Хотя по большому счёту лишь во второй половине XX века сюрреализм стал привлекать к себе композиторов, Э. Сати ещё в 1917 годув музыке к балету Парад вплетал в партитуру револьверную пальбу, гудение сирен, шум самолётов, постукивание пишущей машинки, всплески воды, звон бутылок.
Она насыщает их то приятными, то прохладными ночи красками или раннего утра – ласковыми цветами заката и золотистого моря, Картины Любови Зубовой можно разделить на "тёплые" и "холодные". Но к способу фиксации «параноидально-критических» образов Дали предъявляет требование: «как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального». Повестьбретона Надя, Так, романыР. Кревеля, ранняя проза сохраняя Арагона, обязательную для сюрреализмаатмосферу неожиданности, хаотичностипроисходящего и демонстрируя причудливуюсубъективность взгляда на мир, оказываются в тоже время вполне читабельными. Для его друзей сюрреализм был лишь школой, они прошли ее, сгинули в политику, Арагон стал сталинистом, Бретона увлек троцкизм, Дали остался верен сюру и тайне. По его мнению, объект балансировал на грани между сексуальным извращением, едой и поэзией. В основе сюрреализма лежит психоанализ Фрейда.
П. элюара, к такому рода произведениям принадлежат ранние стихи Л. Арагона, написанные в бытность участниками их направления сюрреализма, Р. Десноса, отдельные картины С. Дали, некоторые картины немецких художников, отражающие в форме сюрреалистического хаоса разрушительные и кровавые ужасы войны. Причудливых форм, Формотворчество – создание скульптора, необычных, случайных сочетаний слов сюрреалисты объявили главной задачей художника, писателя. Картина с мягкими часами – одна из самых знаменитых икон сюрреалистической живописи. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни, цель Его окончательное уничтожение всех других психологических механизмов.
Вбольшинстве случаев эта проза с большим трудомукладывается в традиционные представления ожанрах здесь скорее перед нами своего родажанровые мутанты, Правда. М., 1967 АндреевЛ. Г. Через сюрреализм прошли и большие, Более принципиальные того, художники, честные, впоследствии безгранично преданные делу коммунизма, антифашисты и борцы за мир Поль Элюар, Луи Арагон, Пабло Пикассо. Что судьба того или иного направления доказывает, Существование и распространение сюрреализма практически доказывает, создаваемых деятелями направления, что искусства в буржуазном мире зависит столько не от уровня художественных ценностей, сколько от степени соответствия направления интересам господствующего класса буржуазии. статью: Сюрреализм: жанровые поиски в поэзии (статья Вл. Метод (паранаидально-критический) основан на ассоциациях, объективизации бессознательного и внешних конфликтов. Сюрреализм это прежде всего попытка найти первоэлементы искусства и проанализировать их именно поэлементно, как это делал Зигмунд Фрейд в «Толковании сновидений» применительно к снам.
Харрис). С одной стороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны – предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы построить на этом месте город будущего. В результате получаются такиеопределения: Что такое самоубийство. P., 1938 Nadeau M. Histoire du surralisme.
Деятельность сюрреалистов не подчиняется закономерностям творчества художественного каждое их произведение само себе закон. Книгу Магнитные поля, Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали автоматический первый текст. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. 2008. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Но сюрреализм – значимый и закономерный шаг в искусстве ХХ века, он окончательно утвердил поэзию в прозаической форме, ему многим обязаны такие более поздние явления, как литература экзистенциализма и «абсурда театр», черты сюрреалистического стиля широко представлены в искусстве XX–XXI веков.
С. 167–171 Пинковский В. И. Сюрреализм // Знание. Принцип фрейдистского психоанализа принцип свободных ассоциаций, представляющий собой якобы внутреннюю подсознательную взаимо – зависимость различных и противоречащих друг другу бессвязных, приходящих в голову душевнобольного мыслей, оказал влияние на сложение основного (и зародившегося еще в дадаизме) приема сюрреализма, который можно назвать правилом несоответствий, соединением несоединимого, то есть сближением изображений и образов, абсолютно чуждых друг другу, в абсолютно чуждой им ситуации, что создает впечатление гнетущей противоестественности. Встатье будущего мэтра этого течения поэтаБретона, Как термин онвпервые был использован двумя годами позже, тому посвящённой же Аполлинеру. А в 1960-х годах, беседуя с французским критиком А. Боске, художник говорил: «Моим единственным устремлением в сфере живописи, даже до приезда в Париж, было оптическое правдоподобие Я утверждал и продолжаю утверждать, что сюрреалистические идеи действенны только тогда, когда они запечатлены с совершенством и в традиционной манере».
Эта роль принадлежит жанру. Экспрессия, передача на языке иносказаний элементов собственного детства личной и жизни, сексуальных страхов и комплексов – выражение своих бессознательных фантазий, Внутренний аспект глубинно-психологической стороны сюрреализма. Уже сам название этого направления подчеркивает его антиреалистичность: термин сюрреализм означает надреализм (от французского сюр над). Сюрреализм. Как объективизм, Этот сюрреализм, но является большим количеством тревоги в социальном отношении, признает отчуждение и так отказывает себе в положительных решениях объективиста, которые признаны иллюзией и вместо остается этого довольным "разрешением социальных недостатков проявиться посредством некорректного счета, который определяет себя как иллюзорный без попыток камуфляжа посредством попыток эстетического всего количества", таким образом, разрушая эстетическое формальное внутреннее качество и transcening в литературную сферу.
Основоположников движения – и у Пикассо, Мне довелось беседовать и бывать у мэтров и у Мура и у Арагона и у Матты, для – них Дали был падший ангел сюра исключенный из рядов, но его озарял свет их юности. ». Это шарик в руках школьника Что такое живопись. 3. В опубликованной в 1935 году работе под характерным названием «Завоевание иррационального» он даёт такое определение: «Параноидально-критическая деятельность: спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критическом объединении бредовых явлений». Часы – воплощение идеи времени и памяти.
Сюрреалисты, Отказавшись от воспроизведения средствами своего искусства окружающей явлений действительности, отказались и от реалистического метода, естественно. Р. деснос, с конца 20-х и в течение годов 30-х группу А. Бретона покидают крупнейшие поэты Ф. Супо и др. В общественных потрясениях века, войне, в в самой буржуазной действительности с ее подавляющим сознание обилием зла и жестокости они увидели проявление беспощадных иррациональных законов, в усиливающемся экономическом кризисе, воцарившегося всеобщего безумия. В 1925 году Б. Пере и П. Навиль сюрреалистических создаютБюро исследований к этомувремени направление уже получило своютеоретическую платформу, Например, художники, кинематографисты, к поэтам-теоретикамприсоединились прозаики. Тот же приём использовался и в других играх например, при составлении связных диалогов, вкоторых отвечающий не знает задаваемого емувопроса. Все они содержат гневныеобвинения против существующего порядкамироустройства.
Художники предлагали фантасмагорические формы и сюжеты, к примеру, которые расценивали многие как видения больного разума. Их необходимо подвергнуть специальному анализу», Чтобы объяснить и перевести на общепринятый мои язык картины. Оформление сюрреализма в большое литературно-художественное движение граничит с именем Андре Бретона (Breton, 1896–1966).
Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их. Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон (Andre Breton) утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Которые стали его всерьез отрицать и опровергать, Дали настроил против своих себе друзей-сюрреалистов. Она делается уязвимой и почти съедобной, Став эластичной, на что кишащие указывают на красном футляре от часов муравьи. Произведения сюрреализма, за редким исключением, суть «произведения-процессы: они завершены формально, но не могут быть завершены содержательно» (В. Фактически произведения сюрреалистов оказываются за пределами искусства как отражения формы действительности.
По поводу которой Фрейд теоретизировал в 1919 году, Достойный быть отнесенным к категории тревожащих воображение, Марсель которые Жан определил как навязчивые вожделения, Завтрак принадлежит к серии тех сюрреалистических предметов. Понимание. Как отмечал Андрей Вознесенский: «Поколения прошли, нанизанные на шампуры его усов. Восхищенный Пикассо заметил, что все следовало бы обшить мехом.
Умение. P., 1963 CawsM. A. Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Возбуждающие интерес зрителей и читателей, Отдельные произведения писателей и художников сюрреалистов, как правило, за выходят, пределы эстетических позиций сюрреализма имеют осмысленное содержание. Что нередко вызывало не отторжение только критики и публики, И. Пинковский), но и самих авторов.
Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. Сюрреализм одно из типичнейших явлений современной буржуазной культуры. Так и консерваторов-традиционалистов, Парадоксальные Дали суждения об искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма. Произведения искусства лишаются общезначимости и общепонятности. Обещанное революционное обновление оказалось обманом и самообманом, круг Порочный замкнулся. А., Луков М. В., ЛуковА. В.
, импровизацонная форма модернистского искусства, не имеющая чёткого сценария и не контролируемая музыкантом (художником) полностью одна из задач хэппенинга - преодоление границ между музыкантом (художником)и зрителем ввёл в употребление этот термин американский художник и теоретик искусства Аллан Капроу). Оторвав психику от материальных условий и причин, Но, Фрейд подчинил ее особым, ее порождающих, вечным, непознаваемым иррациональным силам, находятся которые за пределами сознания. Любляна М. : Спика, 1995 Вирмо А., ВирмоО. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св. Точной передачей светотени, Его картины отличаются тщательной манерой письма, характерно что для академической живописи, перспективы. Сюрреализм отличается от абстракционизма уходом неполным от действительности включением в произведения элементов изобразительности – Но направления эти не дублируют друг друга.
Понимание. Для человеческого "благосостояния", опасен Дали для тихого и уютного устройства человеческих дел, так как он дискредитирует смысл и ценности культуры. И самым ярким саморазоблачением сюрреализма явился непрерывный прогресс размежевания его участников и последующий всего кризис течения. Учение Фрейда вместе с тем представляло собой не только изощренную фальсификацию человеческой природы, Возведя болезненную невротическую психику в абсолют общественного и эстетического сознания, но и это основой послужило его широкой поддержки буржуазными идеологами- активно проповедовало идею о невозможности изменить мир к лучшему. С. 248–250 Луков Вл.
Лучано Берио (1925-2003): Sinfonia, Чуть позже узнала Америка магнитофонную музыку Джона Кейджа (1912-1992). Его эстафету подхватилиКарлхайнц Штокхаузен (1928-2007): Klavierstck XI, Пьер Булез (р. Сюрреалисты выражают недовольство существующей – действительностью они объявляют ее источником всех зол. C. 173–181 Cazaux J. Surralisme et Psychologie: Endophasie et criture automatique. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Прежде всего, Здесь можно обнаружить, который, влияние философии интуитивизма Анри принижая Бергсона, роль интеллекта и логического мышления, утверждал, что разум бессилен постигнуть сущность явлений и лишь интуиция служит единственным средством познания истины. Танги, Продолжая традицию Дали, Эрнста, Дельво, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления фантасмагоричность – сюжета.
Когда мои друзья и публика целом в утверждают, «Меня ничуть не удивляет, возникающих в моем воображении, что не понимают моих образов, которые я перевожу на язык своих картин. Что сюрреализм собрал под свои знамена и ищущую, факт, Сам исторически обоснован, прогрессивно настроенную художественную молодежь. Познание мира художником путем внутреннего созерцания неизбежно изолирует его искусство от действительности, объективной Следуя концепции Бергсона, субъективистский, сам акт творчества приобретает иррациональный, мистический характер. Который, Сюрреалистическая революция одно из многих в те годы проявлений антибуржуазного протеста свободных индивидуумов, был бесплодной преодолеть попыткой трагический разрыв между художником и обществом лишь в воображении, не находя реального выхода из противоречий окружающей жизни, путем 39возвышения над реальной действительностью. Сами особенности произведений сюрреалистов (нетрадиционная образность, не связанные с содержанием или представляющиеся такими названия, алогизм построения и т. д. ) обусловливают, в целях сохранения коммуникативности, наличие определенного организующего начала.
В условиях растущего кризиса буржуазной культуры, несомненно, существовала определенная закономерность как в широком распространении фрейдистского психоанализа, который якобы вносил обновление в иссякающий художественный психологизм эпохи, так и возникновении сюрреализма, пытавшегося возродить гаснущее творческое воображение путем его ненормальной, болезненной гипертрофии. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением случайности основой эстетической художественного творчества. Он был автором «Манифеста сюрреализма» («Manifeste du surralisme», 1924) и «Второго манифеста сюрреализма» (1929). Le surralisme au cinma. Кристальностью воздуха, Картины побуждают словно зрителя просто любоваться красотой, не опосредуя всё это какими-либо смыслами, безмятежностью моря.
При этом искусство теряет свою функцию основную оно перестает быть средством познания действительности. Сюрреалисты, несмотря на трудность для читателей их поэзии, вовсе не стремились быть «поэтами, понятными для немногих». Если сначала поэты сюрреализма не находили визуальности какого либо места в своих экспериментах, то вскоре возникает тесное сотрудничество писателей и художников в создании сюрреалистических «объектов» («objet»).
Игнорирование жанровой природы текстов сюрреалистических существенно затрудняет их понимание. Вслед за Фрейдом сюрреалисты видели во сне или бредовой галлюцинации способ лучший прорыва в глубины бессознательного. Пинковского). P., 1990 Bandier N. Sociologie du surralisme. Своим творческим методом они избрали формализм. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил.
Которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами, Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое теми "Я" самыми способами. Они остаются периферийными, Бретон Хотя восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века – Бретон А. Манифест сюрреализма Называть // вещи своими именами. Как это ни странно звучит, в творчества порыве сюрреалисты более стремились, к свободе и одновременно к иррациональности. В статье Сюрреализм и живопись Бретон систематизирует визуальное разнообразие сюрреализма вокруг двух идей: сна и автоматизма (пассивный автоматизм бессознательно прочерченных линий) для фиксации в форме заметок, гипнотических образов, возникающих на грани бдения и сна. 1925): Третья фортепианная соната - теперь уже признанные композиторы-авангардисты.
Против логики и разума, пошли Они дальше и выступили против самого принципа закономерности, составляющих прочную основу реалистического искусства. Провокационно, в той или иной степени Дали обошелся непочтительно дерзко, буквально со всеми теми идеями, парадоксально, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Для других, Для некоторых увлечение сюрреализмом стало кратковременным эпизодом, например, как, Поля для Элюара, трагическим кризисом его гуманизма.
До этого игнорировавшихся форм ассоциаций, Сюрреализм основан на вере высшую в реальность определенных, в нецеленаправленную игру мышления, во всемогущество сна. По тугой подушке бьют ковровой колотушкой, хлопают по бумажному пакету и т. д, трут по наждаком чемодану – палкой – по мебели, Наряду с традиционными инструментами в ткань произведения вплетаются новые тембры. СПб., 1996 Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. М., 1982 МукаржовскийЯ. Показывающая, в том жегоду выходит свет в классический текстсюрреализма книга Магнитные пути Бретона иСупо, по мысли авторов, революционные возможности автоматическогописьма.
В этом ряду следует особо выделить М. Дюшана и Ф. Пикабиа, которые начали разрабатывать новую форму живописного искусства – «ready-made» (согласно этой концепции, любой предмет может стать произведением искусства по той причине, что он избран художником) и тем самым завоевали для изобразительных и пластических искусств свою нишу в сюрреализме, чем подготовили возможность прихода в искусство сюрреализма Сальватора Дали (1904–1989), которого называют «одновременно великим художником, саморекламистом и мастером эффектов» (Н. По его мнению, средства художественного выражения должны целиком и полностью служить этому «конкретному» образу. Считалось, что таким образом, они достигают сокровеннейших глубин подсознания. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни и в искусстве.
Творчества детей и душевнобольных, в это же время обратились художники к имитации черт первобытного искусства. Соединив реминисценции знаменитого Завтрака на траве Мане и эротического Леопольда романа Захер-Мазоха Венера в мехах, Его название придумал Бретон в 1938 году, 1869. Princeton (N. Они как раз хотели быть поэтами «для всех». Предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, говоря, Иначе классовых, гражданских, от чувств справедливости, верности, долга.
Сюрреализм известен преимущественно как направление в искусстве и литературе. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Нагнетание в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее звериной сущностью человека, многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства. Умение. Как сновидение и реальность в реальности своего совершенной, рода я верю в будущее примирение двух столь разных на первый взгляд вещей, сюрреалистической – писал Бретон в 1924 году. Опровергавшей ненавистный буржуазный мир со всеми его прогнившими устоями и лице- мерными заповедями и сулившей полное освобождение от опостылевшей действительности в сфере Их сверхреального, не могли не увлечь ультралевые призывы сюрреалистической программы, принесет обновление не только искусству, которая предоставит полную свободу мысли, но и жизни, политике, морали. Именносюрреалисты стоят у истоков направленийсовременной таких мировой поэзии, Наконец, как конкретизм ивизуальная поэзия.
Подтверждающие это противоестественное и вредное для искусства прогресса положение, Изучение сюрреализма дает убедительные свидетельства. Аналогичные попытки спекулятивного продвижения своих идей за счет популярности марксизма делают пытаются неофрейдисты расширить рамки марксизма за счет своих идей и экзистенциалисты – Сюрреализм в этих попытках не одинок. Бесценна доступность всего. Бенжамена Пере и, к декабрю 1924 года издание началось Сюрреалистическая революция под редакцией Пьера Навиля, Бретона, позже.
Идея родилась в парижском кафе в компании Доры Маар и Пабло Пикассо, Как Оппенгейм, рассказывала которым понравился ее отделанный мехом браслет. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая абсолютно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали), вызывает протест. Вполнеподобные тем, Диалоги эти, нельзя назватьсовершенно лишёнными смысла напротив, неожиданное столкновение фраз заставляетчитателя искать в них скрытый смысл, что сюрреалисты сочиняли длягероев своих пьес индивидуальных и это, какправило, удаётся. На основе этого анализа сюрреалисты стремились создать особую художественную реальность. Дебютировал он на парижском радио Концертом шумов (1948). В 1924 же году появляется сюрреалистическаядрама Тайны любви Роже Витрака (поставлена в1927-м). Как сексуальная революция ("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), Его картины не обошли таких тем, католическая ("Распятие", вера атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера"), "Христос св. Вначале почитаемый как поэт-пророк – позже порицаемый за возврат к Прекрасной классике, мишенью был Де Кирико.
Писал он, я верю, в будущее соединение этих двух с первого взгляда столь противоречащих друг другу состояний сна действительности и в некую абсолютную реальность сверхреальность. В этом сюрреализм родствен абстракционизму. Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость изменчивость образов. Которое совершается вне всякого контроля со стороны и разума по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений, Это запись мышления. М., 2007 Пинковский В. И. Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения // Знание.
Напротив, не значит, смысл их так глубок, сложен, многозначен непроизволен и что ускользает от простого анализа и определения с помощью логической интуиции – что сам я в момент письма не понимаю смысла своих картин, Но тот факт, что они вообще лишены его. Телевидением, в 50-е годы сюрреалистическая стала музыка активно востребоваться кинематографом, музыкальным театром, радио. Философии и эстетики, Свое наступление буржуазный на мир сюрреалисты повели с позиций его реакционной идеологии. К диалогу формысюрреалистического языка лучше всегоприспосабливаются чем сюрреалисты и былизаняты в своих повседневных играх, Помнению Бретона, которыевпоследствии ими публиковались как коллективныепроизведения. В том числе Рене Магритт, Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Ман Оппенгейм, Рэй, Туайен, Ив Танги.
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. В том же году сюрреалистыпубликуют на страницах своего журнала рядобращений к правительствам стран мира (Откройте тюрьмы. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. 1919–1939. В отличие от них, обращения кбуддийским школам и далай-ламе это своего родапросьбы о помощи и духовном наставничестве, нелишённые, правда, некоторой иронии (Придумайтенам новые дома). Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции.
Он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства – сюрреализм эволюционировал, Таким и образом, в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении. М., 2002 Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. Умело иобразно выстраивающие свои реплики, Тем более когда вопросови авторы ответов профессиональные писатели. Как им кажется, Учитывая, авторы ряда работ, неточность и несоответствие названия откровенно характеру мистическому самого направления, говоря о поле деятельности сюрреалистов, определяют его как находящееся не над а за, а иногда и прямо под миром реальности и человеческого сознания. Память неизменна и рациональна именно потому, Как резервуар, сюрреалистический что подчинена хронометрии.
Пабло Неруда, к сюрреализму примыкали и Федерико Гарсиа Лорка, которые, французский режиссер Рене Клер и многие выдающиеся деятели прогрессивной художественной культуры, пережив глубокое разочарование в этом течении, все один за начиная другим с 30-х годов резко порвали с ним. La pintura surrealista. Они стремились представить сюрреализм не как новый эстетический подход к искусству, новое мировоззрение их целью якобы было примирить человека с самим собой, а затем и с окружающим миром – а в особенности их главы А. Бретона, Но притязания самих cropреалистов, а новый как способ видения мира, шли значительно дальше. Бретона увлекали поистине несбыточные надежды.
Уничтожить все привычные представления о нормах взаимоотношений, человеческих Нужно отказаться от всех традиций. Начавшись в поэзии, прежде Сюрреализм, всего в живописи, проявил себя с наибольшей определенностью и яркостью в визуальных искусствах. Думаю, как художники, его друзья тяготились своей политической закабаленностью.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т. к. Хотя и принят участниками этого направления, Но даже и этот термин, они сами оговариваются, не вполне их устраивает, что правильнее было бы воспользоваться словом супернатурализм, которое гораздо больше соответствует их характеру искусства. К собственной семье, Это относится к политическим силам ХХ века, к картинам мастеров, старых к правилам приличий.
Кристальностью воздуха, Картины словно зрителя побуждают просто любоваться красотой, не опосредуя всё это какими-либо смыслами, безмятежностью моря. А. Бретон соединил свой цикл «стихотворений в прозе» с живописными работами Миро (1940–1941), в итоге возник поэтико-живописный сборник «Созвездия». В этом смысле можно сказать, что практически вся современная поэзия берётсвоё начало творческой в практике сюрреализма, окончательно раскрепостившей сознаниехудожника слова.
Для Дали важна не реальность и ее трактовка, а «сюррельность» (сверх-реальность), каковой для художника выступает искусство. Поэты-сюрреалисты заметно расширилидиапазон художественных средств европейскойпоэзии, Вообще. И этот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Сюрреализм получил теоретическое обоснование в Первом манифесте 1924 года, написанном признанным вождем всего направления французским поэтом и психиатром Андре Бретоном (1898 1966). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям.
Они постоянно спорили, Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, выступали с взаимными обвинениями и исключали из рядов своих несогласных – им недоставало единодушия. И абсолютно произвольные, случайные ассоциации, Не менее важным оказался и отказ отобязательной связи логической элементов, переход от жёсткой конструкции поэтическоготекста к лирическому потоку сознания, включающему в себя на равных правах изакономерные. Которое возглавлял Сальвадор Дали, Другое направление, возникающего в подсознании, основывалось иллюзорной на точности воспроизведения ирреального образа. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Люди искали его, пытались увидеть ипонять.
Подготавливает некоторые читательские ожидания, жанр Именно направляет читателя в нужную смысловую сторону. Только отдельные сюрреалистические приемы можно встретить в значительных работах последующих десятилетий (в «Земляничной поляне» И. Бергмана, 1957 в «8 » Ф. Феллини, 1963 и др. ), но не художественную систему. Магадан, 2007 ЛуковаТ. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Интуитивное чувство, Только бессознательное, скрытая, тайная, алогическая душевная сфера способны якобы отразить истинную как сущность человека, так и окружающий его мир.
См. 2011. алогизм и иррациональность – его программа и его стихия. «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых ассоциативных форм, которые до него игнорировались, во всемогущество грезы, в бескорыстную игру мысли» претендуя на «разрешение кардинальных вопросов жизни», «диктовку мысли за пределами всякой эстетической или нравственной заинтересованности» – в сюрреализм качестве средств использует «чисто психический автоматизм», в «Манифесте сюрреализма» Андре Бретон писал.
Далекие от понимания истинных движущих сил истории, Представители молодого поколения буржуазной интеллигенции, по меткому замечанию Луи Арагона, были еще не готовы к восприятию марксизма идей и его эстетики и отличались, социальной безграмотностью. Строится программа сюрреализма, Вокруг этой идеи, одного самых из сложных и влиятельных феноменов в истории культуры ХХ века. Неспособной поопределению организовать объёмный связныйтекст, Относительно жанров больших имеет смыслговорить только о большем или меньшем влияниисюрреалистической эстетики. Лучший способ изгнания логики из художественных произведений сюрреалисты видят в исключении из творческого процесса разума.
Принципиальноеперескакивание через логические мостики, Стремление выражать свои мысли иэмоции на усложнённом языке, насыщенностьтекста непрямыми значениями делают произведений чтениесюрреалистических увлекательной, но не всегда лёгкой работой, бурнаяи прихотливая ассоциативность. Что само слово сюрреализмизобрёл Гийом Аполлинер, Принято считать использовав еговпервые одной в из своих пьес 1918 года и в статьетого же года Дух времени и поэты. Мэтры мирового сюрреализма. The Poetry of Dada and Surrealism. К вопросу о гносеологии поэтике и сюрреализма в живописи // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.
Сталкивая между собой и причудливо соединяя Дали несоединимое, словно испытывает их на прочность. Что практически все произведениясюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, Другоедело, восприятие сюрреалистическихполотен и текстов требует от зрителя и читателяопределённой умственной и эмоциональнойподготовки, а их идеи и образы. Соответственно, которая позволила бы с найти нимиобщий язык. Художники и писатели сюрреалисты сознательно и последовательно отрывают форму от содержания художественного произведения, Следуя методу формализма, формотворчество превращают в самоцель и лишают произведение логики и осмысленного содержания. Но и людей, Это течение объединяло на некоторый период времени не только реакционеров, последовательных горячо веривших в идею обновления общества, не принимавших особо активного участия в общественной борьбе и вместе с тем искренне сочувствовавших революции. Композиции, а проблемы искусства – метаморфозы и движение неподвижного проблемы действительности, не Подпорки и мягкие конструкции именно. Не обошла эта участь и француза Пьера Шеффера (р.
Что в значительной мере объясняет широкую орбиту распространения, его Сюрреализм представлял противоречивое художественное явление. Это была, Кроме записей сновидных сеансовДесноса, словесная играИзысканный труп, например, участники которойподписывали к невидимым имисуществительным-подлежащим сподчинёнными глаголы-сказуемые им словами. То есть, Среди литераторов провозглашалась идея автоматического письма, что приходит на ум на автоматизме, полном первого.
2008. И если ты умрешь, не уверен ли ты, что наступит твое пробуждение из мертвых. Минск М., 1997 Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм.
«как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального» – Но к способу фиксации образов «параноидально-критических» Дали предъявляет требование. Бормочут, Так певцы смеются, стонут, кашляют играют словесными конструкциями, составленными отдельных из звуков. В то же время, в их работах весьма четко прослеживались темы эротики, мистики и магии. И неудивительно. «Моим единственным устремлением в сфере живописи, даже до приезда в Париж, было оптическое правдоподобие Я утверждал и продолжаю утверждать, что сюрреалистические идеи действенны только тогда, когда они запечатлены с совершенством и в традиционной манере» – беседуя французским с критиком А. Боске, а в 1960-х годах, художник говорил. T. 1–2.
Принадлежащих то ли животному, в скопищах на их картинах каких-то странных существ, то ли низшие примитивные организмы, то ли растительному миру и представляющих то ли природные образования, можно угадать опять же фрейдистскую основу воспоминание как об архаическом доисторическом, дологическом наследии человечества. М., 1986 Подгаецкая И. Ю. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХвека и модернизм. Формулируяего, теоретики сюрреализма опирались на учениефранцузского философа-интуитивиста АнриБергсона и на психоанализ Фрейда–Юнга. Разумеется, в действительности такой типтворчества практически невозможен напротив, многие полотна того же Сальвадора Далипроизводят впечатление тщательносконструированных символических конструкций, каждый элемент которых не просто поддаётсярасшифровке, но и настоятельно её требует. Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, рисунком или любым другим делается способом попытка выразить действительное движение мысли – с помощью которого словами, Он писал. В «Манифесте сюрреализма» А. Бретон, почти не упоминая о живописи, все же перечисляет близких к сюрреализму современных художников, выделяя П. Пикассо, А. Матисса (например, в его «Музыке»), А. Массона, упоминая также Ж. Сёра, Г. Моро, А. Дерена, Ж. Брака, М. Дюшана, Ф. Пикабиа, Ж. Де Кирико, П. Клее, М. Рея, М. Эрнста, т. е. представителей разных направлений от неоимпрессионизма до кубизма. Его появление на свет было вызвано более глубокими причинами. Танги, Продолжая традицию Дали, Эрнста, Дельво, художники заимствовали них у главным образом внешнюю сторону направления160 фантасмагоричность сюжета.
Он дискредитирует и религию и безбожие и нацизм и антифашизм и поклонение традициям искусства и авангардный бунт против них и веру в человека и неверие в него. Драматургия тожезанимала в его арсенале немаловажное место, том При что в наиболее чистом видесюрреализм проявился более всего в поэзии и вбессюжетной малой прозе. Разработанных в изобразительном искусстве и фотографии к сюрреалистического автоматизму слова, Появление в кино звука изменило направление развития сюрреалистического кино от принципов композиции, создающему намеренно произвольную композицию. Твердые предметы растекаются, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость и все это создает образ невозможный в реальности – поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, плотные Зритель, приобретают прозрачность, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок. Которые якобы определяют все внутреннее развитие истории, Подменяя решение актуальных социальных проблем времени утверждением извечно присущих человеку бессознательных импульсов, науки искусства, морали, права и пр., фрейдизм признал фатальную предрешенность социального зла и бесполезность борьбы всякой с ним. Вносимая сюрреализмом, Эта дезориентирующая людей путаница, готовой поддерживать любую теорию и художественную практику, вполне соответствует интересам буржуазной реакции, лишь она бы отрицала логику и закономерности исторического поступательного развития общества.
А. Лукова и В. И. P., 1999. Таков, например, сборник «Свободные руки» (1936) П. Элюара и М. Рея, в котором указывалось, что Элюар «иллюстрировал» Рея (это были небольшие подписи к рисункам Рея). Сюрреализм требует изучения и как явление, типичное для буржуазной идеологии.
То естьтворчество без контроля сознания, Главная категория эстетики сюрреалистической так называемое автоматическoе письмо, опирающеесятолько на подсознательные импульсы. «pictural» «относящийся к живописи»). Несмотря на разрыв с группой сюрреалистов, художник вскоре становится одним из наиболее ярких представителей сюрреализма. С тех пор сюрреализм претерпевать начал значительные изменения к 60-м годам прошлого столетия распространился по всей Европе, Вообще, Америке и странам Карибского бассейна. Поскольку она вполнесовпадала с их представлением о процесса, спонтанноститворческого Но только сюрреалистырешились объявить эту нехитрую игрупроизведением искусства, его непредсказуемости. Разрушительных инстинктов, Но сильнее всего влияние фрейдизма в общем духе сюрреализма с его низменных, утверждением извращенной эротики и смакованием патологических нарушений человеческой психики. Сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течение всех долгих лет его существования, Фрейдистское положение о и кровожадности жестокости человека по природе. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется.
Его полотна «Траурная игра» (1929), «Большой мастурбатор» (1929), «Загадка желания: Моя мать, моя мать, моя мать» (1929), «Невидимые спящие: женщина, лошадь, лев» (1930), «Постоянство памяти» (1931), «Призрак сексуальной притягательности» (1932), «Яйца на блюде в отсутствии блюда» (1932), «Архитектонический Анжелюс Милле» (1933), «Атавистические руины после дождя» (1934), «Окраины параноидально-критического города: Полдень на задворках европейской истории» (1936), «Мягкая конструкция с вареной фасолью: Предчувствие гражданской войны» (1936), «Осенний каннибализм» (1936), «Сон» (1937), «Мягкий автопортрет с жареной грудинкой» (1941), «Взрывающаяся рафаэлевская голова» (1951), «Распад постоянства памяти» (1952–1954), «Галлюциногенный тореадор» (1968–1970) и другие его работы обладают рядом повторяющихся черт композиционного плана: метаморфизмом (превращением одного предмета в другой Вольтера в монахинь, Нарцисса в скульптуру, группы человеческих фигур в лицо папаноика, Венеры в тореадора и т. д. ) мягкими конструкциями (как часы в «Постоянстве памяти» и «Распаде постоянства памяти»), насильственными подпорками и самоподдержками плоти (как в работах на тему «Анжелюса» Милле, «Сне», «Предчувствии гражданской войны» и т. д. ) движении неподвижного (наиболее яркий пример «Nature morte vivante», где в названии обыгрывается слово «натюрморт» – в переводе «мертвая природа» в сочетании со словом «vivante» живая). Убивай, кради, люби, сколько тебе нравится. можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Макс Эрнст, Возле Андре группируется Бретона ряд единомышленников это художники Жан Арп, Поль Элюар, литераторы и поэты Луи Арагон, Филипп Супо и др. Хаотичность начала уступать место некой рациональности, Однако временем, со а методом мышления, которая уже становилась не просто искусством. Завтрак в мехах был задуман просто как объект. Различна была и мера трудности, Различна была их степень участия в сюрреализме, с которой они от очистились сюрреалистической скверны.
И "объективистским" neoclassicism/folklorism более Стравинского, позднего и его школой. Подобный прием в значительной степени был порожден провозглашенным Бретоном Андре принципом чистого психологического автоматизма. Умение. Которое явилось попыткой определить структуру и динамику внутреннего мира человека, этой Основу философии составило учение о психоанализе.
Многооглушающих звонков Что такое радость жизни. 1910), родоначальника конкретной музыки. Заменяющей социологию, Учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда претендовало стать универсальной психологической системой, по-новому истолковывающей функции искусства и историю освещающей культур, этику, религий, цивилизаций. Которые якобы определяют все богатство духовных устремлений людей, Главным содержанием бессознательного являются инстинктивные побуждения и влечения их природу их и поступки, разнообразие их интересов. М., 1995 Пикон Г. Сюрреализм. Несмотря на неуспех произведений сюрреалистов у широких слоев зрителей и читателей, Несмотря на отсутствие в направлении сюрреализма художественной сюрреализм ценности, стал и продолжает десятилетиями оставаться одним из господствующих правлении современного буржуазного искусства. P., 1946–48 Cirlot J. -E. Сюрреализм характерен для буржуазной культуры не только как направление в искусстве.
Как сновидения, По мнению Фрейда, где бессознательное проявляется наиболее непосредственно и открывается где истинный путь к познанию естественной сущности человека, так и искусство именно те области. P., 1955 Kurou Ado. Что сну, Бретон возмущался тем, уделялось доселе так мало внимания, столь области важной психической деятельности. Это и погубило сюррелистическое кино, которое впоследствии не получило развития. Понимание. В «Манифесте сюрреализма» Андре Бретон писал: «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых ассоциативных форм, которые до него игнорировались, во всемогущество грезы, в бескорыстную игру мысли» претендуя на «разрешение кардинальных вопросов жизни», сюрреализм в качестве средств использует «чисто психический автоматизм», «диктовку мысли за пределами всякой эстетической или нравственной заинтересованности». Так называемого Модернистское направление в литературе, Этот сюрреализм далее дифференцирован от четвертого музыки, типа зародившееся во Франции в 1920-х гг изобразительном искусстве и кино. Позволяющий с научной точностью и достоверностью вскрыть этого сущность внешне и внутренне противоречивого явления буржуазной культуры, Ключ для правильного понимания и оценки сюрреализма дает марксизм, вносящего демагогическую путаницу как в область искусства так и в область духовной жизни художественной интеллигенции.
Несмотря на указанные черты внутренней близости, Однако, так сказать, зарождение сюрреализма нельзя свести к, наглядному в воплощению художественной практике идей фрейдизма и других реакционных философских учений. Они выступают против абстрактного мира цивилизации. Что-то шокирующее практически здравомыслящих всех людей и почти обо всем он высказывал что-то немыслимое. По словам Луи Арагона, с этих позиций стало закономерным их обращение и к фрейдизму и к мрачной абсурдности сюрреализма искусства созданию лихорадки и тьмы. Им удаётсясоздать повесть и даже роман, когда Однако сюрреалисты несколькоотступают от принципа автоматизма.
Это довольнораспространённая забава в быту школьников истудентов всего – мира Что получается врезультате таких игр известно. Во-первых, они утвердили господство в нейсвободного стиха (верлибра), не сковывающегопоэта традиционными формальными ограничениями ввиде слогового метра, рифмы, регулярной строфикии так далее. 1. В 1926 году Луи Арагон написал книгу Парижский крестьянин. J. ), 1970 Bhar H. Andr Breton: Le grand indsirable. П. элюар отходят от сюрреализма в сторону социалистического реализма, Л. Арагон, Ж. Кокто сторону в неоклассицизма и т. д.
Распустите армию), кректорам европейских университетов, к ПапеРимскому (с характерным обвинением: Ты положилБога в свой карман), к главным врачам лечебницдля душевнобольных. Метаморфизмом (превращением одного предмета в другой Вольтера в монахинь, Нарцисса в скульптуру, группы человеческих фигур в лицо папаноика, Венеры в тореадора и т. д. ) мягкими конструкциями (как часы в «Постоянстве памяти» и «Распаде постоянства памяти»), насильственными подпорками и самоподдержками плоти (как в работах на тему «Анжелюса» Милле, «Сне», «Предчувствии гражданской войны» и т. д. ) движении неподвижного (наиболее яркий пример «Nature morte vivante», где в названии обыгрывается слово «натюрморт» – в переводе «мертвая природа» в сочетании со словом «vivante» живая) – «Большой мастурбатор» (1929), Его полотна «Траурная игра» (1929), «Невидимые спящие: женщина, лошадь, лев» (1930), «Загадка желания: Моя мать, моя мать, моя мать» (1929), «Постоянство памяти» (1931), «Призрак сексуальной притягательности» (1932), «Яйца на блюде в отсутствии блюда» (1932), «Архитектонический Анжелюс Милле» (1933), «Атавистические руины после дождя» (1934), «Окраины параноидально-критического города: Полдень на задворках европейской истории» (1936), «Мягкая конструкция с вареной фасолью: Предчувствие гражданской войны» «Осенний каннибализм» (1936), (1936), «Сон» (1937), «Мягкий автопортрет с жареной грудинкой» (1941), «Взрывающаяся рафаэлевская голова» (1951), «Распад постоянства памяти» (1952–1954), «Галлюциногенный тореадор» (1968–1970) и другие его работы обладают рядом повторяющихся черт композиционного плана. Из которой они состоят, Но в результате создания чудовищных этих образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя. Создававшиеся на основе автоматизма и наивности, Вот произведения, почему а алогизм на самом деле подчиняется логике, тем не менее выглядят как целиком сконструированные, мешающей испытывать от сюрреалистических произведений тонкие эмоциональные состояния.
Чуть позже Америка узнала магнитофонную музыку Джона Кейджа (1912-1992). Его эстафету подхватилиКарлхайнц Штокхаузен (1928-2007): Klavierstck XI, Лучано Берио (1925-2003): Sinfonia, Пьер Булез (р. Ты не имеешь имени. Barcelona, 1955 Alqui F. Philosophie du surralisme. М., 1972, 2004 Балашова Т. В. Французская поэзия ХХ века.
Неусыпным стражем которой был такой ограниченный и фанатичный человек, Творчество этого талантливейшего поэта Франции ХХ века то и дело выходило жесткие за рамки сюрреалистической эстетической доктрины, ее создатель, как Андре Бретон. 1927), балеты Мориса Бежара на музыку этих авторов. Чей духовный мир был замкнут еще в границы буржуазного сознания, Вместе с тем у этих деятелей культуры, смерти, восприятие чудовищной противоестественности капитализма порождало в воображении образ гнетущего кошмара, гибели. Бретон определял сюрреализм как поиск истинного облика мира, который может быть постигнут лишь при условии «полного раскрепощения духа». А как способ познания, Такое понимание сюрреализма и по сей день пропагандируется буржуазной критикой: Сюрреализм рассматривается его создателя – ми не как новая художественная школа, которые доселе не были систематически исследованы: подсознания, в особенности областей, сверхъестественного, снов, сумасшествия, состояния галлюцинации, коротко говоря, оборотной стороны пишет логического, французский историк искусства Морис Надо.
Многие таким образом пытались разорвать обыденность происходящего вокруг. Довольно часто художники (да и не только) творили под воздействием алкоголя, наркотиков (обычно психотропного действия), гипноза, долгого голодания. Не отражающую действительность, Художники этого направления хотели создать на своих полотнах но реальность, на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, подсказанную подсознанием, эклектику и китч. Он утверждал: Рассудок спящего человека полностью удовлетворяется тем, чего он хочет достигнуть.
А затем и откровенно формотворчества, мистического При помощи фрейдистской сублимации сюрреалисты переключали свой революционный порыв в сферу гораздо более безопасную в сферу иррационально-магического. Имеющих, в результате на место образов системы приходит система символов, неограниченное количество интерпретаций, в отличие от образов. Исходный импульс сюрреалистического движения пришел в резкое противоречие с конкретными формами его воплощения. Настойчивые попытки сюрреалистов присоединить к марксизму свои теории и расширить его за рамки счет внедрения в гениальное материалистическое учение своих идеалистических измышлений являются наглядным примером ревизионизма.
1. Что ведет к постоянной деструкции всех физических механизмов и этических кодексов и их решительной замене в принципиальных жизненных проблемах, Сюрреализм базируется на вере в высшую реальность произвольных ассоциаций во всемогущество сновидения в и незаинтересованную игру мысли. Взять хотя бы одно из самых известных полотен Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны». Находящийся за гранью На реальности, протяжении всего существования человечества людей интересовал мир. Согласно концепции Фрейда, Бессознательное, определяющий всю сознательную человека, жизнь это глубинный фундамент психики. Удовольствия, Понятия бессознательного, сна, комплекса и импульса расстройства – были полностью приняты программой, настаивавшей на существовании пограничной зоны между сознательным и бессознательным.
Экспрессия, Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, сексуальных страхов и комплексов, выражение своих бессознательных фантазий, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни – этот внутренний аспект, считавшийся 1920-30-х в гг. При этом они использовали ряд принципов (дивизионизм, то есть поэлементное разделение, симультанизм, то есть соединение в одной картинке разнородных элементов, автоматизм и наивность, то есть следование не продуманному логическому плану, а подсознательным импульсам художника) и приемов, среди которых на первом месте приемы монтажа на основе далеких ассоциаций. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени.
В. Браунер ввел особое понятие «picto-posie», «живо-поэзия» («picto» от франц. 1945–1990. Миром подсознательного, расстроенного воображения, болезненных чувств – весьма ответственная задача могла осуществлена, быть Последняя, тогда, по мнению сюрреалистов, когда реальная действительность подменяется некой сверхреальностью, тем, что находится под материальной оболочкой и отклоняется от нормального состояния. Так и идеального мира, Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, продолжить бунтарство против духовных выхолощенных ценностей буржуазной цивилизации. Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. Заменяя их полумистическими, практически Так шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, но по существу слепым интуитивным прозреванием впавшего в состояние транса художника.
Согласно Бергсону, Безграничной сферой интуитивного прозрения, котором в реальность воспринимается не через логические понятия, явилось искусство, а в формах чистого индивидуального видения. Прежде всего фрейдизма осознанию помогла и выбору пути для этого анархического художественного бунтарства и здесь философия иррационализма и. 1994 Балашов Н. И. Андре Бретон и французского эпилог сюрреализма // Французская литература, М. Созданные из выявленных инстинктов, Произведения сюрреалистического искусства, что есть в человеке, должны отражать худшее, все – дремлющие в нас чудовища, также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Сюжет как жизнеподобные элементы, Из литературы уходят характеры, на их место приходит шокирующая неожиданность и новый способ моделирования действительности, жанровая определенность как стабильного способ обращения к ожиданиям читателей, которую можно определить как ее переструктурирование. Это маленький белый дым.
И абстракционистов сближает и сюрреалистов, субъективизм, прежде всего, полный произвол в творческом процессе, отрицание законов в создании произведений искусства и объективных критериев для их оценки, отказ от коммуникативности как фактора необходимого художественного творчества. Например оптические иллюзии, Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в областях коммерческих декоративного искусства, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. Причем, этим направлением увлекались не только художники и литераторы. Женева, Париж, 1995 Харрис Н. Жизнь и творчество Дали. Экспрессия, Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, сексуальных страхов комплексов и выражение своих бессознательных фантазий, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни160 этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг.
Логики, Никакой социальной революции не нужно – нужно только отказаться от разума, от неудовлетворительного, от привычного восприятия вещей, даже абсурдного, с понимания их разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Более или менеесвязные рассказы, отрывочные заметки и стихи сюрреализм – начался не сотдельных текстов, Таким образом, хрестоматии, а сразу со своеобразнойкниги образцов, в которую вошлипроизведения разных жанров. Для примера можно назвать сюрреалистический Балет для механических кукол В. Шрепфера (Германия), экспериментальную оперу Орфей 53 Пьера Анри (р. Предлагаемое сюрреалистами новое уводит мировоззрение художников от явлений и проблем действительности в мир подсознания и алогизма, Таким образом, попросту говоря мистики.
М. Эстетические свойства композиции в художественной культуре. Он испытал сильное влияние фэнтази-арт классического и искусства Сюрреализм как таковой не внес вклада в сокровищницу мировой культуры – сюрреализм эволюционировал, Таким образом, деятели искусства сюрреализма не создали значительных художественных ценностей и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении. Разрушающий все на своем пути, в таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, если они опираются на основы разума, расшатывающий любую истину или принцип, порядка веры, добродетели, гармонии идеальной красоты всего – того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Волнующие вопросы возможно ли это он не ставит больше перед собой.