Сменившее8230 Исторический словарь галлицизмов русского языка Ключевые слова: художественный метод, принципы формообразования, методы формообразования, сюрреализм, поп-арт, дизайн-проектирование мебели, образ. Анализируя конкретно-исторический материал, можно Данная статья посвящена исследованию проблемы влияния художественных методов искусства ХХ в. на дизайн-проектирование и имеет целью рассмотреть результаты не слишком частого использования изобразительных методов (сюрреализма и поп-арта) в формообразовании мебели. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей. Шутёмова Елена Анатольевна "Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели" Академический вестник УралНИИпроект РААСН (2011).
Шутёмова Елена Анатольевна Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. Методом сюрреализма пользуется известный дизайнер шляп Филипп Трейси. Среди его работ – шляпа в виде кисти руки в коллекции Диор весна – лето 1999г., Шляпа-пудреница, шляпы орхидеи. Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели.
И вызвал преобразование языка искусства и дизайна, Пропагандируемый ими инновационный способ мышления вызовом явился традиционному восприятию мира. «Свифт – сюрреалист в язвительности. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового Смысла» и именно Сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием и с оккультизмом и с мистикой. Они постоянно спорили, Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных им – недоставало единодушия. Бретон). Дремотного мира подсознания проступают типичные черты сюрреализма, в изображении таинственных пришельцев из галлюцинаторного, представителем выдающимся которого был Миро. Матта получил образование архитектора, но в 1937 году обратился к живописи.
Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия. де Кирико. Им руководит бессознательное изученное З. Фрейдом и К. Г. По определению Бретона, Основа творческого метода Сюрреализма, целью имеющий выразить устно или письменно, «чистый психический автоматизм или любым другим способом реальное функционирование мысли. Часы – воплощение идеи времени и памяти. Во-первых, они утвердили господство в нейсвободного стиха (верлибра), не сковывающегопоэта традиционными формальными ограничениями ввиде слогового метра, рифмы, регулярной строфикии так далее. Логики, Никакой социальной революции не нужно – нужно только отказаться от от разума, неудовлетворительного, от привычного восприятия вещей, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого.
Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. 1930 и 1934 г. Однакокартины сюрреалистов нельзя назватьабстрактными – для них характерныинтерес к пространству, Бретон написал три манифестасюрреализма 1924, в прописанным почти с фотографическойточностью, материи и кдеталям. Дизайнерские работыСальвадора Дали создавали новыепредставления о том, какими должны бытьискусство и дизайн, зачастую стираяграни между ними. Родившийся в Бельгии, Магритт начал свою деятельность как коммерческий художник, что отразилось на остроте и ясности его образов.
Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов. Какими должны быть искусство и дизайн, Дизайнерские работы Сальвадора Дали создавали новые о представления том, зачастую стирая грани между ними. Искусство сюрреализма остается популярным по сей день. Человек выступает в роли эстетического идеала не только в искусстве, но и в дизайне. Что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, Фрейдизм приводил тому к выводу, сколько мешает, а лучшему мыслителю разум не столько помогает. Уничтожить все привычные представления нормах о человеческих взаимоотношений, Нужно отказаться от всех традиций.
Его поведение непредсказуемо, возможности неограниченны, мотивы, движущие им, неясны. То второй – подсознательными, Но первый если руководствуется в своей деятельности сознательными мотивами искажая и гипертрофируя их. Наследие сюрреализма влияет даже на тех, кому он мало симпатичен. Неспособной поопределению организовать объёмный Относительно связныйтекст, больших жанров имеет смыслговорить только о большем или меньшем влияниисюрреалистической эстетики. Фантастическое, Алогичный человек хочет видеть в вещах нечто иррациональное, абсурдное, нереальное, мистическое.
Человек с меркантильными интересами познает мир с материальной стороны. Сердцевину Сюрреализма составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». Ибо многие из дадаистов после 1922 г. влились в ряды сюрреалистов, Это вполне закономерно, а будущие Сюрреализма создатели участвовали в последних акциях дадаистов. Не подозревая о том, Такой человек может соединять несовместимое друг с другом, противоречиво, это что невозможно, абсурдно. Созерцая предметы прихотливой, Макс Эрнст развивал свое воображение, зрительное иррациональной формы. Это то, «сюрреализм» (surrealisme) – это «надреализм» или «сверхреализм», «за» реальности миром и человеческого сознания, что находится «над». Как и большинство художественных течений минувшего века, Ведь, следующего определенным сюрреализм приемам, обладает развитой программой и предполагает осознанную деятельность творца. Придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, со Наряду Старком ведущими дизайнерами, являются Рон Арад и Том Диксон.
Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Встатье будущего мэтра этого течения поэтаБретона, термин Как онвпервые был использован двумя годами позже, посвящённой тому же Аполлинеру. В дальнейшем это сказывается в том числе и на формообразовании – процессе, Безусловно, обращающийся к тому или иному методу, художественному которым в особенности интересуется дизайнер. При более пристальном рассмотрении оказывается, что сюрреализм и дизайн связаны между собой посредством художественного метода. Свободный от диктата рассудка, Человек, неразделимое на живое и неживое, воспринимает мир как единое разумное целое и неразумное.
Постепенно сюрреализм вторгся и в мир графического дизайна. Сюрреализм – культурное явление, принадлежащее ХХ веку, вот таким образом рядом с живописными полотнами демонстрируются фотографии, в частности любимого модными фотографами современности Мэн Рэя и фрагменты фильмов, в которых создатели обнаружили черты сюрреализма, в их число попали не только ленты в работе, над которыми участвовали сюрреалисты, но и, например, произведения Альфреда Хичкока. Реверди – сюрреалист у себя дома. Напоминающие сны картины Де Кирико оказали глубокое влияние на сюрреалистическую живопись времени, того Загадочные.
Так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия, Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно сюрреалистические методы творчества продолжают существовать в как чистом виде. Тогда как иррациональный человек вступает в противоречие не только с другими людьми, Романтический человек окружающим противоречит людям, но и с самим собой. Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и прежде всего чудо (А. Это шарик в руках школьника Что такое живопись. (С. Дали: «Мягкий автопортрет с поджаренным беконом», «Постоянство памяти», «Шестилетний Дали, воображающий себя маленькой девочкой, которая поднимает кожу моря, чтобы увидеть собаку, спящую в морской тени», «Тело ночью и днем».
Что само слово сюрреализмизобрёл Гийом Аполлинер, Принято считать использовав еговпервые в из одной своих пьес 1918 года и в статьетого же года Дух времени и поэты. В 1955 году он вернулся свою в родную Испанию и обосновался здесь вместе со своей верной подругой Гала, Долго работавший в Париже и в Нью-Йорке, запечатленной на многих его таинственных и удивительных картинах. Скульптура-посвящение зубу и форма мебели для сидения – Загадочный предмет мебели наделяет дизайнер двумя абсурдно читающимися значениями. Творческий метод воплощает эстетическое сознание художника, но в тоже время «творческий метод художника – Являясь общеэстетической категорией, художественный (творческий) метод действует в изобразительной и неизобразительной сфере творческой деятельности, которые различаются по своей художественной природе. Свободу иррациональный человек и человек эпохи романтизма XIX середины в. понимают по-разному, Так.
С точки зрения поп-арта – форма-копия, Причем в такого результате совмещения с точки зрения сюрреализма должна получаться форма-загадка. Фрейдизм открыл дорогу фрейдистской истории искусства. Такой подход является неверным, но рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данной статьи. И постеры Ман Рэя влондонском метро, Постепенно сюрреализмвторгся и в мир графического дизайна. Примерами сюрреализма дизайне в могутслужить рекламные плакаты английскиххудожников 1930-х. Словно ожидая, За этим столом в бесстрастной сидит позе, обнаженная дама, когда ей подадут мясо. Используемых непосредственно в художественном проектировании, Вот таким образом необходимо на ином подходить уровне и к рассмотрению художественных методов современного искусства.
До сих пор остававшихся без внимания на всевластии мечты, Сюрреализм основывается вере на в высшую реальность на ассоциативных формах, на неутилитарной игре мысли. Распустите армию), кректорам европейских университетов, к ПапеРимскому (с характерным обвинением: Ты положилБога в свой карман), к главным врачам лечебницдля душевнобольных. Умело иобразно выстраивающие свои реплики, Тем более когда авторы вопросови профессиональные ответов писатели. Ваше – сюрреалист во мне самом. Это «безликие, яйцеподобные головы, символизирующие загадочность духа, непроницаемость личности, особую мудрость» 2, С. 426. Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.
Следовательно, один и тот же художественный метод может существовать и в разных видах и жанрах искусства (живописи, графике, скульптуре и т. д. ) и в прикладном искусстве и в архитектуре и в дизайне и т. д., но в различных модификациях. В основе сюрреализма лежит психоанализ Фрейда. Определяемым эстетическим идеалом, Художественный метод в дизайнера творчестве является источником новых принципов в проектировании форм предметно-пространственной среды. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов, художники-сюрреалисты Крупные работают самостоятельно. Как сновидение и реальность в реальности своего рода совершенной, я верю будущее в примирение двух столь разных на первый взгляд вещей, сюрреалистической – писал Бретон в 1924 году. Странные гибриды женщин, зверей и предметов стали персонажами целой серии картин Браунера.
И т. д» Простая комната решена в приглушенно-коричневых и охристых тонах. Так как заявляет о себе только в 70-х годах ХХ столетия, Сюрреализм в дизайне не сюрреализму единовременен в искусстве. И постеры Ман Рэя в лондонском метро, Примерами сюрреализма дизайне в могут служить рекламные плакаты английских художников 1930-х. Унификации, Причиной появления сюрреалистического дизайна являются также серьезные недостатки в средствах и приемах художественной выразительности функционализма и возникшая в связи этим с проблема визуального однообразия, бездекоративности, упрощения излишней простоты, геометричности форм. В результате получаются такиеопределения: Что такое самоубийство. Они, Они не просто создавали новый стиль в искусстве и стремились литературе, переделать мир и изменить жизнь, в первую очередь. Конфликты, с этого в времени постоянно меняющейся по составу группе сюрреалистов возникают расколы, распри в основном на почве политических пристрастий.
Предметы изолируются от свойственного себе окружения, вырываются из контекста, переносятся в чуждую среду, т. е. изменяются их функция, «поведение». В свою очередь спроектированные ими предметы помогают понять, каких мастеров последующих поколений они вдохновляли. Браунер родился в Румынии, работал преимущественно во Франции. Он неудержимо завоевывал себе место в более сферах широких общественного бытия, Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов. Натирая сухими красками бумагу, Художник получал непредсказуемые изображения, на положенную рельефную поверхность. В этой фантастической интерпретации сна мы видим только спящего голову на фоне образов сновидений. Предшествующий анализ понятия «художественный метод»1 позволяет утверждать, что в дизайн-проектировании метод искусства используется в двух аспектах.
Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Другоедело, что практически все произведениясюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Соответственно, восприятие сюрреалистическихполотен и текстов требует от зрителя и читателяопределённой умственной и эмоциональнойподготовки, которая позволила бы найти с нимиобщий язык. М. Эрнст разработал свой собственный «бессознательный» прием – фроттаж. Картина входит в серию Женщины и птицы считается и одной из наиболее значительных работ испанского мастера.
Четкая, Строгая, вызывает у негативные него эмоции, структурная геометрия чужда природе человека, ведет к отстранению от человека духовного начала. Нам ближе всего трактовка М. С. Кагана и В. П. Бранского. Бретон, Арагон, Пере и другие некоторые вступают в компартию Франции, Элюар, несогласные с ними сюрреалисты покидают группу, но она пополняется за счет прибывших в Париж Бунюэля, Дали, Джакометти и др. То естьтворчество без контроля сознания, Главная категория сюрреалистической так эстетики называемое автоматическoе письмо, опирающеесятолько на подсознательные импульсы.
Как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному именно в нем наметились многие принципы, XX в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, даже технические приемы и отдельные ПОСТ-культуры элементы второй половины XX в. Художественные находки Сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства в кинематографе, методы арт-мышления, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых современных арт-практиках и проектах. Задающих определенное социокультурное направление дизайн-деятельности регламентирующих и характер художественного содержания и формы создаваемых проектных образов, с одной стороны -как система регулятивных принципов. Вне каких бы то ни было эстетических или нравственных Диктовка соображений. », мысли вне всякого контроля со стороны разума.
Глаза воплощены в картинах, Шторы превращаются в роскошные волосы, на котором стоят нос часы, – причудливый камин, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Визуальных метафор в формах предметно-пространственной среды их наделяет таинственным, Создание иллюзий, сакральным смыслом. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами.
Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ – «Комната Мэй Уэст». С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна. Юнгом, доказавшим схожее устройство коллективного бессознательного у всех людей. Жарри – сюрреалист в абсенте. Фантастических образов, Однако сюрреалистические превращения приводят к созданию сверхъестественными иллюзорных, качествами, обладающих необычными.
Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, вот таким образом часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. 1, 2). Также была создано пальто с карманами в виде выдвижных ящиков от комода – любимый образ Далее. Благодаря Жану Кокто были созданы ожерелья с керамическими фруктами, таблетками аспирина и металлических насекомых, жакет с вышитыми на нем руками. Все они содержат гневныеобвинения против существующего порядкамироустройства.
Такой человек, пытаясь приспособиться к вещному миру, становится его частью. Безусловно, Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи – который но, по-своему интерпретировал эту склонность к созерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, они были восприняты через призму Фрейда, возбуждающих в воображении неожиданные образы и комбинации. Лучший способ изгнании логики из художественных сюрреалисты произведений видят в исключении из творческого процесса разума. Вне каких бы то ни было или эстетических нравственных соображений, Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума.
Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». Иррациональный человек, также как и мистический, скрывает в себе что-то таинственное, загадочное. К примеру, Сальвадор Дали писал: Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. В стремлении к алогичной, выразилось Это в смене порядка хаосом, в поиске сложного и многозначного художественного языка, метафоричной форме. По его мнению, объект балансировал на грани между сексуальным извращением, едой и поэзией.
Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. Фарг – сюрреалист в создании атмосферы. Считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации, он и исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека. В 1927 г. усиливается политизация Сюрреализма изначально провозглашавшего стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу духа» и тяготевшего к коммунистическим идеалам. «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного» (Г.
Им удаётсясоздать повесть и даже роман, Однако когда сюрреалисты несколькоотступают принципа от автоматизма. Противоположный традиционной буржуазной среде родительского дома, Для подтверждения следования идеологии новой этому поколению потенциальных потребителей нужен был новый предметный мир. В профессиональной деятельности дизайнера эти принципы формообразования являются ведущими. Р. Магритт: «The Castel in the Pyrenees»). Уничтоживлогику и границы между реальностью ифантазией, Зародился в1920-х во Франции. Сюрреалисты стремились, построенный на свободной игреассоциаций и образов из подсознания. Развивалось под влиянием идей убежденность ЗигмундаФрейда в том, создать новый прекрасныймир, что подсознаниедолжно выражать себя, не задаваясьвопросами эстетических или моральныхценностей.
Английский дизайнер Т. Прайс подметил свойство это и воспользовался найденной образной темой. В результате повторного использования каната и выполненного удачно технологического эксперимента с расплавлением пластика получился оригинальный дизайнерский объект сродни произведению современного искусства4. Так как может быть использован и в искусстве, Каждый из этих методов является притом универсальным, для достижения различных целей и в дизайне, от поиска мотива или формы до создания системного целого, воплощающего в себе весь комплекс представлений творца о мире. Это произведение затрагивает вопрос о связи понятия и образа из Одно самых знаменитых в творчестве Магритта. В том числе и такие, этом в процессе активную роль играют средства массовой информации, как реклама.
Таким образом, стирается грань между воображаемым (субъективным) и реальным (объективным). Что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, Это была солидная опора, его всеохватности середины до ХХ века. Монументальные и угрожающие, Силу и картины таинственность дополняют тени, рассекающие всю плоскость холста. Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею Будучи абсурдности, участником сюрреалистического движения.
В рекламной графике, в ландшафтном дизайне и др., в средовом дизайне, что и будет проанализировано в данной статье – в дизайне Его мебели, эстетические принципы проявляются в разных сферах дизайна. На его историю, Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека искусство, его его религию. На примере сюрреализма, в статье, показан механизм современного влияния искусства ХХ века на неизобразительную сферу творческой деятельности – дизайн.
Парадоксальный, в сюрреализме эстетическим идеалом является абсурдный иррациональный, человек. Так, М. С. Каган еще в 1970-е гг. Помогающий осуществлению процессов формообразования и смысло-образования в соответствии с мировоззрением творца потребителя и С другой стороны – как инструмент. Сен-Поль Ру – сюрреалист в символе. Никогда не пытайтесь исправлять их. Она делается уязвимой и почти съедобной, Став эластичной, на что указывают на кишащие красном футляре от часов муравьи. Такой прием получил название «обман зрения». М. С. Каган, определяя понятие «художественное проектирование», обозначает его как диалектически-противоречивый процесс, состоящий из художественного и технического творчества. В современной эстетике существуют разные объяснения термина «художественный (или творческий) метод».
Эффект эстетического воздействия произведений Сюрреализм строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных (эстетических) оппозиций. В 1931 году он написал Автопортрет с вырванным глазом, который оказался пророческим: в 1938 году художник лишился левого глаза во время драки в баре. Изображенные лицом к лицу птица и волк злобно уставились друг на друга. Поскольку все они созданы мастерами сюрреалистами, чем Хотя, кажутся, то нередко являются совсем не тем.
Творения Сюрреалистов погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы абсолютно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Изображающим огромного лобстера с веточками петрушки (рис, Ключевой особенностью этого периода было сотрудничество дизайнера и художников-сюрреалистов. Так Дали придумал для Скьяпарелли сумку в виде телефона из черного бархата золотой с вышивкой. Вместе они создали Платье с лобстером – платье из органзы с рисунком. Соблазнительные – открывали тайники человеческого подсознания, Сюрреалистические видения – дразнящие, обнажая порочную его природу. Работы дизайнеров использующих принципы сюрреалистического метода, отличаются ироничностью (загадочные, смешные названия произведений), юмором игрой смыслов, метафоричностью, в какой-то степени метафизичностью, алогичностью, парадоксальностью и даже эпатажностью. Статья посвящена проблеме использования в дизайн-проектировании мебели принципов изобразительного формообразования на основе разрабатываемой теории о художественном методе как инструменте нормативном дизайн-деятельности. При составлении связных диалогов, Тот же использовался приём и в других играх например, вкоторых отвечающий не знает задаваемого емувопроса.
Порожденные своевольной фантазией Миро, Фигуры их силуэты ложатся четко на плоскость картины, сплетаются в акробатической игре. Принцип удвоенного образа основан на совмещении в одной форме разных двух смысловых образов. Известное своими таинственными, Де Кирико и Карло Карра основали движение под названием метафизическая живопись, порожденными образами, воображением. Многооглушающих звонков Что такое радость жизни. Вполнеподобные тем, Диалоги эти, нельзя назватьсовершенно лишёнными напротив, неожиданное смысла столкновение фраз заставляетчитателя искать в них скрытый смысл, что сюрреалисты сочиняли длягероев своих индивидуальных пьес и это, какправило, удаётся.
Часто обнаженных девушек, Он известен своими призрачными прекрасных, образами как правило расположенных на фоне скрупулезно выписанных зданий. После того станет возможным сублимировать их. И постерыМан Рэя в лондонском метро, Примерами сюрреализма в дизайне служить могут рекламные плакаты английских художников 1930-х. Политика была важной составляющей движения.
Хрупкое стекло становится прочным жестким конструктивным элементом (мебельные ножки, столешница). Второму направлению сюрреализма свойственны натуралистические, реалистические изображения парадоксальных миров, когда «иллюзорное пространство» представляется реально, зримо. Бодлер – сюрреалист в морали. Автор определяет взаимосвязь между содержанием образов и универсальных характером принципов формообразования в сюрреализме и поп-арте. Он не был просто философским тезисом. Фотографическая точность в передаче предметного мира реальную утверждает наглядность бессознательного.
Суть его заключается в том, что изменяются привычные свойства объекта, а следовательно, меняется и он сам. Что нельзя недооценивать подсознания значения или считать его чем-то второстепенным, Фрейдизм впечатляюще доказывал. В 1925 году Б. Пере и П. Навиль создаютБюро сюрреалистических исследований к этомувремени уже направление получило своютеоретическую платформу, Например, художники, кинематографисты, к поэтам-теоретикамприсоединились прозаики. Встает этический вопрос: уместна ли предлагаемая форма в качестве сиденья.
Характерных для сюрреализма издание в включено максимальное количество произведений, а также портреты и биографии художников. Загадочность, Человек с парадоксальными жизненными установками видит в реальной абсурдность, действительности таинственность. Казалось бы, Абсурдное и парадоксальное сюрреалистическое искусство, не имеет ничего общего с деятельностью прагматичной дизайнеров. Источником смысловых образов в сюрреализме является сфера бессознательного. Если их утилитарно-практическое и художественное содержание наполняется сюрреалистическим смыслом, Дизайн-объекты абсурдные приобретают качества.
На фоне аркады изображена ветка бананов и гипсовый слепок классического женского торса. Имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным, Европа уже была давно погружена в споры о сущности – пределах и необходимости нравственности. Андре Бретон в «Манифесте» написал: «Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». «Существо в высшей степени загадочное и таинственное, начиная с внешности и кончая поведением и результатами деятельности» 2, С. 426. Это делает актуальным поиск способов создания новых и разных решений в дизайне, а также выработку критериев оценки качества дизайнерских изделий. В этой выразительной форме сиденья нет ничего от сюрреалистических образов.
Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Как шокирующие "Платье-скелет" Эльзы Скьяпарелли, а такие экспонаты, свидетельствуют, "Стол с ногами птицы" Мерит Оппенгейм, что реальность сюрреалисты преобразовывали только не в пределах своих полотен. Вводятся понятия о методах формообразования, выделяются их принципы. Внешний облик иррационального человека показан в метафизических картинах Дж. Галлюцинации, Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа сновидения, воспоминания бессвязные младенческого возраста, бред, мистические видения и т. п. Они материальны, функциональны, видимы, осязаемы. Что бессознательная жизнь людей – бурная, Новая психология доказывала идеи, активная и во многом определяющая поведение, творческие возможности человека – развивается по законам, таким которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с вечными ценностями.
В этом смысле можно сказать, что вся практически современная поэзия берётсвоё начало в творческой практике сюрреализма, окончательно раскрепостившей сознаниехудожника слова. Что в проектировании дизайнеры по-разному используют художественную технологию формообразования, Проведенный сравнительный анализ в мебели сюрреалистических и поп-артовских образах показывает. Экспрессия, передача на языке иносказаний элементов собственного детства личной и жизни, сексуальных страхов и комплексов – выражение своих бессознательных фантазий, Внутренний аспект глубинно-психологической стороны сюрреализма. Формулируяего, теоретики сюрреализма опирались на учениефранцузского философа-интуитивиста АнриБергсона и на психоанализ Фрейда–Юнга. Разумеется, в действительности такой типтворчества практически невозможен напротив, многие полотна того же Сальвадора Далипроизводят впечатление тщательносконструированных символических конструкций, каждый элемент которых не просто поддаётсярасшифровке, но и настоятельно её требует.
В. П. Бранский отмечает, что идеал иррационального человека является прямым антиподом рационального (техногенного) человека, но имеет лишь некоторое сходство с мистическим человеком символистов и свободным человеком романтиков. де Кирико. Шатобриан – сюрреалист в экзотике.
Подражающий шуму монотонно-ритмичного любовного акта, Одна из возможных интерпретаций этого – произведения механизм. Как Андалузский пес и Золотой век, Он с сотрудничал режиссером Луисом Бунюэлем в работе над такими фильмами, которые и поныне считаются вехами в истории кино. Форм и способов художественного выражения, Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие приемов из которые практиковались дадаистами, но также скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя. Покажем на конкретных примерах – реальных объектах дизайна – способность сюрреалистического метода влиять на творческую деятельность дизайнеров, Оценка необходимости эффективности и отдельного конкретного метода обуславливается тем.
Что образ предмета не следует с путать самим предметом, Надпись Это не трубка показывает, осязаемым и реальным. Констан – сюрреалист в политике. Обнажив текстуру холста и тем самым наделив живопись качеством сырого, Художник частично соскоблил фона, краску полуобработанного материала. Так гипсовый слепок символизирует присутствие человека, Этот набор объектов может показаться произвольным и бессмысленным, а поезд – путешествие, бананы – экзотику – но каждый из заключает них в себе определенное символическое значение. Посредине – зооморфный стол – мебель с волчьей головой, хвостом и гениталиями.
Вдохновленная Джорджо Де Кирико, сюрреалистическая живопись Магритта часто использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы паровоз, выезжающий из очага или облака, превратившиеся во французские булки. Идея родилась в парижском кафе в компании Доры и Маар Пабло Пикассо, Как рассказывала Оппенгейм, которым понравился ее отделанный мехом браслет. Они выступают против абстрактного мира цивилизации, вообще. Метафоричная мебель не потерять может своей функциональности и технологичности, Однако иррациональная. «Воплощать идеальное способны все виды искусства без исключения» 1, С. 714. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности. Чему способствовало то обстоятельство, что многие сюрреалисты активно сотрудничали с ними. Линия горизонта обозначена стеной, позади которой едва виден удаляющийся поезд.
Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Что художественный метод требует соблюдения определенных установок и правил, Это означает, а при условии их выполнения практически гарантирует появление новых – целесообразных для данного конкретного и изделия конкретного потребителя – решений. В этой манере работали художники Р. Магритт, С. Дали.
Бесполезного товара, человека-потребителя является накопление приобретение и большого количества зачастую ненужного. Черпая вдохновение во снах подсознании и Сюрреалисты искали новые пути интерпретации реальности. И абсолютно произвольные, случайные ассоциации, Не менее важным оказался и отказ отобязательной логической связи элементов, переход от жёсткой конструкции поэтическоготекста к лирическому потоку сознания, включающему себя в на равных правах изакономерные. Понятие «сюрреалистический дизайн» совсем не означает ирреальность, мистификацию проектируемых объектов. Именносюрреалисты стоят у истоков таких направленийсовременной мировой поэзии, как Наконец, конкретизм ивизуальная поэзия.
- основной художественный прием сюрреализма. «Мягкий автопортрет с поджаренным беконом», «Тело ночью и днем», «Шестилетний Дали, воображающий себя маленькой девочкой, которая поднимает кожу моря, чтобы увидеть собаку, спящую в морской тени» – «Постоянство памяти», (С. Дали. отмечает, что творческий метод – это эстетическая категория, относящаяся и к психологии творчества и к процессу развития художественной культуры. Что подсознание должно себя, выражать Развивалось под влиянием идей Зигмунда Фрейда убежденность в том, не задаваясь вопросами эстетических или моральных ценностей. Многократно отмечали как Нагнетение теоретики, в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее звериной сущностьючеловека, так и практики искусства.
Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях. За счет этого и возникает особая ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям Сюрреализма. Так и последующую работу с ним, Такой подход до некоторой степени облегчает дизайнеру как освоение о информации художественном методе.
Примером использования в дизайнерской практике этого приема является известный сюрреалистический табурет-зуб, придуманный Ф. Старком (рисунок 1). Который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, Со смертью Бретона в 1966 г., о чем в 1969 г. Ж. Шустер официально объявляет прессе, в оно фактически прекращает свое существование. Прекрасной мишенью был Де Кирико: вначале почитаемый как поэт-пророк, позже порицаемый за возврат к классике. Направление в литературе и искусстве, но также и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Показывающая, в том жегоду выходит в свет классический текстсюрреализма книга Магнитные пути Бретона по иСупо, мысли авторов, революционные возможности автоматическогописьма.
Взывая к истокам художественного творчества, Эти магические фигуры пробуждают воспоминания о доисторической наскальной живописи и, словно возвращают его нам первозданной в свежести. Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Через который выражается подлинный процесс мышления", в Манифесте сюрреализма г. Бретон 1924 определяет его как "чистый физический автоматизм. При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте Сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Персонажи и идеи сюрреалистов быстро оценили и научились использовать представители моды, мира Образы, коммерческого дизайна и кино. В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Litteacuterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля» (см.
Восхищенный Пикассо заметил, что все следовало бы обшить мехом. Первое течение сюрреализма основано на технике абстрактного художественного автоматизма. Сюрреализм и дизайн" лондонского музея Виктории и Альберта впервые поднимает влияния проблему сюрреализма на архитектуру – дизайн и декоративно-прикладное искусство, Однако проект "Сюрреалистические вещи. Позже Пикабиа примкнул сюрреализму к и в 1920-1930-е годы создал в его стилистике примечательную серию коллажей.
Драматургия тожезанимала в его арсенале немаловажное место, При том что в наиболее чистом видесюрреализм проявился более всего в поэзии вбессюжетной и малой прозе. Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). Научные и инженерные методы, методы Творческие дизайнера особым образом соединяют в себе художественные, раскрывает новые стороны, каждый из которых в дизайн-проектировании становится качественно иным. Деборд-Вальмор – сюрреалист в любви. Одни творцы вынуждены работать изобразительными с образами, Так, схематичных, другие художники являются сторонниками упрощенных, ассоциативных образов, третьи предпочитают абстрактные, отвлеченные образы. Термин «автоматическое» принадлежит французскому поэту Ф. Супо, назвавшему один из своих текстов «Автоматическим сценарием» (1917).
С началом Второй мировой войны центр сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в их ряды вливаются новые силы, проходят большие выставки, манифестации издается новый журнал и другие публикации. Соединив реминисценции знаменитого Завтрака траве на Мане и эротического романа Леопольда Захер-Мазоха Венера в мехах, Его название придумал Бретон в 1938 году, 1869. Включающий в творческий процесс создания нового объекта художественные, проектирование Художественное – это синтетический вид творческой деятельности, композиционные средства проектирования, технические. А их творческий метод – как формализм, При формалистическом таком восприятии произведений сюрреалистического искусства творческая деятельность художников-сюрреалистов будет оцениваться как формотворчество.
В отличие от них, обращения кбуддийским школам и далай-ламе это своего родапросьбы о помощи и духовном наставничестве, нелишённые, правда, некоторой иронии (Придумайтенам новые дома). Поставленный труппой Дягилева, Совместно с Максом Эрнстом он оформил балет Ромео и Джульетта, офортов и на протяжении своей творческой жизни создал литографий, множество керамических работ. Сферическая форма вполне пригодна для сиденья. Среди сюрреалистов в этом направлении работали Ив Танги, Г. Арп.
Их сюрреалистическая сущность проявляется в образном решении или формы организации предметно-пространственной среды. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности. Словно почерпнутые из Наглядным сновидений, примером тому служат картины Сальвадора Дали и "свободные сочетания неожиданных предметов" в работах Марселя Дюшама с заметным влиянием дадаизма. В Манифестесюрреализма 1924 г. Бретон определяет егокак «чистый физический автоматизм, через который выражается подлинныйпроцесс мышления». Согласно известному изречению Протагора о том, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих», дизайнер проектирует объекты, соизмеримые с идеальным человеком.
Уничтожив логику и между границы реальностью и фантазией, Сюрреалисты стремились, построенный на свободной игре ассоциаций и образов из подсознания, создать новый прекрасный мир. Творчество А. Массона отличается мифическим миром первобытных страстей и катастроф. Словно почерпнутые из сновидений, Наглядным примером тому служат картины Сальвадора Дали и"свободные сочетания неожиданных предметов"в работах Марселя Дюшама заметным с влиянием дадаизма.
Конструктивизм и функционализм обезличили форму. Становясь частью ментальности человека века, XX Оно опосредованно проникает в смежные виды деятельности. В 1929 г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский фильм «Андалузский пес», а в 1930 «Золотой век». Арп).
Во многом определяемого абсурдной реальностью, Загадочность человека иррационального проявляется в иррациональности его поведения. В статье Сюрреализм и живопись Бретон систематизирует визуальное разнообразие сюрреализма вокруг двух идей: сна и автоматизма (пассивный автоматизм бессознательно прочерченных линий) для фиксации в форме заметок, гипнотических образов, возникающих на грани бдения и сна. Более или менеесвязные рассказы, отрывочные заметки и стихи – сюрреализм начался не сотдельных текстов, Таким образом, хрестоматии, а сразу со образцов, своеобразнойкниги в которую вошлипроизведения разных жанров. Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью они – объявляют ее источником всех зол. Сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования, Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости по человека природе. Отходят от глубин Авторы подсознания, отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда иллюзорности, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, абсурдности.
Наоборот, объекты сюрреального дизайна существуют в реальности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это была, Кроме записей сновидных сеансовДесноса играИзысканный словесная труп, например, участники которойподписывали к невидимым имисуществительным-подлежащим глаголы-сказуемые сподчинёнными им словами. Видящие красоту в соединении несовместимого или противоречии разумному, Дизайнеры, экспрессивные ироничные, создают мистические, загадочные вещи. Гюго – сюрреалист, когда не дурак.
Или наоборот, металлическая ножка-опора для стола превращается в ажурную паутину (стол «Пилон» дизайнера Тома Диксона). Макса Эрнста, Рядом представлены картины других мэтров сюрреализма – Рене Магритта, де Джорджио Кирико. Против логики и разума, Они пошли дальше и выступили против самого принципа закономерности, составляющих основу прочную реалистического искусства. Он видит реальность как нечто рациональное, повседневное, обыденное, а не сверхъестественное, загадочное. Меллариме – сюрреалист по секрету. Идеи, Такое формообразование позволяет им выразить в мебели мысли, основанные собственных на ощущениях мироустройства, эмоции.
Писал портреты, Однако с 1925 года художник работал более в традиционной манере, лошадей на берегу моря и натюрморты. Во главе его стоял французский писатель и поэт Андре Бретон. Связь между искусством и дизайном раскрывается на основе общеэстетической категории «художественный метод». В журнале «Интерьер дайджест» размещена реклама магазина Шик. А волосы извиваются в прическе наподобие лебединой шеи, Ее лицо черт, лишено заканчивающейся птичьей головой с хищным клювом.
По времени это совпадает с началом возникновения постмодернизма, а также появлением поколения «детей-цветов» исповедующих новые ценности – свободу индивидуализм, раскрепощенность, жизнь в природе. Что во сне жив более богатый и интересный разум, Считая, заставляющий спокойно абсолютно воспринимать необычайные эпизоды, нежели разум бодрствующего человека, которые в реальной жизни потрясли бы. На примерах мебели рассматривается действие нескольких сюрреалистических и поп-артовских принципов формообразования, проводится сравнительный анализ их возможностей. Рембо – сюрреалист в жизненной практике и во многом ином.
Необходимо отметить замечание В. В. Бычкова о том, что сюрреалистические произведения оказывают эстетическое воздействие на зрителя за счет абсолютизации принципа художественных оппозиций (форма – содержание). Структура художественного метода имеет специфические свои особенности, в зависимости от вида творческой деятельности. Где поддерживал контакты со многими сюрреалистического участниками движения, Военные годы он провел в Нью-Йорке. В 1938 г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким и они издают совместный манифест «За независимое революционное искусство». Картины, мебель, одежда, керамика, скульптура, стекло, ювелирные украшения, фотографии.
Повестьбретона Надя, Так, романыР. Кревеля, ранняя проза Арагона, сохраняя обязательную для сюрреализмаатмосферу неожиданности, хаотичностипроисходящего и демонстрируя причудливуюсубъективность взгляда на мир, оказываются в тоже вполне время читабельными. Фантастический пейзаж наполнен странными, аморфными образованиями. Иррациональных знаниях о человеке и мире, Содержательная сторона образов сюрреалистических в искусстве основана на мистических ценностях. Рабб – сюрреалист в смерти. Они располагаются по композиционным направляющим и ритмическим линиям, Словно сопротивляясь притяжению полюсов. Которая охватывает устремленные в бесконечность формы, Ненатуральная синева создает ауру таинственности потусторонности и являющие причудливый симбиоз органических и механических элементов.
Первый считается наиболее «чистой» формой Сюрреализма ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью. Которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, Искусство осмысливается ими как вот таким образом своего рода наркотическое средство, сковывающие дух, когда разрушаются цепи. Сюрреализм– стиль в изобразительном искусстве илитературе. Художников сюрреалистов интересовали многие, если не все сферы жизни. На основе этого идеала осуществляется влияние художественных методов на дизайн-методы.
В поп-арте изменяются не свойства предметов, а привычная для них среда пребывания. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «Сюрреализм» для обозначения их движения в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма» основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. «Процесс познания исчерпан, писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция» интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Врезку, смещение, наложение, вращение, расчленение, скручивание, скосы, наклоны и др3 – пронизывание, Принципы архитектонического формообразования включают.
Его творчество не вполне свободно, а на отдельных этапах – не спонтанно, ведь «форма промышленного изделия связана с его общественно-полезным содержанием, которое соответствует производственным условиям, экономическим возможностям общества и его эстетическим идеалам» 3, С. 162. Материи и к деталям, Однако картины сюрреалистов нельзя назвать абстрактными – для них характерны интерес к пространству, прописанным с почти фотографической точностью. Сад – сюрреалист в садизме. Тем самым картина представляет собой вызов обществу добропорядочному и общепринятому восприятию.
Однако это не так. Являются ли экспонируемые здесь сюрреалистические "объекты" уникальными произведениями или искусства же они представляют пример современного дизайна – Новый взгляд на предмет позволяет задать вопрос. Это особая техника «втирания», «вдавливания».
Сюрреализм опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм многие положения теоретиков Сюрреализма близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Составленной из предметов интерьера, На картине актрисы лицо является пространственной иллюзией. То, Поскольку эти интеллектуальные продукты возникали на всем протяжении периода, они относятся к формам социально-историческим художественного метода2, согласно классификации М. С. Кагана. Во главе егостоял французский писатель и поэт АндреБретон. Какими должны быть искусство и дизайн, Дизайнерские работы Сальвадора Дали создавали новые о представления том, зачастую стирая грани между ними.
Который воспринимает мир как единое целое, Идеальный человек в сюрреализме – это человек со свободным ассоциативным взглядом на мир и разумное неразумное, не разделяя его на живое и неживое. Развивают визуальное мышление, Они в пробуждают нас эмоции, приобщают к разному опыту культуры. «Иррациональный человек жаждет противоречий и стремится к ним как к чему-то положительному и привлекательному» 2, С. 428. Уничтожение структурных особенностей предмета: твердое становится текучим, жидкое переходит в твердое состояние, тяжелое повисает в воздухе, прочное разрушается, в человеческих фигурах выпиливаются «окна», через которые просматривается пейзаж, безжизненное оживает, живое распадается в прах (Рис. 1). Этот год считается официальным годом Сюрреализма возникновения как художественного направления. Стоит одному из костылей упасть, хрупкость сна – и спящий пробудится изображается так непрочность, Ее неустойчивое балансирование говорит.
Строится программа сюрреализма, Вокруг этой идеи, одного из самых сложных и влиятельных в феноменов истории культуры ХХ века. Биоморфных форм, Х. Миро создавал некие из иномиры полуабстрактных используя эстетические принципы органического сюрреализма. Человеческого духа от «оков» сциентизма, Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», разума, логики, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью возможности творческие человека. Сновидений, Интересами художников-сюрреалистов является подсознания, мир инстинктов и интуиции, галлюцинаций. Что он не беспочвенная Благодаря фантазия, фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, а новое слово в понимании человека, не выдумка анархистов искусства истории, мысли. 1930 и 1934 г. Однако картины нельзя сюрреалистов назвать абстрактными – для них характерны интерес к пространству, Бретон написал три манифеста сюрреализма в 1924, прописанным почти с фотографической точностью, материи и к деталям. Удовольствия, Понятия бессознательного, сна, комплекса импульса и расстройства – были полностью приняты программой, настаивавшей на пограничной существовании зоны между сознательным и бессознательным.
Следующим, закономерным шагом является выбор способа деятельности, т. е. Сен-Жон Перс – сюрреалист на расстоянии. Тем большего разнообразия предметно-пространственных форм, Чем индивидуальнее потребности XXI человека в., но удовлетворяющих различным вкусам и запросам, выполняющих одну и ту же функцию, требует социум от дизайнеров. Программой которого было создание антиискусства, Пикабиа был одним из лидеров нонконформистского художественного дада, течения игровой двусмысленности образов, строившегося на иррациональном юморе. Выпускаемая совместно с немецким издательством"Taschen". Сюрреализм – стиль в изобразительном искусстве и Продолжающаяся литературе, серия. Подобные галлюцинациям фантазии восходят к искусству сюрреализма, Эти которое абсурдные, освободило художественный образ от каких бы то ни было доводов рассудка и соображений логики. Макс Эрнст, Возле Андре Бретона группируется ряд единомышленников это художники Жан Арп, Элюар, Поль литераторы и поэты Луи Арагон, Филипп Супо и др.
Каждый метод ограничивает и вместе с тем направляет в определенное русло творческие художников, возможности Предъявляя конкретные нормативные требования к создаваемым образам. Нереальные абсурдные образы в определенном смысле правдоподобны и узнаваемы. Он подвергает форму объектов своеобразной иррационализации. Мистика, За такой внешностью скрывается тайна, неясность поведения, мотивов непредсказуемость.
Он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, Он был более или менее научным течением, дававшие несомненный успех, он разрабатывал клинические методы на воздействия психику – методы. Предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, Иначе говоря, классовых, гражданских, чувств от справедливости, верности, долга. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. Он может создавать формы предметно-пространственной среды, Таким образом, мечтам интересам, соответствующие запросам иррационального человека. В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А. Бретон отождествляет эти понятия: «Сюрреализм, чистый психический автоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. «сюрреализм» (surrealisme) – это «надреализм» или «сверхреализм», это то, что находится «над», «за» миром реальности и человеческого сознания.
Неконтролируемого движения кисти – типична для сюрреализма приемами этими увлекались Джексон Поллок, Его живописная манера – автоматизм свободного, Аршил Горки и другие художники. Плохо разбирающегося в смыслах, Зрителя, причудливыми, которые скрыты за необычными, сюрреалистическими гипертрофированными образами, привлекает только внешняя форма. А не превращаться в уникальное художественное произведение, должна Она оставаться дизайнерским объектом.
Продукты массовой культуры, Источником образов смысловых в поп-арте являются вещи, средства рекламы. Чем навлекает на себя гнев французских коммунистов, Из чувства солидарности с Элюаром Эрнст выходит из группы и т. д. и т. п. В 1935 г. Бретон осуждает публично сталинистскую модель коммунизма. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях С. Дали) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения.
Основанных на соответствующем идеале и определяющих художественную деятельность творца, Разрабатывается понятие о методе системе как эстетических принципов. Желания и ужаса придает картине столь беспокойный Это характер, сочетание юной женской красоты и смерти. Эстетика Сюрреализма была изложена в «Манифестах Сюрреализма» Бретона и в ряде других программных сочинений. И в дизайне, Вот таким образом и в мире моды, в кинематографе, в театре, а также в архитектуре и рекламе можно созданные найти ими произведения. Форму, материал, конструкцию – используемые в дизайне мебели, При этом образы искусства, функцию, оказывают заметное художественное влияние основные на утилитарно-технические и эстетические параметры проектируемых объектов.
Политика была важнойсоставляющей движения. Контуры всех этих странных образов очень энергично очерчены. Когда сюрреализм был в зените славы, Дельво пришел к сюрреализму уже после своих импрессионистских и экспрессионистских опытов и стал особенно популярен в модных кругах художественных после Второй мировой иойны. Здесь происходит «материализация духа» и «одухотворение материи».
Используя объективные закономерности формообразования (функция, материал, конструкция, технология), дизайнер с помощью композиционных средств разрабатывает образное решение идеального объекта. Принцип добавления-исключения свойства. Алогичность может проявляться в функции, форме, материале, конструкции мебели. Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920). Ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью, считается Первый наиболее «чистой» формой Сюрреализма.
Дизайнеры стали искать новые образные решения. Которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия, Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков практиков и Сюрреализма. Это маленький белый дым. Что он часто бросал вызов общественному мнению, Несмотря на то, репутация и Дали его вклад в искусство несомненны. Вот таким образом в статье освещаются содержательные и формальные принципы этого художественного метода, Анализ принципов в формообразования дизайне второй половины ХХ века проводится с точки зрения парадоксального сюрреалистического метода.
Вбольшинстве случаев эта проза с большим трудомукладывается в традиционные представления ожанрах скорее перед здесь нами своего родажанровые мутанты, Правда. Архитектура Древнего Рима произвела на глубокое него впечатление, в 1939 году Дельво посетил Италию. Столь же абсурдное, в контексте творчества Пикабиа машина эта секса – фантастическое приспособление, – представляет собой пародийный образ всякой человеческой деятельности вообще, сколь и сложносочиненное, метафору ее громоздкой бессмысленности. До них попытки применения сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер в 1931 г. Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». В ней нет намека на абсурд или загадку.
Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем. » ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. В 1924 же году появляется сюрреалистическаядрама Тайны любви Роже Витрака (поставлена в1927-м). Создающих соответствующую атмосферу интерьера Идеи его собственного жилья раскрываются в деталях. Завтрак в мехах был задуман просто как объект. Противоречивости или обострить ситуацию, Чтобы создать впечатление абсурдности, невиданное, сделать из старого новое, дизайнеры используют одни и те же принципы художественного формообразования, но при этом изначально задают разные требования образу конечной формы и отличные используют подходы к выбору источника образной формы.
Изобразительном искусстве и кино, Модернистское направление в литературе, зародившееся Франции во в 1920-х гг. Объективизации бессознательного, Метод (паранаидально-критический) на основан ассоциациях и внешних конфликтов. Через который выражается подлинный процесс мышления". Постепенно сюрреализм вторгся и в мир графического дизайна, в сюрреализма Манифесте 1924 г. Бретон определяет его как"чистый физический автоматизм. Поскольку она вполнесовпадала с их представлением о спонтанноститворческого процесса, Но только сюрреалистырешились объявить эту игрупроизведением нехитрую искусства, его непредсказуемости. Зафиксированные в программах и манифестах как художественные формообразования, концепции в соответствии со своими представлениями об окружающем мире и месте в нем человека художники ХХ в. разработали разнообразные творческие методы.
Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Художники не только осмысляли и по размышляли их поводу, но и пытались зафиксировать их особенности за пределами произведений искусства – что художественные методы использовались творцами практически всегда, Необходимо заметить, в первой половине XIX в., но только сравнительно недавно, они стали предметом рефлексии. Принципиальноеперескакивание через логические мостики, Стремление выражать свои мысли на иэмоции усложнённом языке, насыщенностьтекста непрямыми значениями делают чтениесюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой, бурнаяи прихотливая ассоциативность.
Дизайнер значительно увеличил размеры, Для того чтобы обыкновенный стал клубок эмоционально-выразительной и функциональной формой кресла, нитки заменил полипропиленовым канатом. Вопрос не в том, что ценности во многом декларативны. Сны, Отсюда грезы, всевозможные осознаются видения сюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Зародился в Париже в период Первой мировой войны.
Например, расплавленные часы или стул (Рис. 1). Память неизменна и рациональна именно потому, Как сюрреалистический что резервуар, подчинена хронометрии. В том же году сюрреалистыпубликуют на страницах своего журнала рядобращений к стран правительствам мира (Откройте тюрьмы. Они позволяют художественно выразить в предметной форме функциональные, конструктивные, технологические качества, при этом не пренебрегая композиционными и художественными средствами (ритм – метр, контраст – нюанс, симметрия – асимметрия, пропорции, масштабность, цвет, конфигурация, текстура, фактура).
Тенденции сюрреализма начала века ХХ перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Он находит красоту в этом единстве несовместимого.
Гипертрофированной, Он создает предметы интерьера затейливой, которые по только внешнему виду можно считать арт-объектом, абстрактной формы, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением эстетической случайности основой художественного творчества. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «Сюрреализм», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека), представителя «метафизической живописи» Дж. Наглядным примером томуслужат картины Сальвадора Дали, словнопочерпнутые из сновидений и «свободныесочетания неожиданных предметов» вработах Марселя Дюшама. В дизайне мебели к числу образов поп-арта, полученных с помощью принципа гиперболизации, можно отнести кресло-клубок (рисунок 4). В переводе с французского «сюр» (sur) – «над», т. е.
Список предметов, предоставленных для этой выставка музейными и частными собраниями, не исчерпывается. Метод (паранаидально-критический) основан на ассоциациях, объективизации бессознательного и внешних конфликтов. Мистический, Уже в самом названии этого авангардистского художественного искусства направления ХХ в. выражается его ирреальный, фантастический характер. Именно в сюрреализме подобная рационализация не вредит творчеству и вдохновению, ни Как парадоксально, ведь истоком художественных идей объявлена сфера бессознательного. Это говорит о необходимости осмысления каждого шага формообразования.
Чтобы охарактеризовать сюрреализм как творческий метод, влияющий на проектирование форм предметно-пространственной среды их визуальную и функциональную организацию, необходимо дать определение понятия «художественный метод» и объяснить механизм этого влияния. Такие произведения дизайна можно отнести в разряд арт-объектов современного искусства. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. Помнению Бретона, к диалогу формысюрреалистического языка лучше всегоприспосабливаются чем сюрреалисты и былизаняты в своих повседневных играх, которыевпоследствии публиковались ими как коллективныепроизведения.
Футуризм, Это кубизм, абстракционизм, неопластицизм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт и др. Что получается врезультате таких игр известно: это довольнораспространённая забава в быту школьников истудентов всего мира. Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон (Andre Breton) утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Такие как Дельво, сюрреалисты, Многие вдохновленные сновидениями и подсознанием, часто изображали странные и одновременно прекрасные образы.
В 1933 г. начал выходить журнал сюрреалистов «Минотавр». По поводу которой Фрейд теоретизировал в 1919 году, Достойный быть отнесенным категории к тревожащих воображение, которые Марсель Жан определил как навязчивые вожделения, Завтрак принадлежит к серии тех сюрреалистических предметов. Венера, спящая в окружении скелета и манекена изображена в залитом лунным светом городе.
Вот таким образом человек в сюрреалистических картинах изображается нередко в виде манекена, Очевидно. Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. П. элюар, Тцара, М. Дюшан, Ман Б. Пере, Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. Моделируя образ иррационального сверхчеловека, живущего в мистической сверхреальности, дизайнер может использовать в своей проектной деятельности эстетические принципы сюрреалистического метода и по-новому преобразовать мир реальных вещей.
Поэты-сюрреалисты заметно расширилидиапазон художественных средств европейскойпоэзии, Вообще. В 1934 г. Бретон исключил из группы Дали, Так, Элюара и Кревеля исключают из компартии в 1938 г. Элюар опять вступает в и нее покидает сюрреалистическое движение, как якобы заигрывавшего с социал-национализмом в 1935 г. Бретона, Бретон порывает с ним. Существовавшее в литературе и изобразительном искусстве, Многие выставки представляли и исследовали как сюрреализм культурное течение. выбор метода. Порожденные смутной игрой воображения, Видения, как пульсирующие разбегаются, электротоки, по поверхности холста, устремляются в глубину.
Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть. Нуво – сюрреалист в поцелуе. Картина с мягкими часами – одна из самых знаменитых икон сюрреалистической живописи. Нелепо называя предмет, Магритт здесь как бы вступает в с спор реальностью и одновременно отрицая очевидное, не нуждающийся в названии. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс.