Композиция западного фасада варьировалась. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. В самом жецентре (как когда-то в римском лагере)пересекаются две главные широкие улицы. На их пересечении -рынок и собор, позжератуша, формой своей повторявшаярыцарский дом с дозорной башней.
В романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря, Каждое выступает здание свободно. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Душе и духу, При этом уподоблялись частисимволически человеческому, ангельскому и божественному мирам илителу. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.
в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 121927). Скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, СКУЛЬПТУРА – РОМАНСКАЯ Как и романская живопись. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности.
Севернаяолицетворяла смерь, мрак и зло. Размеры постройки зависели от популярности у монастыря прихожан и его материального благополучия, Впрочем. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии.
5 В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. При участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Но и германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать свое всем никем не ограниченное земное могущество.
Несущие в себе оборонительное назначение. В то время как романские мастера неустанно таким оформляли образом внутреннее и внешнее пространство храмов, Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, например, как, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. Центральный памятник романской живописи на юге Италии фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (105887), поклонника византийской культуры. Важной задачей романского искусства строительного стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую.
Он распределял их между своими Первоначально вассалами, все земли принадлежали королю, в свою очередь, а те, раздавали ее для обработки крестьянам. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Так за леттнеромсобора св.
Она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник, случае в если посмотреть на базилику сверху. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (101033).
Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XIIXIII вв. К XV веку готика стала конструктивновырождаться. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Ангельскому и божественномумирам или телу, При этом частисимволически эти уподоблялисьчеловеческому, части душе и духу.
были заменены сводчатыми конструкциями. Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Которая влияла на развитие всех культуры, областей Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию.
И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Ради того, Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, подавленные и устрашенные величием и мощью чтобы церкви, вчерашние язычники, не дерзнули вернуться к своим идолам. По этойвеличине вычисляли остальные размерыпостройки. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня».
Аглавной конструктивной частью зданиястановится массивная стена. В романском стиле строили порой и замки. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Помещенная всоборе св, в немецких землях символомXII стал века "Бамбергский всадник"- конная статуя рыцаря. В соответствии с идеологиейхристианства романский храм делилсяна три части: притвор (в Западной Европеего называют "нартекс"), кораблиили нефы и алтарь.
Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. Более того они становились почти равными другу, друг в силу этого протяженность нефов и хора была увеличена. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (10931156). Но зато огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII начало XIII вв. ). Маттиас дожил лишь до завершения строительства галереи и аркад Собор Святого Вита с его высокими шпилями виден всех со частей Праги, к сожалению.
Петра. Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Которая пролежала там, время Во подготовки к его строительству в котловане была обнаружена кость мамонта, со времен Всемирного потопа, возможно. Культуры ичеловеческих знаний, Но вхрамах романского времени было и болееширокое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественномотношении они представляли важный в шагвперед развитии средневековогозодчества и отражали общий подъемпроизводительных сил.
Их устраивали суживающимися засчет уменьшающихся арок, опираясь наевангельское: "Входите теснымивратами, так как широки врата ипространен путь, ведущие в погибель имногие идут ими так как тесны вратаи узок путь, ведущие в жизнь и немногиенаходят их". Тематика росписей сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ). Что вроманских соборах вход устраивали частоне в западной стене храма, Интересно, а в северной. Тогда и путь пролегал верующего изсмерти и зла к добру и вечной жизни.
Во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру, Промежутки между опорными теперь столбами повсеместно заполняются витражами – красочными мозаичными окнами. И потому проход верующего отзападного портала (входа в храм) к алтарюсимволизировал путь его души из мракаи ада к свету и раю. Прошедшие с царствованияЮстиниана, Но века, затри как и заметных усилий поусовершенствованию и обновлению ранеедостигнутого, особого прогресса ненаблюдалось. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме это – и есть ранняя архитектура романского стиля.
В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. А потом здесь поместили алтарь сердце христианского храма, в когда-то апсиде восседал римский судья.
Замок служил защитой во время и осады центром подготовки к набегам, Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря. И не было закончено до го 20 столетия, Строительство колоссального сооружения началось еще в 1344 году. Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Зодчествооказал тип соборов, воплощенный в Шартре, Реймсе, Амьене. Виды Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов.
Биржу, Городбыстро рождает новые, рынок, таможню, суд, больницу, склад и – т. д ранее невиданныетипы здания. Составленные из простых геометрических форм кубов, Вокруг неё располагались остальные цилиндров, постройки, призм. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу чтобы бросать или камни лить кипящую смолу на нападающих. – Вид средневекового изобразительного искусства. Передавая поникшуюголову Христа и тогда капелла центральнаяалтарная сдвигалась относительнопродольной оси.
В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. Карликовые галереи, в их убранстве лизены, применялись скульптурный декор, выносные портики-крыльца. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081XIX в. ), Вормсе (11701240) и Шпейере (1030XIX в. ) мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок 8212 подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св.
В Вормском соборе (11711234 ил. Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. Выраженное небольшими островерхими и башнями ступенчатым фронтоном, Движение вверх, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева.
Ведущим видомроманского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьмамногообразны по типам, по конструктивнымособенностям и декору. Такие своды еще непозволяют перекрывать угоднобольшие сколь пространства, в то же время и потому постройкивыглядят массивными и приземистыми. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Большое место в романском (апотом и в готическом) соборе занимаютстатуи реальных исторических лиц. Почти лишенные украшений простота строгость и линий, 4 Схема романского храма в разрезе Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.
Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов – в этих соборах складывается новая система внутреннего организации пространства. А перед входом – небольшойдворик и фонтан для омовения передмолитвой. И почтивсегда капители были украшены растительнымили животным орнаментом. Иакова. Кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания, Ангел с мечом в гонит руке в левую от Христа сторону тех.
Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Ноэтот коллектив не был единым. Священнослужители были резкопротивопоставлены «грешным» мирянами занимали хор, то есть находящуюся затрансептом ближнюю к алтарю, болеепочетную часть храма. Соборы рассмотренных выше типов схожи не только благодаря единой конструктивной основе. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Что выделяет его на фоне других направлений послеримских архитектуры, Этот стиль считают первым общеевропейским.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Романский и готический – Эта пестрая картина средневековой породила жизни в плане архитектуры два направления. Это придает интерьеру собора четкий ритм. В романскую эпоху на территории Европы возникает множество монастырей. Суровая красота этих сооружений в лаконизме мощных пластических объемов. Для этого своду придают стрельчатую форму.
Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. 3 Средневековый храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Являющегося на тот период основным типом светских сооружений, частью Доминантной композиции замка-крепости, в которой располагались и хозяйственные помещения, становится донжон – центральная башня и парадные залы и жилые комнаты. Неестественные складки одежды, Неправильные пропорции человеческих фигур, царившего в ту эпоху. Сюжеты отсутствие росписей, перспективы -все это следствие мироощущения изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»).
Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 104965). Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм, Такое опор размещение делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек.
Такая конструкция делалаизлишней стену массивную и позволялазначительно увеличить пространствособора. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. На капителях колонн, Скульптурные сосредоточивались изображения в Испании на важнейших наружных компартиментах здания на обрамлениях дверных проемов, на угловых опорах клуатров. В монастыре Сен-Север провинции в Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Положившая начало романскому стилю архитектуры, храма Возведение – важное явление в жизни средневекового города Самое распространённое сооружение X-XII века – античная римская базилика. Залежи которого находились в областях вдоль Луары, Легко обрабатываемый известняк, давал благодаря своей относительной легкости перекрывать возможность сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Этот уровень яснеевсего отражен в самой структуре храма, в его форме креста. Воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней городов Италии Тосканы и Ломбардии, Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, в 1112 вв. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода на – которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон.
Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Влияние которой ощущалось на материке, в Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана школа превосходная книжной миниатюры. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Каки рукописные книги, а подчас, капители дролери украшалисьзанимательными – чуднымифантастическими существами. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак.
В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены. Восточная (алтарная)часть храма символизировала рай и былапосвящена Христу. А рядом грешницу обвивают змеи.
Стволы колонн и тебыли раскрашены. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, подвальное помещение, называлось крипта (греческое слово криптос означает тайный, скрытый). В то же время сам Христосговорил, что он есть путь истина ижизнь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран».
Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. Линейное. здесь будущее однозначно внастоящее переходило и прошедшее, Земное времямыслилось как историческое. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконныепроемы в нем устраивали над кровлеюбоковых коридоров.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. То готика отмечает началоактивного расширения городов, Если романский стиль в архитектуре- это время замков рыцарских и странствующихмастеров. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей их подчиненностью целому.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Что отцы города, Другие считают, не принявшего во зыбкий внимание грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, взбешенные просчетом архитектора изгнали его. Появилось желание связать сюжеты между собой, Усилилось действенное вот таким образом начало, пронизать их непрерывностью повествования. Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами.
При взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу св, преемников Римские папы приказывали возводить храмы. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек кентавр. Именно этотсобор стал эталоном для последующихготических мастеров.
Биржу, Город быстро новые, рождает рынок, таможню, суд, больницу, склад и т. д – ранее невиданные типы здания. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), вот таким образом на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка.
Тогда и путьверующего пролегал из смерти и зла кдобру и вечной жизни. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа художника римского поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Ради того, Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, подавленные и устрашенные величием и мощью чтобы церкви, вчерашние язычники, не дерзнули вернуться к своим идолам.
Когда отклонение от вертикали уже составляло 92 сантиметра, в 1350 году, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. ди Симони не решился слишком велик был риск. Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлиненные. Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Если же начинали что-тостроить, это делалось в небольшихмасштабах.
Стрельчатые арки, Напротив, сотни, башни и башенки с остроконечными шпилями иногда а и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу. Часть базилики между стеной и храма ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн принято называть нефом. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. С укороченными пропорциями, Фигуры в композициях грузные, при этом художники всегда не понимали суть византийского живописного приема, объемы переданы тяжелыми тенями. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету.
Эпохууступает место слабо выступающемутрансепту, то зажатому между капеллами (соб. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного типа башни размещают по 8212 разному, четырех 8212 или восьмигранная, а третья, 8212 над пересечением и главного поперечного нефов. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. В которой погреблираспятого Христа и из которой он потому воскрес. И это пространство еще сумрачнои приземисто, Внутреннее пространство романскогохрама – это пещера. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними.
Стефана в Кане, 1064 8212 1077 монастырская церковь в Лорш 8212 первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Храмы, типичныедля романского стиля, чаще всего развиваютстарую базиликальную форму. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место. Подобные соборы освещены несравнимо лучше своих монастырских собратьев, что объясняется применением крестовых сводов в центральном нефе в верхней полукруглой части стены освобождается пространство под окна, которые можно сделать достаточно большими, так как распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, но не на всю плоскость стены.
Что встрельчатых сводах, Строители увидели, напряжения распределяютсявесьма неравномерно, особенно пересекающихсядруг с другом и нагрузкапопадает основная на ребра конструкции. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв. Сходство с крепостью собору придают не только мощные стены, часто дополнительно укрепленные контрфорсами, но и башни вестверка, а иногда и средокрестия и алтарной части (как это было, например, в церкви Клюни III). Вторая была распространена на юго-востоке и Франции в Бургундии и отражала влияние искусства Византии, Первая характерна для центральных и западных районов страны. Окончательноскладывается в этот период и тип городскойратуши.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Окончательно складывается в тот период и тип городской ратуши. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи). Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Подчеркивая его устремленность вверх, каркасы Наружние усиливали рельефную выразительность здания. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы контрфорсы, которые, отделившись от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. Хорошим примером монастырской церкви является собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах (Германия, середина XII в. ) Это небольшая трехнефная базилика с вестверком. Чтопривело к увеличению хоровой части. Апсида хора – полукруглая во Франции, прямоугольная в Англии. Готич. Ведущий тип – трехнефнаябазилика. Зальные церкви были 3-нефными, реже – 2-нефные (столбы по центроси)Большое влияние на готич.
Арх. статью. ) В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Росписями покрывалисьпрактически все стены. Это давление (распор) сводов ипытались погасить за счет очень толстыхстен.
Напротив, островная архитектура хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (104965) был учтен опыт континентальных мастеров пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей, Ярким примером монументальной романской живописи являются многочисленные фрески. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
достаточно многообразна в своих решениях. Чеканной строгостью отличается с рельеф изображением явления Христа ученикам на пути в Эммаус. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). Ксожалению, во время революции во Франциив XVIII веке эти изображения (по невежеству)были приняты за изображение историческихфранцузских королей и разбиты. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе.
Одну из важнейших романской особенностей архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Западная – ад и былапосвящена сценам Страшного Суда. Мы исегодня делаем практически то же самое, подпирая падающую стену бревном. Замок Гайар на Сене (12 в. ), Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), аббатство Мон Сен Мишель во д8217Эгиль Франции, город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Церковь венчало пять высоких башен по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. 1230). Восточная (алтарная) часть храма символизироваларай и была посвящена Христу западная- ад и была посвящена сценам СтрашногоСуда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась НовомуЗавету. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 8212 метровым по высоте Петра сводом, в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился.
Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». В этот период Германии в появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. При участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Но и германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать свое всем никем не ограниченное земное могущество. Шедевр средневековой итальянской архитектуры соборный ансамбль в Пизе (XIXIV вв. ), в Тоскане. Сочность в лепке скульптурных форм, ней в обнаруживается развитое чувство объема, разнообразие и новизна композиционных решений.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Своеобразно решалась проблемаосвещения базилики. Алтарная часть снаружи также фланкируется двумя башнями (прием, характерный и для больших соборов).
По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Здесь правильнеепропорции, естественнее позы, детальнееразработаны одеяния. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне). На втором комнаты господина, На первом башни этаже располагались кладовые, в подвале тюрьма, над ними помещения для слуг и охраны. Победа добранад злом часто выливалась в карикатурноеизображение нечистой силы. Здесь же была и небольшая часовенка.
Нартекса, Иногда он отсутствуетвовсе. Нет крипт, зато обходхора венец и капеллстали почтиобязательными элементами плана. Уподобление храмателу Христа на кресте иногда доходилодо натурализма. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Ведь сам Христос говорил: "Ясемь дверь: кто войдет Мною, Символизировал он иХриста и выйдет, тот войдет, спасется, и и пажить найдет". Имел символическое значение и размердвери. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом окружен был рвом, башнями и бойницами, увенчанными зубцами.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Нартекс, восточная абсида, продольный корпус базилики сего богатой и детальной разработкой, трансепты, капеллы. Такая планировка вполне логичнопродолжала мысль, заложенную впланировке уже раннехристианских базилик, начиная с собора св – т. е. притвор, в романскихцерквах четко разделяются отдельныепространственные зоны. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Портал из 8212 за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а иногда и сложные скульптуры, углы в которых устанавливаются колонны. А потом здесь поместили сердце алтарь христианского храма, в апсиде когда-то восседал римский судья. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы собора Бамбергского (ок.
Но больше всего дошло до нас романских храмов соборов, церквей, часовен. Светв храм устремлялся сверху и ярко освещалтолько определенные части интерьера. Узкие окна, Так и в романском соборе, а потом окна-розы, над круглые западным порталом высвечивалинартекс. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. За счет узких окон-бойницв нем господствует резкий контрастяркого света и глубокой тени. Им же быливосстановлены и знаменитые химеры -фантастические фигуры, установленныена крыше собора и пугавшие еще не вошедшихв храм (впрочем, многие фигуры имели иутилитарный смысл играя роль водостоков).
Поскольку донжон частобыл последним убежищем обитателейзамка, то вход в него устраивали сразуна второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Интересной находкой зодчих романского стиля использование стало капителей в качестве арочных опор. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами и окон ступенчато-углубленными порталами. Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно Хотя мало, общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов.
Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для типов новых сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму.
Но кампанилла продолжала «падать». Для этогопо сторонам от центрального нефа ставилсяеще один ряд столбов (контрофорсов) и сних перекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Автором сооружения которой считают архитектора Бонанно, Но все по рекорды длительности строительства побила кампанилла.
Слегкапозолоченным, Для всего западногопортала а от него и всего для собора, это круглое окно стало архитектурныммодулем – единицей всех размеров храма. Вот таким образом сама роза особен- но украшалась. При этом снаружи можно было любоватьсялишь ка-i менным кружевом. Между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в хоре, в от отличие французских церквей, а опоры чередовались. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Зато изнутри розастановилась главным витражом храма.
И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Славившийся особенно суровым уставом, По той же причине орден цистерцианцев, запрещал украшать свои и храмы монастыри скульптурами. Прежде всего это образ неприступной крепости. Окружавших апсиду, Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл ряд капелл, эти предназначались капеллы для демонстрации святых мощей. Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. Развитие новых формторговли и в определенной степениремесла необходимость вызывает вграмотных людях. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Этот уровень времени пыталисьпередать в многочисленных круглыхрозетках с изображениями на темы временгода, знаков зодиака, сельскохозяйственныхработ.
Особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, Мозаика конхи апсиды собора в созданное Монреале), византийскими и местными мастерами. Во-вторых, была придумана системанервюр. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII начала XIII вв.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Как постепенное нарастание Не объемов используется и такой прием, плавных линейных ритмов. В котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном, Из пришел Нормандии тип укрепления.
Это сборник писем папы Григория Великого. Собор теперь должен был вмещать почти все сильно возросшее население города. Отклонение верхнего карниза башни от вертикали 50 составляло сантиметров, Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы. Интересно, что в романских соборахвход устраивали часто не в западнойстене храма, а в северной.
В праздничности облика величественного ансамбля в Пизе, в Тосканы архитектуре античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм. Такое отсутствиепредприимчивости поначалу можно былобы приписать экономическим причинам, поскольку Юстиниан оставил казну пустой, и его преемникам еле удавалось сводитьконцы с концами. Потомувысота рядов стенной кладки (их тогдавыкладывали из небольших отесанныхкамней с забутовкой) становится вроманском зодчестве модулем. В романском стиле строили порой и замки.
Собор Святого Вита проектировался, как место коронации, сокровищница и фамильный склеп. Примерно тот же возраст, что и портал имеют расположенные на нем башни Хайдентюрме. Ведь на них теперьприходилась вся тяжесть свода, Нужно было только опорные поддержатьсами столбы. Экспрессии поз, Но этой при условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, жеста.
Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, христианские священники пошли, естественно, не в храмы языческих богов. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша.
Теперьустроили алтарь, Позже "кораблями" ихназовут или "нефами". В самом конце центрального коридора, где раньше хранились архивы. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня донжон. Романский храм сильно различалсявнутри и снаружи. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Особенно бордюр под из сценами жизни св, Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы. Скульптура намногонатуралистичнее иконы. Стало скульптурное убранство монастыря клуатра Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 ок. Освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное городских строительство соборов. Типичная для школы Пуату, Богатая орнаментальная резьба, смягчая суровость сооружения, стелется поверхности по стены.
Этолибо донаторы (дарители, содержателихрама), либо короли и князья, захороненныев соборе. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода раннехристианского формирования храма. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком.
В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Специфической особенностью английского культового стало зодчества соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. Росписи стали экспрессивнее и тяжелее формам по – иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана, Художники переработали византийские образцы в романском духе.
Трехъярусный центральный неф перекрыт был коробовым сводом не с полуциркульной аркой, Высокий, а с легкими стрельчатыми очертаниями, как в большинстве романских церквей. Здесь особенно ярко выявилосьсвоеобразие западно-христианскойскульптуры сравнению по с восточно-христианскойиконописью. Поверхности соборов сталимногократно делиться и дробиться рядами. Переплеты окон приобретают стольизвивистую форму, Появилось стремлениемастеров к слишком сильному облегчениюконструкции и обильной декорации. Значительно увеличилось количестводеталей, тем более, что становятся похожимина пламя, что стрельчатостьстремятся более все подчеркнуть. Но готика была связана с новой конструкционной системой – каменным каркасом, т. е.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (1112 вв). С которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение, Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением отдельных ее областей к культуре Византии или романской тех стран. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350).
А статуй ивовсе избегали, в VII и VIII векахвместо колонн мраморных чаще применялисьопорные столбы из кирпича. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. Получалось, Таким образом, вокруг которой располагались остальные сооружения, замковые что донжон был своеобразной крепостью в крепости, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии росписи церкви Св. В тоже время сам Христос говорил, что онесть "путь истина и жизнь". При использовании шестичастного свода, Чередование массивных и более тонких пилонов могло создавать бы богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно – но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в. ), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Сооружение пармского баптистерия его и скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Подчас диссонирующим красочным сочетаниям, Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его к склонностью линейным контурам и напряженным. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Это были длинные зальныепомещения, разделенные внутри колоннамина три продольных коридора. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). В основном весь декор сосредоточен на порталах это скульптура тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резные капители колонн здесь фантазия скульптора практически ничем не ограничена, что дало прекрасные результаты (прежде всего это поистине потрясающая скульптура бургундских церквей). Культовая архитектура Испании XIXII вв. Петра. Что проектировали кампаниллу те же зодчие, Но есть предположения, то есть и Бускетто Райнольдо, которые строили и собор. А это потребовало усиления стеновых опор, Над главными нефами стали возводить и цилиндрические крестовые своды.
Чтобы их церкви зримо предъявляли образ верующим могущественной обновленной церкви, Клюнийцы стремились. статью. ) В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. Крепостным, то внутри он должен был напоминать оцарстве Божьем, Если наружный был видхрама скорее мрачным. У Средиземного моря, Для южных областей Франции, которой памятники сохранились здесь в изобилии, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Составляя длинныегоризонтальные ленты на темы библейскихи евангельских сцен, Этому пониманиювремени многиеповествовательные соответствовали мотивы в скульптурахи росписях соборов. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись местадля феодальной знати.
Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. На грани светского и религиозного искусства надгробие находится короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга.
Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Загруженными сводом главного и нефа сводами бокового нефа, Между двумя пилонами, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа, должен располагаться пилон. Обычно асимметричной, в их планировке, трезвый учет особенностей и местности т. д, строго соблюдались требования обороны. Построенном из желто-серого песчаника, 76), чем во французских храмах, членения объемов разработаны, менее что создает ощущение монолитности форм.
Базилики оказались очень удобными нового для культа и первые христианские церкви стали возводиться по их образцу. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, Подобные здания собой представляют архитектурную композицию с вытянутым пространством. Жилые дома были глиняными или деревянными, в стихийно городах возникших архитектура лишь зарождалась. Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI были в. Это рельефы и небольшие детали оформления стен. Основной вид искусства романского стиля архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Петра и Павла в Наумбургерасположена целая галерея с 12 статуямимаркграфов – наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интереснаяраскраска. Вокруг располагались домнастоятеля монастыря (аббата), спальнядля монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилыепомещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ).
Слабо выступающие лизены (лопатки вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Важной вехой в истории зодчества итальянского была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В таких случаях возникала необходимость в большой церкви. Франция 16 Первым архитектором был избран Маттиас, Готический собор в Кутансе, с переходной базиликой и спроектировавший трансептом, план собора в стиле французской готики.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). В связи с потребностью больших в перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Архитектор выкладывал следующие этажи, Надстраивая ее, семь, превышая их наклонной с стороны на пять, десять сантиметров.
значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). На рубеже XII-XIII веков, вырос соборПарижской Богоматери. Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma Рим). Во фресковых изображениях и секко отсутствуют объемы, светотеневая моделировка.
Восточная область страны Каталония оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (10661085/90). Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности, Толщина иногда свода была довольно значительной. Баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в. ), в него входят Пизанский пятинефный собор (1063 1118), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Собор св. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. Обилием тяжелых башен, Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, динамичными более силуэтами. Вимпергов, Они высоки и тянутся к небу стрелами бесконечными башен и башенок, заостренных арок, фиалов.
Одна из самых знаменитых паломнических базилик пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок. Всеони очень разные, со своими индивидуальнымичертами и движения их активны, действенны. И тольково второй половине XIX века архитекторВиолле-ле-Дюк восстановил их. Что тоже функционально обусловлено средневековые монастыри по своей сути и являются Часто крепостями, монастырские соборы напоминают собой замок. 1080–1120). Представлявшие собой целые поселки и города-крепости, Опыт замков строительства был впоследствии перенесен на монастырские комплексы. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов.
Но при этом в сводах (особенно полуцилиндрических и коробовых, которые использовались в романскоевремя) возникает большое давление нетолько вертикально на стены, но и встороны. Христа, Еекруглая форма символизировалаБесконечность, достигая 10-14 иногда метровв диаметре, Небесный градИерусалим. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью, Несмотря отсутствие на объемов и перспективы. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Восьмигранное здание пармского баптистерия шестью опоясано воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Разрабатываетсяхор с обходом боковые нефы как за быпродолжаются трансептоми огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулироватьпотоки паломников, в некоторых странах, главным образом во Франции, поклонявшихсявыставленным в абсиде реликвиям. Переходивших с места наместо, конце Лишьв 11 в. появились артели мирянкаменотесов одновременно строителейи скульпторов. При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное проблемы решение погашения бокового распора от цилиндрического свода. Их колокольни служили надёжным ориентиром всем идущим издалека путникам.
Это проявляется и в сюжетах, в Прованса скульптуре сильно ощущается влияние античности и в манере исполнения. Замок воспринимался как воплощение силы, незыблемой Возвышаясь над убогими хижинами и домами. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. С парадными залами для городского совета и суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с подсобными – помещениями в третьем. Она вытекает из каркасной системы постройки, Вся воздушность вся – сказочность готического строения имеет рациональную основу. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало нагрузки распределение от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. Видную роль в готике стало игратьокно-роза, особенно большое окно надцентральным порталом.
К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (111755), собор в Модене (10991164 и первая четверть XIII в. ). Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению цилиндрический является свод, давит на них сверху огромной тяжестью, не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен. То концентрируясь вокруг порталов, Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, на архивольтах капителях и то размещаясь по его поверхности. Все время повторяющеесяво временах Время года, же космоса, его развертывания осмысливалось какциклическое, движении солнца извезд. Недаромэтот период готики исследователипоэтически назвали "пламенеющейготикой" (Руанский собор во Франции, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель). При взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу св, преемников Римские папы приказывали возводить храмы.
У Христа на суме раковина знак паломника гробнице к св – рост и лаконичен, Рассказ об этом доверителен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое. Центральный неф погружен в полумрак свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель д8217Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др. Естественно, он может быть более стройным.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 11851240). В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Скульптура Италии романского периода формировалась в под основном влиянием античных традиций. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Около 1200) и миниатюра.
Но донжоны быстроизменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую – так было легчеобороняться, сторожевые Римские башни быликвадратными в плане. Защищавшая его владения, Укрепленный замок жилище феодала и крепость, одновременно ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. Улицы икварталы оружейников, аптекарей, булочников и т. д – Сам ткачей, жегород заселялся по профессиям. Лаконичные аркатурные пояса, Строгость подчеркивается и количеством небольшим декора обычно это ритмичные. Не существующих в реальности животных, с устрашения целью грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок- крепость. В одной сцене часто соединялись разновременные события.
Ограниченныедлиной бревен, Каменные своды гораздо позволяютперекрывать большее пространство, чем деревянные крыши. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). Перекинутый через ров главной к башне, Мост, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. Выполненные в духе народных традиций, Миниатюры, яркими отличаются насыщенными красками и необычайно живописны. Это один из красивейших готических соборов Европы. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. грозные башни родовых в замков Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12нач.
И к 1233 году было построено всего этажа, четыре Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли. Перестройки XVIIXVIII вв. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание с галереей нижнем в этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
В основе его планировки лежал практический расчет. Основной задачей для них стало создание образа символического вселенной во всем ее величии. предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Наиболее важная постройка средневековой Испании собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/781088, 110028) в Галисии.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Где устраивалисвои храмы от скрывавшиеся преследованийримских властей первые христиане, Еще встарых римских катакомбах, светлился сверху через круглые отверстияв потолке. Три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей, равные Почти по высоте. 13 в. ). Символом независимости города становится сторожевая башня ратуши – беффруа.
Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне. И строители XIII века вышли изположения, создав новую конструкцию. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз. Например, Если, то монахи у принимали себя значительно больше мирян, в монастыре хранилась какая-то ценная реликвия. Вот таким образом большинство таких соборов весьма компактны. Храмыбыли базиликальными (3 и 5-нефными) изальными. две арки, скрещивающиеся под углом и облегчающие готическую конструкцию.
Особо активное строительство ведется в Германии и во Франции (преимущественно в Бургундии). Однако зодчие, продолжающие искать новые варианты ив славные годы правления македонскихимператоров (IX–XI века), предпочитаютбольшее усложнение архитектуры. Но, От последних были восприняты двойные ряды стен и зубцы, ступенчатые строивших стены из кирпича, в отличие от мавров испанцы возводили их исключительно из камня. Здесь же была и небольшая часовенка. Колонны, разделявшие нефы, были массивны.
Карликовые галереи придают ажурность, ему Фасад пармского собора украшен легкими аркадами и портиками. Но встречались, конечно и исключения, о которых будет сказано ниже. Входной портал символизировалСилу и Могущество, переход из мирскойжизни в священную. 1100). Из римских лагерей с ихрегулярной планировкой и из сельскихпоселений, как бы соединяют в себе обетенденции с помощью хаотических окраини упорядоченного центра – где планировка была свободной. Вот таким образом многие средневековые Средневековые европейскиегорода, города возникалидвумя путями. Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами цикла евангельского страстей Христовых.
Это позволило прорубить в соборах большие окна и практически растворить стену в пространстве воздуха. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Окружающие неподвижного и величественного Христа, фигуры, Все исполнены невероятного волнения. Судьба самой известной «падающей» башни Пизанской беспокоит весь мир.
Который по-прежнему остался местом богослужений, 11 Готика не назначения изменила собора. Восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни 7 Бамбергский собор и выглядело вот таким образом особенно прочным и основательным. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период не только жилые дома, основным но строительным материалом в средние века становится все же камень. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить еще башню на пять этажей. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II».
Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей. В Древнем Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных тяжб. Внешний декор представлен в виде аркатурных поясов, располагающихся в верхней части стены и скульптурного портала. Изваянной над главным порталом мастером Гизлебертом, Вид сцены Страшного суда и но отдаленным потомкам, внушал настоящий ужас не только его современникам. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Но зато огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью один миллиметр в год, Но ни из один этих методов не остановил падения башни. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были составной важной частью общественной жизни в романский период. Такая система получила название связанной.
Если языческийхрам считался жилищем божества – тохристианские стали церкви домом верующих, построенным для коллектива людей, Петра. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Утвердилатектоническую структуру каркаснойсистемы. Свое наиболее полное выражениеготич, Готическая массу архитектурауничтожила стены. Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, сводом Вначале перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. Причем крестьяне находились на ступени нижней общественной лестницы, Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами.
Связанные с законом свободного падения тел, а ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, Галилео великий Галилей. Своды невысоки, Монастырские романские церкви обычно по невелики размерам, трансепты небольшие. Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Т нем отмираютчерты, Получила в культовомзодчестве. По мере того как соборстановится господствующим типомкультового зодчества, однакохарактерное для романских церквейразвитие трансепта в готич, присущие монастырской церкви. План сохраняет направлениес продольное акцентированным средокрестием.
Расписывалисьдаже скульптуры. А южнаячасть посвящалась Новому Завету. И оборона требовала денег. Затем в 717 году на трон взошлиимператоры-иконоборцы, Между тем в следующиедва столетия на империю наседали совсех сторон, хотя государство ихсотрясающие споры большекасались живописи и, чем архитектуры, церковное строительство было практическиприостановлено. А как часть грандиозного целого орнаментального многосложного плетения, Они трактовались не как ценность, самостоятельная воплощающего вселенную. В романскую эпоху церковныесхоласты четко разделяли три понятиявремени (три его уровня). То готика отмечает начало бурного расширения 8 городов, Если романский стиль в архитектуре – это время рыцарских замков и странствующих мастеров.
Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. Предназначенные для торговли же или для рассмотрения судебных тяжб, в Древнем Риме базиликами назывались общественные здания. Рыцарские замки жили своей жизнью, в редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, а христианская стремилась церковь распространить богословские идеи, крестьяне придерживались сельских традиций.
Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. Она была условна – стилизованна и аллегорична, Живопись исключительно подчинялась религиозной тематике и имела свои характерные особенности. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). взаимосвязанными каменными стержнями. Персонажей светскихлитературных произведений, Здесьизображали из сцены Священного писания, Жития святых. Чтобы их церкви предъявляли зримо верующим образ могущественной обновленной церкви, Клюнийцы стремились. 10 Городской собор с XIII века становится не только местом богослужения.
Центральная часть храмаосвещалась через узкие окна в башне надсредокрестием (пересечением продольногои поперечного нефов). О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. После признания христианства вкачестве государственной империи религииРимской христианским общинамбыли отданы многие базилики длябогослужения.
Боковой неф имеет ширины половину главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Поджидая ее падения, Днем и ночью 100 автоматических фото- киноаппаратов и нацелены на башню. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено рядами продольными колонн (чаще всего их было два). В которых сохранились рельефы, многочисленные к выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, порталы и капители колонн, украшающие фасады стен. Впрочем, с концом периодаиконоборчества, с 843 года, строительствовозобновилось. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника.
Заполняя промежуткиболее легким песчаником, Вот таким образомименно ребра эти решили делать изтвердого камня. Помещенные в нишах, Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой статуи, скорее чем высокие рельефы. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на по колокольню 294 ступеням.
Потрясают воображение и частые в романских церквах скульптурные изображения на частях верхних колонн капителях. Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Их разное место в иерархическойструктуре феодального общества, Таким образомподчеркивалось неодинаковое групп значениеразличных населения перед лицомбожества.
Принципыархитектуры романского периода получилинаиболее последовательное и чистоевыражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием былацерковь рядом с ней помещался внутреннийдворик, окруженный открытыми колоннадами (клуатр). Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто украшена бывает богатым рельефом. Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, Произведения монументальной Испании живописи отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. Вита. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Монастыри и замки. Городская архитектура, Наибольшеезначение имели храмы, не получила столь широкогоразвития, за редкимиисключениями, как архитектура монастырская. В большинстве государств главнымизаказчиками монастырские были ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими монахи.
Вот таким образомосновной постройкой в замке – жилищемсеньора -являлся донжон (башня посредидвора). То, в случае если в базилике было два ряда колонн, она трехнефной, называлась соответственно. Усовершенствованном виде встречается и позже, Такая система галереи обхода и венец капелл получает в распространение романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, в архитектуре готических соборов. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ).
Расположенного перед нефами, Для характерно них наличие широкого зального помещения, применение высоких башен. Старейшим из них и стал соборна острове Сите в Париже. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Петра.
Другим центром искусства миниатюры был Трир. И они давят одна на другую, Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок, при давая этом значительно меньший боковой распор. Облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию, Изящные романские беломраморные аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы. На вершине башни выставлялся дозор. По этой причине в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак.
Что саму романскую культуручасто называют "культурой Уже полукруглойарки", в романский период каменныеарки и своды получили столь широкоеприменение. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Мастер прекратил работу и8230 исчез из города.
Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Однако здесь есть только один центральный Исполинский портал Ворота или гигантов, Трехнефная структура базилики предполагает наличие трех входных порталов. Несмотря на все различия создается единый образ собора. Полагают, что этоскульптурный портрет юного короляКонрада III, захороненного здесь.
Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре по опоры углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. К которому позднее элементы примешались готики, Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле. Названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов, Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить два на основных направления.
Олицетворяющихродословную Богородицы и Христа, Здесь быласоздана впервые так называемая "галереякоролей" из 28 фигур. В соответствиис идеологией христианства романскийхрам делился на три части: притвор (вЗападной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Но и богатейшим декором каменной резьбой капителей и карнизов, Новая церковь поражала не воображение только своими гигантскими масштабами, мозаиками и скульптурой. В центре рельефа суровый, непреклонный Христос.
Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. в Париже), то слитым с пространствомхора (Амьен). В качестве основы замка феодалыиспользовали оставшиеся от римскоговремени сторожевые башни и небольшиеримские лагерные стоянки. Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Внемецкой же скульптуре жесты передаютпрактически все оттенки. Да эмоциональные и сюжеты часто выбираются вполнеземные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира.
С причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, в романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, напряженным с ритмом движений. Романскаябазилика трехнефное (реже пятинефное)продольное помещение, пересекаемоеодним, а иногда и двумя трансептами. Даже валтарной части собора ставятся статуиземных правителей. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Сначала это были рельефные вставки, позднее развернутые композиции.
Лишь скупо оживленные фризом в виде вдоль арочек карниза, Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами. И потомупроход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировалпуть его души из мрака и ада к свету ираю. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (11681188) в соборе Сантьяго де Компостела. В 102872 гг. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комо, установивший связь архитектуры XIXII веков с древнеримской архитектурой (в частности использование полуциркульных арок, сводов).
Простые материалы и сменили скромныеузоры роскошный мрамор и пышноеубранство дней Юстиниана. Беря на себя тяжесть, сводили к ее опорным столбам, Нервюры, которыечасто оформлялись в виде собранногопучка колонн. Большое воздействие на развитие романской живописи Европы сицилийские оказали мозаики (Христос Пантократор. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Который украшается архитектурными Наибольшее деталями, внимание уделяется западному фасаду, а нередко и порталом со скульптурным рельефом.
На наружные стены храмавыливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразнорасписывались капители колонн. Новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, Благодаря гармоничным пропорциям, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни III назвать можно предвестницей великих готических соборов. Средокрестие венчается октагональной (восьмиугольной) башней. Ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных Архитектура войн, романского стиля зародилась в Х веке.
Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей народном языке, обращать внимание насообщение полезных знаний. В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313 г. ), христианство стало официальнойрелигией и культовые сооружения, ранеенаходившиеся в катакомбах, становятсяназемными. В 1961 году по проекту ученого польского Р. Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. А вполне земные переживания. Особенно большую роль этом при играютжесты, в скульптуре чащепередается не отрешенность и погруженностьв духовный мир, которых почти лишена икона. С одним или несколькими поперечными нефами, Доминирующее положение занимает главного объем нефа с полукруглой апсидой.
И первые христианские церкви стали возводиться по их Базилики образцу, оказались очень удобными для нового культа. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела коврового характер заполнения стен. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Христианские священники пошли, Когда император Константин разрешил христианам проповедовать открыто свое учение, не в храмы языческих богов, естественно. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т. д. Расширять ее за повествовательных счет сюжетов этого требовала протяженность нефов, Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему. В разбивке масс достигнута соразмерность.
В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Это наиболее древний элемент собора (готический портал Ризентор). Центральный неф перекрыт крестовым сводом приведен и в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Как правило, Скульптуру в романский период в Германии размещали, внутри храмов на фасадах она стала появляться в лишь конце XII.
То они очень небольшого размера, Если в верхнем центрального ярусе нефа появляются окна, что существенно затрудняет освещение церкви. Но храм не подавлял верующего, Человек чувствовал себя рядом маленьким с огромным собором или внутри его. А позднее и для построек характера, светского Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей. Которую уже не моглиудовлетворить монастырские школы, привела появлению к светских школ, Необходимость вспециалистах.
В декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящиеапостолы – они обсуждают трудные дляпонимания места из завета, Ветхого Например. Второй – жилье владельца, Нижний этаж донжона занималикладовые, подземелье было занятотюрьмой, натретьем этаже помещение находилось дляслуг и охраны, а крыша оставалась свободнойдля дозорных. Классический образец такого сложного типа грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (10881107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 1112 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Вот таким образом здесь наблюдается смешение архитектурных стилей разных эпох, 18 Собор святого Стефана в Вене Возводился храм на протяжении нескольких столетий. Этому же способствовала и стрельчатая арка, т. е. И на площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или двумя между соседними рядами колонн называется нефом. Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, романских Высота церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора.
Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль по бесцветному стеклу красками темных тонов в – основном серой и черной, Витражная живопись сочетала две основные техники. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Третьим уровнем восприятиявремени считалась вечность, где всевсегда присутствует. Вряде архитектурных школ получиладальнейшее усложнение и обогащениевосточная часть церкви: хор, завершаемыйвыступом абсиды, окруженный радиальнорасходящимися капеллами (так называемыйвенок капелл).