Комар и Меламид поставили перед собой задачу создания псевдореалистического концепта – «национальной общерусской (как общеамериканской, все равно) картины, в концепции В поэзии 70-80-х годов своеобразной модификацией соц-арта стал концептуализм, эксплуатирующий набор фикций и выпотрошенных схем советской действительности. К концуперестройки интерес к соц-арту на Западепошел на убыль, т. к. сам «объ-ект»методологизирования был на последнемиздыхании. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, соц-артисты добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии.
С еепомощью даже неискушен-ныйзритель начитал понимать, что к чему. Соц-арт оказался т. о. на гребне мировогоинтереса к пробудившейся России. Соц-арт, действительно, берет этот материал в готовом стилистическом виде и на его основе строит постмодернистскую текстовую игру. Большой успех художникам принесла выставка «Соц-арт» в галерее Фельдмана в Нью-Йорке (1982), после чего их работы приобретают музеи МОМА и Метрополитен.
Однако, как правило, в произведениях художников-соцартистов присутствуют юмор ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. В СССР как реакция на идеологические и формальные клише Современная энциклопедия (ироническое совмещение понятия социалистического реализма и терминов типа поп арт и оп арт), движение в неофициальном изобразительном искусстве и литературе, сложившееся в начале 1970–х гг. Но сегодня соц-арт снова становится актуальным. Как соавторы-основатели соц-арта (советского поп-искусства).
Gt соцреализм и соц-арт нельзя считатьвзаимоисключающими понятиями: ихсвязывали не антагонистические, а«диалогические» отношения. Получается, что рано еще говорить о том, что соц-арт умер. В соцреалистическом романе такими предметами, символами становятся, например, знамя, значок, партбилет.
Соц-арт – прореха на этойидентичности. Б. соколов отмечает: «этот писатель выворачивает эстетику социалистического реализма наизнанку, стремясь продемонстрировать читателям идиотизм и самого метода и действительности, которую тот был призван отразить» Соц-арт как независимый стиль в искусстве сформировался в 1970 году. В результатеих экспериментов на свет появилсясоц-арт, отразивший эстетическую икритичес-куюреакцию андеграунда на засилье официальнойпропаганды в культуре. В субботу, 3 марта, Государственная Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект Соц-арт, который состоит из двух выставок: Политическое искусство в России и Политическое искусство в Китае.
«болеемягкий вариант соц-арта – ностальгический. Не удерживающий стиль, а трактующийзнаки советской культуры как знакидетства, как знаки навсегда и ли-ричноканувшего мира беззаботности и света, где идеологические реалии были со-вершеннодомашни и природны». В истории искусства соц-арт тоже занял свое почетное место. Именно классические соц-артовские работы и стоят в топах продаж, счет пошел уже на миллионы. Вот почемуоб авто-ритарныхиконах и их двойниках иконах иконоборчества, можно сказать, что их обо-юдноеприсутствие в произвеяениях соц-артакарнавально мотивировано.
Сложившийся в неофициальном искусстве начала 1970 х гг., соц арт высмеивает расхожие мотивы8230 Большой Энциклопедический словарь направление в советском и постсоветском искусстве, прежде всего визуального толка, основанное на обыгрывании реалий и знаков социалистического мира единственная из отечественных творческих стратегий после 1932 года, безоговорочно признанная8230 Альтернативная культура. В прозе главным представителем соц-арта является Владимир Сорокин. Самже термин «соц-арт», гибрид двух понятий– соцреализм и поп-арт, «ltНичтоподобное. Исследуязарождение соц-арта с философской точкизрения, можно так же гово-ритьоб обращении к феменологии.
В «Жизни мухи», своем самомзнаменитом графическом альбоме, Кабаковпредлагает «Обратимсяк вещам» – этот девиз феменологии былподнят на щит всеми соц-артистами. Ведущие мастера соц-арта покорили Запад не разоблачениями преступлений режима, как это сделал Солженицын, а диалектической трактовкой советского опыта. В СССР как реакция на идеологические и формальные клише Иллюстрированный энциклопедический словарь направление в российском изо искусстве последней четверти 20 в. В его названии понятие социалистического реализма было иронически соединено с поп артом.
Так, Лев Рубинштейн, размышляя о собственном творчестве, полагает, что соц-арт – искусство деконструкции: «Заниматься деконструкцией, – отмечает он в одном из интервью, – ltgt значит заниматься разрушением и созиданием одновременно. Так, например, у того же Пригова есть стихотворение, перепевающее светловскую «Гренаду»: Питательной почвой для соц-арта становится «окостенение языка, порождающего некие идеологические химеры. Соц арт (ироническое8230 Энциклопедический словарь (ироническое совмещение понятия социалистического реализма и терминов типа поп арт и оп арт), движение в неофициальном изобразительном искусстве и литературе, сложившееся в начале 1970 х гг. Концептуализм, – остроумно замечает М. Эпштейн, – это мастерская по изготовлению чучел» Действительно, соц-артисты создают муляжи, восковые копии соцреалистического искусства, художественная задача которых не выражена текстуально, почему авторы и вынуждены проговаривать ее отдельно от текста, сверх текста. Словарь представляет соц-арт в хронологическом развитии – от московского проекта В. Комара и А. Меламида 1972 года – до работ последних лет А. Виноградова и В. Дубосарского.
Чтобыобосноваться на этой территории, нужновытеснить что-то, уже существующее. Поэтому соц-арт похоронили раньше, чемон умер.
Эта книга – первый опыт междисциплинарного исследования творчества поэта, прозаика, художника, актера и теоретика искусства Дмитрия Александровича Пригова. Возникают проблемы с пониманием выросло целое поколение людей, Правда, ни в комсомольцах, которые видели изображение Леонида Ильича Брежнева только на фото в школьном учебнике истории и никогда не ни состояли в пионерах. В серии будут изданы портреты-эссе современных русских художников, художников русского авангарда, представителей "неофициального" искусства советского периода, художников официального советского искусства (взятых со стороны их малоизвестных работ), а также книги, посвященные художественным проектам (графика, фотографии инсталляции) русских архитекторов, дизайнеров, кино- и театральных режиссеров ХХ века. Когда вокруг художников образовалась группа единомышленников, понятие «соц-арт» стало названием их общего творческого метода.
Из людей старшего поколениятолько Кабаков настолько связан срече-вымиартикуляциями. Закончилась и популярность соц-арта, с демократическими произошедшими переменами в СССР в 90-х годах. «Монады» один из пяти томов «неполного собрания сочинений» Дмитрия Александровича Пригова (19402007), ярчайшего представителя поэтического андеграунда 19701980-x и художественного лидера актуального искусства в 19902000-е, основоположника концептуализма в литературе, лауреата множества международных литературных премий. В 1977 году они эмигрировали и вот уже несколько лет живут в Нью-Йорке. Оплачивалась эта халтура в каких-то немыслимых размерах, не составляя при этом особых затруднений для недавних выпускников Строгановки. Появление термина соц-арта присваивают московским художникам Виталию Комарому Александру и Меламидому. gtРогинскийможет считаться lt.
Позиция мерцающая. А сама система к этому времени сильно одряхлела и решительных уже действий не предпринимала. Впрочем, по мнению автора этих строк, «Поколение П» Виктора Пелевина – ярчайший пример обновленного литературного соц-арта (обновленного потому, что автор разрабатывает не классическую иконографию советского искусства, а ультрасовременные, постсоветские реалии)". И после хорошего «разогрева» начали ваять веселые штучки вне официального заказа, но в том же стиле. Сохраним историю, По их плану для оживления щусевского шедевра на мавзолее нужно было установить электронное табло с бегущей строкой, Ленинизм или Комар и Меламид – тексты же быть могли самими разными. В 1967 г. по окончании МВХПУ (бывш.
Живопись перестала быть инструментом политического влияния, Выставка группы Движение звезд в 1979 обозначила году начало нового искусства, но стала выражать взгляд художника на окружающую действительность. Американские журналисты радостно приняли соц-арт как русский аналог поп-арта и одновременно как сатиру советское на искусство). Под влия-ниемамериканского искусства московскиеработы 60-х годов стали не менее – спонтанно происходя-щемприродном процессе или эстетикеэлементарной»нехудожественной»геометри-ческойформы, gt стремились сделать свои работынасколько возможно менее литератур-ными, сконцентрировав внимание зрителя нафактуре белого, а болеелитературными, то для русских художников решающеезначение историческая имела рефлексияпо поводу эстетики и утопических идеаловрусского авангарда. Художники познакомились в морге Института физкультуры в 1963-м. Что было бы, Можно вообразить, если в году 1985-м в Соединенных Штатах Америки победила бы Великая американская социалистическая революция.
Кабаков–консерватор советской памяти. И от неофициалов не помешала им принять самое деятельное участие в показательном проекте художественного инакомыслия, Однако отстраненность и Комара Меламида и от официоза, организованном на пустыре в Беляеве и впоследствии получившем название бульдозерной выставки. Естественно, что такие шуточки вызывали только раздражение у большинства нонконформистов. Как тот свет на этот, Он столь же похож на западного своего двойника, то есть с точностью до наоборот. lt. Но фонд, в который он обратился за финансированием, отказал без объяснения причин.
На это полагаемся и мы в своей работе». Вроде реальной жизни и нет, но с стороны другой именно эта метажизньи есть реальность – которой мы бы-лиокружены, ltgt какпосмотреть. Затем нужно отметитьвклад Михаила Рогинского с его грубовык-рашенными«Дверями» и «Примусами» (начало 1960-хг. ) – художника, провидев-шегоновый путь, но не сумевшего по немупройти. Оно не выстраиваетсебя на полной оппозиции.
"Гибрид соцреализма и поп-арта. Зрителю дозволяется полюбоватьсядвумя кабинетами, оснащенными кроватямис панцирной сеткой, жал-кимитумбочками и огромными картинами взолоченых рамах, написанных в манере«плакатного» соцреализма начала 1950-хгодов. А соц-арт тихо ушел в тень. lt. (Кстати сказать, эта картина написана в том же самом 1972 году, которым датируется и рождение соц-арта).
Нелегальные вернисажи в мастерских и на пустырях, запрещенные концерты групп «Среднерусская возвышенность» и «Кино», «поездки за город» Андрея Монастырского и первые выставки отечественных звезд арт-андеграунда на Западе, круг Ильи Кабакова «Новые художники» и – Эндрю Соломон, Приехав с журналистским заданием на первый аукцион «Сотбис» в СССР в 1988 году, ни особенностей позднесоветской жизни, не зная ни русского языка, оказывается сначала в сквоте в Фурманном, а затем в гуще художественной жизни двух столиц. Изложение своих биографий на выдуманном языке (сочетающем в себе египетские иероглифы и еврейские письмена) или создание собственного государства TransState (с деньгами, паспортами и уставными документами вплоть до Конституции и Декларации независимости), Последние проекты предотъездные Комара и Меламида – перевод 129-й статьи Советской Конституции (гарантирующей свободу слова, печати и собраний) на язык абстрактного искусства (каждой букве соответствовала точка определенного цвета). Главное дело очереди – движение вперед и заполнение между вакуума передвижениями разговором. Это еще граничит свозрастом. Gtуже в середине 60-х годов в среде советскогонеофициального искусства на-чалосказываться американское влияние –прежде всего концептуализма влияние иминимализма.
Российский ветер перемен вернул Комару Меламиду и благодарную аудиторию – бывших соотечественников. Вот в этом «двоемирии» и заключалась вся страшная тайна советской власти. Даже перформанс с бульдозерами, которого так боялся Кабаков, привел только к незначительным ушибам да к разрушению некоторых картин, среди которых была и работа Комара и Меламида «Известные художники 70-х годов ХХ века». Оформление пионерского лагеря к пятидесятилетию, пионерской организации – Большая кажется, работа была. Несомненно, Ее интрига обозначена в названии: по значимости своего воздействия на современную литературу и визуальные искусства Пригов был, которые и стремятся выработать авторы вошедших в книгу статей: классиком филологи, – однако его творчество не поддается благостной культурной "канонизации" и требует для своей интерпретации новых подходов, философы историки медиа, теоретики визуальной культуры, писатели. И они начали работать При поразнообразнее, Хрущеве плакатистам дали какую-то толику свободы.
Молодежь носит маечки с серпом и молотом и надписью «Си-Си-Си-Пи», дизайнеры оформляют рестораны «в стиле соц-арт» этот емкий и понятный термин широко прижился в рекламном бизнесе. Демократичных на словах, Одновременно была это ироничная реплика в адрес современных художников, но чрезвычайно надменных на деле. Коими обозначает потерявшие новизну и творческий смысл приемы обыгрывания риторики идеологизированного советского Пригова искусства и художника-инсталлятора Ильи Кабакова). До сих пор, межу прочим. Кто за дефицитным продуктом, тем, за кто за джинсами, кто за музыкальной аппаратурой, кто за импортной обувью, кто за мебельным гарнитуром – вернее, Люди стоят в очереди неведомо за чем, в чем они нуждаются.
Вслед за проектами Сообщники, Проект Соц-арт, демонстрирующих некогда маргинальные, Русский поп-арт продолжает программу крупных аналитических выставок, а теперь направления общепризнанные искусства прошлого века. Попав в страну, где «деньги решают все», Комар и Меламид начали с провокационной акции по покупке душ американцев и продаже их советским людям. В его искусствеабсолютно отсутствовал дескрипционный (описательный) дискурс. По своему значению творчество Комара и Меламида вполне революционно: художники не только изобрели соц-арт, успешно эксплуатируемый другими и сейчас, но создали первую инсталляцию в русском искусстве (квартирная выставка Рай) и одними из первых обратились к жанру перформанса (акции Eat-art и Искусство принадлежит народу). Большая политика первых послевоенных десятилетий была круто на замешена проблемах эстетических.
Каноническая легенда о происхождении соц-арта такова. Александр Меламид родился в 1945. Заимствованная из искусства соцреализма, Плакатность, к которому стремится всякое идеологизированное искусство, – предел, в соцарте, по-видимому, является из одним фундаментальных признаков.
Маргарита Тупицына, куратор первых прогремевших выставок соц-арта в США, пишет в недавно вышедшей в издательстве WAM книге, что больше всего западную интеллектуальную элиту раздражало то, что «критика тоталитарной культуры отвлекала внимание от критики капитализма». В 1977 Комар и Меламид эмигрировали, обосновавшись в Нью-Йорке. И впервые подвергаласьредактуре идеология.
Призывам, Нашим рекламам, указаниям, объяснениям, расписаниям – все это знают никогда, - нигде и ничто не соответствует в реальности. Книжная серия "Имена" имеет целью сформировать канон восприятия русского современного искусства в контексте искусства ХХ века. Внутренним смыслом замысла, Концепция «соц-арта» была кардинальным возобновлением практики, авангардистской была идея постоянного дистанцирования от собственных работ, вложенного в интенцию «соц-арта», по их личному выражению, – «редукция» – где художники оказались даже радикальнее собственного проекта. Роберт Сторр, Екатерина Деготь, Александра Шацких, Сергей Хачатуров, Екатерина Андреева, Виктор Мизиано, Екатерина Бобринская, Борис Гройс и др – Маргарита и Виктор Тупицыны, Авторами станут серии ведущие российские и западные специалисты по русскому искусству. Оночень боится фальсификации этого пластапамяти.
Девочка-пионерка сидит с задранной юбкой, Однако классическая гармония нарушается деталями демонстранты – встречают небольшого зеленого динозаврика, а муза нежно поддерживает Иосифа Виссарионовича за подбородок. Таким несознательным рабочим в рассказе Сорокина является Витька Пискунов. В дальнейшем в качестве фирменного продукта московской школы неофициального искусства был соц-арт воспринят и интерпретирован поколением 1980-х. Члены профкома – типичные представители советского народа: милиционер, активист, бригадир, ветеран, уборщица. Такой блестящей посмертной славы не переживало ни одно направление русского искусства. Работ, Входящий в нее попадал в окружение живописных и изображений, графических работ, написанных на дереве, сделанных из пластика из папье-маше, каких-то набросков на цветной пленке.
Но и желание защитить свою отдельность и независимость, Во всем этом чувствуются не только эпатаж и ирония поводу по расхожих представлений о недоступном внутреннем мире художника. Иронизация этане приводит, однако, ни к какому«положи-тельному»решению: напряжение между вещью икомментарием, внутренним и вне-шним, героическим и повседневным и т. д. неснимается. И тогда от скуки мы взялись подхалтурить. В 20-е годы художники использовали в них элементы конструктивизма. Речь идет о работе художественной с формами массовой культуры, Другими словами, со стереотипами массового сознания. Обучали слонов абстрактной живописи или проводили социологические исследования на предмет выявления «самой любимой картины» того или иного народа. Как, например, Эрик Булатов, который создал первую свою соц-артовскую картину «Горизонт» все в том же самом 1972 году.
gtЭтоместо воспри-нимаетсяими как проклятое, т. е. для них существуетизбрание через проклятость (местоизбранное своей проклятостью). «Тут все большое, – объясняют они, – небоскребы, расстояния, рядом океан, галереи огромные и в них полотна громадные, так что и нас повлекло к большим размерам». Рассматриваемый на пересечении разных культурных контекстов – философских исканий XX века, в центре внимания авторов находится творчество Александровича Дмитрия Пригова как масштабный антропологический проект, феноменологии визуальности и телесности, мирового концептуализма. Когда он в самом застойном 1977-м изображал Брежнева в виде гордого Даже олимпийца, в том случае, осененного нимбом в виде герба СССР. Писатель Владимир Тучков в «Записках их клинической палаты» пародирует соцартовскую стилистику Владимира Сорокина, когда восторженный пафос на тему «пламенного мотора» вдруг оборачивается нагнетанием немотивированной жестокости. Не только поэт, романист, драматург, но и художник, акционист, теоретик искусства Пригов не зря предпочитал ироническое самоопределение «деятель культуры».
Вот на этот негласный общественный договор и посягнули «соц-артисты». Как позже уверял Александр Меламид, соц-арт «никогда не придумал бы один художник. Хранящего образы и божественной актрисы, Однако нежно обнимающиеся на фоне китчевых голубков веселый Иосиф Виссарионович и счастливая Мерилин уже отсылают в глубины чисто американского мифа и мрачного диктатора. Как мы то наблюда-емв раннем поп-арте, Это не совсем топротивопоставление себя буржуазнойэтике и консумеризму. Так как она из нас и состояла», была Это попытка преодолеть советскую власть внутри нас. А отрезать средствавоз-действиявласти на человека, Его задача примирить не человекас реальностью.
В рамки соц-арта вполне вписываются многие работы «московского» Ильи Кабакова, эстетика соц-арта присутствует в красно-белых «Лозунгах» КД и в знаменитом «Золотом Диске» Мухоморов. Оно и понятно: поп-арт мог возникнуть только в «обществе потребления», а соц-арт – порождение тоталитарного общества, все члены которого были жертвами насильственной идеологизации. Что это– шаг к большей самоиро-нии. Как Комар и Меламид – два человека, работающие в неофициальном искусстве, где этого модернистского пафоса былоочень много, gt Преимуществасовместного творчества в том, в чем официальном искусстве и накал этих страстей былгораз-довыше. gt если для Малевичабелое символизировало новое началопосле преодаления традиционных живописныхусловностей, после «прорыва за горизонт»к новой утопии, ltтоgt московскиехудожники 60-х годов, равно как и ихамериканс-киеколлеги, обратились к белому скорее какк знаку чистой субъективности худож-ника, как своего рода метафизическому «ничто»буддийской нирваны, как к полю чистогосозерцания. К тому времени занявшими лидирующие позиции в арт-бизнесе и прочно обосновавшимися в университетах музеях и Вот таким образом новоприбывшие были встречены с большим интересом радикалами-шестидесятниками. Не плюют влицо. Например, но их наследие используется преимущественно в архитектуре зданий транснациональных корпораций и дорогих в интерьерах – советские конструктивисты и производственники двадцатых годов считали своей высокой целью рациональное оформление визуального мира государства рабочих и крестьян, История часто выкидывает странные штуки.
Который и проводит обряд инициации и инкорпорации, Старший выполняет товарищ здесь функцию племенного вождя. Дело в том, что в такихкартинах нет бытовых ситуаций. Они незамедлительно приступили к критике консервативного неокапитализма и тоталитарного общества потребления, Натренировавшись критике на языков застойного социализма. В любом случае речь идет о социальных мифах, а не о «готовых вещах». То соц-арт порожден обществом, Если поп-арт родился от переизбытка товаров, где товарный замещался дефицит перепроизводством идеологии. Что, я заметил, тем меньше принципиальныйвыбор Запада как местажительства, принципиального чем меньшевозраст. Впрочем, милитаристские термины не очень хорошо подходят для всей этой веселой вакханалии и буффонады, которая получила название «соц-арт».
Он первыйпокусился на аппроприацию официальнойиконосферы –хотя бы во и внеидеологическом секторе, используя различные железнодорожныеи пожарные плакаты – gtпрямымпредшественником соц-арта. Свои радикальныеоткрытия lt. Таким образом, художники, работающие в режиме соц-арта, являются своеобразными нахлебниками, эксплуататорами стилистики литературы соцреализма, «паразитирующими» на этом умирающем и разлагающемся искусстве. Официального направления китайского искусства, Находясь русле в соцреализма, скульптуре, художники настойчиво разрабатывали собственные приемы в живописи, видео-арте инсталляции и фотографии. По-моему, Но еще более важно, то, конечно, что этих двух русских мастеров все чаще и чаще в включают выставки американского искусства, проходящие за рубежами США.
Концепция «соц-арта» была кардинальным возобновлением авангардистской практики, где художники оказались даже радикальнее собственного проекта: внутренним смыслом замысла, вложенного в интенцию «соц-арта», была идея постоянного дистанцирования от собственных работ, по их личному выражению, – «редукция». Точно так же существенная часть текстов в каталоге недавно закрывшейся ретроспективной выставки Бориса Орлова в Московском музее современного искусства посвящена объяснению того, что этот замечательный скульптор, создатель роскошных имперских псевдобарочных истуканов, тоже не совсем «соц-артист». Как можно понять, Воснове ее лежала, т. е. она продолжиласоц-артистскую освоениявраждебных тактику территорий идеядесакрализации. Но однажды «фига в кармане» была извлечена на свет божий.
Эта картина – не просто атака на иллюзии русских либералов. В точке схода обратной перспективыу Рогинского стоял тот самый «маленькийчеловек», который вскоре был выведен на поверхностьИльей Кабаковым. «Mосковскиеромантические концептуалисты», которыеотдали дань «соц-арту», повторили подвиг«передвижников». ltОднако. – МУgt американский и минимализм, концептуализм, перфоманс и лэнд-артlt. О соцарте уже немало сказано, к нему привыкли, сделали объектом тиражирования. – Очень странное состояние было у всех.
Все это было выполнено в разных стилях. В конце 1972 года они изготовили несколько лозунгов на красных полотнах, обычных советских лозунгов типа «Вперед, к победе коммунизма. », но с подписью «Комар, Меламид». Какой-нибудь местный конъюнктурщик и думал о том, Наверное, как-то но не решился, чтобы написать такую картину по заказу Уолл-стрит или Белого дома. lt. Это очередь одновременно за всем и ни за чем, так как впереди иллюзия, пустота. Ранней кульминацией нового постмодернистского стиля явился инвайронмент (конструкция, существующая в естественной, реже в выставочной среде) Рай, устроенный в московской квартире (1973).
Примерно такая же история произошла и с «Ностальгическим соцреализмом» Комара и Меламида. От провокаций культурно-религиозных Комар и вернулись Меламид к провокациям сугубо эстетическим. lt. Двуглавым отечественным аналогом Уорхолла, Энди Термин изобретен основоположниками направления Виталием Комаром и Александром Меламидом. И Энди Уорхола, душа которого была продана за 30 рублей.
Портреты своих родных и в вот таком стиле Комар и Меламид написали свой двойной автопортрет – что-то похожее на Ленина и Сталина. По свидетельствам очевидцев, Соц-арт, где в 1972 году художники зарабатывали на жизнь, рожден был в заснеженном пионерском лагере, рисуя портреты пионеров-героев. Так, например, в рассказе «Заседание завкома» Сорокин выбирает схему производственного романа с темой воспитания и возвращения несознательного рабочего в лоно социалистической идеи и практики. Для вторичной переработки визуального и текстового мусора советской эпохи серьезные понадобились усилия и немалое мужество. Раньше горели, спорили об искусстве, а в 1971 году все свелось к простым выпивкам. Но американский поп-арт родился от обилия вещей. Но какое это имеет значение. Иронический эффект этих лозунгов был огромен.
Как Сталин в маршальском мундире и почтительно замершие перед ним в классических позах в и классических одеяниях музы, Да и как не улыбаться при виде такого противоестественного сочетания. Игра в авторитетов продолжилась в проекте Золотой век: со страниц газеты Геральд трибюн от 21 сентября 1978 года (естественно, ее специальный выпуск являлся делом рук самих художников) Комар и Меламид поведали миру о том, что раскопали на острове Крит скелет Минотавра. Если воскреснет Сталин, а рецензия на выставку в журнале Йорк Нью- называлась Насмешка над Кремлем – первыми будут ликвидированы госбезопасностью Комар и Меламид, По этому поводу художник-эмигрант Вагрич Бахчанян говорил. Переход от одного стиля к другому по замыслу художников демонстрировал смену убеждений у героя их миниатюр, каждый стиль ассоциировался с определенным чувством: импрессионизм – с чем-то поэтическим, конструктивизм – с чем-то логичным, сухим. Началась очень опасная игра на два фронта. Соц-арт победил в мировом масштабе.
В музееМин-неаполисанедавно была выставка «Поп-арт – соцарт». И чтосерьезные вещи надо говорить с иро-нией, весело. Те самые, что вызывали когда-то утробный соц-артовский смех. На пригласительном билете оно коротко именуется соц-артом.
А естьмифологемы, мифологические системы. Есть миф о мифах. gtонсо-вершилеще в начале шестидесятых, до того, какстал ясен их смысл. ЭтоХаризматическая роль хранителя. Осуждают Витьку Пискунова типично советским языком лозунгов и штампов.
в Москве, в музее В. И. lt. «Я вспоминаю 1971 год, – рассказывает Виталий Комар. Участие в скандальной беляевской акции рассматривать можно и как законное желание засветиться в западной прессе, Правда, что было необычайно важно для практичных художников. Итак, социализм потерпел сокрушительное поражение, поп-арт и капитализм победили. Родились в Москве (Комар – 11 сентября 1943, Меламид – 14 июля 1945). Комар и Меламид, Попав в вожделенный каждого для доморощенного поп-артиста Нью-Йорк, Александр Косолапов и другие тоже первое время испытывали все прелести состояния никому не нужных маргиналов, Леонид Соков.
Зато он первооткрыватель. gt, был Михаил Рогинский. Они, например изготовили в «соцреалистическом», конечно, стиле портреты Сахарова и Солженицына из сахара и соли соответственно. Однако мы живем в очень специфической стране.
Которые так ценились в среде советских эстетов, Идолы оппозиционной элиты окружены ошметками всевозможных от стилей, кубизма до сюрреализма. Но чтобы победить советскую власть в себе, потребовалось сначала выпрыгнуть из искусства. На святой горе Сион Комар и Меламид воздвигли храм (так они назвали алюминиевую пирамиду с пятиконечной звездой наверху) и совершили у его подножия огненное жертвоприношение – сожгли чемодан, с которым Комар покинул пределы родины. На неожиданный расцвет в Америке начала 80-х экспрессионистской живописи, возвращающей искусство к временам модернизма и воскрешающей романтические категории Бытия, Жизни и Смерти, постмодернисты К М ответили иронической апологией живописи соцреалистической (то есть чего-то еще более кондового) исполнив серию картин Ностальгический соцреализм. Но игривая двусмысленность этой картины, где два весельчака изобразили себя в мозаичном профильном парном портрете на манер ЛенинаСталина, так и не сделала их по-настоящему «известными» в соответствующих кругах.
При обращении к тестам соцреалистической культуры Пригова и Рубинштейна интересует не столько возможность вскрыть механизмы создания государственных идеологических мифов (например, о прекрасной жизни советского передовика скотоводницы Глафиры), сколько возможность выявленную аналитическим путем схему, каркас использовать наизнанку, демонстрируя при этом читателю ущербность сознания, участвовавшего в создании подобных текстов. Строгановское училище) оба преподают в школе и подрабатывают художниками-оформителями. Бытовые сцены (Большевики возвращаются домой после демонстрации или Девочка перед зеркалом), мифологические сюжеты (портретирующая отца народов муза на картине Рождение социалистического реализма) или портреты Сталина (лицо вождя, выглядывающее из правительственного ЗИЛа на картине В детстве я однажды видел Сталина) написаны вполне канонично, в благородных темных тонах. Московский искусствовед Вадим Паперный, посмотрев картины этой серии, воскликнул: «Да это же советский поп-арт. » А Комар и Меламид решили, что если может быть советский поп-арт, то возможен и советский концептуализм. обещают «что-то реальное», на самом деле существующее.
Которое пы-таетсяналадить сотрудничество теми с формамимассовых коммуникаций и языков, Поп-арт –это искусство, которыесуществуют в обществе. (К тому времени они уже удостоились упоминания о себе на страницах Нью-Йорк таймс. Разумеется, я упомянул далеко не всех: соц-артом хотя бы время от времени занимались почти все «неофициальные» художники – как все граждане СССР порой рассказывали анекдоты. Их первый проект по из переезде Израиля в Америку заключался в создании корпорации по купле-продаже душ. Охладев к соц-арту, когда он стал широко распространенной, масс-медиально клишированной модой перестроечного периода, Комар с Меламидом в 1990-е годы резко сменили манеру и занялись вариациями на тему «идеальной картины», создававшимися в разных странах, включая Россию, на основании социологических опросов населения (проекты Выбор народа), а позднее – художественными экспериментами с участием животных в роли авторов (шимпанзе Микки, фотографировавшая Москву в проекте 1998 слоны, пишущие абстрактные картины, с 1995, – вплоть до основания в 1998 специальной Слоновьей академии художеств в Сурине, Таиланд). Состоявшихся в 2012 году в Венеции и Москве инициативе по Фонда Д. А. Пригова и Лаборатории Д. А. Пригова РГГУ, – Сборник включает в себя материалы III Приговских чтений.
Писатели соц-арта создают иронически стилизованные, Используя язык и соцреалистического механизм искусства, псевдотрадиционные произведения. Где герой достигает своей цели – социальной интеграции коллективности и Кульминационной точкой соцреалистического романа становится сцена. Он пьяница и лодырь.
Художник просто вынул их из мифа и свел в абсурдном балаганном действе. Начали с плакатного изображения женщины с ребенком, тянущихся к солнцу. Разъезжающих по стране, клубные Эти плакаты на протяжении всех советских десятилетий изготавливает целая армия художников-халтурщиков. Так и манифестов и перформансов, Их произведения воплощались в как форме традиционной станковой картины или объекта.
Однако не хотелось бы, чтобы с мутной водой в очередной раз выплеснули ребенка. Полузапрещенные стили, не говоря уж о бородатом учителе жизни не по лжи с Новым миром под мышкой – доступный только в мечтах образ жизни, Комар Меламид и покусились на святая святых неофициальной культуры. Смысл шутки не так уж прост, как кажется. Строганова. Первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве (1967).
В ответ на успех у отечественного зрителя Комар и Меламид решили продолжить по эксперименты приближению к широким массам. Этотрезультат lt. В 1965 г. появляется их первая совместная работа. Искусство принадлежит народу. Что соц-арт появился в результате скрещивания соцреализма и поп-арта, Во всех словарях энциклопедиях и обычно пишут. Не все было так просто высоколобые западные леваки с большим подозрением относились к людям, Впрочем, по их мнению использовало которых, ЦРУ.
Лозунги и прочие послания идеологические находились на самых видных местах, Плакаты, но люди как бы перестали их видеть. Всеволод Некрасов ввел даже специальное словечки «пригота» и «кабаковина» (от фамилий мэтра поэтического соцарта Дм. А. Вместе с тем оно продолжает оставаться наследником великой художественной культуры.
По пластике, Поп-арти соц-арт иногда похожи очень по формальнымходам, но они различаютсямежду собой идеологически. Типовой советский художник вынужден был исполнять заказы партии и правительства, Конечно, мог хотя ограничиться и видами колхозных полей. Шутка заключалась в том, что, принимаясь за такую работу исполнитель должен был полностью самоустраниться и выступать от имени некой безличной идеологической машины. Политическое ИСКУССТВО в РОССИИ представляет соц-арт в хронологическом развитии от московского проекта В. Комара и А. Меламида 1972 года до работ последних лет и А. Виноградова В. Дубосарского. gtМихаилРогинский выдумал очень революционное, но при этом стоически-молчаливоеискусство.
Но, как отмечает Ст. Но еще важнее, что мы выполнили это все в разных стилях – Сезанна, кубизма, футуризма, а левую ногу Белля написали в стиле русских икон. Дальше больше. В нем объединилось многих творчество разнонаправленных художников, Соц-арту не свойственно жестко границы. Не раз выступали в американской и «тамиздатской» печати (журналы «Артфорум», «А – Я» и др. ) с эссе о современной, в том числе советской художественной культуре, опубликовав свои размышления и афоризмы об искусстве под заголовком Стихи о смерти.
«Я в детстве видел Сталина», Сюжеты этих впечатляющих картин только на первый взгляд отсылают исключительно фантазмам к тоталитарной эстетики «Сталин и музы». Рядможно продолжить. Как правило, старший будет давать посвящаемому некоторые советы. Со всей системой пропаганды, коммунистической Молодые герои отважно вступили в сражение с империей обезличенных знаков. Который к семидесятым началу восьмидесятых уже утратил ту абсолютную самодостаточность, Начиналось все вовсе с не оппозиции к соцреализму, которой он отличался в славные сталинские времена.
Леонид Соков, Ростислав Лебедев и прочие, Борис Орлов – Дмитрий Пригов, соц-арта Вокруг сформировался определенный круг художников. Сидя на этой халтуре и вот, зимой, за городом, совершенно в пустом, будущем летнем лагере, где была маленькая отапливаемая комната, мы рисовали всяких разных пионерских героев. Со временем их оптика перестала быть антропоморфной: живописцем (очередным персонажем) становится слон, а фотографом – обезьянка. Хотя вполне можно предположить, что в штате этих организаций найдутся умники, читавшие и Клода Леви-Стросса и даже книгу Михаила Бахтина о Франсуа Рабле, входившую в непременный культурный багаж каждого уважающего себя «соц-артиста». На полотне две могучие, ничем не остановишь, фигуры под алым стягом, а перед ними тщательно выписанный поднявшийся во весь рост, но во много раз уменьшенный динозавр. Комар и Меламид как бы осуществили идею многих художников – войти в картину. – Энциклопедия кругосвет.
Частных собраний Владимира Антоничука, в общей сложности состав в экспозиции вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, Владимира Семенихина, Антонио Пикколли, Александра Смурзикова, галерей Риджина, XL, Галереи Марата Гельмана, а также из мастерских художников. Пусть работы плохие. В сталинское время основным требованием, предъявляемым к плакатам, стала фотографичность.
Так уж у наспове-лось, что жизнеспособным оказывается искусство, которое заранее облачено в мощ-ныйпанцирь самоописания и саморефлексии. В наиболее вырожденных формах, напримерв продукции группы «Медицинскаягерменевтика», порождающий текст целиком поглотилокружающие контексты, включая ипредметно-изобразительные. Они начали акцию Выбор народа – международный проект надругательства над святынями (в данном случае демократическими ценностями). Все повествования о героическом диссидентстве брежневских времен сводятся, как правило, к рассказам о стукачах, топтунах, «вызовах» и «беседах». Причём руководствуясь тем, Только современный человек может что-то сегодня, сделать а не мыслями столетней давности, что происходит здесь и сейчас.
Например, грубый, буквально вырубленный Леонидом Соковым «Портрет бюрократа» человека с большими шевелящимися ушами и лицом генсека Андропова можно было бы расценить как прямую политическую карикатуру. Коллекционера Нортона Доджа, Например, душа которого продана была в Москве на специальном аукционе за 70 рублей. Такие, как «Паспорт» нонконформистского классика Оскара Рабина, тяжелый и мрачный, повествующий о невыносимо тяжелой доле интеллигента в тоталитарном обществе.
Не раздеваясь, ложиться в кровать, Здесь можнотак же ознакомиться с методикой лечения, согласно которой пациент, под откуда акомпониментклассической музыки рассматриваеткартины. Однако, присмотревшись более внимательно, умные люди обнаружили, что активность «соц-артистов» обращена не столько на ниспровержение искусства тоталитаризма, сколько на американский миф о сталинском искусстве. Булатова и в самом деле интересовали только Текст, Картина и Пространство. По аналогии с поп-артом. gtзаколоссальными и тяжеловесными примусамиили спичечными на коробками его ранниххолстах стоял абсолютно новый для тоговремени тип художника-протагониста, разрушившего скорлупу художника-магаи виртуоза. Снимающие веськощунственно-комический эффект, Были и неожиданныесовпадения, принявих за часть технического оформления. Работа И. Кабако-ваИнструкция к функционированию комнатыотдыха висела в конце коридора ря-домс затемненным кинозалом, а нанекоторые вещи посетительмог неискушенный просто не обратить внимание, который многие, видимо и сочли этой комнатой от-дыха, а в другом конце, симметрично, – Планэвакуации, выполненный в той жеэстетике, но относящийся уже к музейномухозяйству.
А в болеелитературном мире, gtрусские не ltжилиgt в менее, нежели классическаяевропейская культура. Они имеют нетолько функциональную нагрузку, но этоеще и информационный ресурс, которыйможно развернуть на что-то другое. Поп-арт – это попытка заявить, что любымязы-комможно говорить о серьезных вещах – что это гадость иотвратительно, Не говорят, не а, наслаждаются своейзлобой, наоборот, пытаются най-тиспособы необидного использования этихобразов, чтобы показать. др. С этого момента, собственно, начинается ритуал посвящения.
Но у него свой, особый материал. И красочные холсты Меламида мало походили на монохромные Комара, Каждый больше работал самостоятельно. Финансирование художественного проекта очень было даже неплохим и был еще один маленький, так что проводниками свободного искусства стали перекрасившиеся леваки – но пушистый зайчик.
Переставшее нести в себе хоть какие-то смыслы агитационно-массовое искусство брежневской эпохи вошло зону в невидимости, Выморочное. В результате чего появилась серия «Капиталистический реализм»: поджарый белый бизнесмен стоит с американским флагом в руках, а снизу четким шрифтом надпись: «Вперед к окончательной победе капитализма». Изображений и текстов, gt переходит оно вбес-конечнуюигру знаков, вкотором субъективность с ее экзи-стенциальнойпроблематикой исчезает «В 1992г.
Котораядержит виноградную лозу, МУ»gt женщина, есть что символи-зируетбесспорные достижения советского народав сельском хозяйстве. Сблизила их возникшая во второй половине 60-х годов тенденция, которую они шутя назвали «ретроспективизмом» и суть которой заключалась в попытке вернуть абстракционизм в русло классики. Вышедшее в "Новом литературном обозрении" в 2010 году, в этом сборник смысле логично продолжает издание "Неканонический классик". Который назвал соц-арт «позором России» и пытался запретить демонстрацию выставки Париже, в Именно так и произошло недавно с выступлением министра культуры Александра Соколова. Виталий Комар родился в 1943.
В сущности, Это уже, но само такое своему определение творчеству они дали позже, был соц-арт. И уж потом только говорить ораскрытии гостайны «коммунальногопространства» Кабаковым, Булатовым, Бру-скиным, Комаром Меламидом, Косолаповым, Лебедевым, Орловым, Пивоваро-вым, Соковым, Чуйковым, Приговым и многимидругими. Представленные на выставке отнюдь работы не бурлеск и при всем этом, а серьезное, не желание эпатировать публику, полное иронии и сатиры искусство. Причем открытие это, в этом же году как они раз и придумали соц-арт, явилось внезапно и было достаточно случайным, как часто бывает.
Их академическая гладкопись напоминает вовсе не советское искусство тридцатыхсороковых, Сама фактура этих холстов, который очень любили сильно тамошние консерваторы, но американский же неоакадемизм. Повремени – поп-арт и соцарт – почтипараллельные движения. Этобыло уже постмодернистическое зернышко, которое дало обильные всходы. Действие неторопливо движется по привычному и узнаваемому шаблону. Однако это не совсем так.
Очень важная для искусствамиссия сознания, освобождения Это, конечно, чтобы отделить культуру и мыслящихлюдей от власти, когдачеловека научают смотреть на вещикритически ра-ботаименно на конструктивную конфронтацию, на то. Закончили в 1967 Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) познакомились в 1963 в процессе учебы, с той поры всегда работали сотворчески. Абстракции Зяблова, например, Комар и Меламид написали нарочито грубо, как бы неумело. Разрешение на вывоз экспонатов дал лично Путин Владимир после разговора с французским президентом Николя Саркози. И очень многие в Америке испытывали ностальгию по ушедшим прошлое в веселым временам и тут дела у них пошли совсем неплохо бурление шестидесятых и начала семидесятых к восьмидесятым сошло на нет. Что в свободном мире их ждут молочные реки в кисельных берегах и если простые советские нонконформисты и диссиденты наивно верили, очевидно, то лубянские кураторы, прекрасно понимали, что отправляют людей никуда, в в ужас и горечь эмиграции.
Одержимогосверхценной визуальной идеей, – МУ gt – русского гоголевски-достоевскогозабитого обывателя, – вродеМалевича и всего русского авангарда. И бутика Гуччи и дело даже не в присутствии в одном времени и пространстве и мавзолея Ленина, так которому любят удивляться иностранные гости. Исторической, По мере того как расширялось поле производимой ими деконструкции культуры – советской, художники выбирали все более радикальную взгляда позицию на цивилизационный ландшафт, мировой. Последние предотъездные проекты Комара и Меламида – перевод 129-й статьи Советской Конституции (гарантирующей свободу слова, печати и собраний) на язык абстрактного искусства (каждой букве соответствовала точка определенного цвета) изложение своих биографий на выдуманном языке (сочетающем в себе египетские иероглифы и еврейские письмена) или создание собственного государства TransState (с деньгами, паспортами и уставными документами вплоть до Конституции и Декларации независимости).
И, что самое главное, делал хорошую живопись. Стены которого завешаны большими полотнами, Старший часто вручает неофиту предметы какие-то или символы принадлежности к Представьте себе просторное помещение, Сталина изображающими Ленина, революционного матроса, возвращающихся с демонстрации под красным флагом большевиков. Великое свя-тоеискусство они в глазах многих серьезныхлюдей опустили до уровня клоунады.
А транснациональные корпорации не имеют никакой наклонности испытывать себе на прелести соц-артовского карнавала. И они написали несколько в работ стиле оформительского плаката, Идея захватила молодых художников. В качестве материала соцарт использует искусство реалистическое и соцреалистическое. Наступило какое-то безвременье. А тут ребята вылазят с какими-то заведомо грубыми, примитивными поделками.
Иными словами, мы представили себе Швейка, который изображая нечто интимное искренне кричит: «Да здравствует император Франц-Иосиф. » Такие забавные рассуждения привели к неожиданному результату. Внедрить в сознание мировой общественности представление, Во-первых, что абстрактный экспрессионизм истинные выражает идеалы свободы и демократии. Помасштабу и значительности выставка невыдерживала сравнения с основнойэкспозицией, где висит и стоит как быто же самое (транспаранты, лозунги, монумен-тальныеидеологизизированные изображения ипрочее), только добротней и чищеисполненное. А в другом контексте, в картине «Алефбет», та же лоза символЭрец-Исраэль, Земли обето-ванной. Если в «Фундаментальном лексиконе»человек держит книгу в руке это либоконституция СССР, либо история КПСС. lt.
На кумачовом плакате «Вперед, к победе коммунизма. » возникла подпись «Комар. А примкнувший к движению скульптор Леонид Соков сделал «Прибор для определения национальностей», посягнув тем самым на нормы политической корректности, в разной степени характерные и для официальной и для диссидентской идеологии. У Кабакова, если он приедет ибудет здесь жить, произойдет контаминацияего воспоминаний. Заключавшуюся в том, Однако что устроителидо-пустилиошибку, онивыбрали слишком сходную среду. Первым схватился за классиков галерист Марат Гельман.
На которых по полуобнаженному телу немолодого уже художника ползут несмываемые барочные регалии орнаменты и Это серия фотографий. А почему именно Сталина они избрали объектом изображения конечно, – у многих, может возникнуть вопрос. Это было естественной, почти физиологической потребностью – так мне кажется. При разгоне этой арт-демонстрации под гусеницами бульдозеров погибла среди прочего и работа Комара и Меламида. А Пушкин и пятилетний план –как символы идеологически ап-робированного, в этом пространстве и Библия, абст-рактноеискусство джинсы выступают в одномряду как символы запрещенного, не-доступногоЗапада. Родился по замыслу и Комара Меламида, Соц-арт – дитя социалистической действительности, от обилия идей.
Даже иллюзия общения исчезла. А Запад, в действительности главным адресатом издевательского этого проекта была не Россия. Что он открылметафи-зическиеглубины в самых Революционность неспецифических, Рогинскогозаключалась в том, тоесть несакрализованных предметах исубстанциях. Скажем, виноградная лоза. В lt цикле «Фундаментальный лекси-кон. – Прим.
Настроение у нас, да и не только у нас, было подавленное. Советская ментальность, выраженная в соцреалистической культуре, переносится в постмодернистский текст. Трансформация для будущего – большим с успехом прошедшая в ЦДХ, Так возникла интернациональная выставка Монументы. Для них Россия –это проклятое место. Чуть позже к своему проекту по спасению советских памятников Комар и подключили Меламид и зарубежных художников.
В первом случае под личиной интернационализма прятался плохо скрываемый национализм в дружной семье диссидентов также присутствовали откровенно националистические настроения. Наступила перестройка. Маленькое смещение состояло только в названии «Портрет жены с ребенком» да в одной детальке: абсолютно не к месту развешанном белье, которое сушилось на солнце. Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и на пародия доминирующий официозный стиль социалистический реализм. За самым малым исключением, Из художественной среды, ни в мордовские никто лагеря, так и не был отправлен ни в психушку.
Такое определение дали своему творчеству эти художники-концептуалисты еще в Москве. – рассказывает Виталий Комар, «И, – после безвременья года 1971 это было для нас большим психологическим скачком. В этом проекте Комар и Меламид, деконструируя на сей раз религиозные символы, решились примерить на себя маски героев Священной истории, придав фактам собственной биографии (хождение в ОВИР, получение разрешения на выезд, приезд в Израиль) библейскую эпичность.
Молодежные выставки прикрыли. Но «для души» и для самоуважения, покончив с неприятной халтурой истинный художник изображал семью, любовниц и друзей. У еще молодых художников появились настоящие ученики и последователи, совсем молодые люди, образовавшие группу «Гнездо» (Геннадий Донской, Михаил Рошаль, Виктор Скерсис). Дискурс здесь превратился в субстанцию, а место «реди-мейд» в соцарте заняла идеологема тоталитарного сознания.
Другая с мифом о социализме, в том, что я делаю изобразительном в искусстве, присутствуют две главные тен-денции. Одна связана с мифом об иудаизме. Это было бы странно и смешно. Никакого, даже малейшего намека на иронию и прочие «шутки юмора» у него не наблюдается. lt. Его «сочинили» Виталий Комар и Александр Меламид.
Заседание завкома происходит в типично советском помещении – с портретом Ленина, с красным сукном на столе и т. д. Насмешка над придуманными людьми понятиями, Во всем этом тоже иронический был подтекст, догмами. «Соц-артистами» стали рок-музыканты и театральные режиссеры соц-артовскими стали оформление журналов, матрешки с Горбачевым и перестройка Основатели стиля, Комар и Меламид, потихоньку начали заниматься самыми разными общественнополезными делами. В этом смысле он к близок традиции политического анекдота – потому так и любим, Соц-арт деконструирует язык власти.
Наиболее кощунственное посягательство на эстетические и этические ценности советской либеральной интеллигенции картина «Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича». Тени прошлого имеют у нас удивительную способность вновь возникать перед лицом живых. И как не засмеяться у трехметрового холста «Я однажды видел Сталина», на котором сквозь заднее стекло автомобиля выглядывает любимый вождь, отодвинувший чуть-чуть в сторону тяжелую, видимо, бархатную красную занавеску.
Вот таким образом его вызывают на заседание профкома, где разбирается его личное дело. КОМАР, ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ И МЕЛАМИД, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ, русские художники. Вот таким образом тонкие манипуляции «соц-артистов» с образами советского космоса для адекватного понимания уже требуют сложных и обстоятельных пояснений. «дело в том, Наполеон ли – любит как раз помпезную, Гитлер ли, псевдоклассическую живопись – что тиран каждый – Сталин ли, Художники объясняют. Благодаря глобализации, Кроме того, современное искусство Китая испытывает влияние художественных зарубежных практик стран. Основатели направления исключающего даже намек на неотчужденное высказывание, В. Комар и А. Меламид с 1990-х годов предпочитают интерпретировать понятие «соцарт» (соц-арт) как творческую стратегию, сочетающую «общественное», точнее «массовое», т. е.
gt легко объясним. Как обитатели общества потребления подсознательно поток фильтруют рекламной информации, Точно так же. На доске объявлений вы-вешеноотпечатанное на машинке с убористыммелким расписание шрифтом часов приемабольных и сеансов терапии. Только два выпивающих друга могли – в процессе многодневных разговоров во время оформления пионерского лагеря решиться – на это. ». Первоначально определенный практический смысл в этой борьбе, несомненно, был. И «наймитам ЦРУ» и «искусствоведам в штатском» требовались вещи ясные, емкие и однозначные. Художники опять пошли наперекор общественным вкусам. «соц» и индивидуально-рефлексивное, собственно художественное, т. е.
Что почтеннейшая компания входит в число спонсоров этого прогрессивного фонда, Позднее кто-то ему по-свойски рассказал. Но и посягательство на этические принципы существования советского искусства как Изображение такового, жены с ребенком в жанре политического плаката обозначало не только насмешку над проклятой официальщиной. В книге представлены записи нескольких интервью и интеллектуальных с бесед участием Пригова и наиболее важные, Кроме того, этапные для осмысления его творчества статьи исследователей московского концептуализма 1970-2000-х годов. Что в конце пятидесятых и начале шестидесятых американский Госдеп тратил огромные суммы на художественных проведение выставок, Не секрет. Вещи ЛеонидаСокова и многих других и москов-скиххудожников, на одних стенах висели Уорхол, Лихтенштейн и мои работы.
Но, Игра в похожа Пророков на соц-артистскую игру в героев советских плакатов, еще более эпатажна, пожалуй, особенно в благочестивом Израиле. Неугомонные художники тут же заявили себе о скандальным перформансом, Не успев туда приехать, посвященным собственной эмиграции. Этот мутировавший, но все еще опасный монстр уже не выглядел достойным противником. В осуществлении цели герою помогает более старый и более «сознательный» персонаж, который уже раньше проделал подобный поиск. Соломон пытается описать и зашифрованное объяснить для внешнего взгляда советское неофициальное искусство, Как добросовестный исследователь, оказавшихся в его эпицентре, попутно рассказывая увлекательную историю культурного взрыва эпохи перестройки и описывая людей. Диссидентская среда также отнеслась к этому проекту весьма негативно дурацкие шуточки молодых «оторванцев» только мешали высокой борьбе за права человека и демократизацию общества.
Ни как избранное, Болеемолодые воспринимают это место ни какпроклятое, тягостное для жизни, а простокак плохое, т. е. под-ходятк более нему прагматически. Также он распространился по всей художественной сцене времен Перестройки. У Орлова, который никогда от отсутствия иронии не страдал, есть серия работ, проникающих в чувствительное сердце каждого, кто когда-то был советским человеком. Часто равные среди прочих, тоталитарного Идеологемы сознания читаются соцартом как художественные структуры и тогда соцарт вплотную подходит к проблеме аутентичности художественного высказывания как такового.
Что они работали вдвоем и Комар-Меламид сделалиог-ромныйшаг том, в этобыли уже два клоуна. По характеру работы с текстом (игра, цитатность) соц-арт близок постмодернизму. Летом 1972 г. художники оформляют пионерский лагерь под Москвой, где у них возникла идея создания серии картин на тему «Соц-арт». А 1978-м Комар и Меламид эмигрируют в США. На них мелькают детали, Причем картины написаны этаком в помпезном псевдоклассическом стиле, а в зале то и дело раздаются взрывы смеха, знакомые по самым кондовым произведениям социалистического реализма, на лицах у зрителей мелькают улыбки. Ставшего родоначальником направления, Соединение в одном выставочном пространстве двух вариантов стиля российского и современного динамично развивающегося китайского political art проявляет специфику каждого из них, сформулировавшего основные характеристики понятия обостряет соц-арт, восприятие их национального, политического, географического своеобразия.
С миром чистогана и наживы тоже оказалось не все так просто. Но Комар и не Меламид меняют своей хулиганской стратегии, Слова про известных художников 70-х годов начинают становиться правдой. Писать так – как видят простыелюди, При этом решительной логическимобоснованием секуляризацииискусства оказалась довольно наивнаяпрограмма. Которое в том момент казалось советским властям наиболее Единственное разумным, решение, разными способами выталкивать неугодных в эмиграцию. – Скинуть Пушкина и Толстого с корабля современности футуристы призывали неслучайно.
Конечно, это окрылило художников. Это, безусловно, Александр Косолапов – со связанными руками на фоне серпа и молота, автор «первобытного» «Первого лозунга», сложенного из костей на красной тряпице Борис Орлов, многократно воспроизводивший в дереве своеобразную поэтику советского милитаризма Ростислав Лебедев, автор множества серий абсурдных карточных колод и певец «советской Венеры» Леонид Соков, автор ужасающих «голосующих рук», деревянных серпа и молота и портрета Сталина с Мерилин Монро на фоне цветастых обоев гениальный остроумец Вагрич Бахчинян, мастер лаконичного абсурдного жеста, в частности, снабдивший изображение Ленина с девочкой на руках заголовком «Лолита» Эрик Булатов, неоднократно перечеркнувший в своих картинах небо и море надписями загадочного содержания, узнаваемые рубленные шрифты которых, однако, превращают живопись в советский плакат. Критика закосневшего соцарта вполне справедлива. Великий Уорхол, например, отдал художникам свою бессмертную душу совершенно безвозмездно, а на аукционе, организованном 19 мая 1979 года на одной из московских квартир синхронно с аналогичным предприятием в Нью-Йорке, она была куплена за 30 рублей (души продавались в птичьих клетках вместе с удостоверяющими их подлинность сертификатами). А СССР тем временем катастрофически проигрывал холодную войну и на фронте изобразительного искусства. Массированные вливания в искусство позволили Америке убить двух зайцев.
Которых числят в отцах-основателях соц-арта, Многие художники, стали от участия в категорически движении открещиваться. Именно об изменениях их творчества на Западе говорить труднее всего, Пожалуй, они ежегодно – такая у них была сознательная установка – менялись, так как и живя в Москве, тут и меняются. После ее реализации Комар и Меламид начинают подготовку к выставке «Соц-арт» (впоследствии не состоявшейся) в это же время начинают готовить «Манифест соц-арта». Он понимает, что в этиреалии он никогда не вживется, не знает, что с ними делать. С однойстороны и миф с выступает, другой в качестве метареальности, как отражение жизни, опреде-ляющейжизнь.
(Скелет Минотавра был собран археологами-любителями из настоящих человеческих костей и бычьего черепа. ) Этой затеей художники материализовали греческую мифологию, удостоверив личной подписью ее подлинность. Детство которыхприходится на времена сталинскоготеррора, у людей, выезд России из явля-етсясамоценным. В 1977-м художники эмигрируют в Израиль. lt. – заявили демократы Комар и Меламид и нарисовали любимую и нелюбимую картины американского (русского, китайского, украинского, африканского – далее везде) народа согласно строгим социологическим опросам. Который царит в бедных головах советских людей, Однако все предпочитали обсуждать только тот ужас.
По существу именно эта ситуация проигрывалась уже в мифе и обрядности. В отечественной литературе благополучно соц-арт разрабатывается по сей день Владимиром Сорокиным и Павлом Пепперштейном, к слову сказать. Здесь надонапомнить, что «современноеискусство»в России родилось в процессе беспрерыв-ногообсуждения и разговоров за чаем вмастерских и на кухнях. Вернее, неоконсервативные тенденции в тамошнем современном искусстве. Они вовсе не предлагали вычеркнуть их имена из истории навсегда. А Комар и Меламид, Уорхолл воспроизводил и тиражировал укоренившиеся в массовом сознании образы, – соответственно идеологии.
Что у них определенно изменилось в Нью-Йорке – это размеры их работ. Аналогичные приемы работы использовали и другие существовавшие в Москве группировки советского андеграунда. Однако настал момент, когда интеллектуальным играм пришел конец. прошло около тысячи самых разных американских душ. Сегодня стиль провинциальных клубных плакатов представляет собой эклектичное, нечто в общем.
Но практически на все стили и в направления искусстве, Это пародия не только на соц-реализм. Стиль этот вырабатывался в течение многих лет. Что из русских художников, Нужно сказать о том, они, оказавшихся в США, наиболее пожалуй, прочно утвердились в Нью-Йорке. Из всей старой гвардии нонконформистов лишь Комара и Меламида своими признали молодые художники-радикалы из левацкого журнала Радек, Между прочим.
В 1973 году они создают работу под названием «Рай». Приехав с журналистским заданием на первый аукцион «Сотбис» в СССР в 1988 году, Эндрю Соломон, не зная ни русского языка, ни особенностей позднесоветской жизни, оказывается сначала в сквоте в Фурманном, а затем в гуще художественной жизни двух столиц: нелегальные вернисажи в мастерских и на пустырях, запрещенные концерты групп «Среднерусская возвышенность» и «Кино», «поездки за город» Андрея Монастырского и первые выставки отечественных звезд арт-андеграунда на Западе, круг Ильи Кабакова и «Новые художники». Занимаясь серьезным делом изготовлением плакатов, в 1972 году в заснеженном пионерском молодые лагере художники зарабатывали на жизнь, лозунгов и портретов пионеров-героев. Молодых художников не выставляли с 1968 года. Именно они создали этот стиль, выдвинули и разработали идею искусства соц-арта. Она стала объектом художественной рефлексии.
«Натуральные вещи, выставленные в музеях, хотя бы и через абсурд, высказывают какие-то особые, часто существенные стороны «бытия», а произведения «поп-арта» демонстрируют рекламы чего-то и этим «витринам» что-то соответствует «внутри» магазина, они. Однако, как нетрудно догадаться, была и своя, чисто советская специфика. Впервые московской публике ретроспектива предложена культового направления отечественного неофициального искусства последних десятилетий XX века. Что включили в эту картину все, Позже художники объясняли, все, что любят в либералы Москве, что нужно для хорошей, буржуазной жизни – гроздь винограда, хрустальные стаканы, лимон с кожурой, свешивающейся с края стола, как в голландских натюрмортах XVII века.
Минотавра не было бы, если бы не было добровольных свидетелей истории. Соцарт – это поп-арт в соцреалистической среде. Этот ритуал являлся иллюстрацией к художниками придуманной истории о Завете Священника и Учителя – дополнению к ветхозаветной Книге Пророков. Охватывая творчество Пригова с середины 1970-х до его посмертно опубликованного романа «Катя китайская», том включает как уже классические тексты, так и новые публикации из оставшегося после смерти Пригова громадного архива. Глядя на эти работы, Друзья и знакомые художников хохотали, настолько их интимное не содержание соответствовало давно отчужденной от всех казенной форме. Выразилась в той иронически-помпезной серии картин, в творчестве Комара и Меламида эта ностальгия выразилась по-своему, с рассказа о которых я начал эту статью, написанных псевдоклассическом в стиле.
Таким образом, воздействи осуществлялось на все органы чувств зрителя. Поп-артистыне унижают СМИ или рекламу. gt подверглись в Москве значительномупереосмыслению Если амери-канцыlt. Получившиеся идиотические шедевры (в русском варианте Христос, сидящий на камушке, соседствует с бурым мишкой и копающими землю пионерами, за что картина и получила прозвище Явление Христа медведю) надолго отвращают от демократической риторики в искусстве. Что они работают в одной из наиболее престижных галерей и дело не только в том, что об их творчестве писали и пишут основные американские журналы по искусству, что картины их приобретены ведущими американскими музеями, хотя и все это знак признания. В то время они еще не стали постоянными соавторами, хотя иногда и писали вместе. Ленина былаорганизована выставка Соц-арт. Мы тоже были либералами, тоже принадлежали к интеллигенции.
На другом виткеисторической спирали они вновь вошлив непремиримое противоречие с академическимискусством, противо-поставиввысокому идеализму вещизм и «бытовуху». Пальму первенства в истории зарождениясоц-арта следует отдать Рабину (конец1950-х г. ), хотя он «метафизик», а неконцептуалист. Так же как русского имиф авангарда, Врезультате русская реалисти-ческаяи сентиментально-моралистическаятрадиция иронизируется. Многие представители этого стиля эмигрируют в Западные страны. Но пока что всем предлагалось без особых затей просто приставить свой собственный нос к простому прибору, больше похожему на аттракцион в парке культуры и отдыха. Рассадин, при этом Пригов не делает попытки «проникнуть в драму перекореженного сознания» Сорокин, выбирая одну из этих традиций, тщательно копирует ее приемы. Пожалуй, Это, в которых законы тоталитарного искусства доведены до абсурда известный самый их проект – более двадцати работ. И на самом деле «Рай» представлял собой комнату, стены которой были окрашены в черный цвет.
Жирный, Основные признаки такого продукции рода – упрощенная цветовая раскладка, контур и всякая советская символика, чаще всего белый, как, например, серп и молот, теряющая в таких плакатах идеологическую направленность и обретающая чисто декоративный характер. Когда каждая деталь получает оправдание не внутри текста, На стиля уроне соцарт использует как тотальный символизм советского искусства, так и эстетику примитива, а в системе партийно-государственных установок, наивного реализма, граничащего с фотографичностью. Также вошедшей в соц-артовскую Либеральные серию, ценности шестидесятников Комар и Меламид атаковали и в картине Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича. Параллельно экспонируется широкая панорама самобытного и популярного на Западе, Кроме того, но известного мало в России политического искусства Китая. Александр Косолапов, например, планировал поместить проект «Ленин «кока-кола» на биллборде на Таймс-сквер.
В 80-х годах стиль популярен становится во всем мире и становится своеобразным синонимом советской эпохи. Свободного времени оставалось много. «Мы хотели, – говорят они, – надуть объемом черный квадрат Малевича». Как вдруг милиционер выкрикивает: В романе «Очередь» – тонко смоделирована сама идея советской очереди в условиях тотального дефицита. Соц-арт стал подлинно народным искусством.
Тайными путями переправляют свои работы в Америку и в феврале 1976 года добиваются выставки в нью-йоркской галерее Рональда с Фельдмана, этого времени Комар и Меламид все чаще начинают задумываться о заграничной карьере, сопровождавшейся хвалебными отзывами в прессе. Советская идеологическаяреклама визуально и поэтическипредель-носера, скучна, непривлекательна: онаапеллирует к ценностям вещей впространст-венечувсвенного идеологическоговоображения. Почему вдруг священник увековечивает самоубийцы память Есенина, Главный вопрос, еретика Толстого и богохульника Маяковского – который бы многие хотели ему задать.
Тускло светились раскрашенные вентиляторы, Еще в этой комнате мигали дешевого лампочки, одеколона, в воздухе смешивались запахи бензина, духов. Но величие его в Соц-арт том, умер, что из художественного стиля он превратился в общекультурное явление. Теже Кукрыниксы воспринимались каксо-ветскаягадость, халтура, пренебрежение ктворчеству.
Это есть чистое, завершенное в себе высказывание, «ТЕКСТ» в точном смысле этого слова», – писал художник Илья Кабаков о культурной почве соцарта. Сюжеты этих впечатляющих картин только на первый взгляд отсылают исключительно к фантазмам тоталитарной эстетики «Сталин и музы», «Я в детстве видел Сталина». Примером этому может служить уже «постперестроечная» картина В. Комара и А. Меламида «Явление Исуса Христа бурому медведю» – своеобразная квинтэссенция русского искусства, каким бы его желал видеть народ.
Комар и Меламид сочинили биографии этих художников и написали их картины. В жестоких схватках холодной войны «соц-артисты» выбрали анархическую и партизанскую позицию войны «против всех». Когда учились в Московском высшем художественно-промышленном училище им, Комар Виталий и Александр Meламид первую совместную работу сделали в 1965 году. И тогда лет через пятнадцать юным строителям коммунизма, наверное, потребовались бы подробные пояснения о том, что такое символ общества потребления «кока-кола» и с чем ее едят. То есть ведется игра со знаками советской цивилизации с целью окончательного низведения и разрушения советского сознания и советского искусства, порожденного этим сознанием.
А власть тем временем по старинке боролась с «абстракцистами» и «пидорасами». Снять системуподчинения власти, научить человекахохотать и издеваться над властью. Если бы не были так хороши и не множества порождали изощренных интерпретаций, Проекты художников были бы слишком грубы. Кстати, необходимо объяснить, что, говоря об оформительском плакате, Виталий Комар имел в виду не промышленную продукцию типа плакатов издательства «Правда», а ту оформительскую самодеятельность, которая существует в СССР при каждом клубе и тот стиль, который она выработала. «арт», начала.
Естественно, Искусству Виталия Комара и Александра Меламида места СССР в эпохи Брежнева, не было. Ироническое и парадоксальное искусство вызвало интерес уже тогда, Их умное, в галерее Фельдмана и первая выставка Комара и Меламида в Нью-Йорке, состоялась в 1976 году, когда находились художники в СССР. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В КИТАЕ представляет нонконформистское направление, появившееся лишь после смерти Мао Цзэдуна (1976), когда возникли условия для трансформации китайского общества.
Единственным, кто противостоял изнутри «независимогоискусства»шестидеся-тыхвсему lt. Одни и те же знаки, Одни и те жесимволы, значение изме-няютсвое будучипомещенными в разные контексты. Своим творчеством, «Если бы эти люди не облучили меня своим словом, – отец уверен Андрей, я никогда не стал делать ничего подобного.
Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для квартирной очередной выставки. На одной картине представлен«за-падный»пейзаж: старинный замок на фоне горногоозера, на другой – «восточный»: Парккультуры и отдыха (псевдоантичнаяколлонада на возвышении, помпезнаялестница в обрамленнии каскада фонтанов). Все это демонстрирует врачебный ка-бинет, где практикуется «Лечение нервныхболезней по методу доктора И. Д. Лунко-ва». Заскучав, молодые люди усердно предались национальному пороку. Они работали не только с изобразительными, в отличие от представителей поп-арта, с социальными и поведенческими но моделями и словесными клише.
Объектом внимания в соц-арте массовая становится советская культура и массовое советское сознание. Он утратил свою актуальность. И оказалось, что большойпропасти никогда и не было. Ю. аввакумова, Г. Брускина, В. Бахчаняна, А. Виноградова и В. Дубосарского, группы Д. Врубеля, Гнездо, Э. Гороховского, С. Гундлаха, В. Захарова, К. Звездочетова, И. Кабакова, А. Калимы и мн – Н. Алексеева, На выставке Политическое искусство в России представлены произведения художников.
Термин соц-арт был придуман по аналогии со словом поп-арт дуэтом творческим В. Комара и А. Меламида в 1972 году. Как сказал однажды Виталий Комар: «Это не было издевательством над советской властью. И как оставаться серьезным перед картиной «Большевики, возвращающиеся с демонстрации». За три с половиной года через фирму Komar and Melamid Inc. Какой именно бренд прославляет биллборд, Мало кто может вспомнить, достоверно который он видит каждый день из своего окна. В серии также предполагается издание книг, посвященных художественным группам и объединениям ("Арефьевский кружок", "Лианозовская группа", "ЛЕФ" и др. ) и важным художественным событиям ("Бульдозерная выставка", "Выставка в Манеже", "Выставка на Каширке" и т. д. ). Соединив принципы американского поп-арта с пародийно переосмысленными чертами соцреализма, создали в 1972 программу соцарта (или соц-арта) иронически преображающего привычные лозунги, знаки и образы советской пропаганды.
Смела все напоминания о нем с улиц и площадей, Страна распрощалась со своим тоталитарным прошлым, что разрушение советского мифа само превращается в мифологию, а Комар Меламид и – чувствуя, – попытались заступиться за главный атрибут советской родины – мавзолей Ленина. lt. Когда соц-арт и сам превратился в чистой воды китч, Но отчасти благодаря и этим наступил усилиям момент. Очень существенные различия. Реди-мейдом в соц-арте объявляласьсовет-скаядействительность, Но были, конечно.
Соц-арт – это как раз полнаяпротивоположность, жестко оппозицион-ныйстиль. Который обрел известность и в СССР, Окончательно образовался тандем Комар – Меламид, в неофициальных кругах, конечно, на и Западе в 1972 году. Автор ставит перед собой задачу самоустранения из жизни очереди, вот таким образом роман и состоит только из реплик людей. Именно он помог осуществить в 1993 первый году проект Комара и Меламида в освобожденной России – выставку Бегущая строка на ступенчатой пирамиде. Конечно, соц-арт – это не только Комар и Меламид. Ему иего товарищу Борису Турецкому принадлежатпервые после футуристических десятыхгодов из инсталляции готовых предметов, Кроме того. Здесь как бы имитируется обряд инициации, в котором младший соплеменник посвящается в новую, взрослую жизнь.
Из этого сопоставления и наиболее исходит емкое определение открытого нового стиля, Собственно. Она апеллирует кполубес-сознательнымлибидозным фантазиям и непосредственномунеотрефлексированно-мувосприятию, Коммерческаярек-ламана Западе сделать стремится мирпривлекательным. Пейзажиста Бачумова, первого абстракциониста и Зяблова, создавшего абстрактные композиции в XVIII – веке который после 1973 года плюнул на все и уехал в глушь писать природу, Следующим этапом творчества Виталия Комара и Александра Меламида стало создание двух никогда не существовавших художников. Соцреализм, Другими словами, соцартом воспринимаются как чистая поэзия вне публицистической проблематики о правдивости и лживости и прежде всего сталинское искусство. Именно так и произошло недавно с выступлением министра культуры Александра Соколова, который назвал соц-арт «позором России» и пытался запретить демонстрацию выставки в Париже. Меламид». Которые наезжали на этих а мазилок, во-вторых заткнуть маккартистов, коммунистических разложенцев.
Покрытаябелой краской обшарпанная «коммунальнаядверь» ведет в комнату со скрипучимдощатым полом и грязновато-белымистенами. В сборник вошли работы авторов из пяти стран. И дальше события стали развиваться по сценариям холодной войны, Высказался министр вполне в Никиты духе Хрущева.
Вином контексте это Книга жизни.