В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался.
С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. 20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. Ну, мне по крайней мере кажется не похоже прям так уж по силуэту :) Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно Танец и Музыка Анри Матисса.
На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», 8211 смиренно говорил он позже. Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, чтобы тот, следуя его указаниям, закрасил огромные листы белой бумаги черной, серой, розовой и голубой краской. А помощник – вырезать фрагменты фигур и прикалывать к холсту, После Матисс этого стал наносить композицию на окрашенную бумагу. Художниками используется этот гель, чтобы придать изображению на полотне дополнительный объем. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла о информация недоразумении с панно и о том, с помощью Андре Жида, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой нудной работе Матиссу помогли продержаться еще двенадцать месяцев. Чтобы договорииься о визите, Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, Барнс уже свой запер дворец и уехал в Европу. Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений, «Танца» Осоздании художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. Представить его себе «Не невозможно, видя этого великолепия, 8211 писал Матисс своему другу Бюсси.
Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Ваша живопись лучится красками, словно витраж».
Для написания людей автор выбрал технику крупных мазков. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Синим цветом передано небо, розовым тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. Передана суть не танца, а самой жизни: чистые, основные, «первичные» цвета.
В искусстве Анри мотив Матисса танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали. Очень интересна манера автора при написании людей. Цена на репродукции у нас невысокая. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Наш магазин предлагает печать постеров на разных материалах: холсте, бумаге.
Их тела кажутся странными, даже немного неуклюжими. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Оно предназначалось для первого этажа за основу Матисс взял виденные им в Коллиуре народные пляски. Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию нового «вариаций на тему» «Танца», Вернувшись в Ниццу. Коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, французские коллекционеры и не музеи сильно интересовались творчеством Матисса. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». «Танец» написан всего тремя красками. Как Матисс вдруг сделал ужасное открытие, пресса Американская уже готовилась устроить шумный прием мерионским панно. Больше всего мечтавшему об огромных росписях, Матиссу и так не довелось украсить ни одно из общественных зданий Франции. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола.
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Картина очень понравилась заказчику Щукин был буквально вполном восторге. В 1909 году промышленник Щукин заказывает три больших декоративных панно для своего московского особняка знаменитый «Танец» Анри Матисса (1869 – 1954гг. ) – одно их них. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Заказчик становился все более нетерпеливым, По мере того как панно декоративные обретали форму. Накотором застыли впрерванном движении несколько красных фигур, получилось Так четырехметровое полотно, танцующих вхороводе.
Которые достоверно передают красочность и яркость произведения художника, великого Мы предлагаем плакаты отличного качества. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Ожидая за океаном шумный прием и внимание и прессы публики, Художник отправлялся в Америку. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
Кроме него самого, – Это настоящий эгоцентричный монстр – никто, для него не Никто существует не должен мешать ему. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Стремительно двигаясь от одного края к другому, Танцоры взмывали вверх, перелетая через разделяющие арки каменные в колонны воображаемое пространство за ними.
Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Далее творческий путь мастера выводил его пределы за станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса. Взбешенный заказчик в тот же день во отплыл Францию и 4 марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником. Основное выразительное средство полотна сочетание лаконичности живописных с средств его огромным размером.
Пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle eacutepoque, них у танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, как окрестили конец уходящего века, Прекрасной эпохи. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Требующей большой точности работе – соединению формы с цветом, к концу лета он был вполне приступить готов к трудоемкой используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», 8211 заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Декорировать центральный зал его нового музея в Мерионе, Впервые они 27 встретились сентября 1930 года, пригороде Филадельфии – и Барнс сразу сделал Матиссу предложение. Оба, заказчик и художник, были необычайно воодушевлены и остались довольны заключенной сделкой. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов.
Синий цвет это небо, зеленый – трава на холме, люди изображены в розовом оттенке. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Интересная деталь картины – автор ее написал всего в трех цветах. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. И я должен был связать рисунок со стеной, Все должно было стать архитектурным целым, а переходили в непрерывном движении одна другую в Чтобы организовать все это и получить что-то живое, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»). Что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», Поняв, кураторы выставки решили заменить «Танец» на Рауля «Фею электричества» Дюфи.
Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Что восхищен матиссовскими панно, Барнс объявил, но демонстрировать публике их не собирается. Когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце, Единственной публичной панно демонстрацией остались те десять дней.
Который, Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, скупал картины в огромных количествах, пользуясь положением бедственным художников. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Он просто наносил на полотно крупные мазки, а потом обводил их, создавая четкий контур. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые.
Плакаты по своей стоимости доступны всем ценителям творчества Анри Матисса. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Другая версия «Танец» написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов С. Дягилева.
Что на картине нет никаких полутонов, отчетливо Причем видно, автор отдал предпочтение чистому цвету. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Требовал показать панно в процессе работы угрожал и приехать в Ниццу, Барнс изводил художника письмами. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно.
И, Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса, чтобы нападать на художника, вместо того, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато чистого с листа, тем более что платить за переделку не требовалось. Что в своих танцевальных разработках мастера стиля этого предпочитали мужским фигурам женские, Отнюдь не случайно. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). «Мною владел ритм танца, который вел меня», 8211 признавался он позже. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову.
В своей работе он использовал розовый, зеленый и синий оттенки. Что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, Все это между нами – главное то, блестящий результат моей работы, был насколько на это способен. То плакат еще больше напоминать станет картину, Если заказать покрытие постера специальным фактурным гелем. «Он больной, 8211 написал Матисс дочери. Из нее легко было извлекать те гибкие, Мотив находил естественное выражение замкнутой в форме, без которых модерн немыслим, гнущиеся линии – столь лелеемой приверженцами модерна. Я почувствовал, – Как только я увидел панно на месте, а в Барнса музее стало тяжелым, что оно отделилось от меня у меня в мастерской оно было просто живописным холстом, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием».
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Руки, Головы, кисти рук исчезали за пределами холста, ноги, чтобы соединиться невидимыми с телами, мелькавшими в изгибах аркады. Создается впечатление, что Матисс не прорисовывал тела людей основательно. В размере оригинала, Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, 8211 вооружившись бамбуковой длинной палкой с куском угля на конце. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».