Творческиеконтакты Пикассо и Руссо далеко неисчерпывают тему живого воздействияискусства Таможенника на живопись XXстолетия. Ведь, как известно, Руссо работал таможенником, что также сильно удивляло богему и зрителя. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во8230 Энциклопедия Кольера РУСС (Rousseau) (прозвище Таможенник, Le Douanier) Анри (18441501910), франц.
Из Нью-Йорка прибыл «Сон», последняя большая работа, впервые выставленная в Салоне независимых всего за несколько месяцев до смерти автора. Впоследствии он вспоминал:«Какой это был необычный человек. Битва тигра и быка» (1908, Санкт-Петербург, Гос.
На разных этапахэтой борьбы, отделенных друг от другане столько во времени, сколько по смыслуразнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему»его искусству. Памятник Шопену» (Санкт-Петербург, Гос. Вроде несения караульной службы на различных сторожевых постах оборонительных сооружений, в управлении налоговом Руссо доверяли лишь самые несложные поручения. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
В отличие от Пикассо, не учился у старых мастеров, Ведь Руссо, Руссостолкнулся с ученостью молодого множество испанца, увидел стоящих за ним имен ихудожественных явлений и дал всемуэтому прозорливое определение, не открывалсознательно древние цивилизации. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. Руссо стоял в стороне от художественной полемики. В которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его к «экзотические Евы», устрашающим шорохам земли, где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. На что Руссо ответил, что жертвует свои деньги на благотворительность, после чего папаша несостоявшейся невесты заявил: «я думал, вы глупец, теперь вижу – что вы идиот» и вышвырнул его за дверь.
В 1947 его останки были перевезены в парк Перрин в Лавале. Он сознательно создал свой персональный стиль, образом, Таким но очень обдуманный по технике, наивный по духу и чувствительности. Кхудожнику, наконец-то, пришла заслуженное посмертное признание. В следующем году Руссо был принят в Осенний салон в зал фовистов, куда он послал большое панно «Голодный лев» (частное собрание).
Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. Тем неменее это открытие потрясло, дажешокировало Пикассо. Он случайно порезал ногу, не обработал ранку и началосьзаражение крови. Из Бельгии, а сколько я писем получил со всего мира, России, Германии, отовсюду. » – писал художник. Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу.
От метаморфоз Пикассо иДали до концептуальных игр представителейпопарта и фотореализма, Встоль безграничном уважении ко всемвидам художественной деятельности икажущейся в неразборчивости выбореобъектов для подражания – залог грядущегопересмотра художественного наследия, который Руссо оставил будущим поколениямживописцев., –поразила Пикассо и породила своего родаревность к первозданной исовременной наивности оригинальности манерыРуссо. Что это немы влияли него, на и когда я думаю о том, олицетворение наступившегоцивилизованного века, а он на нас воздействовалто это просто неправдоподобно» Всознании Леже это вечный мастеровой, новый герой. Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма.
Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. А придумывал картины, Руссо не впечатления эксплуатировал от натуры, сочетая реальность и воображение, ломая классические правила. Так как его жизнь прошла в неизвестности, Многие аспекты Руссо жизни остаются загадочными, а его характер кажется двусмысленным.
Онвыбросил индивидуальность с экранаЧарли подобен механизму, вещи» Леже обязан своим происхождением Руссои Чаплину в одно и то же время. И тот самый Апполинер, который издевался на той памятной вечеринке, написал эпитафию: Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». Родители отказывают, поскольку жениховское увлечение живописью кажется им смешным чудачеством. Его работы, как и в случае с созерцанием звезд, рождают в душе смотрящего музыку и поэзию.
Но особенно трогательны и печальны были его любовные истории. Находясь в те годы под сильнымвоздействием литературного символизмаи клуазонистской стилизации, Гоген, не смогпонять близости собственных скажущейся поисков лубочностью Руссо. Художники и поэты, переживают свой сегодня триумф, Эти отважныепредшественники, которыйони прежде открыли, когдагазета или коробка сигарет привлекаютк себе взоры и публика согласна с нимив признании того нового декора. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Но теперь, когда у меня есть деньги, я могу купить красок и их дорисовать». Она полна ожиданиястрашной и катастрофы, Майяс куклой на стуле у Пикассо символизируеттрагедию времени, которая перевернетпривычное представление о соотношениидобра и зла в мире. Его первая экзотическая картина – «Тигр, атакующий разведчиков» (Мерион, собрание Барнса) – была выставлена у Независимых в 1904. Чтобы иметь представление о месте Анри Руссо в современной живописи, процитируем его собственные слова, сказанные им на ужине в Художников и критиков рубежа XIX и XX веков поражала откровенная «лубочность» формальных приемов Таможенника Руссо даже на фоне позднего импрессионизма, дивизионизма, фовизма – течений, регулярно заявлявших о себе на специальных групповых выставках, в Осеннем Салоне и Салоне Независимых.
Ставший его первым биографом, в 1911 к проявляет нему интерес Вильгельм Уде, которые еще не воспринимали его серьезно, а также многие художники. Средневековая французская и испанская живопись, древнее искусство Африки и Латинской Америки – все это противопоставлялось послеренессансной живописи с ее так называемой «правильной» перспективой и как бы «фотографической» фиксацией мира, безнадежно испорченной в глазах нового поколения салонным академизмом «школы». А его разнообразные эскизы исполнены в более классическом стиле, восхищался Он Энгром, нежели его картины. Я им за это до сих пор признателен», 0151 вспоминал Руссо в 1907 году. Правда, картины не давали средств к существованию.
Где проработал до 1893, в 1869 женился он он работал тогда клерком у судебного исполнителя и вскоре стал канцелярским служащим второго класса в таможне Парижа. «О «Мечте» действительно заговорили. Анри гордился тем, что он художник. Обращениек наивам влекло за собой интерес квывеске и балагану, к будничным предметам, которые отныне становятся главнымидействующими лицами художественнойигры, предвосхищая дадаизм, а затем ивсе хеппенинги и перформансы. Папаша посчитал цифры и сказал – «если у вас так много денег, почему вы живете впроголодь. ». И в повествовательнойживописи академиков он находил нечтозанимательное и лубке, в жизненно правдивое. Мотивы находятся повсюду вседело в выборе» и создать нечто адекватное «арго» вмонументальной живописи, предназначеннойдля украшения улиц, заводов и фабричныхпредместий. Они представлены в неких райских кущах, Поэт с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
И поэт Андре Сальмон, а вот и Пикассо со своей пышной Фернандой, участвуя в приготовлении пиршества, взял который, слишком быстрый темп в осушении винных запасов. Персонажи изображены в фас, с застывшим выражением лица. Анри Руссо в восторге от торжества, он поет собравшимся свою любимую песенку «Ах как же я простужен» и играет на скрипке. Наконец, четвертая и самая знаменитая группа произведений – это картины на экзотические сюжеты, которые в конце жизни художника достигли огромных размеров и которые принесли ему заказы и славу: «Отдых льва» (1907, Нью-Йорк, музей Метро- политен), «Фламинго» (1907, Нью-Йорк, собрание Ч. С. Пейсона), «В тропическом лесу. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. И родители и холодная Леони остаются неумолимы.
Только Анри Матисс, Высмеивали его и другие художники той эпохи, сказав, проявил человеческие чувства, что, мол, хотел тебя папаша Руссо раскритиковать, не но смог. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Его картины покупают, в частности, Воллар и Брюммер. Правда, Руссо относился к этой травле наименее болезненно. Художник-любитель, в 1884 он работает копиистом в нац. Обществоперестало безразлично относиться кживописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границахпоэтического вымысла или, есливоспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения».
Это она держит весь центр картины. 1893, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма «Представители иностранных держав, приветствующие Республику под знаком мира», выставлена в 1907, Париж, музей Пикассо) или спортивные сцены («Футболисты», 1908, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма). – спросил он меня, а затем, рассматривая мой пейзаж, сказал: Почемутвои домики не стоят. После смерти своей второй жены в 1903 Руссо поселяется на улице Перрель, в квартале Плезанс, где пишет портреты своих соседей-коммерсантов, снимая с них размеры с помощью сантиметра. Как попала на выставку, Она была куплена за приличную сумму еще в мастерской до художника того. Природа растерзана. Он говорил, что сам боится тех хищников, которых изображает.
Благодаря своему другу Клеману, салонному живописцу, он знал официальных художников (Кабанель, Бугро, Жером) и не скрывал своего восхищения их творчеством он шел к ним за советом и, без сомненья, хотел бы соперничать с ними. Однако он не был в Мексике, несмотря на намеки, которые он делал позднее. Которую устроили якобы в его честь, На одной из вечеринок, его заставили весь вечер играть на скрипке, Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, заплатить за всю компанию, усадили на шутовской трон для того, чтобы зачитать стихи, посвященные ему, пока на голову падал ему горячий воск со свечи из светильника над головой. музеях. «ты думаешь, головы и рук, умелиработать, – не вот таким образом они исказилипропорции тел – что черныескульпторы не умели видеть, Во время этого посещения Пикассосказал Эренбургу. Альфред Жарри, также родом из Лаваля, познакомил его с Реми де Гурмоном, который в журнале «Ymagier» в 1895 опубликовал репродукцию этой картины.
Что в эти темы, Следует отметить, Руссо вдохнул свежесть и души поэтичность, очень популярные в официальной живописи того времени, абсолютно их преобразившие. Его искусство также очень сложно и может быть истолковано по-разному. Отчего все это. Что имеет дело с алкоголиком в белой горячке, Приехавший по вызову врач застал лежащего бреду в художника и, решив, где он и скончался, отправил его вспецлечебницу для алкоголиков.
На ней восседает фурия войны с обнаженным мечом в правой руке и с горящим в факелом другой. Ион добавил: «Ты воображаешь, что папашаРуссо никогда не видел классиков. Находясь в те годы под воздействием сильным литературного символизма и клуазонистской стилизации, Гоген, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. И знаменитый автопортрет с кистью и и палитрой, натюрморты и портреты и эскизы, позволяющие проследить последовательность создания крупных холстов – причем самых известных, Сорок из них и шесть сложных композиций из целой серии о воображаемых путешествиях в джунгли и пустыню, собраны теперь по всему миру. Он упорностремился попасть в Салон, Подобно Сезанну, завидовал академику Бугро, с которым был лично знаком, видя в этомзнак всенародного признания егоискусства и, оправдываясвое поведение в письмах из тюрьмы Сантек судье, что подчеркивал, его имя стоитв одном ряду с именами Бугро и Жерома. Руссо, то ли по наивности, которую нехотелось бы абсолютизировать, то ли поособо независимому складу своего ума, никогда не сомневался в своем высокомпредназначении, правильности избранноготворческого пути и своем исключительномместе в современном искусстве.
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Очень. В нем не было ничего оттеатрального актера – это простозрительный образ, фантом. Был беден, к тому времени он уже давноне служил в налоговом управлении, его похоронили на кладбище длябедняков и забыли на почти полвека. Только после второй мировой войны живописью Руссо снова заинтересовались. Его влияние было значительным и определило развитие если не школы, то целой группы живописцев, которых стали называть «примитивистами» или «наивными» художниками XX в. Этот французский художник – самоучка, основоположник примитивизма.
Скореене спящей, Истранно застывшее тело цыганки и ее античноеодеяние с тяжелыми, но пребывающей в состояниигипнотического коллапса, как бы вылепленнымируками древнего скульптора складками, и лежащая рядом с ней гитара с вывернутымна зрителя грифом заключают в себе тусилу опредмечивания реального мира иодновременно проникновения в магиювещи, ощущения, что этот опредмеченный, распавшийся на элементы мир начинаетжить таинственной, не подвластной разумуи привычным логическим жизнью, к связям которым стремились Пикассо, Брак, Гриси их последователи – сюрреалисты. Путь на официальные выставки для Руссо был закрыт. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Друзья Таможенника ликовали. Сейчас она будет петь своим высоким голоском нормандскую песенку.
Слово «реалист» нужно запомнить. Вещью в себе. Тогда же, около 1910 года, в окружении Пикассо проснулся интерес к европейскому искусству до Ренессанса, которое также называли «примитивным». Однако Анри сам пошел в армию, После окончания лицея отец постарался сына освободить от военной службы.
Прячущийся за маской невинного и простодушного чудака, Кто же Руссо – хитрец, в или самом деле наивный простак. Где художник мог представить живопись на публики, суд Единственным местом, который вообще не имел жюри, оказался Салон Независимых, двери его были открыты для каждого. То Сезанна, Если отвергали импрессионистов в начале их карьеры, Ван Гога и Руссо – на протяжении всей жизни, Гогена. Ответа, что и порождало травлю, Полотнаэтих нетрадиционных живописцев требовалиот зрителя немедленной реакции, что ниспровергателейусловнонатуралистической, анекдотической и слащавосентиментальнойживописи, порой автоматическираспространявшуюся художников, далеко на не столь дерзких и бескомпромиссных. Неудивительно, говоривших на непривычном икорявом, с точки зрения формальныхстереотипов, языке, не признавали.
Академия рисунка, живописи и музыки, уроки на дому». К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма». И в самом центре охотник, – Это сцена из доисторических времен, как из "Прекрасной садовницы", одетый в костюм и вдобавок с ружьемhellip Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи густые тропические леса с гуляющими по ним и хищниками аборигенами.
Анри Руссо в 1860 получил приз лицея в области рисунка музыки и Четвертый ребенок в семье жестянщика из Лаваля. Вот сидит иронично-веселый холостяк Жарри, всегда со своими чертовскими розыгрышами. Уверен, что это понравилось бы даже самому Энгру. » В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Его творчество очень и интересно свидетельствует о его многосторонних дарованиях, Несмотря на ряд недостатков. Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах.
Они говорят о фатальности времени. Мы их уже видели, как знаки судьбы, эти новогоискусства элементы у Пикассо, у Брака, у Гриса – начертанные ангелом в концепиршества, Они как неприятныеиероглифы, возникшиеподобно насмешке на пути незадачливогогероя. И только Жан Кокто писал в одной из парижских газет: «Здесь соприкасаешься с поэзией, написанной красками». Но всё же лучше всего у него дела обстояли с живописью. Увлечение «наивным» миром Руссо совпало у неистового испанца с открытием полинезийской и негритянской скульптуры, то есть искусства древнейших цивилизаций. А. С. Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука» Встреча стоявшего в преддверии рождения кубизма Пабло Пикассо с картинами Руссо совпала с новым этапом в развитии мирового изобразительного искусства.
Он выставлялся вместе схудожниками, принадлежавшими к новейшимтечениям в искусстве, но можно подумать, что этот одинокий упрямец раз и навсегда, как бы в порыве простодушного откровения, минуя естественный путь эволюцииноваторских движений во французскойживописи XIX века, сразу обрел свой стиль, перешагнув тем самым в следующеестолетие. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. В 1908 Пикассо устраивает в его честь известный банкет в своей мастерской в Бато-Лавуар.
НесчастныйТаможенник свободно изъяснялся на«арго», каждодневно слыша его в своемпарижском квартале, на улице Перрель. Он первым сумел запечатлеть на холстеэлементы новой поэтики, заключенные ввывесках, нехитрых уличных празднествах, грубоватых народных шутках. Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. Чтобы стать одним из лучших художников-реалистов», я все более в совершенствовался оригинальном жанре и имел достаточно сил.
Кстати, в 1904 он опубликовал вальс «Клеманс» в память о своей жене. Композиции и отдельные мотивы из картин академиков зачастую давали Руссо материал для создания его собственных поэтических фантазий. «Мои начальники в таможне давали мне работу более спокойную, чтобы мне было легче.
" Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Прям будто сам эту прожил неделю в богемной тусовке художников-импрессионистов и других борцов за новое слово в искусстве. По-видимому, Он начал рисовать и писать красками, будучи вполне уже зрелым человеком, около 1880 года.
Она знаменует особое явление в процессе освоения творческого наследия Таможенника. Так, композиция картины Жерома. Вряд ли прославленные академики моглипредположить в те годы, что сегодня обих аллегориях и пейзажах будут вспоминатьв связи с использованием их в работах«простодушного таможенника». Например, выразительно использован черный цвет. Аллегориями судьбыи рока, Дети Руссо у являются символамикосмических стихий, они чересчур многозначны. Наблюдая ее уловки прятаться в укрытиях, Как будто художник обучался у дикой природы исподтишка выглядывать, таиться в пугать темноте, внезапным появлением. Вот таким образом он ибыл принят как близкий и понятныйхудожественный язык, хотя и не сразу. Аполлинер, впоследствии издавший письмаи стихотворения Руссо и воспевший егона страницах «Суаре де Пари», сначалане принял его искусства, заявив, чтоРуссо «типичный ремесленник» и потомвсячески старался забыть об этом своемвысказывании Кубистовпокоряли чистота стиля Руссо, егоспособность к упорядоченностикомпозиционного построения картины всоединении с четкостью деталей, ясночитаемым «вещизмом», к которому онистремились в своих портретах и натюрмортах. Конфликт Руссо с современным искусствомв целом, даже с левыми его достижениямив лице представителей импрессионизма, представлялся кубистам абсолютнымноваторством.
Однако главным для Руссо всегда была живопись. Он просто говорил «купи мне красной краски, как у Мане и синей, как у Ренуара», после чего добавил «Недавно я видел картины Сезанна. Третья группа – это коллективно-патриотические («Столетие Независимости», 1892, Дюссельдорф, собрание Вомеля), военные («Артиллеристы», ок. В творчестве Руссо можно различить несколько жанров. Как весенний полет шмеля в необозримом пространстве неба неведомым к и недоступным цветам жизни.
И одновременно представляя его преображенным, Руссо обладал редкой способностью видеть окружающий мир его достоверно и ярко. Этот буквальный реализм Руссо отвечал поискам сверхреального у с авангардистов Монмартра около 1910 года. В частности, позволит более емко взглянуть на примитивизм и, задаться дополнительными вопросами, на творчество Руссо, увидеть нечто новое, разрушить устоявшиеся шаблоны, а также осознать влияние на Руссо американских художников, с творчеством которых он познакомился в ходе поездки по сторону другую Атлантики – в американской живописи того периода проявлялись близкие ему черты.
Однако некоторая расслабленность многих его картин иногда поспешность неопровержимы. Этоглавное открытие живописи новоговремени, Как импрессионизм, так и его развитиеи последующее преодоление в явлениях дивизионизмаи фовизма не коснулись искусстваТаможенника. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Это было времяборьбы изобразительного искусства занезависимость от потребительских вкусовзаказчиков, за право не только исследоватьприроду и видеть ее непредвзято (чтозавоевали импрессионисты), но воссоздатьна полотне собственную философскуюдоктрину вселенной. Эрмитаж).
Умрет он одиноким, лишенным тепла супружества и желанной жизни вдвоем. Что-то магическое есть в этих картинах, что-то из мира снов и поэзии. Который Руссо оставил будущим поколениям живописцев, в столь безграничном уважении ко видам всем художественной деятельности и кажущейся неразборчивости в выборе объектов для подражания – залог грядущего пересмотра художественного наследия, от метаморфоз Пикассо и Дали до концептуальных игр представителей поп-арта и фотореализма. Ну разве нездорово сказано. Который выше выставила Катерина, Именно в тот вечер ему заказали портрет Апполинера его с возлюбленной. Единственным развлечением, которое он себе позволял, были своеобразные творческие вечера. Истокиноваторства Пикассо лежали в искусствемузеев, а Руссо никому не наследовал. Для Руссо Пикассо был не дикарем иварваром, а испанцем, погрузившимся внаследие прошлого, «дальше» ДревнегоЕгипта и открывшим там для себя кумиров. Пикассо несчастный Таможенникпредставлялся опасным соперником, творившим новое искусство безпредшественников и как бы вне культурногонаследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антиподинтеллектуальным экспериментам кубизма. Кто же Руссо – хитрец, прячущийся замаской невинного и простодушного чудака, или в самом деле наивный простак. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
И, я знаю вашу «выдержал живопись», паузу, как рассказывает Серюзье, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. А в 1886 впервые году выставил свои картины, в 1884 году Анри Руссо получил разрешение копировать старых мастеров в Лувре. Вторая группа работ – это виды Парижа – набережные, пригороды с маленькими персонажами, гуляющими, рыболовами с удочками, полные идиллической и глубокой поэтичности: «Карнавальный вечер» (1886, Филадельфия, Музей искусства), «Прогулка в лесу» (между 1886 и 1890, Цюрих, Кунстхауз), «Вид парка Монсури» (1895, Париж, частное собрание ок. Опредмечиваниячеловека, Ядвига и цыганка дляхудожников Руссо двадцатых годов становятсязнаком овеществления. Последняя большая работа, Из Нью-Йорка прибыл «Сон», впервые выставленная Салоне в независимых всего за несколько месяцев до смерти автора. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо.
Что это вместе с темпростой уличный герой, Подчеркивая, а между гигантских, чертит Леже наего мощных бицепсах наколку в видеякоря, грубых, раздутых пальцев помещает дымящуюсяпапироску. Наверное у него тоже туго с красками. Таможенный пост находился у парижских ворот Ванв, где проходила тогда граница города. Приподнявшись, На самом деле мы видим нечто женщина другое будто только что очнулась и, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Возможно, полосатые костюмы играющихна пляже в мяч женщин напомнили Пикассополюбившуюся многим молодым художникамкартину Таможенника с застывшими внелепых позах «полосатыми» футболистами, как бы захваченными врасплох художникомза неким ритуальным действом. Даже с левыми его достижениями в лице представителей импрессионизма, Конфликт Руссо современным с искусством в целом, представлялся кубистам абсолютным новаторством. Огромноевпечатление на Леже произвела самаличность Руссо.
В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. А жесты неуверенны, Позы этих коренастых фигур неустойчивы, как им будто навязали не свойственные им роли. Руссо сказал както В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука» Встречастоявшего в преддверии рождения кубизмаПабло Пикассо с картинами Руссо совпалас новым этапом в развитии мировогоизобразительного искусства. Мать Делоне ему заказывает картину «Заклинательница змей», выставленную в Осеннем салоне в 1907 (Париж, музей Орсэ).
Однако до признания было еще очень далеко. Он обновил экзотические темы своим фантастическим стилем, растительным декором и непосредственным восприятием жизни животных. Эта аляповатая, лубочная Венера напоминает персонажейРуссо с картины. Что же такое было в этом меленьком, неброском человечке. В которую втянул его один неблагодарный и бесчестный ученик, Да еще к тому Руссо же таскают по судам из-за истории с чеком. Бесплотный, Вот как об этом вспоминалсам Леже: «Аполлинер меня повел смотретьфильмы Чаплина во время отпуска с фронтаЯ был шокирован: этот маленький человечекна экране превращался из человека вдвижущийся объект, легкий, чернобелый. Самый знаменитый наивный художник на Погостив свете, в Венеции, во Францию – внушительная экспозиция, возвращается домой, полгода принимавшая гостей во Дворце Дожей, переместилась в музей д39Орсе.
В маленькой квартирке на улице Перель появляться стали его новые друзья 0151 художники и поэты. – попался на удочку. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника».
Его дебют в СалонеНезависимых 1886 года знаменовал появлениефеномена Руссо французской во иевропейской художественной жизнипостимпрессионистского этапа. Будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской в армии, связи с этим родились слухи. Тем более, что мы знаем совсеминые детские портреты Пикассо, созданныев самом начале творческого пути, вголубом и розовом периодах.
Таможенник Руссо частоиспользовал фотографии и почтовыеоткрытки. Всемирная выставка, проходившая в 1889 в Париже, поразила его воображение. Представшими в Салонах независимых, Над картинами Руссо, хохотали до потешались, упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.
И в повествовательной живописи академиков он находил нечто занимательное и лубке, в жизненно правдивое. Куда его на старости лет посадили за якобы подделку финансовых документов, Он как бы жил в своем мире и даже сидя в тюрьме, он больше ни о чем не думал, которые он по наивности и без всякого злого умысла сделал для кого-то из знакомых по их просьбе, как кроме вернуться к своих львам и фламинго. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Когда вышел в отставку, Но по-настоящему живописью заниматься Руссо начал только в сорок лет. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 18711893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Деньги его нисколько не интересовали. Общество перестало безразлично относиться к живописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границах поэтического вымысла или, если воспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения». Его дебют в Салоне Независимых 1886 года знаменовал появление Руссо феномена во французской и европейской художественной жизни постимпрессионистского этапа.
И вот настало время жить. Рай Гогена «открыт» в результатепутешествия в дальние страны, созданна основе географической реальности. «Рай» Руссо – чистый плод поэтическоговоображения, результат одухотворенияхудожником будничной, замкнутой средыобитания и в этом он больше отвечаетнастроениям людей грядущего XX века. В годы учебы в лицее Анри увлекался музыкой. Дни Руссо, заполненные заботой о хлебе и искусством, были похожи один на другой. Оставив где-то в глубине некие полости, Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, убежища затаившихся для зверей. В котором принимает участие последующие все годы, в 1886 по рекомендации Синьяка он выставляется в Салоне независимых, за исключением 1899 и 1900.
Руссо, дважды овдовевший, безрезультатно и чрезвычайно нежно ухаживает за Леони, девицей на выданье, которой уже давно за пятьдесят и просит руки у ее родителей. Руссо стал постоянным участником этого Салона со второй выставки в 1886 году. За 25 творческих лет скромный таможенный служащий написал всего около сотни картин. Апочему Матисс не своикартины заканчивает – Это просто невероятно. Однажды он увидел полотна Матисса. Этоделало его счастливым художником.
Когданачалась оценка его творчества сразупосле смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Чтоугловатое, Могло показаться, прямолинейное искусствоРуссо противостояло художественной утонченнойфранцузской культурев целом. Как художникпосмел изобразить так своего собственногоребенка – работаянад серией портретов Майи с куклой настуле, о них Пикассо помнил, сознательным которые искажениемпропорций, отталкивают обывателейсвоим уродством, ставят вопрос. Их также окружают немногочисленные, но чрезвычайно активные, как бы «ожившие»вещи.
Где исполняет музыку своего сочинения, Руссо и сам проводит в своей музыкальные мастерской вечера. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. Человек Анри Руссо был удивительный. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, 0151 писал восторженно Аполлинер.
Здесь современные и социальные темы поддержаны республиканскими убеждениями и в превращены воображаемые аллегории. Как и у героевРуссо, у него удивительно живой, гипнотизирующий взгляд на застывшемлице. Как герои картин Руссо и фильмовЧаплина, Его персонажипосле года 1920 такие же зрительные образы, фантомы. Создавалось впечатление, что «примитивизм» Руссо контрастировал не только с официальным академическим искусством «школы», но и с «левыми», «экстремистскими» направлениями.
В целом его творческая карьера и известность обязаны именно этому Салону. Отметим, сколь симптоматичен выбор этойкартины будущим создателем эмблемымира. Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности. Делал наброски растений в Ботаническом саду. Вот как впоследствии оценивал Пикассо значение случайной находки им картины Руссо в одной из парижских лавок: Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством. Чтобы утверждать, Надо быть недобросовестным, способный внушить подобные нам мысли, что человек, не художник». Который, с этого момента он становится широко известен Жарри знакомит его с Аполлинером, представляет его Роберу Делоне, в свою очередь, его ставшему другом.
Достаточно вспомнить такие полотна, как. Отец его был жестянщиком. Правда, Руссо относился к этой травле наименееболезненно. С этого времени он бросил службу на парижской таможне и целиком отдался живописи. Тем не менее это открытие потрясло, даже шокировало Пикассо. Оказавшисьв период становления своего искусствавне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но непо профессии, Руссо не получил заданныхэстетических установок, для него несуществовало признанных авторитетовв живописи, что давало ему абсолютнуюсвободу в выборе собственных «кумиров»по личному вкусу. От Гойи и Делакруа до Синьяка, Место Руссо в контексте течений в искусстве той эпохи определяют еще шесть работ десятков его предшественников и поклонников, Кандинского и Пикассо.
«Анри Руссо, художник» 0151 так написал он, посылая в 1884 году биографию для намеченного к выпуску справочного издания о художниках. Вот как впоследствииоценивал Пикассо значение случайнойнаходки им картины Руссо в одной изпарижских лавок: ВысказываниеПикассо симптоматично: он пораженнепосредственностью персонажей напортретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссос доренессансным искусством. Фантастические изображения джунглей, Значительная часть его картин периода позднего представляет собой экзотические пейзажи. Писал пьесы, в свободное время он сочинял музыку, одна ни из них при жизни автора никого не заинтересовала, правда.
Словно вышитые, Стилизованные деревья, тонкое и точное изображение материи и света придают небольшим этим панорамам таинственную атмосферу потерянного рая, облака в виде кусков ваты. Ведь в то время на такое совмещение художественных несовместимых программ мог отважиться только наивный самоучка. Какруссо в живописи, Чаплин женепосредственно столь воплотил черты новойэстетики на чернобелом экране. Это было явление исключительное, неожиданное. В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Учил этому ребятишек и даже сочинял вальсы пробовал себя в написание пьес, этого Помимо играл на скрипке. А. С. Пушкина), «Булонский лес» (1898, прежде – собрание X. Сименса), «Люксембургский сад.
Его добродушностью и незлобливостью пользовались многие, более того – его осмеивали и унижали, а он был только благодарен и никогда не злился. То ли заклиная уползающую змею, Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет дудочке, на то ли исполняя серенаду вдруг очутившейся здесь красавице. 0151 что его живопись имеет подлинную художественную и ценность не является ничем безнравственным, Напрасно Руссо приносит свидетельства от Аполлинера и своего друга Воллара 0151 последнее даже скреплено гербовой маркой. Когда закончил карьеру в налоговой службе, Живописью Руссо серьёзно начал заниматься только сорока после лет.
В отличие от воинственнонастроенных Гогена и Сезанна он считалсебя служителем муз в одном строю сувенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картиныкоторых (вопреки заявлениям критиков)видел в Лувре и простодушнымималярамивывесочниками изготовлявшимина заказ «живописные карточки» –портреты. Она расхохоталась. Руссо не был слишком педантичен при исполнении обязанностей и своей добротой заслужил отношение хорошее начальства. Несмотря на успехи художника, Однако, последние его дни были несчастными в 1910 он умирает в одиночестве в госпитале Неккер.
Мы мало что знаем о начальном этапе его жизни, прозвище Таможенник (Douanier) появилось, вероятно, в связи со службой то ли в налоговой, то ли на таможне – разные источники придерживаются разных версий. Он устремлен навстречу новому искусству. Он отталкивалсяот традиций древних и примитивныхнародов, которые изобрели маску. Пушкина) по замыслу аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. И было за что. Руссо был постоянным участником двух последних Салонов. Ответа, Полотна этих нетрадиционных живописцев требовали от зрителя немедленной реакции, порой автоматически на распространявшуюся художников, что и порождало травлю, далеко не столь дерзких и бескомпромиссных.
Особенно часто в этих полотнах сженскими персонажами, возлежащими нафоне окна с урбанистическим пейзажемза ним и подозрительно активнымикомнатными цветами, вспоминается «типЯдвиги» с ее застывшими округлымичертами лица и характерной, переброшеннойна одну сторону прядью распущенныхдлинных волос. Изобразительная системаРуссо не затронута опытом французскогоимпрессионизма. Он верит в переселение душ, он верит в свою мечту. Где семья жила еще со времени Великой французской революции, Руссо Анри родился в мае 1844 года в маленьком старинном городке Лаваль. Странный он был человек, не от мира сего.
При всей своей наивности, Обладая большим воображением и хитростью, что они интересуются им, художник часто вводил своих друзей в заблуждение когда он он видел, сочинял легенды, окутывавшие его личность тайной. Эти маститыесалонные художники (к ним еще можноприбавить имена Кабанеля и Бонна, накоторых Руссо ссылается в письмах)просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрениядилетанта, однако как мыслящий художникРуссо платил им тем же. Которую устроили якобы в его честь, На одной из вечеринок, его заставили весь вечер играть на скрипке и организаторами были Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, заплатить за всю компанию, на усадили импровизированный шутовской трон для того, чтобы зачитать стихи, посвященные ему, пока на голову ему падал горячий воск со свечи из светильника над головой. Картина, выставленная у Независимых в 1894 – «Война» (Париж, музей Орсэ) – показала его оригинальную манеру и примитивизм.
Со скрипкой ипалитрой руках, в Лежепочувствовал балаганную общностьмаленького экранного шута и Таможенникав допотопном костюме. Если можно найти параллельвизионерским мифологемам Гогенатаитянского периода в современной емуне только французской, но и всейевропейской живописи, то это не чтоиное, как «экзотические» пейзажи Руссо1890х годов с яростными битвами дикихзверей, вызывающие в памяти, как это нипарадоксально, фантастический рай салтарных створок Босха, где такжеизображены пожирающие друг другаживотные. Он стремился уйти в мир Чувствуя игрушечный, себя чужим в современном и враждебном ему мире, красивый и как будто застывший в зачарованной неподвижности им придуманный 0151 мир хрупкий. Современнаяулица со всем своим заполнениемпредставляет для меня первосортныйматериал. Но не знаем другого такого факта, когда бы художники так любили бы своего собрата.
Главное, что таможенник Руссо, по сей день остаётсяединственным и неповторимым. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. 1910, Москва, Музей изобразительных искусств им. Изображенный нафоне пуристского орнамента стены урбанистского ифрагментов пейзажа, превращается в эмблему современнойулицы и современного завода, Этот более чем ординарный, простонародный тип, которыестановятся для Леже азбукой новойэстетики.
Он исходит только из своих возможностей он обладает редким по нынешним временам качеством абсолютной – самобытностью. Его жизнь была вполне заурядна. Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. Которое по-своему почувствовал и друг поэт художника Гийом Аполлинер, Это рождало ощущение неясной грусти. Так, композиция картины Жерома.
Она знаменуетособое явление в процессе освоениятворческого наследия Таможенника. Увлечение «наивным» миром Руссо совпалоу неистового испанца с открытиемполинезийской и негритянской скульптуры, то есть искусства древнейших цивилизаций. Тогда же, около 1910 года, в окруженииПикассо проснулся интерес к европейскомуискусству до Ренессанса, которое такженазывали «примитивным». Художникови критиков рубежа XIX и XX веков поражалаоткровенная «лубочность» формальныхприемов Таможенника Руссо даже на фонепозднего импрессионизма, дивизионизма, фовизма – течений, регулярно заявлявшихо себе на специальных групповых выставках, в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. Руссо был постоянным участником двухпоследних Салонов. Для Руссо характерны светлые формы, выражающие реакцию художника, подобную реакции Гогена, на хаос импрессионистов, а также изысканные цвета, напоминающие примитивов XV в. Искренность и мягкость воображения связывают его с предшествующим народным искусством, однако он был первым народным художником, вошедшим в разряд «высокого» искусства.
То быстренько его схватила за и шкирки потащила к своему папаше, Но когда он показал ей свою чековую книжку. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, писал Аполлинер. Эрмитаж), «Ягуар, нападающий на негра» (1909, Базель, Художественный музей), «Ягуар, нападающий на лошадь» (1910, Москва, Музей изобразительных искусств им. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина.
Но тем не менее, когда Руссо скончался, эту потерю почувствовали все из знавших его. Нелепо изгибая удлиненный, непропорционально растущий вверх торс, одна из них лежит на берегу позеренессансной в Венеры, Купальщицызастывают. Обслуживавшими их критикамии городскими обывателями из разныхсоциальных прослоек носило не болееагрессивный характер, Непризнаниеживописи Руссо модными салоннымиживописцами, Ван Гогаи Гогена – крупнейших выразителейопределенных основных чем тенденцийпостимпрессионизма, преследованиетеми же противниками Сезанна. Сделанные в Лувре, в 1885 году Руссо выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских свои полях копии картин старых мастеров. Которая не подпускала его к себе и близко, Когда в 65 лет влюбился он в молоденькую вертихвостку, что перепишет на нее в завещании все, он завяил, что имеет.
Найденный материал на страницах книги Перрюшо звучит более красноречиво: Продавец картин окунает вас в жизнь Парижа конца 19 века: по улицам разъезжают Впрочем, омнибусы, художники в сердцах уничтожают шпателем свои картины, летают капсулы в пневматической почте, разъезжают на велосипедах всякие Альфреды Жарри с револьвером, на 1 мая рабочие устраиваю толчею в честь праздник труда, неблагодарные торговцы картинами режут крупные произведения искусства великих художников на мелкие кусочки и продают их частями и т. п. Многие произведения Руссо, особенно исполненные до 1900, не сохранились. Он был приговорен к месяцу тюрьмы за злоупотребления и, Работая в адвокатской конторе в Анжере, добровольно в пошел армию, во избежание скандала. Видимо, Соперничать с живописнымиобразами, этими подлинно художественныхпроявлениях, мог только кинематографв его редких. На что Пикассо, кисло улыбнувшись, процедил «Он и сам можета вынапишите Аполлинера».
Он упорно стремился попасть в Салон, Подобно Сезанну, завидовал академику видя Бугро, в этом знак всенародного признания его искусства, с которым был лично знаком и, оправдывая свое поведение в письмах из тюрьмы Санте к судье, подчеркивал, что его имя стоит в одном ряду с именами Бугро и Жерома. Композиции иотдельные мотивы картин из академиковзачастую давали Руссо материал длясоздания его собственных поэтическихфантазий. И участие в выставках Независимых приближало его к этой мечте, Он всегда мечтал о бескорыстном товариществе добровольном художников.
Это главное открытие живописи нового времени, Как импрессионизм, так его и последующее развитие и преодоление в явлениях дивизионизма и фовизма не коснулись искусства Таможенника. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Это было время борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчиков, за право не только исследовать природу и видеть ее непредвзято (что завоевали импрессионисты), но воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной. Вернувшись из армии в 1869 году, Руссо женился на Клеманс Буатар и поселился в Париже. Дружеские отношения в эту зиму завязывались как-то легко, незаметно и на всю жизнь. Что угловатое, Могло показаться, прямолинейное искусство Руссо утонченной противостояло французской художественной культуре в целом.
К будничным предметам, Обращение к наивам влекло за собой интерес к вывеске и балагану, предвосхищая дадаизм, которые отныне становятся главными лицами действующими художественной игры, а затем и все хеппенинги и перформансы. Не следуетли включить имя Руссо в число теххудожников, о которых писал в 1918 годуЛ. Здесь важно отметитьрешающее воздействие искусства Руссои Чаплина на сложение индивидуальногомонументального стиля Леже. Этот символический дух еще больше характерен для почти фантастических сцен – «Война» (1894, Париж, музей Орсэ) и «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо.
Живопись была для него чем-то вроде средства самозащиты. Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу. Яркой палитрой и бесхитростными деталями, Источником его вдохновения в ранний период творчества служили народные с картинки простой. Детские образы Руссовспоминаются и перед поздними портретамиПикассо, такими как. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года.
Напоминающиеэмблемы, Особое впечатление произвели портретыдетей застывшим с взглядом и недетскимвыражением на лицах. Существуетмагия современности» ЖивописьРуссо не стоит особняком в русле основныхтенденций французского постимпрессионизма, но отличается от изобразительнойтрадиции практически всех егопредставителей одним существеннымпризнаком и вот настало время жить. Мы не хотим больше ехать вместе с Бейрут Барресомв и Равенну Вероятно. А. С. Пушкина), «Обезьяны в девственном лесу» (1910, Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Каскад» (1910, Чикаго, Художественный институт). По-видимому, Но, он никогда не покидал пределов Франции и в своих картинах передавал лишь знакомые всем детские мечты о заморских странах. То Сезанна, Еслиимпрессионистов отвергали начале в ихкарьеры, Ван Гога иРуссо – на протяжении всей жизни, Гогена. В 1897 Руссо выставляет у Независимых свою знаменитую «Спящую цыганку» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую он безуспешно хотел продать мэру Лаваля. В это время он играет в оркестре 5-го округа и дает уроки живописи и музыки. Так как понял, Правда Пикассо потом пришел и извиняться, над человеком нельзя так издеваться, что они явно перегнули палку.
Принадлежавшими к новейшим течениям в искусстве, Он выставлялся вместе с художниками, что этот одинокий упрямец раз и навсегда, но можно подумать, как бы в порыве простодушного откровения, минуя естественный путь новаторских эволюции движений во французской живописи XIX века, сразу обрел свой стиль, перешагнув тем самым в следующее столетие. После уроков с детьми художник рисовал на улицах Парижа и в пригородах. Это делало его счастливым художником.
Семейные празднества и официальные церемонии, Он писал портреты, натюрморты, Парижа виды и его окрестностей, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. двойной портрет всю свою душу, всю любовь, на которую способен. На дверях квартиры в квартале Плезанс появилось объявление: «Анри Руссо.
Даже смерть Руссо стала нелепымтрагическим фарсом. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Расчувствовашись, Тогда же, что не разбирается в названиях красок, самоучка Руссо простодушно рассказал Пикассо о том и раньше их покупала ему жена. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Руссостоял в стороне от художественнойполемики. А леопарды с удивленными детскими лицами смотрят на обнаженную женщину, в джунглях при белой свете опасной луны темнокожий человек играет на дудочке, лежащую на красном диване. Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу.
В 1909 он выставляет у Независимых картину «Муза, вдохновляющая поэта» (Базель, Художественный музей Москва, Музей изобразительных искусств им. Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. Руссо вдохновлялся не своими выдуманными о воспоминаниями Мексике, Конечно, а журнальными образами и посещениями Ботанического сада. Жером, к которому, если верить Руссо, онходил в молодости брать уроки живописи, и Бугро, рекомендовавший его в Салонотверженных в 1885 году, а несколько ранеедавший ему разрешение на право копированияв Лувре, без сомнения, делали это изжалости к «несчастному таможеннику», ибо надо поощрять стремление простыхлюдей заниматься искусством: онооблагораживает душу. Их произведенияпоставили искусство конца XIX века впограничную ситуацию, разделили зрителейи критиков на друзей и врагов, открылипуть «независимым» художникам. Их произведения поставили искусство конца XIX века в пограничную ситуацию, разделили зрителей и критиков на друзей и врагов, открыли путь «независимым» художникам.
Сказочные птахи, Его тигры и ягуары с горящими глазами изворотливые рептилии, хитрые темнокожие обезьяны, заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Леже сознательнопришел к тому, что в «наивном» сознанииРуссо рождалось спонтанно. Насколько это отталкивает людей, «Любопытно, – когда они обнаруживают в живописной работе качества – живописца, сказал однажды Ренуар Воллару. Что покупает избраннице драгоценности на несколько тысяч франков, старикан Добрый настолько отдается этому чувству, но и это не продвигает дела.
Оставляя время и силы для того, Служба протекала что благополучно, со всей силой и страстью занимало Руссо 0151 живописи. Его игры с пространством и временем предвосхищали опыты сюрреалистов. Мир улицынавеки застыл в был еще один источник вдохновения –фильм с участием Чаплина, знаменитая«Чаплиниада». Так как понял, Правда потом Пикассо пришел извиняться, но в ответ услышал от Руссо слова благодарности за прекрасный вечер и признание, что они явно перегнули палку, что тот давно так не веселился. Обслуживавшими их критиками и городскими обывателями из разных социальных прослоек носило не более агрессивный характер, Непризнание живописи Руссо модными салонными живописцами, Гога Ван и Гогена – крупнейших выразителей определенных основных тенденций постимпрессионизма, чем преследование теми же противниками Сезанна.
В котором представители иностранных держав присягают Республике в знак мира, «Когда я написал Единение народов, так много было желающих пожать мне руку и поздравить, я мог не выйти с выставки. Которое затем Бранкуси выгравировал на Для камне, его надгробия Аполлинер написал знаменитое стихотворение. Ван Гога, Картины Сезанна, так же как и Руссо, Гогена, бросали вызов обывательским представлениям о добродетели и порядке, подчас соперничая с классическими образами живописцев прославленных прошлых эпох. Увидев этот портрет, Правда, увидев картине на левкои – цветы забвения, дама грохнулась в обморок.
Еще никто не знает, что через год этот решительный воробышек передаст своему пылкому возлюбленному записочку, в которой будет только одно слово «Merde». В 1910 году появляется последняя, самая загадочная картина Руссо «Мечта». Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». К его работам было трудно применять обычные мерки. Так«странные» для современников полотначудака Таможенника, созданные в последниедвадцать лет его жизни, оказалисущественное влияние на творчестводвух крупнейших мастеров современногоизобразительного искусства. К этому восхищению молодежиработами Таможенника примешивалась инекоторая подозрительность, что далоповод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ательеПикассо в честь Руссо, до некоторойстепени был актом «экзорцизма». Заявление Уде вызвало резкий протестПикассо, хотя по существу спорить сколлекционером было очень трудно.
Скорее не спящей и странно застывшее тело цыганки и ее античное одеяние с тяжелыми, но пребывающей в состоянии гипнотического коллапса, как бы вылепленными руками древнего скульптора складками и лежащая рядом с ней гитара с вывернутым на зрителя грифом заключают в себе ту силу опредмечивания реального мира и одновременно проникновения в магию вещи, ощущения, что этот опредмеченный, распавшийся на элементы мир начинает жить таинственной, не подвластной разуму и привычным логическим связям жизнью, к которым стремились Брак, Пикассо, Грис и их последователи – сюрреалисты. «Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века. На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству.
Руссо писал букеты полевых и цветов садовых в тонкой и изысканной манере, Кроме того, с очень чистыми линиями. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. И не задумывается над тем, что его друзья часто смеются именно над ним. С этоговремени он бросил службу на парижскойтаможне и целиком отдался живописи. Создавалось впечатление, что «примитивизм»Руссо контрастировал не только софициальным академическим искусством«школы», но и с «левыми», «экстремистскими»направлениями. В котором он был жертвой подлога, в декабре этого же года его помещают в тюрьму дело за с чеками. И его нужно брать, «Материал окружает художникаповсюду, не задумываясь. Теперь не следует дело иметь с особоискусно исполненными деталями.
Все мертвы или умирают. Умелая пирамидальная композиция, несколько неловкий, но четкий рисунок, яркие и гармоничные краски – все это достойно «примитивиста». Вместе стем в эти годы в кафе Вольпини выставлялисьего «экзотические Евы», в которыхоткровенно народная лубочность сочеталасьс тоской по иным берегам и «землеобетованной», где зачарованный путникприслушивался к таинственным и прекраснымзвукам первых дней творения, к устрашающимшорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество послеГрехопадения. В остальном он был всегда очень сентиментален и влюблялся до самой смерти.
Когда началась оценка его творчества сразу после смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Репертуар Руссо был весьма разнообразен. В это время в нем появляется что-то от жреца, колдующего над треножником. Вон в уголке притаилась худенькая Мари Лоренсен, остроумная подружка Аполлинера. 0151 Я думаю теперь никто не рискнет смеяться Спросите у художников, они все единодушны. Так же презрительно к нему относились и его современники-художники. В особенности егокорзин с цветами, Ощутимо воздействие инатюрмортов Руссо, хищно в тянуться разныестороны, которые и сорванныепродолжают жить. И она его в конце жизни не подводит. Они восхищаются».
Какой это был замечательныйпарень. Однако это случилось. А пока темой разговора за столом Руссо является закрытие «Ла ревю бланш», ежемесячника, где Аполлинер публиковал свои стихи. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Когда он ушел в отставку из таможни, Однако его самостоятельное живописное творчество началось в лишь 1893.
Под конец приема никто этого не осознает, Впрочем, как и убежденность простаков, сочетание насмешки с доброжелательностью в этой среде настолько же естественно, что у палки два конца. Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же. Его добродушность, незлобливость и простодушие поражали. Егополотна завораживают Пикассо смесьюдотошного реализма с народной поэзией. Этот реализм буквальный Руссо отвечалпоискам сверхреального у авангардистовс Монмартра около 1910 года.
А. С. Пушкина), на которой изображены Аполлинер и Мари Лорансен. гал), «Свадьба в деревне» (1905, Париж, Оранжери, собрание Вальтера Гийома), «Портрет Лоти» (Цюрих, Кунстхауз), «Повозка отца Жюнье» (1908, Париж, Оранжери, собрание Вальтера Гийома). Открывая в своих поисках обновленной формы культуры, не затронутые цивилизацией, раскапывая негритянскую пластику в музеях, Пикассо и не подозревал, что многое уже найдено и реализовано его современником, далеко не столь образованным в истории мирового изобразительного искусства, но, кажется, без особых мук создавшим свой неповторимый, лежащий вне достижений импрессионистов и ухищрений ар нуво стиль. В своейкартине Пикассо утрирует искажениепропорций и противоестественность позигроков композиции из Руссо. В отличие от Пикассо, Ведь Руссо, открывал не сознательно древние цивилизации, не учился у старых мастеров, Руссо столкнулся с ученостью молодого испанца, увидел множество стоящих за ним имен и художественных явлений и дал всему этому прозорливое определение.
Открытие «бандой» Пикассостиля Руссо было безусловно своевременной, хотя и неожиданной находкой. Руссо, то ли по наивности, которую не хотелось бы абсолютизировать, то ли по особо независимому складу своего ума, никогда не сомневался в своем высоком предназначении, правильности избранного творческого пути и своем исключительном месте в современном искусстве. На его странность повлиял тот факт, Возможно из осталась 9 в живых только одна дочь, что он потерял почти всех своих детей, похоронил 2 жены и на всю оставшуюся жизнь его единственной любовью оставалась живопись., – поразила Пикассо и породила рода своего ревность к первозданной наивности и современной оригинальности манеры Руссо. Механик Леже бесспорноразговаривает на «арго», сплевывает напол и хвастается наколкой, но картинапоражает не вульгарностью, а монументальнойсилой воплощения образа.
Что его имя внесут во многие энциклопедии мира, мог Но ли тогда художник предположить, а работы будут храниться в Лувре. В 1888 его жена, от которой у него было семь детей, умирает и Руссо женится вновь в 1899. Что тот давно так не веселился, но в ответ услышал от Руссо слова за благодарности прекрасный вечер и признание. Хотя дружба с Жарри вовлекла Руссо в авангардные круги, хотя к нему с вниманием относились Гоген и Дега (восхищение которых не прошло бесследно) и, позднее, Пикассо и Делоне, он был очень далек от импрессионизма и современных тенденций.
Был гостем на еговечерах и, Вместе с Леже Делоне часто заходил вмастерскую Руссо, внимательнорассматривал картины Руссо, конечно, большаячасть которых находилась в ателье, таки не найдя себе покупателя. Потрясенные ее внезапным появлением, Тигры испуганно припав на задние лапы, таращатся круглыми глазами, диковинная а жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями. Средневековаяфранцузская и испанская живопись, древнее искусство Африки и ЛатинскойАмерики – все это противопоставлялосьпослеренессансной живописи с ее такназываемой «правильной» перспективойи как бы «фотографической» фиксациеймира, безнадежно испорченной в глазахнового поколения салонным академизмом«школы». Открытие ипоследующее знакомство Пикассо с Руссознаменовало для «банды» художников сМонмартра новый этап их поисков. Не знакомый ни с изобразительной грамотой, Малообразованный, он, ни с историей искусства, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери выставок своих для всех желающих.
Он показывает свои картины, Чтобы снять с себя вину, которыми гордится и которые помогают выйти ему на свободу. Оночень часто бродил по Лувру, но емухотелось сделать нечто абсолютноиное». С помощью двоюродного брата жены он получил в таможне место инспектора второго класса. У нихпросто были иные о понятия пропорциях, так же как у японских художников былоиное представление о перспективе», Нет. Что осталось от нее, Все, лишенные листвы, – это деревья, одно – серое, другое – черное, да привлеченное крови запахом воронье, слетевшееся отведать плоти жертв войны.
Но знакомствос детьмимонстрами на Руссоизменило полотнах отношение Пикассо к детскомупортрету. «после жестоких испытаний я пришел к тому – составленной для суда, в одной автобиографической заметке, чтобы стать известным для окружающих меня художников, многочисленных он писал о себе. Что «примитивизм» Руссо контрастировал не только с официальным академическим искусством «школы», Создавалось впечатление, «экстремистскими» направлениями, но с и «левыми». Во-первых, это портреты и сцены народной жизни: автопортрет (1888-1890, Прага, Нац.
Существует магия современности» Живопись Руссо не стоит особняком в русле основных тенденций французского постимпрессионизма, Мы не хотим больше ехать с вместе Барресом в Бейрут и Равенну Вероятно, но отличается от изобразительной традиции практически всех его представителей одним существенным признаком. Вангога, Картины Сезанна, так же и как Руссо, Гогена, бросаливызов обывательским представлениям одобродетели и порядке, подчас соперничаяс классическими образами прославленныхживописцев прошлых эпох. В небольшой комнате со старой мебелью, с репродукциями на стенах и скрипкой, его ждали мольберт и большая палитра. После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину «Неприятный сюрприз», вызвавшую восхищение Ренуара. Но такли уж это важно, Конечно, пришедшая слава не была столь великой как у того же или Ван-Гога Гогена. Совершенствуя со временем оригинальный свой художественный метод, Тем не менее, Руссо вышел за пределы примитивизма. Рекламирующиемыло, Они открыли этуфантастическую мощь воздействия надписейна стенах Эти оказываются буквы, подобными обелискамс записями из неразборчивого талмудачернокнижника. Осунувшийся и небритый Аполлинер будет рыдать на плече у «папаши Руссо». Лучшие утренние часы отдавались живописи.
Впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», Аполлинер, заявив, сначала не принял его искусства, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих и портретах натюрмортах. Так ли уж необходимо понимать сюжет. Хотя по существу спорить с было коллекционером очень трудно, Заявление Уде вызвало резкий протест Пикассо. В ожидании приговора он раскрашивал стены камеры. Что ниспровергателей условно-натуралистической, Неудивительно, говоривших на непривычном и корявом, анекдотической и слащаво-сентиментальной живописи, с зрения точки формальных стереотипов, языке, не признавали. Читая Жажду жизни, мне очень понравился тот веселый эпизод, где Винсент присутствовал на одном из вечеров, устраиваемых неким Анри Руссо, по прозвищу Таможенник. Открытие «бандой» Пикассо стиля Руссо было безусловно своевременной, хотя и неожиданной находкой.
Эта автобиография была самоутверждения попыткой в мире профессионального искусства, Полная гордости за победу над невзгодами. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Не затронутые цивилизацией, раскапывая негритянскую пластику вмузеях, Открываяв своих поисках обновленной формыкультуры, чтомногое уже найдено и реализовано егосовременником, Пикассо и не подозревал, далеко не столь образованнымв истории мирового изобразительногоискусства, но, кажется, без особых муксоздавшим свой неповторимый, лежащийвне достижений импрессионистов иухищрений нуво ар стиль. А какой прекрасный тон на полотне Руссо. Альфреджарри, Адо них об этом знал коечто Бодлер, отчасти проникший в тайну вывески. Бессмертный автор Короля Юбю, как иногда художники ругают творчество друг тоже друга использовал отдельныеэлементы этой новой поэзии» Удивительно. И критик Жан Руайер, Там же печатался и Жарри, который привел банду с на Монмартра вечеринку к маленькому Руссо. По-французски «дерьмо».
Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. и т. д. Что он рисует плюшевых тигров, Критики говорили о его картинах, которые напоминают лук-порей, прячушихся за деревьями, на него плевались галеристы и другие художники, хотя картины его брали салоны в и они очень хорошо продавались. Несущаяся во весь опор огромная черная лошадь практически весь занимает холст она – явление абсолютно неординарное.
А художник напишет поэта и его жестокую музу по-египетски устремленными в вечность. Пенсия была невелика и надо было думать о заработке. Полных той же наивной фантазии, Также Руссо создал несколько произведений, литературных что и полотна. Картина великолепно передает потрясающую атмосферу и бедствия невосполнимых потерь ничто и никогда не будет здесь жить.