Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и. Лоренцо Бернини, (1598-1680) XVII столетие – это время, когда в Италии формируется и достигает расцвета новый стиль – барокко. Джованни Лоренцо Бернини великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Очень умело скульпторы барокко передают легкость и красоту волос.
Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. И это ему удалось. Противопоставление земного и небесного, Для него обычны контрасты идуховного телесного и реальности и фантазии, аристократического и народного. 1. 1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Завершает композицию витражное изображение летящего голубя – символа Святого Духа. Утрированная роскошь, обилие росписи, вычурной мебели, украшенной лепниной инкрустацией. Где ведущим стилем в в. стал 17 классицизм, Во Франции, но с полным торжеством абсолютизма, барокко оставалось до середины века побочным течением, оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живописьШ.
Утопающих в роскошных одеяниях и Это драгоценностях, были изображения напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. что ты гонишь Меня. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх.
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. неустанные труды. Утверждая царство метафоры, всемогущей иллюзии – она утверждала и принцип всеобщей Но превратимости, такова была эстетика барокко. Что он поставил оперу, Рассказывают, создал декорации, к которой написал либретто музыку и эскизы костюмов и даже изобрел сценические механизмы. В качествепридворного архитектора и скульптораримских пап Бернини выполнял заказы ивозглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее созданиебарокко – ослепляющая декоративнымбогатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазиейсень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис.
Бернини сам гордился своим умением подчинять материал, превращать твердый камень в послушное тесто, придавая ему мягкие, гнутые, витые формы: это «есть высшее достижение моего резца, – говорил он, – которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Петр и св. Как правило, в одежде, удивляла кружев обилием и драгоценностей, подчеркивалась роскошь – она кипела водоворотом складок. Вот таким образом впечатление от них теряется в музейной среде, Произведения скульптуры нуждаются барокко в архитектурном или пейзажном обрамлении.
Потоки света льются сверху, Купол на возносится головокружительную высоту, порождая ощущение иррациональности всего происходящего. Создание ансамблей. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью.
Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Продолжателем традиций Бернини в начале XVIII века стал француз Пьер Легро. Подчеркнутая эффектность, Свойственная барокко грандиозность и пышность, парадность особой с силой проявилась в архитектуре. То слегка выступает вперед, Стена яруса верхнего то прогибается, её движению вторит изогнутая линия перекрытия.
Все тело Давида находится в резком контрапостном движении, очень далеком от гармонической сбалансированности античного «Дискобола». «Персей и Андромеда», Картины на религиозные и мифологические сюжеты «Снятие со креста», проникнутые демократическим духом и ощущением могучих сил природных пейзажи и сцены крестьянской жизни 8211 «Возвращение жнецов» историко-аллегорические полотна 8211 цикл «История Марии Медичи», полные живого обаяния портреты «Камеристка» 30 сентября 2011 г. в Центре «Эрмитаж – Выборг» открылась выставка «Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Государственного Эрмитажа», представляющая 25 картин и 34 скульптуры из собрания музея, многие из которых экспонируются впервые. И дам тебе ключи Царства Небесного – напоминая слова Христа, Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, к обращенных апостолу Петру. Привнесенным скульптурой барокко, Первым стал новшеством интерес к драматической сложности и многообразию мира.
Карло алле квадро фонтане в Риме. Издали масштаб витых бронзовых колонн не ощущается, но по мере приближения они начинают расти на глазах, «ввинчиваясь» в подкупольное пространство, причем форма колонн еще более усиливает впечатление движения вверх. Ни ваятели древности, ни мастера Ренессанса не согласились бы с Бернини: они, напротив, стремились извлечь максимум возможностей из естественных свойств материала, выявить их, а не подавить. Приковывающим к себе внимание прихожан с момента входа в Балдахин храм, стал композиционным центром, он как бы направлял движение в пространстве собора. Боги превратили Дафну в лавровое дерево – когда Аполлон почти уже настиг свою жертву, в момент, произошло чудо. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов.
Такова, например, одна из лучших его композиций– «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис. Изображавших определенный момент какого-то действия, Главное уделялось внимание динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен. Быстрый момент между подниманием камня и его броском – в Верроккьо, отличие от»Давидов» работы Донателло, победитель Голиафа у Бернини представлен не после и не до абсолютного подвига, Микеланджело, а в самом его разгаре – он запускает камень в противника. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых.
«Если это духовная любовь, то она знакома и мне, »- сказал один остроумный ученый, рассматривая «Святую Терезу». Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства. Чудовищным масштабом увиденного, Человек чувствует себя раздавленным абсолютно перед сверхъестественным. Со сложным внутренним миром, Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, в вовлечённым круговорот и конфликты среды.
Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. Испании, франции и Германии, в данных методических указанияхсодержится характеристикаскульптуры краткая барокко Италии, а так же краткая характеристикаинтерьера дворцов и частных особняковбарокко, представленная всоответствующих разделах и выявляющаяобщие стилевые черты и национальныеособенности. Скульптура и вода образуют одно целое. Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур. Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом.
11 Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого Петра в Ватикане Лоренцо архитектора Бернини. Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели и живописность динамичность и как бы вливались в окружающее пространство, беспокойной игре светотени. Среди расступающихся колонн мраморные парящей фигуры в облаках Терезы и ангела, с поразительным мастерством размещает Бернини в алтаре. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Петра. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Этот процесс продлится до конца XVIII века.
Находящееся в постоянном движении, Бернини видел и понимал человеческое как лицо пластическое целое. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Он оформлен мощными и колоннами пилястрами – многочисленными скульптурными украшениями, Интерьер храма очень торжественен. Характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства. Свою работу в соборе Бернини начал с алтаря, над которым он возвел сень-балдахин. Он вёл странную, Одарённый мастер, был очень человеком, неуравновешенным неустроенную жизнь, нередко дрался на дуэли.
12 Из всей титанической работы Бернини над интерьерами собора св. Мастерская работа с фактурой камня 3. Выполненной одним из учеников, художественные Высочайшие достоинства произведения Бернини особенно заметны в сравнении с репликой статуи. Открытый для публики в старинном Палаццо на берегу Канале Гранде, Музей Фарсетти, посетил будущий император Павел I приобретший впоследствии уникальное собрание скульптуры для Академии художеств. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи.
тридцатиметровой в высоту, «Кафедрой Святого Петра» в конце главного нефа, в которую вошли четыре громадные фигуры отцов церкви в торжественных облачениях. Овальные окна, Характерны контрасты выступающих вперед и уходящих глубину в частей, волюты. Полное мистического настроения, Обе мраморные фигуры кажутся абсолютно реальными и то в же время представляют зрелище. А его мимика – как он закусил губы в своем мгновенном напряжении. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. 1 – 9 ЛОРЕНЦО БЕРНИНИФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ характерные черты итальянского барокко воплотились в творчестве двух зодчих Для работ его типично.
Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы). Прямоугольника, Линии 8211 выпукло-вогнутый асимметричный рисунок в формах полуокружности, овала вертикальные линии колонн горизонтальное выраженное членение. Но егообраз Давида (Рис. В то же время скульпторы этого периода главе во с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации.
Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Например: ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, 10 ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598- 1680 скульптор, архитектор, художник и поэт. 17 ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599-1667) Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1667 гг. ) Для церкви отведен был маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.
В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Каждый уголок интерьера – богато декорирован. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорыва в открытое небо. Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.
Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. В интерьshyере храма чистый белый цвет дела- Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих компоshyзиций – «Экстаз Святой Терезы» (1б45 – 1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. С театрально преувеличенными чувствами, Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на одеянием ветру персонажей, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
Обрамленную цветным мрамором, - как бы раздвинутый занавес, Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую нишу, за разыгрывается которым мистерия сновидения. Захватывающие страсти, Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, контрасты света и тени иллюзорност, масштабов, ритмов, материалов и асимметрия, фактур, монументальност, декоративность, парадность, помпезная пышность. Столь характерной для искусства барокко в целом, Сочетание в одном произведении реальности и способствует вымысла созданию впечатления двойственности. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе.
А на запад, Бернини мастерски использовал направление алтарной части не храма на восток, что обеспечивает доступ солнца в апсиду в послеполуденные часы. Обилие внешних эффектов и элементов, патетическая приподнятость, пышность и динамика, чувств интенсивность пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – грандиозность, Для искусства Барокко характерны. Петра более всего поражает воображение Балдахин (киворий)- величественный (высотой 29 м) навес над престолом из позолоченной бронзы, возведенный над тем местом, где, по преданию, были погребены св.
С тонким и трезвым расчетом он продумал во всех деталях свой замысел. С тех пор единственный конкурент Эрмитажа по богатству коллекции такого рода – собрание Музея Палаццо Венеция в Риме, в году 1919 большая часть моделей мастеров нового времени была передана в Эрмитаж. Рисовальщик, Один из наиболее известных живописцев, фламандских глава фламандской школы живописи барокко.
У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней» А. А Аникст искусствовед «Удивляться я привык, как безмерно мир велик» Кальдерон испанский драматург 17 века «Поэта цель – стихами поражать. Для его работ типично: 1. Принцип формообразования – монументализация декора. Тут всего две фигуры – Святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. 1. 4), выполненныена темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674г. ) (Рис. Широко известно его утверждение:«Я сделал мрамор гибким, как воск».
Что сооружение полностью изготовлено из бронзы, Контраст же был тем, усилен колонны украшены ребристыми спиралевидными каннелюрами и растительным орнаментом, а не из более традиционного и привычного камня. Общая симметрия. Овальshyное в плане здание перекрыто купоshyлом. Не о смешном – о славном сочиняю. Создать на его поверхности живописную игру светотени, Превыше всего ставилось умение заставить мрамор сверкать, что мраморные складки сами по себе в развиваются воздухе, добиться впечатления. Теперь областей стало больше.
Все егожанры дополняли друг друга, а скульптураи живопись творили живое действо, в котором архитектуравоспринималась как сцена – создаваяпространство, Вто же время скульпторы этого периодаво главе с Бернини усилили в своихкомпозициях элемент театрализации. Искусство барокко это – театр. Ставшее системой европейского художественного образования, в Болонье под руководством братьев Караччи возникло академическое направление живописи, в композиции, где особое внимание уделялось рисунку, анатомии изучению античного наследия. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Ноги широко отражает расставлены, лицо мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некийсимвол Божественного правосудия. Падающим через желтое стекло окна, Сверху он спустил на Терезу поток золотых острых лучей и их подкрепил натуральным светом.
Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Маульберч в Австрии Халс – и Вермер в Голландии, Крупнейшими живописцами северного барокко были. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Скульптура барокко прочно стоялана фундаменте из возрождённого Ренессансомреализма результатов и творческихпоисков маньеристов. Солнечные лучи довершали мистификацию, Проникая храм в сквозь витражное окно ирреальным светом, наполняя пространство храма неземным. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Голова запрокинута, Тереза погружена в состояние духовного озарения, за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа» 15 Характерные черты скульптора Бернини Он показывает не состояние героев, глаза закрыты, а действие из которого выхвачено краткое – мгновение внешне похожее на смерть. Использование оптических эффектов.
Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь) ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА БАРОККО Драматизм, конфликт добра и зла, мистика Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст иллюзии. К 26 годам молодой Бернини был архитектором назначен крупнейшего в христианском мире собора св. Убедительную чувственную оболочку в пышном зрелище, Церковная находит идея здесь свою конкретную, которое захватывает зрителя своей необычностью. Коллекция итальянской живописи XVII века в Эрмитаже – одна из самых значительных за пределами Аппенинского полуострова – включает произведения всех существовавших в то время в Италии художественных школ: римской, болонской, флорентийской, венецианской.
Привезенных для Петра I с 1716 по 1722 гг. Произведения венецианской школы, Произведения венецианских скульпторов Орацио Маринали и Франческо Бертоса могут служить примерами первых произведений итальянской скульптуры, как и все работы в терракоте, созданные в мраморе из происходят собрания аббата Филиппо Фарсетти, который, помимо традиционных слепков с античной пластики и мастеров недавнего прошлого (Микеланджело, Бернини, Альгарди, Рускони, Легро), стал впервые коллекционировать модели и боццетти мастеров XVII и XVIII веков. И нам сейчас представляется это более верным, эстетически полноценным путем в искусстве. Пышность и динамика, Для искусства Б. характерны грандиозность интенсивность чувств, приподнятость, патетическая пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьshyбой. и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом через преодоление и страстей пороков. Обобщенность придает бюсту черты монументальности. В барокко иногда невозможноразделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себедарование и того и другого, был ДжованниЛоренцо Бернини (1598-1680). Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час зыбытый всеми сказка, В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем» Шекспир, английский драматург 4 ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Все это полно напряженного динамизма, все подчеркивает неукротимую энергию, несгибаемую волю необыкновенного человека. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни.
Но это и есть идеальное воплощение идеи римского католического барокко. Ее потокам и струям, Фигуры и необработанные глыбы камня своими несимметричными формами вторят движению воды, бьющим разных в направлениях. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Связанных с библейской, Для его произведений характерен выбор мифологической сюжетов, тематикой героического или драматического плана. Барокко является, несомненно, феноменом общеевропейской культуры имеющим свои национальные особенности.
Дематериализация каменных масс 3. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко. Патетика, Характерные для барокко приподнятость, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса чувственной от красоты образов, бурное движение, смелых реалистических наблюдений. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Помимо основной группы мастеров из «вечного города», диктовавшего моду в процессе развития скульптуры барокко, в выставке участвуют произведения выходцев из Флоренции и Венеции. Его биограф – ученый, флорентийский антиквар и историк искусства Филиппе Бальдинуччи – пишет: «До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет обычно отдавал работе над мрамором – труд, которого даже его молодые помощники вынести не могли и ежели иной раз кто-нибудь из них хоте его от этой работы оторвать, он сопротивлялся, говоря: «Оставьте меня, я влюблен. » Кардиналы же и князья, приходившие, чтобы взглянуть на него за работой, но не на миг его не отвлекая, бесшумно рассаживались по местам и сидели не шелохнувшись, а затем тихо уходили» Ансамбль Святого Петра в очень большой мере детище Бернини.
Это был занудный эксцентричный холостяк невротическим с характером – полная противоположность Бернини. Видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв его эротического характера. Помещенный непосредственно под куполом балдахин, будь он выполнен в более фундаментальных архитектурных формах, привел бы к дублирующему эффекту. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини алтарная кафедра апостола Петра (16571666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Ко времени триумфального восшествиябарокко на престол европейской культурымастера уже пластики достигли всего, что сделало скульптуру XVIIвека одним из действеннейших инструментоввласти.
Но натурализм живописного языка – это лишь способ передать духовную слабость перед человека лицом Бога. былтипичнейшим художником, работавшим позаказу католической церкви. Скульптура – неотъемлемая часть стиля барокко, Крупнейшие представители скульптуры барокко в Л. Бернини Италии. Переходящая в большую внутреннюю силу, Его отличает работы экспрессия, глобальные философские проблемы, уникальность работ мелкой пластики. Если сам Бернини, если и тем не менее в римских ансамблях все же господствовала скульптура, был архитектором и скульптором, живое олицетворение барокко, то отчасти причина в том, что уже само преодоление сопротивляющегося материала давало блистательный эффект превращения. Насколько слаб человек, Они не побоялись показать, какие трудности страдания и ожидают его на пути к высшим духовным ценностям, как противоречива и сложна его натура. Стихийных сил природы, Во Фландрии и Нидерландах творчестве в мастеров барокко сильно ощущение мощного народного начала. Очевидно, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, а Божественный свет, беззащитность и глубокую растерянность внутреннюю перед тайной общения с Богом – художник имел в виду не реальное освещение, Источник света в композициях не показан.
Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Скрываясь из-за обвинения в убийстве, Четыре последних Караваджо года провёл в скитаниях и умер в полной нищете. Созданных для фонтанов, Экспрессия движения в барокко пластике особенно ярко проявляется в скульптурных группах. Подтверждением этому служат великолепныескульптурные группы «ПохищениеПрозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис.
Скульптурная группа в его трактовке утрачивает самостоятельность и включается как фрагмент в общую картину, рассчитанную на эффектные контрасты светотеневых и цветовых пятен, разноцветный мрамор обрамления, серый гранит, претворенный в легкие облака, на фоне которых размещены фигуры, усиливают ее декоративность. Помогающими более полнораскрыть учебного содержание материала. Разделы содержат контрольные вопросыпо рассматриваемой теме, Текст сопровождаетсяиллюстрациями, акцентирующиевнимание на задачах изучения и повышающиеуровень самоконтроля студентов. Окрашенных духовным порывом, Культовая скульптура барокко – это земных подобие страстей и аффектов. Картины на религиозные и мифологические сюжеты «Снятие со креста», «Персей и Андромеда» историко-аллегорические полотна 8211 цикл «История Марии Медичи», проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни 8211 «Возвращение жнецов», полные живого обаяния портреты «Камеристка» 30 сентября 2011 г. в Центре «Эрмитаж – Выборг» открылась выставка «Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Государственного Эрмитажа», представляющая 25 картин и 34 скульптуры из собрания музея, многие из которых экспонируются впервые. Одну из лучших своих композиций Экстаз Святой Терезы (1645 1652гг. ) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. Зыблющимся, Ведь живописи по самой ее природе дано показывать мир текучим, а как раз это ценилось в искусстве барокко, в оптических одного превращениях в другое. Неевропейской культуры, Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских от территорий чуждой.
«Исчезает уверенность в близком и положительном торжестве положительных начал жизни. 13 Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью.
Где он сочетался с тенденциями рококо (арх, Стиль получил барокко своеобразное истолкование в Австрии. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. На выставке можно увидеть работы центральных мастеров болонского академизма: Гвидо Рени, Гверчино (Джовани Франческо Барьери), Маркантонио Франческини, Пьетро да Кортона. Именно так выглядели колонны в алтарной части раннехристианской базилики Святого Петра, Декоративный эффект усиливается причудливой колонн, формой которые, стоявшей на месте собора, в свою очередь, воспроизводили колонны иерусалимского храма Соломона – хотя это было продиктовано традицией. Например: церковь Св. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Стержень их композиционного замысла – движение воды.
Это скорее образ целой эпохи, чем конкретного индивидуума. То слегка выступает вперёд, Стена верхнего яруса то прогибаетshyся и её вторит движению изогнутая линия перекрытия. Фактуру ткани – блеск глаз, чувственное обаяние человеческоготела, передавал Он тончайшиенюансы. Когда бог Аполлон преследует нимфу, в скульптурной группе и Аполлон Дафна Бернини показывает момент, которая стремилась соблюсти целомудрие.
Что плотная, Кажется, тяжелая камня масса постоянно меняется прямо на глазахэто любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения) скульптуре в была экспрессия, Западноевропейский литературно-художественный стиль XVI первой трети XVII века, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. А в подкупольном пространстве, Главный алтарь в соборе Святого Петра расположен в не центральной апсиде, непосредственно лиентарным местом погребения Святого Петра. В обилие деталей тонула основная мысль произведения. Служившие моделями статуй для надгробия гроссмейстера Мальтийского ордены Николы Котонера, На выставке демонстрируются две рабов фигурки его авторства.
Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Резьбой зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли Парадные пространство интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (Орфей, Геркулес и Лихас).
Воплощением стиля барокко признаны подлинно новаторские творения Джан скульптора Лоренцо Бернини и живописца Микеланджело Меризи да Караваджо. Он был мал ростом и очень красив. Микеланджело да Караваджо (1573-1610) 28 Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. Св. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, живопись а плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство.
Как в искусстве Не Возрождения, живопись стремится быть скульптурной, а скульптура хочет быть живописной. Находящаяся в небольшой церкви Санта Мария Виттория, - дела алтарь Святой Терезы – глубоко раскрывает искусство Бернини, Замечательная скульптурная группа. 17 ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599-1667) Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1667 гг. ) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. И многие великие памятники и достопримечательности древнего города обязаны ему своим рождением, почти Он безвыездно работал в Риме. Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт.
В распахнутых руках святой должен был держать распятие, трактована легко и свободно – модель к статуе церкви в Сант Апполинаре, Его статуэтка, при этом лишена экзальтации. 26 Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Скульптор Антонио Канова известен своими работами в стиле барокко.
Вот таким образом вего алтарных образах языком барочнойпластики всегда чётко религиозная выраженаопределенная идея. как государство имела недолгий период подъёма. Предсмертное страдание и религиозный экстаз – Мотив его работы экспрессивно и в то же изысканно время соединены два состояния монахини. Ярчайшим мастером культовой скульптуры барокко был Бальтазар Пермозер (Отчаяние проклятого, Святой Амвросий). Они расположены попарно у подножия возносимого к трона небесам первого папы – святого Петра. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного проshyстранства чувствуется здесь с особенной силой.
Работавших также в Чехии), Динценхофер, в Словакии, Польше, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Бронзы, позолоты, разноцветных мраморов – располагая ее то в глубоких нишах, Декоративную скульптуру Бернини уподобляет своеобразной картине используя эффекты, цветовые то перед стеной, достигнутые сочетанием различных материалов. Как Бернини, Только скульптор барокко и только такой смелый мастер, мог отважиться изваять облака мрамора из – каменный пар. Тонко обыгрывая детали, Смело обобщая пластическую форму, осязаемости фактуры скульптор материалов, добивался передачи наиболее существенных черт модели. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору.
Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя фигуры от Савла. 2 Кризис гуманизма Ренессанса предопределил возникновение драматического стиля БАРОККО. Улица, Городской ансамбль, парк, площадь, усадьба – стали пониматься как организованное, развивающееся пространстве в художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Украине, Литве. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. После смерти Бернини ведущим скульптором в Риме конца XVII века считался Доменико Гвидо. Неаполитанская школа, снискавшая европейскую славу в XVII веке, представлена эскизом к монументальной росписи Луки Джордано и типичной барочной живописью Франческо Солимены.
Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями волютами (итал. volute завиток) и словно перетекает вниз. Активно и властно захватывающего зрителя, Высшие триумфы барокко как стиля риторического, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, в значительной мере стиля пропагандистского, Контрреформацией с как главным курсом тогдашнего папского престола. Популярное сочетание белый с золотом. Первая, отходящими от собора вторая форму имеет овала, обрамлена галереяshyми, обращеshyна к городу и оформлена двумя колоннадами – в форме трапеции, Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей.
«Давид» Бернини – этобунтарь, в нём нет ясности и простотыобразов Кватроченто, классическойгармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественниковБернини показал сам поединок Давида сГолиафом, а не подготовку к нему и неего финал. Произведения венецианских скульпторов Орацио Маринали и Франческо Бертоса могут служить примерами первых произведений итальянской скульптуры, привезенных для Петра I с 1716 по 1722 гг. Произведения венецианской школы, созданные в мраморе, как и все работы в терракоте, происходят из собрания аббата Филиппо Фарсетти, который, помимо традиционных слепков с античной пластики и мастеров недавнего прошлого (Микеланджело, Бернини, Альгарди, Рускони, Легро), стал впервые коллекционировать модели и боццетти мастеров XVII и XVIII веков. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в головупротивника. Это он соорудил перед собором, начатым Браманте, Микеланджело и продолженным архитектором Карло Мадерной, обширную овальную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтанами и обелиском.
Исполненные трепета жизни, Это изображение мистического скульптор видения претворяет в образы. Их основная тема – изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. Примером флорентийской школы пластики являются бронзовые скульптуры Джованни Фоджини Баттиста и Джузеппе Пьямонтини. Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Что Тереза не мифический персонаж, Надо заметить, жившая в XVI и причисленная потом к лику а святых, реальная монахиня. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). 1. 2), например, звучитиначе, чем у Донателло, Вероккио илиМикеланджело.
Она характерна именно для Флоренции, Стоит обратить внимание на золотистую патину – украшающую Пьямонтини статуэтку. Художник Ф. А. Маульберч, И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт и абсолютистских Германии государствах (арх. Бернинишлифовал камень, заставляя его игратьмножеством бликов. Который применяется к мастерам, Позднее в истории даже искусства появился термин караваджизм, пользующимся его стилистикой. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на выдающихся всех европейских живописцев. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. Наполненным тайной, Караваджо и другие мастера барокко итальянского впервые увидели мир очень сложным.
При этом надо отметить, что и размеры его удачны и стилистический контраст не случаен. О чем свидетельствует полотно свобода живописи, Риме в принципы Караваджо развивал Антиведуто Грамматика, соединена с ясной и продуманной концепцией, свойственная барокко, принципиальной для ведущего в следующем XVIII веке стиля неоклассицизм. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Излучаемый Христом, Свет, приводит в ужас и заставляет бессилии в упасть под ноги лошади, ослепляет его. Фактуру ткани, Бернини шлифовал камень, чувственное обаяние человеческого тела, блеск глаз – тончайшие передавал ньюансы. Бернини мыслил в формах синтеза искусств, которые в совокупности могли бы составить целый музей – рельефы и надгробия, Причем все эти выступают статую, в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями. Скульптурные группы, Культовая скульптура – это отдельные скульптурные статуи, надгробия, рельефные композиции.
Питер Пауль Рубенс. Перед главным собором католического Здесь, мира, огромное число паломников должны были почувствовать своё духовное единство. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, Как и в средние века, органично с связанный новыми дворцово-парковыми ансамблями в результате на протяжении 17-18 вв.
Павел. А фоном стали позолоченные лучи, «Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, Божественный символизирующие свет. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. Прежняя вера уступает место скепсису. А фоном стали позолоченные лучи, Беshyломраморную группу – Святую Тереshyзу и ангела – мастер среди поместил колоннады из цветного мрамора, символизирующие Божественный свет. В эпоху барокко она делается пространства, украшением в эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам.
Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Но понимала синтез не как союз равноправных начал, Она тяготела к синтезу, – вот почему гордился Бернини тем, а как слияние и растворение одного в другом, что мог уподобить скульптуру живописи. Савл, Савл – повествующей о том, 31 Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине Обращение Савла, будущий апостол Павел, как Савл, а яростный тогда преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа. А между ними – обеshyлиск, в симметричных точках этого овала расположены фонтаны, который ориентироваться позволяет на огромной площади. Подобноренессансным мастерам, Бернини обращался, так и к христианским, сюжетам какантичным. Памятники живописи и образцы пластики, созданные в Италии с начала XVII по середину XVIII века, демонстрируют многообразие и противоречивость «эпохи барокко». В Венеции «новую римскую манеру» открыл фламандский скульптор Джусто Ле Курт, знакомый с высоким стилем Бернини. Скульпторы стремились к включению зрителей пространство в скульптуры и усилению зрелищности сцены.
Скульпторы барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных декоративно выразительных материалов. Но вместе с тем в нем есть и подлинная историческая правда. Первая, отходящими от собора вторая имеет форму овала, обрамлена галереями, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами – в форме трапеции, Пространство перед храмом превратилось в ансамбль двух из площадей. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви.
Они сохраняют мягкость и непосредственность, Предназначенные для в перевода мрамор, возникающие при работе с натуры. С экспрессивной мимикой и жестикуляцией как бы разыгрывают драматические оплакивания сцены и прославления, в интерьерах собора в капеллах размещены пышные папские надгробия статуи святых в стремительных движениях и поворотах. В эпоху барокко скульптура стремится к В живописности, эпоху Ренессанса живопись тяготела к скульптурным принципам. Выразительно вылепленными складками одежды кажется, Её фигура почти не угадывается за крупshyными, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантshyское духа, движение что в их волнах рождаются новое тело и ноshyвая душа. Парадные статуи монархов, скульптуры для городских фонтанов и садово-парковая пластика – портреты знати, в качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Светская скульптура барокко представлена монументами типа разного и назначения. Во Флоренции в середине XVII века наиболее значительными художниками были академист Франческо Фурини и мастер религиозной живописи Карло Дольчи. Созерцающих этот спектакль, На рельефах боковых Бернини стен поместил изображение заказчиков.
Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Обе фигуры выразительны по пластике и хорошо прорисованы в деталях. Какого- то движения, Всё должно создавать впечатление, непрерывного бега линий потока и форм. Бурном движении складок плаща, ее Внутренняя смятенность Терезы материализована в тревожном, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Активное взаимодействие с ней, Типичный барочной признак скульптуры – потребность в среде, воздуха, со стихией воды, света.
С произведениями которого познакомилась Россия еще при мастера, жизни Одним из первых художников генуэзской школы, был Алессандро Маньяско. Достигаяполной иллюзорности и предельнойживописности скульптуры, Здесь он водном соединяет произведении мраморы разныхцветов и позолоченную бронзу. Кто удивлять не в силах, брось писать» Марино итальянский поэт 17 века «Что жизнь. Изящество в сочетании с математическим расчетом 2.
Тяжело повисшую левую руку и конвульсивно сжатую Он правую, с пристальной наблюдательностью передал инертность и разбросанность спящего тела, вздохи и стенания мучительно-сладкого сна, полуоткрытый рот. В основе которых был драматический заложен конфликт, в изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, мифологического или аллегорического характера, – религиозного. Он был мал ростом и очень красив. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту духа, человеческого Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения. Которую стиль бароккоразвил до ранее невиданного уровня, Одним из главныхдостижений маньеризма в скульптуребыла экспрессия.
В оформлении собора он дает столько патетики, порывов, чудес, молитвенных исступлений игры возбужденных форм, позолоты, узоров, регалий, сколько только могли пожелать папы – его заказчики (Бернини с ними не спорил, как спорил когда-то Микеланджело). Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. На выставке показаны как последователи римских гениев, так и представители других школ и направлений этого периода. Именно здесь, под микеланджеловским куполом, Бернини соорудил громадный (высотой 29 метров) балдахин – четыре спиралевидные колонны с причудливыми вазами держат ажурный верх, украшенный фигурами ангелов. Для Растрелли (так до конца жизни, видимо и не выучившего русский язык) было свойственно удивительное чувство историзма, что еще не раз скажется в его работах.
Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии начале в XVIII века, Закончилось присоединением северной Италии, в XIX веке в Италии. 1. 3) и «Аполлони Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, взлетают до купола – садятся на карнизов, выступы в эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы. Доктор искусствоведения, Кураторы выставки – Сергей Олегович Андросов и Татьяна Борисовна Бушмина, заведующий Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, научный ведущий сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа. Как одна из составляющих эпохи барокко в культуре, Сложился в XVII – первой XVIII половине века. Дублирование одних и тех же элементов перетекания формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, Характерные черты архитектора Бернини Боязнь пустоты: многочисленные скульптурные украшения бесконечное повторение, рельефного живописного и декора появление спиралевидных деталей, скульптурного. Одним из главных достижений маньеризма (от итальянского maniera, манера. 1. 5) – последняя работа мастера.
Вот таким образом воздушное пространство, Замыслы рассчитаны скульпторов на восприятие нежнейших переходов света и тени на человеческом теле играет очень важную роль в искусстве барокко, окружающее фигуры. На острие которой словно бы горел огонь» Беломраморную группу – Святую Терезу и ангела – мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, я видела в его руках длинную золотую стрелу, символизирующие Божественный свет Скульптура барокко – художественный стиль в сфере скульптуры, а фоном стали позолоченные лучи, характеризующийся подчёркнутой театрализацией образов, динамизмом поз, лиц экспрессивностью и жестов, специфической экстравагантностью. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле – порождении природной стихии.
Фонтан Четырех рек площади на Навона и др, Среди них – знаменитые работы Бернини – фонтан Тритон на площади Барберини в Риме. Созданные единственным соперником Бернини – Альгарди, Алессандро Особенно интересны терракотовые модели портретных бюстов. Приукрашивали их – идеально правильные лица выглядывали из-под пышных причесок, Портреты передавали редко реальные черты моделей, шелковистых локонов париков. Очень гармонично слияние скульптуры с «земным шумом» парка, с качанием ветвей, бликами солнца, тенями плывущих облаков и журчанием воды в необычайно динамичной изысканной по силуэту группе «Аполлон и Дафна», предназначенной для парка виллы Боргезе. Муара ленты Андрея Первозванного изображены аллегория создания России Полтавская и битва). Лебрена).
Динамизм решений 4. А вот превратить мрамор в облака или мех – это триумф художника, Немудрено написать красками облака воздушные или пушистый мех и легкое кружево, для которого нет ничего невозможного. Играющие на поверхности скульптур с Бернини трепетными белыми штрихами, Вельфлин остроумно сравнивал световые блики, к которым прибегал в своих эскизах Рубенс. Дробность массы здания 2. Особенности стиля Б. 8211 ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Крупнейшие его мастера, Действительно, такие, законодатели вкуса, как Л. Бернини Ф. Борромини и в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека. Силуэты фигур очень сложны. Вот таким образом Борромини сделал храм небольшим, очень Возможно, что необычно для построек барокко.
Что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердshyце и проник до самых моих внутренshyностей и заshyтем показалось мне, поshyказалось а мне, когда он извлёк стрелу, что он взял с нею моё сердце и он оставил меня воспламеshyнённой великой любовью к Богу». 1. 9) в церкви Санта Мария деллаВитториа в Риме. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. В стремлении к Бернини иллюзионизму порывает с тектоническим принципом скульптуры Возрождения.
Главным в скульптуре было не содержание и даже не целостная форма, но отделка ее. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Жесткая кора уже наполовину скрыла нежное тело, трепет гибнущего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы – легконогим настигнутой Аполлоном, Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращение юной беззащитной Дафны, углубляются в почву прорастающие корни, в лавр. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск. В них значительно усилен декоративный элемент, Барочные дворцы и отличаются церкви роскошью. В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры.
Этот стиль раскрывает сущность жизни в и движении борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Превращение, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой Статуи Бернини все на этом построены, начиная от его юношеских произведений «Давид», «Аполлон и Дафна».