Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ). Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Белые стены зала имеют теплый оттенок и украшены в верхней части лепным золоченым фризом, над которым находится живописный плафон потолка. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
Стасов, О. И. АМПИР (фр.
Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок.
Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Настолько был силен гипноз французской моды.
Шальгрена. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. imperium – власть). Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей.
В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Стулья делаются проще, чем кресла. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Скульптор А. -Д. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Более всего им, знавшим толк в фортификациях импонировало зодчество.
Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Такое сиденье делается трапециевидной формы.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Такую «живую эстетику» можно обнаружить в письмах и мемуарах тех лет. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810).
– 1849 гг. ). Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. От Храма Славы (Мадлен, 1807, архитектор Б. Виньон) улица выводит на площадь вдали же, на противоположном берегу Сены, зодчий Б. Пуайе завершает перестроенную часть Бурбонского дворца двенадцатиколонным портиком, корреспондирующим с колоннадой церкви Мадлен. Воскрешаются времена императорского Рима, но лишь затем, чтобы провозгласить беззаветную преданность императору.
Главным образом он подчеркивает торжественный пафос, блеск и некоторое театральное великолепие, стремясь к ореолу славы императоров Римской Империи. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Однако «разговаривать» на языке художественных форм внутри классицистической системы куда труднее, чем в романтизме или в барокко. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Каждому из них, как свидетельствуют современники, было свойственно эстетическое чутье.
Это уже была декларация эклектики. Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни.
Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Все остальное искусство во Франции имело клеймо «N», а в России льнуло к классике. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806 – 1836 гг.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). меблируются авторской мебелью. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи».
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Ж. -Ф. Художественная резьба по камням впечатляет.
Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». В Англии в период 1812 – 1830 гг. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В дворянских домах появляется т. н. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой.
Такой откровенной декларативностью и объясняется его дидактич- ность и императивность, стремление широко использовать аллегории и всевозможные «говорящие формы». Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Авторами были Персье и Фонтен.
клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Жироду в данном списке занимает особое место потому, что имел незаурядные колористические способности.
Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками.
Ouvrage. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов.
А. Д. Захаров Горный институт, арх. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево.
Она прямоугольная, массивная, низкая и темная: черная, каштановая или выполненная из красного дерева. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Иконологическая наука, зародившаяся в XVI веке с тем, чтобы читать «книгу природы», справляла свой трехсотлетний юбилей и ее последние усилия пришлись именно на рубеж XVIII-XIX столетий.
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Обостренное внимание к пластическим эффектам заметно и в выразительных сопряжениях масс в зданиях, в «революции дорики», в упругости возрожденного александрийского стиха, в балетной пантомиме (у Ш. -Л. Дидло, например).
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками.
жил и работал в Италии. Декольте тоже были максимально открытыми. Шею и руки оставляли открытыми.
Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
массивны, прямоугольны, замкнуты. Пластические миниатюры украшали посуду, рельефы – здания, статуи – площади и сады. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). В Петербурге портик Парфенона был использован в учебных целях в Садовом корпусе Академии художеств, созданном по проекту А. А. Михайлова по рекомендации А. Н. Оленина. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир.
Мастера прикладного искусства обращаются к формам и декоративным мотивам египетской и римской утвари (Ж. Настолько был силен гипноз французской моды. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Возникла идея применить «теорию иероглифов» к области искусства, разделяя символы на «естественные» и «искусственные». Кроме Парижа и Санкт-Петербурга императоры мечтали перестроить древние столицы мира: один – Рим, другой – Москву (чего, правда, не осуществили).
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Понимали они толк и в современном садово- парковом искусстве, уделяя ему внимание в облюбованных ими загородных резиденциях (один в Мальмезоне, другой в Царском Селе). Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем Империи. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Знаменитый трактат «Р1скусство смотреть на художества» Ф. Милиция тогда интенсивно переводился с итальянского на французский и русский языки. Примером второго – рафинированный «стиль ваз и камей» молодого Ж. -Д. Энгра, спири- туализированные гибкие линии гравюр Ф. П. Толстого к «Душеньке» И. Ф. Богдановича. Считалось, что женщины, носившие камеи, находились под покровительством Афины, вот таким образом дочери Императора, высокородные княжеские персоны обязательно имели при себе такое ювелирное украшение, как символ совершенства и власти. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя».
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух.
Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Эти слова принадлежат Жаку Луи Давиду и были произнесены художником в грозовом 1793 году. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Каррузель в Париже, 1806, арх.
Окрашиваясь в романтические тона, поздний классицизм становится «романтическим неоклассицизмом», призванным «долг» дополнять «чувствами». Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку.
В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
Эти отношения были прерваны войной. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья.
Имперский стиль (в переводе с французского «empire» – империя) связывают с именем величайшего полководца-завоевателя, правление которого во Франции начала 19 века мир не забудет никогда – Наполеона Бонапарте. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ).
Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. Как и насаждаемый в годы правления Наполеона культ личности, ампир был создан искусственно, как сказали бы сегодня, по приказу сверху, а никак не в связи с естественным развитием художественного вкуса французов.
Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. empire – империя и лат.
Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Он был мягче и пластичнее.
Совершая грандиозные преобразования, каждый из повелителей Европы верил, что строит новый, прочный мир «в своем вкусе». Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Гений искусства должен быть достоин народа, которому он посвящает, Любовь к человечеству, свобода, равенство, одушевите мою кисть. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В.
Росси, В. П. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. Скульптор А. -Д.
Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. По крайней мере, в начале века классицизм был единственной убедительной реальностью. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ.
Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Такие скульптурные изображения зачастую выступали как конструктивные элементы того или иного материального объекта. породы.
В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Так во Франции появился стиль ампир –торжественный, величественный, монументальный, который распространился по всему миру и завоевал особую популярность в России. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре.
Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Французы вдохновлялись также империей Карла Великого, а русские – правлением Петра I. Художники разделяли подобные вкусы – вплоть до активного использования приемов «прямого цитирования». Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных.
Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. Бове.
-Л. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке.
Меблировка зала тщательно продумана и состоит из множества резных золоченых стульев и кресел, диванов, овальных и круглых столов, а также столов-консолей с голубыми стеклянными столешницами, которые поддерживают огромные зеркала в простенках между окон. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Огюст Монферран). Так, в Париже Триумфальная арка на площади Карузель (1806) Персье и Фонтена повторила арку Септимия Севера в Риме, колонна Великой армии (Вандомская) Еондуэна и Лепера – Троянскую, облик Храма Великой Армии (Мадлен) Виньона отсылал к античному типу храма. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В.
Деноном. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Это уже была декларация эклектики. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». An XII». С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Ампир – это лишь одна сторона неоклассицизма, ясная и декларативная. В 1809-1813 гг. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Женское тело было хорошо видно. Шею и руки оставляли открытыми. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма».
«Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Ампир – самая «говорящая часть» неоклассицизма начала XIX века, декларирующая, жестикулирующая, поясняющая, напрямую слул-сащая общественной, точнее, государственной пользе и открыто это выражающая. Мысль Леду, высказанная им в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении искусств, нравов и государства» о «говорящих камнях» была близка многим, более того ее стоит понимать и шире, упоминая «говорящее искусство» тех лет («lart parlant»). Воронихин, А. Д. Ампир стал искусством «для всех», объединяя людей и втолковывая им внятные истины о добродетелях и патриотизме. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором).
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Подобный «археологический принцип» имел демонстрационный характер прямого указания на предпочитаемые образцы. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). боковой рамой и вкладным сиденьем.
Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Типичное платье эпохи ампир – с овальным вырезом, с собранными фонариком рукавами, высоко подпоясанное, дополненное широкой шалью, расшитой по краям.
В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тома де Томон, вспоминая Леонардо да Винчи, в своем трактате «Traitй de peinture» изданном в Петербурге в 1808 году, немало страниц уделил все тому же вопросу о «смотрении», о необходимых коррекциях формы, видимой в ракурсах и тому подобном.
Эти версии «романтизма» с поздним неоклассицизмом объединяла, прежде всего, вера в то, что необходимо творить новую художественную среду. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). В 1802-1813 гг. В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши.
В этом выражалась и известная «пейзажизация» городов, с разбитыми в них садами. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». П. Стасов), Михайловский дворец (К. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи».
Кажется, сама структура стиля, энергичного и волевого, предполагает и некую эластичность форм и их графическую прорисовку, а главное – суммирование подобных элементов, что создает эффект величественной простоты, видной и в крошечной детали и в грандиозном сооружении. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. «Имперский стиль» и романтический неоклассицизм объединяли высокая структурность и семиотичность форм, желание воспрепятствовать концу искусства, апелляция к тщательно отобранным традициям. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808).
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. У каждого из императоров имелись свои «генералы от искусства», такие, как художники Ж. -Л. Давид и А. Гро, зодчие Ш. Персье и П. -Ф. -Л. Фонтен, организатор художественных дел В. Денон, скульптор А. Канова, актер Ф. -Ж. Гальма у Наполеона (примечательно, что в его свите в Тильзите был Гёте). Стиль ампир — монументальный, репрезентативный в экстерьере изысканно- роскошный во внутреннем убранстве использующий древнеримские архитектурные формы.
Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). Да и в самом романтизме, явлении достаточно плюралистичном, помимо «неистовой» линии развития имелась и та, которая мечтала строить всеобъемлющие системы и та, что дорожила «эллинизмом».
Именно он рисовал эскизы мебели, одежды и диктовал моду интерьеров тех времен. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. В 1806-1836 гг.
Император желал больше пышности и великолепия. В самом начале века популярностью пользуются работы петербургской мебельной мастерской X. Мейера. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
Томира и его мастерской. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. оссианизм).
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»).
Ш. Персье и П. Ф. Л. В 1804 году в Париже появилось издание «Style Empire. Fragments larchitecture, sculpture et peinture dans la style de lempire.
Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида».
Стоит только вспомнить, что картины мастеров новой школы должны были висеть на стенах, выдержанных в бело-золотой ампирной гамме, чтобы понять истинное отношение «романтического» и «неоклассицистического». Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Томира и его мастерской.
Женская фигура в белом платье и с кашемировой шалью стала одной из верных примет стиля. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817).
Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску.
Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». Авторами были Персье и Фонтен. Верхняя поперечная планка спинки изысканной линией плавно переходит в изогнутые бруски локотников. В это время продолжает складываться площадь Согласия в Париже.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Авторами были Персье и Фонтен. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. Именно на эти её качества опирался ампир. Таково же было значение и стилизаций «под египтян», «под этрусков» и прочих, широко применяемых в декоративно-прикладпом искусстве. В отличие от стиля предыдущей эпохи – стиля Людовика XVI – для мебели ампира характерно прямое заимствование античных форм. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Кваренги, Тома де Томон, К. И. Все это чрезвычайно обострило чувствительность к визуальному воздействию художеств. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором.
стиль цопф. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Ампир рождает новые типы мебели.
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В его основу легло Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону. Александр I любил посоветоваться с А. Н. Олениным, которого называл «tausendkunstler», а также поговорить с самими живописцами и скульпторами, обсуждая эскизы и особо с архитекторами, представляющими свои проекты (например, с Ж. -Ф. Тома де Томопом или А. Л. Витбергом). Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Важным предметом обстановки становится клавир.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Давиду. В России лишь В. А. Жуковский да О. А. Кипренский могли нести ответственность за нарождение нового «изма». Как и романтизм, неоклассицизм не любит «нормального состояния» форм (а для него «нормальными» являлись формы старого классицизма XVII-XVIII веков), потому и играет с ними, преувеличивает или преуменьшает, нагнетает массы или стремится их низвести к пустоте, чувствуя эффекты плоскостей, контрастно противопоставленных объемам он ценит деталь и умеет не потерять ее в грандиозных масштабах. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель.
И тут было сделано много, удивительно много. То есть – единицы. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Давиду. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Скульптор П. Н. Бовалет, выступивший инициатором издания, собрал в папке более шестидесяти гравюр (в подготовке принимали участие гравер Ф. Е. Жубе и архитектор Ш. Норман), воспроизводящих греческие, римские, этрусские и французские объекты декоративных искусств, которые могли бы послужить образцом для художников, декораторов и зодчих. Казаков, Дж. Захаров, М. Ф.
Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром».
На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Например известный греческий стул-клисмос неоднократно воспроизводился в это время без каких-либо искажений его первоначальной формы и конструктивной схемы. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии.
Михайловский дворец, ныне Государственный Русский музей, строительство которого К. Росси закончил в 1825 г., поражает великолепием своих просторных, украшенных лепниной и росписью залов, праздничность которых дополняет парадная бело-золотая мебель, которая и сегодня частично стоит на отведенных ей зодчим местах. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». В своей мебели А. Н. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Он стал более условным, холодным, более внешним.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п.
В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). Гладкие поверхности спинок и локотников покрывались фанерой высокого качества из красного дерева или карельской берёзы. В франц. Если в глазах последующих поколений романтизм, благодаря своей склонности к преувеличениям, побеждал в известной «битве классиков и романтиков», то для современников все было наоборот. Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство.
Нижний край часто отделывали блестками. Возвысившаяся буржуазия связывала с Наполеоном надежду на возрождение могущества Франции как мировой державы. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч.
Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски.
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». также арматура трофеи фасции).
Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Среди этих картин — «Суд инквизиции». Примером первого является Триумфальная арка на площади Звезды, созданная по проекту Ж. -Ф. -Т. Шальгрена (завершена в измененном виде в 1836 году) в Париже, Адмиралтейство А. Д. Захарова и ансамбли К. И. Росси в Петербурге (они наследуют, что важно традицию утопической архитектуры Э. Булле и К. -Н. Леду).
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. И этим стилям, создавшим облик первой трети века, хотелось добиться ощущения «вечности», незыблемой и гармоничной, дать образы самоуспокоенной красоты. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой.
Пика. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. С особым тщанием Наполеон и Александр пополняли свои коллекции древностей.
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. и военной кампании 1813–14гг. Стоун). XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона.
АМПИР (фр. Ампир настолько пришелся ко времени, настроению и вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцов и распространился по всей России. Томира и его мастерской. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Росси).
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). Подлинным режиссером городских пространств стал в Петербурге Росси.
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Считается, что именно Стасов ввел в оборот новую и весьма рациональную конструкцию стула и кресла с т. н. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной.
Термином ампир первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804-1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления.
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Ампир получил распространение не только в европейских странах, но и в России – в ансамблях (Театральная ул, ныне ул.
Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Это уже была декларация эклектики.
Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. на культуру Древнего Египта.
Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа.
А. А. Аракчеев, всесильный временщик александровской эпохи, в своем путеводителе, написанном собственноручно, помечал, с каких именно точек зрения лучше осматривать, прогуливаясь, его имение Грузино – ампирный мираж на берегах Волхова (от него остались лишь только воспоминания). Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны.
диванная комната. Зодчие учитывали опыт организации обширных садово-парковых ансамблей, полученный в XVIII столетии, когда разрабатывались концепции «движущихся картин» и избранных точек зрения, с которых должно было созерцать окрестности. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция).
Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Об этом свидетельствует обращенное к зодчему Витбергу замечание императора при осмотре проекта Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах: «Твои камни умеют говорить. ». и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Задние ножки искривлены. Мы отметим лишь тот любопытный факт, что первый том издания Леду «Architecture consideree sous le rapport de lart, des moeuers et de la legislation», вышедший в 1804 году, был посвящен императору Александру I и тот его изучал. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень.
Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Этот образ возникает в знаменитом «Портрете мадам Ривьер» Ж. -Д. Энгра (1805, Париж, Лувр), у В. Л. Боровиковского, у О. А. Кипренского – в «Портрете Е. С. Авдулиной» (1822, ГРМ). А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда.
Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Composes ou recueillis par P. N. Beuvallet.
Дороговизна отделочных материалов и ручная работа по изготовлению мебели на заказ, позолота на мебели и фрески, лепнина на потолке – все эти нюансы эксклюзивны, затратны финансово и потребуется значительное время на воплощение всех идей при профессиональном ремонте квартиры или дома. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Стиль ампир играл весьма большую политическую роль, он служил прославлению наполеоновской империи с легкой руки своего вдохновителя – художника Жана Луи Давида. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Тогда же сложилась наука семиотика (сам термин появился в конце XVII века), которая была посвящена изучению знаков. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск.
Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов. Высокая мебель избегается. Эти отношения были прерваны войной. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной.
При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Ампир (от франц. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Но его специфика – темы для сюжетов. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. В начале XIX в. диваны имеют характерные прямоугольные очертания, формы их внушительны и монументальны.
Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами.
Важную роль в отделке мебели стали играть фактура и текстура материала, которые раньше были скрыты за массой резных украшений и архитектурных шаблонов. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Такая мебель несколько позже получила в России название мебели изготовленной в стиле Жакоб – по имени известного французского мебельного мастера. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Обои имеют строгий рисунок, но также делаются с изображениями пейзажей или различных сюжетов на темы египетских походов Наполеона. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
А желание перспективы – «далекого взгляда» (известно, что они выискивали друг друга в подзорные грубы на поле боя) – отразилось в склонности к большим открытым пространствам площадей и проспектов в возводимых городах. Например, сооружаются и соответствующим образом декорируются триумфальные арки, мемориальные обелиски и императорские колонны. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Это – своеобразная форма гражданской морали.
Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Излюбленными цветами и цветосочетаниями обивки, которую он также проектировал, становится белый цвет с жёлтым или оранжевым, белый с синим или голубым. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».
Слава превратила его в первого живописца Империи. Быть может, лучше всего «ампирный взгляд» на красоты города был изложен К. Н. Батюшковым в известной «Прогулке в Академию художеств» (1814), когда автор «поутру, сидя у окна с Винкель- маном в руке, предался сладостному мечтанию» и тут «взглянул на Неву». Ампир любил фронтальные композиции, рассчитанные на обозрение с одной определенной дистанции и одновременно «многовидные», что наглядно проявилось в создании больших архитектурных ансамблей в столицах. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности.
Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Но, в отличие от романтизма, риторика ампира демонстративна. Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг.
Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. Всего в серии 82 листа. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Более же всего различие двух национальных вариантов стиля проявилось в том, что французский ампир тяготел к графизму, линейности, силуэтности, его мастера предпочитали канеллированные колонны коринфского ордера, сухость и четкость форм в бронзе настольных украшений, уплощенность медных накладок в мебели. Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Особенно благодатно сказался ампир на развитии пластики. Давиду.
Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Не менее эффектно задумал перестройку центра Москвы О. И. Бове. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Гурьева. Шальгрена. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Женские платья стали немного короче, а к 1810 новым дополнением к нему становится меховое пальто. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Объем зала разделен колоннами на три части. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А.
Эти отношения были прерваны войной. Стиль сделался внятным, «завоевал» огромные территории, овладел всеми видами искусств и активно развивался вплоть до 1830-1840-х годов. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. «Стиль империи» стал частью позднего романтического неоклассицизма, по-своему выразившего тревогу за судьбу личности в меняющемся мире. В это время весьма модными становятся т. н.