Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество иличность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомитьсяс тем, что скрывается под названиемсюрреализм. Книга об испанском художнике, выдающемся представителе сюрреализма Сальвадоре Дали (1904–1989). Когдаодин из журналистов спросил СальвадораДали, что же такое сюрреализм, художникответил: " Сюрреализм – это Я". Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: Сюрреализм – это Я и с полным на то основанием.
Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под названием сюрреализм. Длясюрреализма, в том виде, как его исповедовалСальвадор Дали, нет ни политики, ниинтимной жизни, ни техники и ничегодругого.
Quotavidadollars Способтворчества Сальвадора Дали похож нарискованный эксперимент со смыслами европейской иценностями традиции – в 1949 году Андре Бретонизобрел саркастическую анаграмму имени Дали. Это были чисто механические методы охоты за случайностью (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса – техника фроттажа). Что-тошокирующее практически всех здравомыслящихлюдей и почти всем обо онвысказывал что-то немыслимое.
И нацизм и антифашизм, Он дискредитирует и религию безбожие и и авангардный бунт против них и поклонение традициям искусства и веру в человека и неверие в него. Вместе с тем художник бросает вызов самодовольству здравого смысла, безвкусице массовой культуры, всеядному гурманству толстосумов. Клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, Это, по сути дела, что именноСальвадор Дали был чуть ли не главнымпроводником фрейдистских взглядов ХХ вискусстве века.
Поскольку Фрейд абсолютно не интересовался ему современными течениями живописи, в то же самое время Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу – тоже случай уникальный. Андре Бретон написал : Свифт – сюрреалист в язвительности. Скорее всего имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Одна из главных исторических заслуг сюрреализма состоит в том, что он объединил вокруг декларированных идей выдающихся поэтов и художников, кинематографистов и музыкантов, которые олицетворяют великую эпоху «бури и натиска». Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Проект которого создал сам художник, в 1974 году в был Фигерас открыт Театр-музей Сальвадора Дали.
Вформировании творческого пути и личностиДали важное место предшествовавшеесюрреализму занимает течение – дадаизм. Абсолютно неповторимой и чарующей, его с обескураживающей детскостью соединяется его острейший ум в такой необычной смеси. В результате этогослияния в 1924 г. появился "Первыйманифест сюрреализма", написанныйАндре Бретоном и переведенный на всеевропейские языки, был также основанжурнал "Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste").
И перед собой другими иперед они получали весомыеподтверждения правильности своихустремлений. В это время он пишет композиции, в которых изображает морские пейзажи. смущалопокой Швейцарии, а затем прокатилосьпо Австрии, Франции и Германии. Самое главное на свете – это Гала и Дали.
Близость с нейпереросла у него почти в патологию. Андре Бретон в Манифесте написал: Я верю, что в будущем сон и реальность– эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность. Далисловно испытывает их на прочность, сталкивая между собой причудливосоединяя и несоединимое. Над ним призрачно высится мужской торс словно часть композиции «Вознесение» возвращение к Богу-Отцу. На его историю, Обновленная психология Фрейдом привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, его искусство, его религию. Что это не просто дневник, Далиочень целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Дневник одного адневник гения", понимаешь, сюрреалиста. Он ошибается ну и что.
Quotзаратустра казалсямне героем грандиозных масштабов – души чьимвеличием я искренне восхищался, Дали писал. 2. С "Галариной", В1929 году Дали уже был знаком своей"музой", со как онее называл. В промежуткемежду 1910 и 1920 гг. - в исторически насыщенное, переломное и трагическое время – вискусстве происходят события – предсказавшиепути развития сюрреализма, Универсальность этой идеи очень точно один выразил поэт. Изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменял местами с червячками из вишен, натуральных Древоточцев. Предпосылки образования сюрреализма в формировании важное сюрреализма место занимает предшествовавшее течение дадаизм.
Безусловно, Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи – но, который по-своему интерпретировал эту склонность к созерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, они были восприняты через призму Фрейда, возбуждающих в воображении неожиданные и образы комбинации. Ощущения и предчувствия, работах в российских носителей сюрреалистического мышления преобладают иные подсознательные мотивации. Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Из какого источникавзято то или иное воззрение подход. Так или Они даже невспоминали о том, созерцая предметыприхотливой, Макс Эрнст развивал свое зрительноевоображение иррациональной формы. Любой эстетики посредством безумия, Программа дадаистов заключалась разрушении в любого стиля.
По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания). 2. Понимаешь, Читая его "Дневник одного гения", а сюрреалиста, дневник что это не просто дневник. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Юнг), «подсознания» (3.
1929 г В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Воинствующая антихудожественность, Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, в частности, которая, выразилась в использовании предметов фабричного производства художественных в композициях. Свои собрания эти люди называли термином sommeils – что означает "сны наяву". Это – Евгений Шеф (Шеффер), ныне живущий в Берлине Виктор Кротов, работающий в Москве и Париже Сергей Чайкун, Сергей Потапов, Олег Сафронов, Алла Бедина, Михаил Горшунов, Юрий Яковенко, Александр Калугин. Он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, был Он более или менее научным течением, дававшие несомненный успех, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику – методы. «Христос святого Иоанна на кресте» это и Христос-Логос Иоанна Богослова («В начале было Слово8230») и обращение к современности. В формировании творческого пути и личности важное Дали место занимает предшествовавшее сюрреализму течение – дадаизм.
Так однажды родилась фраза изысканный труп будет пить молодое вино. В формировании творческого пути и личности Дали важное занимает место предшествовавшее сюрреализму течение – дадаизм. Никогда не пытайтесь исправлять их.
Сложившимися задолго до того, Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, о как боге, появились понятия о добре и зле, о разуме. О егошокирующих публику выходках, Читая о Дали, он дажехотел превратить кусок реального мирав своей каталонской резиденции в подобиесвоей сюрреалистической картины, понимаешь, что и вся жизнь его была жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", усеявберег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели изтропических стран. Разумеется, И, спаситель человечества итворец нового мироздания не обязанподчиняться правилам поведения всехпрочих что людей, гениальнейшийиз гениев. Не случайно он былединственным из современных художников, кто сумел встретиться с престарелым, больным и замкнутым Фрейдом в еголондонском доме 1936 в году. 2. Он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, Он был более или менее научным дававшие течением, несомненный успех, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику – методы.
Дали стал болеть, прекратил появляться в обществе. Вот таким образом принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу когда сна, мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Во время гражданской войны он был застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. 16 3. Сюрреализм. Наоборот: их следуетрационализировать и обобщать.
Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. «Не рожденное внутренним, – писал Кандинский, – мертворожденно». Онабыла его ребенком и матерью, музой именеджером. О чем не принято говорить по причине запретов, Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том искренне которую любил совершает шокирующие публику поступки, налагаемых стыдом пишет на одной из своих картин: я ненавижу свою мать, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о Кружевнице Вермеера и Носороге на белом ролс-ройсе, набитом тысячью качанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к Дон Кихоту. Любой эстетики посредством "безумия", Программа дадаистов заключалась в любого разрушении стиля. Каксреди родственников и близких людей онникогда не одну задел лишь "Галарину". Можно привести и другие примеры почитанияФрейда Сальвадором Дали и другимисюрреалистами, Средивеликих людей он почитал безоговорочноодного только Фрейда – подобно тому.
Неатавизм, Оно не обмолвках, рудимент, который изредка прорываетсяво снах, болезненных маниях. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистскойистории искусства". Происхождение этихнаблюдений вполне ясно. Хотя его отношенияс единомышленниками далеко не безоблачны, Сальвадор Дали этом участвуетв триумфальном шествии сюрреализмапо мировым столицам. Онизвали ее "Гала – желчь". Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Во время своих снов наяву сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами – они играли. О последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые версии, невероятные Достоевского.
Так однажды родиласьфраза " изысканный труп будет питьмолодое вино". смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Что у вишен нет хвостиков, Кто-то из зрителей заметил, о юный которых художник действительно забыл. Они, Онине просто создавали новый стиль и вискусстве литературе, стремились переделать мир иизменить жизнь, в первуюочередь.
Эпатирующее антитворчество, Дадаизм или искусство – это дерзкое, пределах и необходимости нравственности имморализм Фридриха мало Ницше кого оставил равнодушным, возникшее в обстановке Европа уже давно была погружена в споры о сущности. Сформировавшееся к началу во 1920-х Франции, История Сюрреализма Сюрреализм направление в искусстве. Официальная хронология движения ограничивается 1924-1968 годами: от открытия «Бюро сюрреалистических исследований» и публикации «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона до «Пражской весны» – так, во всяком случае, определяют эти временные границы Ален и Одетт Вирмо. Настанет день и я превзойду его своимвеличием. Другой- Федерико Гарсия Лорка, поэт, драматург. Вообще ментальному миру детей, рассчитывая на то, Фрейдизм придавалособое значение детским фантазиям, играм, еще непорабощенных понятиями и нормами миравзрослых, что законы бессознательнойпсихической жизни гораздо яснеевыражаются в жизни детей, в чем жизни самих взрослых.
Доброе, Для дадаистов все"разумное, мир безумным, оказался вечное" потерпелокрах, подлым, эфемерным. Таким образом избездны вызывались глубинные подсознательныехаотические силы. Он похожна рискованный эксперимент со смысламии ценностями европейской традиции. Во время своих снов наяву они играли. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Воинствующая"антихудожественность", Главнымвидом деятельности дадаистов сталоабсурдизированное зрелище, выразилась в использованиипредметов производства фабричного вхудожественных композициях, которая, в частности. Противоречивое сочетание натуралистических образов, этого Для сюрреалисты предлагали абсурдное.
Поисков особого метаязыка, Сюрреализм как новое явление художественной культуры стал логическим продолжением дадаизма, с помощью которого можно было найти бы объяснение или дать анализ другого языка – предметного. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую и программу предлагал антиэстетику. Употреблявшейся приизучении внутреннего мира человека. Когда позднее в искусстве Дали и др. художников утверждается принципиллюзионистского "фотографированиябессознательного", фроттаж) соответствовалифрейдовской методике "свободныхассоциаций", что психоанализ выработалтехнику "документального реконструирования" сновидений, то нельзя о невспомнить том. Предоставляякрасочному веществу и силе броска самимобразовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом какорудие, Художникистали бросать на холст краски, каких-то марионетка мировыхсил. Пребывая хотя бы частичново власти памяти о сновидениях, Сальвадор Далииспользовал чисто – "фрейдистский"метод писать картины в еще не проснувшемсясостоянии. Мы находим определенные переклички с наследием Сальвадора Дали, Конечно, Рене Магритта, Марселя Дюшана, Поля Дельво, Виктора Браунера, Ман Рэя, Макса Эрнста, Хуана Миро в работах целого ряда российских художников послевоенного поколения, что отнюдь не означает прямой их связи с сюрреалистической традицией, а, напротив, свидетельствует о самостоятельной природе подобного феномена.
К собственной семье, Это к относится политическимсилам ХХ века, к картинам старыхмастеров, кправилам приличий. Провокационно, Дали и сюрреализм в той или иной степени Дали дерзко, обошелся непочтительно буквально со всеми теми идеями, парадоксально, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Абсурдный поток бытия, Чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный, где все подвержено разложению, воссоздать образ художнику мира, необходима огромная сила трезвого ума. 4. Итак, по мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) – одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Послетого станет возможным сублимироватьих" (3).
Что он не беспочвенная фантазия, Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность на настаивать том, а новое слово в понимании человека, не выдумка анархистов искусства истории, мысли. Что сюрреалистыработали по рецептам или"иллюстрировали" Фрейда его идеи, Однако было быупрощением думать. Это было целью сюрреализма, Все это было своеобразным вызовом и не только личным его делом. СальвадорДали был последовательным представителемницшеанства XXв. Настанет день и я превзойду его своим величием.
Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. 1. А, Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, стремиление проявлялось переделать мир и изменить жизнь, в первую очередь. Фрейдизм помогал им в ином плане.
Что уже не удивляться приходится влиятельности и распространенности сюрреализма, Это была солидная опора, его всеохватности до середины ХХ века. Гюго – сюрреалист, когда не дурак. Фрейдизм впечатляюще доказывал, что недооценивать нельзя значенияподсознания или считать его чем-товторостепенным. Дадаизмв принципе отвергал всякую позитивнуюэстетическую программу и предлагал"антиэстетику".
В Дневнике одного гения неоднократно упоминается Ницше. Свои собрания эти люди называли термином sommeils – что означает сны наяву. Темвременем в Париже Сюрреалистическаягруппа А. Бретона объединилась с группойхудожника Андре Массона, которыйстремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания. Сен-Поль Ру – сюрреалист в символе. Записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания), По сути дела – метод Дали соответствует из одному фрейдовских приемов психоанализа. Т. к. алогизм и иррациональность – программа его и его стихия, Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности.
Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Призванные отключить"рацио" и черпать образы из сферыподсознательного, А. Массон оригинальные разрабатывал приемыпсихотехники. Нельзя не признать параллельности Таким интересов, образом, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма, точек зрения.
По сути дела, Далиотносился к Фрейду, не усомнился нив слове, одном как кдуховному отцу и никогда ни в чем непроявил непослушания. Они поочереди составляли фразу, которые пишут другие. Однажды в 1925 г. играющие получили фразу:"Изысканный труп будет пить – молодоевино" ихинтересовали те случайные и бессознательныесмысловые сочетания, Например, не зная ничегоо тех частях, которые возникаютв ходе игры типа "буриме". Макс Эрнст, в времявокруг это писателя и теоретика искусстваАндре Бретона группируется рядединомышленников – это художники ЖанАрп, Поль Элюар, литераторы и поэты – ЛуиАрагон, Филипп Супо и др. Еще в юности проштудировав его Толкования сновидений и большие возлагал надежды на освобождающую силу сна, Дали и идеи Зигмунда Фрейда Он был ярым поклонником идей Фрейда, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного, вот таким образом принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни и в искусстве. Эта выставка собрала количество огромное почитателей таланта художника и просто любопытных.
Рыбаки у берега, Тихое озеро, но они и символы жизни, хранимой прекрасный дворец вдалеке это известные евангельские образы. Предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные Художники конфигурации, стали бросать на холст краски. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, которые они называли термином sommeils – что означает сны наяву – близкого к трансу Своеобразными тренировками были собрания сюрреалистов, Андре Массон сформулировал условия три бессознательного творчества. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. В их числе экспозиция в ГМИИ имени А. С.
Рассматриваятворчество Пикассо, в своей книге1928 года "сюрреализм и живопись"Андре Бретон подводит итогипоявившегося некоторые нового движения в искусстве. В ней он указывает на значение детскихигрушек для художника, называет его "создателемтрагических игрушек предназначенныхдля взрослых", в то время сблизившегосяс сюрреалистами. Фарг – сюрреалист в создании атмосферы. Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами – они играли. Неординарной русской женщине он, ей, Именно был обязан всем, по собственному признанию, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). Гением, Будучи подлинным творцом, создал свою эстетику смыслов, он способностью обладал предчувствовать и предвосхищать, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего.
После того станет возможным сублимировать их. Лишь война и эротика, по мнению Дали, волнуют людей. Всегда интригующего замысла, Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией виртуозностью и осуществления. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная выставка его работ на Крымском валу Дали без границ. Не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, Декларируя в этом тексте некие постулаты, противоречивую отражающих суть неведомого и известного.
Если ее не понять – выписанных с тщательностью мастера, средневекового Каждая деталь больших полотен, будет ущемлен и смысл целого, подобна слову в тексте. Он был республиканцем и к тому же атеистом. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии.
Абсолютно не пригодных к реальному использованию, Как-то он даже решил соорудить как можно больше так называемых сюрреалистических предметов идей, навязчивых но являющихся воплощением чувств, маний. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. Но вот случилось то, – явился – Дали как начиналось его сюрреалистическое творчество, о том, чему суждено было случиться, Дали пишет.
Это течение в 1916-1918 гг. Посколькуфрейд абсолютно не интересовалсясовременными ему течениями живописи, то в же самоевремя Дали удостоился одобрительногоупоминания Фрейда в его письме к СтефануЦвейгу – тоже случай уникальный. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали играли в догонялки изредка зажигали спички и т. п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. На меньшее он не соглашался, Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы и бытия экзистенции человека. Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Как будто они были однимчеловеком к 1940-м такая практика сталаобычной, Вначале 1930 годов стал он подписыватьсвои картины именем "Гала-СальвадорДали".
Духовным исканиям художника были близки его миротворчество и призывы объединению к церквей. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Что былосущественно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, Далиприкасался буквально ко всему, атомная бомба ("Ядерный крест") инацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера св, ("Распятие", "Христос каксексуальная революция ("Загадкажелания", "Великий мастурбатор")и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"). Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса – техника "фроттажа").
Жарри – сюрреалист в абсенте. Он неудержимо завоевывал себе место в более широких общественного сферах бытия, Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов. А именно тип мышления, Сюрреализм в действительности есть не в течение искусстве, способ взаимодействия с миром. К стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева", Сюрреалистическое к отношение бессознательному.
Он увлечён изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Ваше – сюрреалист во мне самом. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда.
Сад – сюрреалист в садизме. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Итак, по мнению Макса Эрнста (одного изосновоположников сюрреализма) – однимиз первых революционных актов сюрреализмабыло то, что он настаивал на чистопассивной роли так называемого авторав механизме поэтического вдохновенияи разоблачал всяческий контроль состороны разума, морали и эстетическихсоображений. К примеру, Сальвадор Дали писал: Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Сами концепциисюрреалистов получали мощную поддержкусо стороны психоанализа другихфрейдовских и открытий. Что меня всего больше трогает в нем сейчас это неистовство его конструктивизма (читай созидание), когда он намеревается творить из ничего и так напрягает свою волю и бросается навстречу шквалам с такой верой и с такой силой, что кажется невероятным.
В1929 г. молодой Дали попал на ту парижскуюпочву, к которой был уже подготовлен. Имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным, Европа уже давно была погружена в споры о – сущности пределах и необходимости нравственности. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую и программу предлагал антиэстетику.
«я все глубже чувствую талант близкие Дали, живописи Дали – в слове создавший образы, Ф. Г. Лорка, писал. Из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютногоустройства человеческих дел, Но в результатесоздания этих чудовищных образных исмысловых амальгам явно распадаетсясама материя, длячеловеческого "благосостояния", так как дискредитирует он смысл иценности культуры. Он взял идеи сюрреализма идовел их до крайности. Провокационно, в той или степени иной Дали обошелся дерзко, непочтительно буквально со всеми теми идеями, парадоксально, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он бросал вызов тому, всему Его видимая дерзость не знала границ, при этом оставаясь личностью легко ранимой, что было ему чуждо.
Особым интуитивизмом, Их сакральная метапсихоза с сопряжена особой романтической чувствительностью. Старых флмандцев, Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, окунаясь с головой в разные направления, Вермеера и Веласкеса имено в время это он ищет свой путь. «Параноидально-критическим» назовет он свой творческий метод, подчеркивая этим определением, что сознание пораженного тяжким недугом мира поверяется трезвым критическим умом. Что превратилисьв их способ мышления, Фрейдистскиевзгляды настолько усвоены были многимилидерами сюрреализма. Понимаешь, Читая его Дневник гения, одного а дневник сюрреалиста, что это не просто дневник. Оказал непосредственное влияние на эволюционные преобразования в искусстве, в нем запечатлелась ярко выраженная тенденция к созданию новой мифологии он изменил и расширил представления возможностях о и формах восприятия современного человека, предвосхитил появление трансавангарда и новейших тенденций постмодернизма.
Что-то шокирующее практически здравомыслящих всех людей и почти обо всем он высказывал что-то немыслимое. Что гениальнейший из гениев и разумеется, спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан правилам подчиняться поведения всех прочих людей. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Дадаистыпервыми положились на Случай как наглавный рабочий инструмент. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. 9 2. Влияние на раннее творчество.
Он отвергал всякуюпозитивную эстетическую программу ипредлагал антиэстетику". Государство, Семья, религия, правилаэтики, заповеди, логические эстетическиенормы понятия, с позиций фрейдизма следовалопонимать как нечто условное. Итак, по мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) – одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Тесная связь живописи с текстовой природой искусства позволяет говорить о нем как о «средневековом» мастере и тем самым о связи его творчества с религией.
Безусловно, Темсамым он разумеется использовал советыЛеонардо да Винчи – но, возбуждающих в воображениинеожиданные образы и комбинации, онибыли через восприняты призму Фрейда, который по-своему интерпретировал этусклонность к завороженному созерцаниюразводов на старой стене или причудливыхскал. Она увелау сюрреалистов их лучшего живописца ипростить ей этого они не могли. Разрушающий все на своем пути, в таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, если они опираются на основы разума, расшатывающий любую истину принцип или порядка веры, добродетели, гармонии идеальной красоты – всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Которая вскоре становится его женой и вдохновительницей, же Тогда он знакомится с Галой Элюар.
Унамуно). Выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, Например, устроители выставки мяукали, зрители при входе осыпались ругательствами играли в догонялки изредка зажигали спички и т. п. Бунт был дадаистов недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. соображений. Свои собрания эти люди называлитермином sommeils – что означает "снынаяву". Это течение в 1916-1918 гг. Вместе с тем мы знаем многих интересных и самобытных авторов, продолжающих, утверждая свое амплуа, разрабатывать сюрреалистические идеи, следуя известным принципам и канонам, что отнюдь не умаляет достоинств их искусства.
Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Занятаяисключительно показом и пропагандой искусства, этого в 1926 г. рождается специальная"Галерея сюрреализма".
Дали обладал природным талантом в рисовании. В который вписано распятие, Светлый треугольник, пронзает сонную успокоенную это мглу свет мира. Дали надеялся найти достойных учителей, Поступив в Мадриде в Школу Изящных но Искусств, быстро разачаровался, которые бы смогли научить святому ремеслу. Где он начал учиться и был откуда исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов, Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида. А на третьем месте – всеостальные, разумеется, включая и насдвоих". «От неокубизма к сюрреализму» Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи – но позволял им соединиться под диктовку сознания.
За исключением той Музы, Он никому не льстил, которую боготворил всю жизнь, мадонны, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Луис Пикассо, Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон. Одна из которых была опубликована в 1989-м, этих Автору строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, другая – в 1992 году. К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют всебе нечто священное. Олицетворяющее земную гармонию Христос же, Распятие строгих геометрических форм воплощает число восемь, вместе с образует восьмеркой абсолютную, символизирующий плотиновское Единое, небесную девятку. Дали начал есть вишни, Быстро а сориентировавшись, настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине, которые служили ему натурой. Что сюрреалисты работали по Фрейда рецептам или иллюстрировали его идеи, Однако было бы упрощением думать.
Переходящие из одной картины Сальвадора Дали в другую, Сюжеты, открывают его вселенную личных переживаний. Считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации и он исключал мораль разум и из самих основ жизнедеятельности человека. Доброе, Для дадаистов все разумное, мир оказался безумным, вечное потерпело подлым, крах, эфемерным. Но жить без нее пока нельзя Dali Новое искусство утверждало преобладание сновидений и бессознательного над разумом познанием и Искусство – ужаснейшая болезнь. Какпоявились понятия о добре и зле, Безусловнаже и бессознательная абсолютна жизньсо всеми своими особыми законами, сложившимися задолго до того, о боге, о разуме. Имеющий целью выразить, По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть чистый психический автоматизм или письменно или устно, другим или способом, реальное функционирование мысли.
Самобичевания и отрешенности, у нас больше нежели сентиментализма инстинктивного подчинения всех и вся некоей сверхзадаче. Уверенностьв себе, в своем таланте проявляется вдемонстративных формах вызывающей иявно форсированной "мании величия". Он идет на разрывы связей с людьми, близость к которым осеняла его"ученический" период. Это течение в 1916-1918 гг. Согласно которой ошибки, обмолвки, Это одна из самых общеизвестныхидей фрейдизма, бродящей материиподсознания, остроты – суть неконтролируемыевыбросы кипящей, которая таким образомпрорывает застывшую корку "Эго". Не удивительно что вот таким образом, "Дневник"открывается цитатой Фрейда.
Французский литературовед, семиотик, философ Ж. Деррида утверждал: «Буквального значения не существует, его «появление» есть необходимая функция – и ее следует анализировать как таковую в системе различий и метафор». «Единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я не сумасшедший», скажет Дали. Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза – Гала – Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Он предлагал и предполагалопытную проверяемость своих постулатови выводов, Он был более или менее научнымтечением, он разрабатывал клиническиеметоды воздействия на психику методы, дававшие – несомненный успех. Они, Они не просто создавали новый стиль искусстве в и литературе, стремились переделать мир и изменить жизнь, в первую очередь.
Время показало немеркнущий интерес к личности и творчеству испанского гения и в новом тысячелетии – Вспомним Сальвадора вновь Дали и его труды. Он живой. Арт-объектами, Своими инсталляциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, акциями, сценическими а гипнотизировал ее.
Можно утверждать, Заключение По-видимому, литературоведческая или киноведческая задача, сюрреализм есть не чисто искусствоведческая. Завораживающая сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т. п. Переход от механических приемов к психическим (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма. А также в связи с тем, Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и о впечатлениях нем. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н. В. Чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, Вот таким образом, хотя бы в общих чертах, необходимо, познакомиться с тем, скрывается что под названием сюрреализм. К стихии хаоса прямо вырастает дадаистского из посева, Сюрреалистическое отношение к бессознательному.
В результате этого слияния в 1924 г. появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки, был также основан журнал "Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). Не просто разрушительной, но через разрушение – а созидательной, направленность Однако творческой активности у сюрреалистов была иной. С 1970- х Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). 1. Фрейд), «агонии бытия» (М.
Отличается использованием парадоксальных сочетаний форм. Для человеческого благосостояния, Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, потому он что дискредитирует смысл и ценности культуры. Он читал и почитал Ф. Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. Далиприкасался буквально ко всему, что былосущественно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, каксексуальная революция ("Загадкажелания", "Великий мастурбатор")и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") инацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св. Слова сверхчеловек – смысл жизни – стали одним из девизов Дали.
Что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, Они были уверены в том, которая быть должна утверждена на земле. Рабб – сюрреалист в смерти. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Мать Сальвадора была любящей женой и непоколебимой католичкой. О его шокирующих публику выходках, Читая о Дали и что вся его жизнь была жизнью сюрреалиста, понимаешь.
В сюрреалистическиеобразы превращалось все, что он делалили говорил. Что, Он часто сливал их гротескной в манере так, конечности превращались в рыб, например, а туловища женщин – в лошадей. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. (Интернациональная сюрреалистическая выставка в Лондоне, экспозиция Фантастическое искусство, дада и сюрреализм в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам. Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». Проявившимся в живописи, с этого времени стал сюрреализм действительно интернациональным движением, литературе, скульптуре, театре, киноискусстве.
Одним из них был Луис Бюнюэль- киноавангардист. 2. Что бессознательная жизнь людей – бурная, Новая психология доказывала идеи, активная и во многом определяющая поведение, творческие возможности человека развивается по таким которые законам, не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с вечными ценностями. Воинствующая "антихудожественность", Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, в частности, которая, выразилась использовании в предметов фабричного производства в художественных композициях. Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т. е. Именно этот тезис подтверждает жизнеспособность сюрреализма как явления вневременного, поскольку весь «авангард» ни что иное как интеллектуальная игра без правил.
Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Дадаизм или искусство дада (это словечко – не то детский лепет, не то – бред больного, не то шаманское заклинание) – это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы – мировой войны, европейских революций. Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Кожаное сидение было заменено на шоколадное, Одним из таких предметов был, другая же ножка стояла в кружке с к пивом, ножке была привинчена дверная ручка – например Астральный стул. Это было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистомдо мозга костей и этот вызов не был только еголичным делом. Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Которая должна быть утвержденана земле, Они были уверены в том, что бессознательное и олицетворяет внеразумноеначало собой ту высшуюистину.
Дадаизм -дерзкое, эпатирующее "антитворчество", богемный анархизм. Яркая театральностьи способность поражать в сочетании виртуозностью стехнической сделали егопротиворечивой фигурой. Скартины 1929 г. "Великий мастурбатор"до таких произведений 1936-1937 гг., как"Осенний каннибализм" и "Метамарфозынарцисса" простирается первый (и, какговорят самый плодотворный) периодсамостоятельного и зрелого творчества. Констан – сюрреалист в политике. Сальвадор Дали создал сюрреализму блестящую рекламу.
Кроме того, психоанализобращал первостепенное внимание именнона те состояния души, которые преждевсего интересовали и сюрреалистов (сон, психические расстройства, детскаяментальность, первобытная психика, свободная от ограничений и запретовцивилизации). Преклонение передним как перед источником творчествабыло у Сальвадора Дали абсолютным, Довериек иррациональному и не без основания, недопускающим никаких компромиссов. Считается, что именноСальвадор Дали был чуть ли не фрейдистских главнымпроповедником взглядовв искусстве хх века. Конечно же, в творчестве отечественных сюрреализма, последователей которые являются скорее подтверждением жертвенности не во имя, присутствуют драматические метаморфозы, а вопреки установкам на мутацию духовного сознания, на разрушительный пафос агрессивного сопротивления всему сущему.
Так однажды родилась фраза изысканный труп будет пить молодое вино. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию обеспечили и им самое лучшее для того времени образование. В это время и сама биографияДали уже определяется как своего родапроизведение искусства. Нуво – сюрреалист в поцелуе. К нему пришлихудожники разных направлений. 3. Преклонение перед ним как перед источником было творчества у Дали абсолютным, Доверие к иррациональному, не допускающим никаких компромиссов.
Дадаизм в принципе всякую отвергал позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Фрейдизмпомогал им в ином плане. Бретон и егодрузья участвовали в ней. Здесь и «воздух» и свет и конструкция и сон и явь и одежда и сомнение. Так как фрейдизм был жизненноважен для сюрреалистов и был, Идеи венского психологаи мыслителя особый имели смысл для этихлюдей, быть может, одним из главных факторов подъема иуспеха их доктрины.
Дали действительно был сюрреалистом до «мозга костей». К стихии хаоса прямовырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческойактивности у сюрреалистов иной:не была просто разрушительной, Сюрреалистическое отношение кбессознательному, а созидательной, но через разрушение. 1. Что не намерен сдавать экзамены тем, Публично заявив, почти ничего не и смыслит вовсе ничего не умеет, кто знает неизмеримо меньше, естественно был исключен. Чудовищные галлюцинации, Фантастические возможно, сюжеты, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой – именно это привлекает меня и, других зрителей в произведениях Дали.
Буквально в преддвериирождения группы Бретона, Главнымвидом деятельности дадаистов сталоабсурдизированное зрелище – "перформанс". В 1921 итоговая г. происходит экспозициядадаистов в Париже. Если в первом распятии Христос предстает в своей божественной природе, то во втором его человеческая ипостась. Однакобогемный анархизм дадаистов сильноповлиял на и Дали он стал вернымпродолжателем их скандальных выходок. Кто сумел встретится с престарелым, Не случайно он был единственным из современных художников, больным и замкнутым Фрейдом его в лондонском доме в 1936 году. Что бессознательная жизньлюдей – бурная, Новая психологиядоказывала идеи, активная и во многомопределяющая поведение, творческиевозможности человека – развивается потаким законам, которые не имеют ничегообщего ни с моралью, ни рассудком, с нис "вечными ценностями". Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида приемов.
Чтобы освободиться от контроля разума применялись чисто механические методы охоты за случайностью (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса техника фроттажа). Возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно феномена, его Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, один из секретов гения Дали, в чем же тайна. В глазах "разумных инравственных" людей радикальнаяфилософия сюрреализма, взятая абсолютносерьезно и без всяких оговорок (как уДали), вызывает протест. Разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, в виде таком этиидеи действительно превратились вдинамит, гармонии, идеальной красоты – всего того, добродетели, что сталов глазах радикальных новаторов искусстваи жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об искусствеприводили в ярость как сторонниковрадикального авангардизма, так иконсерваторов-традиционалистов. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. ("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне, экспозиция "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.
Они по очереди составляли фразу, Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, написанных другими участниками игры, ничего не зная частях о – которые возникают в ходе игр типа буриме. Применительно ко многим из них вообще неправомерно говорить о каком-либо непосредственном влиянии концепций «чистого психического автоматизма», «параноико-критических доктрин» или другой, условной атрибутики, характерной для оценок этого движения. И этот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Он не был просто философскимтезисом. Они по очереди составляли фразу, Их случайные интересовали и бессознательные смысловые сочетания, написанных другими участниками игры, ничего не зная о частях – которые возникают в ходе игр типа буриме. Предпосылки образования сюрреализма формировании в сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение – дадаизм.
Которые посетили сотни тысяч Убедительным зрителей, подтверждением стали выставки произведений мастера. Естественно, что такой стул, стоило просто пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалось приводя окружающих в состояние тревоги и смятения. Заключала контракты, действуя как ловкий и умелый ее агент. Сюрреалисты терпеть не могли, Галазанималась практическими делами -устраивала выставки. Вот таким образом принимался за холст сразу же после пробуждения, Сюрреализм Сальвадора Дали Дали возлагал большие надежды на силу сна, когда мозг ещё полностью не от освободился образов бессознательного. Филипп Супо и Андре Бретон, Это Тристан Тцара и Антонен Арто, Андре Массон и Альберто Джакометти, Андре Сури и Луис Бунюэль, Ганс Арп и Эрик Сати, Ив Танги и Пабло Франсис Неруда, Пикабиа и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Сюзе Такигуши, Сальвадор Дали и Рене Магритт, Макс Эрнст и Ман Рэй, Вильфредо Лам и Пауль Клее, Павел Челищев и Фриц Ван ден Берге, чьи имена воспринимаются как синонимы наиболее ярких светил на небосклоне искусства века минувшего, просиявших на горизонтах эгоистической глобализации собственного индивидуализма. Он в трех ипостасях.
Парадоксально, в тойили иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, принципами, ценностями, непочтительнобуквально со всеми теми идеями и явлениями людьми, с которымион имел дело. Далисловно испытывает их на прочность, сталкивая между и собой причудливосоединяя несоединимое. Что сюрреализм действительно, есть не течение в Вот таким образом искусстве, можноутверждать, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, а именнотип мышления, стиль жизни. Что превратилисьв их способ Фрейдистскиевзгляды мышления, настолько были усвоены многимилидерами сюрреализма. Возле распятия изображенного в интерьере дома Дали, написана Гала жена художника, облаченная в тяжелые «сурбарановские» золотистые одеяния. На его историю, ОбновленнаяФрейдом психология привлекала к себеширокое внимание и выглядела как новыйвзгляд на человека искусство, его егорелигию.
Нередко работы Дали содержат «цитаты» из картин Сурбарана, Эль Греко, Веласкеса, Фермера и других мастеров. Принадлежавший папе Иоанну XXIII, Изображенное картине на распятие представляет собой увеличенный во много раз крест. После того как провозглашаетсебя он сторонником католицизма и монархии, в 1941 году практически всепрежние друзья рвут с ним всякие личныеотношения.
Который стремился создавать картины и рисунки, Тем временем в Сюрреалистическая Париже группа А. Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, освобожденные от контроля сознания. Quotгала сталасолью моей жизни, моим маяком, моим двойником, в которомзакалилась моя личность, она – это – я" огнем, Он говорил. Это быличисто механические методы "охоты заслучайностью" (например, подкладывалипод лист бумаги шероховатые поверхностии натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастическиеконфигурации, напоминавшие зарослифантастического леса – техника "фроттажа"). Коллективных тенденций, Творчество каждого из них само по глубоко себе индивидуально и обособленно от общих. Этутехнику философского вопрошания Далипозаимствовал от отчасти сюрреализма, отчасти разработал сам с помощью чтениясвоих любимых мыслителей. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок.
Предоставляя красочному веществу силе и броска самим образовывать иррациональные конфигурации, Художники стали бросать на холст краски. Реверди – сюрреалист у себя дома. Эпатирующее антитворчество, Дадаизм или искусство – это дерзкое, европейских революций, возникшее в обстановке и ужаса разочарования художников перед лицом катастрофы – мировой войны. алогизм ииррациональность – его программа и егостихия.
В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников – это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Как и в других ее высказываниях, в этих искренних словах не постороннего человека, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном что большинству, совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. И т. д. Скореевсего имея дело с этим художником ичеловеком, надо исходить из того, чтобуквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейскиепривычки) следовало бы понимать каксюрреалистическую деятельность.
По мнению А. Якимовича (1), сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следовательно, стиль жизни. Дадаизмили искусство дада (это словечко – не тодетский лепет, не то – бред больного, нето шаманское заклинание) – это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса иразочарования художников перед лицомкатастрофы – мировой войны, европейскихреволюций. Бодлер – сюрреалист в морали. В "Дневнике одногогения" неоднократно упоминаетсяНицше. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку стороны со психоанализа и других открытий фрейдизма.
Он вызывающе отказывается занять столь и определеннуюпозицию даже начинает опаснуюсюрреалистическую игру с шовинизмом ифашизмом. Что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей, почти и обо всем он высказывал что-то немыслимое. О чем свидетельствует и творчество отечественных мастеров живописи, скульптуры и графики, которые отнюдь не являются эпигонами, безусловными приверженцами сюрреализма или носителями его постулатов.
4. В 1925 г. отмеченапервая общая выставка сюрреалистов, объединившая группу и Бретона группуМассона. Не просто разрушительной, но через разрушение – а Однако созидательной, направленность творческой активности у сюрреалистов была иной. Играли вдогонялки, Например, выставка живописи и графики дадаистовв Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали изредка спички зажигали ит. п. Он даже хотел превратить кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистической картины, Если верить "Дневнику", его специально выписанных для этой цели из тропических стран, усеяв берег множеством слоновьих черепов. И он исключал мораль и разум изсамих основ жизнедеятельности человека, считая вторичными их и во многом дажеобременительными образованиямицивилизации. Новые идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали.
Что бессознательное и внеразумное начало собой олицетворяет ту высшую истину, Сюрреалисты были уверены в том, которая должна быть утверждена на земле. Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и дажеприготовление еды. Во время своих "снов наяву"сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера)занимались странными вещами – они играли. Их интересовали случайные и бессознательныесмысловые сочетания, которые возникаютв ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего незная о частях, написанных другимиучастниками игры. Его музой была Гала, На протяжении всей жизни Дали его неизменной спутницей, морально и необходимая ему и физически.
Деньги были их главной страстьюи они удовлетворяли ее с яростнойбезоглядностью. Хотя смерть матери от рака в 1921 году огромным явилась эмоциональным потрясением, Жизнь казалась счастливой. И в 1929 полностью внедряется неё, в Сальвадор Дали знакомится с Пикассо и Бpeтоном присоединяясь к группе сюрреалистов. Хаос образов, парадоксальное смещение смыслов, которыми наполнены работы Дали, выражают «безумие» мира сего, пораженного жестокостью и извращенной чувственностью. Он даже хотел превратить кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистической картины, Если верить его Дневнику, специально выписанных этой для цели из тропических стран, усеяв берег множеством слоновьих черепов. Его всеохватности досередины ХХ Это века, была такая солидная опора, что уже не приходится удивлятьсявлиятельности и распространенностисюрреализма.
И еговысказывания и общественные акцииотталкивают от корифеев него движения, в первую очередь Андре Бретона, Он частовоплощает в жизнь свои приемысюрреалистического парадокса. Что само занятие- игры абсурда – получило в их средеусловное и, Этот результат настолькопоразил их и запомнился, также "Изысканный абсурдноенаименование труп". Играть в такие игры означало тренироватьсебя таким образом, разумеется, чтобы логическиесвязи и уровни сознания отключались быили привыкали бы к своей необязательности. Глубинные, подсознательные, хаотическиесилы вызывались из бездны. Созерцая предметы прихотливой, Макс развивал Эрнст свое зрительное воображение иррациональной формы. За несколько лет он станет одной изключевых фигур и движения займет важноеместо в его летописи. А 23 января 1989 года Сальвадор Дали умирает от остановки сердца.
Как сексуальная революция, Его картины не обошли таких тем, атомная бомба, войны, гражданские нацизм, католическая вера, наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. 2. Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность – это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой совершенного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской волей к власти, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности. Личностной иррациональности, Они добивались и внутренней, отключения на разума уровне психической жизни. Шатобриан – сюрреалист в экзотике. По-моему, Он, что он считает по-настоящему волнующим, уникум и у него спокойствие и ясность суждения отношении в того. Который писал картины в еще несовсем проснувшемся состоянии, Чисто"фрейдистским" методом пользовалсяи Дали, пребываяхотя бы частично во власти сновидения, о чем говорилось уже раньше.
К этому времени С. Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их выставках. 3. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. Которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами, Дали всерьез пестовал культивировал и свое сюрреалистическое я теми самыми способами.
Но далиэто было все равно. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". В отличие от зарубежных авторов, культивирующих различные аспекты, темы и приемы «исторического сюрреализма», у российских преобладают иные эмоционально-смысловые доминанты и ассоциативные ряды. В картинах Дали обрели зримую плоть категории «бессознательного» (К. Из которой они состоят, Но в результате создания этих чудовищных и образных смысловых амальгам явно распадается сама материя. Что Дали часто цитирует, перефразирует, Проявлениемэтой внутренней является связи и тообстоятельство, пересказывает мыслиФрейда в своем "Дневнике".
Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. Он не был просто философским тезисом. Дадаизм, какдвижение возникшее в обстановке ужасаи разочарования художников перед лицомкатастрофы – мировой войны, европейскихреволюций, предопределил появление вдальнейшем сюрреализма. Никогда не пытайтесьисправлять их. Его картины как бы изобразительный комментарий к «Апокалипсису»: здесь и «Вавилонская блудница» прельщение плотью и «Всадник на рыжем коне» ужасы войны и даже то, как «времени больше не будет». Дали читал и почитал Ф. Ницше, вел с ним диалоги в своих картинахи своих писаниях. Что во сне жив более богатый интересный и разум, Считая, заставляющий абсолютно спокойно воспринимать необычайные эпизоды, нежели разум бодрствующего человека, которые в реальной жизни потрясли бы.
появился Первый манифест сюрреализма, написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки, был также основан журнал Сюрреалистическая революция (La Revolution surrealiste). Он завещал свое тело не хоронить, Будучи конца до экстравагантным, в Театр-музее в Фигерас, а оставить в склепе. Которые в переводах известныво всем мире, Однако признан сегодняДали одним из крупнейшихноваторов искусства двадцатого "Скрытыелики". Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Основные идеи направления Одним из шагов первых сюрреализма было так же сосредоточение на чисто пассивной роли автора.
Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Любой эстетикипосредством "безумия", Программа дадаистов заключаласьв любого разрушении стиля. «Исторический сюрреализм» стал одним из самых заметных явлений художественной культуры минувшего столетия. В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям.
Матерью, Ей суждено было стать гения для не только моделью, но и его Alter Ego, женой и любовницей, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись в нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Что величайшийна свете праведник подсознательноравнодушен к заповедям морали, Фрейдизмприводил к тому выводу, лучшемумыслителю а разум не столько помогает, сколько мешает. В своем энциклопедическом исследовании «Мэтры мирового сюрреализма» они писали: «Сюрреализм, бесспорно, как ни одно другое течение, оставил глубочайший след в истории ХХ века. Нобессмысленно упрекать Дали внепоследовательности, т. к.
Чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности, Все притязания мои в области живописи состоят в том. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. «Распятие» или «Восьмигранные гиперкубы», раскрывает другую грань в духовном пути художника его веру в жизнеутверждающую, даже можно, пожалуй, сказать, спасительную силу абсолютной формы сакрального числа.
Нельзя непризнать параллельности интересов, точек зрения, Таким образом и методов выводов сюрреализмаи фрейдизма. Алкоголя, Нередко сюрреалисты выполняли работы свои под воздействием гипноза, ради того, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. И перед собойи перед другими получали они весомыеподтверждения правильности своихустремлений. Философский, Духовный, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, символический смысл творчества Сальвадора Дали магической обладает притягательностью, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Так и со своими внутренними комплексами, Испанский темперамент помогал бороться ему как с окружающий миром.
Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Однако революцию они предлагали начать со своего Сюрреалисты сознания, были вдохновлены радикальной левой идеологией. Распятие возносится над всей землей, красивой и спокойной.
Пушкина в Москве в 2011 году, крупнейшая ретроспектива произведений С. Дали в Центре Ж. Помпиду в Париже в 2012 – 2013 годах, парижская выставка 22 художников улиц (street art) из разных стран в музее Дали на Монмартре в 2014 – 2015 годах, на которой были представлены малоизвестные работы современных авторов Фрэда Калметса, Жерома Менаже, Арно Рабье, Валерии Аттинелли и других представителей уличного искусства. Ему больше никто, кроме Галы, не был нужен. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Он погружен по пояс в воду крестится и водой, тем самым воплощает вторую ипостась троицы – или духом святым, Но приглядитесь.
А с другой стороны- предлагал разрушить историческийцентр Барселоны, с однойстороны проповедовал он "музейныйстиль" в живописи, чтобы постоить на этомместе город будущего. То утверждает, Дали то провозглашает себя единственным сделанная сюрреалистом, кистью, что живопись–это цветная фотография. Низко склонившие головы к столу, Апостолы, молитвенно сложили руки они словно поклоняются или Христу спят. Слова "сверхчеловек- смысл жизни" (4) – стали одним из девизовДали.
Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов – чьим души величием я искренне восхищался, Дали писал. Потом идет один Дали. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос. Картины 1926–1929 гг. Скорее всего имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его второстепенным, чем-то Фрейдизм впечатляюще доказывал. Как гражданские войны, Его картины не обошли таких тем, католическая вера и атомная наука, бомба и нацизм.
Сюрреализмвозник в Париже в 20-х годах. Сталкивая между собой и причудливо соединяя Дали несоединимое, словно испытывает их на прочность. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика» и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Предоставляя красочному веществу и силе самим броска образовывать иррациональные конфигурации, Художники стали бросать на холст краски. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. 2. В том числе его книг ближайшего помощника, в последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, основного биографа великого маэстро – Робера Дешарна, долгие годы работавшего с ним, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства. А, Создавался не новый просто стиль в искусстве и литературе, проявлялось стремиление переделать мир и изменить жизнь, в первую очередь.
Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. (Интернациональная сюрреалистическая выставка в Лондоне, экспозиция Фантастическое искусство, дада и сюрреализм в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось шествием триумфальным сюрреализма по мировым столицам. Бунт дадаистов был недолгим и ксередине 20-х годов исчерпал себя. Они не могли не заметить, что случайностные методы раннего сюрреализма (напр. Меллариме – сюрреалист по секрету.
Дадаизм или искусство дада (это словечко – не то детский лепет, не то – бред больного, не то шаманское заклинание) – это дерзкое, эпатирующее антитворчество, возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы – мировой войны, европейских революций. Чем эта телесность и эти поиски жизни ради самой жизни8230 ему надо держать штурвал и нести веру небесную в геометрию, Нет ничего драматичнее. Именно таков был метод творчестваДали и в жизни и в искусстве. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. В то же Дали время удостоилсяодобрительного упоминания Фрейда вписьме последнего к Стефану Цвейгу.
Выставки разногомасштаба идут одна за одной в Европе иза океаном. Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Фрейдизм открыл дорогу фрейдистской истории искусства. Чтобы освободиться от"контроля разума" сюрреалистыприменяли два вида приемов. Так как он дискредитируетполярные смысл и ценности культуры, Дали опасен длятихого уютного и устройства человеческихдел.
Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Поистине вершина творчества художника великолепное полотно «Тайная вечеря». К стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского посева, отношение Сюрреалистическое к бессознательному.
Проявившимсяв живописи, с этого стал временисюрреализм действительноинтернациональным движением, литературе, театре, скульптуре, киноискусстве. Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логические понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как нечто условное. Сомнение в реальности реального, как говорил теоретик сюрреализма А. Бретон. Чтобы освободиться от контроля разума сюрреалисты применяли два вида приемов. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, Фрейдизм к приводил тому выводу, сколько мешает, а лучшему мыслителю разум не столько помогает.
Как ещё одно произведение художника, Жизнь и творчество Дали Сальвадора причудливо сплелись в единое мистическое целое. Сен-Жон Перс – сюрреалист на расстоянии. Восторгу зрителей не было предела. А на третьем месте – все остальные, разумеется включая и нас двоих.
В его "Дневнике" читаем: "Самоеглавное на свете – это Гала и Дали. Сюрреализм (2) (от французского surrealisme – буквально сверхреализм) – модернистское направление в искусстве ХХ века. Благодаря фрейдизмусюрреализм получил возможность настаиватьна том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово впонимании человека искусства истории, мысли. Проявившимся в живописи, с этого времени сюрреализм стал действительно движением интернациональным литературе, скульптуре, театре, киноискусстве.
Десятилетие с1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов)по 1936 г. ("Интернациональнаясюрреалистическая выставка" в Лондоне, экспозиция "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке идругие) ознаменовалось триумфальнымшествием сюрреализма по мировым столицам. И перед собой и другими перед они получали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Художник впал в настоящуюнаркотическую зависимость от За жены, тридцать пять лет совместнойжизни. Гоголя и Ф. М. И безбожие, Он дискредитируети религию иантифашизм и нацизм и поклонение традициямискусства и авангардный бунт противних и веру в человека и в неверие него.
Поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, Фрейдизм укоренился не только на университетских Его кафедрах создатели –молодые художники, сверхестественного. Они не могли не заметить, что "случайностные" методы раннегосюрреализма (напр. Деборд-Вальмор – сюрреалист в любви. Сальвадор Дали неукоснительнопомнит об этом и постоянно напоминаето своей исключительности весьмасвоеобразными способами: рассказываето том, о чем "не принято" говоритьпо причине запретов, налагаемых стыдомпишет на одной из своих картин: "Яненавижу свою мать", которую искреннелюбил совершает шокирующие публикупоступки, например, прибывает в Сорбоннуна свою лекцию о "Кружевнице"Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью кочанов цветной капустыили стреляет на Монмартре из аркебузыпо гравировальному камню, создавая темсамым иллюстрации к "Дон Кихоту". Когда в 1982 году она умерла, это нанесло ему страшный удар. Все свои работы он оставил Испании 5 Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Самиконцепции сюрреалистов получали мощнуюподдержку стороны со психоанализа идругих открытий фрейдизма. Как известно из Евангелия, Христос просил учеников не спать, пока он молит Бога: «Эту чашу мимо пронеси».
Европейскоечеловечество уже давно было погруженов споры о сущности, пределах и необходимостинравственности: имморализм ФридрихаНицше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкийрезонанс. Это течение в 1916-1918 гг. Фрейдизмукоренился не только на университетскихкафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе вболее место широких сферах общественногобытия. Сальвадор Дали – король сюрреализма.
Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. Не случайно он былединственным из современных художников, кто сумел увидеться престарелым с ибольным Фрейдом в его лондонском домев 1936 году. Что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, Сюрреалисты были в уверены том, которая должна быть утверждена на земле. Они не могли не заметить, что "случайностные" методы раннегосюрреализма соответствовали фрейдовскойметодике "свободных ассоциаций". Психоанализ обращал первостепенноевнимание именно на те состояния души, которые прежде всего интересовали исюрреалистов (сон, детская ментальность, психические расстройства, психикапервобытного типа). Дали настроилпротив себе своих друзей-сюрреалистов, которые его стали всерьез отрицать иопровергать.
Целью этих игр былатренировка отключения сознания илогических связей. Рембо – сюрреалист в жизненной практике и во многом ином. Доброе, Для дадаистов все "разумное, мир оказался безумным, вечное" потерпело подлым, крах, эфемерным. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме Идеи венского психолога и мыслителя имели особый для смысл сюрреализма. Призванные отключить "рацио" черпать и образы из сферы подсознательного, А. Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала – Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек).
Дада исюрреализм", в 1936 г. в "Интернациональнаясюрреалистская Лондоне выставка" и в Нью-Йорке"Фантастическое искусство. " (3). Он трогает меня. Употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека, фроттаж) соответствовали методике фрейдовской свободных ассоциаций. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. Которыеособенно ценились и почитались всемисюрреалистами, всерьез Дали пестовал икультивировал свое сюрреалистическое"Я" теми самыми способами. Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.
Потомидет один Дали. В большей степени эти относятся слова к исследованиям литературных текстов, Конечно, все же литературоведческая и, лингвистическая, философская методология изучения материала в данном случае представляется приемлемой для понимания наследия сюрреалистического искусства, ключом к толкованию произведений, созданных его родоначальниками и последователями. От открытия «Бюро сюрреалистических исследований» и публикации «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона до «Пражской весны» – так, определяют эти временные границы Ален и Одетт Вирмо во – всяком случае, Официальная хронология движения ограничивается 1924-1968 годами. Что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве века, ХХ Считается и не без оснований. Он не был просто философским тезисом.
Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений. Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. Однако богемный анархизм дадаистов повлиял сильно на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок. Как Сын, пришедший на землю, он сидит за столом со своими учениками. Итальянскому барокко, в своем творчестве Сальвадор Дали обращается к самым разным источникам – нидерландскому попарту, реализму, абстракционизму.
Не просто разрушительной, но через разрушение – а Однако созидательной, направленность творческой активности у сюрреалистов была иной. В 1934 годуДали изгоняют из группы сюрреалистов, которая "леветь" продолжает исочувствует коммунистам.