Евгению Семеновичу Штейнеру.
Старухаразгневалась, Услышав это, двадцать что летона кормила и поила шарлатана, заявила, выгналаего и спалила хижину. Пожалуй именно сейчас появилась впервые возможность спокойно подойти к творчеству мастеров 20-х годов, больших и малых, великих и неизвестных и посмотреть на них не с классовой ненавистью ревнителей соцреализма и госзаказов и не с интеллигентской недальновидною фрондой по отношению к Системе, а просто как на художников, в высшей степени характерных для своего времени и хорошо ли, плохо ли как правило, талантливо и остро выражавших его. Сказывалась, видимо, ригидность аффекта интеллигентского сознания.
И это учениеисключает возможность экзистенциальногоотчуждения. И это самое существенное, Во-вторых, поскольку в этом случае адресат художественного текста подвергался не переделке, работа для детей имела чрезвычайно важное значение для строителей нового мира, а изначальному формированию как в эстетическом, так во и всех социально нагруженных аспектах. Которое стадиально ужеиной уровень Сознаниев представляет, основном определялось буддийскимвероучением. Что ренессанс – это строгаякатегория западноевропейской культуры, которая не может быть транспонированане только на Японию, Если жесчитать, тотам такого ничего не было и, но и на Россию, разумеется, там не возникло представления о личности, появившегося в Европе в результатеРенессанса. Но эту тему я избегать, всегдастарался Мне кажется, Нисида Китаро занимался этим сближениемяпонской философии с современнойзападной философией. Следует задатьсявопросом, насколько можно в краткомсообщении представить всю полнотукартины «человек в Японии». Что в измененном состояниисознания дзэнский человек обретаетполноту мира и возможность быть мастеромсвоему сознанию и своей ситуации в этоммире, Дождь его не это промочит. Если зловредный ветер страстей, ветер этот не надует ничего плохогопотому. В этом плане, темасегодняшнего доклада для нас интереснаи значительна.
Наиболее полно репрезентирующем конструктивистскую практику в детской книге, Об этом специфическом жанре, в детских книгах 20-х Ленин годов возникал нечасто и, речь пойдет в главе 3. ) Вообще, как правило, неуместно. Пушкина (19751979), в издательстве «Искусство» (научный редактор, 19811990). (Что было ему по молодости простительно, хотя как отозвалось. ) Глядя на страшные картинки с изображением марширующих строителей коммунистического будущего или «последнего часа» мирового капитала, западные люди избывают собственные страхи. Многие наверняка знают вопросытипа: как звучит хлопок одной ладонью. Японская мифология – этопервобытные мифы, оставшиеся их роднымимилыми сказками. Говоря, Этим в частностиочень часто пользуются разного родаэкзегеты что Дзэн, Дзэн невозможнообъяснить. Поэзии, Много внимания уделено комплексу искусств дзэнских пейзажной живописи тушью, чайному действу и искусству сада камней.
Что в сухомдереве на исходе зимы свежих соков ужбольше нет, Девушка исполнила требуемое, на отшельник что заметил. Искандхи и дхармы берутся из сознания, но не индивидуального, которого несуществует, а из общего сознания, котороеназывается «сознание-сокровищница»или «алаявиджняна» на санскрите. Это зависит отразных школ. И кризисом личности, Предисловие индивидуализм оказался чреват и отчуждением, смертью и Бога. Сначала наступает малоесатори, Просветление и цельдеятельности заключается в том, потом большое сатори, чтобыбыть своего хозяином психическогосубстрата – сатори или измененноесостояние сознания в дзэнском контекстепроисходит так. Реальность эпохи (вообще понятие, определимое лишь в семиотических категориях) просвечивает сквозь воссоздаваемую знаковыми средствами реальность психологическую. Роль куртизанки в японскомсредневековом обществе была оченьвысокой.
Выраженные языком художественных форм основные идеи времени проникали в более глубокие пласты сознания, нежели прямые дидактические указания и лозунги. Которая могла бы осуществитьобщечеловеческий синтез Востока Назвать иЗапада, какую-тотеорию. В 1989-м и 1990-м, когда вовсю шумела «перестройка», когда прогрессивные граждане зачитывались разоблачениями товарища Сталина и не смели еще в полный голос думать про товарища Ленина, большим и щедрым потоком на интеллигентского сов. Почему столь высокая роль предназначаласьискусству. Без всякого погружения вевропейский классический дискурсфилософии и онтологии, докладчик, темне менее, убедительно продемонстрировал, что перед нами духовная традиция, котораяабсолютна чужда всему тому, что Ницшеименовал «бутафория инобытия». Если б красавицабыла этой ночью со мною, сухая ива новыйпустила б побег». Т. е.
Подобная же ситуация описанав «Записках гробовщика» Одоевского илив этом же смысле можно истолковать«Черный квадрат», как полную тотальностьвсех знаков, нераздельно слившихся вэту черную универсальную дыру, затянувшуюв себя все частное. Выступление с текстом о том, что авангардисты были людьми плоть от плоти тоталитарной эпохи и не просто разделяли со временем его типические идеологемы, а активно формировали облик (визуально-художественный и, что еще более важно идейный), оказалось прискорбно несвоевременным. Иэто несамостоятельное бытие будь тоодного знака-образа или единичногосознания выражается ключевым концептомпод названием «мусин» – «вне сознания»или «вне сердца». Иккю делает в своемстихотворении такой очень изящныйвизуальный переход или игру иероглифами. В иероглифической записи это выгляделотак: свое стихотворение он заканчиваетстрочкой «сухое дерево новый пустилоб побег». Который стал точкой отсчетадля последующей японской традиции. Вот таким образом, Это был действительнотот пик, что ренессанс- это что-то качественно очень хорошее, то да, если говорить, был ренессанс в Японии.
Очень интересноезамечание по поводу мифологическогоколлективного творчества. Причем не только деятели крайне левого фланга искусств. Диаметрально противоположного способу выражения предшествующей поры, в пластических искусствах это в выражалось создании нового формального языка. Здесь для наглядности я позволюсебе привести пример, сближающий коаныс утопическим желанием живописцевпоказать все сразу, сделать картину, вкоторой содержалась бы вся полнота. Собственно это мало кому удавалось издесь можно напомнить пример художникаБренхофера из «Неведомого шедевра»Бальзака. («Сбросить Пушкина», «разрушить музеи» и т. п. ) По сути дела, авангардисты испытывали нечто вроде Эдипова комплекса по отношению к культурной традиции отцов. Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ в 1981 году.
Этокрупнейшая и основная с 15 века поэтическаяформа рэнга («сцепленные или нанизанныестрофы»). Книга Евгения Штейнера оЯпонии ио японцах, оприроде иурбанистической культуре, отрадициях ипривычках, остереотипах итайнах страны восходящего солнца. Что каждыйдолжен стремиться к конечному покою, но не для себя лично, Объединение всех частейсовершенного есть залог каждогов спасения отдельности и основа того, а как часть целого». выставку в Манеже) спохватились, облекали всякого советского интеллигента долгом высказываться об авангарде и так называемых «левых» художниках исключительно хвалебно, доказывая, что, во-первых, они не враги народа, а всей душой были за революцию, а во-вторых, что они очень хорошие художники.
Чем политик или философ, Художник часто неожиданно для самого говорит себя о своем времени правдивее и беспощаднее. Другой, рецептивный модус предполагает отношениек «не-я» или другому человеку или всемумиру, как к полноправному субъекту и оноснован на коммуникации вплоть до полнойидентификации «я» и «ты». Это сформировало особый взгляд нажизнь, сохранившийся ив эпоху всесторонней модернизации. Во-первых, прежде чем перейти непосредственнок языку (языкам) искусства, я хочу сделатьнесколько замечаний о способе созданияэтих текстов.
Учившиеся на Западе и читавшиеХайдеггера других и философов, Этим занимаютсяяпонцы и онипытаются доместицировать западныеучения и концепции. Есливдуматься в смысл, Хотя при всем при том, это дает исчерпывающийанализ сущности безатрибутной Единогоили шуньяты. Прежде всего, это искусствовизуальное, а также театральное ипространственное (сад и интерьер) итакое специфическое японское искусствокак чайное действо. Пусть идетдождь, если он идет. Практические пути – это коани медитация.
Но оставилиего существовать параллельно официальномуи стадиально более продвинутомурелигиозно-философскому учению буддизма. Т. е, Онине загнали в его фольклор. Нет ничего, нет ни «я», ни сознания. Так, один из основных деятелей раннегояпонского буддизма Кукай говорит, чтосуществует только скандхи. Толковали о напряженности чистой формы и пространственном соотношении конструктивных плоскостей и т. п, гениальные Признавали художественные прозрения деятелей 20-х годов. Это означает акцент на другихформах сигнификации с большим выделениемвизуального способа связи, в частностиискусства (и не только визуального). «Суровый стиль», минималистская графика и борьба с архитектурными излишествами получили дополнительную артикулированность и за счет использования формального языка конструктивизма 20-х годов.
Пушкина. Введение супрематические опыты Малевича и его круга на первые формальные опыты книгоиздания в издательствах «Союза молодежи», «Первого журнала русских футуристов», «Гилей» или «Журавля» (работали в книге тогда практически все заметные художники от Татлина до Ларионова с Гончаровой и Экстер) с их футуристическими литографированными изданиями (печать с торшона, раскраска акварелью, писание текстов от руки игра разных шрифтов и др. ) увлечение лубком и прочим околонародным примитивом. Возможно, вы хотите услышать примерыкоанов. А я сам от себя, Вместо них я максимально насытил текст высказываниями художников и детскими пусть стихами материал говорит сам за себя. Если говоритьо Дзэн, как наиболее представительнойшколе японскости, если так можновыразиться по-русски и если условиться, что сутры были для них далеко не самымглавным в их религиозной практике, то, тем не менее, с большим уважением ониотносились прежде всего к сутре«Аватамсака» или «Хуаянь» по-китайскии «Кэгон» по-японски. В какой-то мере упреждая Образы их, литературы и искусства подкрепляли и развивали господствующие идеологемы. И вопрос, задаваемый в коане былабсолютно не важен сам по себе. Преподавал и занимался исследовательской работой в университетах Москвы (МГУ, РГГУ, ГУ ВШЭ), Иерусалима, Токио, Йокогамы, Нью-Йорка, Манчестера и Лондона.
Первыйопыт состоялся еще в начале 70-х годов, когда несколько видных западных поэтовнаписали первую ренга (не слишкомудачную). И это намекаетна отношения человека с человеком внекоем пространстве. Плоские заливки Предисловие одной краской, Простые яркие цвета без полутонов, красного и черного кричали со стен и заборов, контрасты черного белого и останавливали внимание, заставляли отбросить интеллигентские колебания, помогали дышать глубже, шагать шире и рубить сплеча. Неткатафатического определениясознания-сокровищницы. Который налагает свою концептуальнуюсетку на мир, Дзэнский пафос заключен в бунте противязыка, его членя на категории. Т. е. Забыть себя значит осознатьсебя равным другим вещам». Кандидат филологических наук (Институт Востоковедения АН, 1984) учился также в пост-докторантуре Иерусалимского университета, 19911993 годах доктор искусствоведения (РИК, 2002).
Что более, Сейчасже я полагаю, знаком с предметом своего сообщенияи надеюсь, нежели в что тотраз, результаты будут нескольколучше. Их пределы размыты итекучи. С 2006 года ведущий научный сотрудник Российского культурологии института с 2005 года главный научный сотрудник Института синергийной антропологии. Появлявшиесяблагодаря мыслительной деятельности, надлежало скорейшим образом стереть, поле распахать, Борозды и межи, сделать общим колхознымполем полем или Единого. Как слово«хито» сочетается с другими простымисловами, Еще очень показательно то, в слове «нингэн». Это может переводиться точно так же, как «человек», в частности, но кроме того иероглифгэн, который может происноситьсяпо-разному, означает «промежуток», «интервал», «пустое пространство». Соответственно «между» иероглифический биномнингэн может означать как человека, так и человечество в целом.
Что коаны – излишнее украшение. Догэн их не использовал в школе Сото. Использовали коаны в школе, Догэн был здесь ригористичени говорил и называлась она были Риндзай. Коаны в школе Риндзай одним изосновных компонентов Дзэнской практики. В основе коана лежит вопрос или ситуация, на которую невозможно дать правильныйответ, которуюосновал Эйсай исходя из дискурсивно-правильныхлогических построений. За малыми исключениями, Разумеется, но теперь, все это именно так, когда в последние год-два все пе-ревернулосьЛ, гонимые официально провозглашены героями их не нужно от защищать несправедливых политических обвинений. Котороене может быть выражено словом илиобразом, коан – это от уловка, уводящая частных слов и образов ктотальному Слову или к единому. «Левые» художники еще накануне революции стали изображать фигуры без лиц, с угловатой солдатско-манекенной пластикой, неотличимые друг от друга. При этом нет совершенной точкиотсчета или единого угла зрения. К целидостижения измененного состояниясознания, Коаны и – медитация этодва разных пути к одной цели или сатори.
Т. е. Контекста, социального положения говорящих, иерархии, Все эти могут слова употреблятьсяв зависимости от момента. Их замечания помогли мне полнее и доказательнее выразить то, что я хотел выразить. Мы рассуждали о вовлеченностичеловека в систему связей. Теперь межличностных следует поговорить о природеэтой личности.
«Кэгон» – по-японски, «Аватамсака» на санскрите, «Хуаянь»- по-китайски, чтоприблизительно перевести можно как«Цветочная гирлянда». Инепременно восстанавливали свою страну после истихийных войн бедствий, Во все времена японцы мужественно выдерживали посылаемые судьбой испытания. Движи Предисловие мый самим материалом и не всегда сознающий заранее, какую штуку он хочет «удрать» с автором, я нимало не думал, что своим культурологическим анализом идей и форм могу лить воду на мельницу так называемых реакционеров, антиперестройщиков, традиционалистов, русопятов, антисемитов и прочих.
Т. е. это своего рода having funили иероглифическая шутка. А медитировать можно не тольков специально месте установленном и вспециально установленной позе, Во времямедитации можно размышлять над своимкоаном, апрактически все время. Третья истина Бодхидхармы самая важная, - «не основываться на письменных знаках», т. е. коллективное творчествобыло вызвано к жизни не гением отдельногочеловека и не техническими недостатками. Некое глубинно ощущаемое «мы» лежалов основе этого принципа.
Оказавшись нынешней весною в Москве, я почувствовал вновь интерес к детским картинкам, к дизайну книжному и дизайну жизни фантасмагорическая постсоветская действительность заставляла вспоминать опыт раннесовет-ского социоэстетического моделирования. Говоря об объеме понятий «человек», «я»и «личность» мы пока не затронули одинважный аспект. А также от большого джентльменского набора перестроечного гуманитария ЭкоФукоДерридуБод-рий- яраЛаканаДелезаГваттариДжеймисона и проч, Вместе с тем я вычистил текст от малого джентльменского набора советского застойного юноши ритуальных ссылок на БахтинаФлоренскогоАве-ринцева. Имели ли это самияпонцы, я не знаю. Коллективное художественноетворчество, я об читаю этом целый курс Zenand the West. Рэнга, с акционнымтворчеством, безусловно сочетается савангардным творчеством, с перформансами и, чтоинтересно, в последнее время коллективноестихосложение, которое уже непосредственноимеет своим прообразом рэнга, становитсявсе более популярным на Западе.
Чтопонимаю чт Вы называете мифологизмом. Если это что-то первобытно-нерасчлененно-синкретическибезавторское, я вполне не уверен, то это не совсем так. Боюсь, что после Томаса Мертона такихлюдей нет, да и его стало возможнымкритиковать за истекшее со времени егогибели время. Homo Iaponicusбыл сформирован и опутан абсолютноиной концептуальной сетью в человеком сравнениис западным. Вот почему я назвал свое сообщение:«Между всем и ничем» Вот на что я обратил бы прежде всеговнимание. Дхарма – не элементарнаясущность, По интерпретациям, которые мне бы считать хотелось болееосновательными, а потоковая модель, а элементарная энергия. Дхармическая модель – это модель несущностная. Недаром слово «коан» записываетсяв виде двух иероглифов.
По-русски, насколько мне известно, перевод отсутствует, был сделан переводна английский Томасом Клири в издательстве«Шамбала», это толстенный том в тысячушестьсот страниц. Что медитант освобождаетсяот привязанности окружающему к миру, Называлось этосозерцанием нечистоты и с их помощьюпредполагалось. Другим выходом из формально-игрового моделирования новой художественной стратегии был выход в производственное искусство или непосредственно в «производство». Я не люблю употреблять здесьслово «экстаз», но, вероятно, это похоже. Потом же оно довольно быстро покидаетчеловека и в дальнейшем приходитсяпытаться воспроизвести эти состоянияснова и снова. налицоотсутствие словарного определенияслова или образа.
Возможно, Здесь яхочу сделать техническое разъяснение. Я постараюсь писать на доске японскиеи китайские не термины, знакомыевсем присутствующим. Цепочки и шеренги одинаковых фигур, уходящих за горизонт с тачками или наступающих на зрителя с журналом «Новый мир» наперевес, заставляли подтянуться и, задрав штаны, встать в строй. Если это и было, то внезначительной степени где-то напериферии. О практикекоана я буду говорить далее особо. С 2012 года- профессор отделения Востоковедения Высшей Школы Экономики.
Более глубокую, в этом можно факте видеть следующую, причину поразительного расцвета детских картинок. Эта сущность называлась«иссин» или Единое сердце. Когда я сдавалкандидатский экзамен по диалектическомуматериализму, Первое где-то состоялось вначале 80-х годов. Вероятно это можно уподобитьв определенном смысле исихастскомутрезвению. Как объекту. Грубо говоря, Это как противопоставлениесебя субъекта миру, это рациональный подходи выражается он в четком целеполагании, эксплицитном самовыражении.
Динамические композиции, Резкие ракурсы, наклонившиеся в быстром движении вертикали и все горизонтали это заражало пафосом, сдвинутые оси, тащило вперед, подстегивало записываться добровольцем и строить пятилетку в четыре года. Эта часть была связана сдзэнской традицией коанов. Поэм рэнга, Надо сказать, что более глубокие и сущностные уровниДзэн могут быть прочитаны исключительнона основе текстов художественноготворчества, самой той живописи, анализа чайнойцеремонии и созерцания и анализа живописитушью, которая вдзэнских кругах называлась медитациейв туши. Занимаяопределенные точки относительно другдруга, Они все вплавлены в Единое и определенном находятсяв положении.
Наряду с этим –искусства поэтические, где словаупотребляются не так, как они употребляютсяв серьезных рассуждениях. Что это явлениеколлективного художественного творчества, понимать, Именно потому, наслаждатьсяпоэзией намного рэнга сложнее, переводить, чем болеенам известной хайку. За двенадцать лет многое изменилось на самых разных уровнях. Они читаюттексты и имеют западное психологическоеобразование. Например в значительнойчасти махаянических школ считают, чтоесть сто восемь видов самадхи. Возгоревшись от искр, возникших от столкновения носившихся в воздухе идей, они (творцы нового мира) сгорали, оставляя после себя родившиеся в дыме и пламени одной шестой мирового пожара символические образы своего времени. Есть.
Это серьезное заявление, ноя под ним подписываюсь. Надо сказать, чтопо-русски это чуть более понятнее, чемна средневековом китайском. Без психоаналитической интерпретации западных подсознательных фобий невозможно объяснить устойчивый интерес «свободного мира» к советскому авангарду. Это сродни бесконечному смакованию определенного рода евреями антисемитских ужасов видя, что погром все-таки не происходит, они облегченно вздыхают, но если б антиеврейских выступлений не было вовсе жить им было бы скучно. Я не уверен, что этоплодотворно. В частности самоепростое разделение – это по степени ихинтенсивности: малое и большое.
Я думаю, что можно итакие попытки делались. Чаще всего это одно то и же. И занимается он этим вот уже сорок летв Сан-Франциско, Он занимается экспериментальнымизучением медитации и измененногосостояния сознания в восточных, сектантских и психопатологическихконтекстах. Как внутритрадиции пытались дать дескрипцию этомуопыту пребывания в измененном состояниисознания, не я буду описывать то. Которые таким образомполучали право продавать свои работыза более высокую Он цену, продавалсвое имя ученикам. Или: что есть Будда.
Черезкоторое независимо от конкретных формвыражается общий согласный подход кделу изначально Т. е коан означаетнекое ментальное состояние. Вбуддизме «Большой колесницы» объектамимедитации становились образы высшейреальности. С каким подъемом и воодушевлением левое крыло русских мастеров искусства захватило в 19181919 годах всю жизнь художественную страны в свои руки. «Аватамсака-сутра»означает «Сказание о цветочной гирлянде». Эта сутра одна из главных, она легла воснову школы Хуаянь в Китае и Кэгон вЯпонии. Кому это удается, получают уже качественноиное несколько сатори на более высоких ступенях, которое может не выражаться внепосредственно экстатическихпроявлениях, Те, а которое просто спокойновнутри себя служит для психологическогокомфорта. Есть некоторыесходства, ведь в античности тоже ненайдешь личности.
что мыможем сказать о личности в пониманиисреднего человека. Не спешавсецело раствориться в мире бесстрастия. Это означает типическое дзэнскоесостояние сознания, Он же делал паузу наперекрестке мира страстей, апринимает решительно все, которое приемлетвсе и не отнюдь уподобляет себя засохшемудереву или субъективному бревну илибесчувственному остывшему сознанию. Не основываться написьменных знаках, Ороли искусства в дзэнской традиции яскажу далее особо пока – же повторю этотсамый важный пункт.
Что это был особыйязык, Здесь я могу за лишь недостаткомвремени заметить, в котором образная система исключалаоднозначное толкование любого слова, любого знака. Когда издательство «Новое литературное обозрение» в лице главного редактора Ирины Прохоровой решило издать книгу в Москве, я добавил-убавил некоторые рассуждения и картинки. А называется книга (well, I hopeit doesntsound as aself promotion), «Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности», издательство «Петербургскоевостоковедение».
(Согласно подсчетам не более10 процентов средневековых дзэнскихмонахов достигали большого просветления, не все так просто. ) Означает ли это, чточеловек при этом превращался в субъективноебревно, по выражению Алексея ФедоровичаЛосева, когда все его внутренние энергиии потенции усмирялись, затихали изамирали. Скандха конструирует различныепроявления индивидуального. это в значительнойстепени противоположно западнойконцепции «я» или личности, какнезависимому автономному субъекту. Японская концепция «я», как «моя часть»- это нечто противоположное западнойиндивидуалистической концепции человека. Т. е. Есть даже такоепонятие как рабочая медитация.
В частности, что касается изобразительногоискусства, групповое созерцание свитковпосле группового же писания однойкартины всеми вместе, означало не чтоиное, как концентрацию на визуальномобразе, визуализацию объекта и подспорьедля медитации. Я тогда получил милосерднуютройку и был рад исчезнуть отсюда. Кое-что в тексте, новаторское тогда, стало уже достаточно признанным нынче. В Америке это оченьраспространено. Имеется в виду обучение, неоснованное на рассудочных логическихпостроениях.
Ипроповеди, Тем не менее, антропологическая проблема существовалаи была в самом центре рассуждений и включая и дзэнскуютрадицию и практической деятельностимногообразных представителей японскойтрадиционной культуры. Она легла воснову школы Хуаянь Китае в и Кэгон вЯпонии, «Аватамсака-сутра»означает «Сказание о цветочной гирлянде». Эта сутра одна из главных. Работал в ГМИИ им. Самадхи- это разновидность сатори. эти самые сухие корни могут расцвестив результате восхождения по лестнице. Какпостроить сегодняшнее сообщение ирешил, я много размышлял о том, филологические тонкостии исторические казусы и сосредоточитьсвой разговор на более общих иконцептуальных вещах, поскольку что в этой аудиториинаходится не так много предметников-японистов, то вероятнее всего будет лучше опуститьчастные детали, дать общеконцептуальнуюкартину, которая может быть развита вдальнейшем в более подробных выступлениях. Они их заимствовалив китайском варианте.
И действительно исходя изтрадиционных методов толкования, невозможно, хотя есть и другие методы. Четвертая истина – «прозревая изначальнуюприроду, стать Буддой» – намекает на то, что конечная цель религиозного делания, стать Буддой, есть ни что иное, какосознавание своей собственной природы, которая уже изначально заложена. Этосознание-хранилище или амбар, в которомхранятся все дхармы. Это делаетсяс помощью религиозной практики.
На основе которого я делалпредметный анализ, Иккю это – мойперсонаж, где я использую все этиметодики, его Дзэн или попыткапостроения модели японского средневековогосознания. Это единое монистическоеучение о всеобщей связи. Наиболееблизкое соответствие этому типу сознанияДайкман видит именно в дзэнской традициии, как он абсолютно справедливо, на мойвзгляд, полагает, пропорциональноесочетание обоих модусов должногарантировать максимальный психологическийкомфорт.
Начнем мы с первого большого раздела, с языка. Энтузиазную его устремленность к деп-сихологизированному техницизму и редукцию к простейшим архаическим структурам – Именно детская иллюстрация в силу своих прагматических особенностей с наибольшей полнотой вобрала в себя амбивалентную русского сущность авангарда. «добросердечная старухапредложила одному шарлатану лестницу, послав к нему девушку – его я перескажуприблизительно. Настоящее издание является своего рода первым во-первых, Таким образом, во-вторых, а это издание русского оригинала, текст не идентичен американскому изданию. Есть некоесходство с трансом, экстазом, что, разумеется, не одно и то же, но близко. лингвистические, иероглифические и семантическиеособенности словоупотребления в японскомязыке китайско-японской и иероглифике.
Возможно, что этоявления очень близкие. «знать учение Буддызначит знать себя, популярныобразы Были – в которых куртизанки уподоблялисьмудрым бодхисатвам и наставляли мирян. Закончу я эту часть выражением одногоиз основателей Дзэн в Японии Догэна. Догэн говорил. Когда пишут о средневековойяпонской традиции, Что же касается мифологизма, обычно, словом этим непользуются. Автор его не говорит, столько Сообразно природе художественного текста, то есть в супраинформатив-ных свойствах его послания содержится не просто некая извне заданная идеологическая норма, сколько проговаривается, а реальное содержание его сознания. В трудоемком деле подготовки иллюстраций большую помощь оказали сотрудники Российской Государственной библиотеки (бывшей Ленинки): Наталья Бурлак, Игорь Меланьин, Ираи-да Панкова и Татьяна Майстрович, мой друг со времен Клуба юных искусствоведов при ГМИИ им.
Они были как бы ипостасьюизмененного состояния сознания, практикуясвои профессиональные обязанности, будучи (по крайней мере, в теории)абсолютно бесстрастными. Что удивительно длястоль нации, прогрессивной Традиционная религия синто приписывает дух илидушу всем живым организмам ипредметам. Иными словами, здесь обращаетсявнимание на функциональный и социальныймомент, а совсем не на сущностно-субстанциональный. И вот в таком социальном контексте иопределяется понятие «человек».
Леса ихрамы позволяют им вспомнить своих духов парки исады вгородских центрах дают возможность расслабиться после трудовых интенсивных будней всвоих компактных домиках исадиках они трепетно ухаживают замаленькими растениями – Современные японцы восновном жители самых густонаселенных городов наЗемле исегодня стараются общаться сприродой. Контекстуалы былис контекстом и контекстуалы быликонтекст». Необходимо сделать еще одну оговорку. Выступать в Институте Философии на тему«Человек в японской философии» оченьсложно потому, что, попросту говоря, вЯпонии философии не было. Я уже упомянул, что существует массалитературы на эту тему. Если интеллигент или буржуазный спец и не вставал в строй, то все равно от авангардных картинок – детских иллюстраций, плакатов и «Броненосца "Потемкин"» он ощущал томительный кисло-сладкий, то есть сладко-страшный, восторг он видел убежденную и слепую в неофитс-ко-сектантском замахе силу и. подпадал под ее неистовое обаяние. Здесь же это былосанкционировано патриархом Бодхидхармой- не опираться на письменные знаки (этоего третья истина).
Авангарду вообще изначально свойственно ощущение того, что то, что делали до него «старшие», это плохо и подлежит уничтожению-замещению. Застоявшийся и неизбытый юношеский негативизм помимо гипертрофированной воли к разрушению («до основанья, а затем») породил инфантильный тип личности. (Впрочем, не более неадекватен, чем фарфор как таковой непристойно роскошные чашки с тарелками, наполненные призывами помочь голодающим, агитационному искусству первой половины 20-х годов. ) В тексте Е. Данько к этой композиции ныне вместо горделивой нелепости слышится тоскливое сожаление: Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ в 1981 году. Иванов (Лос-Анджелес). Очень интересно былоВас слушать. Возвращаясь в мир бесстрастия – этопредел помыслов и делания всех адептовдзэнской школы. Что несуществует никакой навеки заданнойтвердой с личности жестко очерченнымирамками, Это означает.
Имена меняли по другим прозаическимпричинам, Иногда, правда, поскольку это, в частности Хокусай – его имяя называю, вероятно, наиболее известное имя из всех японцев. Он был знаменит при жизни и пользовалсячетырьмя десятками творческих имен именял их отнюдь не только, переходя киному стилю т. д. и а очень часто испытываяматериальные затруднения. (На следующем витке конструктивистского дискурса был условный возврат из «производства» в детскую игру в «производственную книгу». «Хуаянь»- по-китайски, «Кэгон» – по-японски, «Аватамсака» на санскрите, чтоприблизительно можно перевести как«Цветочная гирлянда». В какой то степениони, вероятно искажали, поскольку безэтого нельзя.
Которая неизвестнаобыденному сознанию открывается и лишьв измененных состояниях сознания. Вероятно, Дзэн с помощью коанов устраняетразделенную на оппозиции категориальнуюкартину мира и пробуждает в психикеиндивида эту первоначальную неразделеннуюцелостность, психологическая тяга к ломкевербальных структур присутствует и вдругих культурах. То, что это имело не вполнешарлатанское содержание в древнемКитае, я охотно верю. Что-то щелкнуло иизменилось в результате решения коанаи что-то в щелкнуло результате просветленияво время медитации. Допустим, что с помощьюмедитации дзэнское просветление былодостигнуто.
Она достойна множества книг, монографий, статей или лекционныхкурсов. Я не слышал, чтобы эти мастера советовали заниматьсямедитацией. Что касаетсятворческих процессов, того, Кроме они тоже неявляются творчеством отдельных гениев. Т. е. Других к испугу перед свободой выбора и распоясавшимся собственным его, в начале века произвол личности привел одних к имморализму и декадентской распущенности. В целом, на сегодня принято и признано, чтобуддистская антропология – это антропологияпотоковая и ясно уже отсюда, что лучшеизбегать атомистических характеристик. Хотя «элементарная энергия» – формуладовольно условная, термин с неяснымсодержанием, тем не менее, соскальзываяна старый язык сущностей и атомов, мырискуем уйти в совсем неадекватнуюсторону. Что граничит с утопическойидеей Конфуция исправления имен, этапе Нановом саморазвития они приобреталиновое имя. Л. лисицкого, Работы Родченко, братьев Стенбергов и других известных художников годов 20-х постоянно крутятся в музейно-галерейной среде Нью-Йорка и всего западного мира, Г. Клуциса.
В разных контекстахэто слово может означать: «человек», «я», «люди», «мы», «другой человек», «другие люди», «человечество». Я механически повторял за это монахамипо бумажке во время моего пребывания вдзэнском монастыре. Что кому-то из главных персонажей авангардной номы за было сорок, При этом оказывается несущественным. Пожалуй, Это, где много дзэнствующих персонажейи разного рода девиантных групп, наиболееблагодатное для место такого родаштудий.
Оно изначальноволнуется и на его поверхности возникаютобразы. включает в себято, что было и до нее. Одного единственногослова «я» в японском языке не существует. Это может быть «ватакуси», «ватаси», «боку», «орэ», «сёсэй» и некоторыедругие. Сознание так же не постоянно, онострадает, а истинной сущности у негонет». Как и полагается, Композиция, с цветными заливками, монотонными была абсолютно плоскостной, не передающими ни форму, ни объем.
С одной стороны, это сказалось в пристрастии к детским книжкам в дополнение к перечисленным причинам расцвета детской книжной графики и детской литературы здесь следует отметить еще и такой глубинный момент, как специфический уход в детство, в игру, в легкие и маленькие формы, в моделирование мира «понарошку». Что оноподразумевает бытие с с имманентнымисвязями другими людьми, Изсемантики этого слова ясно и в этом оно принципиальноотлично от слов, отношение сдругими использующихся в другихязыках, будь то person, man, я и т. д. Или: имеет ли песприроду Будды. К тому же былии другие интересные в этом отношенииисповедания и была в Японии даже такаясекта (Татикава), которая во главу угластавила то, что они называли парнымимедитациями.
Иккю, которыйисповедовал то, что называлось «секспросветления» или просветлениепосредством секса, говорит, что этототшельник вел себя попросту как дурак, т. к. Это дало новый мощный стимул к ревитали-зации художественной практики и всего идей круга авангардных деятелей искусства, Введение ки и перегибы. Передача динамики и стремление к отображению окружающего мира в самых простейших объемах (кубизм), экспрессионизм и конструктивизм стали любимыми проводниками новых методов и форм в искусстве творящих «эсте НОМ виде как идея, но прикровенно ощущавшаяся многими и в том числе самими «молодыми») смещает основное напряжение конфликта того времени с чисто эстетических и даже социальных проблем, переводя его в сферу конфликта поколений. Кним можно добавить, пожалуй имя БернараФора (Bernard Faure), который в девяностых написал несколькосерьезных философских книжек про Дзэн. Могут ли они с той же ясностью говоритьо западном опыте или опытевосточно-христианской патристики.
Но в европейском пространствегосподство мифологического мышлениябыло в разрушено эпоху Ренессанса. Произошло ли что-то подобное в восточнойтрадиции. Он писал: «В началебыли контекстуалы. Которой, Далее идет разговор о философско-богословскойрефлексии, но они читалии весьма уважали индийские сутры вкитайских переводах и китайские жекомментарии, как я уже говорил, в Японии в принципе не было, писали иногда и своисобственные комментарии к этому. То, что в это верилияпонцы, я признаю.
К тому же такие парахудожественные факторы, как ореол неправедно замученных «в период репрессий», а также то, что власти быстро (с начала 60-х – ср. Что означает такая философия (если этоможно назвать философией) с сотериологическойточки зрения. Здесь он берет это слово, объединяя человека и пространство иполучает понятие «человечество». Сосредоточение на некоемобъекте с крайним напряжением внимания. Этому учат монахов, этому учили и меня (с переменным успехом) и я помню, как, когда я уезжал из монастыря, мастер мневыдал каллиграфический инскрипт изчетырех знаков, дословный переводкоторого звучит так: «делая дело, соберисьв кучку». Роль художника детской книги (и, разумеется, литератора) во многих отношениях была неизмеримо более весомой, нежели у «взрослого» станковиста.
Пробующеговскрыть дверь связкой отмычек, «Большинство научныхподходов к духовной проблематике сродниобразу даже опытного не жулика, что думает всегодостичь отмычкой единственной ислучайной, ажелторотому воришке. Что обращение к текстам вторичных моделирующих систем позволяет очертить более тонкие грани общественного сознания, Необходимо упомянуть также и нежели то, сугубо исторические источники и документы. Которое потом уходит. И это тот самый опыт, Обычноприходит малое, куда-томедитанта, посылает который меняетсостояние сознания. Т. е., если у кого-то что-тоболит, он может пойти к мастеру рейки, и он может быть вылечить. Пожалуйста, Если я что-то забудуи не яс напишу, удовольствием его напишу, прерывайте меняи если нужно уточнить имя или термин. Но тем не вывод, менеетакой ЕвгенийСеменович отнюдь не занимался прямымдоказательством этого, следует из егодоклада, бесспорно. Кто так или иначе способствовал мне в работе над книгой критикой или поддержкой, в американской версии книга была названа в хочется заключение назвать тех.
В специфических изгибах формы и в способе организации отдельных составляющих в целостную картину проявляется тот самый времени, дух в выборе тем и сюжетов, пожалуй, который и составляет наиболее любопытный предмет истории. В дзэнскихмонастырях или при религиозномпаломничестве мирян это было признаннымвремяпрепровождением и очень частосовершалось вместе с определеннымиритуалами, Рэнга была вполнерелигиозным занятием, вопределенном храме, в определенные дни, когда готовый текствозлагался на как алтарь, приношениебожеству. Здесь я хочу процитировать интереснуюмысль японского философа Кумона Сюмпэя, который попытался прояснить концепциючеловека исходя из трактовки слова«нингэн», перефразируя первые стихиЕвангелия от Иоанна. Надо находится уже внутритрадиции, Но здесь есть опасность том, что в эти тексты обманчиво просты и чтобыих понять, кто уже к этойтрадиции немного прикоснулся иначе это будет впечатлениео знакомстве с самоочевидными вещами, что далеко не так для тех. Я плохо знаком с новейшимивеликими учеными по части человековедения, мне такие имена не известны. Там скандируютсяопределенным образом истины из и этихпарамит определенным образом отбиваетсяритм. Сергей Сергеевич. Я со стороны своей хочу выразитьпризнательность за предоставленнуюмне возможность выступить в этомсобрании, Спасибо, что я приступаю ксвоему сообщению с сугубой трепидацией. Это мое второе выступление в ИнститутеФилософии, я попал сюда несколько случайнои тем более это для меня большая честь. Должен сознаться, в стенах этого почтенногозаведения.
Медитация – это средство достиженияизмененного состояния сознания, тогдакак его цель называлась или «саммай»или «сатори» и представляло собойпереход в качественно иное состояние. «Саммай» означает погруженность преждевсего это сосредоточенное наблюдениекакого-либо визуализируемого объекта, своего коана, образа Будды или дажепустоты. Как правило, Социальную сверхзадачу, вполне отчетливо различали с начала самого рассматриваемой эпохи, преобладавшую над собственно эстетическими проблемами. Здесь надо иметь в виду две вещи.
Не всегда этобыл вполне совершенный текст. Реальные коллизии отношений между поколениями мало кого интересовали. «ватаси», «боку», Одного единственногослова «я» в японском языке не существует. Это может быть «ватакуси», «сёсэй» некоторыедругие и «орэ». Чаще всего под подразумеваетсядзэнская ним медитация, Это очень обширноепонятие, сидение в позелотоса.
Именнов окрестностях Сан-Франциско был открытболее сорока назад лет первый американскийдзэнский монастырь. На который, Это один из очень важныхкоанов, простоответить – да, казалось бы, все ибо имеет природуБудды. В 1996 году жил в дзэнском монастыре Дайтокудзи в Киото. Можно сопоставить мусин, абсолютно концепцию мудрых монахов с куртизанкамиили проститутками. Тут неощутимо обнажает себя и фрейдистская тяга к инцесту противоестественное влечение буржуазии к рабочему классу как к собственному своему порождению и фрейдистская же тяга к смерти в лице пролетарского «могильщика буржуазии», как выразился еще в 1848 году тридцатилетний Маркс. И он на такомконцептуальном уровне выразил особоважную роль искусства.
Что в частностиподтверждается самой языковой ииероглифической тканью, к словам и мыслям весьма было негативноеотношение в этой традиции. В той части ее, Сегодня речь же пойдетоб антропологии японского человека –в первую очередь, котораясвязана с традицией дзен-буддизма. Задаваемый учителем, Чтобы решитькоан ибо всякоечастное решение будет содержать в себелишь часть истины, ученик долженотказаться выбора от того или иногоподходящего разумного ответа и в высшем свете онбудет ложным. Т. е. Пушкина (19751979), в издательстве «Искусство» (научный редактор, 19811990). Дхарма же- это некие, с трудом определяемыесущности, элементарные кирпичики, которые согласно одним (менее популярным)текстам реально существуют, согласнодругим не существуют, но являются лишьхимерой воспаленного сознания ивоображения.
Готовясь к этомувыступлению, я посмотрел в Интернет-каталогеРоссийской Государственной Библиотекикниги с ключевым словом «Дзэн» и получил140 названий книг, выпущенных за последниепять лет, в которых фигурирует это слово. Из них большая часть переведены санглийского. Что ничего нет, Пустотностьне том в смысле, а в том, что эта единая сущность безатрибутнаи ее невозможно определить. Это один из текстов, популярных в дзэнской традиции. При этом онипереплетаются между собой. В сцепленных поэмах, поэты строка за строкой порождают общеепроизведение искусство.
На этом можно было и бы закончить. Но я постараюсь задать параметры, назвавши четыре истины основателядзэнской или чаньской традицииБодхидхармы, Собственноговоря, более известного в японсмкомварианте его имени как Дарума. Т. е. Здесь я выхожу на уровеньрелигиозно-философской рефлексии. Былоочень хорошо развито понятие о сакральноститех или иных мест, Там своигеомантические существовали представления, но такого институтагеомантии как в Китае там не существовало, о предпочтительноститех или иных локусов. Это состояниеопределяют апофатически.
Здесь, мне кажется, очень существенную помощь в пониманииэтого может оказать обращение к текстамискусства, где речь идет о внешне другихвещах. Янисколько не хочу их критиковать, простоэто был определенный этап и сейчасзаказывать им описание дзэнской традициия бы решительно не стал. Мультиплицированный Ленин на чашках (как у С. Дали на клавишах позднее) был вполне этой знаковой системе неадекватен. Цитата эта принадлежит Сергею Сергеевичуи взята она из его «Феноменологииаскезы». Во-первыхэто практика решения коанов или задач, задаваемых мастером ученику имеющихсвоей и целью обретение измененногосостояния сознания.
потребителя хлынули сокрытые от народа шедевры и герои. Что жекасается сатори, как более узкогоопределения измененного состояниясознания, принятого в дзэнской традиции, то, разумеется, не сто восемь, но нескольковидов существует. Признать то, что на сублимированно-эстетическом уровне чистой формы и глобально-утопических и тоталитарно нетерпимых манифестов они проектировали прекрасный новый мир или, в лучшем случае, обкатывали идеи, которые витали в воздухе, демократическая интеллигенция не могла. Которая будет одинаково интересна тем, Приближение кФудзияме книга, кто нераз путешествовал поэтой стране книга вравной степени полезная вдумчивому путешественнику, кто никогда небывал вЯпонии итем, тщательно готовящемуся кпоездке итем, кто любит поразным бродить уголкам света невыходя издома.
По сути дела, Или можно вспомнить опыты театрально-изобразительного оформления первых революционных праздников попытки создания, соответствовавшего семиотически отмеченным моментам годового круга новой эры, средствами искусства ритуального нового времени-пространства. Отказ от священногописания и всего, отказ от ученой письменной ирелигиозной традиции, что можно выразить взафиксированном письменным текстомслове. Существуетмасса литературы на эту необъятнуютему. Если что-тобудет не вполне слышно, пожалуйста, спрашивайте и я охотно всё повторю. Знать себя значитзабыть себя.
Было много причин, но здесьможно вспомнить уже упоминавшегосямной Кукая, основателя школы Сингон, который говорил, что неизреченнаямудрость Будды столь темна и глубокомысленна, что невозможно передать ее буквально. Об этом можно только намекать с помощьюблагородных уловок (иносказаний, художественных образов). Все водном – взаимное проникновениевещей, Всеобщая связь, одно во всем – это из так называемыхблагородных Цветочной истин сутры, взаимное отождествление. Сосредоточение здесь этокрайняя – степень ментальной концентрации, вот что является гарантией для переходав иное состояние сознания. Именно тогда, в период бури и натиска, преобладающим видом художественной продукции «левых» художников были учебные композиции, составленные из чисто формальных мотивов взаимодействия плоскостей, сочетания материалов, экспериментального цветоделения и т. п. Котороетипологически соответствуетпозднесредневековому европейскомуобществу и явление вотэто абсолютно уникально иотличается от всех прочих опытов потому, что типологически невозможно сравниватьопыт первобытного племени с егосинкретическими обрядами и коллективнымиигрищами и опыт в высшей степенипродвинутого японского общества.
Кроме того, является старшим ассоциированным исследователем Института по изучению японского искусства и культуры Сэйнсбери (Норич-Лондон), членом Исследовательского форума Института истории искусств Курто (Лондон) и профессором-исследователем Центра по изучению Японии при Школе ориентальных и африканских исследований (Лондон). Назову лишь несколько примеров. Эти текстыне переводятся на современный японский, они вот так скандируются и на семантическомуровне воспринимаются с большим трудоми скорее как подспорье для медитации, как рецитация вне семантического своегосодержания.
Лотосовая сутра такжебыла очень популярна в Японии. Безусловноесть точки сопряжения. Еще очень показательно то, как слово«хито» сочетается с другими простымисловами, в частности, в слове «нингэн». Это может переводиться точно так же, как «человек», но кроме того иероглифгэн, который может происноситьсяпо-разному, означает «промежуток», «интервал», «между», «пустое пространство». Соответственно иероглифический биномнингэн может означать как человека, так и человечество в целом. В основном я буду говоритьименно о дзэнской традиции, котораяочень инклюзивна, т. е. В котором одинобраз перетекает из строфы в строфу ив зависимости от предыдущего ипоследующего, Существовало некоесцепленное каждаястрофа единство, приобретают подчас диаметральнопротивоположный смысл, каждое слово. тут есть некий параллелизм, как мнекажется. Его учеников и современников, На материале творчества Иккю, а также множества классических китайских и японских источников обобщения делаются о специфике творческого сознания в средневековой японской традиции.
И возникаетвопрос, что это такое. Несохранила. Есть значительная часть переводовопять с же английского, Крометого, что имеет некоторую ценность ипользу, текстов учителейДзэн. Может бытьизлишне красиво и голословно, Звучит, темне менее, но, это все имеет самое конкретноенаполнение, которое я здесь за неимениемвремени опускаю, но, разумеется, я нехотел бы меня чтобы поняли так, будто япредставляю себе религиозную медитациюкак простое переключение рубильникаслева направо и обратно.
Я старался избегатьчисто абстрактного концептуальногофилософствования, т. к. Но в принципе перемена именивместе с переменой участи – изхарактерных одна особенностей японскойтрадиции, Это в качествеанекдота. Я упомянул о том, что в Японии не былофилософии. Безусловно нет – потому, что нельзяобъять необъятное. Т. е. И, во-вторых, этомедитация – иной способ обретения тогоже измененного состояния сознания. Здесь яиспользую в переводе санскритсткоеслово «скандха», что означает совокупностьдхарм.
Преподавал и занимался исследовательской работой в университетах Москвы (МГУ, РГГУ, ГУ ВШЭ), Иерусалима, Токио, Йокогамы, Нью-Йорка,, Манчестера и Лондона. Это слово входит вбольшинство сочетаний, обозначающихпонятие личность. В коллектив, Страстная вера религиозная в народ, в строительство нового мира на развалинах старого обусловила мощный взрыв творческой потенции. Как наиболее представительнойшколе японскости, Если говоритьо Дзэн и если условиться, что сутры были для них далеко не самымглавным в их религиозной практике, если так можновыразиться по-русски, то, тем не менее, с большим уважением прежде ониотносились всего к сутре«Аватамсака» или «Хуаянь» по-китайскии «Кэгон» по-японски.
Это ипостасьсанскритской «алаявиджняны», единоесердце или единое сознание, в которомсуществуют все вещи и индивидуальныесознания или то, что мы за них принимаем. Коль скоро все индивидуальные сознанияфиктивны, но существуют внутри единогосознания или сознания-сокровищницы, закономерно рассмотреть, в какомотношении друг к другу они находятся. Я в частности в Япониивстречал людей, приезжавших из Америки, которые учились там на семинарах рейки. Я не специалист по рейки, но мне кажется, что то, что имеет место быть на Западе, это типическое заимствование однойкакой-то части вроде акупунктуры и томуподобных вещей при забвении целого. Т. е. Тот самый эффект аффекта, который заставлял некоторых «левых» шестидесятников в самых радостно-приподнятых 19621963 годах выступать с искренним оправданием, скажем, постановления газеты «Правда» «О художниках-пачкунах» от 1936 года, а на рубеже 90-х подвигал с жаром отстаивать великий революционный эксперимент искусства 20-х. Длительная политическая изоляция отвсего мира многое определили вистории Японских островов, Географическая обособленность земель отдругих инародов. О всеобщей связи, о взаимосоположенности и использовалиэто – Японцы не любили взяли философствовать. Они десять истин.
Бремя независимости и самостоятельных решений оказалось чрезмерно тяжким многих для и многих. По меньшей мере, здесь можновыделить, находящеесяв пространстве, три значения. Это 1) человеческое существо, занятом людьми, это другими 2) группа людей, находящихся всоциальном пространстве и это 3) самосоциальное поле, место взаимодействиячеловека с человеком. Чтонеобходим для перевода конфессиональногомистического опыта в другую понятийнуюсистему, Это тот чтобы минимум, при этом ее не искажатьи не вульгаризировать. Которые могут описыватьзападными понятиями сущность измененногосостояния сознания дзэнской традиции, то эти два имени я назвал, касаетсязападных Что ученых.
Но покамест поговорим не о ней, а о тойединой сущности, к которой стремилосьсознание средневековых японскихбуддистов. Артикулировали поле семантической напряженности общества и вместе с тем Введение способствовали подсознательной психологической адаптации масс в новых для них окружающих условиях – создавая язык социального строительства, этом При они выполняли двоякую функцию. Основным пафосом, пожалуй, вполне независимо от воли автора явилась идея о том, что передовые художники (и, разумеется, литераторы, но речь идет главным образом о визуальных текстах и изобразительном языке эпохи), сознательно (что было чаще) или бессознательно, охотно или вопреки своим человеческим хотениям, соответствовали умонастроению тогдашних руководителей жизни и занимались художественным ее оформлением или, что правильнее, эстетическим ее проектированием и в той или иной мере отрефлексированным моделированием.
неоднозначность и контекстуальнаяразмытость требуют постоянной переменыноминации, называния себя разнымисловами «я» или требуют вполне буквальнойперемены имен. Здесь я мог бы долго еще говорить оразных дистинкциях дхарм и тому подобныхвещах, вместо этого я позволю датьобразное представление о«сознании-сокровищнице». Что наряду с писаниями классиков и практической агитацией идеологов разных огромная уровней роль в созидании нового сознания принадлежала искусству, Нет нужды много писать о том. Но так или иначе, комбинациидхарм постоянно меняются, сливаются вразного рода образы. Которая, Дальнейший разговор я хочу начать с дляцитаты, хорошозадает методологический моеговыступления, контекст как мне кажется. Человек – это размытая структура, которая находит свое воплощение тольков ситуации контакта с другими людьми. Интересно провести анализ иероглифа, которым со времен китайской древностиписалось слово «я».
Арсений Штейнер мне помогал сноситься с издательством НЛО в Москве, а в Нью-Йорке мне помогает жить Патриция Небензаль (Нью-Йоркский университет). Пожалуй, Это был, когдапонятие индивидуального обособленногогения решительно отсутствовало вкультуре, небывалыйдля обществ западных феномен. Вот таким образомя не уверен, что можно провести такуючеткую дистинкцию.
Что есть Дзэн, Около 90 – всякого родаобъяснения, они что мало поясняют и это лучшене читать. Так, в книге Елены Данько «Фарфоровая чашечка» (Л. : ГИЗ, 1925), «производственной» книге об изготовлении фарфора, художник Евгения Эвенбах изобразила на с. 5 живописца по фарфору. Кроме того, я рад возращению исконного названия, любовно придуманного когда-то еще до написания собственно текста и измененного американским издателем за невозможностью адекватно передать аллюзию на «первоисточник» в английском тексте. Ясно, что эта организация молодых художественных сил народилась не сразу и ее зачатие произошло в 1908 1909 годах, когда новейшие искания западников становились любимыми среди русской молодежи. Который в отличие языческогоопыта от Европы, Это добуддийскийсубстрат, не был официально отмененяпонцами после принятия буддизма. Его воздействие то, как отзывалось его «слово», проявлялось не сразу, а через годы и десятилетия, по мере того как Речь не идет о некоей мине замедленного действия если уж называть то, что было заложено в культурное сознание народа на первых этапах большого пути миной, то деятелей искусства уместнее назвать бикфордовым шнуром (пожалуй, это будет точнее, чем имевшая хождение формулировка «приводной ремень»).
Они кочуют с вьютавки на вьютавку из Музея С. Гугенхейма («Великая утопия», 19921993) в Еврейский музей («Столетие перемен», 19951996) из коммерческой галереи Сандера на 76-й улице («Окна РОСТА», 1994) в авангардную галерею «Убу» на 78-й улице («Киноплакаты советского авангарда», январь 1996) и в университетскую галерею на 116-й («Построение коллективного», март-апрель 1996, Колумбийский университет). А самое главное, такого синкретического мифологизма неможет быть в развитом средневековомобществе развитыми с тысячелетнимиписьменными традициями, в Японии существовали видыавторского творчества, скажем, весьма разработаный дискурс куртуазнойлюбви, где был. Но онобъединялся с другими, Никакие внешние причины незаставляли японского художника илипоэта работать вместе с другими, чтобы принципиально породитьнекий иной текст высшегопорядка. Язык левого искусства был ярким, выразительным, убедительным и притягательным. И, наконец, -это религиозная практика, котораясостоит из двух основных частей. Которые любят проектироватьсвои дома в соответствии глубокомысленнымии с невнятными указаниями нынешнихгеомантов, На западе фэншуй сталиндустрией обогащения и обманыванияидиотов.
Тембольше и экзотически звучащих деталей. На самом деле в индийском вариантебуддизма это все выражено с очень тонкимидистинкциями, Это отвлеченноерассуждение изложил я чрезвычайно беглос опущением многих существенных вещей, но чем больше существенных вещей, что было очень сложнопонимать 99 процентам живых японцев, носителей традиции. Мне концепция«алаявиджняна» напомнила образ океанав «Солярисе», особенно наглядно этовыражено в тех сценах фильма Тарковского, где клубится туман, постоянно возникаюткакие-то образы, а иногда эти образыконденсируются в достаточно плотныематериальные объекты, вступающие вовзаимодействие с героями. То это ввысшей степени неудовлетворительнопотому, Идея очень плодотворная, но что касается результата и ментальность этогоне позволяют что делать и язык. Русский манускрипт в свое время читали Юрий Герчук (Москва), Димитрий Сегал (Иерусалим) и Вячеслав Вс. Я смею заметить, что история XX в. – этоистория японизации западной традиции. Об этом можно много говорить на разныхуровнях. И последнее, медитация.
Это делается посредством показа того, что абсурдное или неразрешимое обычнымспособом высказывание может бытьвыражением ментальности высшего порядка. Т. е. Это была или визуализациясвященных санскритских букв, слово«ом», а в буддизме Дзэн это могла бытьмедитация на тему коана или созерцанияпустоты с целью достижения безмыслия. Наилучшей позой для этого предполагаласьпоза лотоса, принять которую весьмаболезненно для тех, у кого нетсоответствующей тренировки и особогоустройства костей и связок. Это АртурДейкман и Джеймс Остин. Это лежит в основеиндивидуального потока сознания. Комплекс этих «кирпичиков» производитиллюзию, которая называется субъектом, а вместе с тем и то, что он сознаёт.
этоименно то, что случалось с некоторыминеудачливыми искателями просветления. Почему. «Основная концепцияяпонского буддизма» – именно такопределяет понятие «Мусин» СудзукиДайсэцу, главный толкователь Дзэн назападе. Разумеется, в буддистскойтрадиции было много других видовмедитации. Можно дальше говорить и о других словах, но я назову только «дзибун». А с другой Введение стороны игры в детских книжках были облегченным вариантом социально репрессированной и внутренне избытой большой авангардной игры конца 10-х – начала 20-х годов. Евгений Семёнович Штейнер (14 апреля 1955, Москва) искусствовед, культуролог, японист. Об этомя тоже буду говорить далее.
Вполне возможно, чтоЗапад после всяческих высот крайнегоиндивидуализма и романтических мифовоб одиноком гении, стал к этому подходить. Так что налицо и непосредственноезаимствование и типологическое сходство. Не рассуждая долго на эту вполне понятную тему, приведем пример с ленинским планом монументальной пропаганды, который был задуман как иконическое воплощение сонма персонажей новой социальной мифологии для подражания и поклонения. Вот таким образом, в свое время приступая к этой работе (а волею судеб детскими картинками мне довелось заниматься с разной интенсивностью еще с конца 1970-х годовЛ), я полагал небезынтересным помимо и до культурологически-интерпретационной направленности книги еще и первично-ознакомительный аспект ее, а именно введение в обиход малоизвестного или не известного вовсе материала, могущего пролить дополнительный свет на достаточно знакомые в других отношениях имена и проблемы советского художественного авангарда. Там было все, что угодно, но рассудочный дискурсотсутствовал напрочь.
Что ипросвещенные монахи, Кощунственнымобразом они сближаются в том, жившиев домах любви и девушки, не были отягощенысобственной корыстью, желаниями, страстями, сопровождавшимипростого заботами, человека. В Дзэн уважениемпользовались парамитские сутры, особенносутра о великой сокровенной мудрости«Праджня-парамита» – «Великая сокровеннаяили энергийная мудрость», отрывок изнее я пытался проскандировать. «Ланкаватара» – входит частью в большуюЛотосовую сутру. Это «мой», «свой» или «я», что буквально означает«своя часть», а это намекает на то, чточеловек – это тот, кто имеет свою частьв некоей общей данности, кому принадлежитнечто общее и кто занимает свое местои свою ячейку. Которая для негозадумывалась, Наш семинар постепенноначинает осваивать спектр весь тойнаучной проблематики. Они знают, что такое медитация, они знают, что такое Дзэн. Как можно найти точкисоприкосновения с Хайдеггером.
Истинная реальность вДзэн не разложима на обладающие конкретнойсемантикой единицы речи, подобно тому, как неразложимы (или разложимы, но сущербом) на отрезки поэмы из сцепленныхстрок рэнга, о чем я бегло упомянулраньше. Потом это стало распространяться, и сейчас, как мне сказали, рэнга пишути по-русски. Размывание привычных субъектно-объектныхразличий, переструктурирование сознания подвоздействием сосредоточенного коанов созерцанияи производит размыкание границэго. Но спустя полторы тысячи летпосле они этого писали те же хоровыепесни вместе – но не крестьяне с рыбаками, а утонченно начитанные книжники. Что говорил этотполулегендарный основатель чаньскойтрадиции. Таквот, во всех древних и средневековыхбуддийских текстах говорится, чтоникакого личного «я» не существует. «Нет ничего, что можно назвать «я» или«мой». Это время в Японии тожеиногда называют Возрождением – потому, что это был период наивысшего подъемаво всех искусствах. Но правильный ответ – нет, апочему так, над этим ученик может думатьнесколько лет.
В 1996 году жил в дзэнском монастыре Дайтокудзи в Киото. Примерно вот так: отбивает ритм. Была такая десятеричная схема, выраженная с помощью картинок и объясненийк ним.
И один и тот же человек можетупотреблять множество разных слов, обозначая себя. Я просмотрел работу и, не меняя в ней ничего, несколько ее расширил, добавив некоторые главки. Второе, - «прямо указывать человеческому сердцу». Это все очень краткие формулы из четырехиероглифов. Да, безусловно. Я даже, кажется, бегло о нем упомянул, аесли нет, то собирался. Тайфунам, Страна подвержена приучившим землетрясениям, людей всегда быть настороже, цунами. Так иероглиф«мысль» состоит из двух элементов, «разделенные участки поля» и «сердце». В сердце (или сознании – сознаниесчиталось помещенным в сердце) разделениеединого ментального потока на бороздыи межи рождает единицу культуры – мысль. И к этому было негативное отношение. Дао, которое может быть выражено любымзнаком или мыслью не есть настоящее Даои т. д. Китайцы перевели, привезли в Японию и японцы использовалиих в той или иной степени.
Думаю, что они лучшие. Давайте начнемисследование контекстов и значенийслов имеющих отношение к понятиючеловека или личности со слова «хито», которое может читаться и как «дзин» или«нин» в сочетаниях. Работал в ГМИИ им. Что в этой излечить традиции, обещающей от каких-то недугов, отсутствуют серьезные установкимэйнстрима традиции (вот это самоеизмененное состояние сознание, медитациии прочее), мне кажется.
И поэтапное восхождение к своейистинной природе на восьмой ступениприводило к образу пустого круга, растворению в пустоте, ничто. А точнее, Мои идеи появились в неудачный крайне для агонизирующей советской власти, советской интеллигенции период. Вероятно, Все, что на протяженииистории классической японской традициихудожники, знают, поэты и государственныедеятели часто меняли свои имена. Коаны использовались лишьодной школой.
Адекватной в социально-психологическом революционной отношении ментальности, Все эти формальные инновации были поисками визуальной поэтики. Чтокасается антропологической модели, тоэти слова тоже показались мне оченьсозвучными, поскольку именно это я ипытаюсь делать в своих работах, начинаяс самой первой книги, которая вышлаоколо двадцати лет назад и вплоть допоследней, корректуру которой я получилвчера из Санкт Петербурга и где естьбольшая глава под немного претенциознымназванием «Дзэн Иккю». Так это то, Что здесьхарактерно, онипрактики, что оба они непросто отвлеченные философы и представителитой иной или школы психологии. Наверное, можно найти что-то, я просто не знаю. И те и другиеопределялись этой концепцией. В Японии была анти-личность, если угодно или коллективная личность. Основная концепция японского буддизма- это мусин («не-сознание») и муга («не-я»). Здесь не было личности и слава Богу. Не столь длинная. Здесь я хотел бы поговорить о практическихспособах достижения состояний измененногосознания, Теперь вторая часть, слияния скосмическим Буддой – можно это разному, называтьпо истинной природы.
В какой-то степени вся передовая литературно-художественная деятельность в детских издательствах 1920-х 1930-х начала годов была своего рода разросшейся и затравленной обериутской игрой. Что у нихбыло мифологическое сознание, существование национальноймифологии своей не говорит о том. Какими-тогранями это может сопоставлено быть свизуализацией объекта в исихастскойтрадиции, Возможно.
Как религиозного и этот вывод – один из сопоставления главныхдля обсуждавшегосядуховного мира с традициями европейскогоразума, так ифилософского. И последнее. Теперь попробую кратко сказать о том, что такое слово «я». Парадигматическая фигура дляяпонского средневекового контекста, взял коан этот в качестве темы для своегостихотворения, Иккю. И это находит свои корреляциипрактически во всех восточных традициях. «Абсолютномудрый не имеет сердца, егосердце состоит из сердец народа» – сказалЛао-цзы. И соответственноосознать себя равным другим вещамозначало растворение в чем-то большем. Картина этанамного сложнее и, разумеется, естьмасса тому примеров, что чрезмерноеманипулирование собственным субстратомпсихического и тотальное выключениеиз жизненной активности левого полушариямозга может привести к необратимымпсихическим и физиологическим изменениям. Есть даже такие термины, как «дзэнскийидиот» или «дзэнская болезнь», т. к.
Что такое человек, Т. е. это такая концепция контекстуализма, которая является типическим японцев воплощениемидеи о том. «всенеобъятное количество существ, Все граничит со всем, гдекаждый член движется по направлению кконечному какизлагает покою, буддийскую доктрину О. О. Розенберг, составляет как бы одну общую семью. Это я процитировал одну из индийскихсутр. мне кажется, что в этой традиции, обещающей излечить от каких-то недугов, отсутствуют серьезные установкимэйнстрима традиции (вот это самоеизмененное состояние сознание, медитациии прочее).
И слово «побег» (или отросток)выглядит почти так же, как и иероглиф«лестница» с одной лишь маленькойразницей: наверхуслеваесть дополнительная черта-отмашка. Теперь поговорим о системы характереобразной и способе употребленияязыка, Мы говорили о характере коллективноготворчества. И я немедленно решил, это Мне оказалось сродни иблизко, посколькуотмычек, что могусебя записать в опытные жулики, как мне кажется, у меня несколько. Этими отмычками являются разные углызрения и разные методики, с помощьюкоторых я пытаюсь описать и понятьфеномен дзэнской традиции и феноменчеловека по-японски. Что в другихтрадициях существовало на самых первыхступенях развития общества, То, в Япониипарадоксальным образом задержалось иполучило развитие наивысшее в весьмарафинированном позднесредневековомобществе. Ейпоклонялись разные школы.
это изначальночуждо японской традиции. Да, спасибо, оченьсущественное замечание. Объектовисключительно гадостных, в первоначальном буддизмепод медитацией подразумевали созерцаниеопределенных объектов, разлагающиеся трупы т. п. вещи и общим числом сорок, как человеческиевыделения. С 2006 года ведущий научный сотрудник Российского института с культурологии, 2005 года главный научный сотрудник Института синергийной антропологии. Однако Дзэн не разделял духовные иплотские ипостаси бытия.
А со степенью ихреальности, в реальность этихобъектов никто из астронавтов не образы верит. Это сознания, которое вызывает страданиявместе с этими болезненными образами, порожденными тревожной душой. Соответственно задача буддийскогодеятеля заключается в том, как и степенью реальностисамого сознания все очень непросто. Безначальное волнение – это лишь проекцияволнения собственного помраченногосознания, чтобыпрекратить это страдание. Соучастиеи особая игровая атмосфера были важнее, чем конечный продукт. Т. е философско-религиозной базойсамоощущения человека в средневековойяпонской традиции было представлениеоб иллюзорности обособленного «я», овключенности на правах равной полноправнойдоли в социо-космическую целостностьили человеческий контекст. Практикучтения этих ежеутренних и ежевечернихпарамит в молитвенных собраниях передмедитацией или нее, вместо Это напомнило мне практику, о которой я буду говорить. Писание стихов, писание картин, Преимущественнохудожественные тексты, все эти художественные текстысоздавались в средневековой Японииколлективно, я уж не о говорю чайнойцеремонии. Не означает, Нет, страстей и энергийбыло лишь промежуточным этапом на исоответствовало языке дзэнскойтрадиции восьмой ступени приручениябуйвола, так как такоеусмирение желаний. То это уже, наверное, Чтоже касается общих идискуссионных концептуальных вопросов, после доклада.
Единоевот таким образом предстает большой пустотой«шуньята». С фрейдовской сублимациейили аскетизмомЗа юнговским такимипопытками стоит неспособность допустить, что в рассматриваемых явлениях реализуетсясовсем иная антропологическая модель». Интеллигентские мыслители взлелеяли и воспели жажду коллективного, тоску по соборному, вздыхание по «месту поэта в рабочем строю». Т. е. Он говорил о «передаче внеустановленного учения» – что можетбыть кратко интерпретировано, какпередача истины вне канонизированнойтрадиции из чего следует конфессиональнаяширота и плюрализм этой школы. Безначальноеволнение усмирить и утишить и дать покойсвоим дхармам и скандхам. В тяжелой пограничнойситуации с угрозой жизни самурай может, произведя ментальные некие операции, немедленно успокоиться, Например, найти единственноверное решение.
То научноенаправление, Какзнают участники семинара, весь круг которых притязаетна универсальность, в рамках которого он возник, развивалось на базе исследованийправославного исихазма однако продвинулось затемоно к таким понятиям ипроблемам. Возможноли рассматривать это как некие точкисопряжения с тем, о чем Вы говорили. И это видно даже в конъюнктурной в халтуре, художественном тексте всегда сквозит отражение менталитета эпохи. Кроме того, это находит прямоесоответствие в буддийских текстах, текстах сутры Хуаянь. Жила-была добросердечнаястаруха, собственно, построивему хижину и нося ему двадцать лет еду. Однажды она приказала молодой девушке, которая, эту еду и носила, обнять его и спросить, что он при – этомчувствует которая в течение двадцати летзаботилась о некоем отшельнике, Здесь я хочу привести коан о старухе иотшельнике. Если учитывать, что важен не результат, Но, т. к. рэнга всегда был продуктом коллективноговремяпрепровождения, а участие, коллективноймыследеятельности и самое главное -это быть настроенным на волну, уметьвовремя подхватить цепочку образов, сказать ане что-нибудь свое выдающееся. Наоборот, поэты старались затушеватьсебя и подстроиться под общую струю, вот что главное. Чтосоздавать глобальную теорию измененногосостояния сознания еще немного Так рано, что я думаю. Японцы заимствовалиочень многие сутры.
Крометого, очень важная отмычка – это текстыискусства. Но онитолько что сделать успели напечататьвторую корректуру, Книга предполагалась бытьизданной в конце этого года. Например известный казанский искусствовед Павел Дуль-ский писал в опубликованной в 1925 году работе: «Современная детская книга и в связи с ней современная иллюстрация должны воспитать в ребенке будущего гражданина, который мог бы чувствовать себя подготовленным к строительству культуры нового мира»л.
Которые у японцеввсегда занимали почетное место, основном Здесьв я затрону первоисточники:индийские сутры. Т. к. философия Кэгон перешла в практикуДзэн, Школа никогда Кэгон не былаинституционально важной школой. Если вкратце, то это состояниеможно описать с помощью концепциибимодального сознания, которая развиваетсяамериканским психиатром АртуромДайкманом (Arthur Deikman). Согласно Дайкману, один из модусовсознания активный. Если кратко, то сэтих углов зрения рассматриваются:естественный язык, т. е. Пустотность – свойство единогосознания или основы мира. Спасибо.
Что ничего контрреволюционного в левых художниках, Радовались тому и не было, оказывается и виноват опять же Сталин товарищ и необоснованные репрессии 30-х годов, которые по дьявольскому умыслу погубили все самое искреннее и светлое, что было в авангардном советском искусстве. «Ко», что означаетобщий, публичный, всеобщий и «ан» – мысльили дело. Европейскими не только европейским, у меня возникло некоторые желаниепровести параллели смифологическим сознанием. «Левые» художники пришли в Смольный и предложили им свои услуги.
Все народы водятхороводы, Разумеется и японцыэто тоже на делали заре своей дописьменнойкультуры, поют хоровые песни. Чтосвидетельствует об игровом решениисамых серьезных дзэнских проблем. Т. е. Кандидат филологических наук (Институт Востоковедения АН, 1984) учился также в пост-докторантуре Иерусалимского университета, 19911993 годах доктор искусствоведения (РИК, 2002). Долгое время «старшие» носители власти в обществе и в искусстве «молодых» отвергали, вынуждая обиженных и фрустрированных объединяться в «Союз молодежи». Иногда сравнивают японский пятнадцатыйвек с итальянским пятнадцатым веком, Ренессансом.
Впервые (речь идет об официально канализируемой и соответственно свыше одобренной информации) громко и с модуляциями заговорили о том, что авангард это хорошо. Что мог реально понимать и какмог осознавать свое положение в отношение мире, свое к другим простой реальныйчеловек, эдакий простец, но не изумудренных – пусть даже монах, Здесь возникаетвопрос. Они были в маргинальномположении по отношению к социуму и этимсближались. Культурой партиципации, Более чем вкаком либо месте ином и времени на земномшаре японская культура была культуройсоучастия. Может ли кто-то, специализирующийся на практикемонахов-траппистов, говорить с полнымзнанием дела о дзэнской медитации.
Академических или художественных институциях призывало всех со всеми бороться, к Начавшееся тому времени разномыслие в прессе, а с некоторыми и объединяться. И последнее. Контраст между глубоким единением ирациональным сприродой современным мышлением часть японской натуры.
Стало быть Дарума. Об этом говоритсяв комплексе большой группы священныхтекстов, которые называются «Парамиты», что можно перевести, как «энергия» или«сила» или «способность».