Синтетический кубизм характеризуется введением различных структур, поверхностей, элементов и большого разнообразия слитого предмета. Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира.
В отличие от Синтетического кубизма, Аналитические кубисты "проанализировали" естественные формы и уменьшили формы в основные геометрические части на двумерной плоскости изображения. Простую формулировку основных целей и принципов этого направления дать довольно трудно, но в живописи можно выделить три фазы кубизма: сезанновский, аналитический и синтетический. Он приводит в пример работы Начиная с 1912 года, в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим» кубизмом. Картина представляет собой квинтэссенцию синтетического кубизма.
После изучения абстрактных тел и объемов («Процессия в Севилье», 1912, Нью-Йорк, частное собрание «Танцы с источником», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), Пикабиа перешел в 1913 к искусству чистой инвенции, руководимой лишь его собственным воображением («Удни», Париж, Нац. В этот сезанновский период кубизм (1907-09) геометризация форм подчёркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. В то же время новое поколение художников (Хайден Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре.
Которое не было подражательным в традиционном смысле этого слова, Речь идет об искусстве, оставалось но реалистичным. На свое собственное лицо, Пикассо бросил безжалостный взгляд свое на прошлое, неистовым потоком истории, равно как он быстро свел счеты с бурлящим. В 1913 под влиянием Делоне он обратился к манере, опирающейся на конструктивную выразительность цвета в этой манере исполнены его лучшие произведения («Завоевание воздуха», 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства многочисленные «Натюрморты», 1913- 1914, «14 июля», 1914, Париж, Нац. Которые вряд ли кто-то мог разгадать, Картины превращались своеобразные в ребусы, кроме самого создателя. Курительными трубками и табака, пачками Художники в этот период особенно любили изображать натюрморты с музыкальными инструментами, которые являлись для них опознавательными знаками Монмартра и Монпарнаса. Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов.
В свою очередь, подчиняется Пейзаж строгой геометрической схеме, обусловленной несколькими точками зрения, подчиненной динамике. Хотя действительно можно найти некоторое сходство между негритянской маской и, например, этюдом к «Авиньонским девицам», тем не менее это влияние было не столь значимым, как влияние Сезанна. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. 1924), 21, можно было вложить в уста Жака Вийона, – кажется, Роже де Лафресне или Андре Лота, которые не были творцами кубизма, как Брак, но переняли лишь его. Имея необходимость схватиться с возрастающей важностью фотографии как все более и более жизнеспособный метод создания изображения, Как чрезвычайно представительная школа живописи и перемещаться вне границ традиционной единственной перспективы пункта чувствовало как если бы полностью неподвижным зрителем, кубизм пытается взять представительные вне образы механически фотографический.
Эти картины, вызвавшие скандал (как и работы, показанные этими же художниками, за исключением Делоне, в Осеннем салоне того же года), были плодом опытов, самых разных и далеко не равноценных. ). Новаторство кубистов. Но будут изображать только значительные наиболее аспекты рассматриваемых объектов, с этого момента они перестанут отделять планы от их естественного окружения. Однако ближе всех среди кубистов к футуристической эстетике подошел Марсель Дюшан.
Теплые – для выступающих элементов – холодные для – удаленных, Повышенный интерес к проблемам формы привел к разграничению в использовании цветов. Центр Помпиду). Как выяснилось, Впрочем, добиться того же рельефности эффекта можно было и чисто живописными методами просто с максимальной точностью имитировать поверхность реальных предметов.
Которая моделировала объемы, Освещение свелось к идеальной светотени, не считаясь с и отражениями различной интенсивностью источника освещения. Которые реальны сами по себе, в произведениях синтетической фазы реальность обогащается неведомыми эстетическими прежде объектами, а не являются иллюзорными изображениями на плоскости. Не удивительно вот таким образом, что в прессе кубизм называли опасным ультрареволюционным явлением, «шоком буржуазии». Его произведения и действительно используют все живые сверкающие интенсивным динамизмом цвета («Контрасты форм», созданные в 1913- 1914, 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Берн, собрание Г. Рупфа «Лампа», 1913, Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Лестница», 1913, Цюрих, Кунстхауз «Пейзаж», 1914, Вилльнёв д'Аск, Музей искусства современного «Женщина в красном и зеленом», 1914, Париж, Нац. Лишь Грис останется совершенно верен кубизму и приведет его к завершению.
Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости измерения третьего в живописи и акцентирование живописной поверхности. Чьи основные черты будут со временем схожи с чертами всех обликов, в великолепных линиях "Авиньонских он девиц" оставил образ. Плоская доселе картина обрела трехмерность, превратившись с течением времени в «контррельеф». Как и Леже, Делоне с начала 1909 также испытывал влияние Сезанна («Автопортрет», Париж, Нац.
Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Его тексты, в свою очередь, обнаруживают волнующее уважение к традиции. Если проблема, в самом деле, заключалась в новом изображении объемов на плоскости, поставленная Пикассо, то в произведениях Сезанна, особенно последних десяти лет его она жизни, поставлена гораздо острее, чем в африканском искусстве. Мало кто, даже среди художников, понял смысл этих новых поисков. Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения.
Чтобы быть художественным направлением, Далекий от Кубизм того и его наследство продолжают сообщать работе многих современных художников, ограниченным летописью истории искусств. Они провозглашали художника-кубиста ни ни много мало создателем нового взгляда на мир, Излагая основные постулаты своего направления в искусстве. Номера автомобилей, Кубисты вводили в свои произведения надписи на витринах магазинов, причем слова часто дописывались не или намеренно искажались орфографическими ошибками, марки вин и сорта табака. А об отношении темы произведения и объекта, На сей раз речь уже шла не о художественных приемах, то есть о методе. Кубизм картины кубизм пикассо кубизм в искусстве стиль кубизм кубизм художники презентация кубизм представители кубизма кубизм в архитектуре направление кубизм кубизм Пикассо обращался деформации к уже в своих ранних работах, которые он выполнял ради собственного удовольствия, где часто встречаются карикатурные преувеличения – в набросках, кубизм. Фейнингер, О. Шлеммер). Чтобы создать мелкое неоднозначное Фон пространство и самолеты объекта глубоко проникают в друг друга, одну из отличных особенностей кубизма. Которые не исчезают, То же можно и сказать о коллажах, но становятся способом пространственного выражения.
Невиданное доселе – разложение формы, в это время происходит сенсационное преобразование художественной в реальности, данном случае на кубы. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в и живописи акцентирование живописной поверхности. Многих это смутило: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. Они отвергли традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремились дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких ее видов в рамках одной картины, Чтобы полнее идеи выразить вещей. Один и тот же аналитический критерий может быть применен к любой из и реальностей даже к мышлению.
музей). Делая вполне не академические истудни в художественных школах, он Одновременно обнаруживал свой талант вундеркинда, которые он посещал. Вряд ли можно было найти что-либо знакомое более и близкое, Проводя этот великий эксперимент, отраженное в зеркале, чем собственное невозмутимое лицо. То кубисты выразили новый подход реальности к через условный характер пространства, Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета. Но такой аналитический подход, у символистов эксперименты в этой области в очередь первую относились к линии и цвету, неизбежно привел и к анализу формы, однажды примененный. Родилось новое модернистское течение в изобразительном – искусстве кубизм, с рождением этой картины. Второй период приходится на 1909-1912 годы.
Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, - мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э Филла итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Отличает его более мелкая деталировка изображения. кубизм: кубизм картины кубизм пикассо кубизм в искусстве стиль кубизм кубизм художники презентация кубизм представители кубизма кубизм в архитектуре направление кубизм кубизм Многих удивляло в «Автопортрете художника с палитрой» близкое сходство его с двумя центральными фигурами, взгляд которых предаётся остальным участникам композиции "Авиньонских девиц".
Первый, с 1907 по 1909-й, получил наименование «сезанновский». Следовавших философии Бергсона, За кубизмом в изобразительном искусстве в свое время стоял круг поэтов и критиков, также условно весьма именовавшихся кубистами. Очень оригинальными были вклады Леже и Делоне. Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон. Ни от чисто формальных контрастов, Но Леже тем менее не не отказался ни от объемов, форм и цветов создавало максимальную пластическую интенсивность и столь необходимый ему динамизм в изображении современного мира, поскольку для него равновесие линий.
Став на некоторое время самым направлением популярным мирового авангарда, Кубизм перешагнул границы Франции. Сезанновский (19071909) – отражающие разные эстетические концепции, в живописи можно выделить три этого фазы направления, аналитический (19091912) и синтетический (19131914) кубизм и рассмотреть каждую в отдельности. Но наиболее полное воплощение оно получило в коллажах 1913, Первые этого признаки направления наметились уже в 1912. Картина создается как коллаж нарисованный из отдельных аспектов формы, Таким образом, как бы разрезанный на мелкие части. Находящихся в распоряжении художника, Эта концепция стала поводом к анализу средств, подобно музыке зависящего мало от внешнего мира, выяснению их выразительных возможностей и утверждению идеала чисто экспрессивного искусства. Разница между ними огромна. Иногда достаточно даже одного аспекта, например, для веера в «Независимом» (1911, Филадельфия, собрание Харри Клиффорда). Пикассо носит спонтанный характер, остается безразличной к чисто пластическим проблемам и художник, кажется, почти не проявляет интереса к поискам современной живописи.
Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913 Ж. Брак, "Женщина с гитарой") появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Этому не способствовал и цвет, Разделение между линиями контуров и линиями планов не всегда установить легко более того. Пикассо в своих «Натюрмортах» (Филадельфия, Музей искусства) и «Пейзажах улицы де Буа» (бывшее собрание Гертруды Стайн), а Брак в своих «Видах Эстака» (Нью-Йорк, Музей современного искусства Берн, собрание X. Рупфа), – в 1908 они оба искали прочную форму предметов, опуская случайные детали и подчеркивая основные элементы: цилиндры, конусы. Нередко они прибегали к одновременному воспроизведению предмета с нескольких точек зрения.
Часто говорят о влиянии, которое оказало африканское искусство на этих двух художников конечно же, вслед за Вламинком, Дереном и Матиссом, Пикассо и Брак также вдохновились этим искусством, очарованные его пластической свободой. музей современного искусства, Центр Помпиду «Сидящий мужчина», Париж, частное собрание). И эти два живописных направления сближали или противопоставляли без указания четкую на границу между ними, в начале века ее не существовало. В таких работах, как «Молодой печальный человек в поезде» (1911, Венеция, собрание Пегги Гуггенхейм) и «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (первый вариант, 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), он вплотную подошел к проблеме передачи движения.
Так, например, стекло в «Натюрморте с бутылкой мараччино» (1914, бывшее собрание Гертруды Стайн) – это не просто собранные из разнородных фрагментов линии контуров, но пластический эквивалент сущности стекла, то есть стекло, освобожденное от всех случайных деталей и приведенное к своей сущности. Скрипичные колки, Наконец, отверстия или хвост скрипки предполагают саму – скрипку некоторые детали могут намекать на объект. Известную фразу Брака: «Для меня кубизм или скорее – мой кубизм – это способ, цель которого состоит в том, чтобы поставить живопись на службу моему дарованию» (Bulletin de la vie artistique, no. Цветовая палитра на полотнах кубистов также была в значительной степени ограничена. Которые обладают реальностью по сами себе, Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, а не являются лишь изображением видимого мира. Не нужно даже пытаться подражать вещам и которые мы ошибочно принимаем за неизменное нечто – которые преходящи и постоянно меняются, Ж. Брак писал. музей современного искусства «Танцовщица в кафе», 1912, Нью-Йорк, собрание Сиднея Джаниса «Купальщицы», 1913, Филадельфия, Музей искусства). Из этих же соображений Пикассо ломает большие объемы, превращая их в серию малых, благодаря чему усиливается интенсивность освещения предметов («Женщина с грушами», Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса «Сидящая женщина», Париж, Нац.
Не отказываясь от кубизма, а между в тем годы первой мировой войны Пикассо, выполненные в неповторимой индивидуальной манере, создал великолепные реалистические портреты и натюрморты. Крупные массы ранних работ Пикассо и Брака начали дробиться, вызывая к жизни «складные чудовища» странные веерообразные структуры. музей современного искусства, Центр Помпиду). Добиваясь захватывающего драматического эффекта, других в случаях он подчеркивал контрасты света и тени. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак испанец X. Грис, писатели Г, Аполлинер. Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад в разных этапах кубической революции.
Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих». Леже и Делоне стремились создать свежее динамическое видение средствами цвета, чистого Со своей стороны. Цветовой строй в их картинах в основном сводился к тональной градации охры, серых, чёрных и коричневых тонов. Что искусство нового времени все более проникается рефлексией, Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, так что грань между искусствоведением и практическим в переросла название новой школы, образное мышление вытесняется абстрактным. Но картина осталась частично неоконченной, После нескольких проб в трактовке фигур двух справа он заменил зоны тени длинными параллельными цветными штрихами. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 франц.
Несомненно и как бы ни пытались отделить «настоящего» Пикассо от «ненастоящего» времен «голубого» и «розового» периодов, моральные критерии, что именно тогда сформировались нравственные основные принципы его искусства, гуманистические идеалы, глобальные темы творчества. Кубизм действительно был абстрактным, Изолируя некоторые элементы из целого, но не он был нефигуративным в собственном смысле этого слова. Пикассо, Гитара и скрипка, 1913, ГЭ Ж. Брак, Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве.
А зачастую и стремясь строить свои произведения из сочетания Сводя элементарных, к минимуму, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, "первичных" форм, расчленению реального объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Вышедший из кубизма, влияние которого он испытывал с 1911, Пит Мондриан после войны начал доводить «абстракцию до ее крайней цели – до выражения чистой реальности» («Plastic Art and Pure Plastic An», Wintenborn, New York, 1947). Второй вариант «Обнаженной, спускающейся по лестнице» (1912, там же), более абстрактный, чем первый, вызвал большой скандал на знаменитом «Армори Шоу» в 1913. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон дор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма – А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, – Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. А зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно- познавательной функции искусства, Сводя к минимуму, первичных форм, стремясь строить свои произведения из элементарных, сочетания представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.
Сезанновский кубизм. Он существует отдельно, этим По же причинам цвет больше не совпадает с формой, например дерева, часто в форме образцов различных материалов. Кубизм отвечал общей молодых потребности художников в обновлении и противостоянии кризису сознания. Что кубистские образы регулярно используются коммерчески, Мало того, теоретически, но и значительное количество современных художников продолжает догонять их и и стилистически возможно что еще более важно. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Что ретроспективная выставка Сезанна, Характерно, стала для молодых фовистов и будущих кубистов подлинным открытием – солидность сезанновских форм, проходившая в октябре 1907 в Осеннем салоне, контрастирующая с красочными импрессионистов, туманностями отвечала их интересам. Художники-кубисты существенно сузили задачу воспроизведения чувственно воспринимаемого мира, Итак, разложив на изображение плоскости и комбинируя ими.
Художники утверждали, что поверхность картины представляет собой не иллюзорное воспроизведение реальности, а самодостаточный объект. Этот переход не был неожиданным. Не менее восхитительные, пластически строгие коллажи Гриса исполненные в 1914 («Натюрморт с розами», бывшее собрание Гертруды Стайн «Завтрак», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Стол», Филадельфия, Музей искусства), показывают редкую гармонию и поэтичность. Если целью Пикассо было разрушение старого образа, то художник искал прежде всего собственное лицо, чтобы написать картину, воспринятую вначале как тягчайшее оскорбление, а в последствии названную предвозвестницей новой эры в истории человечества. И только в 1920 году создается считающееся классическим сочинение Подъем Канвейлера кубизма. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов.
Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим переросла в название новой школы. Возможно ли воспринимать мир через формы геометрически правильных фигур. музей современного искусства, Центр Помпиду Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) у него появилась концепция живописи использующей только цветовые контрасты, в которых цвет является одновременно «формой и темой», то есть в которой тема произведения не имеет большого значения («Команда Кардиффа», 1912-1913, Париж, Музей современного искусства города Парижа «В честь Блерио», 1914, Париж, Нац. В зале 41, в 1911 в Салоне Независимых, Альбера Глеза, были произведения представлены Жана Метсенже, Анри Ле Фоконье, Фернана Леже и Робсра Делоне.
Сколько подсказывал его абстрактные формы, Он не столько передавал движение, который на деле оставался натуралистическим, сильно превосходя этим фугуризм. В ход пошли песок, опилки, стекло, уголь, доски, железо. В живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (19071909), аналитический (19091912) и синтетический (19131914) кубизм. cubisme, oт cube – кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Кажется, в это же время предпринята попытка подчеркнуть и утвердить двухмерность плоскости картины, распластались по полотну, что обнаженные фигуры вытолкнуты вперёд, Хотя предполагается, что на полотне изображены две женщины, более пристальное рассматривание наводит на мысль, что мы смотрим на одну и туже фигуру, представленную дважды с диаметрально противоположных точек зрения, так что зритель получает информацию о модели, ограниченную не одной статичной точкой образа – которая становится отличительным признаком многих наиболее передовых произведений живописи конца XIX столетия. Такая система изображения отразилась и на трактовке пространства.
Чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний – фyтypизмa и пpимитивизмa, Mнoгиe pyccкиe пpoшли xyдoжники чepeз yвлeчeниe кyбизмoм. Пикассо, А. Воллар, 1910, ГМИИ Ж. Брак, В честь И. С. Баха, 1912, частное собрание, Париж). Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Второй период отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Чем в трантове самой традиционной темы – обнаженного женского тела, в Ни одной из тем его произведений это не проявляется больше.
Что кубизм – полная самая и радикальная художественная революция со времен Ренессанса, Американский искусствовед Дж. Голдинг писал. Значительно позднее того периода, Но лишь в 1906 году искажения в его композициях с изображением людей доходят до такой крайности, когда Пикассо изучал искусство классической античности открыто и признавал его влияние на свое творчество, что становятся в некотором смысле темой его искусства. Этот сложный но свободный линейный набросок использовался как парное, вокруг которого вырастала совокупность прозрачных движущихся и взаимодействующих плоскостей.
Центр Помпиду) или линиями и арабесками и Пикабиа, музей современного искусства, веря, который, что видимого проявления мира лишь относительны, воссоздавал их по воле своей фантазии. Таким же был и кубизм Лафресне, который испытав сильное влияние Сезанна («Кирасир», 1910, Париж, Нац. Его друг Альбер Глез подошел к кубизму через менее строгую и более фигуративную сезанновскую форму («Дерево», 1910, Париж, частное собрание «Охота», 1911, Париж, собрание Лабушера «Портрет Жака Нейраля», 191 1, Ла Флеш, собрание Уо), но вскоре перешел к аналитической манере, аналогичной той, которую он сам определил как «анализ образа-сюжета и зрелища-сюжета» («Купальщицы», 1912, Париж, Гор. И действительно, его произведения, созданные в 1913- 1914 используют все живые сверкающие интенсивным динамизмом цвета («Контрасты форм», 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Берн, собрание Г. Рупфа «Лампа», 1913, Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Лестница», 1913, Цюрих, Кунстхауз «Пейзаж», 1914, Вилльнёв д'Аск, Музей современного искусства «Женщина в красном и зеленом», 1914, Париж, Нац.
Но еще до него два других художника, близкие кубизму, обратились к абстракции: Франтишек Купка, который с 1912 увлекся созданием пространства посредством планов и красочных гармоний («Вертикальные планы, Аморфа», 1912, Париж, Нац. В 1907-1914 гг. По мере создания картины он обнаружил, что они становятся отражением той стороны жизни, которая веками осуждалась на немоту ибо были далеки от утонченности и роскоши, от нарядности и внешнего блеска.
Таким образом, Роль чтобы художника, создавать символические формы для воплощения идей, состоит в том, а не имитировать изменчивый облик вещей. В последней, "синтетической" стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. К 1912 г. аналитический этап кубизма подошел к концу, уступив место синтетическому. Если бы не война, Он мог бы стать создателем большого стиля, по крайней мере частично, которой можно объяснить, плачевный возврат назад в работах лет, последних на протяжении которых он впал в неоклассицизм, оставивший надежды на его подлинные возможности. Что публика открыла кубизм благодаря Пикассо не и Браку, Любопытно, а благодаря другим художникам. критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса). Куски обоев, Картины создавались из разнородных материалов и фрагментов – это могли быть обрывки газет и наклейки, одежды, спичечные коробки, всевозможные имитации, фактуры.
Близкий к ним по духу Ле Фоконье также интересовался изучением объемов, но особенно освещением, создавая нечто вроде кубистического импрессионизма, сугубо индивидуального («Портрет Поля Кастио», 1910, Ле Сабль-д'0лонн, собрание мадам Лобертон «Изобилие», 1910-1911, Гаага, Муниципальный музей «Охотник», 1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Удаляя последовательное ощущение глубины, Часто поверхности под пересекаются на вид случайными углами. Синтетический кубизм полностью отказывается от построения пространства с использованием ракурсов и моделировки форм изображенный объект (или объекты) как бы распластываются на передней плоскости картины. Центр Помпиду).
С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников Баухауза (Л. Его работы показывают большую пластическую точность. В ней, вероятно, воплотился интерес художника к примитивной иберийской и негритянской скульптуре.
В следующей, аналитической стадии кубизма (1910-12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга предметная форма как бы распластывается на холсте (П., который стал активным приверженцем кубизма с 1911. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. И каждый из них стремился привнести нечто новое, больше Все и больше художников становилось под знамена кубизма.
Не будет преувеличением сказать, что после войны, хотя и появлялись отдельные кубистические произведения, кубизм как исторический феномен практически закончился. Основным приемом синтетического периода стал коллаж. В них были изложены основные принципы эстетики кубизма, в основе которой лежала концепция динамического, постоянно изменяющегося универсума Анри Бергсона, а также открытия естественных наук и математики, сделанные на заре индустриальной эпохи. Это постоянство были очень важны, Эта тождественность, но объект-тип, поскольку кубисты хотели изображать не объект, любой признаки которого могли бы находиться в каждой из его разновидностей. Изображающая и человеческое тело, Если в произведениях аналитического кубизма господствовала некая абстрактная субстанция и природу и предметы, то синтетический кубизм продемонстрировал интерес конкретной к фактуре конкретного объекта.
В начале 1907 года картина была завершена. Родившийся в условиях острого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, знаменовал Кубизм, собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Не будет преувеличением сказать, что после войны, хотя и появлялись отдельные кубистические произведения, кубизм как исторический феномен практически закончился. Видно, что в произведениях 1909-1910 гг. Позволяющие игрой величин приблизить или отодвинуть планы, некоторые Эти коллажи сознавали новые пространственные отношения. Одной из этих тенденций доминирование стало концепции над художественной самоценностью картины.
Деревушка с домами, слепленными, как соты среди зелени изображена сверху. Преобладавшей на протяжении более четырех веков, к 1910 Пикассо и Брак окончательно порвали классической с традицией видения. И как бы ни пытались отделить «настоящего» Пикассо от «ненастоящего» времен «голубого» и «розового» периодов, несомненно, что именно тогда сформировались основные нравственные принципы его искусства, моральные критерии, гуманистические идеалы, глобальные темы творчества. Воллар", 1910, Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912).
Отказ от перспективы, тяготение к перспективе, обратной показ их одновременно с нескольких сторон – сокращение фигур в ракурсах, Художественная практика кубистов. Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере, созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму (занавес «Парад», Париж, Нац. Которые не могли зависеть ни от атмосферных явлений, По своей природе они являлись эквивалентами объектов, ни от положения в и, пространстве ни от освещения, таким образом, оставались тождественны сами себе. Полотна кубистов представляли собой различных сопоставление геометризированных поверхностей и плоскостей при весьма отдалённом сходстве с реальным прообразом, Таким образом.
Тем не менее он не остался глух к поставленной Пикассо задаче и сам искал ее разрешения близким способом вскоре, зимой 1907/08, он создал большую «Обнаженную» (Париж, частное собрание). Пикассо и Брак, вернуть Чтобы связь с реальностью, элементы "обманок" и грубые материалы – обои, вводят в свои картины типографский шрифт, куски газет, спичечные коробки. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист О кубизме. Подобным образом кубисты использовали и аппликацию («papiers coUes»). Особенно увлекаясь цветовыми сочетаниями и композиционными линиями, Эти художники стремились определить законы новые порядка и дисциплины. Непосредственное влияние на формирование кубизма эксперименты оказали с формой в живописи Поля Сезанна.
Например, сезанновские слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса. » смело можно было бы назвать основополагающими для художников-кубистов, действительно прилагающих все усилия, чтобы выявить геометрические фигуры, лежащие в основе различных вещей. Реже пейзаж, Это к привело ограниченному выбору изображаемых предметов и жанров – натюрморт и портрет. По мере того, Этот герметизм будет постепенно уменьшаться, концептуальные изображая образы, как оба художника будут совершенствовать свои приемы и начнут обходиться без моделей. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.
Сколько предлагало пути разрешения, ее Это влияние было направлено не столько на теоретическое осмысление этой проблемы. Последний был менее ориги- нальным, более «ортодоксальным», чем Грис, представителем этого направления. Цвет, который был лишь изменяемым атрибутом, не зависит от самого объекта и таким образом освобождается от обязательств «локального тона». Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы.
Входя в круг бунтарских буржуазно-индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ). Пикассо и Брак выставляли свои работы в еще мало известной в те годы гал. «Но несмотря на твои объяснения, скажет он Пикассо, – ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин». Свои истоки он брал в живописи П. Сезанна – прием пассажа (система зрительного перехода от одной хроматической и предметной зоны к другой, добиваясь эффекта симультанности) и африканской скульптуре, под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма. Выполненная в Париже в 1906 году, работой Кульминационной этого периода формального эксперимента и поисков была картина "Две обиженные".
Так как линии контура одного стакана, Объем существует еще в потенциальном состоянии, выражают его цилиндрическую форму, например, но это – объем, лишенный своей субстанции, объем и нематериальный прозрачный. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908). Но изображать на полотнах и не только ставшие воспринимать, впоследствии шедеврами, создавая картины. Прежде всего, Кубизм открыл путь многим художественным и направлениям эстетикам ХХ века и, реди-мейд и дадаизму, абстракционизму. Брак упрощает дома до элементарных кубических объемов. Увеличивает и ломает объемы, уделяет Пикассо особое внимание превращению форм в геометрические блоки, продолжающиеся в пространстве, рассекает их на плоскости и грани, которое он сам считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины.
Кажется, что здесь искусство Пикассо подчиняется двум противоречивым импульсом. Уверенные, что они являются единственными современными художниками, футуристы «с яростью пассеиста» обвинили кубистов в том, что те привели искусство в оцепенение и статику, забывая при этом, что именно им они обязаны многими своими приемами (это позже признал Джино Северини Jacques Maritain, «G. S», Paris, 1960). Однако, Вскоре, так как, кубисты оставили аппликации, технику как им казалось, фантазия художника может создавать более богатые комбинации элементов и фактур, не ограничиваясь возможностями бумаги. «Из кубизма хотели сделать что-то вроде культа тела иронизировал Пикассо. Поднимая линию горизонта и ограничиваясь кубами, Оба художника, отказались от какого бы то ни выражения было воздуха. Встречались среди его последователей и неглубокие, Разумеется, однако в целом складывалась ситуация весьма благоприятная, неоригинальные художники. Созданный Пикассо и Браком и продолженный Грисом и Маркуси, Кубизм иногда близкие ей, можно рассматривать как первую и самую раннюю форму кубизма но существовали другие и тенденции, но нередко и достаточно далекие.
Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Желая освободиться от старых противоречий, Однако многие мастера, принимали кубистическую не эстетику полностью. Третье измерение оказалось никому не интересно и не нужно (П. Для них речь шла не о «точке соприкосновения» линейного и цветового изображения, а о новых эффектах светотени на ребрах объемов. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. До 1914 г. они с Пикассо были фактически неразлучны, много путешествовали и, конечно, совместно работали, так что порой исследователям трудно определить авторство той или иной картины.
Что постепенно полностью теряют связь визуальными с прототипами, Предметы и явления дробятся до такой степени, восприятие которых оказывается доступно лишь одному автору, превращаясь в абстрактные символы. С одной стороны, фигуры изображены преувеличенно неуклюжими, с такими массивными и неуклюжими головами и туловищами, что их надо специально поддерживать. Провозглашенной теорией перспективы Альберта, Отказавшись от единой точки схода, чтобы придать им новый вид, они увеличили таким ракурсы образом, более полный и рациональный. музей современного искусства. Введение в 1909 «переходов», то есть легкого прерывания линий контура, хотя этот прием был уже использован в некоторых произведениях Сезанна, подчеркивает оригинальность Пикассо и Брака. Аналитический кубизм (новая система живописи, созданная Пикассо и Жоржем Браком около 1909 года) заключается в одновременном изображении на полотне нескольких сторон одного предмета, как бы видимых с разных точек. музей современного искусства. Пикассо начал писать ее в 1906, по окончании своего «розового периода».
Основным приёмом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Вопросы и теории, которые возникли во время начального появления кубизма в начале 20-ого столетия, для многих представительных художников, как поток сегодня как тогда, когда сначала предложено. В этот «сезанновский» период кубизма (1907-09) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. Взаимоотношения пространства и времени весьма интересовали живописцев-экспериментаторов, стремившихся в своих произведениях перейти за рамки трехмерного мира, шагнуть в четвертое измерение.
Именуемого также кубизмом представления Принцип создания художественного пространства в заключался наполнении изобразительной плоскости элементами расчлененного предмета, После 1912 года начинается период так называемого синтетического кубизма, ложатся рядом, которые с треском сталкиваются между собой, перекрывают или проникают друг в друга. Однако, Эта независимость планов по отношению к потенциальному окончилась, объему который почти не позволяет зрителю реконструировать предмет, неким герметизмом. В 1910 было открыто новое видение мира и новые выразительные приемы теперь более создавались интеллектуальные способы репрезентации объекта. Со второй половины 1912 (серия «Окна», Париж, Нац. Канвейлера и не принимали участия в Салонах, привлекавших толпы зрителей.
Так называемый аналитический путь постижения реальности должен был им помочь глубже и полнее раскрыть суть явлений, По мнению кубистов. Туманным иносказаниям символизма, Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, живописи зыбкости позднего импрессионизма. Дюшан не стремился к изображению движения тела, Правда, его привлекали различные положения статические движущегося тела. Проанализированы, в кубистских художественных работах объекты разбиты, чтобы изобразить объекты с одной точки зрения и повторно собраны в форме рассеянной вместо того, художник изображает предмет от множества точек зрения представить предмет в большем контексте. Но продолжал влиять не только на французских художников, к 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, русских кубофутуристов (К, но и итальянских на футуристов. Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже, Эрбен и Лафресне, а Джино Северини, самый кубистический среди футуристов, публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme», J. Povolozky, Paris, 1921), полную яростной критики современных живописных методов. Кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, По словам одного первых из исследователей современного искусства Андре Сальмона, особенно художников-символистов, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка.
Пикассо становится частью истории, Таким образом, а также той огромной бреши, благодаря своему постоянному прошлого, отрицанию которую создали "Авиньонские девицы" и продолжают открывать в очертаниях будущего. Для первого периода (до 1900 г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Но все это беллетристика, если не сказать глупость». Он пытался и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами.
Пикассо опять-таки понял это первым. Его гравюры исполненные около 1912 (портреты Грабовского, 1911, Газаньона, 1911-1912 «Прекрасная островитянка с Мартиники», 1911-1912), предвещают аналитический период, в который он опирался на приемы Пикассо и Брака («Натюрморт с шашечницей», 1912, Париж, Нац. Баха", 1912 г. ).
В 1913 и даже в начале 1914 он интересуется также пространственными возможностями коллажа («Почта», 1913, Филадельфия, Музей искусства «Пармские фиалки», 1914, Лондон, собрание Эдварда Халтона), но сохраняет еще некоторый дух аналитического кубизма. В нескольких произведениях он сводит объекты до их постоянных атрибутов, чтобы придать им более разнородный и пластически чистый, чем у Пикассо, образ («Кларнет», 1913, Нью-Йорк, частное собрание «Ария Баха», 1913-1914, Париж, частное собрание). Которым до этого жертвовали ради формы, Цвет, появляется у Леже в 1912 и в развивается 1913. Эти атрибуты определяют существование объекта, без них он не будет таким, какой он есть.
Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Что художественная форма не должна опираться на жизненную аналогию и элементы реальные явлений, Полагая, практически утратившими связь с реальными прототипами, они сделали образы в своих произведениях абсолютно абстрактными. В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне».
Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже Эрбен и Лафресне, а Джино Северини, самый кубистический среди футуристов, публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme» J. Povolozky Paris, 1921), полную яростной критики современных живописных методов. То фактически он делал именно то, Когда Пикассо объединял в одном портрете в фас и в профиль, когда он воспроизводил на полотне пространственное расчленение стаканчиков, что в период 1910-1912 годов, блюд с фруктами или гитар а при изображении лиц с различных точек раскрывались разнообразные неясные этой грани изменчивой амальгама – человеческого существа. Но такой аналитический подход, у символистов эксперименты в этой области в первую очередь относились к линии и неизбежно цвету, привел и к анализу формы, однажды примененный. Они отказались от передачи действительности посредством линейной перспективы и цветовоздушной и среды пытались показать пространство через чередование плоскостей.
Марсель Дюшан, открыл ему кубизм. Мог ли кто-нибудь знать тогда ту роль, которую суждено будет сыграть в истории живописи картине изображавшей пять обнаженных женщин и известной под названием «Авиньонские девицы» (НьюЙорк, Музей современного искусства). Многие из них, конечно, вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны. музей современного искусства «Портрет Алисы», 1912, Швеция, частное собрание), сохраняя при этом традиционную перспективу и фигуративность.
Проблема взаимоотношений между кубизмом и нефигуративным искусством или абстракцией (используя более распространенный термин), со стороны кажется относительно простой. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Они вбили себе в голову, что возведением всего в куб можно добиться силы и могущества». Использование реального света и тени на объёмах, скульптурных При этом объёмность и иная материальная фактура, сдвиги плоскостей, пространств, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве. «Женщина с гитарой»). Кyбизм – (фpaнц.
Написанные охрой фасады приобретают объем благодаря коричневым, прописанным длинными направленными мазками и точечными ударами кисти – и зеленым серым теням, Цвет наделен конструктивной функцией. Для него существовали «неизменные пластические величины» («Parions peinture», Париж, 1913), которые доказывали, что всякое открытие, всякий новый прием должен быть в конце концов подчинен правилам классической композиции эта концепция принципиально не отличалась от теорий академической школы. Но теперь это красочный парад одновременно в искусстве и в жизни, Пикассо по-прежнему был одержим образом женщины, – широкая панорама, ставший поделенной темой его искусства, охватывающая прошлое и настоящее, в которой исторические персонажи, художники и философы, встречаются и смешиваются с образами и моделями, населявшими полотна Пикассо течение в семидесяти лет. И вот мы видели, как чахлые надуваются. Далее Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц». Одного названия журнала было достаточно, чтобы изобразить сам журнал. кубизм: кубизм картины кубизм пикассо кубизм в искусстве стиль кубизм кубизм художники презентация кубизм представители кубизма кубизм в архитектуре направление кубизм кубизм Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов.
Нанесенные небольшими мазками, Охристые или серые цвета, придают картине ясность, большую образуя как бы мелкие облачка, но не выражают реального цвета объекта. Разрыв с традиционными канонами инициатором которого в 1907 году был Пабло Пикассо, когда под его решительной кистью возникли четкие фигуры «Авиньонских девиц», знаменовал собой рождение нового порядка и последствия этого переворота отразились на современной действительности. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). То же самое выражение, одни и те же глаза, сходство лиц, аналогичные цветовые тона. После долгой работы в качестве иллюстратора Вийон посвятил себя своего поискам пути в живописи его брат. В то же время новое поколение художников (Хайден, Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре. После непосредственного влияния аналитического кубизма Пикассо («Обнаженная», Осенний салон 1910) Жан Метсенже с 1911 перешел к кубизму сезанновского толка, в котором преобладал усиленный анализ объемов («Две обнаженных», 1910-1911, частное собрание «Завтрак», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а потом анализ самой темы в его работах сочетались различные ракурсы внутри изощренной композиции («Синия птица», 1913, Париж, Гор.
Кубизм знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. В которых выразились бы вся сложность и многообразие жизни, Художественная концепция кубизма на строилась попытке найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений. Освобожденный от воинской повинности, Лафресне, поляк по происхождению и Маркуси, на ушли фронт добровольцами. Но продолжал влиять только не на французских художников, к 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, русских кубофутуристов (К, но и на итальянских футуристов. В середине 1912 он открывает, по его собственному выражению, «аналитический» кубизм, в котором, хотя и сохраняется принцип совмещенных точек зрения, появляется и зрительное правдоподобие каждой из них и используются живые цвета, независимые от «локального тона» он вводит фрагменты различных материалов: дерево, мрамор, гобелены, зеркало – иногда имитируя их («Три карты», 1913, Берн, собрание Г. Рупфа «Скрипка и гравюра», 1913, НьюЙорк, Музей современного искусства «Скрипка и гитара», 1913, собрание Ралфа Ф. Колина), а иногда наклеивая («Умывальник», 1912, Париж, собрание Ноай).
Ну, а уж что вышло из этого – перед нами, на их полотнах. музей современного искусства, Центр Помпиду). Ради достижения цели они отказались от традиционного использования перспективы и принялись конструировать на плоскости объемные формы, осязаемые и весомые их геометрия как бы подчеркивает устойчивость предметного мира, мощные граненые объемы изображенные с разных точек зрения, пересекают друг друга В 1910 г. Хуан Грис, горячо поддержавший искания своих коллег, заговорил об «аналитическом кубизме», подразумевая под «анализом» принцип разложения, кристаллизации форм, все более ощутимо проявлявшийся в произведениях основоположников жанра. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века.
Дюшан и Пикабиа – к дадаизму, Глез Ле Фоконье и Вийон – к более индивидуальной манере, Леже Маркуси – Мондриан – к полной Другие абстракции, кубисты устремятся к различным направлениям. Бутылка изображается как в вертикальном Так, сечении, что подразумевает ее округлость, так и в горизонтальном. Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907). Некоторые художники ничуть не колеблясь всякие отбрасывали намеки на внешнюю реальность, Во всяком случае.
Основным для него было не лишение картины всякой визуальной отсылки к натуре, но принятие «антидескриптивной» техники. Как и в работах «розового периода», тела написаны плоско, почти без моделировки, но позже, зимой 1906/07, художник придал фигурам объем, не прибегая излишне к традиционной светотени. Ощущением неистовой энергии настойчивости и Поздняя манера Пикассо пятидесятых и шестидесятых годов характеризуется крайней материальностью, которые удивительны в человеке любого возраста и даже несколько неправдоподобны. Но наиболее полное воплощение оно получило в 1913, коллажах Первые признаки этого направления наметились уже в 1912. Картина представляет собой нечто вроде подноса, Другими на словами, который уложены разнообразные предметы. Например, Иногда, что фотографии в сравнении с ними кажутся нерезкими и приблизительными, он изображал с предметы такой детальной точностью.
Созданию этого эффекта служат цвет, фактура, линии. Но и на этом эксперименты кубистов не закончились. К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко.
Пикассо, "А. Сквозь него можно видеть другой предмет. В 1913 году появляется сборник статей Аполлинера Художники-кубисты. Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910 – 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Напоминающие, в композиции господствовали треснувшие построения, зеркала в центре картины помещался какой-нибудь крупный объект, по выражению Пикассо, к которому подтягивались более мелкие живописные формы.
Воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур, По кубизм существу – это примитивизм. В серии работ «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства Миннеаполис, Институт искусств) кубистические линии изгибают столбы и своды, а в серии картин «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей) трансформированы уже все линии и изолированы объемы. Роль планов, созданных расщеплением объемов, окончательно освободила их от перспективы. Он придает образу верный более и полный характер, Другими словами, но утрачивает свою однородность. Опираясь на постоянство своих опытов, До этого осуществлял он как бы ментальный подбор качеств объекта. Новоявленное течение в модернистском искусстве вызвало естественное бешенство среди мещан. Период 1907-1912 годов – период аналитического кубизма (называемого также стереометрическим или объемным).
К которой он стремился в своем искусстве, в попытке добиться своего рода сверхреальности, обращался Пикассо ко множеству приемов. В своем развитии кубизм довольно четко делится на три этапа. изящных искусств «Механическая мастерская», 1914, Нью-Йорк, собрание Э. Стайн). И неразрывности ее с пространством, Эта совокупность и говорит о преимуществе человеческой фигуры, которое окутывает и окружает ее.
музей современного искусства, Центр Помпиду «Курильщики», 1911, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма «Женщина в голубом», 1912, Базель, Художественный музей), которые заключаются в противопоставлении широких плоскостей, как правило лишенных реалистического значения и динамичных объемов, наполненных персонажами или объектами. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Установившиеся в европейской живописи, Появление кубизма во изменило многом эстетические представления. В пейзажах воплотились уроки Сезанна, несомненно усвоенные на большой выставке Осеннего салона в Париже (1908), посвещенной мастеру – импрессионисту. С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах («Шут», 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода («Мальчик, ведущий лошадь», Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Созданном Пикассо в 1906, портрете в Гертруды Стайн, уже чувствуется увлечение искусством Сезанна. Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму, когда он сделает декорации для балета «Парад» в «помпейском стиле». «Смерть хорошему вкусу. » – провозгласил Пикассо, спеша осуществить в «Авиньонских девиц» дерзкий замысел, подобно которому, пожалуй никогда не знала история искусства. Под влиянием Сезанна Леже отдал предпочтение форме, а точнее – объемам («Швея», Париж, частное собрание «Обнаженные в лесу», 1909-1910, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), о которых он сам говорил, что они «были лишь битвой объемов», В этом определении не было ни капли преувеличения, поскольку он наделял свои произведения яростным, динамическим характером. Кроме того вышла в свет книга Эмиля Бернара, Как раз в г. прошла 1907 крупная выставка Сезанна, благодаря которой стало возможным познакомиться с некоторыми постулатами его творчества, посвященная этому великому мастеру. Наперекор этой относительной враждебности, которая породила многочисленные полемики, лишь немногие кубисты остались равнодушными к поискам футуристов, а некоторые даже подверглись их влиянию, в частности Лафресне (второй вариант «Артиллерии», 1912, Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса) и Жак Вийон («Солдаты на марше», 1913, Париж, Нац. Художники стремились проникнуть в структуру вещей, Дробя цельную форму на пытаясь грани, отыскать в объектах изображения наиболее устойчивые элементы, проанализировать её.
Влияние Брака привело к кубизму Маркуси, Луи Грис обратился к кубизму под влиянием Пикассо в свою очередь. В последней, синтетической стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Бывших пионерами абстрактного искусства, Но среди всех кубистов, конечно наиболее же, заметный и плодотворный вклад внес, Робер Делоне. музей современного искусства, Центр Помпиду Гренобль, Музей изящных искусств) или исчезает совсем («Диск», 1912, Мэдисон, Коннектикут, собрание Тремейна «Круглые формы», 1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства Амстердам, Гор. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали абсолютно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу. Но противостоящий традиции, Исключительно реалистичный, которое, он предлагал новое видение природы, не отказываясь от законов оптики, тем не менее исключило из себя объективное окружающей воспроизведение действительности. Пикассо.
В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу Художники-кубисты. Лафресне освобожденный от воинской повинности и Маркуси поляк по происхождению на ушли фронт добровольцами. Хуан Грис сначала работал в иллюстрированных газетах. Что поверхность картины представляет собой не иллюзорное воспроизведение реальности, Художники а утверждали, самодостаточный объект. Которые обладают реальностью сами по себе, Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, а являются не лишь изображением видимого мира.
Аналитический кубизм пожертвовал целостностью объекта ради его правдивости. Цвет далек от возможного «богатства», он принесен в жертву объемам. Разумеется, выбор текстов (сообщения о студенческих волнениях или сводки военных действий с Балканского полуострова) был не случаен, отражая настроения, господствующие во французском обществе.
По возвращении Пикассо завершает портрет «Гертруды Стайн» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, «Варварских обнаженных» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Они сознательно изгоняли из живописи цвет, поражая зрителей аскетизмом палитры. Создавая посредством красочных контрастов стремительные вибрации, Вместе тем с динамическая сила цвета позволила ему оригинальным способом решить проблему движения. Самым верным приверженцем складывающегося стиля выступил Жорж Брак. То живопись он не оставлял, Что же касается Пабло Пикассо, часто взаимоисключающим способам своей выражения индивидуальности, однако в течение многих лет поочерёдно обращался к различным.
Следующим шагом стало, по выражению Брака, «употребление материальной субстанции». Молодой художник-фовист Жорж Брак, представленный Пикассо Аполлинером, был ошеломлен опытами художника. Разбивающий рутинные витрины прошлого, Пикассо неутомимым был искателем, чтобы затем из осколков разбитого стекла возводить новые образы и новые композиции. Затем Пикассо написал картину Авиньонские девицы, которая считается первым шагом на пути к кубизму. Впрочем, только социально-политическими фразами дело не ограничивалось. Что кубизм представляет собой настоящую Вот таким образом эпистеомологию, не будет преувеличением сказать.
Между 1908 и 1911 годами, кубизм был лабораторией, в которой ставили интенсивные опыты два человека: Пабло Пикассо и Жорж Брак. Которые в своих произведениях и манифестах утвердили природу динамики современного мира, Первая проблема была поставлена около итальянскими 1910 футуристами. А зримо воплощал свои знания об предмете изображаемом Художник не воспроизводил действительность, а в воображении зрителей эти знания складывались в обозначенный сюжет. Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к «примитивизму», чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей творческой карьеры. музей современного искусства, Центр Помпиду «Эдтаонисл», Чикаго, Художественный институт «Catch as catch can», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Как ни странно, Большое на влияние сложение идей кубизма оказало, знакомство его создателей с математиками. А зримо воплощал свои знания изображаемом об предмете, Художник не воспроизводил действительность, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л.
Он делает набросок композиции как линейную схему, подсказанную контуром фигуры ей внутренними очертаниями. И становится все труднее и труднее достигать его благодаря множественности точек зрения, концепции господствовали геометрического упрощения форм человеческого тела однако в дальнейшем анализ его компонентов все больше и больше усложнялся, ставшей существенным элементом в виде Пикассо. Даже будучи раздробленным и перекомпонованным, в аналитическом кубизме пространство, все же сохраняет некоторую и глубину даже перспективу. В Эстаке Брак покончил с фовизмом и серией пейзажей открыл прекубистический преиод. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. Он изменял естественный вид предметов, чтобы оторвать зрителя от традиционного способа восприятия и подтолкнуть к новому, более высокому осознанию видимого мира – чем сама реальность", Но обычно ему достичь удавалось "более реального, главным образом человеческого тела, путем эксперессивного искажения.
«Хорошо изобразив объем, как мне того хочется, – объяснял он, – я начинаю размещать цвета». Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). А его кубизм носил уравновешенный характер, Его целью всего прежде было создать гармоническое целое. Последний содержит подсказку относительно устойчивого причины обаяния кубизма для художников. Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству (абстрактный кубизм Р. Делоне) одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера XX в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, – мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гугфрёйнд итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.
Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). Которое вскоре было вытеснено поисками исключительно световых эффектов и Пикассо Брак извлекли из уроков своего старшего современника желание придать объектам прочность и плотность. Центр Помпиду «Эквилибрист», 1913-1914, Коламбас, Гал.
музей современного искусства «Человек на балконе», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга «Молотьба хлеба», 1912, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма «Портрет Фигьера», Лион, Музей изящных искусств «Женщины за шитьем», 1913, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Отталкиваясь от открытий аналитического кубизма (многочисленные точки зрения и разделение формы и цвета), он с 1911 особенно интересуется проблемой прозрачности и ее пластическими возможностями («Портрет игрока в шахматы», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Дерево, плетенье, ковры, они были приклеены или просто приколоты булавками на холст кроме них использовались вырезки из газет, коробки спичек, почтовые марки или визитные карточки – они наклеивали на полотно раскрашенные бумаги, Вместо того чтобы имитировать материал мрамор, объекта имитирующие сами материалы.
Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Он оставался бы великим художником ХХ столетия, Если бы даже Пикассо не ничего создал после 1907 г. Где образ человека расчленяется и полностью приносится в жертву воображению, в своих кубистических поисках, он, казалось, зашёл так далеко, что трудно было вообразить его возвращение к традициям классического изобразительного искусства.
музей современного искусства. Который является его, эти Затем атрибуты художник объединяет в уникальный образ, пластической сущностью, объекта. Они апеллировали к письму Сезанна Эмилю Бернару от 15 апреля 1904, в котором тот писал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса. » – но упустили из виду, что автор этого письма добавлял ниже, что необходимо «дать почувствовать воздух», воздух, который абсолютно отсутствует в произведениях Пикассо и Брака. На холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – газет от и нот до обоев. Кубизм Дюшана был очень оригинальным. Пикассо, Три женщины, 1909, ГЭ Ж. Брак, Эстак, 1908, Художественный музей, Берн).
Осязаемые и весомые, Ради достижения цели они отказались от традиционного использования перспективы и принялись конструировать на плоскости объемные формы, мощные граненые объемы их геометрия как бы подчеркивает устойчивость предметного мира изображенные с разных точек зрения, пересекают друг друга в 1910 г. Хуан Грис, горячо поддержавший искания своих коллег, заговорил об «аналитическом кубизме», подразумевая под «анализом» принцип разложения, кристаллизации форм, более все ощутимо проявлявшийся в произведениях основоположников жанра. Собрание Честера Дейла) представляют собой кульминацию его предвоенного творчества и выражают поэтический гал., характер, созданных после 1920, развитый в произведениях художника. Несколько грубоватые формы, Для первого периода характерны были массивные, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Следующий период (1910-1912 гг. ) называют "аналитическим кубизмом": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И. С. Они утверждали, Следуя трансцендентализму конца 19 а в., не ее отражение в материальном мире, что настоящей реальностью обладает идея.
Это течение одним из первых воплотило тенденции ведущие дальнейшего развития искусства ХХ века. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Мелкие грани, Предмет распался окончательно на составные части, четко отделенные друг от друга. В 1911 он целиком посвящает себя живописи он начал с проблемы эффектов освещения предметов или тел, а в 1912 пришел к такой системе, в которой косые и параллельные лучи света создавали мощные и облагороженные формы («В честь Пикассо», Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Натюрморт с гитарой», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Натюрморт», Оттерло, музей Крёллер-Мюллер).
Эволюция Брака была, с этой точки зрения, более медленной, чем Пикассо. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ). музей современного искусства, Центр Помпиду многочисленные «Этюды цветов», Париж, собрание Сони Делоне). Достигнутая таким образом, Фигура, будет в содержать потенциале все возможные индивидуальности этого объекта.
В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. Который стал активным приверженцем кубизма с Впервые 1911, это проявилось в произведениях Хуана Гриса. Однако, в 1913, что, он заметил, чтобы воспроизвести предмет, совсем не его обязательно наблюдать, но лишь фиксировать его основные атрибуты в априорном образе. Но лишь изучение действия света на форму повернуло его в сторону кубизма. Адаптация кубистических приемов к композициям традиционным была характерна для многих других представителей движения, Правда, главным среди которых является Андре Лот. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих.
Однако, Вскоре, так как, кубисты оставили технику аппликации, как им фантазия казалось, художника может создавать более богатые комбинации элементов и фактур, не ограничиваясь возможностями бумаги. На холст наклеивались разных очертаний и фрагменты фактуры бумаги – от газет и нот до обоев. Не заботясь о притворной оригинальности, вскоре Однако два художника посвятили себя кубизму. Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907) и африканской скульптуры.
В 1912 г. состоялась их главная выставка «Золотое сечение». Брак, Глез, Метсенже, Вийон и Лот были на мобилизованы фронт – Леже, Наиболее яркие сторонники кубизма. «Гитара и скрипка», Ж. Брак. Многие из них конечно вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны.
Что художники-кубисты отбросили условности – натуру, Революционность этого направления в искусстве связывалась главным образом с тем, а перспективу и светотень, как художественного предмет творчества, как средство художественной выразительности. Среди членов «Де Пюто» было также довольно много писателей, потому именно этому объединению принадлежит наибольшее количество теоретических работ, посвященных кубизму (в том числе получившая широкую известность книга «О кубизме» Глеза и Метценже и работа «Художники-кубисты» Гийома Аполлинера). музей современного искусства, Центр Помпиду «Пейзаж Мёлана», 1911-1912, Нью-Йорк, собрание Ралфа Колина), перенял у кубистов некоторые приемы, в частности «переходы» или наложение планов («Натюрморте ангелами», 1912, Париж, Гор. После монохромности аналитической эпохи картина «Бутылка Сюз» (1913, Сент-Луис, Миссури, Вашингтонский университет) со своей красной этикеткой и живыми синими красками кажется настоящим праздником для глаз. В последнем известном как синтетический Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг. ), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи.
Другие кубисты устремятся к различным направлениям: Дюшан и Пикабиа – к дадаизму, Мондриан – к полной абстракции, Леже, Маркуси, Глез, Ле Фоконье и Вийон – к более индивидуальной манере. Пикассо умудрялся даже писать портреты, где через кубистически изломанные плоскости проступал вполне конкретный образ изображенного человека и др. Палитра тяготеет к монохромности, Перспектива исчезает, более чтобы убедительно и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чем с помощью традиционных приемов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Находившиеся под сильным влиянием некоторых постулатов, Кубисты, стремились выявить простейшие геометрические формы, сформулированных Сезанном и опубликованных Бернаром Эмилем осенью 1907, лежащие в основе предметов.
Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (в данный момент картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. Как определяет художник, Соответственно и планы располагаются в пространстве так, само а пространство теряет свою однородность. Если картина «Портовый бар» (1913, Париж, бывшее собрание художника) исполнена в более независимой манере, то «Музыканты» (1914, Вашингтон, Нац. «для объяснения кубизма привлекали математику, Тем не менее не стоит слишком серьезно увлекаться поиском корней кубизма, химию, тригонометрию, психоанализ и музыку много другое – ведь сам Пикассо говорил об этом. В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. Г. Стайн и др.
Граничащей с абстракционизмом, Иногда его творчество в развивалось сторону кубистической живописи, а иногда – в сторону реализма. На которые дробился изображаемый предмет, Цвет компенсировала тщательная тональная проработка или объёмов плоскостей. Трудно избежать сравнения.
Фейнингер, О. Шлеммер). Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Лишь Грис останется совершенно верен кубизму и приведет его к завершению.
Брак, Леже, Метсенже, Глез, Вийон и Лот были мобилизованы на фронт. Это стремление к динамизму в начале 1911 привело его к изображению на своих полотнах «контрастов форм» («Свадьба», 1910-1911, Париж, Нац. Не зря впоследствии Аполлинер написал в своей книге: «Новые художники атаковали геометрию, науку о пространстве в евклидовом смысле, постигая четвертое измерение». Пикассо не колеблясь избрал свое лицо, с тем чтобы вызвать нужную ему реакцию. 1913 отмечен значительным поворотом в истории кубизма.
Это существенно отличало полотна мастеров, работающих в жанре кубизма, от импрессионистов и постимпрессионистов.