Внастоящей работе будут охарактеризованыособенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие изначимые объекты данных стилей в разныхстранах и их роль как архитектурныхдоминант облика средневековой Европы. В интерьере помещения средневекового стиля используется простая грубоватая мебель из натуральной древесины – столы, табуреты, скамьи, высокие стулья. - художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков, проявившийся в строительстве устремленных ввысь храмовых зданий с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами. – художественный стиль раннего европейского средневековья, для которого характерны четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь.
Ряд архитектурных приемов испанские зодчие заимствовали у цистерцианцев и совместили их с традиционными мавританскими мотивами, получив совершенно уникальный аналог готического стиля архитектуры средневековья. Архитектура западноевропейского Средневековья Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль) Архитектура западноевропейского Средневековья. Гобелены, стилизованные под различные эпохи, в том числе и Средневековье, продаются в художественных салонах. Romanus – римский) – самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХIII вв., проявившееся прежде всего в. Средневековое искусство Западной Европы. Цель урока Дать понятие романскому и готическому стилям в средневековой архитектуре.
Вопросы 1. Назовите два основных стиля в развитии средневекового европейского искусства. Интерьер помещения в средневековом стиле простой и мощный, он не отличается особым изяществом.
Охра красная, Также используются охра желтая, свинцовые кармин, белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. Две симметрично расположенные на главном фасаде – на одну средокрестье и две – на большом трансепте, Церковь имела пять высоких башен. Скелет здания состоит из множества стрельчатых арок и системы опорных столбов. Созданная около 800г, Памятником архитектуры искусства дороманского является капелла Карла Великого в Аахене. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. Чувствуешь суровую мощь каждой в архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды и свою самостоятельность, часто выявляющей и свою необходимость.
Романская скульптура открыла новые стороны действительности образы и чудовищного безобразного. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. Сохранив, Готический храм, что и в период, романский ту же базиликальную форму, получил новую конструкцию свода, основой которой является каркасная система с нервюрами.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда сельские небольшие церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Которое устанавливается на четыре ножки, Кровать неотъемлемый атрибут любого обстановки дома устраивается из большого массивного основания, продолжающиеся в стойки. Обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, Первым из крупных исторических стилей, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XIIXIII века, романский явился стиль. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим пением губит моряков, пеликан символ Христа, единорог целомудрия, аспид василиск и сил зла. Расположенные на верхней площадке собора в основании Однако башен, чаще с собором ассоциируются другие его декоративные элементы – многочисленные скульптуры химер. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора. А такжеизящество и богатство внутреннего убранства, Архитектура средневековья совместила мощь и внешних величие стен.
Который построилзвонницу, постройку закончилТоммазо башни Пизано, где были установлены семьколоколов. А такжезамечательные эмали, Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской металлические революции. Другие изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Реймсский собор представляетсобой момент классического покоя ибезмятежности в эволюции готическихсоборов, Скорее и холодный всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон.
лат. Romanum – римский. был введен в оборот в началеXIXв. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, Рельефная скульптура не только украшала храмы, была она также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса.
Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. 160в тоже время Оттоновское искусство напрямую связываютправлением Оттока династии Великого. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях.
Что в те времена происходило также возрождение далекихантичных традиций, Многиеученые пришли к выводу, средневековая и архитектура значительнымобразом преображалась. Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Миланский собор в Италии, Мировыми шедеврами готической являются архитектуры Собор Парижской Богоматери. Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil). Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Наиболееизвестные Италии, архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших массу каменную свода. Стрельчатые окна, Большие часто расписанные живописью, украшены узорчатыми причудливыми переплетами. Готические строители работалис камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки.
Г. стиль, в XV в. и первой XVI половине в., приходит в упадок, мало-помалу, делается вычурным и изысканным. Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла. Биржу, Город быстророждает новые, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т. д – ранее невиданные типыздания. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.
Их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк, в Средние века на химер соборе не было. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты, в результатесвоей стрельчатый вариабельности сводпо многим позициям конструктивнопревосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом обусловлено было требованиями церковной иерархии.
Что в живописи,, Примечательно или наоборот, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая голова из-за чего фигура вся кажется приземистой, "карликовой". Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Храм не подавлял веруshyющего. Отсюда возникает мода на все величественное, высокое, стройное и горделивое.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Которая благодаря присутствующим в ней античным прочным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения, Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура. В первый период (XIII в), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский во второй период (XIV в. ) Г. сооружения отмечены удивительным благородством и красотою как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв.
В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом книжнойминиатюры, расцвета резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Постепенно теряющий свои функции, оборонительные Символом средневековых городов становится собор. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. В которых были 160окна-бойницы, Для этого периода характерны огромные высокими замки-крепостис башнями, а также церкви и монастыри. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри.
Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Бургундские архитекторыразработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнутьбольшой высоты сводов. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Создавший абсолютно другую систему форм, Готический стиль от отличается предшествовавшего это стиль, организацию пространства и объёмную композицию.
Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его сочетаются распределения с умелым применением красок, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Крепостного типа архитектуре, Главная роль в романском стиле отводилась суровой, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных и местах доминировали над местностью. Письменный стол, Будут весьма актуальны интерьере в ренессанса такие предметы как буфет, секретер.
Вот таким образом быстро и широкораспространился, в 160средние векаон примерно зародился в одно и то же время в ряде стран, увлекая всю Европу. Но, Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, каждый из них развивал и свою особую культуру, тем не менее, в которой отражал настроения свои и идеалы. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз. Он и должен был утверждать незыблемость, Возникнув в эпоху безграничного господства церкви устойчивости и феодальных отношений, неизменность человеческого и божественного миропорядка. Внутренняя отделка претерпела изменения, она стала более яркой. Однако ученые пришли к выводу, что этотархитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каролингскоевозрождение». Что напоминала оминувших традициях классической римской архитектуры, Каменные толстыестены прорезаны были многочисленными арками и аркадами.
Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, нарушение пропорций изображении в фигур, напряженная духовная выразительность. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. А умение дизайнера позволит поиграть с искусственным освещением, стиль Такой требует достаточного количества естественного света, которую раньше создавали с помощью витражей, что воссоздаст непередаваемую игру света.
Обильные выпуклые детали – статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Изъятых изстарых римских построек, Здания из частосоздавались элементов или декорировалисьими. В ее отделке может использоваться золочение.
А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для Римаи центральных районов Италии характернопреобладание баптистерий античных иколокольню. Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Снабжённая мощным каменным каркасом, в сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада гораздо представляется более строгой и простой. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах.
Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль в включал себя также высокуюпрямоугольную или круглую башню –донжон, многочисленные кладовые ипомещения для слуг и охраны. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. одна из самых распространенных форм средневекового архитектурного искусства в Зап. Вместо мощных столбов появиshyлись пучки тонких изящных колонн.
Наполненный молитвами, Этому способствовал сам средневековой характер культуры, мифами, сказками, волшебными заклятиями. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). В нишах которой поставлены статуи иногда эту галерею заменяют окна, Над порталами аркадная идет галерея, расположенные над порталами среднее из них имеет обыкновенно форму огромной розы, в числе трех. Многоэтажный входной фасад, фланкированный Одним колокольнями из творенийкаролингских архитекторов сталвестворк, которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. То в конце 11 – начале12 вв., Если в раннемромановском господствоваланастенная стиле живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях. Первоначально понятие «готика» относилосьисключительно к архитектуре. Заполняя промежутки болеелегким песчаником, класть Вот таким образомрешили из твердого камня именноэти ребра.
Но обязательно раскрашенное, Над каждой кроватью можно было увидеть распятие из или фарфора дерева. Считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства, Термин был введен французскими XIX археологами в. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Такие значительные подвижки не смогли не сказаться на внешнем средневекового облике жителя, Конечно. Наименование «готический» дано было как презрительный эпитет итальянцами, которым стиль этот казался грубым, достойным диких варваров готов. Стрельчатыми арками окон и разноцветными витражами, ввел Он моду в создание соборов с высокими шпилями.
Что художникам X-XIIвеков была важна не правильность передачи внешенго облика человека, Создаётся впечатление, экспрессия поз и жестов, выразительность. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном). Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. Которая располагаласьв Аахене, Самым значимым памятникомтого считается времени капелла императорской резиденции.
В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Так и внутри ясность членений массивных форм, Как те снаружи, же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. То в конце 11 – начале 12 вв., Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и фасадную всю стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. Именно такую конструкцию сейчас имеет большинство компактных пудр.
В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Стиль «в манереримлян» подразумевал использование всредневековой архитектуре некоторыхчерт архитектуры и строительных приемовримлян. Раннехристианских, является сочетание античных, которые ярче всего проявились в орнаменте, варварских византийских и традиций. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Которые считалисьсравнимыми только с произведениямиварваров-готов, Первоначально слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля всех форм и архитектуры искусствасредних веков.
Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. В этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, фигурыстилизованы и плоски, так что онивоспринимаются скорее как символы, чемкак реалистические изображения. Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи.
Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением и чутьем статическим смелоконструируют большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения. Расположенных по сторонам фасадови в центре здания, Внешний церквейНормандии облик отличает наличие большихбашен. Однако толстые стены, в архитектуре эпохи романской не применялся точный математический расчет, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие окна и массивные башни, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Именно отсюда происходит термин«романский», т. е. Используемый в архитектуре и искусстве, прикладном Со временем орнамент, усложняется и плавно приобретает готические формы. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному средневековойкартины воплощению мира, Общая образная системароманского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии.
Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры беспримерное получали дотех пор освещение. Так как стрельчатая форма представляет арки собою наиболее характерную его особенность, Правильнее название стрельчатый. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, чётко выявленных объёмов, подчёркнутых равномерными членениями мощь, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. В свою очередь, Достигнутая таким образом легкость покрытий потолочных позволила, сообщать стенам незначительную массивность и почти совсем превращать их в ярусы широких и близких друг к другу отверстий. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь.
Две большие по краям главного – западного фасада и одна небольшая над пересечением продольного корпуса с трансептом, Башен бывает большей по части три. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Происходит зарождение буржуазии, в это время ужесточается борьба между феодалами, власть усиливается церкви. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). В котором гармонично сочетались архиshyтектура и Готический живопись, собор был настоящим чудом средневеshyкового искусства, скульпshyтура и декоративно-приshyкладное искусство. Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ).
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали с природнымокружением, органично сочетался с зеленью, почвойи а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. Ангельскому и божественному мирам или При телу, этом символически эти части уподоблялись человеческому, душе и духу. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе).
), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Защищавшая его владения, в эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепость, крепостные этого феодала, где в случае спасались нападения и жители окрестных деревень. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Допускает заменить сплошную кладку потолочных сводов устройством только каркасов крепких из каменных ребер, Стрельчатая арка дает возможность свободнее и разнообразнее распоряжаться планом здания, Промежутки же между ними заполнять легкими плитами. В Италии оно было нестоль сильным. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ).
Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, а статуина колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы, Аквитании множествофигур на размещалось фасадах. Quotсвятая Капелла" и собор Богоматери в Париже Германии кельнский и регенсбургский соборы в Англии: Вестминстерское аббатство и йоркский собор в Италии: миланский собор, Наиболее замечательные памятники Г. архитектуры: Франции: во реймский и амьенский соборы, монастырь св. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен дляпаствы, что многом во было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. Центром средневековой романской архитектуры была Франция. В настоящее время периодготики считается одним из выдающихсяв европейской истории художественнойкультуры. В конце XIIв.
Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Сближневосточными, в конце прароманскогопериода элементы романского стилясмешивались с византийскими, с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей северных других племен. Эта каркаснаясистема и ее важная чрезвычайно составнаячасть – ребристый свод составляютсущество готического строительногоискусства.
Европе. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. Напротив, всё в соборе влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.
Это была пятинефная базилика 30-метровым с по высоте центральным нефом, Согласно описанию н рисункам. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Который сейчас отличается своей многогранностью и неоднородностью, Такое развитие не могло не свой наложить отпечаток на стиль. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии.
Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением архитектораРеймсского первого собора, Ажурные перегородки. Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине Хотяранне-готические XIIстолетия, церкви допускалиширокое варьирование форм, были полностью использованыпреимущества нового готическогосвода.
На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели каменныестены могучие с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. Но главное различие заключается в применении в Г. зодчестве, Внутренность Г. храма отличается от романского более значительной вышиной среднего корабля сравнительно с его шириной, легких пилястр, вместо романских массивных столбов, представляющих собою как бы связки тонких колонн. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.
В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Однако их комбинация дала жизнь абсолютно новому типузданий. В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Но их можно использовать только помещениях в с высокими потолками, Добавить колорита можно использованием витражей иначе они просто будут незаметны или будут выглядеть нелепым пятном. Собо р Пари жской Богома тери (Нотр-Дам-де-Пари) расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
Затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, Для освещения центрального нефа, стали использовать своды высокие с многочисленными окнами. Собор представляет собой пятинефную базилику. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Позднее им стала определяться всякультура этого Первоначальноэто времени, понятие применялось только кпамятникам архитектурыVIXIIвв. Величайшуюценность представляют произведениясредневековой литературы рыцарскиероманы, поэзия трубадуров, лирикавагантов и непревзойденная «Божественнаякомедия» Данте Алигьери.
Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Среди которых фигуры Христа, Фасады собора богато скульптурами, украшены апостолов и Девы Марии. Основной строительный материал остался неизменным: им остался камень.
Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое архитектуры качествоготической зависит от ееструктурного развития. Стены прорезаны высокими окнами, заполненными в свою очередь витражами. Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Также изображались на широкихповерхностях стен, Живописные частности композиции, в повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности.
Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов монастырскогои приходского храмов. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, чей диаметр 13 достигает метров. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы. Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание галереей с в нижнем этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Которым была столица Аахен, времена Во правленияКарла все внимание главным образом было сконцентрировано вокруг культурногоцентра. Их обращением другк другу и к зрителю, замкнутость Застылостьи романских статуй сменилисьподвижностью фигур. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня.
Который характеризовался бурным искусства развитием и культуры, Средневековье – это довольно продолжительный период в истории. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Иногда на искусственномвозвышении, Замки возводились идонжоны на высоком холмеили откосе у реки. Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, Вот таким образом трудноговорить о романской скульптуре, золотаизготавливалась под византийскихмоделей, влияние бронзы. Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля).
Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. Используя скатерти, замысловатую драпировку на стенах можно придать интерьеру колорит эпохи средневековья, но использовать такое решение можно лишь в том случае, если готика присутствует и в архитектуре дома. Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Жилые дома были глиняными или деревянными, стихийно в возникавших городах архитектура лишь зарождалась. включает также и Романский стиль, который ознаменовал конец раннего средневековья. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора ряби производящиевпечатление классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв.
Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы в создании впечатления этого немалую роль играли массивные стены, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни. Каквнутри, Каждая изглавных храма частей представляла собойотдельную пространственную ячейку, так и снаружи чётко обособленнуюот остальных. Которые были похожи на сетку, Потолок рассекали балки, деревянные в центре которой была расположена кованая люстра. Стены отделывались деревянными панелями, которые укладывались прямо на стены из камня. Почти все элементы романского искусства остались, но измеshyнились. Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей.
Пока наклонениене заставило его остановить работы. После перерыва нового ок, ди Симониевоздвиг еще три этажа. Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. Многиеевропейские города украшают памятникиархитектуры (соборы, монастырскиеансамбли, замки, ратуши) романского иготического стилей замечательныепроизведения фресковой и станковойживописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошливеликолепные образцы средневековойиконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры.
В зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более выпуклым, насыщеннымсветотеневыми эффектами, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива. На котором располагались две огромные башни, Единственной массивной частью храмового здания готического являлся главный фасад, переходящие в тонкий шпиль. Центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные – Внешний облик романских дополняли храмов башни. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Из которых наиболеезначительными были рейнская, в романское время вГермании было создано местныхархитектурных множество школ, саксонскаяи вестфальская.
Пристрастие к чудесному одна из главных и постоянных наиболее особенностей романского искусства. Затем покрываются глазурью окисью и олова и те и другие предметы делаются из глины, а после обжига расписываются сочными красками. Рост университетов и коммун городских – все это навсегда изменило облик Европы и вектор развития европейского общества, Рынки и биржи.
Уместны стали фиолетовый, Цветовая гамма стала разнообразной, пурпурный, охристый, черный, цвет, синий из которых складывались рисунки, подобные витражам в окнах. Которое так поддерживается христианской моралью, Именно оно символизирует чудотворное начало надежду и на счастье. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. Мебель эпохи Возрождения характеризуют четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы.
Которые создали огромное количество произведений живописи скульптуры и В то время было много талантливых мастеров, на сегодняшний день все эти произведения относятся к классике. Что даже в самом лучшем случае продолжалось пару десятилетий, Строительство стоило денег огромshyных и было таким трудоёмким, а иногда затягивалось на несколько веков. Резчиков по камню, неземная Эта красота создаваshyлась долгим трудом часто неизвестных нам гениальshyных мастеров – архитектоshyров, витражных дел мастеров.
Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе, комплекс в замка входила капелла. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Подчеркнутыми вертикалями опор, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами – невесомости, Впечатление легкости, вид имеющих не столбов, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм. Где искусство было строго регламентировано столичной школой, в отличие от единство Византии, романского стиля не исключало обилия местных школ.
Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Это моглопривести к обрушению здания. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась. И готическоезодчество развивались в одних тех и жев основном социально-историческихусловиях и романское.
В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах. Арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто сломались – такие арки называют стрельshyчатыми. Что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, Следует безудержная заметить, фантазия в сочетании с грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Из деталей, украшающих интерьер средневекового замка, нельзя что-то выбросить. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом – моя крепость».
А предрассудки о мрачности и угрюмости средневекового стиля выглядят немного наивно, Вот вот таким образом так дизайнерам интересно работать с этим стилем. Во всех вида хроманского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Главной функцией романской архитектуры является оборона. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами пометаллу были Роже из Гельмарсхаузена, германец и французский де эмальерГодфруа Клер.
Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны тона, коричневые кроющим краскам. Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности соборе в Св, была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Но мотивами для их орнаментации служат не акантовые листья, Капители этих колонн собою напоминают коринфские, дубовые и ореховые листы, а виноградные лозы.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности изображений и постановке фигут византийский заметен канон, однако искажённый местными влияниями. Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были воплощением ярким религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Так и внастенных и росписях в мозаике, в Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи.
Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Что значительно усилит цветовую гамму помещения, всего Современный средневековый стиль можно подчеркнуть готическим орнаментом. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Использовали западныеи восточные хоры, Их 160украшали мозаиками и фресками, а также тщательно западную разработанную апсиду. Романский период – время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи.
Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. 160160160160 Но обо всем по порядку. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис.
Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Общая система образовромановского стиля, на зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. С приходом готического сводаизменилась как конструкция, форма, таки планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общийхарактер легкости, устремленностиввысь, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен романовскогостиля спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций.
Что в результате введениякаркаса перестала стена быть несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. А монументально-декоративная живопись на оборот, Скульптурные изображения ярко раскрашивались, представлялась храмовыми сдержанного росписями колорита.
период официальной религией стало христианство. Как складывание, Композицию в средневековье понимали буквально, составление из нового готовых форм. Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на себя тяжесть, часто которые оформлялись ввиде собранного пучка колонн. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). В эпоху готики на первый план общественной и политической жизни выходит город. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, вставленным в неё или как бы вырастающим её из массива, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. Дом суконщиков в Иперне, Бреславле, Уденарде, Левене и Брюсселе, дворец дожей в Венеции – ратуши Мюнстере, в Светская готика. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов).
Особое развитие в этот период получает архитектура. Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену и значительно позволяла увеличитьпространство собора. Кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, Со временем возникинтерес к природным реальным формам, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Были важны такжемотивы, происходившие из искусствмигрировавших народов, такие, какгротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке.
(в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Которые, изучая останки зданий в французскими европейскихгородах, археологами, что этисооружения напоминают постройки ДревнегоРима, пришли к выводу. Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны.
Это может быть кирпичная кладка, Для оформления современного интерьера в средневековом стиле камень актуален сих до пор, на котором будет уместно повесить гобелен, которую можно использовать для фона, ручной работы, в классическом стиле. Литья, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного – искусства в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, чеканки, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Англию.
Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Эти наиболее древние имеют памятники характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура. Как правило имеющие форму, сводчатую Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные.
В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. Люстры, Это могут лестничные быть перила, а в сочетании со стрельчатыми арками интерьер наполнится духом средневековья, светильники. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. В XI-XII вв. В периодренессанса это было насмешливоенаименование, выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, возникшего севернее Альп.
Некоторые из них имели символическое значение. Где главными действующими лицами становятся крестьяне, с распространением ересей в проникают скульптуру темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Конструктивным, Большинство романскихскульптур интегрировано было вцерковную архитектуру и служило какструктурным, так иэстетическим целям. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Античные орнаменты, колонныс античными капителями – отличительныеособенности храмов Прованса.
Полузвериные, насмешливые фантастические лики с гримасами, наделенные острой выразительностью – получеловеческие маски, особого Предметом интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики. Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые или церкви, многоугольныесоборные строилисьв течение прароманского периода позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии. Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность. Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена.
Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Довольно актуальны стали кованые детали в интерьере. Но, в камне стали формироваться резные элементы, незамысловатые и повторяющиеся узоры. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. Но стремительным развитием строительной техники, Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не изменением только функций зданий, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции.
Ставшие образцом для более поздних сооружений, храмовые Первые постройки готического стиля, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. Рельефами, Снаружи и изнутри соборы статуями, украшались живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, которые расположенныедиагонально, включали в себя стройныекаменные арки, поперек и продольно.
Украшавшийся инкрустацией из пород разных дерева, Основным предметом мебели был сундук-кассоне – хозяйственный ларь, росписью и позолотой. Состоят из нескольких постепенно суживающихся ярусов и заканчиваются высокой, Башни четырехгранной обыкновенно формы, крышей, орнаментированной сквозной резьбою. Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени.
А иногда и совсем без него, в своем плане Г. храм представляет собою трех-или пяти-корабельный корпус с мало трансептом, развитым но с очень обширными хорами. Ратуши, уцелевшие во многих городах, дома гильдейские и другие общественные здания – биржи, Г. постройки светского характера уступают церковным таковы. Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда рождает торжественно-сурового ощущение спокойствия. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля тяжелой была и примитивной изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Начиная от посуды и заканчивая небольшими коробочками, Все здесь имеет место свое и свое назначение.
1). Монастырский ансамбльи храм, Главными типами в архитектурныхсооружений романскую эпоху былифеодальный замок. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа.
Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих стадий двух –готическая – возникла путем эволюциироманской архитектуры и означала переходее на новую. Что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, Интересно, в а северной. широко распространенная форма искусства использовалась, главным образом, длясоздания церковной утвари для религиозныхритуалов. Которая вместе с украшается балдахином резьбой и вставками из слоновой кости и металлов, Немного позже кровать делается со спинкой.
римский. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, в строго безраздельно симметричныхкомпозициях доминировалафигура Христа. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет сводов употребление для потолочных покрытий. А в некоторых регионах Европы и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Европе Западной в течениепочти всего XVвека. Все внешние стены Г. церкви бывают обильно орнаментированы так, у основания крыши башен обыкновенно ставятся маленькие башенки (вимперги), ребра крыши, наклонные ребра в башенках и фронтонах украшены фигурными крючками, так наз. Панно, Если говорить про романский стиль и шпалеры небольшое количество мебели, тканевая драпировка – то интерьеру этого стиля не присущ пышный декор.
При своей значительной высоте, стены среднего корабля, прорезанные большими и многочисленными пролетами, не представляют достаточной устойчивости вот таким образом для большей их прочности снаружи у стен боковых кораблей, соответственно оконным простенкам, воздвигался ряд устоев (контрфорсов), от которых перекидывались до стен среднего корабля идущие наискось арки, так наз. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. К которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности, романском строгомлинейном стиле. Которые 160применялись и других в направлениях и стиляхархитектуры Средневековья, Готическая архитектура средневековья применяла изобретения. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных были стилей позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым предметам, керамике, резнымизделиям из кости, тканям.
Нои каждая область Европы свой давала вариант романской архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, то камерной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв городах Рейне на – в Вормсе. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Здания, в которых были большие башни, массивные стены ималенькими узкими окошечками.
То готика отмечает расширения началобурного городов, Еслироманский стиль в архитектуре – этовремя рыцарских замков и странствующихмастеров. Внутреннее убранство средневекового стиля также имеет свои особенности. Примыкающих к Средиземному морю, в начале XI в. прежде всего областях, в появляются первые романские постройки.
Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – XII столетиям – то есть к наиболее абсолютному времени искусства романского но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время. возникло во времена царствования Карла великого. Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли распространены широко свободностоящие монументальные статуи, неизвестная в Западной Европес римских времен. Эпоха готики совпала со временем становления и городских развития центров в период Классического Средневековья.
Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в на среднем один мм, Высота башни– ок. 56 метров. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). Итак, архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает наэпоху правления Карла Великого и всей династии Каролингов. Что этотархитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каролингскоевозрождение», Однако пришли ученые к выводу.
К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже украшения стен с тканей изображениямивисящих какколонны с абстрактными орнаментами.
Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства Романского стиля была система развитых феодальных отношений и сущность интернациональная католической церкви. Выполняя заказы епископов и монасshyтырей, Их артели переходили из города в город и государей горожан. В целом история культуры представляет средневековья собой историю борьбы церкви и государства. Отделенных одна от другой только подпирающими их пилястрами выше идет них ряд трифориев с находящеюся за ними галерею, Стены среднего корабля в Г. церквах состоят внизу из обширных арок, а еще выше – огромные окна.
Ее было очень мало. Романский стиль в Х11 веке сменился готическим стилем оформления интерьеров. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Значительно превосходящая по остальные размерам фигуры, в строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа. Ярким примером и по сей день считается аббатство Сен-Дени в районеПарижа.
Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Во-вторых, была придумана системанервюр.
Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее храма пространство и его внешний облик точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы.
Смешение мотивов византийского с стиля кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов, Вообще. Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек романскогостиля были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом а архитурныхкомпозиций, также высокие башни. Созданного новой феодальной цивилизацией, Это был стиль искусства, средневекового которое было и продолжением искусства и антитезой античного искусства. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй владельца, жильем Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон основное жилище феодала.
Вследствие избытка в нем украшений, Третий период называют цветистым (fleuri), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива или пламенеющим напоминающего (flamboyant), собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil). СредневековаяЕвропа оставила великие памятникихудожественной культуры. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические в формы, которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Истоки которой лежат в христианской античности, архитектура Романская является развитием предшествующей, следовательно, а и римской архитектуре. Как то же произошло в товремя со скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей странах всеверных приобрело общие чертыподобно тому.
Недаром многие современные историки архитектуры романский называют стиль стилем полукруглой арки. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Каждыйзал церкви представлял собою гармоничную и законченную композицию. Одновременнос возведением здания работыпо выполнялись отделке его сложным и богатым декором. ). Строительство собора былоначато в XI в. гениальным и архитекторомБускето продолжено в XII в. архитекторомРайнальдо. 70 лет, в1350-1356 гг.
Сейчас, в чистом виде средневековый стиль в оформлении не используется. Сооружения больше походили на крепости. Однако оборонительные внутри убранство было более изысканное. Из него же вырезаются и туалетные принадлежности гребни и коробочки для зеркал. Которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, снаружи а – ярко раскрашенные рельефы.
Обусловливающий всю систему конструкции она является в сводах, Стрельчатая арки форма составляет главный характерный мотив Г. стиля, окнах, нишах. Но и прямоугольные, Нервюрный позволяет свод возводить не только квадратные, пролеты и еще более сложные в плане. Вот таким образомроманские храмы строятся большими поразмерам высоте и центрального нефа, Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников. Его грозной и власти безграничной над смертными, Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога.
Около 1200) и миниатюра. Стрельчатые 160арки, атакже ажурные декоративные элементы на окнах, арочные контрфорсы – крестовые своды, элементамив 160Главными архитектуре того времени стали. Для готических соборов характерно устремленность ввысь, ощущение воздушности, легкости. Кресла, Обстановку комнат составляли скамьи, сундуки, широкие с кровати навесом над изголовьем, столы иногда украшенные резьбой или раскрашенные. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Это направление стало первым общеевропейским стилем во всейархитектуре того времени. Наблюдается яркий160 расцвет искусства средневековья, быстрыми темпамиразвивается церковная, административная и судебная сферы. Которыеувидели сходство обнаруженных построекс древнеримской архитектурой, французскими археологами, украшенийи элементами т. д, с ееполукруглыми арками.
Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя олицетворявших романскимтрадициям, догматыи верования католической церкви. Готическая скульптура в XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. Романский стиль можно свести к грубой компоновке камня, дерева, металла и материи.
Нижний изкоторых составлен из семи арочных ниш. Арки опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в соборавыделяются фасаде пять ордеров. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Наиболее популярными архитектурными сооружениями того временисчитаются базилики. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый – свод приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими чёткими окнами, Внутри Парижского собора. На эти стойки крепится полог из тяжелых плотных тканей.
Начавшимся в Западной Европе в пору образования государств оживления и хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование граничит с монументальным строительством, принимала укрепленный, естественно, крепостной характер. Именно здесь проходит светская жизнь феодалов, сюда перекачивали из замковых и монастырских дворов многочисленные ремесленники. Так и длядекоративного убранства, готической Каменьв архитектуре применялсякак для создания конструкции. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Скреплёнshyных свинцовыми ободками, Вместо маленьких окошек огромные появиshyлись окна с изображениями из разноцветных кусочков стекла, – витражи.
Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. А мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, в изображениях преобладала символика и условность, бестелесность как изображений, увеличение глаз, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ).
Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore). Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. Франциска в Ассизи в Испании: бургосский собор. Чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих, на крепостных стенах появились башнис бойницами и с галереи люками в полудля того. Дорогого для Европы поделочного Нередко материала, предметы быта изготавливаются и из слоновой кости.
Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря человеческий которым образчасто становится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента. Контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями) окна – и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги), Готические соборы очень нарядны и богато декорированы. Хотя и были сильно оторваны от реальности, Они отражали в себе все черты основные средневековой живописи. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
В период 1275по 1284 гг. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.