Наибольшим успехом пользовались картины бытового жанра, поэтому Ян Стен сосредоточился на создании именно бытовых картин.
Он писал портреты, Помимо картин бытового жанра, мифологические и картины, библейские исторические, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. Обращенный на нас, Мы в редких случаях заметим взгляд, они не включают в свой зрителей, круг взаимодействуя между собой, предпочитая либо расположиться в профиль, либо же вовсе повернуться к нам спиной. Она настолько пьяна, что не смогла найти в себе силы подняться и выйти из-за стола, одна нога ее опирается на деревянный короб, вторую ногу не видно, но башмак слетел. При рассматривании отдельных частей, «подсюжетов» картины, почти ощущается шумная атмосфера, порожденная хлопотливыми движениями персонажей их непосредственными выкриками. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Которая впоследствии родила ему восемь детей, 3 октября 1649 Стен женился на дочери Гойена ван Маргрит.
У Вермеера мы не найдем той массовой праздности, которую так нравилось изображать Стену. Не осуждающего забавы, Чувствуется мудрая позиция самого художника, но который прекрасно осознает все их последствия, пагубные о чем говорит его собственное в них участие. Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена.
Своеобразными эмоциональными средствами, в этой картине традиционный для бытового голландского жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально. Работы Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (Больная и врач, Гуляки, Игра в трик-трак, 1667, – все в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Семья художника в веселом обществе, около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Достоверно написанные предметы помещения обстановки служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей.
Он поначалу писал пейзажи, Ученик Яна ван но Гойена, затем стал изображать сценыиз жизни среднего класса. В Гааге у Яна ван Гойена и в Харлеме у Адриана ван Остаде, Учился в у Утрехте Николаса Кнупфера. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Но они часто изображают лишь морализирующие намеки и тонкую иронию художника, На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья. Намеки на непристойность происходящего на картинах Стена повсюду, о чем «говорят» нам не только взгляды персонажей их вальяжные, манеры, не совсем приличествующие благородным кругам, но и язык символов, к которым так часто прибегает Стен (таким, к примеру, как лютня, стакан лимонада, курительная трубка, говорящие о беспутстве персонажей, которое не знает границ).
Эти аллегорическое «дополнение» смысла происходящего служит, безусловно, цели порицания подобного поведения людей. В одной руке мужчина держит трубку, в другой у него стакан, наполненный вином. Вступил в гильдию живописцев в Лейдене в 1648. Способность видеть смешное в человеческих отношениях, в картинах Стена воплотился добродушный его юмор.
Стен работал в различных городах – Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания Л. А барона Кроза де Тьера в 1772 году. Морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь убедительными, Тем не менее, чтобы зрителей отвратить от подобных человеческих радостей. Словно мясо лосося, Его плавная обработка красного, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного холста пространства является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.
Кроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. А зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, в жанровых сценах художника острая ироническая, характерных жестов фигур, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, деталей обстановки помещений, ковров и одежды т. д. Гротескностью изображаемых сцен (см, Зарождающаяся в первой трети семнадцатого века голландская жанровая живопись отмечена была крайне брутальным характером. Вермеером и Халсом, в Голландии Ян Стен по и значимости популярности занимает место рядом с Рембрандом.
Таким образом, его картины можно понимать и как ребусы с «говорящими» частями изображения. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.
В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и жену свою тридцатидвухлетнюю Маргрит. Совсем иных людей мы видим на картинах Вермеера. Чтобы поделиться с нами своими переживаниями, Персонажи не сколько обращены к сколько зрителю, погружены в себя и в свое занятия. Тем не менее, морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь убедительными, чтобы отвратить зрителей от подобных человеческих радостей. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.
На этих картинах мы видим жителей бюргерской Голландии середины семнадцатого века, занятых привычными для них делами – будь то веселый отдых посетителей питейного заведения, визит врачом прихворавшей девушки, что так полюбилось изображать Стену или же чтение письма, принесенного служанкой, уроки музыки и другие ситуации, в которые попадают персонажи Вермеера. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он таверну открыл гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Так, чтобы понять, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, в которой утка часто выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего. 1626-1679), голландский художник-жанрист, родился в Лейдене. В свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую для иронию достижения назидательно-нравственной цели. Которая родила художнику еще одного ребенка, апреле в 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт. Стен (Steen) Ян (около 1626-1679), голландский художник.
Ян Стен написал также довольно много автопортретов, Помимо жанровых сцен, в которых он отнюдь не тенденции выказал к тщеславию. К северу от Лейдена, После Делфта Стен жил 1656 с по 1660 в Вармонде и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. К какому жанру следует отнести живопись художника – к портрету или бытовому жанру, Уже этой в работе Яна Стена нет полной ясности. Таких как бокал лимонада в руках девушки, о пикантных коннотациях нам подсказывает лишь язык символов, говорящий о не далеко благородных наклонностях стоящего рядом кавалера. Эта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене.
работы А. Брауэра, А. ван Остаде). Их интересуют более благородные занятия, требующие сосредоточенной вдумчивости. Художники как будто «смакуют» ситуации, в которых человеческая природа выступает не в лучших своих проявлениях, если не сказать в отвратительных. Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Но даже в том случае, когда действие происходит на открытом воздухе, персонажи как будто «приносят» с собой ту атмосферу душных трактиров, которая присутствует и в интерьерных картинах.
Богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Помимо своей Стен разносторонности, замечателен также как великолепный колорист. Очевидное отличие картин Стена от живописи Вермеера – в степени цвето- и световой насыщенности среды, в Первое, которую помещено действие. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Как ни у кого другого, у Стена, отражающих темы пьянства – «Пьяницы», архиве в скопилось немало полотен, «Пьяница», «Семейство гуляк», «Кавардак». В которых действие происходит в комнатах, Более 500 приписываемых ему картин – сцены из жизни, повседневной на кухне или в таверне. А также литературных текстов, Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц фламандских и поговорок. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были в приняты гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Пейзажи, Стен писал но портреты, главным предпочтением художника был бытовой жанр, ветхозаветные композиции. По сравнению с Вермееровская тем, живопись, кажется более целомудренной, что изображает Стен.
Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. Картина как никакая другая отражает всю полноту беззаботности и простодушия обывателей. Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Однако, На первом художник плане изобразил скорлупу от разбитых яиц – общеизвестный символ бренности.
Чтобы понять, Так, нужно быть знакомым с символическим голландской языком жанровой живописи, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», в которой утка часто выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Расточителем и мотом, Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, чтобы подтвердить такую репутацию, нет но никаких известных и достоверных фактов в городских архивах. Сам же Ян иронично улыбается. Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника, став владельцем гостиницы. У Стена, как ни у кого другого, в архиве скопилось немало полотен, отражающих темы пьянства – «Пьяницы», «Пьяница», «Семейство гуляк», «Кавардак». Одного из самых и плодовитых разносторонних голландских художников, Но у католика Стена, есть и множество других положительных качеств.
Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Учился, вероятно, у Н. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге работал в Лейдене, а также в Гааге, Делфте, Вармонде, Харлеме. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (Брак в Кане, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. А с 1669 и до самой смерти держал таверну в Лейдене, в 1654-1660 владел пивоварней в Делфте 1661-1669 в жил в Харлеме. В его работах искусность композиционных построений и удачное цветовое решение со сочетались склонностью мастера к повествованию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи.
Стен был выбран помощником пейзажному известному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге, Вскоре после этого. А друзья и родные собрались вокруг, Гордый отец держит на руках своего ребенка, новорожденного полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, чтобы посудачить, которое готовят три женщины справа у очага. Но Стен не оставался безучастным к веселью своих постояльцев, а сам часто становился одним из самых безудержный балагуров и «гуляк». Свойственным многим работам художника, Картина благодушным проникнута настроением и тонкой беззлобной иронией. Которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», Одним из таких является произведений картина «Аргумент в карточной игре», «Спор за карточным столом» и т. п. Мы вряд усомнимся в нравственной главных чистоте героев Вермеера, Не зная значений подобных знаков. Проводящих время в безудержном том веселье, у Делфтского мастера мы не увидим людей, которому предаются веселые компании на стеновских картинах.
Умер Ян Стен в Лейдене 3 февраля 1679. В каждой из которых внимание привлечено чем-то одним – будь то наливание под напитка возгласы одобрения окружающих, Участники изображения разбиваются на небольшие группы или дружный смех, раскуривание трубки, вызванный веселой шуткой. (ок. Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней голландцев жизни зажиточного среднего класса 17 столетия.
Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Кстати именно к манере последнего больше всего и тяготел художник. Ян Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Помимо картин мифологической и библейской тематики, Собственно изображающие представителей зажиточного среднего класса, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, а также нижних слоёв бюргерства, в изящество которых колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска. Замечаешь общую рассредоточенность действия, Возвращаясь персонажам к массовых сцен картин Стена. Последнему доводилось становиться ее наблюдателем довольно часто, Судя по всему, так как одним из источников дохода семьи его было содержание постоялого двора.
После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Это помещения постоялого двора, Затемненность интерьерных Стена картин вполне соотствует реальной обстановке, где весело проводили время представители самых простых социальных слоев, питейного заведения – в которых происходили события. Сравнивая интерьеры типичных помещений, в которых происходят действия большинства жанровых картин Вермеера и Стена, замечаешь, что обстановка изображенная на картинах последнего значительно плотнее «заселена» различными предметами. Мифологические и исторические сюжеты, Иногда Стен писал на картины библейские, но всегда интерпретировал их как тривиальные события реальной жизни. Вот какой мы ведем разгульный образ жизни – молодая женщина крепко спит после хмельного застолья прямо за Дескать, столом, склонившись на свою руку.
О чем уже было сказано ранее, Интимности большинства сцен способствует не только ограниченное число как участников, будто отрешенное состояние, но и их особенное. Основное наследие произведений двух крупных художников семнадцатого века – Вермеера Делфтского (1632-1675) и Яна Стена (1626-1679), создавшего известнейшие из своих произведений в Харлеме, таким образом, мы без колебаний отнесем к жанровой живописи. Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, По сути, позволяющее ему стать непосредственным участником драматической разыгрывающейся сцены из повседневной жизни, заинтересовывающее зрителя. Где присутсвует намек на неблагопристойность, Даже в тех сюжетах, сохраняют герои свое достоинство и отличаются аристократическими манерами.
После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Сравнивая «героев» картин Стена и Вермеера между собой, прежде всего замечаешь, что количество действущих лиц в жанровых сценах художников отличается. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан в земле семейной могиле на окраине Лейдена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Затем он переехал в Делфт, Стен работал своим со тестем до 1654 года, впрочем без большого успеха, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам.
С течением времени подобная откровенность жанровой живописи смягчается, но не исчезает вовсе и проявляется в картинах художников последующих поколений, но лишь с меньшей силой. Тематика у полотен весьма поражает – от полотен на библейские и религиозные темы до придворных портретов, Причем, жанра бытового и жизни обывателей. Многие специалисты смело утверждают, что в «Гуляках» мастер изобразил сам себя и свою молодую супругу Маргарет. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Эта и многие картины другие художника вдохновлены сценами веселья, Безусловно, свидетелем которых был он сам.
Он еще в был молодости принят в лейденскую гильдию, Большой труженик, где его признали художником.