Ведь, как известно, Руссо работал таможенником, что также сильно удивляло богему и зрителя. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во8230 Энциклопедия Кольера РУСС (Rousseau) (прозвище Таможенник, Le Douanier) Анри (18441501910), франц. В 1894 году Руссо познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри Alfred Jarry, который много сделал для популяризации его живописного и литературного творчества и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище – «Таможенник» «Le Douanier». Творческиеконтакты Пикассо и Руссо далеко неисчерпывают тему живого воздействияискусства Таможенника на живопись XXстолетия.
Как весенний полет шмеля в необозримом пространстве неба к и неведомым недоступным цветам жизни. После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину «Неприятный сюрприз», вызвавшую восхищение Ренуара. Этот французский художник – самоучка, основоположник примитивизма. Открытие ипоследующее знакомство Пикассо с Руссознаменовало для «банды» художников сМонмартра новый этап их поисков. Анри Руссо в 1860 получил лицея приз в области рисунка и музыки, Четвертый ребенок в семье жестянщика из Лаваля.
Которую устроили якобы в его честь, На одной из вечеринок, его заставили весь вечер играть на скрипке и организаторами были Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, заплатить за всю компанию, усадили на импровизированный трон шутовской для того, чтобы зачитать стихи, посвященные ему, пока на голову ему падал горячий воск со свечи из светильника над головой. Но особенно трогательны и печальны были его любовные истории. Он устремлен навстречу новому искусству. Он стремился уйти в мир игрушечный, Чувствуя себя чужим в современном и враждебном ему мире, красивый и как будто застывший в зачарованной неподвижности им 0151 придуманный мир хрупкий. В особенности егокорзин с цветами, Ощутимо воздействие инатюрмортов Руссо, хищно тянуться в разныестороны и которые сорванныепродолжают жить. В ожидании приговора он раскрашивал стены камеры.
В это время он играет в оркестре 5-го округа и дает уроки живописи и музыки. На что Пикассо, кисло улыбнувшись, процедил «Он и сам можета вынапишите Аполлинера». К будничным предметам, которые отныне главнымидействующими становятся лицами художественнойигры, Обращениек наивам влекло за собой интерес квывеске и балагану, а затем ивсе хеппенинги и перформансы, предвосхищая дадаизм. По-французски «дерьмо». Средневековаяфранцузская и испанская живопись, древнее искусство Африки и ЛатинскойАмерики – все это противопоставлялосьпослеренессансной живописи с ее такназываемой «правильной» перспективойи как бы «фотографической» фиксациеймира, безнадежно испорченной в глазахнового поколения салонным академизмом«школы».
Он показывает свои картины, Чтобы снять с себя вину, которыми гордится и которые помогают выйти ему на свободу. Он верит в переселение душ, он верит в свою мечту. Особенно часто в этих полотнах сженскими персонажами, возлежащими нафоне окна с урбанистическим пейзажемза ним и подозрительно активнымикомнатными цветами, вспоминается «типЯдвиги» с ее застывшими округлымичертами лица и характерной, переброшеннойна одну сторону прядью распущенныхдлинных волос. Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. Он отталкивалсяот традиций древних и примитивныхнародов, которые изобрели маску. Мотивы находятся повсюду вседело в выборе» и создать нечто адекватное «арго» вмонументальной живописи, предназначеннойдля украшения улиц, заводов и фабричныхпредместий.
На что Руссо ответил, что жертвует свои деньги на благотворительность, после чего папаша несостоявшейся невесты заявил: «я думал, вы глупец, теперь вижу – что вы идиот» и вышвырнул его за дверь. Вещью в себе. Не затронутые цивилизацией, раскапывая негритянскую пластику вмузеях, Открываяв своих поисках обновленной формыкультуры, чтомногое уже найдено и реализовано егосовременником, Пикассо и не подозревал, далеко не образованнымв столь истории мирового изобразительногоискусства, но, кажется, без особых муксоздавшим свой неповторимый, лежащийвне достижений импрессионистов иухищрений ар нуво стиль. Где исполняет музыку своего сочинения, Руссо и сам в проводит своей мастерской музыкальные вечера. Даже с левыми его достижениями в лице импрессионизма, представителей Конфликт Руссо с современным искусством в целом, представлялся кубистам абсолютным новаторством. Прячущийся за маской невинного и простодушного чудака, Кто же – Руссо хитрец или в самом деле наивный простак.
Художникови критиков рубежа XIX и XX веков поражалаоткровенная «лубочность» формальныхприемов Таможенника Руссо даже на фонепозднего импрессионизма, дивизионизма, фовизма – течений, регулярно заявлявшихо себе на специальных групповых выставках, в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. Руссо был постоянным участником двухпоследних Салонов. Он говорил, что сам боится тех хищников, которых изображает. Вроде несения караульной службы различных на сторожевых постах оборонительных сооружений, в налоговом управлении Руссо доверяли лишь самые несложные поручения. Уверен, что это понравилось бы даже самому Энгру. » В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Руссо стоял в стороне от художественной полемики. Эта аляповатая, лубочная Венера напоминает персонажейРуссо с картины.
Лежепочувствовал балаганную общностьмаленького экранного шута и Таможенникав допотопном костюме, со скрипкой ипалитрой в руках. НесчастныйТаможенник свободно изъяснялся на«арго», каждодневно слыша его в своемпарижском квартале, на улице Перрель. Он первым сумел запечатлеть на холстеэлементы новой поэтики, заключенные ввывесках, нехитрых уличных празднествах, грубоватых народных шутках. Однако некоторая расслабленность многих его картин иногда поспешность неопровержимы. Я им за это до сих пор признателен», 0151 вспоминал Руссо в 1907 году. «О «Мечте» действительно заговорили.
В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» «Bateau-Lavoir» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Средневековая французская и испанская живопись, древнее искусство Африки и Латинской Америки – все это противопоставлялось послеренессансной живописи с ее так называемой «правильной» перспективой и как бы «фотографической» фиксацией мира, безнадежно испорченной в глазах нового поколения салонным академизмом «школы». Вот таким образом он ибыл принят как близкий и понятныйхудожественный язык, хотя и не сразу. Аполлинер, впоследствии издавший письмаи стихотворения Руссо и воспевший егона страницах «Суаре де Пари», сначалане принял его искусства, заявив, чтоРуссо «типичный ремесленник» и потомвсячески старался забыть об этом своемвысказывании Кубистовпокоряли чистота стиля Руссо, егоспособность к упорядоченностикомпозиционного построения картины всоединении с четкостью деталей, ясночитаемым «вещизмом», к которому онистремились в своих портретах и натюрмортах. Конфликт Руссо с современным искусствомв целом, даже с левыми его достижениямив лице представителей импрессионизма, представлялся кубистам абсолютнымноваторством. Не знакомый ни с изобразительной грамотой, Малообразованный, ни он, с историей искусства, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Путь на официальные выставки для Руссо был закрыт. Открытие «бандой» Пикассо стиля Руссо было безусловно своевременной, хотя и неожиданной находкой. В 1908 Пикассо устраивает в его честь известный банкет в своей мастерской в Бато-Лавуар. Что дало повод ряду исследователей предположить, к этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, что до банкет, некоторой степени был актом «экзорцизма». Кстати, в 1904 он опубликовал вальс «Клеманс» в память о своей жене.
Что в эти темы, Следует отметить, Руссо вдохнул свежесть и души поэтичность, очень популярные в официальной живописи того времени, абсолютно их преобразившие. Чтобы утверждать, Надо быть недобросовестным, способный внушить нам подобные что мысли, человек, не художник». Оставив где-то в глубине полости, некие Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, убежища для затаившихся зверей. Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу. Помимо аллегорических пейзажей, Руссо пишет виды Парижа, военные сцены («Артиллеристы», 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), портреты («Автопортрет с палитрой», 1889-1890, Национальная галерея, Прага), а том числе детские («Портрет ребенка с полишинелем», 1903, Художественное общество, Винтертур).
Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Истранно застывшее тело цыганки, скореене спящей, но пребывающей в состояниигипнотического коллапса и ее античноеодеяние с тяжелыми, как бы вылепленнымируками древнего скульптора складками, и лежащая рядом с ней гитара с вывернутымна зрителя грифом заключают в себе тусилу опредмечивания реального мира иодновременно проникновения в магиювещи, ощущения, что этот опредмеченный, распавшийся на элементы мир начинаетжить таинственной, не подвластной разумуи привычным логическим связям жизнью, к которым стремились Пикассо, Брак, Гриси их последователи – сюрреалисты. Это она держит весь центр картины. Не затронутые цивилизацией, Открывая в своих поисках обновленной формы культуры, Пикассо и не подозревал, раскапывая негритянскую пластику в музеях, что многое уже найдено и реализовано его современником, не далеко столь образованным в истории мирового изобразительного искусства, но, кажется, без особых мук создавшим свой неповторимый, лежащий вне достижений импрессионистов и ухищрений ар нуво стиль. И только Жан Кокто писал в одной из парижских газет: «Здесь соприкасаешься с поэзией, написанной красками». Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции Acadeacutemie litteacuteraire et musicale de France за сочиненный им вальс «Клеманс» «Cleacutemence». Руссо стал постоянным участником этого Салона со второй выставки в 1886 году.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. «Мои начальники в таможне давали мне работу более спокойную, чтобы мне было легче. Что покупает избраннице драгоценности на несколько тысяч франков, Добрый старикан отдается настолько этому чувству, но и это не продвигает дела. Он был приговорен к месяцу тюрьмы за злоупотребления и, в Работая адвокатской конторе в Анжере, добровольно пошел в армию, во избежание скандала. С этоговремени он бросил службу на парижскойтаможне и целиком отдался живописи. Создавалось впечатление, что «примитивизм»Руссо контрастировал не только софициальным академическим искусством«школы», но и с «левыми», «экстремистскими»направлениями.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Изобразительная системаРуссо не затронута опытом французскогоимпрессионизма. Дважды овдовевший, Руссо, девицей выданье, на безрезультатно и чрезвычайно нежно ухаживает за Леони, которой уже давно за пятьдесят и просит руки у ее родителей. Умрет он одиноким, лишенным тепла супружества и желанной жизни вдвоем. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 18711893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Персонажи изображены в фас, с застывшим выражением лица.
гал), «Свадьба в деревне» (1905, Париж, Оранжери, собрание Вальтера Гийома), «Портрет Лоти» (Цюрих, Кунстхауз), «Повозка отца Жюнье» (1908, Париж, Оранжери, собрание Вальтера Гийома). В нем не было ничего оттеатрального актера – это простозрительный образ, фантом. И, я знаю вашу живопись», «выдержал паузу, как рассказывает Серюзье, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее на ему ум. Прям будто сам прожил неделю эту в богемной тусовке художников-импрессионистов и других борцов за новое слово в искусстве. Вот как впоследствии оценивал Пикассо значение случайной находки им картины Руссо в одной из парижских лавок: Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством.
Ставший его первым биографом, в 1911 к нему интерес проявляет Вильгельм Уде, которые еще не воспринимали его серьезно, а также многие художники. В 1888 его жена, от которой у него было семь детей, умирает и Руссо женится вновь в 1899. Чтоугловатое, Могло показаться, прямолинейное искусствоРуссо противостояло художественной утонченнойфранцузской культурев целом.
«Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века. Рай Гогена «открыт» в результатепутешествия в дальние страны, созданна основе географической реальности. «Рай» Руссо – чистый плод поэтическоговоображения, результат одухотворенияхудожником будничной, замкнутой средыобитания и в этом он больше отвечаетнастроениям людей грядущего XX века. Бесплотный, Вот как об этом вспоминалсам Леже: «Аполлинер повел меня смотретьфильмы Чаплина во время отпуска с фронтаЯ был шокирован: этот человечекна маленький экране превращался из человека вдвижущийся объект, легкий, чернобелый.
На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, писал Аполлинер. Так как его жизнь прошла в Многие неизвестности, аспекты жизни Руссо остаются загадочными, а его характер кажется двусмысленным. Впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», Аполлинер, заявив, сначала не принял его искусства, что «типичный ремесленник», Руссо и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах. На его странность повлиял тот факт, Возможно из 9 осталась в живых только одна дочь, что он потерял почти всех своих детей, похоронил 2 жены и на всю оставшуюся его жизнь единственной любовью оставалась живопись. И одновременно представляя его преображенным, Руссо обладал редкой способностью видеть окружающий мир его достоверно и ярко. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника».
Ведь в то время на такое совмещение несовместимых художественных программ мог только отважиться наивный самоучка. Фантастические изображения джунглей, Значительная часть его картин позднего периода собой представляет экзотические пейзажи. Принадлежавшими к новейшимтечениям в искусстве, Он выставлялся вместе схудожниками, сразу обрел свой стиль, перешагнув тем самым в следующеестолетие, но можно подумать, что этот упрямец одинокий раз и навсегда, как бы в порыве простодушного откровения, минуя естественный путь эволюцииноваторских движений во французскойживописи XIX века. Обществоперестало безразлично относиться кживописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границахпоэтического вымысла или, есливоспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения». Так как понял, Правда Пикассо потом пришел извиняться и над нельзя человеком так издеваться, что они явно перегнули палку. Она знаменуетособое явление в процессе освоениятворческого наследия Таможенника. Увлечение «наивным» миром Руссо совпалоу неистового испанца с открытиемполинезийской и негритянской скульптуры, то есть искусства древнейших цивилизаций. Тогда же, около 1910 года, в окруженииПикассо проснулся интерес к европейскомуискусству до Ренессанса, которое такженазывали «примитивным». В целом его творческая карьера и известность обязаны именно этому Салону. Сейчас она будет петь своим высоким голоском нормандскую песенку. В которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», к устрашающим шорохам земли, где зачарованный путник прислушивался к и таинственным прекрасным звукам первых дней творения, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения.
Его дебют в СалонеНезависимых 1886 года знаменовал появлениефеномена во Руссо французской иевропейской художественной жизнипостимпрессионистского этапа. Вангога, Картины Сезанна, так же как и Руссо, Гогена, бросаливызов обывательским представлениям одобродетели и подчас порядке, соперничаяс классическими образами прославленныхживописцев прошлых эпох. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. Леже сознательнопришел к тому, что в «наивном» сознанииРуссо рождалось спонтанно. Пенсия была невелика и надо было думать о заработке.
Вещи» Леже обязан своим происхождением Руссои Чаплину в и одно то же время, Онвыбросил индивидуальность с экранаЧарли подобен механизму. Сделанные в Лувре, в 1885 году Руссо выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских свои полях копии картин старых мастеров. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Наконец, четвертая и самая знаменитая группа произведений – это картины на экзотические сюжеты, которые в конце жизни художника достигли огромных размеров и которые принесли ему заказы и славу: «Отдых льва» (1907, Нью-Йорк, музей Метро- политен), «Фламинго» (1907, Нью-Йорк, собрание Ч. С. Пейсона), «В тропическом лесу. Сказочные птахи, Его тигры и ягуары с горящими глазами, рептилии изворотливые хитрые обезьяны, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. двойной портрет всю свою душу, всю любовь, на которую способен. Вторая группа работ – это виды Парижа – набережные, пригороды с маленькими персонажами, гуляющими, рыболовами с удочками, полные идиллической и глубокой поэтичности: «Карнавальный вечер» (1886, Филадельфия, Музей искусства), «Прогулка в лесу» (между 1886 и 1890, Цюрих, Кунстхауз), «Вид парка Монсури» (1895, Париж, частное собрание ок.
Кхудожнику, наконец-то, пришла заслуженное посмертное признание. Вот сидит иронично-веселый холостяк Жарри, всегда со своими чертовскими розыгрышами. Этот буквальный реализм Руссо отвечал поискам сверхреального у авангардистов с Монмартра 1910 около года. Памятник Шопену» (Санкт-Петербург, Гос.
В котором принимает участие все последующие годы, 1886 в по рекомендации Синьяка он выставляется в Салоне независимых, за исключением 1899 и 1900. Когда вышел в отставку, Но заниматься по-настоящему живописью Руссо начал только в сорок лет. Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты» «La Vengeance d'une orpheline russe», 1898 «Посещение выставки 1889 года» «Une visite agrave l'exposition de 1899», 1899).
Что-то магическое есть в этих картинах, что-то из мира снов и поэзии. «ты думаешь, головы и рук, не умелиработать, – вот таким образом они исказилипропорции тел – что черныескульпторы не видеть, умели Во время этого посещения Пикассосказал Эренбургу. Здесь важно отметитьрешающее воздействие искусства Чаплина Руссои на сложение индивидуальногомонументального стиля Леже. Оказавшисьв период становления своего искусствавне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но непо профессии, Руссо не получил заданныхэстетических установок, для него несуществовало признанных авторитетовв живописи, что давало ему абсолютнуюсвободу в выборе собственных «кумиров»по личному вкусу. Но всё же лучше всего у него дела обстояли с живописью.
Картина великолепно передает потрясающую атмосферу бедствия и невосполнимых потерь ничто никогда и не будет здесь жить. – спросил он меня, а затем, рассматривая мой пейзаж, сказал: Почемутвои домики не стоят. В маленькой квартирке на улице Перель стали появляться новые его друзья 0151 художники и поэты. «после жестоких испытаний я пришел к тому – составленной для суда, в одной автобиографической заметке, чтобы стать известным для окружающих меня многочисленных художников, писал он о себе. После уроков с детьми художник рисовал на улицах Парижа и в пригородах. 1910, Москва, Музей изобразительных искусств им.
Какой это был замечательныйпарень. Единственным развлечением, которое он себе позволял, были своеобразные творческие вечера. Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности. В это время в нем появляется что-то от жреца, колдующего над треножником. И в самом центре – охотник, Это сцена из доисторических времен, как из "Прекрасной садовницы", одетый в костюм и вдобавок с ружьемhellip Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только цветов сочетаниями на холсте. На ней восседает фурия войны с обнаженным мечом в правой руке с и горящим факелом в другой.
К этому восхищению молодежиработами Таможенника примешивалась инекоторая подозрительность, что далоповод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ательеПикассо в честь Руссо, до некоторойстепени был актом «экзорцизма». Заявление Уде вызвало резкий протестПикассо, хотя по существу спорить сколлекционером было очень трудно. Его жизнь была вполне заурядна. К будничным предметам, Обращение к наивам влекло за собой интерес к вывеске и балагану, предвосхищая дадаизм, которые отныне главными становятся действующими лицами художественной игры, а затем и все хеппенинги и перформансы. Отчего все это. Растительным декором и непосредственным восприятием животных, жизни Он обновил экзотические темы своим фантастическим стилем. Где художник мог представить на живопись суд публики, Единственным местом, который вообще не имел жюри, оказался Салон Независимых, двери его были открыты для каждого.
Так как понял, Правда Пикассо потом пришел извиняться, но в ответ услышал от Руссо слова благодарности за прекрасный вечер и что признание, они явно перегнули палку, что тот давно так не веселился. В 1947 его останки были перевезены в парк Перрин в Лавале. Который выше выставила Катерина, Именно в тот вечер заказали ему портрет Апполинера с его возлюбленной. А. С. Пушкина), переносят нас из города в сказочные джунгли. Мы мало что знаем о начальном этапе его жизни, прозвище Таможенник (Douanier) появилось, вероятно, в связи со службой то ли в налоговой, то ли на таможне – разные источники придерживаются разных версий.
Анри гордился тем, что он художник. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» «Moi-meme, portrait paysage» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Это просто невероятно. Однажды он увидел полотна Матисса: Апочему Матисс не заканчивает своикартины. А какой прекрасный тон на полотне Руссо. Которая мало изменялась впоследствии, ранние Сохранившиеся работы демонстрируют сложившуюся стилистику. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, 0151 писал восторженно Аполлинер. Какруссо в живописи, Чаплин столь воплотил женепосредственно черты новойэстетики на чернобелом экране.
Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Что мы знаем совсеминые портреты детские Пикассо, Тем более, вголубом и розовом периодах, созданныев самом начале творческого пути. А жесты неуверенны, Позы этих коренастых фигур неустойчивы, как будто им навязали свойственные не им роли.
А. С. Пушкина), «Обезьяны в девственном лесу» (1910, Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Каскад» (1910, Чикаго, Художественный институт). Во-первых, это портреты и сцены народной жизни: автопортрет (1888-1890, Прага, Нац. Эрмитаж), «Ягуар, нападающий на негра» (1909, Базель, Художественный музей), «Ягуар, нападающий на лошадь» (1910, Москва, Музей изобразительных искусств им.
Механик Леже бесспорноразговаривает на «арго», сплевывает напол и хвастается наколкой, но картинапоражает не вульгарностью, а монументальнойсилой воплощения образа. Он как бы жил в своем мире и даже сидя в тюрьме, куда его на старости лет посадили за якобы подделку финансовых документов, которые он по наивности и без всякого злого умысла сделал для кого-то из знакомых по их просьбе, он больше ни о чем не думал, кроме как вернуться к своих львам и фламинго. Их также окружают немногочисленные, но чрезвычайно активные, как бы «ожившие»вещи. Мать Делоне ему заказывает картину «Заклинательница змей», выставленную в Осеннем салоне в 1907 (Париж, музей Орсэ).
И Майяс куклой на стуле у Пикассо символизируеттрагедию времени, она полна ожиданиястрашной катастрофы, которая перевернетпривычное представление о соотношениидобра и зла в мире. Видимо, Соперничать с этими подлинно живописнымиобразами, художественныхпроявлениях, мог только кинематографв его редких. Однако он не был в Мексике, несмотря на намеки, которые он делал позднее.
И она его в конце жизни не подводит. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Странный он был человек, не от мира сего. И его нужно брать, «Материал окружает художникаповсюду, не задумываясь. Теперь не следует дело иметь с особоискусно исполненными деталями. Гийом Аполлинер Guillaume Apollinaire рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего lthellipgt обмерил все мое тело, а затем аккуратно перенес эти размеры на холст, соответственно уменьшив их». А его разнообразные эскизы исполнены в более классическом стиле, Он восхищался нежели Энгром, его картины.
Картина, выставленная у Независимых в 1894 – «Война» (Париж, музей Орсэ) – показала его оригинальную манеру и примитивизм. Они представлены в неких райских кущах, Поэт с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Приехавший по вызову врач застал лежащего в бреду художника и, решив, что имеет дело с алкоголиком в белой горячке, отправил его вспецлечебницу для алкоголиков, где он и скончался. Которое затем Бранкуси на выгравировал камне, Для его надгробия Аполлинер написал знаменитое стихотворение. 1893, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма «Представители иностранных держав, приветствующие Республику под знаком мира», выставлена в 1907, Париж, музей Пикассо) или спортивные сцены («Футболисты», 1908, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма).
Был беден, к тому времени он уже давноне служил в налоговом управлении, его похоронили на кладбище длябедняков и забыли почти на полвека. Только после второй мировой живописью войны Руссо снова заинтересовались. Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу. И участие в выставках Независимых приближало его этой к мечте, Он всегда мечтал о бескорыстном добровольном товариществе художников.
Под конец приема этого никто не осознает, Впрочем, как убежденность и простаков, сочетание насмешки с доброжелательностью в этой среде настолько же естественно, что у палки два конца. Здесь современные и социальные темы поддержаны республиканскими и убеждениями превращены в воображаемые аллегории. Как восточные иерархи, Люди на его выразительных полотнах статичные, часто написаны фотографий, с и при этом очень живые. Этоглавное открытие живописи новоговремени, Как импрессионизм, так и его последующее развитиеи преодоление в дивизионизмаи явлениях фовизма не коснулись искусстваТаможенника.
– попался на удочку. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. И в повествовательной живописи академиков он нечто находил занимательное и в лубке, жизненно правдивое. Учил этому ребятишек даже и сочинял вальсы пробовал себя в написание пьес, Помимо этого играл на скрипке. Представшими в Салонах независимых, Над картинами Руссо, хохотали до упаду, потешались, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с обученными хорошо профессионалами. Обслуживавшими их критикамии обывателями городскими из разныхсоциальных прослоек носило не болееагрессивный характер, Непризнаниеживописи Руссо модными салоннымиживописцами, Ван Гогаи Гогена – крупнейших выразителейопределенных основных тенденцийпостимпрессионизма, чем преследованиетеми же противниками Сезанна. Его добродушность, незлобливость и простодушие поражали.
Несущаяся во весь опор огромная лошадь черная практически занимает весь холст она – явление абсолютно неординарное. Насколько это отталкивает людей, «Любопытно, – когда они обнаруживают в работе живописной качества живописца, – сказал однажды Ренуар Воллару. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Дружеские отношения в эту зиму завязывались как-то легко, незаметно и на всю жизнь. Приподнявшись, На самом деле мы видим нечто другое будто женщина только что очнулась и, с изумлением вглядывается в фантастические заросли.
В следующем году Руссо был принят в Осенний салон в зал фовистов, куда он послал большое панно «Голодный лев» (частное собрание). Его творчество очень интересно и о свидетельствует его многосторонних дарованиях, Несмотря на ряд недостатков. Однако главным для Руссо всегда была живопись. Достаточно вспомнить такие полотна, как.
, –поразила Пикассо и своего породила родаревность к первозданной наивности исовременной оригинальности манерыРуссо. Они восхищаются». Они встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. Этот символический дух еще больше характерен для почти фантастических сцен – «Война» (1894, Париж, музей Орсэ) и «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Как художникпосмел изобразить так своего собственногоребенка – работаянад серией портретов Майи куклой с настуле, о них Пикассо помнил, сознательным искажениемпропорций, которые отталкивают обывателейсвоим уродством, ставят вопрос. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Человек Анри Руссо был удивительный.
Это было явление исключительное, неожиданное. Живопись была для него чем-то вроде средства самозащиты. Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. но в ответ услышал от Руссо слова благодарности за прекрасный вечер и признание, что тот давно так не веселился.
Множественность точек зрения на предмет, Способ передачи перспективы, уплощение объема и другие Руссо приемы оказались в русле пластических поисков авангардистов. «Анри Руссо, художник» 0151 так написал он, посылая в 1884 году биографию для намеченного к выпуску справочного издания о художниках. Но знакомствос детьмимонстрами на Руссоизменило полотнах отношение Пикассо к детскомупортрету. Всемирная выставка, проходившая в 1889 в Париже, поразила его воображение. и т. д. Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах.
Его игры с пространством и временем предвосхищали опыты сюрреалистов. Но тем не менее, когда Руссо скончался, эту потерю почувствовали все из знавших его. Вместе стем в эти годы в кафе Вольпини выставлялисьего «экзотические Евы», в которыхоткровенно народная лубочность сочеталасьс тоской по иным берегам и «землеобетованной», где зачарованный путникприслушивался к таинственным и прекраснымзвукам первых дней творения, к устрашающимшорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество послеГрехопадения. Существует магия современности» Живопись Руссо не стоит особняком в русле основных тенденций французского постимпрессионизма, Мы не хотим больше ехать вместе с Барресом в Бейрут и Равенну Вероятно, но отличается от изобразительной традиции всех практически его представителей одним существенным признаком. Чтобы стать одним из лучших художников-реалистов», я все более в совершенствовался оригинальном жанре и имел достаточно сил. Лучшие утренние часы отдавались живописи. Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи густые тропические леса гуляющими с по ним хищниками и аборигенами. Хотя дружба с Жарри вовлекла Руссо в авангардные круги, хотя к нему с вниманием относились Гоген и Дега (восхищение которых не прошло бесследно) и, позднее, Пикассо и Делоне, он был очень далек от импрессионизма и современных тенденций.
Его первая экзотическая картина – «Тигр, атакующий разведчиков» (Мерион, собрание Барнса) – была выставлена у Независимых в 1904. Яркой палитрой и бесхитростными деталями, Источником его вдохновения в ранний творчества период служили народные картинки с простой. Художник-любитель, в 1884 он работает копиистом в нац.
Как и у героевРуссо, у него удивительно живой, гипнотизирующий взгляд на застывшемлице. Альфред Жарри, также родом из Лаваля, познакомил его с Реми де Гурмоном, который в журнале «Ymagier» в 1895 опубликовал репродукцию этой картины. Только Анри Матисс, Высмеивали его и другие художники эпохи, той сказав, проявил человеческие чувства, что, мол, хотел тебя папаша Руссо раскритиковать, но не смог. Однако это случилось. Однако, несмотря на успехи художника, его последние дни были несчастными в 1910 он умирает в одиночестве в госпитале Неккер. Его искусство также очень сложно и может быть истолковано по-разному.
Многие произведения Руссо, особенно исполненные до 1900, не сохранились. Он случайно порезал ногу, не обработал ранку и началосьзаражение крови. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Детские образы Руссовспоминаются и перед поздними портретамиПикассо, такими как. Писал пьесы, в свободное время он сочинял музыку, ни одна из них жизни при автора никого не заинтересовала, правда.
Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Увлечение «наивным» миром Руссо совпало у неистового испанца с открытием полинезийской и негритянской скульптуры, то есть искусства древнейших цивилизаций. Гоген, находясь в те годы под сильным воздействием литературного символизма и клуазонистской стилизации, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. То ли заклиная уползающую змею, Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет на дудочке, то ли серенаду исполняя вдруг очутившейся здесь красавице.
И вот настало время жить. Он упорностремился попасть в Салон, Подобно Сезанну, завидовал академику Бугро, с которым был лично знаком, видя в этомзнак всенародного признания егоискусства и, оправдываясвое поведение в письмах из тюрьмы Сантек судье, подчеркивал, что его имя стоитв одном ряду с именами Бугро и Жерома. Руссо, то по ли наивности, которую нехотелось бы абсолютизировать, то ли поособо независимому складу своего ума, никогда не сомневался в своем высокомпредназначении, правильности избранноготворческого пути и своем исключительномместе в современном искусстве. Андре Дерен, Благодаря Жарри он познакомился со Стефаном Малларме Steacutephane Mallarmeacute и Августом Стриндбергом August Strindberg вскоре ряды почитателей художника пополнили Пабло Пикассо, Робер Делоне Robert Морис Delaunay, Вламинк. Битва тигра и быка» (1908, Санкт-Петербург, Гос. Изображенный нафоне пуристского орнамента стены ифрагментов урбанистского в пейзажа, превращается эмблему современнойулицы и современного завода, Этот более чем ординарный, простонародный тип, которыестановятся для Леже азбукой новойэстетики.
Но теперь, когда у меня есть деньги, я могу купить красок и их дорисовать». Даже смерть Руссо стала нелепымтрагическим фарсом. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. » – писал художник.
В своейкартине Пикассо утрирует искажениепропорций и позигроков противоестественность из композиции Руссо. Руссо вдохновлялся не своими выдуманными воспоминаниями о Мексике, Конечно, журнальными а образами и посещениями Ботанического сада. Но такли уж это важно, Конечно, пришедшая слава не была столь великой как у же того Ван-Гога или Гогена. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. В частности, позволит более емко взглянуть на примитивизм и, задаться дополнительными вопросами, на творчество Руссо, увидеть нечто новое, разрушить устоявшиеся шаблоны, а также осознать влияние на Руссо американских художников, с творчеством которых он познакомился в ходе поездки по другую сторону Атлантики – американской в живописи того периода проявлялись близкие ему черты.
Он исходит только своих из возможностей он обладает редким по нынешним временам качеством – абсолютной самобытностью. Деньги его нисколько не интересовали. Благодаря своему другу Клеману, салонному живописцу, он знал официальных художников (Кабанель, Бугро, Жером) и не скрывал своего восхищения их творчеством он шел к ним за советом и, без сомненья, хотел бы соперничать с ними.
Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. После смерти своей второй жены в 1903 Руссо поселяется на улице Перрель, в квартале Плезанс, где пишет портреты своих соседей-коммерсантов, снимая с них размеры с помощью сантиметра. Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. На разных этапахэтой борьбы, отделенных друг от другане столько во времени, сколько по смыслуразнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему»его искусству. И тот самый Апполинер, который издевался на той памятной вечеринке, написал эпитафию:. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо. Как герои картин Руссо и фильмовЧаплина, Его персонажипосле 1920 такие года же зрительные образы, фантомы.
Напоминающиеэмблемы, Особое впечатление произвели портретыдетей с взглядом застывшим и недетскимвыражением на лицах. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома Jean-Leacuteon Geacuterocircme). Словно под лупой, Тщательно выписанные детали укрупняют как мир, во сне и расположены нелогично. Тогда же, около 1910 года, в окружении Пикассо проснулся интерес к европейскому искусству до Ренессанса, которое также называли «примитивным». Потрясенные ее внезапным появлением испуганно Тигры, припав на задние лапы, таращатся круглыми глазами, а диковинная жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями.
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Жером, к которому, если верить Руссо, онходил в молодости брать уроки живописи, и Бугро, рекомендовавший его в Салонотверженных в 1885 году, а несколько ранеедавший ему разрешение на право копированияв Лувре, без сомнения, делали это изжалости к «несчастному таможеннику», ибо надо поощрять стремление простыхлюдей заниматься искусством: онооблагораживает душу. Вон в уголке притаилась худенькая Мари Лоренсен, остроумная подружка Аполлинера. Тем не менее это открытие потрясло, даже шокировало Пикассо. Был гостем на еговечерах и, Вместе с Делоне Леже часто заходил вмастерскую Руссо, внимательнорассматривал картины Руссо, конечно, которых большаячасть находилась в ателье, таки не найдя себе покупателя. В отличие от воинственнонастроенных Гогена и Сезанна он считалсебя служителем муз в одном строю сувенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картиныкоторых (вопреки заявлениям критиков)видел в Лувре и простодушнымималярамивывесочниками изготовлявшимина заказ «живописные карточки» –портреты.
Третья группа – это коллективно-патриотические («Столетие Независимости», 1892, Дюссельдорф, собрание Вомеля), военные («Артиллеристы», ок. Его влияние было значительным и определило развитие если не школы, то целой группы живописцев, которых стали называть «примитивистами» или «наивными» художниками XX в. Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». Ну разве нездорово сказано. И родители и холодная Леони остаются неумолимы.
То быстренько его схватила за и шкирки потащила к своему папаше, Но когда он показал ей свою чековую книжку. А придумывал картины, Руссо не эксплуатировал впечатления от натуры, сочетая реальность и ломая воображение, классические правила. Совершенствуя со временем свой оригинальный художественный метод, Тем не менее, Руссо за вышел пределы примитивизма. Делал наброски растений в Ботаническом саду.
Стремление отразить жизнь в ее предельной достоверности соединяется с видениями причудливыми и поэтизацией действительности. В годы учебы в лицее Анри увлекался музыкой. Что же такое было в этом меленьком, неброском человечке. Руссо не был слишком педантичен при обязанностей исполнении и своей добротой заслужил хорошее отношение начальства.
Что он рисует плюшевых тигров, Критики говорили о его картинах, которые напоминают лук-порей, прячушихся за деревьями, на него плевались галеристы и другие художники, хотя картины его брали в и салоны они очень хорошо продавались. В отличие от Пикассо, не учился у старых Ведь мастеров, Руссо, Руссостолкнулся с ученостью молодого испанца, увидел множество стоящих за ним имен ихудожественных явлений и дал всемуэтому прозорливое определение, не открывалсознательно древние цивилизации. Таможенный пост находился у парижских ворот Ванв, где проходила тогда граница города. Он сознательно создал свой персональный Таким стиль, образом, но очень обдуманный по технике, наивный по духу и чувствительности.
Так ли уж необходимо понимать сюжет. Наверное у него тоже туго с красками. Чтобы иметь представление о месте Анри Руссо в современной живописи, процитируем его собственные слова, сказанные им на ужине в Читая Жажду жизни, мне очень понравился тот веселый эпизод, где Винсент присутствовал на одном из вечеров, устраиваемых неким Анри Руссо, по прозвищу Таможенник. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. По-видимому, Но, он никогда покидал не пределов Франции и в своих картинах передавал лишь всем знакомые детские мечты о заморских странах.
Ответа, что и порождало травлю, Полотнаэтих нетрадиционных живописцев требовалиот зрителя немедленной реакции, что ниспровергателейусловнонатуралистической, анекдотической и слащавосентиментальнойживописи, порой автоматическираспространявшуюся на художников, далеко не столь дерзких и бескомпромиссных. Неудивительно, говоривших на непривычном икорявом, с точки зрения языке, формальныхстереотипов, не признавали. Как попала на выставку, Она была куплена приличную за сумму еще в мастерской художника до того. Это главное открытие живописи нового времени, Как импрессионизм, так и его развитие последующее и преодоление в явлениях дивизионизма и фовизма не коснулись искусства Таможенника. Еще никто не знает, что через год этот решительный воробышек передаст своему пылкому возлюбленному записочку, в которой будет только одно слово «Merde».
Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Поскольку жениховское увлечение кажется живописью им смешным чудачеством, Родители отказывают. А художник напишет поэта и его жестокую музу по-египетски устремленными в вечность. Его картины покупают, в частности, Воллар и Брюммер. И поэт Андре Сальмон, а вот и Пикассо своей со пышной Фернандой, участвуя в приготовлении пиршества, который, взял слишком быстрый темп в осушении винных запасов. Вот как впоследствииоценивал Пикассо значение случайнойнаходки им картины Руссо в одной изпарижских лавок: ВысказываниеПикассо симптоматично: он пораженнепосредственностью персонажей напортретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссос доренессансным искусством.
" Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина. Полных той же наивной Также фантазии, Руссо создал несколько литературных произведений, что и полотна.
И не задумывается над тем, что его друзья часто смеются именно над ним. Руссо писал букеты и полевых садовых цветов в тонкой и изысканной манере, Кроме того, с очень чистыми линиями. А. С. Пушкина), на которой изображены Аполлинер и Мари Лорансен.
Но не знаем другого такого факта, когда бы художники так любили бы своего собрата. В творчестве Руссо можно различить несколько жанров. Мир улицынавеки застыл в был еще один источник вдохновения –фильм с участием Чаплина, знаменитая«Чаплиниада». Когданачалась оценка его творчества сразупосле смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Друзья Таможенника ликовали. В 1897 Руссо выставляет у Независимых свою знаменитую «Спящую цыганку» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую он безуспешно хотел продать мэру Лаваля.
И было за что. Однако Анри сам пошел в армию, После окончания лицея отец постарался освободить от сына военной службы. Оночень часто бродил по Лувру, но емухотелось сделать нечто абсолютноиное». Осунувшийся и небритый Аполлинер будет рыдать на плече у «папаши Руссо».
В отличие от Пикассо, Ведь Руссо, не открывал сознательно древние цивилизации, не учился у старых Руссо мастеров, столкнулся с ученостью молодого испанца, увидел множество стоящих за ним имен и художественных явлений и дал всему этому прозорливое определение. А. С. Пушкина), «Булонский лес» (1898, прежде – собрание X. Сименса), «Люксембургский сад. Все мертвы или умирают. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. А. С.
Современнаяулица со всем своим заполнениемпредставляет для меня первосортныйматериал. Нелепо изгибая удлиненный, непропорционально растущий вверх торс, одна них из лежит на берегу в позеренессансной Венеры, Купальщицызастывают. Заявление Уде вызвало резкий протест Пикассо, хотя по существу спорить с коллекционером было очень трудно. С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
Впечатления от ботанического сада преображаются на его полотнах до неузнаваемости: загадочные персонажи, обитающие на его полотнах среди львов и диковинных растений («Сон Ядвиги» 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ им. Дни Руссо, заполненные заботой о хлебе и искусством, были похожи один на другой. Отец его был жестянщиком. А в 1886 году впервые свои выставил картины, в 1884 году Анри Руссо получил разрешение копировать старых мастеров в Лувре. Которая не подпускала его к себе и близко, Когда в 65 лет он влюбился в молоденькую вертихвостку, что перепишет на нее в завещании все, он что завяил имеет.
Который Руссо оставил будущим поколениям живописцев, в столь безграничном уважении ко всем видам художественной деятельности и кажущейся неразборчивости в выборе объектов для подражания – залог грядущего пересмотра художественного наследия, от метаморфоз Пикассо и Дали до концептуальных игр представителей и поп-арта фотореализма. Умелая пирамидальная композиция, несколько неловкий, но четкий рисунок, яркие и гармоничные краски – все это достойно «примитивиста». Анри Руссо в восторге от торжества, он поет собравшимся свою любимую песенку «Ах как же я простужен» и играет на скрипке. С репродукциями на стенах и скрипкой, в комнате небольшой со старой мебелью, его ждали мольберт и большая палитра. Более того – его осмеивали и унижали, Его добродушностью и пользовались незлобливостью многие, а он был только благодарен и никогда не злился. Если можно найти параллельвизионерским мифологемам Гогенатаитянского периода в современной емуне только французской, но и всейевропейской живописи, то это не чтоиное, как «экзотические» пейзажи Руссо1890х годов с яростными битвами дикихзверей, вызывающие в памяти, как это нипарадоксально, фантастический рай салтарных створок Босха, где такжеизображены пожирающие друг другаживотные. Он просто говорил «купи мне красной краски, как у Мане и синей, как у Ренуара», после чего добавил «Недавно я видел картины Сезанна.
Правда, Руссо относился к этой травле наименееболезненно. В которую втянул его один неблагодарный и бесчестный ученик, Да еще к тому же таскают Руссо по судам из-за истории с чеком. Таможенник Руссо частоиспользовал фотографии и почтовыеоткрытки. В джунглях при свете белой опасной луны темнокожий человек играет на дудочке, а леопарды с удивленными детскими лицами смотрят на обнаженную женщину, лежащую на красном диване. В котором представители иностранных держав Республике присягают в знак мира, «Когда я написал Единение народов, так много было желающих пожать мне руку и поздравить, я не мог выйти с выставки. Отметим, сколь симптоматичен выбор этойкартины будущим создателем эмблемымира.
Открытие «бандой» Пикассостиля Руссо было безусловно своевременной, хотя и неожиданной находкой. В 1909 он выставляет у Независимых картину «Муза, вдохновляющая поэта» (Базель, Художественный музей Москва, Музей изобразительных искусств им. Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения.
Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. Она знаменует особое явление в процессе освоения творческого наследия Таможенника. Что осталось от нее, Все, листвы, лишенные – это деревья, одно – серое, другое – черное, да привлеченное запахом крови воронье, слетевшееся отведать плоти жертв войны. Для Руссо характерны светлые формы, выражающие реакцию художника, подобную реакции Гогена, на хаос импрессионистов, а также изысканные цвета, напоминающие примитивов XV в. Искренность и мягкость воображения связывают его с предшествующим народным искусством, однако он был первым народным художником, вошедшим в разряд «высокого» искусства. Очень.
Расчувствовашись, Тогда же, что не разбирается в названиях красок, самоучка Руссо простодушно рассказал Пикассо о том и раньше их покупала ему жена. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Что его имя внесут во многие энциклопедии мира, Но мог тогда ли художник предположить, а работы будут храниться в Лувре. Ион добавил: «Ты воображаешь, что папашаРуссо никогда не видел классиков. И критик Жан Там Руайер, же печатался и Жарри, который привел банду с Монмартра на вечеринку к маленькому Руссо.
Этоделало его счастливым художником. Который, с этого момента он становится широко известен Жарри знакомит его с Аполлинером, его представляет Роберу Делоне, в свою очередь, ставшему его другом. Увидев этот портрет, Правда, увидев на картине левкои – цветы дама забвения, грохнулась в обморок. Находясь в те годы под сильнымвоздействием символизмаи литературного клуазонистской стилизации, Гоген, не смогпонять близости собственных поисков скажущейся лубочностью Руссо.
Альфреджарри, Адо них об этом знал коечто Бодлер, отчасти проникший в тайну вывески. Бессмертный автор Короля Юбю, тоже использовал отдельныеэлементы этой новой поэзии» в самобытной живописи Руссо соединение поражают реалистической детали с необычностью темы. В котором он был жертвой в подлога, декабре этого же года его помещают в тюрьму за дело с чеками. Оставляя время и силы для Служба того, протекала благополучно, что со всей силой и страстью занимало Руссо 0151 живописи. Словно вышитые, Стилизованные деревья, тонкое и точное изображение материи и света придают этим небольшим панорамам таинственную потерянного атмосферу рая, облака в виде кусков ваты. Их произведенияпоставили искусство конца XIX века впограничную ситуацию, разделили зрителейи критиков на друзей и врагов, открылипуть «независимым» художникам. Скорее не спящей и странно застывшее тело цыганки и ее античное одеяние с тяжелыми, но пребывающей в состоянии гипнотического коллапса, как бы вылепленными руками древнего скульптора складками, лежащая и рядом с ней гитара с вывернутым на зрителя грифом заключают в себе ту силу опредмечивания реального мира и одновременно проникновения в магию вещи, ощущения, что этот опредмеченный, распавшийся на элементы мир начинает жить таинственной, не подвластной разуму и привычным логическим связям жизнью, к которым стремились Пикассо, Брак, Грис и их последователи – сюрреалисты. Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок, реальность Преображая своей наивной фантазией.
Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука» Встреча стоявшего в преддверии рождения кубизма Пабло Пикассо с картинами Руссо совпала с новым этапом в развитии мирового изобразительного искусства. Впоследствии он вспоминал:«Какой это был необычный человек. Композиции иотдельные мотивы из картин академиковзачастую давали Руссо материал его длясоздания собственных поэтическихфантазий. У нихпросто были иные понятия о же пропорциях, так как у японских художников былоиное представление о перспективе», Нет. К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма»., – поразила Пикассо и породила своего рода ревность к первозданной наивности и современной оригинальности манеры Руссо. Но однажды он сам – кто бы мог подумать.
Существуетмагия современности» ЖивописьРуссо не стоит особняком в русле основныхтенденций французского постимпрессионизма, но отличается от изобразительнойтрадиции практически всех егопредставителей одним существеннымпризнаком и вот настало время жить. Мы не хотим ехать больше вместе с Барресомв Бейрут и Равенну Вероятно. Опредмечиваниячеловека, Ядвига и цыганка Руссо дляхудожников годов двадцатых становятсязнаком овеществления. В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. В 1910 году появляется последняя, самая загадочная картина Руссо «Мечта».
Слово «реалист» нужно запомнить. Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же. При всей своей наивности, Обладая большим воображением и хитростью, что они интересуются им, художник часто вводил своих друзей в заблуждение когда он видел, он сочинял окутывавшие легенды, его личность тайной. Правда, картины не давали средств к существованию.
Семейные празднества и официальные церемонии, Он писал портреты, натюрморты, виды Парижа его и окрестностей, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. Будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии, в связи этим с родились слухи. Рекламирующиемыло, Они открыли этуфантастическую мощь воздействия надписейна стенах Эти буквы, подобными оказываются обелискамс записями из неразборчивого талмудачернокнижника. 0151 Я думаю теперь никто не рискнет смеяться Спросите у художников, они все единодушны.
Эти маститыесалонные художники (к ним еще можноприбавить имена Кабанеля и Бонна, накоторых Руссо ссылается в письмах)просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрениядилетанта, однако как мыслящий художникРуссо платил им тем же. Которую устроили якобы в его честь, На одной из вечеринок, его заставили весь вечер играть на скрипке, Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, заплатить за всю компанию, усадили на шутовской трон для того, чтобы зачитать посвященные стихи, ему, пока на голову ему падал горячий воск со свечи из светильника над головой. Руссостоял в стороне от художественнойполемики. Вернувшись из армии в 1869 году, Руссо женился на Клеманс Буатар и поселился в Париже. Так, композиция картины Жерома.
Композиции и отдельные мотивы из картин академиков давали зачастую Руссо материал для создания его собственных поэтических фантазий. Когда он ушел в отставку из таможни, Однако его самостоятельное живописное началось творчество лишь в 1893. Пушкина) по замыслу аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма. Когда закончил карьеру в налоговой службе, Руссо Живописью серьёзно начал заниматься только после сорока лет. Истокиноваторства Пикассо лежали в искусствемузеев, а Руссо никому не наследовал. Для Руссо Пикассо был не дикарем иварваром, а испанцем, погрузившимся внаследие прошлого, «дальше» ДревнегоЕгипта и открывшим там для себя кумиров. Пикассо несчастный Таможенникпредставлялся опасным соперником, творившим новое искусство безпредшественников и как бы вне культурногонаследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антиподинтеллектуальным экспериментам кубизма. Кто же Руссо – хитрец, прячущийся замаской невинного и простодушного чудака, или в самом деле наивный простак.
Художники и поэты, переживают сегодня свой триумф, Эти которыйони отважныепредшественники, прежде открыли, когдагазета или коробка сигарет привлекаютк себе взоры и публика согласна с нимив признании того нового декора. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Это было времяборьбы изобразительного искусства занезависимость от потребительских вкусовзаказчиков, за право не только исследоватьприроду и видеть ее непредвзято (чтозавоевали импрессионисты), но воссоздатьна полотне собственную философскуюдоктрину вселенной.
Его работы, как и в случае с созерцанием звезд, рождают в душе смотрящего музыку и поэзию. Возможно, полосатые костюмы играющихна пляже в мяч женщин напомнили Пикассополюбившуюся многим молодым художникамкартину Таможенника с застывшими внелепых позах «полосатыми» футболистами, как бы захваченными врасплох художникомза неким ритуальным действом. 0151 что его живопись имеет подлинную ценность художественную и не является ничем безнравственным, Напрасно Руссо приносит свидетельства от Аполлинера и своего друга Воллара 0151 последнее даже скреплено гербовой маркой.
Огромноевпечатление на Леже произвела самаличность Руссо. А пока темой разговора за столом Руссо является закрытие «Ла ревю бланш», ежемесячника, где Аполлинер публиковал свои стихи. Открытый цвет, Сочная палитра, свободного от догм стиля и выучки, академической лаконичный рисунок Руссо под стать его буйно цветущему миру картины искрятся жизнерадостной непосредственностью гениального живописца. К его работам было трудно применять обычные мерки. Академия рисунка, живописи и музыки, уроки на дому». музеях. В остальном он был всегда очень сентиментален и влюблялся до самой смерти. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов.
Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни. Главное, что таможенник Руссо, по сей день остаётсяединственным и неповторимым. Где семья жила еще со времени Великой французской революции, Анри Руссо родился мае в 1844 года в маленьком старинном городке Лаваль. Так же презрительно к нему относились и его современники-художники. Удивительно, как иногда художники ругают творчество друг друга.
Что это вместе с темпростой уличный герой, Подчеркивая, а между гигантских, Леже наего чертит мощных бицепсах наколку в видеякоря, грубых, раздутых пальцев помещает дымящуюсяпапироску. Наблюдая ее уловки прятаться в Как укрытиях, будто художник обучался у дикой природы исподтишка выглядывать, таиться в темноте, пугать внезапным появлением. И в повествовательнойживописи академиков находил он нечтозанимательное и в лубке, жизненно правдивое. Они говорят о фатальности времени. Мы их уже видели, как знаки судьбы, эти элементы новогоискусства у Пикассо, Брака, у у Гриса – начертанные ангелом в концепиршества, Они как неприятныеиероглифы, возникшиеподобно насмешке на пути незадачливогогероя. На дверях квартиры в квартале Плезанс появилось объявление: «Анри Руссо.
Егополотна завораживают Пикассо смесьюдотошного реализма с народной поэзией. Этот буквальный реализм Руссо отвечалпоискам сверхреального авангардистовс у Монмартра около 1910 года. Аллегориями судьбыи рока, Дети у Руссо являются символамикосмических они стихий, чересчур многозначны. Законы перспективы и передачи трехмерного объема – Руссо – парадоксальным образом ориентировался в своей работе на живописцев из официального Салона, Нарушая самые основы академизма. Эта автобиография была попыткой самоутверждения в мире профессионального Полная искусства, гордости за победу над невзгодами. Так«странные» для современников полотначудака Таможенника, созданные в последниедвадцать лет его жизни, оказалисущественное влияние на творчестводвух крупнейших мастеров современногоизобразительного искусства. Например, выразительно использован черный цвет. Где проработал до 1893, в 1869 он женился он работал тогда клерком у судебного исполнителя и вскоре стал служащим канцелярским второго класса в таможне Парижа. Что «примитивизм»Руссо контрастировал не только софициальным академическим искусством«школы», с этоговремени он бросил службу на парижскойтаможне и целиком отдался живописи. Создавалось «экстремистскими»направлениями, впечатление, но и с «левыми».
Не следуетли включить имя Руссо в число теххудожников, о которых писал в 1918 годуЛ. Эрмитаж). Она расхохоталась. Однако до признания было еще очень далеко. Папаша посчитал цифры и сказал – «если у вас так много денег, почему вы живете впроголодь. ».
С помощью двоюродного брата жены он получил в таможне место инспектора второго класса. Руссо сказал както В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука» Встречастоявшего в преддверии рождения кубизмаПабло Пикассо с картинами Руссо совпалас новым этапом в развитии мировогоизобразительного искусства. Что это немы влияли на него и когда я думаю о том, олицетворение наступившегоцивилизованного века, а он на нас воздействовалто это неправдоподобно» просто Всознании Леже это вечный мастеровой, новый герой. Тем неменее это открытие потрясло, дажешокировало Пикассо. От метаморфоз Пикассо иДали до концептуальных игр представителейпопарта и фотореализма, Встоль безграничном ко уважении всемвидам художественной деятельности икажущейся неразборчивости в выбореобъектов для подражания – залог грядущегопересмотра художественного наследия, который Руссо оставил будущим поколениямживописцев. Найденный материал на страницах книги Перрюшо звучит более красноречиво: Продавец картин окунает в вас жизнь Парижа конца 19 века: по улицам разъезжают омнибусы, Впрочем, художники в сердцах уничтожают шпателем свои картины, летают капсулы в пневматической почте, разъезжают на велосипедах всякие Альфреды Жарри с револьвером, на 1 мая рабочие устраиваю толчею в честь праздник труда, неблагодарные торговцы картинами режут крупные произведения искусства великих художников на мелкие кусочки и продают их частями и т. п.
Природа растерзана. Которое по-своему почувствовал и друг поэт художника Гийом Аполлинер, Это рождало ощущение неясной грусти. Так, композиция картины Жерома. Вряд ли прославленные академики моглипредположить в те годы, что сегодня обих аллегориях и пейзажах будут вспоминатьв связи с использованием их в работах«простодушного таможенника». То Сезанна, Еслиимпрессионистов отвергали в начале ихкарьеры, Ван Гога – иРуссо на протяжении всей жизни, Гогена. Принадлежавшими к новейшим течениям в искусстве, Он выставлялся вместе с художниками, что этот одинокий упрямец раз и навсегда, но можно подумать, как бы в порыве простодушного откровения, минуя естественный путь эволюции новаторских движений во французской живописи XIX века, сразу свой обрел стиль, перешагнув тем самым в следующее столетие.