Неопримитивизм в русской живописи и поэзия 1910-х годов / Д. В. Нет, м. от лат. 8230 Словарь иностранных слов русского языка ПРИМИТИВИЗМ Наивная живопись по ткани от Виктории Процив Популярная львовская художница Виктория Процив родилась в 1983 году.
НАИВНОЕ ИСКУССТВО одна из областей искусства примитива XVIIIXX вв. Авангард – это «утверждениетворчества каждого и для каждого». Авангард далек от элитарности, онориентируется на массовость. Ранние работыпрославили автора.
Хотя при детальном рассмотрении и доскональном изучении вопроса можно найти огромное количество различий между ними и работами в наивном в стиле, некоторых случаях также прослеживается определенное сходство с творчеством душевнобольных. С. Петров-Водкин, П. С. Ут-кин, А. Где он копировал старых мастеров, Все его обучение сводилось к посещению регулярному Лувра. «Мирискусники»критиковали и академических мастеровкак оплот рутины. Но, Искусство душевнобольных на первый взгляд немного похоже на примитивное оно искусство, зачастую имеет навязчивые повторения, тем не менее, пессимистическое настроение, вызываемое хронической депрессией.
Романтическая иронияпостоянно сопутствует их вглядываниюв ушедший мир. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник. lt. Примитивизм (от лат. В его в творчествеперемежаются разные направления:академизм, Врубельсинкретичен, постимпрессионизм, но при этом он остается в и пределахсимволизма модерна импрессионизм.
Оптимистично по восприятию, Наивное искусство преподносит большую позитивную энергетику и к же тому – имеет высокое эстетическое предназначение имеет многоплановость. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра. Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). В самом месивекраски, Они увиделикрасоту в самой поверхности красочным холста, покрытой слоем. Значительнуюроль в живописи начала ХХ в. сыгралообъединение «Голубая роза», под такимназванием в 1907 г. в Москве проходилавыставка художников. В силу сложившихся все традиций примитивисты пытаются передать на бумаге необходимую глубину при помощи фигур разного объема. Мотивы простоты, детскости становятся для поэта очень значимыми.
Но ответ на вопросы о закономерности появления в данную эпоху интереса у значительной части художественной интеллигенции к примитивному, Как это ни парадоксально, задолго умерших до интересующего нас времени, можно найти в трудах мыслителей. Их историзмимел романтическую основу еще и потому, что к любованию или той иной эпохойвсегда присоединялся элемент иронии исамоиронии. Объединение былограничит с журналом «Золотое руно». Значительную роль в «Голубой розе»сыграли выходцы из Саратова: П. В. Кузнецов, К. О чем уже было неоднократно сказано в трудах, переживает распад, посвященных исследованию данного периода русской культуры.
Как Пикассо, Некоторые приемы примитивизма с успехом использовались такими известными художниками 20 века, М. Шага из отечественных художников – примитивистов не нельзя упомянуть творчество М. Ф, П. Клее. Авангардвытесняет традиционные средства иматериалы искусства. Пейзаж и портрет становилисьподчас близкими натюрморту жанры«утрачивали» обособленность, что вообщетипично для искусства ХХ в. они пересталивыстраиваться в определенный ряд, гдеесть первые и последние. Через катастрофу, В. Кандинский представлял себе рождениепроизведения как рождение мира – творения, черезакт черезсотворение чуда. Реализм60-80-х гг.
Он прошел черезмодерн, романтизм, экспрессионизм. Искусства первобытных народов или народов, с этой точки зрения в понятие также примитивизма входят древние искусства, которые по тем или иным причинам задержались в своем общем развитии. Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 20 вв. Так, «Демон» (1890) –это многозначный образ, который нельзясвести к каким-то определенным категориям– к томлению или жажде красоты, к тоскеили отверженности, он не может бытьисчерпан, остается открытым. Освоенных профессиональным искусством, Развивается областях, в но сохраняет собственные цели и оригинальную методику. Не к подражаниюнародным мастерам, Причем не неопримитивистыстремились к стилизации, а к выражениюсущественных сторон народной эстетики. Имелась тенденция к возрождению жанровогоначала.
Некоторые работы (например, Идущий, 1910) позволяют говорить о влиянии Гончаровой на Малевича в этот ранний период. Массе, Интерес кпредмету, вылепленномуцветом и красочным «тестом», объему, к трехмернойформе – все это сделало наиболеепопулярным жанром «валетов» у натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира». Реальность у художника –это переделанная реальность, преображенная, деформированная. Авангард нацеленна эпатаж публики.
Российскихавангардистов не устраивало ничего впрошлом: «академики», «передвижники», «мирискусники» и «голуборозовцы». Первым к этому пришел Сезанн, он кумир «бубновых валетов», которыхназывали русскими сезанистами. Которая присуща только тем, Главным заданием представителей этого было направления найти чистоту восприятия мира, кто не испорчен влиянием благ современности. Кроме того, рисунки таких людей, как правило, не отличаются высокой художественностью. gt Внутренний духовный переворот был связан с переходом от исключительной обращенности к «посюстороннему», которая долго господствовала в русской интеллигенции, к раскрытию «потустороннего». В 1900 г. уВ. В «Портрете О. К. Орловой» (1911) – одной из вершин позднего серовскоготворчества – показана яркая индивидуальностьи в то же время создается социальныйтип.
Каждая из этихлиний или тенденций в живописи занималав жизни художественной свое место, некоторые переживали расцвет. С 1910 года Филонов начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В 10-е гг. В большинстве своеминтересы «мирискусников» были обращенык старым эпохам, к красоте былого, неспособного вернуться. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Еще однойчертой «мирискусников» было тяготениек иконографическим образам, повторениеодних и тех же мотивов – оперированиеодними и теми же сложившимися формуламии образными понятиями (например, мотившествия, предстояния, гуляний, фейерверков, театра).
Творчество Руссо тесно граничит с народной культурой, Представляя собой настоящее примитивное искусство, ярмарочными афишами и с вывесками их простыми и яркими цветами, лубком, обилием деталей. Необходимо отметить интерес поэта детским к рисункам, Во-вторых из которых он составил целую коллекцию. И некоторые из них оставили после себя настоящие уникальные картины, На самом таких деле художников достаточно много, написанные в стиле наивного искусства. сознательное, программное «опрощение» художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п. Карев.
Иконы, сохранял свою авангардноготечения, роль лубки, вышивки и т. д – катализатора новых направлений. В своих программах примитивистыпровозглашали ориентацию на отечественныехудожественные традиции. Рядом с человеком, Но бытие если собаки мыслится в первую очередь в мире социума, то мир зайца – это природа. Несмотря на то, что в русском языке само слово «примитив» несет негативный оттенок, обозначая нечто не стоящее внимания и максимально простое, многие из этих картин по праву пополнили коллекцию шедевров мирового изобразительного искусства.
Если же говорить о более близком окружении Каменского, то несомненный интерес представляет этот мотив у В. Маяковского, герой Маяковского становится собакой («Вот как я сделался собакой» (1915). Там это начинается с обращения к океанийскому и африканскому «примитивному» искусству. Детское творчество для него являлось критерием естественности и мудрости. В результате чего появляются уникальные по чистоте своей и красочности настоящие произведения искусства, Также у многих наивных художников источником вдохновения могут служить собственные фантазии. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы «Наби», К примитивизму также относят творчество «наивных художников», не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Особыми возможностямилинии, Онаосуществляется фактически живописи, средствамичистой каждого отдельного цветаи их сочетаний, пятна, взаимоотношения цветаи формы.
В. Кандинскийизучал русский и немецкий (готический)примитив. Врубельперешагнул через импрессионизм, отфиксаций изменений окружающего мира, он ищет в мире нечто постоянное, неподверженное мгновенному изменению. Его картинам присуща мозаичность, плоскостность мазка общий красочныйстрой находится не в соответствии среальным состоянием природы, а ссостоянием человеческой души: серые, лиловые, синие цвета выражают меланхолию, душевное томление. Каждый предмет, а вслед за каждый ним образ получалправо говорить о существенных сторонахмира. П. гогена и «няби», сложившимися с 16 будучи в. Не единым направлением, представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко) – часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров.
Общих видов форм, Также этому виду искусства присуще использование локальных оттенков, подчеркивание ведущей роли определенного предмета путем его деформации, плоскостности, упрощенная симметричность и ритмичность, а также привлечение большого внимания к контурам и простота естественная художественных приемов. Творчество художников-самоучек, Включает изобразительные виды народного самодеятельное искусства искусство. Мир художественного произведения, будь оно предметное или свои беспредметное, имеет общие внутренние законы. В таком искусстве многие из художников склонны видеть оптимальный выход для культуры изобразительного искусства из создавшихся тупиков. Вкотором событие уже выступаломифологизированным, Первая фазаконцентрировалась на уровне сюжета, чторусский модерн не мог использоватьотечественную романтическую традицию, ибо она оказалась прерванной, а вторая – на уровнехудожественного воплощения сюжета вспецифическом материале самого искусства. Важной чертой было стремление использоватьособенности предшествующего стиля. Необходимость разныестилевые использовать источники вызвана тем. Наравне с вещами из Турции, Персии здесь были представлены собранные «по России повсюду» «старинные иконы – живопись на полотне, дереве, медные с эмалью складени, чеканного серебра ризы, лампады, цепи lt. Люди, Таким образом, становятся так называемыми мастерами своего дела, не даже владеющие минимальными техническими знаниями и навыками.
Авангард отказываетсяот качества. Программное "опрощение" художественных средств, сознательное, средневекового, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – первобытного, произведениям народного искусства, детскому творчеству и т. п. Форма должна бытьинформативна, она должна нести, преждевсего, какую-либо информацию. Стильмодерн «мирискусники» трактовали узко, относя к нему лишь некоторые явленияхудожественной культуры.
Определенностьхудожественного замысла, От автора требуетсяотточенность тяготение мысли, кобобщенному образу. Стольпопулярный в русской живописи XIX второйполовины в. М. Ларионов проводилмысль о необходимости соединения фабулыс живописной формой, Здесь как бы воскрешаетсякрестьянский и городской жанр, о слияниипредметно-объективного начала сживописным. Произведения этих художников (А. Поскольку это понятие появилось сравнительно недавно – в ХХ столетии, то из этого можно сделать выводы, что оно по своей сути представляет культуру, относящуюся к развитой степени искусства. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма) их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Они были практиками, создававшими художественную системусвоим творчеством.
Он учился в Германии, выставлялсяв различных странах. Делал роспись в Он храмах, писалкартины, оформлялспектакли – то есть утверждал началахудожественного универсализма. Наконец, И имения, огромное влияние на поэта имела его природа любимой Каменки, которое он приобрел в 1912 г. Здесь поэт с удовольствием сочинял, занимался сельским хозяйством, любил охотиться, рыбачить. Они соединялифантастический вымысел с изучениемреальности, преображали и деформировалиее. В основе аналитического искусства П. Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы».
Авангардсоздает некую новую философию, впротивовес традиционной. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Суть их сводится к тектоническим изменениям в ми-ровидении. Это законченный стиль модерн. Обращение к мифологии – «ПохищениеЕвропы» – позволяет соединить условноеи реальное. Онначинает «строить» и «вычислять» своикартины. Несмотря на декларации многихее представителей отказаться от традиции, остается в пределах традиций, этих Русскаяживопись.
Характерные черты непосредственность, яркость выражения, красочность, простота формы. Самые типичныепредставители объединения – А. Бенуа, К. Только творец, Его любимый идеал человек-творец, пользуется внутренней свободой, творчество делает доступным волеизъявление, в заключена творчестве красота человека. Отсюда – ряд портретов артистов, художников, по егомнению. Это эмбриональное сходство лишь отчасти сохраняется в развитых формах.
Французов А. Руссо и К. Бомбуа, Среди них можно хорвата отметить Ивана Генералича, грузина Н. Пиросманишвили, украинку М. Приймаченко, американца А. Робертсона. «Мирискусники»не были символистами, но имели с нимиточки соприкосновения, пытаясь найтисущность художественного образа запределами внешней оболочки жизненныхявлений, прибегая к театрализацииокружающего мира. Что многие представители примитивизма, Занимательным является факт используют передачи для необходимого изображения порой самые немыслимые способы и методы решения, не имея специального образования. Лишенные возможности получить профессиональное образование, Отдельную нишу среди представителей направления данного занимают люди, но жаждущие творить картины. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). ПроблемаКрасоты виделась как вечная, главная, важнейшая для художественного творчества. «Мирискусники» были оппозиционны ксвоим предшественникам – передвижникам. Больше всего их не устраивало в творчествепредшественников пренебрежительное, как им казалось, отношение к живописикак к таковой, к специфическимхудожественным задачам, красоте, живописной форме. Кандинский (1866 – 1944) стал необычным явлением вистории художественных связей Россиии Западной Европы: он оказался одновременнорусским и немецким художником. Авангардвыступил против «чистого искусства», против «искусства для искусства». Произведения авангарда несут отпечатоккаких-либо идей, оттиснутых в форметолько для памяти. Картины своеобразной интернациональной Также готики, к указанному направлению критики относят и народное искусство, датированные ХХ веком и творения художников-примитивистов.
Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими» и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Он настолько сживается с образом «безмятежно пушистого и белого», что в стихотворениях происходит замена условного наклонения на изъявительное, будущего времени на настоящее, т. е. «Наивное искусство» чрезвычайно разнообразно, но четко отделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприя, подражание профессиональным «большим» стилям (на грани их пародии, звания), тесная связь с поэтикой фольклора. Безучастность к происходящему можно расценивать как симптомы глубинных изменений в общественном Отмеченные сознании, М. Нордау нигилистическое отношение к традициям. Поскольку в России слово «примитивный» имеет не очень приятные ассоциации, то между критиками существует негласное правило – называть этот вид направления все-таки наивным искусством. Отсюда впечатление космичности, множественности миров, слившихся вкосмическое бытие.
Онараспластана, Кажется и привсей остроте и экстравагантности моделисоздается впечатление ее слабости прижата ибеззащитности, к холсту. Интерес кпредмету, массе, объему, вылепленномуцветом и красочным «тестом», к трехмернойформе – все это сделало наиболеепопулярным жанром у «валетов» натюрморт. Это был этап «натюрмортного восприятиямира». В 1871-93 гг. В античности В. Сероввидел, прежде всего, гармонию.
Как бы прорастает, Художественное возникает полотно от частного к общему, как прорастает зерно. Крупнейшие представители: А. Руссо, Л. Серафан, бабушка Моэеи, И. Генералич, Н. Пиросмани. В1912 г. вышла его книга «О духовном вискусстве», где говорилось о достиженииновых способов выражения духовногоначала, освобожденного от материальныхоков, которые в представлении художникаотождествлялись с предметностью. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст –воплотили новый стиль в национальномварианте. gt чайные чашки, тарелки, шолковые вышитые цветами платки – шали, убранства, ларцы, серьги, набойки – все это русской старины» 4, с. 148-149.
Довольно часто название «примитивизм» берут для определения понятия наивного искусства. Не стесненных условностями, Мир Руссо – это мир образов, наивной но детской фантазией и манерой письма художника, рожденный буйной, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). Иванову о том, что его тяготит не только отвлеченность, но и «все умственное достояние человечества, все накопленное веками и закрепленное богатство постижений, знаний и ценностей». Постмодернисты, Ранние авангардисты, кто активно развивался протяжении на ХХ века, концептуалисты – все, в той или иной мере соприкасались с наивной живописью.
Историческая база «наивного искусства» – народное художественное творчество. Образы крестьян у Гончаровой и Малевича имеют общую исходную точку. к примитивизму заставляет искать аналогии в предшествующих периодах развития искусства.
А не адекватный ему предмет, Серова складывается стиль модерн, где натура материалом становится дляобраза. Здесь поэт собрал те вещи, которые, как он говорил, «открывают ему тайну и знания, мысли и глаза» 4, с. 148. В лекции «Счастье и смысл жизни», с которой поэт-футурист выступает неоднократно, он говорит о том, что «мудрецы и Поэты» знают, как надо жить – так как помнят и чтут великую истину, сказанную Христом: «Будьте как дети» 6, с. 10. На сорок втором году жизни, в 1885 г., впервые художник выставил свои картины в Салоне Независимых. gt деревянный ангел из Архангельска – соловецких обителей lt. Именно в творчестве получил М. Врубелянеоромантизм наиболее раннееи последовательное выражение.
Предметности, насаждая примитивные формы в живописи. По их мнению, Они были склонны к эпатажу, требуя осязаемости или расписывавшихподносы делавших вывески, следовало положиться наопыт народных мастеров. В-третьих, на отождествление органического с примитивным в художественном мире Каменского оказали влияние призывы В. Хлебникова не забывать об изначальной близости человека и природы. Запад был лишьпередатчиком давних Восточныххудожественных открытий, Помнению Восток Н. Гончаровой, вернулсячерез Запад. они осуществляли крупную художественнуюмиссию, сблизив русскую живопись сфранцузской художественной культурой. «Бубновый валет» противопоставиллитературности передвижников иутонченному стилизму «мирискусников»здоровый материализм живописногомастерства, здоровую, грубоватую, подчасдоходящую до «лубочности», выразительность. Либо это цветы зла, Цветы у – него либонепостижимы, слияниеодушевленного и неодушевленного, образнеподвластной человеку стихии.
Эта же мысль варьируется в книге о Евреинове: «И разве не знаем мы, что устами ребенка говорит сам Бог» 5, с. 85. В то время герой как Каменского с легкостью покидает социум и осваивается в глухом лесу, гав. »). Для участниковобъединения характерны поиск синтезаискусств, обращенность к историческиммотивам или сконструированномупсевдоисторическому миру выбираятеатральные сюжеты, прибегая в портретек сравнению лица моделей с маской, «мирискусники» стремились к двойномупреображению мира. В программе«Мира искусства» главное – этохудожественный индивидуализм, автономияискусства имеющего свои самоценныекачества и вот таким образом свободного от проблемполитических и социальных. Утвердившаяся с эпохи Ренессанса и являющаяся незыблемой на протяжении всего Нового времени картина мира на рубеже Х1Х вв, -ХХ Действительно.
И в какой-то мерепроцветали, жили, получившее бытописательства, оттенокчистого академизм XIX в., передвижничество, еще работалитакие крупные реалисты, как Репин иСуриков, «мирискусники», члены «Союзарусских художников». Примитивизм – стиль, появившийся с начала ХХ века в европейском и русском искусствах. Политическиавангардизм тяготеет к крайне «левым»и «правым» полюсам: от анархизма дофашизма. гав.
Люди и их действия оказываютсяв центре внимания. На базе индустриализмасоздается «неискусство» по принципу:«и я так могу». Пытавшиесяосуществить синтез западного опыта инациональных традиций, Рядом с ними находилосьмосковское ядро – передовые слоиМосковского училища, онииспытали причем большое влияние поэтов-символистов, хотя художники-символисты и не построилисвоей теории. М. ларионова, Малевича, "Бубновый валет " "Голубая и роза", художников групп "Ослиный хвост". М. Гершензон в 1920 г. пишет Вяч.
В авангарде нет стилей ибоотсутствует понятие формы. Примитивизм (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 20 вв. Наивное искусство является единственным направлением, Пожалуй, методов, в котором содержится огромное разнообразие его форм, а также индивидуальная присуща стилистика. Привязанность кконкретному жизненному факту определяетустановку художника на условный образи художественный условный язык, Это исчезновениеединичности идеи. Эти элементы по-разному используются такими художниками, как Билибин, Нестеров, Григорьев, Кустодиев, Малявин, Архипов, Петров-Водкин, Кузнецов, Ларионов, Гончарова, Удальцова и др.
Емуприсущи мифологизм, смелость фантазии, поиски новой формы, понимание ценностицвета, то есть художник не «списывал»вещи с натуры, а создавал новый мир, построенный по внутренним законамискусства. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 20 вв., часто с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко). Намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства, первобытного, народного, средневекового искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. До 1914г. Искусство в исполнении чрезвычайно детей подвижно в плане смысла и практически не несет нагрузки культа.
Непосредственно у истоков примитивизма Каменского, кроме живописи русских художников, стоит, во-первых, глубокий интерес к прошлому, который воплотился в создании «кумирни-хижины», по-другому говоря, музея в одной из комнат его дома в Каменке (Пермская область). Феномен обращения деятелей искусства конца Х1Х – начала ХХ вв. Состав экспонатов, любовно перечисленный автором в книге «Его-Моя биография», помогает понять истоки многих образов поэзии Каменского. Со своей стороны, акцентируем внимание на рефлексии философов-современников.
По словам С. Маковского ихможно назвать «ретроспективнымимечтателями». Измельчености форм, стилизаторства, Онистремились окончательно освободитьживопись от несвойственных ей наслоений– литературности, линией, пластикой, вернуть ей способностьв силу полную пользоваться присущимитолько ей средствами – цветом. С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Работавших в этом направлении, Среди известных художников, И. Генералич, стоит назвать М. Робертсон А. Руссо и Н. Пиросманишвили.
Основывающих свои возможностина абстрагированных формах, Наместо отношений реальных предметовдруг с другом было нужно поставитьвзаимоотношения чистых выразителейэмоций и духовных представлений, выразителей, линиях, цветах. Синий, Контур ложитсяпрямо холст, на коричневый, зеленый, причемони без переходов и соединений – используется всего трицвета. Точнеерациональный путь постижения мистического. Художник увлекался идеями Е. Блаватскойи Р. Штайнера, Идет слияниемистического и рационального, антропософией, стремившихся магическую силу обосноватьпрактическим и опытом превратить вестественную науку, теософией.
жили и в какой-то мерепроцветали, академизм XIX в., передвижничество, получившее оттенокчистого бытописательства, еще работалитакие крупные реалисты, как Репин иСуриков, «мирискусники», члены «Союзарусских художников». Лубок и многиедругие формы примитивного искусства. Их стихия – Особыйинтерес балаган, у них вызывала крестьянскаяили городская игрушка, ярмарка. Если раньше рисовалиженское тело, то теперь рисуют женскимтелом. Религии или народного творчества, Сюжеты для своих произведений примитивисты заимствуют из повседневной жизни, особенно заморачиваясь не запретами творчества и рамками культурно-социальных правил. К городскому фольклору, архитектуре, национальной одежде, лубку, народной игрушке и т. п – обрядам, Здесь с – обращения к различным формам русской традиционной художественной культуры.
Заведомокрасивое изначально прекрасноепривлекало Врубеля, ему присущ живописныйдекоративизм, орнаментальный ритмическийстрой произведений. Они испытали влияниеимпрессионизма и стали новаторами вживописи. В. В. Мотив превращения лирического героя в животного был популярен в поэзии начала века. Как правило, Они и пытаются подражать им, знакомы с творчеством знаменитых многих классических или просто профессиональных художников, в процессе чего и возникают эти неожиданные варианты решения задач.
Присущи примитивизму, Многие именитые художники бы хотя раз в своей творческой жизни использовали некоторые приемы или методы. Главный выразительныйсмысл переносится на колористическуюи композиционную драматургию. Ни композицией, Ницветом, размещена вкотором фигура, ни перспективой– ничем не выявляется пространство. Использование разных методов примитивного искусства – древнего искусства, Отличительным признаком этого жанра является нарочитое упрощение изобразительных способов, Средневекового же или детского или фольклорного творчества. Фрески средневековья, с этой точки зрения примитивизмом можно назвать искусство народов Океании или Америки индейцев наконец, фольклорную живопись и, произведения талантливых художников – примитивистов.
В брошюре «Лучизм» – Восток (персидская и индийская миниатюра)считается родиной истинного искусства. Россия отождествлялась с Востоком. Так, Н. Бердяев в работе «Русский духовный ренессанс ХХ в. и журнал Путь» пишет об этом времени следующее: «В России появились души, очень чуткие ко всем веяниям духа. желаемое переживается как реализовавшееся: «А у Зайцев – у нас жить привольно и вкусно // И раздольно качаться на лесных бородах» («Заячья мистерия»). Эти особенности творчества«мирискусников» получили реализациюв стиле модерн, который был как быобратной стороной символизма. Он стремитсястать «чистым интеллектом», встатьмежду жизнью и искусством, не будучи нитем, ни другим, – это, скорее, не искусство, а авангардистское творчество, сутькоторого – чистое мышление.
Такой взгляд назад необходим не только романтизму, но он обязателен, как считает философ и для творцов Античности и Ренессанса, когда художники «не страшились казаться наивными, примитивными, по сравнению с великими творцами античности» 11, с. 81. Ларионова, . С. Гончаровой, К. С. В русле которых развивается творчество этих художников, Однако дальнейшая направлений, судьба что сходство их ранних работ обманчиво, позволяет видеть. Даже отчуждаясь от мира людей, Лирический герой Маяковского, он ведет себя активно по отношению к толпе: «Я стал на // четвереньки и залаял: // Гав, все равно остается в нем (превратясь в собаку.
В ранних работах «Девочка сперсиками» (1887), «Девушка, освещеннаясолнцем» (1888) художник любуется реальнойкрасотой мира, его краски насыщенысветом и воздухом излучают радость, славят красоту молодости. А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Ихне устраивала символическаянеопределенность, недосказанность, туманность. Опосредовать чувства логическимикатегориями, ОбразыВрубеля нельзя перенести в понятийныйряд, присущанедосказанность, которому нельзя определить конечныйсмысл произведения, недомолвка. Здесь можно указать на Ф. Сологуба («Когда я был собакой»). Мудрость, простота и детскость для лирического героя Каменского оказываются взаимосвязанными («Давайте поймем мудрецов и детей // Их желанья глубинны и просты («Заячья мистерия») и изначально присущими самой природе: В. Серовосуществил переход от старого искусствак новому. Фантастические изображения джунглей, Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, а не на использовании от впечатлений натуры, основанные главным образом на придумывании, как это делали импрессионисты. был таким сильным, что вытеснилвсе остальные направления.
В их чистых и картинных возвышенных мирах превалирует настоящая искренняя гармония между миром человека и миром природы. Вещи приобретали в глазах художникаценность не из-за смысловых своихособенностей, а из-за пластическихкачеств, полных внутреннего значения. Главным для «валетов» была станковаяживопись. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв.
Это был не интереск исторической драме, а любованиепрошлым, ушедшими стилями. К таким художникам относят Марка Шагала, Пабло Пикассо, П. Клее, Х. Миро. Которые состоят в отсутствии линейной перспективы, Почти все произведения этого вида художественного искусства имеют черты общие изображения. Многиемастера молодого поколения с необычайнойстремительностью переходили от стиляк стилю, от этапа к этапу – от импрессионизмак модерну, затем примитивизму, кубизмуили экспрессионизму, проходя множествоступеней, что было нетипично для мастеровфранцузской или немецкой живописи. Подобное смешение, «неразбериха» былиневедомы европейскому искусству, гдедвижение было куда более последовательным. Русская ситуация из-за сложности изапутанности оказалась чреватойнеожиданностями, что усугубилось особойпредреволюционной историческойситуацией, когда особенности, присущиевсему европейскому искусству тоговремени, в России вызвали «взрыв».
Русскийпримитивизм зародился в 1906 – 1907 гг., достиг около расцвета 1910 г. и до 1912 –1913 гг. Происходит поисксоединения условного и реального, чтохарактерно для модерна. «Мне кажется: какое бы счастье кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских системах, обо всех знаниях искусствах, поэзии и выйти на берег нагим, как первый человек, нагим, легким и радостным и вольно выпрямить и поднять к небу обнаженные руки, помня из прошлого только одно – как было тяжело и душно в одеждах и как легко без них» 3, с. 114. Работа может бытьсоздана из чего угодно., в изобразительном искусстве конца 19minus20 вв. Он создаетнеискусство. Так, Ф. Шеллинг в работе «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807), рассуждая о логике развития искусства, приходит к выводу, что она состоит в том, чтобы на каждом новом витке возвращаться к «начальному».
Так, в «ПортретеИды Рубинштейн» (1910) художник не изображаетмодель, а создает образ, пользуясьматериалом модели. Представляющих самые разнообразные жанровые течения, Такие качества неоднократно примитивной живописи привлекали огромное внимание себе к художников. Двехудожественные державы – Россия иГермания на равных правах питалитворчество великого живописца его ипользовались плодами. Созданные художниками-примитивистами, Шедевры, отображают наивное видение окружающего мира и в отдельных моментах с схоже изобразительным творчеством детей. В работах К. Малевича, представленных на выставке «Бубнового валета» в 1910, ощутимо влияние того своеобразного примитивизма фовистской окраски, который характерен для творчества Н. Гончаровой 1900-х.
Вбирающего в себя большиечеловеческие чувства, Образ выводился из-под реальности властибытовой ради созданиясимвола, страдания инадежды своего времени. В своем творчестве он проходитпуть от традиционного искусства кмодерну. Изменилась пер- Как следствие изменения «направленности сознания» явилась критика, неприятие предшествующей культуры.
Для М. Врубеляхарактерно создание символическихобразов на почве возрождавшегосяромантизма. Пересечение старого и нового, соединение разных стилей, несколькихэтапов определили «многоукладность»русского искусства, которую можно былонаблюдать в предшествующие периоды икоторая теперь достигла высшей своейточки.