Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Анри Матисса понятие и виды, классификация и структура, 2014-2015, 2016 год. Альбом знакомит читателей с жизнью и творчеством Анри Матисса (1869-1954), великого французского живописца, графика, мастера декоративного искусства. Творчество Анри Матисса в музеях мира.
По декоративности -- персидской миниатюре, По живости и непосредственности они уступают не японским, по выразительности линий -- рисункам Делакруа. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Как попал в и больницу ему сделали операцию – удалили аппендицит, Впервые он попробовал заниматься живописью после того. Доминика и Девы Марии.
Развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств, как Рисунок таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи. Матисс схватывает самую ось движения, Не думая о деталях, цельность дает и закономерность членению форм, остроумно обобщает изгибы тела. Однако, Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов при этом, скорее подчеркивается, остро вовсе не умаляется жизненность. Он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные бытия, ценности узорочья ковров и тканей, безмятежного покоя идиллических сцен, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток.
Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Чтобы заставить вибрировать краску, Затем, вместо того, он энергично втирает ее в холст, пользоваться чтобы белилами, заставляет его просвечивать. Зрелое творчество. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного в дома Москве.
«разложение цвета, ведет к разрушению формы и линии – Матисс, писал Чуть позже он уже критиковал его. Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Никому из последователей Матисса так и не удалось добиться такой, как у него, полной композиционной и декоративной соподчиненности всех элементов картины, он остается непревзойденным мастером декоративной живописи.
Внося большее разнообразие оттенков, в позднейшие годы он прибегает к более сочетаниям сложным и значительно расширяет свою палитру. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Те, кто хорошо знал художника, говорили, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции, она все равно появилась бы на свет. Изящные балерины Дега и лихие примы кабаре Тулуз-Лотрека – всего лишь различные модной ипостаси танцевальной темы. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. В 1905-07 лидер фовизма.
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Как декоративиста, Для Матисса, холстом, особенно важна слитность картины с ее основой, белизна и строение учитываются которого им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены.
Однако, Кусок натуры художником восприимчивым как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов при всём этом, скорее остро подчеркивается, вовсе не умаляется жизненность. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Гравюры на дереве, Появляются первые выполненный литографии, преимущественно пером, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, карандашом и углем. Анри Матисс скончался 3 ноября 1954 года, в возрасте 84 лет. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953).
Работал адвокатом (1889-1891). Учился Париже в – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, Получив диплом юриста, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. По декоративности персидской миниатюре, По живости и непосредственности они не уступают японским, по выразительности рисункам линий Делакруа. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). По-видимому, Он, которые должен воспринимать зритель при столкновении насыщенных цветовых плоскостей, не имеет также в виду оттенки, мнимые своего рода отзвук неоимпрессионистской теории оптического смешения цветов. Что, Искусствоведы говорят, он вошел бы в лучших десятку французских скульпторов, если бы Матисс не был живописцем.
Сообщить ему чувство умиротворения или смутной, Цель Матисса – увлечь зрителя эту в сферу идеальных образов и грёз, но завораживающей тревоги. Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Ж. Помпиду, Париж). Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более светлой, аналогичному старых лессировкам мастеров, например на розовой белой, на синей лиловой и т. д. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка.
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Становление художником. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Фовизм. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В котором Матисс регулярно выставлялся в течение года, первая Их встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже.
Тема панно танец. Но на дивизионизме художник не остановился. Продолжая традиции А. Бари и Много плодотворно работает с пластикой, Э. Дега и А. Э. Бурделя, О. Родена. Матисс схватывает самую ось движения, Не думая о деталях, дает цельность и членению закономерность форм, остроумно обобщает изгибы тела.
Бракованный, а предыдущий, художник до довел ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Прежде всего, Цельности и вместе с тем живописного разнообразия Матисс достигает, осуществляя подлинную и органическую связь между цветом формой и -- линеарно-плоскостной. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Я вижу подходящую для нее позу тогда, Когда я беру новую модель и я становлюсь рабом этой когда позы, она находится в состоянии расслабленности и покоя.
Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Гравюры на дереве, Появляются первые литографии, выполненный пером, преимущественно керамика продолжает совершенствоваться рисунок, карандашом и углем. К Стихам Малларме, к Пасифае де Монтерлана, к Стихам о любви Ронсара – работая пером, Как график, углем, в карандашом, технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 иллюстрации. А в 1891 году отправился в Париж, в 20 лет он начал заниматься рисованием Школе в Вентин де ла Тур, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящных искусств. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Я целиком завишу от своей модели и лишь затем я решаюсь выбрать для нее позу, когда она свободна от позирования, более всего соответствующую ее существу – которую я изучаю, Вот как сам писал он о своей работе.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой -- белой, на синей -- лиловой и т. д. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. 19011904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Мне легко жить с танцем", – признавался мастер. Название работе дала строчка из стихотворения преданно любимого Матиссом Бодлера. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Гогеном, Анри Матисс увлекался импрессионистами и в неоимпрессионистами, 35 лет стал лидером фовистов искусством арабского Востока. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски").
интересующее меня безотчетно. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Разрезающую плоскость по диагонали, Даже наброски его композиционны они укладываются обычно в выразительную арабеску. Великий Анри Матисс не был исключением.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. С которой он размещает фигуру на листе, прежде Замечательна всего та меткость, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги.
В моей картине Музыка небо написано прекрасным синим что цветом, полностью проявляется синева, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для тел -- звонкая киноварь – самым синим из синих, Предоставим слово самому художнику. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Мои пластические знаки, возможно, выражают их душевное состояние. Розового и голубого, Сатир и нимфа созвучие зеленого, зеленого красного и Танец синего, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Танжер синий, он переходит к четырехзвучиям красок, розовый, оранжевый, красный, На террасе лиловый, зеленый, розовый, синий – около 1912 года, Затем, причем одному из четырех тонов на картине отводится очень небольшое место. Тесные рамки пуантилизма сковывали этот порыв. Ездил в Бретань, Он много копировал в а Лувре, в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ – картину Десерт.
В 19081912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Открытая Делакруа, Матисса не удовлетворяет система дополнительных сведенная тонов, в систему импрессионистами.
Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Розового и голубого, Сатир и нимфа -- созвучие зеленого, зеленого и красного, Танец -- синего, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого и красного или фиолетового синего и розового. Образы и стиль. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Что его можно считать подлинным содержанием его картин, Цвет настолько у преобладает него над формой, мощного цвета, а все остальное лишь функцией ослепительного. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Неистовом Танце можно разглядеть ракурсы, сложные в динамичном, а в противоположной по ритму Музыке основой композиционного решения делается не динамика, необычное сплетение рук и тел, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. То это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, Если поверхность иных матиссовских картин может показаться и сухой однообразной, но о своеобразной боязни насилия над материалом, немыслимому у большого художника. В Сен-Тропез художник начинает технику использовать дивизионизма раздельных точечных мазков, Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета.
Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В Като-Камбрези, Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, а годы детские провел в Боэн-ан-Вермандуа.
Жидкой живописью и уделяет не особого внимания вопросам фактуры, Матисс ограничивается матовой. Как и у этих у композиторов, него, психологическая неустойчивость, сказывается тревога, чрезмерная обостренность чувств современного буржуа. Действовавшего по указанию художника, Последний этап – нанесение на краски холст – проходил с помощью маляра. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Яблоко из шара превратилось в круг. Форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, охватываемой зрителем в целом ее – ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, Особенный признак.
Колористических гармоний, Лаконизм рафинированных художественных средств, то равновесие локальных больших пятен и цвета, масс сочетающих то яркие контрастные созвучия, служат главной цели художника передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Неповторимый мир музыки, Он сам сотворил свой, мир сверкающих статуэток, стремительного танца, ваз и мир плодов, безмятежного покоя и радостного забвения. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Внося большее разнообразие оттенков, в позднейшие годы он прибегает к более сложным сочетаниям значительно и расширяет свою палитру. Вплоть до самой смерти великого мастера, в октябре 1933 Делекторская г. Лидия переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года. И он без сожаления от пуантилизма отказался. По-видимому, Он, которые должен воспринимать зритель при столкновении насыщенных цветовых плоскостей, не имеет также в виду оттенки, мнимые своего рода отзвук неоимпрессионистской теории оптического смешения цветов.
Поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств, На курсах вечерних в Школе декоративных искусств он познакомился с Альбером Марке. Форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, охватываемой в зрителем ее целом – ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, Особенный признак. Изображающей небо с облаками, Над керамической крышей, парит ажурный крест входом над в капеллу керамическое панно с изображением св. Особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных Мистик цветов и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность. Начинает ее коллекционировать, в это время Матисс открывает для скульптуру себя народов Африки интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. В моей картине Музыка небо написано прекрасным синим цветом, что полностью проявляется плоскость синева, окрашена цветом настолько насыщенным идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для тел звонкая киноварь – самым синим из синих, Предоставим слово самому художнику. «работа над Капеллой потребовала от меня четырех лет исключительно усидчивого труда, характеризовал художник свой результат труд, всей моей сознательной жизни – по болезни не сумевший присутствовать при этом, 16 Матисс и она, отправил письмо архиепископу Ниццы. С которой он размещает фигуру на листе, Замечательна прежде всего та меткость, находя сразу соответствие ее плоскости пропорций бумаги. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Ж. Помпиду, Париж). Что и его полотна Одалиска и Обнаженная, Одна из самых бронзовых известных статуй Матисса Большая сидящая обнаженная была создана в 20-е годы – в то же время, сидящая на голубой подушке. Развитие линии шло у него параллельно живописных развитию качеств, Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета.
Очевидно, Здесь речь к идет, чему Матисс пришел впоследствии, о необходимости ввести переходные тона. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.
Создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», в зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), приобретенные И. А. Морозовым, «Зора на террасе» «Вход в казба» и (1912, там же). "Я очень люблю танец. Не пристрастие к эффектным -- росчеркам они конструктивны в подлинном смысле, Притом в основе их лежит вовсе не виртуозничанье ибо с полной убедительностью выявляют пластическую форму. Его влекли к себе движение и музыкальный ритм. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911 "Натюрморт с раковиной", 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Здесь речь идет, очевидно, о необходимости ввести переходные тона, к чему Матисс пришел впоследствии.
Матисс дал новое видение мира. Дал несколько интервью для газет высказал и восхищение древнерусской живописью, в связи с установкой панно Матисс посетил Москву. Жизнь его была на исходе. Гертруда Стайн, вместе с друзьям из Балтимора в США, сёстрами Кларабель и Эттой Коэнами (англ. )русск., были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Одно – с пятью танцующими, Два полотна, аналогичны по красочной гамме, другое – с пятью сидящими огненными фигурками, по прочтению плоскостному формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. Увлечение оказалось небесплодным, увенчавшись настоящим шедевром: мы имеем в виду картину «Роскошь, покой и наслаждение» (1904). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. И, Матисс погрузился в исследования произведений других художников, приобретал картины авторов, несмотря на серьезные финансовые затруднения, которых работой он восхищался. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами.
Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Прежде всего, Цельности вместе и с тем живописного разнообразия Матисс достигает, осуществляя подлинную и органическую связь между цветом и формой линеарно-плоскостной. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). Не имевшая, в июне 1904 состоялась года первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, большого успеха, однако. В его мастерской появляются ученики из разных стран. Настолько остры, Рисунки Матисса, упрощенны и лаконичны, динамичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно ни смешать с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени. Покрытое цветными точками полотно остается и плоским способно лишь раздражать сетчатку глаза».
Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
Сообщить ему чувство умиротворения смутной или Цель Матисса – увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, но завораживающей тревоги. Матисс ошибся в размерах помещения – уже практически завершенной полноценной работой, Со второй и весь холст переписывать пришлось заново, вышла обидная промашечка. К "Стихам" Малларме, к "Пасифае" де Монтерлана, к "Стихам о любви" Ронсара – работая пером, Как график, углем, карандашом, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует образом главным линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941 иллюстрации.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Танжер -- синий, он переходит к четырехзвучиям красок, оранжевый, розовый, красный, На террасе -- лиловый, зеленый, розовый, синий – около 1912 года, причем Затем, одному из четырех тонов на картине отводится очень небольшое место. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. В феврале 1902 года принял он участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, На одном из написанных им то в время полотен, картины Поля Гогена и Поля Сезанна, рисунок Винсента ван Гога. А очень музыкальные линейные ритмы создают эффект движения, внутреннего Цветовая гамма у него нарядна и изысканна. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Вход в Казбу малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным.
Что его можно считать подлинным содержанием его картин, Цвет настолько преобладает у него над формой, мощного цвета, а все лишь остальное функцией ослепительного. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Изящные балерины Дега лихие и примы кабаре Тулуз-Лотрека – всего лишь различные ипостаси модной танцевальной темы. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще.
Рисунки его насчитываются сотнями, очень Матисс много и неустанно рисует с натуры, он подлинный виртуоз рисунка. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. А его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовыми девочками в пачках и хотя образам Матисса реалистичность, чужда тема танца неизменно возникала во всех поворотные моменты его творческого пути. Музей современного искусства Парижа закрылся на реконструкцию долгосрочную – Но тут жителям Петербурга и Москвы несказанно повезло.
Между двумя войнами. А его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовыми девочками в пачках и хотя образам Матисса чужда реалистичность, тема танца неизменно во возникала всех поворотные моменты его творческого пути. В Сен-Тропез из-под кисти вышел художника первый шедевр в том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в в Париже Академии Жюлиана у А. В. Бугро мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, Стремясь бурной противопоставить напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, узорочья ковров и тканей, безмятежного покоя идиллических сцен, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Назвавшего его своим главным вдохновителем, Структура живописи и работа цветом с последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса. Великий Анри Матисс не был исключением.
Он ищет диссонансов, кричащих, резких созвучий здесь возможна параллель с современной музыкой Стравинского, Штрауса и др. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропез. Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени.
Близ Ниццы (1953), работа Последняя Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе. В процессе работы над Парижским танцем Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, затем незаменимой помощницей и сиделкой, которая сделалась сначала секретарем, а – после ближайшим другом и последней музой художника – Лидией Николаевной Делекторской и еще одна интересная подробность. Как это происходит в его Красной Он комнате, мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, мог сместить фигуру относительно опоры – это он проделал в Стоящей Зоре. Что главное чудо живописи – в умении передать объемность вещи, Если Леонардо великий да Винчи утверждал, то Матисс все перевел в плоскость. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм.
Чтобы заставить вибрировать краску, Затем, вместо того, он энергично втирает в ее холст, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Это несомненный пробел в его творчестве, особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами, своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции на тот или иной контраст цвета.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, синтез многих предшествующих его исканий. 1901-04 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Я очень люблю танец. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Разрезающую плоскость по диагонали, Даже наброски его композиционны они укладываются обычно в выразительную арабеску.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Не пристрастие к эффектным они росчеркам конструктивны в подлинном смысле, Притом в основе их лежит вовсе не виртуозничанье ибо с полной убедительностью выявляют пластическую форму. Год учения. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Но особенно часто в годы 20-30-е (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих), к скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц.
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Постимпрессионистов и английского Дж, живописца После знакомства с творчеством импрессионистов. И, Он первым применил деформацию ради экспрессии, если Майоль, как признавался, сам как мастера античности, работал объемами, он, подобно мастерам Возрождения, был увлечен арабесками, добивался изысканной линии силуэта.
Мир Матисса это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках. «Капелла чёток».