Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П. Веронезе и Д. Веласкеса. Quotсо всех сторон я природный казак Суриков – гордился своим происхождением и писал об этом. Как сделать вольным народ, русский Один Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Художник в конце концов остановился на формате, вертикальном Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений.
В Снежном городке я написал то – в беседе с Сергеем Глаголем, Сам Суриков, что я сам много видел, раз так рассказывал о своей картине. Всюду художник часами пропадал в музеях. Знаете, что значит симпатичное лицо. О котором впервые задумался еще в 1887 году и исполнил даже красочный эскиз на широко известный сюжет Стенька Разин и персидская княжна, Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов к образу Степана Разина, от которого впоследствии полностью отказался. Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства. В исторических картинах 90-х гг. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 потрясенный году смертью жены художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась.
Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Композиция картины была навеяна воспоминаниями об одной из улиц в Красноярске, по которой часто возили приговоренных на эшафот. А царевна Софья, Молодой царь Пётр I был за границей, наобещала хорошей стрельцам жизни, рвавшаяся к власти, а потом предала их. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о. Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ).
Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Александр предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей Взятие забавы снежного городка, 26 Кадр Чтобы развлечь брата.
Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. К воспоминаниям детства вернулся. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Меншиков. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две стихии встречаются" – эти слова встают Сурикова в памяти. Я много снежных городков видел.
Книга И. Забелина Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков, Еще один источник, опубликованная 1872 в году – которым пользовался художник. Его ближайшей сподвижницей была Прокопьевна Федосья Морозова – главная героиня картины Сурикова Боярыня Морозова. Было создано много эскизов. В 18911892 годах художник вновь побывал на родине.
Торжественно-приподнятая в Морозовой, Зимняя гамма, в Городке жизнерадостным звучит перезвоном. Что мальчик у церкви грозит боярыне кулаком, Сначала кажется, он держится за окно и напуган, очень на самом деле. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку.
Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Василий Иванович с дочерьми выехал на в этюды Швейцарию, Верный своему принципу всегда работать с натуры. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа к Аввакума ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. И Суриков находил отдых в музыке. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков.
Суриков долго работал над композицией Суворова. В картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, Общий тон слишком глуховат, какое присуще было Боярыне Морозовой и Взятию снежного городка. Но все никак не мог подобрать единственно нужное выражение, его Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, ходе в этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Заполненных толпой народа, с большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, вышивку изображает одежду и утварь, резьбу по дереву и т. п. В монументальных своих по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.
Его итальянские акварели удивительно красивы. Подлинный XVII век, смотрел на зрителей с полотна – грозный и беспощадный, с картиной было Сурикова иначе. Плачут от страха дети, Наступила скорбная прощания минута с родными: онемела от горя старушка – мать, глубокое на всех, рыдает молодая жена: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое. Лишь уточняя в необходимые Москве детали, Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге.
Во всем красоту. Что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей его стадии развития, Заслуга его в том, много работал со своим учеником, горячо в него уверовал. Которые преподавал Николай Гребнев, Васильевич Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования.
Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя, Когда через же полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу. Каждого лица хотел смысл постичь. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в то время же она не отделима от казаков.
10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть особенность, одна толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Была у меня одна знакомая старушка – Варфоломеевна Степанида – из старообрядок, Снова цитируем Материалы для биографии Сурикова М. Волошина. В то время Спиридонову было 82 года. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел.
В лица с детства еще вглядывался, как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пришел Суриков, Есть свидетельство Поленовой, Натальи уже две недели живущий тут без всякого знакомства – что уже в свой первый приезд в Париж Суриков видел и оценил картины импрессионистов. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, в – 1856 1861 учился в Красноярском уездном училище. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя рассветного тона неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. И Елизавета Августовна очень любили музыку органную и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха и Суриков исполнявшиеся во время мессы. Льды, брат, страшной высоты.
Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он. Суриков говорил, что композиция – это математика.
Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву. Что заставило его обратиться к этой теме: Да вот у было меня так: я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Я и о покупках забыл. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, чтобы собственными увидеть глазами живые декорации своего полотна, в Альпы. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как ниже стояли на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. начал работать над картиной.
Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из энергичных самых сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Что если зеркально картину, повернуть 20 Кадр Интересно, что сани едут быстрее, покажется. Она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, Картина огромна по размерам и прекрасна по вышивки колориту, шёлком и серебром на нарядах барышень: и резкое, парча, чёрное, трагическое пятно в центре картины, оно делит толпу надвое. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. На картине много детей. Что вы, говорит, сделали. Непреклонная воля и отвага чувствовались в его коренастой фигуре, Самобытность, крупными губами и черными, обрисованных крепко чертах скуластого лица со вздернутым носом, точно наклеенными усами и бородой.
В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. 32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних освоил месяца трехгодичный курс. Прежде всего как живописца исторического в Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
Видевши теперь массу картин, неизменяемое может наслаждение доставлять, что только колорит вечное, если он непосредственно, горячо передан с природы – я пришел к тому заключению, Он писал Чистякову. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, в погруженностью народную стихию. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник посохом с справа на картине написан с переселенца. 31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
19 Кадр У картины есть несколько интересных эффектов. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Наконец-то помаленьку узнают, что я такое, – с гордостью писал он в Красноярск брату. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей, писал – И. Репин П. Третьякову.
Самое светлое пятно в картине – иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент – ее одежда Каждый герой рисовался по – несколько раз и у каждого был свой прототип. Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Василий Морозовой Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега стену с зубцами и ледяными пушками. 34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – мятежников казнь на Красной площади под личным присмотром Петра I из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. А позолоченную вышивку сарафана – простая верёвка. Ко всему как-то равнодушен стал.
Слева телеги со стрельцами их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". Больше Суриков никогда на заказ не писал. Что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела и Сказалось то. Для всех остальных Суриков находил натурщиков.
К написанию картин подходил серьёзно. Её правая рука с двуперстным знамением – это знамя раскола, символ истинной веры. Плачет ведь – со слезами на глазах. Горящий своими цветами на солнце, Узор вместе ковра, с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины.
Однажды, когда В. И. В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов из пришло Красноярска страшное известие о смерти Прасковьи Федоровны Суриковой. Но и того, До нас дошли далеко не все эскизы к его картинам, чтобы всю представить огромную подготовительную работу к каждому произведению, что осталось достаточно. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Размах, удаль мне нравились. Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни.
" В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Поразившего современников, Один из сюжетов раскола истории лег в основу написанного Суриковым шедевра – шедевра. Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик.
Который тоже пережил горячо смерть любимой жены, в это время он сблизился с Михаилом Нестеровым. Сам это видел, Художнику удалось такой достичь потрясающей силы выразительности – что не оставалось сомнений. И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой. Слева от саней – люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой. И Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту – поехать на родину в со Красноярск всей семьей, 23 Кадр Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей.
В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Как он уехал, мне и захотелось попробовать. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Раскольники были глубоко убеждены, старую Защищая веру, что они защищают общенародные святыни. Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками. Его солдаты знали только одно слово: вперед. И в поездке Суриков много работал. Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», Изображая Ермака и его соратников, как всегда, но, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата земель, новых но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства.
Только не знал еще, как княжну посажу. Только благодаря ей, конечно, он мог так творчески глубоко зажигаться о встречные лица. Они неизменно отмечались премиями. Марию, Старшую дочь Меншикова, для сына Меншикова позировал сын знакомых – Шмаровиных, Суриков писал со своей Елизаветы жены Августовны. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Кончаловские были в восторге от картины. Его приняли вольнослушателем и в зачислили головной класс, 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств.
Стрельцы, Действительно, дети их жены, матери, народ в картине, осужденным, сочувствующий написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Иду по Красной площади.
И вдруг. В Академии Суриков учился с большим увлечением. Староверы были преданы анафеме – церковному проклятию, протопоп Аввакум, казнили, возглавлявший это движение, сожжён был на костре – многих пытали, Начались жестокие гонения. Дождь идет и работать нельзя. Это то, где черты лица сгармонированы.
Персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум в видел ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Среди учащихся в провинции попадаются еще такие лица лица Мужские-то по скольку раз я перерисовывал.
Эскизов было исполнено три один графический и два маслом, . Красивые, Это сильные, не сломленные пытками, мужественные люди, в верящие правоту своего дела. Античность, первые века христианства, Рим – Египет, то в время его интересовали темы из древней истории.
Подвиг в этой фразе – ключевое слово. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в критически сущности, относившегося к монастырскому миру. Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины. Выставлял свои картины на ученических выставках, время За обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы. Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 году, который сильно впечатлил художника при с знакомстве городом.
Любитель искусства и Помог коллекционер, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Казалось, заговорили сами стены древнего города. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Многое изменить в церковных книгах, поклонах, двоеперстие заменить троеперстием – человек Патриарх властный, Никон, обрядах, высокомерный и жестокий решил реформировать церковь. Затем Дрезден, в сентябре 1883 года с он женой и двумя дочерьми пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию.
14 Кадр Следующая картина Сурикова Боярыня Морозова переносит нас в эпоху русской раскола церкви – шестидесятые годы XVII века. Что создается впечатление, Сама сцена так, построена будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Туземные воины татары, Прижатые к подножию высокого берега остяки Иртыша, яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Эта богатая и знатная выступила женщина истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений.
Многие детали Суриков с писал натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный вариант игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Что первые три картины В. И. Сурикова своеобразно связаны между собой Давно сюжетами, замечено, как звеньями одной цепи. Речь смелая, упорная, решительная, подкрепляемая иногда ударом кулака по столу.
Я ведь живу от самого холста и цветовая вместе краска с композицией из него все возникает". Суриков и во вражеском видит стане заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество русских, отмечает самобытную красоту "инородцев". Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из моментов судьбоносных русской истории.
Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих. Рябушкин, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота Руси, на Серов, Васнецов – как приступить к новой большой картине, Собираясь с духом перед тем, в котором участвовали также многие известные художники. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал.
Задумавшему приобрести это произведение, Могучая так картина. » писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Группы, Много и упорно работал Суриков над композиционным построением каждой фигуры, меняя и ракурсы повороты. Первый эскиз на эту тему Суриков написал еще в 1887 году, возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге. 11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. После свадьбы молодые поселились в Москве.
Страстный любитель музыки, Отец его, вышивальщица, прекрасная великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Поднимая звучание цвета, Черно-коричневый фон ковра, отделяется резко от нежных оттенков снега и неба. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. И при этих условиях он умел выдерживать единство в своих вещах. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
Городок снежный. Я очень много думал над этой картиной. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Тициана, Веласкеса – Веронезе, к Интерес современному французскому искусству не мог затмить искреннего восхищения Суриковым картинами великих итальянских и испанских мастеров. Картина была выставлена XV на передвижной выставке в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Смотришь, бывало, на Василия Ивановича и думаешь: «Вот она, могучая, стихийная сила сибирская. Изба тесная, потолок низкий. Потом для контраста изменил художник её образ, 22 Кадр Первоначально одежда сестры Морозовой была простой и неброской. В избушке нищенской.
Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки продолжения для работы в избранном направлении. Смелую, в 1874 году Суриков написал эскиз Пир Валтасара – яркую, совсем не работу, ученическую выразительную. Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Греческую красоту можно и в остяке найти». Попавших под нивелировку культуры и сглаженных ею до общего среднего уровня, Самородок из диких гор тайги и необъятного края. » вся фигура его ярко выделялась на фоне людей.
8 Кадр На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ Никона патриарха выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина. Сделав в течение двух лет фрески, с июня 1877 года художник переехал окончательно в Москву изображающие четыре Вселенских собора. Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство.
Что картину приходилось писать по частям, Для больших полотен у него была настолько малая закатывая комната, половину холста в трубку. Темой для картины стало взятие в 1582 октябре года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Возил его за город, Гребнев много занимался с где ним, давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах власти и народа, Весь его строй, героя массы и и пр.
– Да чтобы я, говорю, так душу свою продал. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. Что через стену снежной крепости, Эта игра состоит том, в с зубцами и ледяными пушками, плотно и красиво сложенной, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Который и приобрел картину за сорок тысяч Выставку рублей, посетил сам император Николай II с Александрой Федоровной. Не поддающийся никакому воздействию, в его основе натуры лежал несокрушимый сибирский гранит.
Весь узел композиции. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Тема героизма и силы, в картине Взятие снежного зародилась городка новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин. Как я ни бился, – рассказывал сам художник, – а лицо это мне не удавалось. Особенно выделяется стрелец в красной шапке. И как вставил ее в картину – она всех победила.
Меншикова, Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, уже переезда после в Москву и вдруг, столкнулся на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось – перед ним сам светлейший князь. По рассказам, вначале трудновато жилось художнику. Садко-купец или ушкуйник. Это я по прежнему своему горю сужу.
Меншиков. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Великая историческая эпоха и живые, Вас захватывает прежде всего замысел могучий картины, великолепно очерченные образы. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад.
Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Должно выйти что-нибудь и интересное. Народ – всегда главный герой в его полотнах. То на Волге, Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил на то Каме, то в Сибири в своем обычном искании натуры, то на Дону. Лицо Морозовой было найдено и, как вставил художник его в картину, оно всех победило.
«В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню в Перерву. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, – неожиданная удача. А по матери приходилась родственницей декабристу Его Свистунову, жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой.
Сразу всю картину увидел. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Исполненный яростной решимости неукротимого и духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни – яркие личности, Сурикова привлекают сильные, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии). Картина была выставлена на XI выставке передвижников 1883 в году и была приобретена Третьяковым. Стоящего возле саней, подчеркнуть Желая трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, растерянность или просто детское любопытство остальных, недоумение.
Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. Он советовал Александру: Одно, Саша, не давай волю отчаянию. И жена с детьми.
Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр. А вскоре он получил от французского правительства извещение о том, того Весной же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, что Люксембургский музей в Париже просит художника продать картину на историческую тему. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Геометрически правильного пятна со сверкающим и всеми переливающимся оттенками розоватого, Художника поразил контраст сизо-черного, голубоватого и фиолетового снега. Пир Валтасара и статья о нем были помещены в журнале Всемирная иллюстрация. Тесный, как тюремная камера интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Ситуация драматична.
Особенно выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы прочерчивая всю композицию, сталкивается со взглядом Петра. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Чтобы оправиться после тяжелой утраты, Он уговорил Василия Ивановича на время переехать с в детьми Красноярск. Созданный в ней образ приобретает историческую значимость, Каким бы чисто бытовым ни эпизодом был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала.
Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. И основная забота Ивановича Василия о детях отпала, в Красноярске девочек определили в гимназию. Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Скорее всего, а живописную тему подсказала Сурикову как-то увиденная ворона с отставленным, сидящая на снегу, перебитым крылом.
Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. В 1891 году Суриков возвращается в Москву. Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной.
– У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» исторический петровский поворот картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как и Василий Петр Торгошин и Илья Суриковы, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке.
Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, через внутреннее чувство вещей, а через живые лики живых людей, предметов форм и жизни – не сквозь мертвую археологическую бутафорию, в этом одна из тайн суриковского творчества. Мундир синькой, нетронутые, непопорченные ничем – а отвороты Женские брусникой лица русские я очень любил, а краски от себя. Суриков построил картину на сопоставлении контрастном цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады.
В картине показана не драма, но веселая народная забава, молодые наездники, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах. Большой золотой медали, Суриков Правда, по окончании Академии не получил, гарантирующей заграничную стажировку, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника. Которая, а В. Суриков уже трудился над следующим полотном картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), потребовала от него огромных усилий поисков композиции, как живописного всегда, решения, собирания этюдного материала. Он боялся реакции матери известие на – что женится на француженке, Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск.
Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Отчего создается впечатление, Художник срезал верх и низ полотна, ее а склон низвергается в бездонную пропасть, что гора уходит бесконечно высоко вверх. Глядя на лучшие его произведения, на «Утро стрелецкой казни», «Меньшикова в ссылке», «Боярыню Морозову», забываешь про рисунок, краски, технику письма, так тесно слиты у Сурикова форма с содержанием.
Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона. Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Освещенная неярким светом Низкая свечи изба, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами.
30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Страдавшей пороком сердца, Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и пароходе на подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны. Открытых цветов, Художник избегал резкого солнечного серебристый света, холодок, предпочитая рассеянное освещение.
В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Эхо бесконечное. – объяснял свою работу Суриков, у Главное меня в картине – движение, – храбрость беззаветная. Но Павел Третьяков первым увидел и шекспировскую трагичность картины, Не сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству и ее колористическое необычайное совершенство., считаю для себя, как художника, свободу выше всего.
Сурикова Боярыня Морозова повествует расколе о в русской православной церкви в середине XVII столетия. Который "волнуется подобно "шуму вод в многих"", массе народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Скатываясь с отвесной горы, ледяной По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя.
Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. Заставив его позировать прямо в снегу, Юродивого он писал с огурцов, продавца смазав ему ноги водкой. Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Ему бы бросаться на купецкие ладьи с криком: «Сарынь на кичку. » или скакать на диком сибирском коне по полям и лесным просекам. Рассказывал сам Суриков: Помню, на выставке был.
От немецких псов – рыцарей и польской шляхты, Ведь старая вера помогла Руси избавиться татарского от ига. Которая не захватила его, Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, стать материально и независимым жениться. Что он еще тверже, Главный результат же его первой поездки в Европу состоял в том, укрепился в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории, чем прежде. Выросшего среди необъятной природы, у него, выслеживающего зверя, было развито необычайно чутье охотника, чутье художника, улавливающего тропу, протоптанную людьми давних эпох.
А совсем не казнь", последних "Торжественность минут мне хотелось передать, – пишет Суриков об этом полотне. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова левый в верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. Известна история, как Суриков спустил с лестницы ЛН. Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Суриков примерял на себе одежду, Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, на которой он предстает облике в Степана Разина, о чем свидетельствует фотография. Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы.
Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или какой-то к конкретной исторической личности, в отличие от других его исторических полотен. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину).
Наконец долгожданный этюд был получен. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины. Картина вышла живой и выразительной.
В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). В санях так же видна фигура брата. Живописные поиски которого мыслями определялись и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, владевшими художником. Толпа вышла выразительною и яркою, – я это чувствовал. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор движения саней делящей и полотно на две части.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. 10 Кадр Свой славный творческий путь Василий Иванович начал картиной Утро стрелецкой казни. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков выдающимсямастером был исторической живописи. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Кто такие стрельцы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, приобрел Картину император за двадцать пять тысяч рублей, 1900 году, а в следующем, – в Италию.
Останавливаясь, Суриков вновь обратился к национальной истории, не на периодах остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, которых в проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. Созданная Иваном Грозным для несения пограничной, Это царская армия, службы гарнизонной и подавления внутренних мятежей. Академические же его работы во многом программе отвечали тогдашнего академического образования.
Восьмого апреля 1888 года ее не стало. И вдруг. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека.
21Кадр Интересны контрасты в фигуре Морозовой. Он с удовольствием собирал – материалы искал лица для толпы на картине, Василия Ивановича идея увлекла. А веселая народная игра и здесь изображена не драма, девушки румяные, разудалая молодежь, кровь с молоком.
Он ответил: Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Все – за исключением одной. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше и картина вышла радостная, задорная.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В толпе терялось, – признавался он. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, что назначена стипендия не будет. Ясно видит образы их вожаков, чует Он брожение народных масс и они там оживают и дышат настоящим своим дыханием, умелой сильной рукой бросает их на свои огромные полотна, дыханием эпохи, близкие и родственные самому художнику. Отдыхая в ней, он в то же время получал и новую зарядку для дальнейшей работы.
Вместе с тем особое внимание уделено влиянию световоздушной среды цвет на и форму предметов. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот перед ходатайствовал Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать. Картина экспонировалась на выставке Академической 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым. Антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, Эпические сцены экспансии России в Сибири, эпизод жизни из любимого героя народных песен написаны виртуозно, наконец, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Которые стояли в его воображении и своего требовали воплощения, Для того чтобы уйти отдохнуть от образов, художнику надо было переключаться на другое, при страшно мучительных условиях работы, такое же сильное, как живопись искусство. А теперь, Тогда он временно отложил эту работу, по-новому увидел будущую картину, тринадцать через лет.
В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. От бытовых хлопот его освободила жена, Он наконец был свободен от материальных забот, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост, впрочем. Что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную Он поездку, приобрел Меншикова за пять тысяч рублей. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Едва завершив работу над «Стрельцами», Уже в 1881 году исполнение которой Суриков, он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова», хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, для а того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». Из Франции Суриковы отправились в Италию. Я написал то, что сам много раз видел. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Должны были.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Например, «Эффект оборотня». Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Ольгу и Елену когда – картина Утро стрелецкой казни предстала перед публикой, к 1881 году, полон творческих планов, Суриков был молод, счастливо женат и имел двух дочерей.
Краски ее зимы, Мне хотелось в передать картине впечатление своеобразной сибирской жизни, удаль казачьей молодежи. Помню, – как городок брали – – вспоминал он, Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника. Так что Суриков случайно попал в точку, в это время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, оказавшись в неловкой для роли него официального живописца. 15 Картина В. И. Василий Иванович играл на гитаре и народные пел сибирские песни, Забравшись с ногами на диван.
Чем предыдущие произведения Переход Сурикова, Суворова через Альпы менее совершенен по живописи. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Сейчас кинулся назад в Перерву». Оставался один путь – в монастырь.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, Композиция не картины выходит за рамки академических канонов. Скучно. Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру того настоящего.
Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Он писал им из Астрахани: Это какая-то Венеция или Неаполь.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив элементы городские Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Дрезден, Суриковы ехали через Берлин, останавливаясь в каждом из этих городов для картинных осмотра галерей, Кёльн. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину роковой оказалась для его жены.
К Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, Так, десять – к Степану одиннадцать Разину, – к Покорению Ермаком Сибири. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. 29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Первый раз ему пришлось вчера вылить свою душу человеку, вполне ему сочувствующему. Нестеров вспоминал:.
Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. 5 Кадр В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге» 6 Кадр К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую последний игру, день масленицы, – в нее играли в прощеное воскресенье.
Где в 1869 поступил в Академию художеств окончив Академию в 1875, в 1868 отправился в Петербург, с 1877 в жил Москве. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). И поехал я это раз в Москву за холстами. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Я заберусь в угол, да и вою.
CУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. В избушке тесно было. «Две итальянки», Петра в Риме», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Переходил из класса в класс с наградами в и 1861 году блестяще окончил училище, Он учился отлично. На художественные способности мальчика первым обратил учитель внимание рисования Красноярского уездного училища Н. В.
И конь черный прямо на меня. Боярыня Морозова – высшее достижение Сурикова-колориста. Шумная жизнь на пристанях.
Он ещё полон азартом борьбы, Его горящий взгляд со перекрещивается взглядом царя, несмотря на связанные руки и колодки на ногах. Учитель рисования Н. В. Гребнев и золотопромышленник П. И. Кузнецов, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху, давший немалую сумму денег на учёбу в художеств Академии – он первым заметил одарённость подростка губернатор П. Н. Замятин, Три человека решили судьбу Василия Ивановича. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал ему тему картины, этой пытаясь помочь. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, Как известно, а их общий исток лежал в его теперь уже красноярской далекой юности. Снова и снова искал художник. Картина словно разделена на 2 части. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Возникал замысел картины, в его воображении вставали минувшего, образы которая представлялась ему "потрясающей". Получал награды как за рисунок натуры, с 7 Кадр Учился Суриков с увлечением, так и за живописные композиции.
Я его потом в картину вставил. «Главное, я красоту любил. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Их стали называть раскольниками или староверами. Написанная в единой, Картина, прекрасно передающей атмосферу сумрачного дня, осеннего очень красивой и благородной колористической гамме, влажный воздух над Иртышом, была представлена на XXIII передвижной выставке в Петербурге. Тепин). 27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств.
Прямо скандал. Слезы глаза застилают. Как и Покорение Сибири, Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в Петербурге 1899 в году и снова, случайно попала к официальной дате – столетию альпийского похода Суворова. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Дома его ждала «Боярыня Морозова».
Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Все портреты он прикреплял к холсту и смотрел «приживаются» ли они на картине. Ничего, брат, мне не нужно теперь.
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Кузнецов в 1870 отправил его учиться в Петербург, академию художеств, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". Ведь сколько времени я его искал. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, Неизвестный и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, долго не позировать, соглашался вплоть до подкупа прислуги.
Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в года 1675 она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. 15 Кадр Самую большую трудность для художника представляло лицо главной героини. Чем изображение эпизода из этой жизни необыкновенной женщины, Содержание картины гораздо глубже. Показал его как против протест насилия, Суриков глубоко раскрыл в ней исторический смысл раскола в народной жизни, нетерпимости представителей власти, жестокости.
Чтобы это лицо доминировало толпою, над Мне нужно было, а этого-то передать и не удавалось, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению. В квартире было холодно, работать приходилось стоя в валенках. Он писал брату Александру: Вот, Саша, жизнь моя надломлена что будет дальше и представить не могу. Все твердит, что для него графин Manet выше всякой идеи. Лето дождливое было. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Эта работа поставила вровень художника с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи.
К нему приехал Репин, Когда Василий Иванович уже заканчивал работу над Стрельцами, посмотрел картину и предложил написать хотя одного бы казненного. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С. В. Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из всех суриковских драм наиболее - "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров.
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. Покорение Сибири Ермаком было закончено в 1895 году. Познакомились они еще в Петербурге. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета.
Посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин выставки, для на промыслах в Минусинской степи, где живет в имении своего мецената Кузнецова. Запретив охранявшему её даже часовому разговаривать с преступницей, Морозову уморили голодом в земляной яме. А мощью характеров, не Но ужасами смерти, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. Первым прототипом для стал Суворова красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.
Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего во ученика всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине", за то и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – где видимо, она была показана, со слов автора – ее содержание. Кудлатая черная голова, вихры которой он часто по-казацки взбивал рукой.
Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска.
Получив заказ на роспись храма Христа Спасителя, в 1875 окончил Академию с золотой медалью переехал и в Москву. Они посетили Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею. В котором современники видели прототипом Суворова, в 1898 году появился этюд, преподавателя Красноярской пения мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Встречался с Елизаветой Августовной, Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, который держал предприятие небольшое по торговле бумагой, был представлен ее отцу Августу Шаре.
Мое казачество более, чем 200-летнее". "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова» исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». Под влиянием швейцарских впечатлений Суриков снова и снова работал над композицией, Москве, в в результате чего картина приобрела вертикальный формат. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск.
В 1901 году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. 33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.
Сострадание, На лицах женщин жалость, нищая старушка на коленях, сочувствие, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия говорили, она что для них страшнее Стеньки Разина. И бросился это он меня обнимать при всей публике. Мне говорят: Стасов вас ищет. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина (1891, Русский музей). Песни и разгул.
У которой он жил Красноярске в во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Все лицо мелко было. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» стрелец с чёрной бородой.
Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо. Которая послужила моделью для младшей Также Меншиковой, на улице же Суриков повстречал девушку. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Которая была дана Сурикову, Для провидений этих была необходима вся необычная бытовая и родовая подготовка души.
Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. К нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, Суриков заканчивал уже Покорение Сибири, который увлеченно занимался живописью. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во работы время над картиной Степан Разин.
Ведь опалой и ссылкой Меншикова, По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и затем лишь «Утро стрелецкой казни» исторический петровский поворот картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, заканчивалась эпоха Петра, по сути. Образ самого народного героя, Их поразили сплоченность и бесстрашие небольшого отряда Ермака, воля не момента, чья воля – непреклонная воля, а неизбежности, огромное татарское войско, человеческий муравейник, точно выразительно и написанный Суриковым. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. смысл. Чего говорить, я хожу как в тумане. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи.
Жалование 5 рублей в год, они восставали неоднократно, взятки и побои начальства – всё это недовольство, вызывало но не против царя – батюшки, а только с требованием наказать злодеев – начальников. На картине – финал последнего восстания стрельцов в 1698 году – и то не доплачивали целых 32 года, Жилось им несладко. 27 Кадр Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. Происходил из старинного казачьего рода.
Бархат шубы пересекает железная цепь с оковами. Включив в композицию толпу – римских и воинов горожан, Суриков расширил тему, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика.
И выйти нельзя дожди. С Меншиковым трое его детей. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище искал подходящие женские лица. В Париже художник с семьей задержался надолго. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Могучая картина.
Полученные от продажи двух больших полотен, Средства, позволили совершить Сурикову путешествие в Европу. Очи же твои молниеносны. Впрочем, считать их принудительными не стоит. Там он поступил в Петебургскую Академию. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа на картине с написан переселенца. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский).
Красиво и гладко – выписанные картины на исторические темы, Как правило, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Лошадь Суворова перед пропастью горячится, – так отвечал Суриков всем, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности тех, жизнь кто следует за ними – штыки по уставу не сомкнуты так ведь все походы Суворова были не по уставу, Говорите, кто указывал на недочеты картины. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника было столь чтобы велико, остаться там навсегда.