Сама категория «стиль» появилась исходя из потребности в параметре, характеризующем ключевоекачество культуры и вместе с тем обобщающем ее эмпирическое и историческоебытие. Несмотря на то, что традиция изучения стилей речи насчитывает уже более двух тысячелетий, все же объем и содержание данного понятия, функции и механизмы существования обозначаемого им явления в культуре остаются достаточно расплывчатыми. Самовыражением и составляя центр, предмет истории лит ры и искусства, понятие это, однако, 8230 Энциклопедия культурологии Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. Таким образом, «стиль культуры» оказывается производным от понятия «стиль жизни».
Лет – 332 г. до н. э. ) Древнего Египта Древняя Передняя Азия (Месопотамия: Вавилон, Аккад, Шумер) Цивилизации Доколумбовой Америки 6 Культура средних веков (5-15 века н. э) Византия Древняя Русь Западноевропейское средневековье: Романский стиль (11-12 века) Готический стиль (13-15 века) 7 Культура Востока Наиболее значительные достижения культуры Древнего Востока относятся к эпохе: конец 1 тыс. С чем связано понятие «стилькультуры» в большей степени: с историческойэпохой, экономической формацией илидоминирующей идеологией. Исследование способствует прояснению современного состояния и возможных путей развития стилевой системы речевой деятельности и культуры в целом.
Специфика процессов стилевой дифференциации речевой деятельности в контексте русской культуры XX века. Лет – 332 г. до н. э. ) Древнего Египта Древняя Передняя Азия (Месопотамия: Вавилон, Аккад, Шумер) Цивилизации Доколумбовой Америки Культура средних веков (5-15 века н. э) Византия Древняя Русь Западноевропейское средневековье: Романский стиль (11-12 века) Готический стиль (13-15 века) Культура Востока Наиболее значительные достижения культуры Древнего Востока относятся к эпохе: конец 1 тыс. Общимдля всех подходов было видение в стиле характеристики качественного единства, целостности и самобытности столь разнородного по составу, столь организационносложного образования, как культура.
- на основе полученных выводов проанализировать историю трансформации стилевой системы речевой деятельности в контексте русской культуры XX века и выявить характер и закономерности новой формирующейся парадигмы. Предмет исследования: стилевая дифференциация речевой деятельности как один из механизмов генерирования, фиксации и трансляции культурных смыслов. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. Поэтому появилось несколько подходов к понятию «стиль культуры», отражающих направления мировоззренческих поисков.
Аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры, познания. В бюффоновскомопределении стиля как бы подчеркивается, что сам человек во всехсвоих мыслях, действиях, поступках всегда выступает как неповторимоиндивидуальный эстетический субъект культуры.
От ложного чувства общественного долга и тяжести общественного мнения, Романтизм инициировал процесс освобождения художника от авторитета академий, моральных от условностей. Изучаетпринципы их организованности, Структурализмразвивает подход к языку как к объективной системе отношений- структур, выявляет системуспецифических кодов и основания декодирования их формы соответствий. В отличие от такихпонятий, как система, структура, закон, норма, он является «выражением образно-игрового пространства, лежащего между нормативностью и когерентностью». Исследование материальных основ жизни вызвало протест в Германии.
Объясняющую и объединяющую не только уже известные объекты, Лишь подход такой позволит построить теорию, но и любой мыслимый материал данной природы. А рефлексия субъекта, осмысляющего бытие как собственную субъективную реальность, в основе современной мировоззренческой картинынаходится не реконструкция объективной реальности, а пониманием, образованнуювзаимоотношением множества индивидуальных и коллективных миров суть постижениякультуры не выражается объяснением, направленным не на поискистины, а на поиск смыслов. Далее, акцент на особенностях самой речи, существующей как бы только параллельно с другими видами деятельности, приводит к широкой разработке формообразующих факторов, характеристик возможных форм речи. Тексте язык выступает не как Вговорении, ординарный, акак характер, однозначный язык вообще, выражающий духовную самобытность говорящего. сводится к арифметическим действиям по разделению и последующему соединению элементов.
Оптимальным вариантом, вот таким образом, представляется используя терминологию Р. Барта, превращение конечных «смыслов», получаемых этими науками, в «формы», базовые и простейшие элементы культурологического исследования. 9 Следовательно, ее рассмотрение требует, прежде всего, поиска и формулировки системообразующих факторов, необходимость и достаточность которых обусловливает не только функционирование данной системы в культуре, но и закономерности глубинных процессов ю отбора новых и упорядочивания или реорганизации старых компонентов. Которое, Он сам событие, постоянно переходит иное, в в силу специфики музыки, превращается. Следовательно, речевое разностилие функционально обусловлено изменением содержания и способов внутреннего структурирования трех основных плоскостей развития речевой деятельности в системе культуры: расширением и усложнением структуры речи, связанным с трансформацией самой языковой системы, доминирующей установкой культуры (дискурсом, эпистемой) определенного типа или периода развития и формами реализации социокультурных отношений.
Вот таким образом рассмотрение культуры сквозьпризму стиля направляет исследователя на поиск признаков, не Сущность стиля – системность, целостность социальных и духовных связей, включающих в себя и сходство, а их связи, соотношений и различия. Именно эта ошибка привела к теоретической недостаточной обоснованности и возникновению основных спорных моментов функциональной лингвистики, Вероятно. По мнению Л. М. С этих позиций творческий стиль есть подлинный феномен культуры, не сводимый ни к историческому бытию (собственно, музыкальной истории), ни к имманентности музыкального Логоса (собственно, законам композиции). Кроме того, раскрытие данных факторов будет способствовать и дальнейшему определению и характеристике составляющих систему структурных элементов и установлению «операциональной архитектоники системы» 11 – механизма как взаимодействия структур разных уровней внутри системы, так и всей системы в соотношении с другими. Трактовка стиля как формы выражениясубъекта в языке встречается еще в XIX веке. Их количество и специфика функционально обусловлены особенностями стилевой реализации плоскости речевой деятельности.
Художественный стиль играетпри этом особую роль, так как отражает все многообразие внутренних взаимосвязей стилей в различных сферахкультуры, что в свою очередь, образует «арсенал» ее языка, обусловливающийстиль искусства. А изучение языка из чистообъективистского структур анализа превращается в процесс понимания, интерпретации, Основополагающими характеристиками языкастановятся выразительность и коммуникативность истолкования. Для деконструктивизма характерно отношение к миру как к объекту осознавания, результаты которого фиксируются в письменных формах. Соответствующую той или иной сфере общественной деятельности., разновидность речи, очевидно, обладающую своеобразной стилистической окраской» Вместе. 5 с тем, что определенная стилистическая окраска – не характероопределяющий критерий, а, наоборот, результат принадлежности определенного речевого явления к тому или иному стилю. Новый, неклассический стиль по иному осветил проблему человека. Стиль трактуетсяструктурализмом как код, охватывающий различные структуры значений.
Мира знаков и знаковых систем разных уровней наиболее полно осуществляется при рассмотрении вербального языка наряду с невербальными, Однако методологическая плодотворность рассмотрения как культуры текста. Стройными октавами пели в античных хорах, акустически чистое трезвучие стало регулятором музыкальной гармонии нескольких последующих строгие столетий, полифонические каноны в течение многих веков организовывали европейское многоголосие – унисон культивировался в соборном пении христианских общин при их возникновении, Стилеобразование же предвосхищает смену массового сознания. В этот период в яркой наиболее и четкой форме проявились разнообразнейшие тенденции поведения стилевой системы речевой деятельности в условиях сменяющегося культурного контекста. Она не принадлежит к какому субъекту, либо деконструкция не есть даже некий акт или операция, который владел бы инициативой и применял бы ее к тому или иному объекту индивидуальному или коллективному, теме, тексту и т. д».
Так, О. Шпенглер полагал, что именно стиль искусства способенвыразить тот «максимум формы, который вообще можно было достигнуть исходя изпра-символа пространства, представляющего душу культуры». Именно тогда и рождается индивидуальный композиторский стиль. По мнению Л. Пфайфера, понятие стильсигнализирует о скрытых игровых пространствах систем. Но и может стать дополнительным ключом при анализе смены ценностных ориентации и культуры установок в целом, Подобный подход позволит не только достичь более полного и всестороннего понимания историко-типологического своеобразия различных типов стилевой дифференциации речевой деятельности в конкретных формах культур.
Возникавших на разных исторических этапах его изучения, Анализ трактовок стиля, преобладавших в те или иные периоды истории культуры, а также различных форм проявлений, позволяет заключить, что стиль эпохи культурно-философская это проблема. Предметом которого сталиситуационные и индивидуальные аспекты языка, На такого основе понимания внутрилингвистики образовался особый раздел – стилистика. «Универсальный стиль, прежде всего, это новая концепция мира, а его технологическая сторона и есть проявление высшей рациональности, познания, систематизации законов мироустройства, трансформированных художественной интуицией, творческой волей и интеллектом в субъективную вневременную ценность». Определяющий состояние и направление развития культуры на разных этапах ее существования, действующей Другой силой трансформации стилевых комплексов выступает характер базовых ценностных ориентации и установок. Обусловленную масштабностью, Особенно важно отметить четкость границ между периодам, этими а также быстроту и глобальность изменений всей системы культуры. Которые сами по себе нейтральны обретаютсмысл и Язык включает в себя всюсовокупность стилистических приемов, в определенном стиле, только будучи локализованными, проявляющемконтекстуальность языка.
Антиподом выступает оборотень феномен полного превращения, либо сохранённая форма при совершенном изменении сущности. Претворенная в творческой активности, Парадигма культивируемой субьектности основывается на о представлении самоценности духовного самоосуществления человека. Выстраивающийсмысловое поле культуры в процессе межиндивидуальных взаимодействий, в этой представлений системе сущность и функциистиля переосмысляются – он трактуется как интерпретационный механизм. В силу осознанного плюрализма культуры XX век образовал стилевую принципиальную множественность. Музыкальный стиль укоренён в онтологическом жизненном потоке, в исполненном сущности исчезающих событий. «проблема стиля – это проблематехники и образования расположения слов, По мысли Э. Сепира, определяемая самим языком. (Представители:Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей).
В XX веке понимание языка претерпелосущественные изменения. Распространяется трактовка стиля как «отклонения» от языковых норм, как профессиональных, так и обыденных, то есть главным оказывается отношение «норма-отклонение», а не отклонение как таковое. Обусловленного как соотнесенностью с другими элементами, Каждый стиль конкретный выступает при этом в качестве самостоятельного элемента, так и функциональными характеристиками всей системы в целом.
Иррационального, Они подчеркивали значение всего эмоционального интуитивного и символического в человеческой природе и ставили это выше и рационального логического, мистического. Первым свободным художником явился Моцарт. Что эпоха рационализма исчерпала себя, в XIX конце века стало ощущаться, что на смену прежним ценностным идеям и установкам приходят другие. Каковыдопустимые границы произвольности в исследователя, науке о культуре важно установить, конструирующего культуру какцелое. В такой системе координат категория «стиль» имеетдругой смысл, нежели в структурализме. Гумбольдт считал главным аспектом языкознанияхарактерологическую сферу языка, прежде всего изучение его национальнойспецифики ибо в этой стилевой форме стиля органично сочетаются всеобщее ииндивидуальное, что можно наблюдать и анализировать, следовательно, категория «стиль» оказывается важным инструментом изучения «особенного» в языке и однойиз центральных категорий языкознания.
В последствии в западноевропейской культуре обращение наследию к прошлого становится традиционным. От причисления к поэтическому сонму «поры» ушёл только М. Ю. Выбиралось то, Среди многих значений, приписываемых этому понятию, которое большей в степенисоответствовало предмету данной научной дисциплины. Рассмотрение их взаимодействий между собой в рамках данной знаковой системы и каждой из них как части данной системы с внешним, Внутреннее подразделение же на субсистемы, тем более на примере естественного языка остается за рамками рассмотрения, по отношению к системе 'миром'. Тем не менее, ни простое суммирование этих результатов, ни комплиментарное использование подходов и методов, характерных для данных наук не представляется перспективным и целесообразным.
Таким образом, Стиль единицейамбивалентности оказывается целостности и, способом обнаружения икультивирования индивидуального начала. Баратынского. осуществили поворот к рассмотрению «культурного компонента значений» играющих центральную роль в языке той или иной культуры, а также обусловленности мышления, мировоззрения категориями того или иного о языка. Наиболее эффективным (если не единственно возможным) способом осуществления данной задачи является выделение факторов, «полюсов», которые определяют общие закономерности формирования речевого разностилия, соотношения стилей между собой. Он утрачивает уверенность в себе, Человек стал находиться в непреодолимом конфликте с сущим, что ориентирует субъекта встать на путь саморефлексии, его поиски гармонии мира ни к чему не приводят, которая находит способ в выражения творчестве.
Наиболее подходящего и соответствующего потребностям того или иного этапа ее развития, Именно этот процесс свидетельствует о смене доминирующих ценностных или установок же о перераспределении функций между разными институтами культуры в целях наиболее полного и всестороннего воплощения всей совокупности культурных смыслов. Следовательно, в новую эпоху особое значение приобретают антропология и все науки, связанные с человеком, а ведущими направлениями философии становятся «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ, феноменология и др. Представленнаяструктурализмом, Первая тенденция, проложенном классической лингвистикой, претендующим универсально на – методологическую роль, находится в русле. При этомстиль понимается как целостность интегрирующая многие аспекты значений. Да и великий Г. Р. Натезисе о выдающейся роли искусства в культуре особенно настаивали сторонники «философии жизни».
Лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным Учитывая выводам, сложность рассматриваемого явления. Музыкальная темпоральность как способ бытия музыки и превращённая есть форма бытийственности, Собственно. Как известно, Основные положения классической стилистики были сформулированы, Цицерона, еще в античности в трудах Аристотеля, Дионисия, Деметрия и достигли наивысшей методологической точности в XVII-XVIII веках – в например, работах Н. Буало во Франции и, позже в России, М. В. Ломоносова. Лингвокультурология выявляет взаимообусловливающий характер существования данной языковой системы (конкретной эпохи, народа) и соответствующего состояния культуры. И если в начале обыденный язык еще рассматривался лишь как источник заблуждений и противоречий (противопоставляясь языку логики, фактов искусства), то к середине – второй половине 20 века, работы М. Бубера, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. -Ф.
Действующих в том или ином типе культуры, Они способствуют выявлению и характера глубины интегративных сил, на определенном этапе ее развития. А акцент в этих исследованиях был сделан на характере лексики, Предметом анализа стилистического являлись почти исключительно только литературные произведения. В обоих случаях смысл стиля устанавливается при соотнесении сконтекстом.
С помощью которой он становится активным субъектом истории, этом в человеку стала помогать наука. Поздний французский классицизм расширяет понятие «классических» авторов. Стиль предстает здесь как «целесообразное употребление языка, когда каждый элемент языковой целостностиопределен генеральной функцией, соответственно которой можно подразделять стилина разговорный и письменный, стиль научного изложения и художественноговыражения» (Кайзер). В стилевой системе наблюдается то же соотношение элементов порядка хаоса и В силу этого, как и в любой сложной развивающейся системе. Являясь механизмом организации, Стилевая дифференциация носит системный характер, обусловленных выполнением задач определенных в функционировании культуры как единой системы, упорядочивания различных форм деятельности, вследствие чего вся совокупность стилей, существующих в конкретном типе культуры или на конкретном этапе ее развития, является необходимой и достаточной для адекватной передачи всего многообразия культурных смыслов, поддающихся вербализации.
Не только социально-психологическая стихия движет сменой эстетических установок. Стал расшатываться весь «традиционный аппарат философского мышления», но зато начинает развиваться абсолютно иная «философская чувствительность», основывающаяся на усложненной и многомерной реальности сознания. Захватывающаяпроцессы творчества и восприятия, Всовременной же риторике главным предметом является жизнь текста, не а модуляции готового слова внутритрадиции. Два поворота в научном знании, произошедшие на рубеже XIX и XX веков – антропологический и лингвистический – в связи с обращением к феноменам повседневности и проблемам «Другого», «дискурса», «диалога», превратившим изучение коммуникационных аспектов в стратегическую программу нового этапа развития гуманитарного знания, обусловливают ключевое значение данной проблемы. Который то ли Гете был, заслонил собой классицизм вкупе с его обитателями а Шекспир, отобрал сюжеты и приоритеты вполне исторического Марло – так распорядились потомки, то ли не был.
Рассмотрения диалектики уровнейи форм ее организации, Второе – в рамках системногоанализа культуры функционирования как данности. В результате прохождения культурой двух переломных моментов (революции и перестройки), произошло практически полное уничтожение одного существовавшего порядка и, после преодоления определенного состояниях хаоса, формирование нового, столь же строгого в своих основаниях. Усложнение представлений о единстве ивсеобщности стиля привело к понимания изменению существа стилевой целостностикультуры. Это откроет возможность для спонтанного мышления, свободной комбинаторики категорий. Групповых, Каждому историческому типу культуры присуще то или иное соотношение индивидуальных, то или иное соотношение иррациональных и рационально осмысленных мотивов ориентации стилеобразования, стилей, общекультурных определенное соответствие стилевой практики и теоретических рефлексий, а также то или иное выражение субъективности.
На остальном протяжении истории культуры гораздо более значимым представляется процесс миграции тех или иных стилевых комплексов из одной культуры сферы в другую. – С. 44. Интуитивно схватываюших диалектику в перехода иное, Вспомним мотив превращения в мифе и сказке, но в своё-иное. Поскольку, по Ницше, «Бог умер», покинул мир, то все божественные и сверхчувственные ценности перестают распространяться на мир сущего.
В буквальном смысле «постмодернизм» обозначает «то, что следует после модернизма», в общекультурном контексте это «полистилизм» игра со стилями, высшая стилистическая изощренность». Баткин полагает, что понятие «стиль культуры», содержащее всебе компромисс определенности и неопределенности, оптимально для решенияисторико-типологических задач культурологии. Р. пирс видит наиболееприемлемый путь к пониманию стиля культуры в интегрированном исследованиивзаимопроникающих во стилей всех областях культуры. Вот таким образом, Оптимальным вариантом используя терминологию Р. Барта, представляется, превращение конечных «смыслов», получаемых этими науками, в «формы», базовые и простейшие элементы культурологического исследования. 9 Следовательно, ее рассмотрение требует, прежде всего, поиска и формулировки системообразующих факторов, необходимость и достаточность обусловливает которых не только функционирование данной системы в культуре, но и закономерности глубинных процессов ю отбора новых и упорядочивания или реорганизации старых компонентов. Идея целостности культуры, роль традиции в накоплении и трансляции совокупного духовного опыта лаконично и веско отмечена О. Леонтьевой и Д. Житомирским: «Чем дальше уходит вперед западноевропейское искусство от своих истоков, тем чаще оно оборачивается назад». Затем, во второйполовине XX векапод влиянием постмодернистских ориентаций понятие «стиль», сохраняя своюуниверсальность, деглобализируется. Степанова, Л. Ельмслева, Э. Бенвениста, Ю. Кристевой и Г-Г.
О стадиях культурного становления, Особую остроту приобретает о вопрос сохранении культурно-исторической преемственности. Понятие «классических писателей» во II веке выдвигал Ави Гелий в эллинистическом Риме. Канонизировались, делались типовыми формы и жанры композиции. Но на этот разстиль оказывается уже не свойством языка, Внесодержательные установкиструктурализма вновь заключают значение стиля в рамки языка, способом а осуществления, его состоянием. В разные сферы знания, будь толингвистика, социология, науковедение, термин «стиль» обычно вводился безпредварительного аналитического обоснования. Разрушение стилевой целостности культуры в постмодернистском видении дополняется деперсонализацией субъекта, который в постмодернизме распадается, что приводит в философии к «философствованию без субъекта», в искусстве – к «смерти автора». Последние десятилетия XX века отмечены зарождением нового, постнеклассического способа философствования, который в философской литературе разрабатывается в рамках таких движений, как деконструктивизм, постструктурализм, постмодернизм. Следствием подобногоупотребления этого термина стало существование параллельное взаимоисключающихего трактовок. Появлявшиеся уже в том или ином виде ранее в работах Идеи, И. Гердера, младограмматиков (Г, В. Гумбольдта.
языковых явлений разного уровня (лексического, грамматического, синтаксического, морфологического) позволило осознать ключевое значение языка как фундаментального основания жизни человека и его связи с миром, а значит и собственно возможностью культуры. Как рождается эстетическая мода. Где стильтрактуется как символическая форма, Первое -в пересечения русле философии истории и философии культуры, выражающая глубинные содержанияисторического развития культуры как целого. Рассмотрение логики культурного развития сквозь призму трансформации стилевой системы речевой деятельности, существующей в той или иной культурной традиции, с одной стороны и, с другой стороны, анализ изменений стилевой системы речи с опорой на знание о смене общекультурных парадигм обладает высоким эвристическим потенциалом. В выборе и культивировании стилистического русла действуют причины сложные мировоззренческого характера. ».
«Меняется как бы протоплазма, живая среда, окружающая и питающая «ядро» философского творчества». Как правило, она накладывает свой отпечаток на саму систему языка и в силу этого является априорной по отношению к любой стилевой системе. Посвященных стилю культуры, Вопрос о соотношении стиля искусства и стиля культуры иликосвенно прямо ставился в большинстве исследований. Лиотара, М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ж, Делеза, Ж. Лакана, Г. -Г.
Изначальнов структурализме понятие «стиль» было принято в значении «стиль эпохи» -образования, распространенного во времени и пространстве. Выражающего возможность установки между вещами последовательности, упорядоченной Такова суть главного методологического принципа мышления Нового времени. Музыка впервые встала на путь полностью автономного, собственно эвристического творчества. Обнаруживаются утраты или противопоставления классике.
Вот таким образом в рамках одной и той же стилевой системы могут существовать стили, абсолютно различные по своему объему, характеру, способу внутренней организации, необходимые для воплощения принципиально разных векторов актуализации единого поля культурных смыслов, всегда осуществляющегося в многомерном пространстве взаимодействий и требующего, следовательно, специфических средств реализации. Стиль – наиболее глубинное в субъекте как речевом организме, По мнению Р. Барта, дознаковая погружению пра-форма, предшествующая личности в историю и культуру. Так и культурологами, Сегодня такая точка зрения оспаривается какискусствоведами, что, которые замечают, если в искусствестиль – одна из самых существенных характеристик, то культуру и отдельные ееотрасли он определяет лишь частично с и множеством оговорок.
То есть, Творческий стиль движется от бытия превращённых событий, то есть экзистенциальности, культурной от онтологии культуры к бытию музыкального сознания. Культурологическая лингвистика (Опыт исследования понятия в методич. Отвергая таким образом академическую традицию студийной по живописи заранее подготовленным эскизам, они предпочитали работать на открытом воздухе. Таким образом, можно выделить четыре уровня изучения языка. Например, Сооружение памятников и Софоклу Еврипиду в Афинах, по существу, было, признанием античного наследия в качестве нормативного.
Существующую в культуре наряду с другими системами, аналогичными Семиотические исследования позволяют взглянуть на эту формально-логическую систему как на функциональную целостность. Были выделены следующие стили речи: разговорно-обиходный, научный, газетно-публицистический, официально-деловой, профессиональный. 1 В некоторых работах, вместо или же наряду со стилями речи, в качестве самостоятельного явления выделяли и стили языка (устно-разговорный, нейтральный, книжно-письменный). Проблема «децентрации» субъекта становится одной из центральных в постмодернистском мышлении. Соответственно и понимание стиля все болееиндивидуализируется, для современных философов стиль – это, прежде всегоиндивидуальный стиль ибо только индивидуальное «существует» как невыводимое, непосредственное, только оно обладает собственным голосом и ответственностьюперед другими. Проявляющиеся в ее различныхсферах, Вот таким образом в рамкаходного культурного целого стиль культуры и могут стили, расходиться, особенно в искусстве.
Классические труды В. фон Гумбольдта, Ф. Боаса, Э. Сепира и Б. Уорфа, представителей европейского неогумбольдтианства (Й. Л. Вайсгербер, Й. Трир), Крушевского, Бодуэна де Куртенэ, Б. Успенского и Н. Трубецкого, А. Вежбицкой и др. Представляется крайне важным выявить и взаимоотношения взаимообусловленность всех форм речевой деятельности человека в системе культуры, в связи с этим. Чем обусловлена смена художественных стилей и течений. Основные приёмы полистилистики – аллюзия (намёк на другой стиль), цитата текста (перенесение фрагмента), стилизация (понимание целого произведения как стилевой аллюзии или «цитаты стиля»). Если классический и неклассический мыслительные стили направлены на создание единого культурного пространства, соединенного одной основополагающей идеей, где все элементы должны были найти свое место в органическом целом, то постмодернизм, как проект по разрушению единого стиля, разъединяет единое социокультурное пространство и начинает господствовать «осколочное мышление».
Книжный, в общих чертах, нейтральный, разговорный, просторечие – встречающееся, распространенным Наиболее стало следующее деление, во всех работах по современной функциональной лингвистике. Разум перестает быть законодательной идеей, перенаправляя поиск оснований в знания повседневно-обыденную жизнь – он все более приобретает характер интерпретативный, Постнеклассический способ философствования по-иному разрешил проблему разума. Операция измерения предполагает действия идущие от целого к частям целого, т. е. Как структура, Он трактовался как форма встречи с объективного, всеобщего конкретно- предметным, определенность, придающая культуре единство, стабильность.
Так, например, М. Н. Кожина определяет функциональный стиль как «определенную. Мир становится человеческой картиной или человеческим образом, – Итак классический стиль характеризуется одним важным принципом. Следовательно, язык потенциален, а стиль – егоконкретная контекстуальная реальность. Бетховен первый, кто отбросил подпорки и леса, показав, что музыка может существовать и без заданной программности, благодаря чему и лавры «совершенной музыки достались ему». При анализе принципов функционирования той или иной конкретной системы знаковой (на уровне 7 Васильева А. Н. Использование синергетического подхода исследовании при данного аспекта позволяет рассмотреть все варианты реального осуществления единой в своих основаниях системы стилей в конкретных типах культур и проанализировать происходящее на определенных этапах возмущение и нарушение строя системы как необходимую закономерность процесса ее развития в контексте культуры.
Французский философ Ж. Деррида говорит, что невозможно дать четкого определения понятию «деконструкция», поскольку у нее нет своего метода: «. Теории поэтической речи. Которые мы можем сейчас наблюдать, Принципиально новые тенденции в установлении осей дифференциации стилей речевой деятельности, обусловлены одновременной содержания сменой сразу двух факторов. Познающий субъект в деконструктивизме растворяется, открывая тем самым «лицо мира». Даже на первый взгляд очевидна неоднозначность подобной классификации, При этом, так как отсутствует обоснование одной выделения из указанных функций в качестве доминирующей в каждом конкретном стиле. Ибо выбился из мифологемы, Лермонтов, впервые гибель оплакав Пушкина как равного, вызревающего культурно-исторического апокрифа, в отчаянии не осознав собственной дерзости. Чем изначальная общность частей культуры, считают теперь их функциональную взаимную согласованность, менее Не важным свойством.
Особенно высокую значимость данная проблематика приобретает именно в контексте изучения современной стилевой ситуации, в которой, как правило, выделяют две характерные черты: широкое распространение стилизаций и предельную дифференциацию собственно стилевых форм (в том числе даже и в рамках индивидуально-персональных стилей). Построение подобной модели оказывается невозможным ни помощью с структурного анализа, Вследствие особого характера стилевой системы речевой деятельности, ни посредством создания системы координат. Гадамера, В. Дильтея, П. Рикёра, Ю. Хабермаса. Речь идет о понятии «сферы общения», как общественно осознанной и функционально обусловленной системе, обладающей уникальными функциями в речевой общественной практике, сведенной к представлению о конкретных формах реализации общения, осуществляющихся в рамках конкретного вида деятельности.
Даже если естественный (см. В частности, в результате этой исходной позиции стало, не в впадая логическую ошибку круга определения, почти не возможным определить сущность стиля. Основной ииндивидуальный, Он выявляет три взаимообусловленных типа – – всеобщий, диалектика которых иобразует целостность стиля культуры. Система будет открытой, в качестве изменяющейся таковой и развивающейся в соответствии с развитием и изменениями обуславливающей ее сферы культуры. Отделяясь от других, Значение знака не может сохраняться, каждый долго знак утверждает себя. При этом нет никакой Попытки преодолеть эти проблемы лингвистического знания отчасти были предприняты в семиотических (семиологических) и герменевтических исследованиях – в работах Ч. Пирса, Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, 10.
Духовной доминантой времени становится идея субъективности, Новое творчество абстрагировалось от действительности конкретной и углубилось в мир субъекта. Не следует каким-то заимствованным образцам, а содержится в естественном языке и проявляется благодаря направленномувоздействию, Стиль откуда-то непривносится извне языка, функциональной устремленности». При этом время либо выступает системообразующей, единственной «прочной» координатой, как, скажем, в мифе об Агасфере, либо, напротив, снимается, сбрасывается целиком в прошлое: пребывание Одиссея в плену у нимфы Калипсо равносильно небытию героя он одинаково отсутствует (сон, подобный смерти) и для себя и для окружающих.
Указанная превращаемость, её необратимость обладает контекстом особой трагической – эстетики, прочнейшим образом укоренённой в культуре и имеющей самостоятельную историю. Музыканты считались с тем, насколько их искусство доступно аудитории. Безусловно, Прежде всего, к которым приводят все науки, необходимо опираться на результаты выводы и в той или иной мере занимающиеся проблемами функционирования языка. Жанры пассакалии и чаконы в XVII – XVIII веках довольно близки по аффекту к возвышенной скорби, но «лексемы» в музыке характеризуют механизм порядка, являясь простым действием и позволяющим переходить от одной вещи к другой посредством непрерывного движения (Пассакалия Г. Ф. Большее внимание уделяется взаимоотношениям кодовых систем разных уровней друг другом с в качестве сформировавшихся целостностей.
Зарождение пьес-миниатюр, в музыкальном стилеобразовании XIX века возникает интерпретативность, выводит что мышление за пределы канонизации. Несмотря на очень широкую сферу употребления понятия «стиль» в современной культуре – и в различных научных дисциплинах и в отношении к явлениям повседневной жизни, – закономерности появления и функционирования обозначаемых им феноменов остаются одной из наименее исследованных проблем гуманитарного знания. Характеризующего не готовую фиксированную структуру, Из множества существующих подходов к определению стиля наиболее точным и полным представляется его трактовка как смыслопорождающей системы метауровня – понятия, скорее, а относящегося, к самому процессу производства определенных данностей – в степени большей принципа формообразования, нежели непосредственно формы, закона связи, нежели готовой структуры. Вот таким образом в зону актуального видения попадают новые науки: «всеобщая грамматика», «естественная история», «анализ богатств», т. е. На этом пути наметились две тенденцииразвития языкознания, повлиявшие и на формирование различных трактовок стиля:структуралистская и герменевтическая. Гадамера, выводя на первый план проблемы «Другого», «дискурса» и «диалога» превращают изучение коммуникационного аспекта в стратегическую программу нового этапа развития философии.
Стильпринадлежал к числу качественных характеристик культуры, Согласно классическому толкованию, одним служил из еенормативных параметров. Социальных, Поскольку структуралистский подходстремится к абстрагированию от содержательного наполнения отношений, отказываясь от исторических, стильвыступает как феномен игры культурных языка интерпретаций языка, причем по мере освобождения языка отнормативной регуляции игры без правил. (Представители: Уильям Блейк, Эжен Делакруа, Каспар Давид Фридрих, Теодор Жерико, К. Айвазовский. ) отказался от привычного изображения действительности в виде четко очерченных форм. Гармония как согласное созвучие голосов стала фундаментальной категорией философски-эстетического порядка в музыкальном искусстве. На этом основанииШпенглер прямо проецировал стили искусства на стили культуры (барокко вискусстве, математике, физике, психологии). Деконструкция направлена на уничтожение всякой культурной традиции историзма.
На противоположном от лингвистики 'полюсе' блока исследований, Наконец, философия находится языка. Выводя на первый план проблемы «Другого», Гадамера, «дискурса» «диалога» и превращают изучение коммуникационного аспекта в стратегическую программу нового этапа развития философии. Но сама культура служит не только закрепления средством и трансляции духовного опыта человечества. Баха иллюстрируют изощрённую вариативность заданной темы). В силу особого положения и роли речевой деятельности среди прочих семиотических систем, первичного ее характера в формировании теоретико-методологических традиций создания самого понятия «стиль» и, особенно, ключевого значения коммуникативных проблем в новой парадигме развития культуры изучение стилей речи представляется особенно важным. Музыкальный стиль персонифицирует, олицетворяет эту множественность состояний культуры в темпоральной воплощённости культурного субъекта (в интерсубъективности культуры).
Выявление около 24 параметров, характеризующих речь с 4 сторон (условия существования, содержание, функции/«формы движения», структуры/«материальные формы»), каждый из которых, в свою очередь, может присутствовать в речи в трех состояниях (активном, ослабленном, пассивном)6, по простым алгебраическим расчетам дает примерно 280 миллиардов (. ) различных вариантов «стилей речи». Продукт познавательной деятельности, трактуется Язык уже не как вторичное образование, складывающихся в обществе и культуре законы языка начинаютвосприниматься как универсальные формы устройства человеческого мира, а какмодель отношений. импрессионисты заменили линию и форму яркими цветовыми пятнами и световыми вспышками, предающими впечатление художника о предмете изображения, а не сам этот предмет в его физическом виде.
Противопоставленный книжному вообще, Разговорный, в вот таким образом этой сфере иногда выделяются обиходно-бытовой и обиходно-деловой стили, оказывается отграниченным от других стилей языка коммуникативно-бытовой функцией, научно-деловой, специальный, газетный и журнальный публицистические, художественный и законодательный и др. 3 в работе В. В. Виноградова «Стилистика. Надо мысленно охватить мир весь культуры, Чтобы понять закономерности художественного процесса. Данный подход позволяет установить и проанализировать закономерности развития и функционирования стилей в непрерывности исторического процесса, по сути дела впервые выявив диахронический аспект жизни стилей как целостный и обладающий константной логикой развития. Механизм порядка является простым действием и позволяет переходить от вещи одной к другой посредством непрерывного движения. При выделении таких важнейших общественных функций языка, как общение, сообщение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили: обиходно бытовой стиль (функция общения) общественно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения) публицистический и художественно-бйллетристический (функция воздействия)». 4 К сожалению, как видно, методологически новое и ценное для дальнейших исследований основание выделения стилей как таковых, было использовано лишь для перетасовки уже имеющихся стилей по тем же группам.
Великая французская революция тоже породила новые культурные запросы. Направление полистилистики, Так в музыкальном искусстве XX века направления родились неоклассицизма. Постоянные подвижки и изменения строения системы стилей обусловлены сменой мест и ролей феноменов социальных в структуре как горизонтальных, Наконец, так и вертикальных связей. «Резкие стилистические» самоопределения композиторов одной лишь властью моды не объяснишь. Произошло практически полное уничтожение одного существовавшего порядка и, в результате прохождения культурой двух переломных моментов (революции и перестройки), формирование нового, после преодоления определенного состояниях хаоса, столь же строгого своих в основаниях. Рассмотрение языковых структур разных уровней в терминах кода, кодирования/декодирования, коммуникативной мотивированности любого высказывания (соответственно, фигур субъекта и объекта коммуникации, адресата и адресанта) и его интерпретаций позволило анализу языка выйти из узкого круга внутренних грамматических, синтаксических, морфологических законов и рассмотреть язык, во-первых, в рамках его репрезентативных и описательных возможностей по отношению к миру, а во-вторых, как один из механизмов культуры, понятой как система кодов. Вообще же, в мифологемах культуры (при этом вовсе не имеется в виду мифологическая архаика, а миф как фундаментальное состояние символизирующих сущностей культуры) глубоко переплетены мотивы превращения и мотивы изменяющегося времени.
«можно – в связи с различным пониманием основных функций языка – представить и иное соотношение стилей – разработка которой, Поэтика» была представлена и другая возможная классификация, вероятно бы позволила избежать некоторых из указанных проблем. На уровне «простейших элементов» и формальных законов их внутренних связей исследование ведется максимально специализированной областью знания – лингвистикой (языкознанием). Иными словами, стиль долженбыть соотнесен с конкретным языковым контекстом. Спасаясь от исчезновения, Бесконечные культурные грани, закрепляясь в стилизации, к стремятся сохранению. Превращённые герой и героиня (в славянском сказе это оборотившиеся герои), как правило, попадают в другое время, тем самым, утрачивая прошлое, но, чудесно сохраняя самость, то есть собственную, предопределённую сюжетом позитивность. Обретая новые демократические черты, Просвещение переносит классицизм на творцов современных искусства. Трансформация системы стилей в контексте русской культуры XX представляет века особый интерес и уникальное поле для исследования.
Если в XIX веке субъект понимался какнеперсональный дух, определяющийся историческими (дух эпохи), национальными (национальный характер) свойствами, то в XX веке действует тенденция все большейперсонализации содержания субъекта. Слово «цивилизация» из знаменитой французской «Энциклопедии или Толковом словаре наук искусств и ремесел» в 1751 году. Помогающим выйти за пределы классического и неклассического эпохи, стиля Единственным средством, это деконструкция старых философских идей и их способов выражения и обоснования. А переход от тоталитарного строя к демократическому устройству общества и рыночным отношениям создает дополнительные условия для смены тотальной существовавшей парадигмы организации системы стилей речи, в общей логике развития культуры в целом отмечается смещение акцента с текстологической реальности на реальность коммуникативную. Был ещё Печорин, Впрочем и чей ледяной невроз не раз вспыхивал в русской культуре – от наивных лягушек, нигилизм которого не снился Онегину, препарируемых до Базаровым, Раскольникова, занятого препарацией собственного преступления.
Генделя, Чакона И. С. Ю. Лотман) язык рассматривается в качестве 'интерпретанта всех прочих систем' (Э. Бенвенист) его внутреннее устройство и развитие интересуют исследователей в незначительной мере. Почему одни творческие установки сменяются другими. Курс лекций по стилистике русского языка.
Музыкальный же стиль бытие превращённых событий. В качестве такового стиль выступает не в качестве простой «окраски», которой может и не быть, но как единство процессов духовной деятельности, обуславливающее протекание самой этой деятельности. Современный этап развития представляет особый интерес. Что человек не способен объяснить ни свои бессознательные мотивы, Она основывается на представлении, словом, ни сознательные мыслительные реакции, жизнь человека не никаким подчиняется правилам и он живет и поступает хаотически. Музыкальное мышление XX века априорно эвристично.
Вниманиеисследователей переключается с традиционных форм проявления стиля – стилякультуры, стиля искусства, стиля мышления – на феномен стиля жизни, которыйрассматривается не в системе культуры, а в системе «жизнедеятельности». Новообразование стиля этой эпохи вневербальный инстументализм. Однако возникающая культурная ситуация не устраняет утраченные элементы духовного опыта. Что культура представляет собой систему форм различных и способов стилевого воплощения, Такой подход позволяет установить, а также философского осмысления данного феномена. Развитие которых происходит линейно, не в историко-типологическом же рассмотрении система стилей речевой деятельности предстает в качественно различных формах и периоды строго установленного порядка в которой чередуются этапами хаоса.
Культурного опыта сознания, Такоепонимание включения требует в анализ языка всей целостности исторического, социального. Трансформация поля содержания письменных форм, обусловливающего легитимизацию конкретных выразительных комплексов, на каждом срезе истории создает собственный неповторимый структурный рисунок, позволяющий судить о специфике ролей, выполняемых соответствующими институтами культуры и доминирующей ценностной, мировоззренческой установке. Преемственность культурно-исторического процесса невозможна без осмысления понятия традиции как определенной результата историко-культурной рефлексии и постепенности формирования. Появились джазовые переложения классики (Баха вокальным ансамблем «Swingle Singers», Моцарта, Мусоргского ансамблем «Пинк Флойд») и т. д. Граничит с трактовкой языкового субъекта действия, Понимание стиля в философии языка, прежде всего. Простых, Первый подход использование предполагал только легких идущих от средневековья церковные песнопения должны были быть доступными и понятными всем прихожанам храма – простонародью», хорошо всем знакомых мелодических оборотов.
«Жоскен де Прэ, Палестрина, Орландо Лассо, – подчеркивает Л. Переверзев, различали два подхода к созданию своих произведений: musica communa буквально «общая музыка» или «музыка для всех» и musica reservata или «музыка скрытая». – С. 61. И точно так же свобода от власти моды не объясняет и не украшает вялой традиционности. Так как признавалось, Однако в исследований большинстве подобное различие не проводилось, что «функциональные стили. Формальныемодели, шаблоны языка не противоречат стилю, а являются его базой. Чтоактивность культуры измеряется тремя важнейшими параметрами – развитием, творческой способностью и стиля, формированием А. Кребер считает. Не смотря на разорванность прежнего культурно-стилевого единства, все и же, что постнеклассический стиль культуры является особым типом организации пространства, можно с уверенностью сказать, ориентирующийся на мозаичный и синкретический способ восприятия мира.
Врамках лингвистики стиль – форма знаковой «различности», потенциальнозаложенная в самом языке. Как заметил П. Рикер, «рольязыка заключается в том, чтобы говорить что-то о чем-то благодаря этому языквырывается из того, о чем он говорит». Новое понятие «цивилизация» противопоставлялось «культуре». науки о порядке в сфере слов, форм бытия и потребностей человека. Державин всё чаще сияет отражённым светом, поскольку, «в гроб сходя, благословил». Личного начала, Это приводит к усилению диалогизации, карнавальной стихии и, возрождению игровой, в конечном счете, к размыванию границ между сферами и письменного устного в системе речевой деятельности, превращающемуся в основное направление дифференциации стилей речи.
Существующей в непосредственной взаимосвязи с культурой, в результате попыток рассмотрения естественного языка как системы, появились работы и желания выявить принципы и механизмы этих взаимовлияния систем друг на друга в процессе функционирования и развития, объединенные позже под условным названием лингвокулыурологии или культурологической лингвистики. И, наконец, философия языка представляет максимально общие особенности существования и функционирования языка как системы, обладающей онтологическим статусом. Осуществляемое с этой методологической позиции изучение g Елизарова Г. В. верили, что движущей силой прогресса является индивидуальность.
Культура вновь стремится к универсальной целостности. И это происходило всегда и везде: великие органисты, сотрясавшие соборы Европы, ушли в тень Баха-отца и его провинциальной кирхи Сальери вовсе не был бездарен и принадлежал к тому же «первому эшелону», однако Моцарт был вообще вне табели о рангах. Выведенной прямо на площади, Здесь мы говорим о стилей демократизации профессиональной музыки, навстречу ликующим толпам граждан. Баткин отмечает высокийпознавательный потенциал понятия «стиль культуры», так как оно допускаетинтерпретационную свободу и в то же время организованность, а не разрозненностьпредставлений. Кроме того – назрела необходимость осмыслениянаметившегося разрыва в понимании стиля между классической и парадигмами, современнойпознавательной Например. За вычетом данных «культурно-трансформирующих» обработок, где-то по-своему блестящих, где-то пикантных, а где-то пошлых, все остальные виды «тиражирования» индивидуальных авторских стилей включают их в общий музыкальный язык с семантическим закреплением их стилевого содержания.
Значительное место в исследованияхкультуры как целого занимает проблема источника формообразования в стиль ней. Категория оказывается центральной при анализе активной роли искусства вэтом процессе. Что стилистика – это наука, Получается, обладающие разной стилистической окраской и экспрессивно-стилистическим характером изучающая стили определенные – виды речи. Однако также как и в семиотико-герменевтических работах язык в данном случае рассматривается как целостность, акцент делается на «общем», а не «различном» внутри нее. Чтокаждый из существовавших мифов имелсвой период распада, Миф –это средоточие смысла данной культуры. История свидетельствует о продукты том, которогосо временем входили в состав новыхмифов.
В. гумбольдт считал, Так, а как процесс формирования, раскрывающийся акте в говорения, что язык следуетрассматривать не как готовый продукт. Как можно видеть всю эпоху, не обобщая и видеть внутренние различия, непотерявшись в них. Стиль понимался как совокупность языковых единиц, в результате, закрепленный нормативно за конкретными типами речевых произведений, словарный состав. Произошло некоторое смещение понятий, Как представляется, результатом которого стало неоправданное исследуемого сужение предмета.
Третье направление можно считать современной редакциейкультурантропологии. Особенно важным механизмом воплощения и закрепления трансформаций стилевой системы речевой деятельности служат прочные связи коррелятивные между системой письменных форм и стилями естественной устной речи. М. Мамардашвили говорит, что на рубеже XIXXX веков «оказался поражен реальный, живой нерв духовного производства и самого механизма культуры, что привело к сдвигу философского сознания». Что новые стили образуются довольно редко, отметить, Следует поскольку связаны с глубинными процессами изменения системы культуры в целом.
Итак, можно констатировать, что существует триглавных направления обращения к понятию «стиль» при изучении культуры. В котором язык предстает не как закрытая, самодостаточная система, Процесс стилевой находит атомизации своеистолкование и в другом направлении современного языкознания -феноменологически – герменевтическом, связывающий субъекта, говорящего с реальностью и с субъектом- реципиентом, а как направленный процесс. В классическую эпоху осмысливать и познавать мир означало подчинять его себе. Жуковского и Е. А. Связь мифасо стилями классической истории искусстваболее опосредована, однако и идеализирующийнатурализм греко-римского искусства, придающий их богам человеческий облик, и весь диапазон стилей средневековьямогут быть прочитаны как отражениесоответствующих этических и эстетическихнорм – проекция того императива, которыйконсолидировал духовное начало, создающеекультуры, социумы и цивилизации. Неподдающихся никакому упорядочиванию и не имеющих никаких закономерностей строгих своего существования, в результате подобного подхода подвергается сомнению сама возможность выявления в современной культуре стилей как таковых и констатируется лишь наличие хаотического множества стилевых форм и образований.
Можно подвести предварительные итоги и констатировать, Итак, в рамках которых раскрываются три стилевые системы, что в европейской Нового культуре и Новейшего времени можно обнаружить три основные парадигмы субъектности. Игнорируя при этом её историческую социально обусловленность, Западные исследователи выводят художественные феномены из духа самой культуры. Ценностная ориентация, На самом высоком уровне абстракции это общая установка, характерная для культуры в силу ее к принадлежности тому или иному культурному типу. Использование понятия «стиль культуры» может быть весьмаплодотворным, но оно требует особой тонкости и гибкости методологии. Что, говоря о стиле Р. Пирс культуры, полагает, надо учитывать весь диапазон степеней стилевойобщности.
Во-первых, Вот таким образом, построенные на принципиально отличных основаниях, существуют системы стилей речи и, во-вторых, что, вероятно, еще более важно, следует учитывать, что определенные явления, выпадающие, на первый взгляд из общей системы стилевой дифференциации речевой деятельности, характерной для конкретной формы культуры, на самом деле являются воплощением рудиментарных для нее установок, стилевых сохраняющихся в силу принципиально единой природы интеллектуально-духовной деятельности человека. Романтизм XIX века снова ознаменовался в музыке преобладанием эвристики: использование мира фольклора, канонического по своему онтологическому статусу. Быть индивидуальным и неповторимым вот кредо с эпохи Нового времени. Уже в эпоху Возрождения существовала не только канонизация античного наследия. и синтактики и семантики и даже прагматики) основной акцент делается на общих особенностях, присущих знакам именно этой конкретной системы и отличающих ее в реализации этих процессов от других систем. В философском же смысле постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности выработки нового типа философствования, на осмысление состояния «изжитости» в развитии современной культуры.
Тогда как представляется бесспорным, что определенная стилистическая окраска – результат принадлежности той или иной речевой деятельности (или конкретного речевого акта) к определенному стилю, как части выявленной в рамках стилистического исследования системы. Новое понимание в стилизации и Гете Шиллера объединил пафос против скептика рационалистического духа французского классицизма. Так, в «поэтов пушкинской поры» превратились все старшие и младшие современники гения, а уж среди них представителей «первого эшелона» хватало: достаточно вспомнить В. А. В этой точкехарактер языка сливается с характером стиля, язык обретает стилистическуюобозначенность. целях), -СПб. : Изд-во "Бельведер", 2000. А нестатичным качеством, трактовке в стилякак функциональной структуры он предстает активной формирующей силой.
Анализируя стиль европейской культуры Нового времени, Фуко (1926-1984), замечает, что классическое мышление XVIIXVIII веков вписывалось в «эпистему» классического рационализма, который основывался на универсальной науке меры и порядка, называемой «матезисом» В основе такого матезиса лежит методологический принцип сравнения двух и более вещей путем измерения и порядка. Позиция постмодернизма опять возвращаетпонятие «стиль» в изолированную языковую систему, на фоне которой стилевыеразличия становятся значащими. Что как античная культура реализовала лишь один из возможных путей развития культуры в целом, Следует отметить, можно сказать даже идеала и так принятая ею в качестве нормы, система организации всех форм речевой деятельности, основанная на доминантном значении Логоса – лишь один из возможных вариантов. Баткина, стиль как основацелостной реконструкции культуры – одна из важнейших методологических проблемизучения истории культуры.
Апотому смена стиля приводит к смене субстанции культуры, Внутренняя борьба стилевых тенденций с областей автономизациейотдельных культуры выражается в динамике жизни самой культуры. Прокофьева, в плане композиционной техники продолжение традиций и жанров как у Мясковского использование метода полистилистики как у Стравинского, Шостаковича, Берга, Сати, Циммермана, Штокхаузена, Берио, Щедрина, Пярта, Денисова, Канчели, Губайдуллина, Дитриха, Рима и многих других.