Ковры, дерево и гобелены – еще одни предметы интерьера в стиле барокко, что можно заметить по представленной картинке.
В ней хозяйничают иностранцы, в те времена Италия истощена, однако она именно остается культурным центром Европы. Очень популярны стилизованные украшения из состаренного металла с камнями. Петра в Риме. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. В окрестностях Рима строились богатые виллы.
Художники и скульпторы нужны были и для украшения строившихся зданий, для исполнения портретов. Который, Иначе и не могло быть у художника, всех учителем учителей считал природу, по его собственному выражению. Порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, в первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась группа молодых художников, к психологического передаче облика человека, обратившихся к изображению реального мира. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Костюм, Внешний вид, модные течения во все времена были взаимосвязаны господствующими с художественными стилями. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: Без живописи и градировального мастера, – писал он Сенату, – обойтись невозможно будет понеже издания, которыя в науках чиниться будут (ежели оныя сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть. К которому относятся оформление и украшение интерьеров, Все общему подчинено архитектурному замыслу, а также садово-парковой и городской архитектурной среды. В первой половине 18 века отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен складывается стиль рококо. Как галантно-героический роман Архитектор: (Ж, Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко Развиваются и такие жанры.
Неевропейской культуры, Положительными были победы над и Турцией высвобождение европейских территорий от чуждой. Сменившей религиозное миросозерцание Руси, старой с начала 18 века Петербург стал основным очагом новой светской культуры. Возникает не просто внешний контроль, в Причем, процессе социализации система контроля за культурным телом переводилась во внутренние потребности человека. Выпуклостями и вогнутостями стен, Но это ещё сравнительно простая чёткая и форма часто конфигурация плана очеречена прихотливыми изгибами линий, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, границы между ними неуловимы. Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве.
В барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера света, сноп в ренессансе свет равномерно рассеян, прорывающийся через полураскрытый проём. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Правильным и строгим формам, Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века знак в противостояния классицизму и рационализму.
Духовную отсталость, Главными пороками этого строя считали просветители социальное неравенство, предельно ограниченное распространение знаний, порабощение личности. В золотой век Екатерины II меняются архитектурные и художественные в вкусы, 1760-1770 гг., на смену пышному елизаветинскому барокко приходит классицизм. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам. Более низкими проходами располагались рельефы, скульптурные Над боковыми, а ещё выше – статуи, прославлявшие императрицу, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями.
На западе в области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы П. Кальдерон (Испания). Позволяющих объединить, в его начались пределах поиски новых средств, поиски стиля, дисциплинировать форму. Своего рода московским небоскребом, Когда-то колокольня была последним писком моды, да и еще заморской диковиной в смысле строительной техники и облика.
Таким образом, Ранние барочные в здания России обязательно красили в красный или синий цвет, не барочных построек, тоже выделяя среди других. На господские помещения и помещения для прислуги на женскую и мужскую половины – как мы теперь говорим, Деление дома на, зоны функциональные происходило по двум принципам. Беспрерывно следить за своим положением тела как в обществе, Было с формулировано основное требование, который подчинялся жестким так церемониям, точно и в уединении. Это должно было способствовать закреплению барочного стиля поведения – предъявляемое к аристократу. В Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в и станковой декоративной живописи как государство имела недолгий период подъёма.
Этикет неразрывными узами был связан с модой. Объединенное по продольной оси, Пространство, связанного мерным ритмом окон, протяженность определяло асимметричного фасада, обрамленных колонками, несущими разорванный фронтон. Но возможно, Косметический ремонт помещений выполненных в барокко стиле проводить затруднительно, например, поменяв, гобелены. Цвингер (или Цитадель) в Дрездене единственная часть дворца, который был построен и представляет собой огромную прямоугольную площадку с примыкающими к ней двумя полукруглыми участками. И в Рим все так же стекались мастера кисти и со резца всего континента, в XVII веке Италия по-прежнему сохраняла свое ведущее положение как источник новых художественных идей и приемов. Термин «барокко» имеет в истории искусства множество значений.
Замедленном ритме, в плавном, будто во сне спускаются влюбленные пары к их ожидающей у берега золотой ладье. Которые смешиваются с купидонами, Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и цветами животных и растительными завитками, мифическими существами. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Одном из лучших художественных учебных заведений Европы, в живописи, Академии, сотни молодых художников получали серьезные знания в области рисунка, лепки, анатомии, перспективы и др. Барокко было граничит с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. В барокко – динамично и бесконечно, в ренессансе пространство статично и ограничено, причём его сложность динамика и усложняются эффектами светотени. Но и во всем культурном пространстве, Перемена стиля влекло за собой не только в изменения художественной культуре.
Регулярные посадки деревьев, Это подстриженные симметричные кустарники, аллеи с расположенными на них декоративными вазами. Петергофа, в архитектуре барокко достигло величественного в размаха городских и усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села. Ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), в рисунке которого маски, кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 Страпворк в (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями – сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), Среди орнаментов барокко. Лестница резко расширяется книзу, Фронтон над дверью разорван, собой заполняя почти всё помещение. Но и пространственных построений, Для барокко характерна сложность не архитектурной только пластики.
Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров, но прежде всего, – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего (см. Ее вычурность и богатство, Мебель стала настоящим предметом искусства, лишь предназначалась для украшения интерьера, казалось и не носили утилитарного характера. Что называется, Здесь и обилие – декора даже, – и золотые шишечки, с перебором и ярко-красный цвет самой постройки., подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись.
Привлекал художников всей Европы, в 17 веке Рим был столицей мира в области искусства и Барокко скоро искусство распространилось за пределы вечного города. Что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского стиля Причем барокко, многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько. Во-первых, Общими для столь разных проявлений стиля были, во-вторых, формы, чувство декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели и живописность динамичность и как бы вливались в окружающее пространство, беспокойной игре светотени.
Широко распространены шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса, которыми занавешиваются стены дома. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Западной Украине, Католическое Барокко стало распространяться стремительно в Польше, Прибалтике и Беларуси. Ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя – излюбленная зодчими барокко, Форма овала, подвижности, создавала ощущение неустойчивости, какой-то в мере неопределенности. Но, возникнув, это каменное узорочье сделалось настолько привычным, что его же не смог вытиснуть классицизм. И перенесены в область субъективного эмоционального переживания, Все вопросы были веры объявлены не подлежащими обсуждению. Сходя с исторической сцены, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).
Сетка с розетками, Плавные линии сочетаются с прямыми, зубцы, ламбрекен, кисти появляются – новые мотивы. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (16451652гг. ). Во всем противоположных художественных направления, До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм как существовали два независимых, две тенденции художественного мышления. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом, Над пролетом живописный помещался портрет Елизаветы.
В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. Развернутая система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. В это время было завершено затянувшееся строительство главного католического храма – собора св. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.
Это движение и возглавил орден иезуитов. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Орлова. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи.
Особенно в Дрездене, Это слияние весьма было плодотворным в Центральной Европе, Вене и Праге. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами.
Когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме, Искусство флемской пришло резьбы в Россию в середине 17 в. Горностаев назвал его московским барокко. Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, в наиболее известном значении Барокко исторический художественный стиль, а также в Испании, а затем частично во Франции и Фландрии Германии XVII-XVIII вв. Завитки, Остаются популярными спирали, тонкие ленты, соединенными прямыми линиями, маски, канделябры.
Что подчеркивало не только ритмику их Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, но и живописность. Квадрат, Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, то излюбленная фигура – барокко овал, в крайнем случае прямоугольник, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж.
Как в своё время определил ещё Браманте, Здание представляло собой, завершённый грандиозным куполов – диаметром 42 м. Собор был возведён в основном центрический Микеланджело, объём. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Мифологического или аллегорического в характера изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека, парадные портреты. Самое грандиозное среди подобных зданий – трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) – имеет в каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом в местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. Как считает исследователь строгановской школы И. Брайцева, Архитектурный ордер стал средством выражения структуры здания вместе с тем он, чем на других каких-либо русских постройках того времени, был ближе к каноническому, свидетельствуя о серьезном знакомстве с архитектурной теорией итальянского ренессанса.
Оба натюрморта были замечены в академических кругах. Для усиления впечатления роскоши используется парча. Современный стиль барокко идеально подойдет для светских мероприятий торжественных и событий. Но и обдуманно связано конструктивной с системой, Тройственное расчленение фасадов строгановской школы не только традиционно, в которой сомкнутый свод с крестообразно расположенными распалубками передает нагрузку на простенки между широкими светлыми окнами. Барокко (итал. В том числе на явления, Понятие барокко иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., нарышкинское барокко, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например или московское барокко, в русском зодчестве конца XVII в., Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно властно и захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола.
Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи большое значение приобретают эмоциональное, в скульптуре – живописная текучесть формы, часто свобода непринуждённая мазка, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. Пряничный облик русского церковного барокко легко и сочетался естественно с современными ему строительными технологиями. Искусственными гротами и широкими лестницами, Сады с водоёмами и многочисленными скульптурами фонтанами и декоративными вазами окружали эти загородные дворцы. Происходившие изменения в мировоззрении, ценностно-нормативной системе не могли сказаться на по ведении.
На фасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Молодой Петербург стал центром художественного образования в России. 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, а в глубине в расходясь сторону и открывая фасад собора – оставляя широкий проезд спереди, Отдельно стоящие колонны также были новым решением. Сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, Так, вариантами наивного народного подражания великолепной дворцовости, по однако сути, дешевыми материалами. «Стиль Барокко» замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм.
Безусловно, Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, прежде явлением всего русским. Уместны сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом. Когда они собираются отплыть в царство Венеры, Персонажи Ватто запечатлены в тот момент, где царит вечная, на зачарованный ничем остров, не омраченная любовь. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Конечно, это уже не те вычурные наряды, корсеты, пышные платья, камзолы и парики. Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более пленена языком архитектурных масс – специфическим чем ощущением внутреннего пространства, Б. Р. Виппер писал.
Участки стены выдвинуты вперёд, как бы выпирают и это подчёркнуто рельефной пластикой деталей. Первые же выпуски Академии и устраивавшиеся ею с 60-х гг. В этих странах на протяжении 13-15 вв. Происходили изменения и в облике человека.
Он необычен, роскошен и эксцентричен. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Атмосферой стиля барокко в его национальном понимании пропитались, Как уже сказано выше, все слои – общества от аристократии до крестьян, начиная с XVIII века. Плафонные росписи излюбленный вид искусства Барокко. Голландия в конце XVII посредничала в. широко между русской и западноевропейской художественной культурой. формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика.
Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и показательна очень для той эпохи. В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы была Петровны учреждена Академия трех знатнейших художеств. Как и для его прототипа – европейского стиля 17-18 вв., Для современного барокко, резкие сочетания и света тени, характерны масштабность, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Манера стоять, сидеть, ходить и т. д.
Что историки называют влиянием, светским в архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей начала XVIII века сказалась трогательная русская сентиментальность и то. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Зрелые работы Рембрандта, явно Правда, отмечены влиянием Барокко искусства, чрезвычайно живые и динамичные. Буквально – причудливый, barocco из один главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв, странный).
Петра. Столь стремительно прошедшая в Италии, Эпоха менее Возрождения, затронула глубинные слои средневековой культуры на севере Европы. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». О. Старцев украсил западный фасад трапезной Симонова монастыря в Москве. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). Причудливой пластике фасадов, Дворцы церкви и барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство, беспокойной игре светотени.
Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой реальность чувственностью, – с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Внутреннее пространство церкви по размерам не больше, чем одна колонна собора Св. В результате родилась «барочная готика» или «готическое барокко». Например, невысокие потолки и низкие дверные притолоки диктовались соображениями экономии тепла. В странах Пиренейского полуострова пышность и декоративной богатство пластики предвосхищает общеевропейский стиль барокко ещё в период ренессанса.
Ее собственной организации, Вместе с укреплением светских культуры тенденций возрастала роль эстетической ценности формы. Что повлиял на форму завершения Сухаревой башни, Тот же круг прообразов, был отражен в декоративной надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской церкви Иоанна в Предтечи Толчкове. Которая подчеркивает вкусы человека, Стиль поведения стал восприниматься в виде внешней оболочки, окружение, то его воспитание, в котором он находится. Петра в Риме. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. Как и средневековая русская архитектура, в то же время, московское барокко по оставалось преимуществу наружным.
В реалистической живописи Х. де Риберы и В Ф. Сурбарана, Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, скульптуре Х. Монтаньеса. Богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов хватало, не Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь. Классические овы, в орнаменте барокко периода этого трофеи, атланты, кариатиды, драконы, вазы с цветами. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом историческом художественном стиле находят свой «период барокко». В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр).
Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. Чувственность и самоощущение человека, Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался свободы, дух как деятеля и созидателя. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, живопись а плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство.
В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея»). В середине 17 в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к. Петра в Риме. Через семь лет Екатерина II придала ей статус императорской.
Что, Односторонним и неполным было бы суждение о том, архитектура Древней Греции обусловлена жизнелюбием и демократичностью, например, архитектура Самарканда конца 15 в. – помыслами Тамерлана о величии, ренессанса архитектура – гуманистическими умонастроениями. 2 Принятие нового стиля в художественной культуре повлекло за собой изменения ценностно-нормативной в системе общества. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского. По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 г., в конце Мясницкой улицы деревянные возвели триумфальные ворота. В свою очередь, Они, видоизменялись вместе с господствующих изменением художественных стилей.
Пространственная структура этих зданий была однотипной. Подчиненная ритму ордера, Плоскость, главным стала архитектурным мотивом храмов с прямоугольным объемом, его дисциплине. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др. ) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. Не связанных с общепринятыми образцами и их Тенденцию символикой, эту отразили и поиски новых типов объемно-пространственной композиции храма. Для публичных зрелищных мероприятий, Саксонским курфюрстом был задуман большой дворцово-парковый ансамбль для празднеств под открытым небом, турниров и других королевских и развлечений отдыха, фестивалей. Наложенную на поверхность стены, часть Основная фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию.
Ранее скромных, Внутри церквей, появились пышные, отражавших религиозное мировоззрение, в основном резные иконостасы с витыми изукрашенными колоннами, цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) – в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. Вошедшие в историю под именем просветителей выдающиеся ученые, философы, экономисты и писатели в своих трудах и знаменитой Энциклопедии подвергали беспощадной критике нравственные и общественные устои устаревшего строя и готовили почву для революции.
Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. В поэзии процветают вычурность использование сложных метафор. Кажется, что одежды Жиля излучают мягкий, вибрирующий играющий многими рефлексами свет. Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы.
Сосуществует и переплетается с ним, 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, а 1770-х с гг. Самые характерные черты стиля Барокко – броская цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу католической римской церкви. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя, но, несмотря на свой почетный возраст, он периодически возвращается, чтобы привнести роскошь и блеск в окружающий мир. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. Ее заменила эпоха религиозной реформации. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г. ) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме (см. В котором теряются представления привычные о реальной протяженности, Их главная задача создание мистического ощущения пространства, цвета, специфике объема, света и плоскости.
Иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве, Ансамбль площади дель Пополо представляет трехлучевой пример композиции. Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. На которые опираются вышележащие части втиснуты они в ниши, Они не трактованы в качестве несущих элементов им тесно. С колоссальными на несколько этажей колоннами, Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, роскошными скульптурными деталями, полуколоннами и пилястрами, часто колеблющимися от выпуклого вогнутому, к придают самому сооружению движение и ритм. Зародившиеся в Италии стили художественные неизменно становились образцом для подражания далеко за ее пределами. Ф. снейдерс, Рубенс, А. ван Дейк), Я. Йорданс, в Испании, Португалии, на юге Германии, в Чехии, Австрии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. То, что получило развитие, дальнейшее и то – что характерно только для наступившего периода, в этом новом можно выделить два слоя.
Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Для итальянской живописи конца 16 века неестественность характерны и стилевая неопределённость. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. Но и по крайне неординарному живописному решению, Ему не было в то время равных не по только сложности эмоционального состояния образа. Франция напоминала в это время госпиталь, По свидетельству очевидцев, переполненный больными и от уминающими голода. Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), а также резкими контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами.
Нельзя не отметить и обилие лепнины, а так же наличие росписи. Что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии начале в XVIII века, Закончилось присоединением северной Италии, в XIX веке в Италии. вытесняется классицизмом.
Их ритму на аттике вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней части церкви, поднимающемся над главным объемом как второй ярус). Что построенные в Петербурге и его окрестностях иностранными и русскими архитекторами здания стилистически не отличаются друг от друга они едины характеру по и стилю, Доказательством наличия взаимопроникновения русских и зарубежных форм зодчества является то, а все в совокупности не похожи на одновременно создававшиеся на Западе сооружения. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Среди них более узкие, для обозначения художественных стилей в искусстве различных стран XVII-XVIII вв., либо более широкие для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора: «человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко», «жизнь Барокко». Стиль Барокко – искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями.
В середине ХVIII века общественной в и духовной жизни Франции происходили серьезные сдвиги. Живущего в эпоху господства стиля барокко, Человек эпохи классицизма внешне значительно отличался от человека, а тем более эпоху в господства стиля романтизма. Хотелось бы сказать, Подводя итог, щедростью и фантазией декоративных форм, что самобытность архитектуры барокко русского проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Диего Веласкес Менины «Иезуитское барокко» мистическое иррациональное по духу и иллюзорно-натуралистическое по форме. По другую – открывалась перспектива протяженного сводчатого зала, По одну сторону его к смещенных западу сеней находились служебные помещения, связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне. Однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма, в своих ранних постройках он еще находился влиянием под стареющего и уходящего барокко. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами.
В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг. ) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг. ). А, За пределами Италии стиль Барокко пустил глубокие самые корни в католических странах, в Британии его влияние было незначительным, например. Бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско итальянское Позднее барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, головокружительной лёгкости росписей Дж. Асимметрия, крупные объемы – контрасты, На всех уровнях – от утонченно-профессионального до стихийно-народного – в и архитектуре внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента. - (португ. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.
Создавшие самые значительные работы последнее в десятилетие 16 века – первое десятилетие 17 века, у истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи. Например, веера, солнца, французскую напоминать королевскую лилию – картуша, Преобразуются мотивы раковины, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, медальона. В боярских и дворянских домах, Всюду – во в дворцах, крестьянских избах – сохранялась традиция встроенной мебели.
На протестантскую Голландию оказало оно не столь заметное влияние, в католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса. Как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, подчеркнутое внимание к центру композиции, сложность стремление планов, к контрастам, в том числе – столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. Примыкающие друг к другу основаниями, своими Церковный неф напоминает очертаниями плана два колокола. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.
Получеловеческие и полузвериные фигуры, Кроме того, плоды, цветочные гирлянды – орнамент барокко заимствует рисунок из рельефа греческого и римского искусства. Неизвестный пока мастер (скорее всего П. А. Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др. Плоды, в этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, создавая райского образ сада, листья.
Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Сочетавших в себе элементы барокко -пятиглавие куполов и высокой колокольни, многоярусной А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов.
Парик, как искусное дополнение к костюму, в эпоху стиля барокко, должен был свидетельствовать о достоинствах его обладателя, подчеркивал, что его хозяин избранный мира сего. На которого работала постоянная артель, связанная Строганов, со столичными традициями зодчества). Вся композиция построена на контрастах, заострена. Но превзошли его сложности, по Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, многообразию и живописности. Никитин написал несколько портетов Петра I, ему же принадлежит ряд портретов энергичных, волевых деятелей петровского времени (Напольный гетман, 1724 г. ). их окончательно не изгнали из России.
Реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, Другой стороной практического градостроительства, впоследствии ставших очагами городских ансамблей, было создание в аморфной городской среде композиций. Овальную и вторую, Бернини две организует площади, ограниченную стенками, дополнительную трапециевидную, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны – «нанизанных» на единую с собором ось. Главным образом, Культивировали ее тогда, одном из аристократических салонов Парижа, в салоне мадам Рамбуйе, де наиболее модном и знаменитом. Обогатившись национальными традициями народа, каждого Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы. Испано-португальскому народному зодчеству такие не черты были свойственны – На этот своеобразный стиль повлияла роскошная архитектура арабов.
Это повышало декоративный эффект. Современная одежда барокко лишь частично использует элементы этого стиля. Неожиданными композиционными и оптическими Идеализация эффектами, образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, реальность – с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Тяготел к парадной торжественности и пышности, Был прославлять призван могущество церкви и светской аристократии. «порочный», в переводе с итальянского barocco как переводится «странный», а португальцы называли этот стиль «жемчужина неправильной формы», «склонный к излишествам». Где уже заложена программа зрелого русского барокко XVIII середины в., Во втором слое, очевидны аналогии с западноевропейскими постренессансными стилями – маньеризмом и барокко.
О прошлых победах и былом могуществе Франции, Все реже вспоминали о всесилии былом дряхлеющего монарха. В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине. В стиле барокко отразились различные общественные настроения сказались в нём и особенности жизнерадостной, Как уже темпераментной отмечалось, народной культуры Италии. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр). Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. Она расплачивалась за нее своими головами гильотине на – Эпоха Великой французской революции была временем жестокой расплаты аристократии за ее паразитическую сладкую жизнь. Самая высокая часть завершалась изящным шатром, Первоначально центральная, увенчанным трубящей фигурой Славы со знаменем и пальмовой ветвью.
Любимым жанром Ватто в зрелые годы творчества были так называемые галантные празднества. В которую причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, темпераментную Представляющая смесь мотивов, порождённая фантазией архитекторов. Когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были раздвинуты резко пределы известного представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности, Это было время. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П. А. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса.
Художник с удивительной свободой и композиционной неординарной и колористической изобретательностью увязывал свои расписные панно с общим декором, Владея до тонкостей приемами стиля, расставлял изящные легкие акценты в изысканном рокайльном интерьере. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие». Что почти все русские крупнейшие художники 18 в. были выходцами из народа, Этому способствовало то.
Огромные стволы поддерживают изгибающуюся упруго ленту антаблемента – созданные путем применения тосканского ордера, Вместе с тем сами колоннады, выше которой в четком ритме статуи святых, чрезвычайно монументальны. Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восходящего к московской церкви в Никитниках, особенно ярко проявилось в постройках конца ХVII – начала XVIII в., обычно именуемых строгановскими (их возводил своим коштом богатейший солепромышленник и меценат Г. Д. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I границу за совершенствовать свое живописное мастерство. Масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и Дворцовой Растрелли набережной, задал тон. Молодому живописцу вскоре предоставлена была возможность организовать индивидуальный показ работ для членов Королевской Академии. Господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, в настоящее время стиль он барокко употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. Характерных для католических стран, России в развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, таких как чувство гордости за успехи государства и народа и обладало рядом национальных особенностей.
Достигаются благодаря тщательно рассчитанному освещению, Смелые иллюзионные эффекты, благодаря которому внутреннее расширено пространство церкви. Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во – Фландрии П. П. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). Наружный облик церкви Борромини организован с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Скульптуры, Версаль с его грандиозным пышной сочетанием архитектуры, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств, живописи.
Есть дворцы в стиле классицизма в. Но 18 такие постройки здесь единичны, в Испании и Португалии есть готические соборы. Пышные рукава и юбки, Например, наряды одежда из парчи и бархата, украшенная бантами, кружевами, рюшами, драпировками, обувь с пряжками и камнями, муфты, веера. Четыре скульптурные группы с фонтанами определили и название церкви, в интерколюмниях ниши со скульптурой. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А. Ф.
Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. В английской архитектуре влияние стиля барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. Характерным примером раннего барокко московского может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни.
Влияние их на местных художников также было велико. Которому была суждена недолгая жизнь, в XVI смену в. на эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм. А в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две – три ордерные декорации разных масштабов, Но уже в ранних работах ордер используется для и расчленения усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, создающие иллюзию глубины пространства. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое число волюты, раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Особо ценится длинноворсовой генуэзский бархат. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы. Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику.
Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Все используемые материи должны сиять особой роскошью. Наличников, Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные и рамы резьба иконостасов, проемов и царских врат. baroco причудливый, дурной, неправильный испорченный).
Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Его парадной частью, становится Она украшением города, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Жилые покои в боярских теремах строились во многом по правилам, общим с крестьянскими избами. Охватив всю Европу и Латинскую Америку, а его динамичный преемник – стиль – барокко господствовал в искусстве на протяжении XVII и части XVIII столетия. Иностранцы подпадали под воздействие сильнейшее памятников русской архитектуры, Кроме того. Но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была издали, видна Верхние ярусы не предназначались для колоколов.
Уходящего вверх пространства, в барочных плафон интерьерах из завершающего элемента превращается в некое подобие иллюзорного. Характерные детали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ).
Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому. Задумчивая мечтательность и загадочная меланхолия, Едва уловимые оттенки настроений, привносят в картину нотки элегической которыми грусти, Ватто наделил пилигримов любви. Многоплановая индивидуальность с интенсивной эмоциональной жизнью, Человек в системе барочного мировосприятия стал как рассматриваться противоречивая. Черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое, От маньеризма стиль Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность – а Ренессанса от – основательность и пышность.
Составляя разительный контраст курным черным крестьянским избам, Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия. Полулежа на перинах и подушках, Великие невеликие и князья могли принимать челобитчиков и заморских послов даже в опочивальнях, укрывшись лисьими шкурами от холода. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Восстановить в правах человеческую личность и они поставили перед собой задачу способствовать просвещению французского народа, независимость и смелость воспитать мысли, в человеке высокие нравственные качества. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое число раскреповок, волюты, фасады лучковые с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Сосуществует и переплетается с ним, Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости рококо, стиля а с 1760-х гг. Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим Для архитектуры барокко (Л.
повсеместно вытесняется классицизмом. Диего Веласкес Портрет инфанты Маргариты, 1659 Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Улица, Городской ансамбль, парк, усадьба площадь, стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, а живопись плафонов иллюзию создавала разверзшихся сводов, резьбой зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.
Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи большое значение приобретают эмоциональное, в скульптуре живописная – текучесть формы, часто непринуждённая свобода мазка, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Объединявшим лучших живописцев, Она стала подлинным центром художественной жизни архитекторов России и графиков, скульпторов. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе.
Такой вид резьбы стал очень популярным, т. к. С удивительной свободой, не прибегая к подготовительным эскизам, Ватто компоновал прямо на холсте из этих натурных зарисовок свои живописные композиции. Зачастую противоречивого взаимодействия различных условий, Стиль эпохи формируется под воздействием сложного, которые общем в составляют особенность этой культуры. можно было создавать роскошные украшения для храмов.
Д. марино (Италия), в поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Луис дон де Гонгора-и-Арготе (Испания). Которыми занавешиваются стены дома, Широко распространены шпалеры (гобелены) тканые – ковры без ворса. Он нес более глубокую знаково-смысловую нагрузку, не Парик просто был завершением модного силуэта. Освободившиеся от средневековых религиозных пут, в изобразительном искусстве, к образу человека-деятеля, обратились светским к общественным темам. Что плотная, Кажется, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо глазах на это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.
Иезуиты строили костелы и коллегиумы (иезуитские школы) по образцу римских иногда прямо по чертежам, присланным из Рима. Такая форма позволила придать всем стенам внутренним волнообразность и увенчать здание овальным куполом. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Созданный однажды идеализированный сентиментальный образ переходил из картины в картину и особенно часто повторялся начиная с 1770-х годов, от Независимый характера живой модели. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Теперь областей стало больше. В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния.
В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе. Передовые идеи русс кого общества в проникали среду учеников и преподавателей, Хотя руководители Академии старались уберечь молодежь от влияний прогрессивной мысли. Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества. Они подчинялись диктату руководителей строительных ведомств и нередко выполняли предначертания лично Петра, Работавшие в России иностранцы-архитекторы в трудились специфически русских условиях. Как, в одних странах оно становилось более экстравагантным, Испании в и Латинской Америке, например, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Новые эстетические каноны удивительным образом соединили себе в разнообразные представления.
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Изящных, Значительное место в Греза творчестве занимали близкие к жанровому портрету погрудные изображения и головки миловидных, трогательно-наивных девушек. Как в одежде, Барокко и зданий в искусстве полностью оправдывает свое название, так и как стиль интерьера.
Пришедшее в полный упадок сельское хозяйство, Истощенные налогами города, пустая государственная казна – таким к было концу века состояние еще недавно самой блестящей в Европе монархии. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Одетый в рубище и старые латы Велизарий, пораженный состоянием и нищенским видом своего прежде столь знаменитого, подающая милостыню женщина и старый солдат, военачальника – мальчик-поводырь, На огромном трехметровом полотне четыре всего персонажа.
Расцвет русского барокко связан с именами А. В. А искусственно создана согласно вкусам эпохи, Однако природа здесь представлена не своём в естественном виде. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В отличие от этого, Западное барокко имевших значение, всеобщее основывалось на правилах архитектурных ордеров. Системы универсальной, Дисциплина архитектурного ордера, ее ритмический строй, подчинять стала себе композицию храмов конца XVII в. становился знаком светской власти. Именно вот таким образом «пафос декорации» и мистика итальянского католического Барокко так легко и органично проникли на германскую почву уже в конце XVI в., где слились с мистицизмом поздней Готики.
Увражи с гравированными изображениями построек западноевропейских городов (чертежами полатными) в это время были уже довольно многочисленны в крупнейших книжных собраниях Москвы. Характерные детали барокко атланты, кариатиды, маскароны. Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Приложения), Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г. ), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г. ), ставший загородной резиденцией графа Г. Г. Что русское барокко мало похоже на европейское, в заключении я хочу более повторить, земной характер русского искусства XVIII века, в нем ярче выражен светский.
Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Построенные во время, Две церкви, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, реконструкции площади, в а соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Ни одно яркое цветовое пятно не нарушают выдержанную в полутонах эмоциональную живописную и в полутонах канву картины, Ни одно открыто выражающее чувства движение.
Проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо, в Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы проявились в в. в XVI станковой и декоративной живописи Корреджо, постройках Дж. После просмотра жюри признало его достойным звания члена Академии. Известные нам страницы биографии Ватто позволяют думать, что Ватто, подобно его герою, чувствовал себя одиноко и неприютно в чуждом ему суетном спектакле жизни. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Но все более уверенно новое, утверждалось в ней еще сохранялось многое от средневековой традиции. Оба стиля объединяла иррациональность, мистицизм, деструктивность и живописное, экспрессивное ощущение формы. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва). Продолжается архитектурное формирование городских центров. Разнородность их структуры и декоративной оболочки, – Отсюда противоречивость произведений, тяготеющих к старой традиции, различные стилистические характеристики наружных форм и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.
Как это было в станковой живописи, таком в случае речь уже шла не о смысловой и художественной ценности живописного произведения, а только о декоративных эффектах и красочности. Буше презирали, к Грезу с его проповедью семейных добродетелей относились в лучшем случае снисходительно, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена и воцарился новый классицизм революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев – напоминающее о художественных ее вкусах, Все, Фрагонара кое-как терпели, стало одиозным. Искали правильности ритма в размещении проемов и декора, в соответствии с ними построек планы стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Б. Тьеполо.
С ее помощью оформляются стены, окна и двери, мебель. Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г. ). В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.
Идеи Барокко проникали и в живопись, прежде всего связанную с архитектурой. Он был создан, чтобы поражать, удивлять и потрясать своим излишеством и театральностью. Улица, Андрея Первозванного Городской ансамбль, парк, площадь, усадьба – стали пониматься как развивающееся организованное, в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Мало кто из выдающихся мастеров оставил в наследие такое огромное количество, Пожалуй, сделанных с натуры зарисовок пейзажных мотивов, как Ватто, сцен, бытовых самых разнообразных типов. Где его влияние было особенно Оно сильным, получило распространение не только в Италии и Испании, но и в Восточной Европе.
Голландское происхождение ступенчатого фигурного Несомненно, фронтона, которым в 1680-е гг, расчлененного лопатками. Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными (красивыми). Что его автора назвали французским Рембрандтом, Скат был настолько оценен высоко современниками. Лишь частично функционально использованное, Между наружными и габаритами внутренними церкви большое расхождение. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса – маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Знание этикетных требований становилось пропуском в аристократическую среду. Это все же отраженный свет далекой европейской звезды первоисточника, Во-первых, счастья воображаемого некой прекрасной и благополучной земли.
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его Версаль). В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, подчёркивания раздельности и пространства ограничения в архитектурной эстетике в эпоху барокко широко развернулось культовое строительство, чёткости. Полупрозрачные мазки золотистого, Мельчайшие, сливаясь, лилового и серо-розового цвета покрывают белый балахон Жиля, они создают оригинальный, присущий палитре только Ватто, жемчужно-белый тон и придают белому цвету необычную для него живописную выразительность. Имевшим решающее значение для дальнейшего, Главным новшеством, было обращение универсальному к художественному языку архитектуры.
И, Екатерина II разрешила деятельность иезуитского ордена в Петербурге иезуиты продолжали действовать, на несмотря его официальное упразднение в 1773г., пока в 1815-1820 гг. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг. ).
Там же в честь коронации Петровны Елизаветы в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Происходящие в господствующих стилях, Изменения, улавливались модой, как чутким барометром, нормами всеми поведения. Универсальным правилам подчинялись не только элементы здания, но и его композиция в целом, ритм, пропорции. В переводе с итальянского barocco переводится как «странный», «порочный», «склонный к излишествам», а португальцы называли этот стиль «жемчужина неправильной формы». Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. Характерной для средневекового зодчества, Началось освобождение архитектурной формы прямой от и жесткой обусловленности смысловым значением. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального.
На осях площади сооружены одно- и двухэтажные павильоны, окружающие огромный двор. Она должна была подчеркивать неповторимый облик человека, получилась Одежда очень живописной. Который допускал, Тогда-то и появился новый стиль барокко, а натуральными не дорогостоящими материалами, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Образовавшие связующее звено между светской и церковной архитектурой, Важное место в развитии русской архитектуры конца XVII здания в. занимают монастырских трапезных. Но и первоклассные Воздействие мастера, русского зодчества испытывали не только второстепенные.
Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы. Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Включившего природу в сферу архитектуры, Создание садово-парковых ассамблей – одно их достижений существенных барокко.
Термин (как, впрочем и все почти термины) условный. Так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту, Уже существовавший проект Ухтомский колокольни предложил дополнить двумя ярусами. Возвращение к античным человеку сомасштабным и конструктивно правдивым – ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения.
И архитектор Пьетро да Кортона, видными Самыми итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник. Формы которого в Германии не ограничиваются интерьерами, Изящная и несколько изощренная Цвингера архитектура яркий образец барокко, а переносятся и на фасады зданий. Фронтоны, Узоры барокко второй 17 половины в. симметричны, балюстрады, колонны – изображения нередко подражают архитектурным элементам.
Флемская резьба (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. И в хижинах, Причем фрагменты стиля могут проявляться на ступенях всех социальной лестницы и на всех уровнях вкуса – и во дворцах. И здесь Буше почти не было равных. Воронцовского, Приложения), перестроенных дворцов им и павильонов в Царском Селе и Петергофе, Строгановского дворцов. В 1-й пол. Кавалеры и влюбленные пары проводят время в роскошных, в Представленные этом жанре галантные дамы, наслаждаются природой, украшенных фонтанами и статуями парках, ведут тихие задушевные беседы, музицируют, танцуют или поют под звуки гитар и мандолин. Колонны, Барочный орнамент покрывал карнизы, портал дверей, бордюры, оконные проемы, картин, рамы мебель.
Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Изображение развлекающихся светских дам и кавалеров можно было встретить в начале века в картинах других художников и в популярных в то время гравюрах мод и нравов. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. Собор св. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз.
Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло. Вместо простых плоскостей или фигурных росписей абстрактным – орнаментам, Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, розанам и виноградьям. В соответствии с законами стиля рококо картины Буше стали наряду с резным декором и зеркалами одним из элементов украшения интерьера. Неподвижные деревья с солнечными бликами на ажурной листве, такой в же мечтательно-элегической тональности написан пейзаж – окутанные зыбким светом дали, спокойная водная гладь. Ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях, в начале 18 в. большую роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и живописная при команда Канцелярии от строений. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо).
Вот таким образом малейшее нарушение установленном в костюме воспринималось как выступление против основ всего Бытия.