество обжига, что давало возможность вылепливать прочные тонкостенные сосуды с чистой, гладкой поверхностью благородного оранжево-красного или вишнево-кирпичного тона, образующей идеальный фон для изящных силуэтов фигур. Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг.
Плотные и мощные объемы кажутся вязкими. Следующий шаг в эволюции групповой композиции намечен на том же фронтоне храма Артемиды. Мужественно прекрасный юноша изображен в позе торжественного покоя.
Уже группа «Борьба Афины с гигантом» (около 520 г. до н. э. ) с восточного фронтона второго Гекатомпедона в Афинах поражает реалистически абсолютной передачей пластики тела, драматической энергией движения Афины, повергающей гиганта. Недостаточная плодородность земли приросте населения на материке и островах Греции, развитие морской торговли и в особенности обострение социальных противоречий в городах-государствах привели к образованию греческих колоний по отдаленным берегам Средиземного и Черного морей.
Таков мотив человека, несущего на своих плечах жертвенного тельца. до н. э. Он делает это еще весьма примитивно. Архитрав дорического ордера был гладким. Таковы комическая характеристика Бузириса в росписи «Геракл и Бузирис», комическое изображение борьбы пигмеев с Гераклом и так далее.
широко раздвинулись границы распространения греческих поселений. Они были очень разнообразны по форме и размерам.
жертвенник окончательно был вынесен из здания храма на площадь перед ним.
Сдержанное спокойствие их движений контрастно оттенено силуэтом летящей птицы. Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н. э. Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью (см. рисунок). Хронологически почти одновременен лутофоре динос (род кратера) с острова Эгина (675—650 гг.
Их фигуры уже утрачивают былое силуэтное изящество росписей геометрического стиля, но все же они не лишены прежней ритмической красоты по сравнению с сюжетными изображениями. Эвфорб лежит головой к Менелаю, стоящему над ним и как бы обороняющему его от Гектора.
Казалось бы, перед нами пример упадка мастерства. (так называемая «Ваза Франсуа»), может дать представление обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. «Восточным», ориентализирующим духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов), расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Храм Геры I («Базилика»), сложенный из квадров красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор и на торце оказалось нечетное число колонн. Во времена ранней архаики (7 в. до н. э. ) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентадизирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль.
Неожиданно выглядит найденная мастером композиционная взаимосвязь во всей серии метоп. До IV в. до н. э. греки редко изображали женщин, так как для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина.
Здесь она выполняет некую магическую функцию, являясь силой, охраняющей храм. Стремление к прямолинейному выявлению контраста давящих и несущих усилий, суровый драматизм архаики здесь выражены с особой наглядностью.
В какой-то мере он был связан с традициями малоазийской древневосточной архитектуры. Таково, например изображение воина с двумя конями, заполняющими почти всю поверхность тулова аттической ойнохои (сосуда для вина с горлом в виде трилистника). Это надгробие воплощает физическое и духовное совершенство человека. Времена, когда храм был родовым или царским святилищем, ушли в далекое прошлое. Он перестает быть царской крепостью, оборонявшей округу от внешних врагов.
Не встретишь у аттических ваятелей и беотийской экспрессии. Ее можно было наблюдать еще на рельефе храма в Принии. Различие в уровне зажиточности там, где не господствовали жесткие уравнительные законы в организации быта, сказывалось отчасти в большей просторности дома и главным образом в большем богатстве утвари, ваз иногда более богато раскрашенном интерьере. дон. э.
В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками – для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда объёмистые кратеры с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы плоские с ножкой и двумя ручками килики – чаши для питья высокие удлинённые лекифы – для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. В дальнейшем колонны заменялись каменными. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. был вытянутый в пропорциях периптер с соотношением колонн 6:17 (подобно храму Аполлона в Сиракузах). В этрусском пластическом искусстве нас поражает и скудность и зачастую среднее качество скульптуры на каменных барельефах в Греции они всегда замечательны.
Стела изображает прощание юноши с мальчиком. Если гомеровский и гесиодовский эпосы продолжали быть живым наследием, если литература качественно по-новому переосмысляла и развивала те или другие стороны наследия эпоса, то в пластических искусствах не было накоплено подобного художественного опыта. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону. Такие попытки видны в рельефных метопах одного из многочисленных храмов в Селинунте (на острове Сицилии) так называемого храма «С» (первая половина 6 в. до н. э. ). Последние две вазы отличны от предшествующих и по технике исполнения.
до н. э. ). Мастеру с Самоса принадлежит мраморная статуя Геры, державшей в левой руке, очевидно, гранатовое яблоко – символ брака с Зевсом. Каждое из них воспринимается с одной точки зрения и не требует вращения сосуда.
Это как бы постепенное проигрывание в разных ракурсах развернутого во времени единого мотива движения-танца. Однако ни схема «коленопреклоненного бега» (как был назван археологами этот наивный прием изображения движения), ни общая плоскостность и узорность всей фигуры не передавали реального движения. до н. э. по отдельным работам и фрагментам иногда явно не лучших мастеров.
Они находились в гуще жизни полиса — агоре или, если выносились особо, то не на акрополь, а на другое возвышенное место (например, холм ареопага в Афинах). Причём колонны теперь располагались не между, а перед антами. Особое место в искусстве поздней архаики занимают рельефы на надгробных стелах. Образ обнаженного прекрасного юноши, как и образ одетой коры, служил разным сюжетным целям, но всегда воплощал красоту человека, его прекрасного тела.
21). 18). Колоннада периптера (то есть храма, «со всех сторон окрыленного»), возвышаясь над горизонталью стилобата, поддерживала перекрытие (опорные балки и карниз), над которым поднималась кровля, покрытая черепицей или мраморными плитками. Промежуточное ритмическое состояние выражено в надувшемся парусе. Однако, видимо, момент гротесково-комический здесь не был заложен в замысел произведения. В конце VIII века до н. э. в греческом обществе формировались новые вкусы и интересы. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению очень часто повторяющейся в архаической скульптуре схемы так называемой «архаической улыбки». Это был, как и все архаические храмы, сильно вытянутый в длину прямоугольник с еще очень грузными по пропорциям колоннами (соотношение их ширины к высоте было меньше, чем 1:4, вместо типичных для поздней архаики и классики 1:6).
Художник, создавший эту статую, . Храм должен был быть сооруженным со всей добротностью, аккуратностью. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. Формально силуэт фигуры восходит к традиционной схеме коленопреклоненного бега.
Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос, словно струящиеся и бегущие в мерном и вместе с тем разнообразном ритме, придают этой статуе праздничный и радостный, необычайно жизнеутверждающий строй. В метопе «Похищение Европы» мастер стремится ассоциативно передать место-среду, где развертывается действие. В планировке архаических построек, в их соотношении с пейзажем и друг с другом есть характерная особенность: они ставятся рядом, последовательно, композиция ансамбля обычно предельно простая. В рельефе «Персей, убивающий Медузу», Персей, напутствуемый Афиной, настигает убегающую Медузу и отрубает ей голову мечом.
Хотя ансамбль святилища складывался отчасти стихийно, в течение длительного времени, все же в известной мере характер местности, расположение основных сооружений, определение маршрута шествий потребовали и от зодчих приверженности к определенному архитектурно-планировочному решению. Напряженная ясность его архаической улыбки как бы вырастала из пластической моделировки движения и контуров фигуры в целом. Отсюда чрезвычайно удлиненные пропорции сооружения с соотношением колонн 6:16. В вазописи эти проблемы стали разрабатываться едва ли не раньше, чем в скульптуре.
Сама историческая эволюция будет дана лишь в общих чертах. Так, завершая цель движения процессии, храм Аполлона занимает господствующее положение.
Подобно скульптуре конца VI в. до н. э. можно и в керамике выделить переходный период от архаики к классике исполненной своеобразного иногда чуть угловатого изящества. Вот таким образом мастер метоп прибегает к горельефу, почти переходящему в круглую скульптуру. Место выбиралось обычно лучшее.