Что сам факт торговли между Западом и той или иной азиатской страной вовсе не превращает её автоматически в периферию, Противники МСА довольно убедительно показали, которые вообще не рассчитаны на исследование внутренней природы социумов в рамках мир-экономики, в элемент иерархического разделения труда – она может оставаться внешней по отношению к капиталистической мир-экономике зоной и в качестве таковой не анализу поддаётся МСА. и т. п. Подобно тому, как рекламщики, продвигающие малополезные продукты питания, не стремятся к тому, чтобы подорвать здоровье нации.
А в 1978 г. – как раз), об этом написал известный Ч. Скиннер, синолог обусловившего его место и влияние в мировой социально-гуманитарной науке. Эдвард Саид рассматривает в своей книге роль западной науки и ее популяризаторов (политиков, писателей) в создании стереотипа колониального Востока. Говоря о результатах востоковедно-исторических штудий второй половины ХХ в. я не случайно подчеркнул, что речь идёт о западном и советском «ориентализмах», особенно что касается взгляда на себя со стороны – как научного, так и метанаучного. Что в архитектуре пирамиды зашифрована история мироздания и заложено пророческое послание, был Смит убежден. «Слаборазвитость» и «зависимость» для этого не годятся.
Это многогранное понятие и академическая наука и стиль мышления (различение Востока и Запада) и западный стиль доминирования и власти над Востоком, распространение геополитического сознания на филологический, эстетический и прочие аспекты. Питри тщательно документировал все обнаруженные артефакты независимо от их материальной ценности, Кроме того, что также было для новшеством его времени. Фундаментальной – критикой до Саида западное востоковедение не с сталкивалось, такой – тотальной. Запечатленной им с объективностью Он фотокамеры, становился бесстрастным бытописателем восточной жизни. Чтобы на снимке были один – два аборигена, Вот таким образом предпочитал, фотограф которые не сразу видны рядом с огромными колоннами и статуями. Что детально прописанное большое этнографических число деталей на полотнах Жерома создавало своего рода фотографическую реальность изображенного и тем самым отводило от художника обвинение в безнравственности, Нохлин объясняет это тем. Одним из первых в послевоенный период концептуальных подходов к изучению Востока в западной стал науке ЗС – ВР.
«Стадии роста», однако, не дотянули не только до марксизма, но и до его советской догматической версии. Как раз в то время (рубеж 1970-х – 80-х гг. ), когда в западной и советской науке о Востоке теоретические дискуссии о развитии азиатских обществ стали затухать, когда парадигмы отстоялись, превратились, выражаясь куновским языком, в «нормальную науку», для которой нет тайн, а только загадки, разрешающиеся конкретно-эмпирически, такой взгляд и основанная на нём критика востоковедения в целом появились. Уступчивая нравственность, Причина – сговорчивость женщин легкого поведения, на демонстрировались которых табуированные в исламе для показа на людях части женского тела, делавшая возможными фривольные снимки. Что такой вот Восток ориенталистов – не что иное как фикция, Эдвард Саид ставит своей целью на страницах своего труда показать, а не истина, объективная стереотип об инаковости и отсталости. (наиболее известная – «ReOrient») он принципиально отказался от поисков специфики социальной природы обществ, существовавших в истории в последние 6-8 тыс. Но поставил по сути её право на существование как комплекса, научного он не просто подверг тотальной критике эту дисциплину. В котором развалины, создали ориентальный саидовском в понимании этого термина мир, жаждущих чувственных наслаждений феллашек и бедуинок дикари, несущие романтический флер и вызывающие ностальгическое чувство стали знаком упадка былого величия и многовековой стагнации восточного общества обнаженные одалиски Энгра с их почти юношеским эротизмом уступили место фотографиям доступных, живущие в единении с природой превратились в неполноценных людей, не имеющих право занимать бескрайние и богатые земли Африкиhellip.
Кроме того, Восток помог Европе (или Западу)8230 ). В качестве причин указывались косность восточных обществ их инерционность, нединамичный характер и т. д. Так, в середине 1960-х гг.
Сфинкс достигал в высоту добрых десяти ярдов и ярдов так двадцати в длину, Стоя, он также замечательно казался приятным и хотя голос у него был весьма громким. Другая причина, по которой работы Жерома и ориенталистов, работавших в том же стиле, пользовались успехом и признанием, по мнению Нохлин, была в том, что они даровали зрителю ощущение морального, нравственного превосходства белого человека, европейца, над человеком восточным и служило оправданием власти Запада, которая к тому времени уже распространилась в той или иной форме на многие земли Ближнего Востока (к концу 1840-х годов относится окончательное покорение Алжира, однако колониальная политика Франции была нацелена на покорение всей северо-восточной Африки и Магриба) (Nochlin 1983: 44-45). Их представил в 1978 г. Э. Саид – человек «out of place» (название его мемуаров), втройне маргинальный и по отношению к востоковедению (он – культуролог, преподаватель английской литературы) и по отношению к Западу (палестинец) и по отношению к Востоку и даже исламу (христианин). Это были рафинированные, сильно утрированные, легкие для восприятия образы, которые, по сути, были своего рода иллюстрациями к сказкам «Тысячи и одной ночи». Их подходы в большинстве случаев позволяют включать в их схемы (а следовательно, способны объяснить) развитие лишь 50-100 километровой прибрежной полосы, которая так или иначе контактировала с Западом, была включена в мировую систему или хотя бы подключена к ней.
Что во многих ориентальных полотнах воплощена мужская мечта об обладании обнаженным женским Нохлин телом, считает. Тем не менее должен с благодарностью отметить неизменно полезную поддержку со стороны Жанет и Ибрагима Абу Лугода (Abu Lughod), Ноама Хомского и Роджера Оуэна, которые прошли через этот проект от начала до конца. Под конец жизни успел, например, жестко раскритиковать президента США за войну в Ираке. Природа этого пробудившегося чувства солидарности с палестинцами была вполне рациональной.
Превращение сына американской цивилизации в араба-палестинца было сознательного следствием интеллектуального выбора и значит. И в первом и во втором случае основная цель – продажа продукции в условиях конкуренции. Но представить опять-таки исходя из места, занимаемого тем или иным социумом (И. Валлерстайн отказался и от понятия «общество») в системе в целом, а не из социальных характеристик этого социума. Переведенной на русский язык с опозданием в 18 лет, в России книге Саида, подобная очевидно участь не грозит. Переводя ее на коммерческие рельсы, Ориентальная фотография продолжала художественную и эстетическую ориентальной линию живописи.
Эта идеология, по мысли Саида, была усвоена поэтами, писателями, философами, теоретиками – политологами, экономистами и имперскими администраторами в качестве отправной точки для их теорий, стихов, романов, социальных описаний и политических расчетов в отношении Востока, его народов, обычаев, «ума», судьбы и т. д. (Саид 2006: 8-10). Изображавших невольничий рынок или гарем, художественных в же произведениях эта мечта воплотилась в ориентальных полотнах. Что подавляющее число фотографий 1860-1890 гг – постановочные, многих Авторы из них исходят из того. Показательно, что исходно «зависимщики» и «слаборазвитые» разрабатывали свои теории на материале Латинской Америки и Африки (кстати, то же – с основателями «мир-системного» подхода). Русские, в отличие от американцев французы и англичане в – меньшей степени немцы, португальцы испанцы итальянцы и швейцарцы – имеют давнюю традицию того, что я буду называть в дальнейшем ориентализмом, определенным способом общения с Востоком, основанном на особом месте Востока в опыте Западной Европы.
Подобным бесстрастным исследователям просто неоткуда взяться. Мировой знаменитостью Саида сделали академические не достижения его интересы выплеснулись за пределы литературоведческой науки довольно рано, Впрочем. Американец арабского происхождения Эдвард Вади Саид жил между двух миров и вот таким образом смог увидеть, как искажаются представления о культуре и истории ислама в политическом сознании западной цивилизации. Которые изготавливались в 1900-1930 гг, Логическое завершение этой линии найти можно в многочисленных почтовых открытках. О том, что по сути идёт деконструкция востоковедного нарратива, я уже не говорю. Они привлекали внимание публики прежде всего тем, По Нохлин, мнению что изображали безграничную власть мужчины над женским телом. Имея дело с проститутками в качестве моделей, фотограф, вероятно, воленс-ноленс поддавался искушению обнажить модель (фото 2) целиком или частично или же попросить ее сняться в наряде с слишком глубоким декольте (фото 3), придать лицу девушки откровенно чувственное выражение.
Основная пространственная и демографическая «масса» – хинтерланд по отношению к прибрежной «пёстрой ленте» – остаётся принципиально вне схемы. Саид отказался видеть в востоковедении (ориентализме) просто научную дисциплину, по его мнению это прежде всего идейно-властный комплекс, сконструированный Западом для подчинения Востока путём создания образа статичного, неспособного к развитию социума, стимул к движению которого приходят извне – с Запада. Покинувшего родину еще в юности, Да и сложно было бы ожидать представлений реалистических от человека. Фотографии могли дать бесценную информацию, однако в фотоархиве я обнаружил 16 папок (в общей сложности более 1500 снимков) с туристическими фотографиями, снятыми в профессиональных ателье в 1860-1900 гг. Некоммунистический манифест» (1962 г. ).
Впрочем, позднее её подхватили в других «сферах» – в истории России, например. По мнению многих, отчасти продолжающуюся и по сей день, так как слишком долго не жил в Палестине Книга Саида довольно серьезно растревожила академическую мысль и породила интенсивную полемику – он не должен был представлять интересы палестинцев, биографическое Это обстоятельство дало повод для обвинений Саида в самозванстве. В котором я надеялся увидеть полевые фотографии археолога, Меня привело в Судан желание найти фотоархив Питри, которые он делал во раскопок, время то есть снимки. о гильдиях Ханькоу конца XIX в., вовсе не является косной, способна к развитию и выполнению «современных» функций, не переставая быть традиционными. Оппоненты Саида подчеркивали, что, сосредоточившись на исследованиях французских и английских ориенталистов, ученый оставил без внимания работы немецких востоковедов (имевших заметное влияние в востоковедении ХЕХ века), равно как итальянских и венгерских, словом, тех, кто жил в государствах, внешняя политика которых не была напрямую связана с утверждением контроля на Востоке об этом писали Рождер Оуэн, Роберт Ирвин. И было за что.
Ну и ничего, немного салата к ленчу не повредит. Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, мореплавания, 160 то в настоящее время не только ставится под сомнение, связанных крестовыми с походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Однако под натиском критики последняя начала отступать и в 1970- е гг, немало работ Востоку по было написано в рамках схемы ТОМ.
Однако рассматривать их необходимо в определенном историческом и эстетическом контексте, без которого они будут качественными черно-белыми снимками интересными лишь с точки зрения этнографии, как например фотографии Прокудина-Горского. Что было реакцией на Запад, Ведь в указанной развитием схеме на Востоке считалось лишь то, главным образом имитативной. Радикальный настрой Саида оказался не к месту. Плитка местами отвалилась, на ней видны многочисленные выщербины – исследователь указывает, в частности, где разворачивается действо, что на картине Жерома стены покоев внутренних дворца Топкапы, несут следы небрежения. Раскопав огромное количество важнейших для понимания египетской цивилизации памятников, в общей сложности Питри провел Египте в почти сорок лет. Фотографы, работавшие в Каире, Луксоре, Стамбуле, Тунисе в 1860-1900 гг.
Писавших на ориентальные сюжеты, ряд Образный ориентальных фотографий был по большей части заимствован из живописи художников первой половины XIX в. Здесь и благородный дикий сын песков бедуин (фото 6) и прекрасная дикарка, не стыдящаяся своей наготы (фото 7), танцующая альмея, чернокожие жители Судана с обнаженными могучими торсами и оружием, воплощавшие одновременно простодушие и агрессию дикаря (фото на стр. Все научные центры восточных исследований расположены в университетах Европы и Америки, все крупные журналы по арабистике выходят там же, а потому даже исследователь Собственно и сам Саид, яростный противник ориентализма, невольно оказался на поле, которое так гневно топчет ногами. Как и модернизаторы, Так же, сторонники РСР и зависимости рассекают живую ткань афро-азиатских обществ на две неравные части и способен объяснить развитие лишь меньшей части и хотя в меньшей степени чем они, тем меньше он объясняет развитие второй и тем больше ускользает целостность изучаемого общества как объекта исследования. Сложно было объяснить темпераментным восточным людям – первым попавшимся статистам, а не специально обученным моделям – что от них требовалось замереть на полминуты. В объектив анализа теорий традиционного общества и модернизации попадали только те элементы азиатской реальности, Кроме того, которые непосредственно с контактировали Западом.
По представлениям многих из них, жизнь там, вероятно, текла по сценарию сказок «Тысячи и одной ночи» – самой популярной в Европе книге о Востоке – и мало изменилась за десять столетий, минувших с момента создания этого литературного шедевра. Ведь коммунистические армии пришли из «хинтерланда» и потому для представителей обозреваемых подходов во многом оказываются чем-то вроде «всадников ниоткуда». Как приятно предвкушение хруста их костей. Восток (Orient) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний. Зная, Если же рассматривать эти фотографии как картины малых голландцев, каждый жест является кодом, что каждый предмет, просмотр фотографий не становится только приятным эстетически, но и познавательным процессом.
Ориентализм. Ибо благодаря технике создания образа воспринимались как отражение реального мира, Однако будучи перенесенными на фотобумагу эти образы получили абсолютно иную силу художественного или идеологического вернее воздействия, а не мира фантазий художника. Работавшие на Востоке, Фотографы, на основе образов, не желая придуманных того, художниками-романтиками.
Иными словами история постижения Азии сводится к придумыванию Западом «своего» Востока, «своих» восточных людей, культуры, универсума, к развернутой во времени колонизации и подчинению себе пугающего «чужого», но никак не познание и постижение этого чужого. К 1967 году Саид провел в Америке уже 16 лет, практически всю сознательную жизнь., попытки сделать понятия «зависимость» и «слаборазвитость» инструментом анализа социальной структуры включаемых в капсистему обществ, приводят к созданию «круговых» концепций, проблемы которых весьма напоминают ситуацию «восточного феодализма» в советской науке. С другой стороны, точное изображение деталей (исследователи указывают, что арабская надпись, которая идет декоративным поясом в верхней части стены, читаема, так как была точно скопирована Жеромом по фотографиям, сделанным стамбульским ателье Братьев Абдулла (Ibn Warraq 2007: 342) призвано убедить зрителя в том, что изображенное на картине – реально происходившее событие (Nochlin 1983: 39). Когда на Масличной горе и на горе Фавор установят фуникулеры как на горе Риги с рядом Люцерной, Недалеко то время.
Питри мог гордиться своими предками и по материнской и по отцовской линии. Однако эти фотографии создавались не для египтян, а для туристов (фото 4), приезжавших в страну пирамид и, как правило, обладавших самыми примитивными знаниями о мусульманском обществе исламе, положении женщины в Египте. Если бы фотографы снимали жителей, движущихся по улице, в результате получались бы «смазанные» снимки, на которых нельзя было бы различить ни лиц, ни силуэтов отдельных людей.
Эту особенность ориентальной фотографии можно считать ее художественным, эстетическим достоинством (и многие фотографии действительно им обладают), но можно также, вслед за Эдвардом Саидом, смотреть на них глазами «восточного человека», для которого элементы родной для него культуры, в значительной мере связанной с исламом (через нормы шариата, регламентирующего все стороны жизни мусульманина), помещаются в абсолютно чуждый, европейский, контекст, где они используются в качестве декоративных элементов (подобно стилям шинуазери и тюркери) и тем самым десакрализуются, оскверняются. сконструировали теоретический каркас ориентализма, сформировали его понятийный аппарат и вокабуляр (Саид 2006: 189). Но еще и место расположения ее самых больших, Восток – это не только сосед Европы, это исток европейских языков и цивилизаций, самых богатых и старых самых колоний, ее культурный соперник, а также один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого. Понятные и привычные для буржуа, европейского создавали образы, решившего съездить на Восток. Книга совпала с определённой мировой ситуацией, отразила и выразила её.
Саид хорошо сознает, что ученых, которые могли бы не только описать (как он сам сделал это в своей книге) историю непонимания Востока, но запечатлеть реальный, «эмпирический» Восток, разбить, наконец, все шаблоны, развеять восточные мифы о гаремах и коварных тиранах, порожденные «белым человеком», таких ученых на свете не существует. Малек Аллула в книге «Колониальный гарем» изучив большой объем подобных почтовых карточек, выпускавшихся в Алжире, пришел к следующему выводу: «Выставленная на продажу плоть и душа этих алжирок представляет собой метафорический эквивалент трофеев, военной добычи. Но в основном, конечно же, египтян. Самка млекопитающего по счастью ее выдающийся прикрывал бюст золотой нагрудник, Абсолютно определенно.
С другой стороны, всё это многообразие можно свести в несколько парадигм, анализ и оценка развития которых в целом вполне способны нейтрализовать (по крайней мере, с точки зрения целей и задач настоящей статьи) многообразие, свести его (без ущерба содержанию) в несколько репрезентативных типов. Вне сферы исследований оказывалась та часть азиатских обществ, которая не контактировала с Западом (не контактировала – получается: не развивалась. ). Если подразумевать развитие взаимного влияния, в то же время, каковым является геральдика, 160 занимает здесь особое место, уместно вспомнить роль в этом процессе таких как деятелей Всегда настоящая тема актуальна и в рассмотрении такого синтеза нескольких направлений творчества160 изобразительного и научного.
Отсутствие анализа и самоанализа в качестве не дисциплины позволяет надеяться на то, Более того, его суть, что востоковеды-историки смогут найти выход из катастрофической ситуации – определить направление прорыва, силы и средства. Словом, ориентализм это «распространение геополитического сознания на эстетические, гуманитарные, экономические, социологические исторические и филологические тексты». Максим Дюкам, путешественник, писатель и фотограф, сопровождавший Г. Флобера в его вояже по Востоку, писал относительно полотна Жерома «Невольничий рынок» : «На нем все изображено доcловно. Эта полоненная плоть – добыча и награда воина-победителя. Последняя, как и книга Саида, стала отражением определённых тенденций мирового развития, «вывиха века» в 1970-е гг., очевидного перелома в этом развитии, который, помимо прочего, нанёс удар и по востоковедению и по другим социальным дисциплинам, разрушив их универсалистско-прогрессистский фундамент. Питри прожил у пирамид почти два года, проводя точные измерения. Но то, что работает на латиноамериканском и африканском материале, не срабатывает на азиатском, для которого ярлык «периферия» оказывается явно недостаточным и кургузым и который особенно требует теории, адекватно отражающей богатую внутреннюю природу объекта. Западные концепции Востока Саид Эдвард Вади – выбор на этой странице.
Бушара, А. Реньо и др. ). лет. Выхваченные из контекста, При этом часто и одни те же факторы, фиксировались в качестве причин развития одних обществ и отсталость других. Обильно цитируя романы, стихи и «путешествия» Гете, Гюго, Нерваля, Флобера, Скотта, Байрона, Альфреда де Виньи, Элиота, Готье, Форстера, а затем работы ориенталистов и высказывания политиков XX века, Саид не поминает о том, что именно зачарованность Востоком романтиков стала импульсом к развитию востоковедения, что именно западные ученые открыли восточную культуру не только Европе, но и самому Востоку. С некоторых пор светская музыка Азии в целом и арабского востока в частности испытывает воздействие западной – наконец, Присутствие тенденций и характерных восточных можно особенностей, наблюдать в музыкальной культуре Европы и Нового света, тематики, как, впрочем и обратное. Взять в полон женщин всегда было страстным желанием любого захватчика.
Ничем иным за исключением ностальгии это я объяснить не могу, ну, кроме как тем забавным феноменом, что японцы называют «адзи-но-мото», «основание вкуса». В полнейшем изумлении проф. Что исключение местных жителей из композиции снимков представляет собой способ присвоения европейским зрителем древней цивилизации и ее культурного Бехдади наследия, считает. У нас есть всё, что душе угодно, даже издания с иллюстрациями. Результат – неспособность к сохранению научной идентичности, сдача позиций дисциплинам «тройственного союза» и культурологии и постепенная утрата исчезновение объекта исследования. Делакруа, Ж. О. Д.
Куда приходили натурщицы, Художник воплотить мог эту мечту в студии, но нередко и удовлетворяли сексуальные желания живописца, которые не только позировали. Нужно сказать, что в обыденном, неполитизированном тоне о необходимости в изучении Востока исходя из него самого используя нейтральные в культурном плане понятия (такие как «экономический рост», «демографический рост»), писали и до Саида. Что это всё-таки научная работа, Мне было известно, а не беллетристика, но монография, как раз от научной работы хотелось бы некоторой внятности, а не сплошных пространных историй о путешественниках и политиках, кто и что когда сказал и что из этого вышло. Отец-основатель школы МСА И. Валлерстайн ввёл термин «полупериферия», который, помимо прочего, должен был более разнообразно представить «неядровую» зону. Хороший образец отечественного скай-фай, где пришельцы имеют землян во все щели. Основную вину за возникновение ориентализма Саид возложил на ученых-востоковедов (прежде всего, Сильвестра де Сасси, Эрнеста Ренана, Эдварда У. Лэйна), которые, по его мнению, создали идеологию, в основу которой было положено онтологическое и эпистемологическое различие между Востоком и Западом. практически сошла со сцены востоковедно-исторических штудий.
Диета ведь крайне важна. Как правило, Художники обладали разной силой таланта, обнаженные одалиски, это сцены из гаремной жизни, сцены в турецкой бане, на невольничьем рынке, бескрайние пески пустыни с бредущим караваном, бедуины на скакунах и т. п – но их сюжеты полотен были очень схожи. И он не смог бы не выйти им навстречу, Заблудившиеся в лесу люди были маяком для его чувств, даже бы если захотел.
Как отец отправлял его на лето в ливанскую деревню, в своих биографических записках Саид с ужасом вспоминал, пожив жизнью крестьянского мальчишки, чтобы сын, прикоснулся к семейным корням, на личном опыте почувствовал свою к принадлежность арабскому народу. Вверх по Нилу могилы разрывают круглый год, так что неоткрытых почти не осталось. Желая выяснить подробно, что же такое этот загадочный ориентализм (ну и попутно сдать одну работу в университете), Я погрузилась в дебри Саидова повествования. Этот искусственный интеллектуальный конструкт, Согласно Саиду, деспотичность, которому как извечные были приписаны такие как признаки косность, неспособность к восприятию новых идей, женственность, порочность, востоковеды противопоставили Западу, наделенному, по их мнению, постоянным стремлением к прогрессу, активностью, демократичностью, мужественностью.
Мы лишь начинаем исследовать Египет, с стороны, одной что его сокровища неисчерпаемы и нам кажется. На Востоке идут на рынок купить раба, как здесь – палтуса». По его мнению, в время, настоящее ориенталистское отношение к Востоку свойственно всем носителям западной культуры. Однако, одна из часто отмечавшихся особенностей ориентальных фотографий, на которых изображены древние руины, – пустота (Photographyrsquos orientalism 2013: 21): на них редко видны люди. Помимо всего прочего, ее любящая поддержка действительно сделала бoacuteльшую часть работы над этой книгой не только радостным, но и возможным делом. Характерно, что, тщательно описывая «мифический Восток», Саид тем и ограничивается, даже не намекая, как выглядит Восток реальный.
Который в несколько усовершенствованном виде используется до сих пор, Им была изобретена специальная система датировки относительной по керамике – революционный для своего времени метод. Классика этой парадигмы – работы Дж. Фэйрбэнка и Сыю А. Крэйга ). Что на ориентальных картинах, Нохлин отмечает, полуразрушенные или вообще дома, заброшенные равно как и на фотографиях художники часто изображают покосившиеся, памятники архитектуры в состоянии запустения с отвалившимися плитками, обрушившейся кладкой стен и т. д. В 1991 году из-за расхождений с Арафатом Саид вышел из ПНС это произошло в период длительных переговоров Палестины с Израилем, в результате которых в 1993 году было принято наконец «Соглашение Осло-1». Сфинкс сидел на поросшем травой пригорке и жадно глядел на приближающиеся кусочки лакомые в виде людей, Окруженный гобеленом из лесной зелени. Хотя, как заметил сфинкс, этим двум горемыкам одеждой служили листья и трава. Ученик английского колледжа в Каире, Рафинированный городской мальчик, дикость местных и нравов тяжкую скуку крестьянского труда, болезненно переносил грязь арабской деревни.
Для всех этих теорий характерно пренебрежение структурными результатами западного влияния на местное и общество неспособность увидеть в этом обществе субъекта социального действия, По мнению Р. Маркса. С другой же стороны, ужасная правда заключается в том, что Египет истощает сам себя. Это существо обладало головой и бюстом прекрасной женщины на теле льва, Скроенное по классическим образцам, змеиным хвостом парой и трепещущих на широких плечах огромных белых крыльев. Получается, что и с этой точки зрения, ориентальная фотография является европейским духовным продуктом, порождением ностальгического чувства европейского интеллектуала, выросшего на романтической литературе и живописи перед лицом неизбежного разрушения того мира, который давал столько образов для ориентальных фантазий. В книге помещены 69 фотографий из коллекции. Всё чаще активно подчёркиваются выживание и сохранение традиции, в Когда рамках теории модернизации современные общества исследуются сами по себе.
Ориентальная фотография, Таким когда образом, Египет переживал туристический бум – это явление западной культуры, особенно ориентальная фотография 1880-1900, коммерциализированный художественный продукт, ориентированный на европейцев и созданный европейскими фотографами или европеизированными представителями христианских этнических меньшинств, живших в странах Ближнего Востока. Жерома, П. -Л. Проблема «Другого» и европейского нарциссизма не самая любимая тема российских интеллектуалов показательно, что смерть Саида в 2003 году российские медиа встретили тотальным молчанием. Поскольку нигде на Востоке «реакция» на «вызов» не привела к появлению западоподобных институтов, в целом она была признана неудачной и неадекватной.
Сентябрь октябрь 1977 2 что это говорит европеец. Такой подход, однако, приводит Р. Маркса в конечном счёте к тому, что он не объясняет, а описывает действия иллюстрируя их время от времени «кусочком» той или иной теории, который, по его мнению, лучше других подходит к данному, объект которых часто носит столь незначительный и третьестепенный характер (от восприятия ароматов во Франции конца XVIII в. и т. п. И в конце концов участию в практической политике Саид предпочел роль саркастического комментатора событий. Но основополагающая для входа в мир Ближнего Востока книга, Злая, которая не места оставляет традиционным европейским представления о регионе. Для анализа этой «массы» просто нет инструментария.
Ориентализм в качестве «дискурса власти» («власти-знания», как сказал бы М. Фуко, некоторые идеи которого воспринял Саид) произвёл операцию «ориентализации Востока», т. е. Эйнштейн и Карстерс уставились на заполнившего собой всю поляну огромного сфинкса. На которых запечатлены сцены многофигурные из восточной жизни – это снимки, Фотографии, которые делали в студии с использованием многочисленного ориентального реквизита. В качестве примера Ночлин приводит полотно Делакруа «Смерть Сарданапала», написанное художником до его поездки в Марокко в 1832 г. Восток, по сути выдуманный, фейковый был нужен Делакруа не для отражения этнографических реалий, а для воплощения своих подавленных вытесненных в подсознание страстей (Nochlin 1983: 42-43). А вот здесь разнообразия, как это ни парадоксально, будет меньше, чем в советских теориях развития Востока, в которых под одной идеологической «шапкой» нередко скрывалось такое разнообразие подходов, которое далеко не всегда демонстрировал либерализм со всеми его схемами. Что и сделал А. Г. Франк, Следующим логическим шагом должен был стать от отказ этой проблемы как теоретической вообще. Нью Йорк Э. В. С.
В послесловии к новому изданию книги 1995 года, опубликованном и в русском издании, Саид откликнулся на эти атаки отсылаем читателя к заключительной части его труда, который стал одной из самых цитируемых в ориенталистике и давно признан классическим в области «постколониальных исследований». Как и на Тулуз-Лотрека, картинах Большинство женских моделей, – проститутки, вероятнее всего. В соответствии с концепцией Э. Саида, Мы склонны, не что ориентальные фотографы сознательно способствовали распространению имперской идеологии и оправдывали доминирование европейских держав над странами Ближнего Востока, утверждать. 8230Посвящается Жанет и Ибрагиму Лекции об ориентализме я читал в течение ряда лет, но бoacuteльшая часть этой книги была написана в 1975 – 1976 годах в бытность мою стипендиатом (fellow) Стэнфордского центра фундаментальных исследований в области наук о поведении, Калифорния. Которая охватила драматичный период новейшей истории от середины XIX до середины вв, XX Он прожил долгую жизнь.
Например, Археологические раскопки XIX и XX веков на территории нынешней Палестины и последовавшие за ними научные открытия расшифровка клинописи, сделаны исключительно были европейцами. В этой схеме противоречия, порождённые несостыковкой анализа внутренних и внешних факторов снимались путём перевода исследования на такой уровень, где, благодаря базовой единице «мир в целом», аналитически значимость различия между внутренними и внешними факторами исчезала (или, по крайней мере, должна была исчезнуть). По мнению исследователей, ориентальная фотография продолжила начатый еще художниками-романтиками процесс эротизации образа восточной женщины и активно использовала «раскрученный» образ гарема как скрытого от посторонних глаз мира сладострастия, где позволено воплощение любой прихоти (Photographyrsquos orientalism 2013: 27). Коллег и студентов, друзей, Список что смущает меня самого, которые прочли или просмотрели частично или полностью эту рукопись столь велик.
Найдя более или внятное менее определение ориентализма только где-то на 147 странице и была несколько разочарована. «Ориентализм» рассказывает о том, как создавалась культура господства и миф о пустынном Востоке, неспособном к развитию. А населяющие его люди как статисты для разного рода вымышленных картин, Однако в их Восток работах очень часто используется как театральная декорация. «можно спокойно убрать этих на похожих призраков арабов с их темными нефотогеничными физиономиями – Али Бехдади приводит высказывание профессора Чарльза Пьяцци Смита относительно снимков Великих пирамид плато Гиза. И теперь то обстоятельство, что она наконец то появилась в виде книги, смущает также и их. Он считал, что заключение браков и деторождение должно контролироваться государством, которое обязано участвовать в процессе планирования семей так, чтобы закреплять в потомстве положительные качества (интеллект, художественную одаренность) и, наоборот, всячески препятствовать деторождению в семьях, где возможна передача с социально опасными качествами (пороками, наследственными заболеваниями).
Рассчитан он на западную аудиторию, Во всех каталогах труд Саида располагается в разделе предпочитающих «ориентализм», «чистым» наукам «междисциплинарные» исследования и используется в нем инструментарий западных ученых. Так и арабской, постоянно Он высказывался на арабо-израильские темы в печати как в англо- и франкоязычной. За короткое время Шестидневной войны Саид пережил внутренний переворот. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет160 это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Специфика социальной природы «периферийных» обществ самих по себе леворадикалов (за исключением представителей подхода «артикуляции способов производства» и некоторых других) по сути не интересовала, важно что это была страна капиталистической периферии.
Если говорить о тех фотографиях из коллекции Питри, на которых изображены древнеегипетские и исламские памятники, пасторальные сцены из жизни египетской деревни, то их создание помимо коммерческого интереса (продажи туристам на память о путешествии) было вызвано желанием европейских фотографов сохранить картины умирающего и разрушающегося древнего и средневекового мира. В которой интеллект и образование были одной из главных ценностей, родился Археолог в семье. Создание, копирование и демонстрация подобных изображений были совершенно запрещены (харам) в исламском обществе.
136, 138, 148). Представители теорий РСР и зависимости сделали акцент на теории, в отличие сторонников от ТОМ с их главным образом эмпирическими подходами. Le Martyre du Liban. Так, эротические образы в работах Феликса Жака Мулена явно являются вариациями на тему полотен Энгра и Делакруа (Photographyrsquos orientalism 2013: 15) Под ориентализмом ученый понимал якобы созданный интеллектуалами, от Геродота и Эсхила до Ренана и Флобера объект рефлексии и исследования – Восток. То в основном это люди низов из общества, Что же касается самих моделей, зачастую маргиналы. За которым критики справедливо европо- разглядели и капиталоцентризм, Жёсткое противопоставление традиции и современности, ведёт к следующему, экономический и технический детерминизм.
И дело вовсе не сводится только к обострению арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке и далёким раскатам исламской революции в Иране (1979 г. ). Андре Шифрин и Жанна Мортон из издательства Pantheon Books были соответственно идеальным издателем и редактором им удалось превратить мучительный (по крайней мере для автора) процесс подготовки рукописи в поучительный и поистине увлекательный процесс. Только при такой съемке можно было заставить всех статистов замереть на необходимое время. Как удобна их одежда для чистки зубов. Рабовладение и данничество, По его мнению, феодализм и капитализм – чуть ли не с возникновением и земледелия городов в различных обществах присутствует всё разно- и многообразие системных характеристик. Что и это несмотря на то, фараоновские руины, как знаем, мы например, Луксора или Карнака были плотно заселены вплоть до середины XX в. Другое возможное объяснение – идеология ориентальных фотографий не предполагала присутствия местных жителей рядом с изображением развалин.
Мир-системники до предела снизили значение анализа теоретического внутренних факторов развития элементов современной мир-системы. Этому исключению традиционных черт из современности соответствует исключение современных из – традиции. Вот таким образом городские улицы на ориентальных фотографиях столь непривычно пустынны (их, вероятнее всего, снимали по утрам в пятницу, выходной день во всех мусульманских странах или в праздники). Рассматривается вопрос о том, релевантно ли исследование «восточной» фотографии с точки зрения концепции «ориентализма». Питри утверждал в своих статья, в духе так называемого социал-дарвинизма, что в социуме, что государство должно не препятствовать естественному отбору, как и в природе, должны побеждать наиболее сильные и приспособленные организмы. Как заметил П. Коэн, представители подходов ЗС – ВР, ТОМ и ЛРК (включая мир-системный анализ) роднит следующее.
Неплохо объясняя относительно небольшие по территории и демографической массе или не имеющие длительной исторической традиции и не обладающие сложной и древней цивилизацией общества Латинской Америки и Африки, сторонники теорий РСР и зависимости споткнулись на «азиатском» материале, особенно на таких странах как Индия, Индонезия, Китай. Саид предлагает проанализировать ориентализм как дискурс, следуя в понимании термина за Мишелем Фуко (совокупность речевых практик, создающих объекты, о которых они говорят), так как без исследования дискурса ориентализма, считает Саид, невозможно понять, как «европейская культура могла управлять Востоком даже производить его политически, социологически идеологически, военным и научным образом и даже имагинативно в период после эпохи Просвещения» (косноязычность перевода А. В. Говорунова не стоит приписывать автору монографии). Но так кажется лишь из-за той черепашьей скорости, с которой их изучают ученые. Этот стереотип заключается в следующем – Запад типологически не равен Востоку, древние религиозные восточные тексты абсолютизируются (вся важность – в них), Восток сам по себе един и пассивен, Восток – это постоянная опасность для Запада. Которая погрязла в порочном кругу ненависти и насилия, Саида Работа кардинально меняет оптику зрения на ситуацию.
P. 14. Дело в том, что Питри работал над исследованием Мемфиса, где в настоящее время проводит археологические исследования Центр египтологических исследований РАН. Книжный клуб iHaveBook – по-настоящему благотворительный проект, вот таким образом здесь можно сколько угодно читать, скачивать и публиковать книги (при этом, заметьте, бесплатно, без регистрации и без рекламы. ). проделать операцию, противоположную той, что осуществил Запад в XIX в. Восток следует изучать как Восток (а не как Не-Запад) и именно изучать, а не создавать «восковую фигуру». Чем-то – на Инквизитор и нимфа Зонис, Чем-то роман Роза и похожа червь на классическую Схизматрицу Стерлинга, Тройной контакт которого Ибатуллин переводил – такая же любовь к описаниям ИИ и технических новинок, но больше всего он похож на произведения Юдковски и такое же позорное пренебрежение человеческим фактором. Ну, об этом я тоже уже писал. И прежде всего – интерпретации сюжетов. Методологический результат – аналитический разрыв между традицией и современностью. Мир-системники игнорируют тот факт, что различные социальная природа, цивилизационный потенциал, длительность (инерционность) исторического развития при взаимодействии с капиталом, с мир-системой дают различные результаты и векторы разных обществ в этой системе.
А не фиктивный, Вывод Саида – надо создавать реальный, а политико-идеологический не ориентализм, научный, т. е. Технические описания правдоподобны, персонажи и их мотивация неубедительны, мотивация инопланетян тоже, мягко говоря, не особо удалась (ИМХО). Мясо мясистее и так далее, рыба рыбистее, как утверждал большой правдист и знаток японской кухни Всеволод Овчинников – курица – куристее, Добавишь в и блюдо понятней – оно. Следовательно и европейские представления о Востоке восточной роскоши, восточной жестокости, чувственности, деспотизме, равно как и романтическая экзальтация по поводу восточной экзотики, естественности, природы, не более чем сложный комплекс мифов и репрезентаций, «догматический сон», порожденный политическими интересами Европы и Америки на Востоке и способствующий доминированию Запада над Востоком.
В результате изменение и тем более разрушение основ этих оказалось неожиданным и во многом катастрофичным. Если в «пятичленке», во-первых, хотя бы два различных антагонистических «докапиталистических» («традиционных») общества – рабовладение и феодализм и, во-вторых их пытались хоть в какой-то степени определять в соответствии с их собственной сутью (рабство, феодализм другое дело как эту суть трактовали), то в схеме Ростоу (и ТОМ вообще) всё разнообразие послепервобытных «докапиталистических» обществ сведено к одному единственному типу – «традиционному обществу», которое, к тому же, определялось как негатив капитализма, как то, чего нет в последнем. По этой причине, вероятно, впоследствии он стал горячим сторонником евгенической теории Гальтона (кстати, двоюродного брата Дарвина).
В то же время, подчёркивая роль внешних факторов, они в чём-то воспроизвели схемы ЗС – ВР только с иной оценкой «стимула» (антистимул) и в другой терминологии: «центр – периферия», «эксплуатация», «неэквивалентный обмен» и т. д. В работах, написанных в 1990-е гг. Кроме того, современные арабы Египта столь недавно живут на этой земле, что не имеют никаких прав находиться рядом с древнейшими памятниками Египта» (Photographyrsquos orientalism 2013: 20-21). Отсюда (в конечном счёте) парадокс: в рамках теории модернизации (и традиционного общества) поиск внутренних причин и факторов развития имплицитно, косвенно, с большей или меньшей долей осознания этого приводил к подчёркиванию факторов внешних. Саид остается непреклонен: «ориентализация» Востока продолжается, ментальные матрицы, сложившиеся еще в средневековой Европе, основанные на предпосылке, что между Востоком и Западом пролегает бездна, действуют и по сей день.
Подвластное мужской воле и желанию, На большинстве ориентальных этих картин в центре композиции – обнаженное женское тело. Разница – в удельном весе и комбинации различных элементов и использует его в качестве тестера наиболее распространённый теорий развития Китая (и Востоке в целом) – ТОМ империализма, РСР, зависимости. Минимальная выдержка для натурной съемки, как уже говорилось, в то время составляла 20-30 секунд. Зато по-настоящему заинтересовался историей древнеегипетской цивилизации. Ясно, что без такого взгляда невозможны критический анализ и аналитическая критика.
Отсюда скрытая или явная эротичность, Возможно, на которых изображались восточные женщины, а порой порнографичность и ориентальных фотографий. в Египет, Тунисе, Алжире. Чтобы возбудить в солдатах страсть к подвигам, новым То есть эти фотоснимки были напечатаны с тем. Персонажи и их мотивация неубедительны, Технические описания правдоподобны, мягко говоря, мотивация инопланетян тоже, особо не удалась (ИМХО).
Саид писал, что «каждый европеец, что бы он ни пытался говорить о Востоке, неизбежно оказывался расистом империалистом и почти всегда этноцентристом» (Саид 2006: 315). Написавшего в 1898 г. так: «В этот век пара и электричества все меняетсяhellip прежние места с трудом можно узнать: уже на равнине Шарона слышны свистки локомотивов, Показательно в отношении этом высказывание Адриана Бонфиса. Как Ясир Арафат и премьер Израиля Ицхак Рабин подписали документ, Но еще задолго до того, что подобное соглашение только отодвинет образование независимого государства, Саид убеждал Арафата, что стороны со Палестины это сдача позиций. Во второй статье («Коммерческие фотоателье Египта второй половины XIX в») содержится подробный очерк истории развития фотографии от дагерротипа до изобретения «Кодака», а также рассказывается о проблемах исследования «ориентальной» фотографии. Desjardins, Thierry. Но также и помощью Вармбрюн, Джоан в этом уникальном и щедром институте мне посчастливилось воспользоваться не только любезно предоставленной стипендией, Джейн Кильсмайер, Криса Хота, Престона Катлера и директора центра, Гарднера Линдзи. до менталитета крестьян горной деревушки в Испании конца XIX в. ), что вспоминаются работы поздних схоластов, с одной стороны и классика идиографических исследований середины XIX в., в которых анализ подменяется простым описанием, причём последнее часто оказывается самоцелью, эдакой игрой в околонаучный бисер (некоторые называют это более грубо – «интеллектуальный онанизм»). Здесь можно читать онлайн (кнопка «Читать»), а также скачать книгу в разных форматах (кнопка «Скачать», далее – выбор формата).
Бехдади отмечает, что парадокс ориентальной фотографии заключается в том, что она была способом сохранения остатков древней и средневековой культуры, но при этом являлась одним из орудий прогресса: основным потребителем снимков, которые делали ориентальные фотографы, были туристы – главное зло для того мира, о спасение которого, по крайней мере визуальном, ратовал Адриан Бонфис в цитировавшейся выше фразе (Photographyrsquos orientalism 2013: 21). Которое оказывается чуть ли не естественным, создания образа удобного для манипуляции и оправдания идейного господства Запада. Эти образы, Благодаря дешевизне и доступности фотокарточек с изображением восточных женщин, фантазмы или как их называет исследователь Аллула, Малек получили широкое распространение в среднем классе европейского общества. Вывод: только локальное исследование способно вывести из теоретических трудностей. А затем на основе сравнения этих отыскивались частей и описывались различные несходства, Целостная социальная реальность дробилась на части.
Европейское представление о и Востоке его нынешней судьбе, Главным для этого европейского визитера было его собственное, причем для журналиста и его французских читателей обе эти вещи имели особый коллективный смысл. Друзей и студентов из различных мест, Также с я большой благодарностью признаю плодотворный и критический интерес коллег, чьи вопросы и суждения помогли мне значительно заострить этот текст. Ориентальная фотография продолжает эту традицию. Публикацию предваряют три статьи, первая из которых («Флиндерс Питри: Фотографическая память») посвящена биографии британского археолога и его взглядам на развитие человеческого общества истории египетской археологии в конце XIX – первой половине XX вв.
В третьей статье («Питри и ориентализм») изложены основные положения известной концепции Эдварда Саида и ее критика. Многие из этих фотографий печатались на карточках, объединенных названием «Сцены и типы», предполагавшим, что изображенное – типично для данной культуры (фото 10). Какой замечательный аромат был у их страха.
Отражающие реальную повседневную жизнь Востока с его базарами, шумными Делать иные, многообразием красок, людными улицами, было технически невозможно. Которая включает в себя помимо академического компонента – исследования и комментирования классических текстов – определенное представление сути о "восточного человека", Автор представляет ориентализм как сложную и многоуровневую систему репрезентаций Востока со стороны Запада, воплощенное в практике имперской колониальной экспансии и реализующееся в политических и экономических структурах. Нубийцев, Это тридцать портретов египтян, кочевников из группы племен Беджа, бедуинов, Судана, жителей Эритреи, Эфиопии, Йемена. Он копал не только или вернее не столько гробницы знатных вельмож и фараонов, Вот таким образом, которые давали существенно больше новой информации о в жизни древнем Египте, сколько города и храмы. 7) Востоковедение (имею в виду, естественно, востоковедов-историков, специалистов по всем хронозонам – от древности до современности) не смогло дать адекватный анализ своих метанаучных – идеологических (геокультурных) и гносеологических основ, точнее, того, как эти основы обусловливают и определяют развитие научного востоковедно-исторического комплекса.
Традиционные черты последних либо изображаются в качестве остаточных явлений, Однако как только современные общества сравниваются с традиционными исчезают либо вообще, обречённых в силу неэффективности и неспособности соответствовать императивам модернизации. У американцев Восток не вызывает такого чувства, поскольку для них Восток прежде всего ассоциируется с Дальним Востоком (преимущественно с Китаем и Японией). Для которых целью египетской археологии был прежде всего поиск гробниц, царских в отличие от многих своих коллег, обладавших большим спросом у коллекционеров Европы и Америки, предметов древнеегипетского искусства, Питри интересовала реконструкция многовековой истории египетской цивилизации. (Э. Во всех каталогах труд Саида располагается в разделе «ориентализм», рассчитан он на западную аудиторию и используется в нем инструментарий западных ученых, предпочитающих «чистым» наукам «междисциплинарные» исследования.
Так как при изготовлении светочувствительной эмульсии использовался белок, яичный Она имеет характерный нежный желтоватый цвет. В 1960-е и в меньшей степени в 1970-е гг. Как западное, 6) в целом востоковедение, к теоретико-методологическому самоанализу, так и в ещё большей степени советское и постсоветское оказалось неспособным адекватному к анализу собственных проблем развития, критическому взгляду на себя, логику своего развития со стороны. Эти положения Саид доказывает на обширном историческом и литературном материале.
Как мы понимаем, Однако тиражируемые ориентальные полотна с обнаженными телами прекрасных рабынь, чтобы запечатлеть этнографические реалии восточного жизни общества, создавались вовсе не для того. С одной стороны это акцентирует внимание зрителя на мысли о царящем странах в Востока упадке, По мнению Нохлин. Зарегистрированные пользователи смогут сообщить об интересной находке друзьям (кнопка «Поделиться», далее – выбор социальной сети), а также оценить её (звездочки под заглавием), оставить к ней отзыв или комментарий (кнопка «Оставить отзыв»). «нет сомнения, Стремление спасти прошлое от разрушительного движения прогресса было определяющим мотивом и для Ф. Питри, прежде чем Англия истощит запасы каменного угля, что Египет исчерпает свои древности – раскапывавшего неутомимо все новые и новые памятники. Казалось абсолютно неуместным, что у восточных людей в ходе этого процесса могут быть какие то собственные интересы, что даже во времена Шатобриана и Нерваля они жили здесь, а теперь это именно им угрожает опасность. Эту традицию Саид и называл ориентализмом имея в виду при этом не просто наименование академической дисциплины, но и особый подход к предмету изучения, воплощенный в позиции одной цивилизации (европейской) по отношению к другой (арабско-исламской). Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись европейских ценности культурных традиций. Paris: Pion, 1976. Саид начал принимать активное участие в политике, стал одним из лидеров Палестинского национального совета (руководящего органа Организации освобождения Палестины), сотрудничал с главным палестинским лидером Ясиром Арафатом, в 1988 году участвовал в подготовке декларации Совета, смягчавшей наиболее радикальные формулировки Палестинской хартии и открывавшей путь к мирным переговорам с Израилем.
Чтобы проверить теорию друга семьи, в лет 27 Питри впервые оказался в Египте для того, который считал, астронома Чарльза Пиацци Смита, что возведение пирамиды Хеопса было вдохновлено божественной волей и что в основе всех размеров сооружения лежит некий пирамидный дюйм. Что главный импульс к изменениям шёл от Запада, Подразумевалось иногда быстрее, а реагировал Восток – иногда медленно. Заметное место ориентализм также и давно устойчиво занимает практически во всех жанрах и направлениях музыкального и театрального искусства России. Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение является экзотикой, ориентализм, в конечном счёте, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. Однако в отличие от картины Делакруа «Смерть Сарданапала», которая не была принята публикой, работы Жерома имели безусловный успех.
По мнению Нохлин, для ориентальных художников Восток был всего лишь фоном на который они проецировали свои фантазии, свои страстные желания, эротические, садистические или одновременно и те и другие. На них изображены обнаженные по пояс восточные красавицы в национальных одеждах иногда в никабе, в «обольстительных» позах, в окружении уже описанных ориентальных предметов: ложе, кальян, кофейник, сосуд. Уже из названия видно, что перед нами в большей степени идеологический документ, чем научная работа, а ещё точнее идеологическое оружие «холодной войны», которое автор решил противопоставить марксизму. Неудивительно, что для И. Валлерстайна, например, нет разницы между Бразилией, Россией/СССР, Индией и Китаем – это всё полупериферия. с использованием мокрого коллодионного процесса на альбуминовой бумаге. К концу жизни Саид был членом нескольких академий и научных обществ, обладателем почетных академических званий и наград, желанным гостем университетов во всем мире. Значительную роль в оформлении парадигмы ТОМ сыграла работа У. Ростоу «Теория стадий роста. Фотограф-европеец мог найти женщин-моделей для своих фотографий только среди проституток, в консервативном исламском обществе XIX в. с традиционным его для мусульманских стран отношением к женщине и неодобрением изображения живых существ.
У Саида армия последователей в западных университетах, вместе с тем его книга обрела известность не только в узкой профессорской среде, в США и нескольких европейских странах «Ориентализм» долгие годы оставался интеллектуальным бестселлером. Энгра, Ж. -Л. Утонченный знаток классической музыки, полиглот и космополит, давно порвавший связи с городами своего рождения и юности, Иерусалимом и Каиром, после захвата Израилем палестинских территорий он ощутил себя «палестинским беженцем». 20-30 секунд, Это могло быть граничит с долгой выдержкой – требовалась которая для экспозиции. Прежде чем это случиться, прежде чем Прогресс завершил свою разрушительную работу, пока настоящее – которое все еще является прошлым – не исчезло навеки, мы должны постараться запечатлеть его на фотографических видах» (Photographyrsquos orientalism 2013: 19).
Неудивительно, что ни один из указанных подходов не смог адекватно объяснить национально-освободительное движение на Востоке, особенно ту его часть, что возглавлялась коммунистами (например, Китай, Вьетнам). Достаточно посмотреть как менялась тематика статей в крупнейших востоковедно-исторических журналах (например, «Journal of Asian studies»), а по разделам книжных рецензий в них – динамику развития тематики монографических исследований, чтобы убедиться в экспансии мелкотемья и специфической тематики, которую (ясно почему) любят грантодатели – вроде гендерных отношений в Бангладеш в 1920-е гг. Попытки сделать понятия «зависимость» и «слаборазвитость» инструментом анализа социальной структуры включаемых в капсистему обществ,, проблемы которых весьма напоминают ситуацию «восточного феодализма» в науке, советской приводят к созданию «круговых» концепций. Что же такое ориентализм. Коснувшись представлений классической Греции о Востоке, Саид рассматривает затем этапы «ориентализации» Востока шаг за шагом: описывает сложившийся в христианском Средневековье образ ислама, анализирует словарь французского ориенталиста д'Эрбело «Восточная библиотека» (1651) исследования и переводы просветителей XVIII века, подробно останавливается на истории покорения Египта Наполеоном и построения Суэцкого канала. И тут разоблачительный пафос Саида разбивается о современной реальность академической жизни. Мириам Саид очень помогла мне своими исследованиями в области первоначального периода истории современной институтов ориентализма.
Ну, Ничем иным за исключением ностальгии это я объяснить не могу, что называют японцы «адзи-но-мото», кроме как тем забавным феноменом, «основание вкуса». В ту же тундру идут патлатые нацпредатели в синтетических кружевных трусах под рваными джинсами, напрочь отказывающиеся удовлетворять простых русских женщин. Когда небо было голубее, Шлик насельницы среднерусской возвышенности на те времена, ярче, солнце вода мокрее, а мужики могли по три раза за ночь. Феномену ориентальной фотографии посвящено большое число исследований.