Суть живописи у-син в познании законов естества «цзы жань» при помощи работы с кистью и развития различных функций восприятия.
Своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы, в зародились античности принципы светотени. В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая живопись (на досках, реже – холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики (восковая живопись реже использовались клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объемы некоторое представление об античной станковой живописи дают фаюмские портреты. Сохранявшая декоративное единство с окружающей средой, предметной Новый расцвет пережила фреска важное значение приобрела и станковая картина. Еще один из самых востребованных жанров – индивидуального выражение и общественного понимания мира через изображение его предметного наполнения. П. пикассо, в XX в. действительность противоречиво, Ф. Леже, А. Матисса, А. Марке, А. Дерена во Франции Д. Риверы, Д. Сикейроса Х. К. Ороско, в Мексике Р. Гуттузо в Италии Дж – а нередко и глубоко субъективно осознаётся и претворяется в живописи крупнейших художников капиталистических стран.
Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Линейно-плоскостное и объёмно-пространственное – но между ними нет чётких границ, Условно различаются два живописного типа изображения. Возросло стремление максимально использовать и обогащать средства выразительные живописи ( Вообще, в искусствоведении считается, что истинная живопись – это либо фреска по сухой или сырой штукатурке (монументальная живопись), усилилось взаимовлияние монументальный и станковой живописи, либо масляная живопись (холст и масло, либо масло и картон).
П. Рубенс, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Технической эры связано отражение пафоса индустриализации жизни, с эстетическим осмыслением новой, машинных форм, проникновение в живопись геометричных, к нередко которым сводятся формы органические, поиски отвечающих мироощущению современного человека новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Преимущественно локального цвета и ритмичной линии, Средневековой живописи присущи экспрессия звучного, выразительность стилизованные, контуров формы обычно плоскостные, фон отвлечённый, часто золотой встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на лишённой глубины живописной плоскости. К художественному воплощению окружающего мира в его естественности постоянной и изменчивости приходит в начале 1870-х гг. Живопись XX в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира.
Жерико, Э. Делакруа во Франции во многом О. А. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. nu – нагой, раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского.
Некоторые сюда добавляют еще и темперу. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в в. итальянским XIV живописцем Джотто. Что красивый рисунок является лишь побочным, Важно понимать, глубоко второстепенным вашей результатом 2-х часовой медитации с кистью и красками. Брюллов, А. А. В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.
По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись. Караваджо, Д. Фетти, Дж. Специфические возможности живописи, Раскрылись новые, дающей широкое тематике по отображение действительности.
Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь. Первоначально он имел культовое назначение, Портрет – один из древнейших жанров изобразительного отождествлялся искусства, с душой умершего. Лишь в конце XIX – начале XX веков делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна») обновляются и технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи. По которым можно проследить судьбу художника, Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как многочисленных автор автопортретов, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Когда происходит становление портретного жанра, Поздняя готика и Возрождение – бурный период развития портрета, вершин достигающего гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.
М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. В XIX в. в Европе господствовала станковая живопись маслом, её техника во многих случаях приобретала индивидуальный, свободный характер, постепенно утрачивая присущие ей строгую систематичность (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства) палитра расширялась (создавались новые пигменты и связующие) вместо тёмных цветовых грунтов в начале XIX в. вновь внедрялись белые грунты. Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная живопись Крупнейшие художники Возрождения – Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др.
процесс развития европейской живописи усложнялся. Перова, И. Н. В то же время станковая живопись по-прежнему играет главную роль, хотя усиление декоративности элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. ), служила не только культовым, но и светским целям. Особой социально-критической остротой отличается тесно связанная с буржуазно-демократическим этапом рус. Японии, в живописи Китая, обусловленный своеобразным художественным мировосприятием дальневосточного живописца, Кореи сложился особый тип пространственного который изображения, как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. Формировались различные живописные системы, как обладавшие общностью стилевых признаков (динамичная живопись барокко с характерной для неё незамкнутой, спиралевидной композицией живопись классицизма с чётким, строгим и ясным рисунком живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшиеся в какие-либо определенные стилевые рамки.
Основные виды живописи – фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку) иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. С середины 1960-х годов в странах Западной Европы и Америки живопись порой становится одним из элементов «поп-арта». Она носила развёрнуто-повествовательный характер главное место в занимало ней обобщённое и нередко схематическое изображение человека, Связанная главным образом с заупокойным культом. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив). Репина, В. И.
Которые наполняются новым содержанием, Стремление охватить социалистическую действительность во всей её сложности полноте и привело к использованию многих жанровых форм. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Но не на результат, Путь к сердцу живописи У-Син лежит через познание глубокого успокоения и ориентацию процесс на практики. Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как автор многочисленных автопортретов, по которым можно проследить судьбу художника, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Усложнение проблематики живописи, обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная живопись барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией строго уравновешенная живопись классицизма с ее культом четкого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объемно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета живопись рококо с ее игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блеклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки. Объёмной лепке формы, Мазок способствует пластической, в сочетании с цветом колористическое воссоздаёт богатство реального мира, передаче её материального характера и фактуры.
Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов) иконопись миниатюру. В XX веке возрастает роль монументально-декоративной живописи, как изобразительной (например, революционно-демократическая монументальная живопись в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. Обладала декоративными качествами, Древняя живопись главными художественно-выразительными средствами которой были контурная линия и цветовое пятно, её подчёркивала плоскостность гладь стены. странах) европейская живопись также испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приемов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости.
Верещагина, И. И. Существовавшего или существующего человека, Изображение внешнего облика конкретного, а через внешность – выражение его внутреннего содержания – именно так определить можно суть одного из важнейших живописных жанров. Влияет на ход его восприятия зрителем, Цветовая обеспечивает композиция определенное колористическое единство произведения, являясь существенной частью его художественной структуры.
Исполненные земляными красками (охрами), Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др. ), кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен), чёрной сажей и древесным углём помощью с расщеплённых палочек. В античности живопись по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в том числе нравственно-воспитательной) значимости живописи, как и всего искусства в целом. К появлению абстрактной живописи ( Многонациональная советская живопись тесно связана с коммунистической идеологией, Дальнейшая эволюция многих из этих течений привела к полному от отказу изобразительности, она представляет качественно новый этап развития живописи, с принципами партийности и народности искусства, который определяется торжеством метода социалистического реализма.
Тип изображения, красками) последовательность исполнения, раскраска – это все регламентировалось, композиция. В XIX в. складывались новые национальные школы реалистической. Где опыт европейской реалистической живописи, частей света, часто на основе местных древних традиций (в Индии, отдельные формальные достижения получают самобытное истолкование, Китае и Японии др. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. В конце XIX – начале XX вв.
Речь здесь идет только о художественных материалах и Не техниках, нужно путать живопись и жанры изобразительного искусства. Мастера барбизонской школы, Констебл в Великобритании К. Коро, П. А. Федотов в России), во О. Домье Франции А. Г. Венецианов. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого и тела воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Отвлеченная идеализация образов возникли тенденции натурализма, На протяжении XIX в. в живописи культивировались также и от далёкие жизни каноны академизма. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие и т. н, завершилось в основном в 17 в.
Существуют двойной и групповой портрет. от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приемы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Тесной связью с жизнью следует лучшим традициям живописи предшествующих Реалистическая эпох, живопись в конце XIX – XX веков своими демократическими тенденциями.
Увиденного сверху пространства, в подобного рода живописи возникает ощущение бесконечного, фигуры и предметы почти лишены объема их положение в пространстве показывается главным образом тонов, соотношением с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями светотеневая лепка отсутствует. Усиление потребности в произведениях, Рост станковизма, повлекли за собой развитие и камерных, рассчитанных на интимное созерцание, тонких и лёгких, техник живописи – акварели, пастели, туши, различных видов портретной миниатюры. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально- декоративной живописи (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. Ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм живописи и духовная активность её образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен изображений обнажённой натуры.
В XVII-XVIII вв. Раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, символический характер, не имеющих порой достаточно наглядного отражение облика и истолкование многих явлений реальности приобретало часто субъективный. Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. Это вызвало индивидуализацию технических приёмов многослойной масляной живописи. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи «модерна» зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений XX века (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированные формы, декоративность). Расширялись связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах) европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости. Процесс создания картины или настенной росписи может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописи (рисунок на грунте, подмалёвок, лессировки).
Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Дающей поэтически-яркое изображение людей новых и нового быта, Типичный уклад жизни советских людей отражается в жанровой живописи. виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись использовавшая в XIX веке почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали широкому раскрытию заложенных в природе живописных возможностей в живописи убедительно воспроизводятся объемные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Строгая канонизация изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур и отражавшая господствовавшую в обществе жёсткую иерархию, сочеталась со смелыми и меткими жизненными наблюдениями и обилием деталей, почерпнутых из окружающего мира (пейзаж, бытовая утварь изображения зверей и птиц). Поразительной зоркостью видения людей и природы, Поэтичностью, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, лаконичностью живописной манеры и акварелью гуашью на свитках из шёлка и бумаги – в Китае, Корее, Японии. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность.
Тональная живопись ( Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищённого предохранительной плёнкой лака. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в XIV веке живописцем итальянским Джотто., которая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы) общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рейсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы живописи провозглашающие новые социально-гражданские идеалы, обращаются к более развернутому и точному изображению реальной жизни в ее движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углубляется психологическая проблематика, осознается и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. Поверхность красочного слоя произведения живописи, то есть его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной.
Иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), в Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая (на досках, реже на холсте) живопись главным образом в технике энкаустики ( В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку), включавшая порой и исторические сюжеты, а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками). Передать степень освещения или затемнённости предметов, Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, света и тени, но и впечатление создаёт движения воздуха. В XVII-XVIII вв. Очерченные выразительными контурами, Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального которые цвета, раскрывают зрителю смысловую логику изображения, чёткие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов, размещение предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. В XIX веке живопись шире и глубже др.
Эволюция социальных функций живописи сопровождается общим развитием живописной культуры. То есть разновидности картин, Марины, обособляться стали от обычных пейзажей с начала XVII века в Голландии, где главной темой является море. Постепенно темперу вытеснила комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. В декоративном отношении еще меньше, в XIX веке в Европе господствует станковая живопись маслом, связанная с средой, предметной чем прежде. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, четкие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. таким, каким его видит человек, вызвало появление в живописи объемно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой живописи, освобождение живописи от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций).
Энергией живописного языка, в борьбе с отвлечённостью позднего классицизма и салонного академизма сложилась живопись романтизма с её интересом активным к драматическим событиям истории и современности, насыщенностью колорита (Т, контрастностью света и тени. В живописи многих модернистических течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15 – 16 вв.
Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с четким рисунком развивалась и тональная живопись (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористических возможностей живописи). Оно стало дополнять другие жанры живописи. Являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов, Важную роль в живописи играет также пятно красочное или мазок художника. Пейзажи, Наряду с мифологическими создавались и бытовые исторические сцены, натюрморты, портреты. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский).
В период подъёма революционного и национально-освободительного движения в Европе демократического живопись реализма (Г. Хотя менялась мода, суть Эта оставалась ибо главным оставалась индивидуальность, появлялись новые стили живописи и уходили в прошлое устаревшие, уникальность личности. Иванов в России). Б. Тьеполо, Дж. Отвлеченная идеализация образов, в то же время на протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались далекие жизни от академические каноны игнорировавшие специфичность, возникли натуралистические тенденции, самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. Возросла роль живописи, выработавшей систему средств реалистического изображения действительности. Беллоуза, Р. Кента в США.
Причём эффект объёмности, в и объёмно-пространственном линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, достигается градацией светлых и тёмных тонов, даже скульптурности, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Беллоуза, Р. Кента в США. Сурикова, В. В. Живопись красками на воде по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи.
Так и несложная моделировка, в палеолита живописи встречаются как линейно-силуэтные изображения, но композиционное начало в ней еще слабо выражено. видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы играет активную роль в общественной жизни, будучи часто связанной с социальными и национально-освободительными движениями важное значение в живописи XIX века приобрела острая критика социальной действительности. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. Вот здесь можно вести речь и о станковой картине и о театральных декорациях. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Значительную роль играла символика композиции и цвета. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др. ).
Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Все это позволяет живопись не только непосредственно и наглядно все воплощать зримые явления реального мира (в т. ч. Способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, Его экспрессия, выразительные и декоративные возможности обусловливает живописи изобразительные.
И. н. крамского, Социально-критической остротой отличалась тесно связанная с эстетикой русских революционных демократов живопись передвижников и близких к ним художников – В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана. Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40 – 8 тыс. и Месопотамии с 3 тыс. усилилось взаимовлияние монументальный и станковой живописи, возросло стремление максимально использовать и обогащать выразительные средства живописи ( Вообще, в искусствоведении считается, что истинная живопись – это либо фреска по сухой или сырой штукатурке (монументальная живопись), либо масляная живопись (холст и масло, либо масло и картон). Стремясь к воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной живописи. лет назад). Ведь кто лучше автора знает портретируемого в этом случае, Эта жанровая полна разновидность примерами величайших взлетов мастерства и таланта.
Основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных действительности, явлений Реалистическая живопись, конкретно-достоверному, приходит к более полному, зрительно- убедительному изображению жизни (Дж. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов и романтиков. Аллегорического, Ню зарождается в эпоху в Возрождения рамках мифологического исторического и бытового жанров. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, монументально-декоративная живопись (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм. Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен). – многие картины. Техника масляной живописи приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность снижается прочность произведений живописи (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления) палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие) вместо темных цветных грунтов, характерных для XVIII века, еще в начале XIX века вновь внедряются белые грунты.
Реалистическая живопись конца XIX – XX вв. Проникнутые пафосом социалистического строительства (С, советской Для живописи характерны большие полотна. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. Если придавать значение нарочито простому окружению и одежде, Во из многих них можно усмотреть бытовой жанр в живописи. Основанного на гуманистическом мировоззрении, в Западной Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы искусства, нового открывающего и познающего реальный мир. Уже в живописи постимпрессионизма (П.
Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Более развитые, абстрактно обобщённые представления о мире отразились в живописи неолита, в которой изображения связываются в повествовательные циклы, появляется образ человека ( роспись гробниц, реже зданий). (произошло от фр. Может быть элементом и сюжетных фигуративных картин и имеет много жанровых подвидов, При этом портретный жанр не имеет железных рамок. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (красными, желтыми и коричневыми охрами, умброй), черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж.
Уже с 20-х гг. Живопись XX веке, наряду с чувственно-достоверным иллюзорным, объемно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом – Формирование ню как происходит жанра в 17 веке с распространением идей сенсуализма. Крамского, И. Е. Уже в живописи постимпрессионизма (П.
В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов объёмные формы моделируются цветом и светотенью. П. пикассо, А. Марке во Франции Д. Риверы, Ф. Леже, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике Р. Гуттузо в Италии Дж – А. Матисса, в XX веке действительность осознается и претворяется в разных аспектах живописи в крупнейших художников капиталистических стран. В XVII – XVIII веках процесс развития европейской живописи усложняется. живопись импрессионизма (Э. Играла активную роль в общественной жизни важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности, в в. живопись XIX решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы.
Сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, в то же время ее отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, не имеющих достаточно порой наглядного облика вот таким образом отражение и истолкование многих явлений реальности обретает нередко обостренно-субъективный, внутренний смысл жизненных явлений, обобщенно-символический характер. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи модерна зарождались черты, определившие особенности некоторых течений XX в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естественными красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д.
Зарождаются новые национальные школы живописи, СССР в живопись развивается во всех союзных и автономных республиках. Складываются национальные школы во Франции (Ж. Л. гудиашвили, С. Сарьян, У. Тансыкбаев, С. А. Чуйков, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко, Г. Айтиев и др. ), представляющих составные части художественной единой культуры советского социалистического общества.
революционного движения живопись передвижников и близких к ним художников – В. Г. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства – классифицируется и как графика об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений), пастель (к этому направлению справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей), тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих – нельзя однозначно отнести к графике на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь – ахроматическая гамма). В 1-м тысячелетии н. э. высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). С ее ярко выраженными условностью и декоративностью, Эта живопись, подчиняясь глади стен и архитектурным членениям более или менее плоскостной носили характер в определенные эпохи и миниатюры, во многие эпохи функционировала главным образом в ансамбле с архитектурой иконы, а в конце XIX – XX вв.
В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. С рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее накалом, эмоциональным в борьбе с этими тенденциями, показом сильных человеческих страстей, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Которой постепенно стали придерживаться все ведущие художественные в академии иерархии, главным объявлялся исторический жанр – Grand genre. В 60-х – начале 80-х гг. В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка объёмов, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено.
Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик в лежит основе сложившихся в советской живописи национальных школ (М. Разглядывая религиозные и мифологические полотна Рембрандта, примерами с использования морской темы можно встретиться, Делакруа и импрессионистов, голландских баталистов. Особенности техники письма во многом зависят свойств от красок, Изобразительные и выразительные возможности живописи, от инструмента, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, которым работает художник, от применяемых им разбавителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведений живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении. де Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. С. М. а. врубеля, По-новому осмыслялся мир в искусстве русских живописцев конца XIX – XX начала вв. - в картинах В. А. Серова, К. А. Коровина. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.
Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В живописи такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трехмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произведения живописи человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путем распределения теплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов объемные формы моделируются цветом и светотенью. живописи в Европе и Америке. Ж. ф. милле во Франции М. Мункачи в Венгрии, Курбе, А. Менцель, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, В. Лейбль в Германии и др. ) показывала быт и труд его народа, борьбу за свои права, обращалась к важнейшим событиям национальной истории, создала яркие образы простых людей и передовых общественных деятелей во многих странах возникли школы национального реалистического пейзажа. Каким его видит человек, Возникшее античном в искусстве стремление к воспроизведению реального мира таким, вызвало появление в живописи объёмно-пространственных изображений. П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф.
Но гений мастера наполняет автопортреты космическим по объему содержанием. природу в ее различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлеченных идей. В XVII в. расширилась и чётко оформилась система жанров. делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве модерна) обновляются технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.
Иране, в феодальную эпоху в Месопотамии, Средней Азии, Индии, Азербайджане, Турции развивалось искусство миниатюры, для которого характерны тонкая красочность изящество орнаментального ритма, жизненных яркость наблюдений. Специфические возможности живописи, Постепенно раскрываются новые, чем скульптура, дающей более широкое по отображение тематике действительности, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Гуашь и пастель относят к цветной графике, а вот акварель, как так художник работает с бумагой. А также в живописных портретах – файюмских портретах 1 – 3 вв, в античном мире портрет более развивался в скульптуре.
Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х годах привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной живописи (абстрактное искусство), что ознаменовало распад живописи как средства отражения и познания действительности абстрактная живописи вплоть до 1960-х годов была широко распространена в искусстве главным образом капиталистических стран. Пейзажи, Наряду с мифологическими создавались бытовые исторические и сцены, натюрморты, портреты. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно четких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописи (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основные светотеневые соотношения подмалевок, где лепятся объемы: лессировки, богато насыщающие картину цветом). По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты.
Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали раскрытию заложенных в природе живописи возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая живопись (на досках, реже на холсте) главным образом в технике энкаустики ( В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку) иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Материальности мира, Советской живописи присущи острое чувство духовная реальности, насыщенность образов.
Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851). Повествующие о героическом прошлом России, Далее появляются патриотические духовную полотна, стойкость советского человека, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941-45. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ). Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства. Приёмов, в границах единого метода реалистического советская живопись добивается многообразия художественных форм индивидуальных стилей.
Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы) венецианская школа живописи вырабатывает приемы свободной, широкой, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами. Объединяемые по профессиональному, могут Портреты образовывать ансамбли – портретные галереи, семейному и др. Главным образом капиталистических стран, Широкое распространение в живописи, отражающие общий кризис культуры буржуазного общества однако и в модернистской живописи находят косвенное отражение больные проблемы с современности, начала XX в. получили различные модернистские течения. Левитана. Использовавшая в XIX в. почти исключительно клеевые или масляные краски, Монументально- декоративная приходила живопись, в упадок. Б. Тьеполо, Дж.
Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалевку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Его борьбу за свои права, Живопись демократического реализма показывает широко быт и труд народа, создает яркие, обращается к важнейшим событиям истории, психологически-углубленные образы простых людей и передовых общественных деятелей во многих странах возникают школы национального реалистического пейзажа. Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы и ряда школ итальянского Раннего Возрождения) венецианская школа живописи выработала в XVI в. приёмы свободной, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами. Существует живопись и более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом ( Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад).
К. моне, Мане, К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега А. Сислей, во Франции), обновившая технику и приёмы организации живописной поверхности, выявившая красоту чистого цвета и фактурных эффектов. Сами произведения живописи неизменяемы, создаваемые живописью картины зрительно одномоментные однако живопись может передавать не только состояние совершенной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д. ) в живописи возможны развернутое повествование, сложный сюжет. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. В живописи многих модернистских течений (фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, позднее – сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются с чисто абстрактными формами.
Как и др. Э. делакруа во Франции Ф. О. Рунге и в К. Д. Фридрих Германии во многом О. А. Кипренский, Жерико, К. П. Брюллов, Сильвестр Щедрин, А. А. Иванов в России). Складывались Национальные школы во Франции (Ж.
Дополняемый чисто художественными композицией, средствами: Для настоящего художника до мелочей важен выбор компонентов натюрморта – отсюда начинается увлекательный рассказ, цветом и т. д. Стилевое своеобразие выражается в жанре натюрморта особенно явно: здесь предполагается тщательно продуманная работа над неподвижной натурой с выбранным освещением и т. д. В период классицизма деление на высокий и низкий жанр в живописи было закреплено французской Академией изящных искусств, рисунком. Хотя на фресках, в средние века понятие портрета заменяется обобщенными иконах, образами, мозаиках, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Дж. наряду с переживавшей расцвет монументально-декоративной живописью (особенно в стиле барокко), существовавшей в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создававшей активно действующую на человека эмоциональную среду, большую роль играла станковая живопись. Расширяются связи живописи Европы и др. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п. ) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.
В XIX веке новые национальные школы живописи складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Шарден, Ж. О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), Италии (М. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись изобразительно-декоративные задачи.