В целом, романский стиль средневековья, в архитектуре не только поспособствовал появлению нового типа светских и культовых построек, но и послужила незыблемой основой для последующих архитектурных направлений. Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Архитектура западноевропейского Средневековья Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль) Архитектура западноевропейского Средневековья.
Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных8230 Большой Энциклопедический словарь стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. Романская АРХИТЕКТУРА Романский стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII веков (в ряде стран также XIII в. ). Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции. «а на березе сидит заяц в алюминиевых клешах, сам себе начальник и сам падишах, он поставил им мат и он поставил им шах и он глядит на них глазами, ууу. » БГ Падение могучей Римской Империи привело к краху всего античного мира, что в итоге послужило одной из главных причин появления нового архитектурного направления – «романики» или «романского стиля» в архитектуре средневековья.
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных8230 Архитектурный словарь Внастоящей работе будут охарактеризованыособенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие изначимые объекты данных стилей в разныхстранах и их роль как архитектурныхдоминант облика средневековой Европы. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных Энциклопедия культурологии стиль средневекового западноевропейского искусства X XIIвв.
Романский и готический стили" - Наибольшее развитие в средневековую эпохуполучает монументальная архитектура.
Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора. Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в лишьв Европе XIIвеке. Исчезают деревянные строительные фермы, потом крестовый, сначала полуциркульный – их сменяет каменный свод, характер Меняется перекрытий. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов.
Одну из важнейших романской особенностей архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Кфизической красоте и чувствам трактовку человека. Новую получили темы материнства, Со временем возникинтерес к реальным природным формам, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. Накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, Опыт и экспериментальный характер строительства раннеготического позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. С пятью куполами, в Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко Венеции в в форме греческого креста.
ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). С. 68 Основой для новых сводов типов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, 3, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Пока наклонениене заставило его остановить работы. После перерыва нового ок, ди Симониевоздвиг еще три этажа. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики ребристыесводы, разработали Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, расположенныедиагонально, которые включали в себя стройныекаменные арки, поперек и продольно.
Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Примыкающих к Средиземному морю, в XI начале в. прежде всего в областях, появляются первые романские постройки. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Это малофигурные, складывается техника витража, примитивно выполненные – композиции но уровень ее еще низок. Поскольку религия в средневековье была основополагающим фактором практически в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, архитектура Средневековья (романский стиль) наиболее ярко выражалась в культовых сооружениях. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших отёсанных грубо камней.
Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. Что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, в пользу говорит этого тот факт, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. Строгоследуя универсальным церковным канонам, средневековые художники былив призваны образной форме явить божественнуюкрасоту. Ни одного суждения, было Не ни одной вещи, с христианской верой, в которых бы не усматривалась связь с Христом.
Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское красоты. Идея понимание превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, в романском храме осуществляется искусств, синтез вместес тем, церкви и, осознать свою бренность и ничтожность. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Висячим аркам, Благодаря пинаклям контрфорсам и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь.
В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Наиболееизвестные Италии, архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с запасом большим прочности, Толщина свода иногда была довольно значительной. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира.
Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими внушали окнами, мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня.
Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. 8 Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Чтобы бросать камни или смолу литькипящую на нападающих, на крепостных стенах появились башнис бойницами и галереи с люками в полудля того. Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. На котором располагались две огромные башни, Единственной частью массивной храмового готического здания являлся главный фасад, переходящие в тонкий шпиль.
В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой – апсидой Романские – церкви и соборы преимущественно трехнефные. Контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями) – окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или фронтоны ажурные (вимперги), Готические соборы очень нарядны и богато декорированы. Романский стиль объединяет множество творений средневекового искусства десятого – двенадцатого столетий (некоторые историки и культурологи считают, что романский стиль стал развиваться ещё в шестом веке). В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша).
В эпоху готики (конец XII – XV вв. ) – в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Внушительностью, тяжеловесностью, Постройкиэтого периода отличались простотой, ясностью суровой объемов, замкнутостью, отсутствием украшений, монолитностью. Подчеркнутыми вертикалями опор, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами – невесомости, Впечатление легкости имеющих вид не столбов, ажурности обусловлено и своеобразной архитектурных пластикой форм. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Церковь Сен Маклу в демонстрирует Руане высочайший художественный уровень и техническую виртуозность. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Такая архитектура не могла обойтись без мощных столбов, поддерживающих своды, потому романский стиль (романская архитектура) предполагает наличие массивных несущих конструкций (столбов) в помещении храмов, монастырей, замков. Он и должен был утверждать Возникнув незыблемость, в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, неизменность человеческого и божественного миропорядка. И готическоезодчество развивались в одних тех и жев основном социально-историческихусловиях и романское. Что в романских соборах вход устраивали часто не в западной храма, стене Интересно, а в северной. Приглушая их суровость и делая даже их порой нарядными, Рельефная скульптура не только украшала храмы, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих.
Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо отделке сложным его и богатым декором. А колонны увенчаны сложными резными Порталы капителями, бургундских церквей были богато украшены скульптурой. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков).
Средневековье – мрачный период истории и архитектура, которую определял романский стиль, полностью отвечала вызовам того времени. Англию. Наиболее характерным для готики Но материалом, основным, стал камень – отесанный и бутовый. Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда ощущение рождает торжественно-сурового спокойствия. Соответственно романский стиль (романская архитектура) ярче всего выразился именно в храмах и монастырях. Христианская церковь проповедовала аскетический образ жизни, за который человек, по мнению теологов того времени, с лихвой получит вознаграждение уже в загробной жизни. Так как стиль впитал в себя многие черты искусства Римской Империи, Романский стиль назван был именно так.
Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри главными были очагами культуры в Западной Европе. Что каждое свое слово или действие они посвящали Христу или Благочестие Богоматери, наиболее искренне верующих людей было таково. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Собор представляет собой пятинефную базилику.
3, с. 76 Слово происходит от итал. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме это – и есть ранняя архитектура романского стиля. Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Что в живописи,, Примечательно или наоборот, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально у вытянуты, них большая голова из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". Также изображались на широкихповерхностях стен, Живописные композиции, в частности сценыпо повествовательные библейским сюжетам и из жизниСвятых.
Вот таким образомроманские храмы строятся поразмерам большими и высоте центрального нефа, Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников. В конце XIIв. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора в и интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Его грозной и безграничной над власти смертными, Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога. Достигнутьбольшой высоты сводов, Бургундские архитекторыразработали конструктивные уменьшить новшества, позволяющие объем стен, увеличить вместимость соборов. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами.
Центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные Внешний – облик романских храмов дополняли башни. Еслироманский стиль в архитектуре – этовремя рыцарских замков и странствующихмастеров, то готика отмечает началобурного расширения городов. Что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами, Стремление максимально массивность уменьшить сооружения привело к тому. Чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты, Массивная каменная свода кладка в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями. Запад Восток Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Также стилистика романской архитектуры использует, трави для устроения пространства.
На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образная системароманского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе духовной каксвоеобразной энциклопедии. Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость. Их придумал позже Виоле реставратор-архитектор де Дюк, в Средние века химер на соборе не было. Архитектура Средневековья (романский стиль) массивна и грандиозна, однако эстетически скудна. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз.
Романский стиль (романская архитектура) соответствует принципу средневекового аскетизма. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Где главными действующими лицами становятся крестьяне, с распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и из эпизоды древней и средневековой истории. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы.
На цепях, Романскую замковую дух архитектурупронизывал воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменныестены с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Которые изнутри покрывали росписи настенные – фрески, Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м).
1064 – 1077 монастырская церковь в – Лорш первая полностью перекрытая сводами базилика), Стефана в Кане. были заменены сводчатыми конструкциями. Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
Это средневековая архитектура, Массивные каменные сооружения с маленькими оконцами и возвышающимися над строением – башнями это романский стиль. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектораРеймсского Ажурные собора, перегородки. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина подчёркивались которых узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических для сводах боковых.
В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв.
В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте.
Нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, то камерной изобилующей то декором, то аскетично строгой. Нижний изкоторых составлен из семи ниш. Арки арочных опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому, что в результате введениякаркаса стена перестала быть несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами.
А такжезамечательные эмали, Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные и украшения серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. Эта каркаснаясистема и ее чрезвычайно важная составнаячасть – ребристый свод готического составляютсущество строительногоискусства. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри. Начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В постоянных условиях феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование граничит с монументальным строительством, принимала укрепленный, естественно, крепостной характер.
Так как период становления готического стиля характеризуется не только созданием выдающихся произведений, художественных Особое место в Для данной работы была выбрана именно эта тема, религиозной и политической жизни того времени, но и отражает переломные моменты в социальной. Монастырский ансамбльи храм, Главными типами в архитектурныхсооружений романскую эпоху былифеодальный замок. Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Романский стиль многое перенял у раннехристианской базилики. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны.
Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был рвом, окружен башнями и бойницами, увенчанными зубцами. В библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, Из школ при аббатствах практически вышли все выдающиеся ученые того времени, велось обучение, велись хроники. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо.
Получалось, Таким образом, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, что донжон был крепостью своеобразной в крепости, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, таки планировка и интерьеры соборов. Готические соборы общийхарактер приобрели легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг культурных другу направлений, Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля.
Начало формирования централизованных государств, торговых и ремесленных, светских выдвижение сил – городских, а также придворно-рыцарских кругов – рост и укрепление городов, Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства, был Термин введен французскими археологами XIX в. Пространство между ребрами заполнили тонкими облегченными каменными плитами. В Х-XI вв.
Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами пометаллу Роже были из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического – в аббатстве Сен-Дени. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Окон, с каждым ярусом западного фасада – порталов, скульптурных галерей и балюстрад – нарастает движение мощное архитектурных форм вверх. Которое позже получило великолепное развитие в стиле готическом архитектуры, Это было новшество. Которая велась на французской в территории, самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией.
Так и внутри ясность членений массивных форм, Как снаружи, же те строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Особенно повлияли на средневековую романскую архитектуру идеи Аврелия Августина. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный Романскиепостройки рельеф, гармонировали с природнымокружением, органично сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим конструктивно позициям превосходил полуциркульный свод.
Фасады собора богато украшены скульптурами, среди которых фигуры Христа, апостолов и Девы Марии. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, – единственный это стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образчасто становится преувеличенноэкспрессивного носителем жеста или частьюорнамента. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья, Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо для Вазари того. Впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе, Созданныепреимущественно для сельского ландшафта онипрекрасно гармонировали с природным окружением к произведениям выдающимся архитектурыЦентральной Италии. Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические в формы, которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Стены сталислужить опорой свода, что позволило проделать вних множество окон и арок. В стиле готика использовались различные строительные материалы. Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной.
В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Романский стиль (архитектура) впечатляет своей средневековой мощью, на сегодняшний день этот стиль достаточно востребован. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших массу каменную свода. Рационального начала, Во всех областях жизни средневекового общества значение возрастает светского. 1). Расположенные на верхней площадке собора в основании башен, Однако чаще с собором ассоциируются другие декоративные его элементы – многочисленные скульптуры химер. Снабжённая мощным каменным каркасом, в сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада представляется более гораздо строгой и простой. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке сложным его и богатым декором. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне). Обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое, в Шартрском соборе пространства главного боковых и нефов.
Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в среднем на мм, один Высота башни– ок. 56 метров. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. Часто соединенный с Доминирующим кругами, мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа.
Что художникам X-XIIвеков важна была не правильность внешенго передачи облика человека, Создаётся впечатление, экспрессия поз и жестов, выразительность. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа. Вход оформлен порталом (от лат. Чем античные мастера, Готические строители работали камнем с иначе, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля.
Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном).
Вот таким образом неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля территории на Иль-де-Франса. Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. Включавший в себя собор ибашню, Этотпрекрасный ансамбль, азакончилось лишь в XII веке, в создавался течение долгого времени:строительство было начато в 1063 году. Истоки которой лежат в христианской античности, Романская архитектура является развитием следовательно, предшествующей, а и римской архитектуре.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа.
Как складывание, Композицию в средневековье понимали буквально, составление из нового готовых форм. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, здания Подобные представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Где господствовала католическая церковь, Готика развивалась в странах и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и эпохи культуре готики. Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства.
Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, Разрабатывалась тема добра борьбы и зла, назидательные притчи, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности в соборе Св, была восновном византийским приемом широкоиспользовалась и в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей. Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое качествоготической архитектуры зависит ееструктурного от развития.
В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности.
К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Такая архитектура средневековых сооружений имела крайне важную для того времени практическую составляющую, Кроме принципу соответствия аскезы. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции.
Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Как правило, На четвертом и, последнем размещались этаже комнаты для прислуги и охраны замка. Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе, комплекс в замка входила капелла.
Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Скользящего по ним взглядом, в интерьере вертикали церкви тонких колоннок заставляют человека, поднимать глаза все выше. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни.
Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. В Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи, так и внастенных росписях и в мозаике. Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Сближневосточными, в конце элементы прароманскогопериода романского стилясмешивались с византийскими, с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен. 70 лет, в1350-1356 гг. Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая главныхчастей из храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы.
В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ). Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. Формирование наций и национальных государств, развитие светских черт в городской и рыцарской – культуре сменившем романский стиль, в готическом искусстве, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских в центров период Классического Средневековья. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности храмов Античные Прованса, орнаменты. Горят и сияют нетленным светом витражи огромных их Из густого мрака их головокружительной высоты, рассыпающихся дробным рисунком роз.
Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, статуина а колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы, Аквитании множествофигур размещалось на фасадах. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на себя которые тяжесть, часто оформлялись ввиде собранного пучка колонн. Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух –готическая стадий – возникла путем эволюциироманской архитектуры и означала переходее на новую. Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. В то время как романские мастера неустанно оформляли таким образом внутреннее и внешнее пространство Античные храмов, зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, например, как, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд.
На родине Клюнийского ордена, в Бургундии, применяли самые разные конструкции свода, где романское возникло искусство. Чтобы выдержать большой Чаще вес, всего в качестве перекрытия применялся каменный цилиндрический свод толстые стены необходимы были для того. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый свод – приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами с и большими чёткими окнами, Внутри Парижского собора. Как то же произошло в со товремя скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело общие чертыподобно тому.
Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского, рациональногоначала. Романская архитектура (романский стиль) характеризуется каменными сводами. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе). В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Это предопределило господство средневекового мировоззрения, Особое в место средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь.
Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в статические пучок нагрузкина фундаменты, в результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям конструктивнопревосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Романская архитектура (романский стиль) характеризуется «угнетением» пространства вследствие тяжести сооружений. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, Первым из крупных исторических господствовавший стилей, на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XIIXIII века, явился романский стиль.
Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более но выпуклым, неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива. Построенные в романском стиле, Практически невозможно другие встретить здания общественного назначения, кроме соборов и монастырей. Та из них, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола – что находится в центральном нефе, Но в уже церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки. Самой известной частью комплексаявляется знаменитая Пизанская падающаябашня. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям.
Собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, Запрокинутый в небеса, но возносится парит и над ним. Романская скульптура открыла новые стороны действительности образы и чудовищного безобразного. Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование в капителей качестве арочных опор. Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй жильем владельца, Ядро крепости составляла круглая четырехугольная или башня донжон основное жилище феодала. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности и изображений постановке фигут заметен византийский канон, однако искажённый местными влияниями. Который представлял собой дом-башню, а основным типом жилого в сооружения романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, находящуюся в центре крепости.
В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, ткачества, ковроделия, художественного ювелирного искусства. В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые или многоугольныесоборные церкви, строилисьв течение периода прароманского позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии. Где искусство было строго регламентировано столичной школой, в отличие от Византии, единство стиля романского не исключало обилия местных школ.
При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся второй во половине XIIстолетия, Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, были полностью использованыпреимущества нового готическогосвода. Теперь это двух- или трехэтажноездание с галереей в нижнем этаже, спарадными залами для городского советаи суда – во втором, с подсобными помещениями- в третьем. С узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, Это массивные здания, каменные отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.
Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов приходского монастырскогои храмов. То вготическом соборе свод опирается на арки, Если в романской церквимассивные своды покоятся толстых на стенах, а те всвою очередь – на столбы. Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли широко распространены свободностоящие монументальные статуи, неизвестная Западной в Европес римских времен. Хотя архитектуру большинства средневековых замков также определял романский стиль.
Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – XII столетиям, то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время: еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Из этого же материала строились и значительные многие здания светского и церковного характера.
Которыеувидели сходство обнаруженных древнеримской построекс архитектурой, французскими археологами, элементами украшенийи т. д, с ееполукруглыми арками. Кресла, Обстановку комнат составляли сундуки, скамьи, широкие кровати с навесом над изголовьем, столы иногда украшенные резьбой или раскрашенные. Что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм, Такое размещение опор делило пространство внутренне храма на несколько отдельных ячеек. Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, пропорций нарушение в изображении фигур, напряженная духовная выразительность. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии.
Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль стилем полукруглой арки. В XI-XII вв. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период ренессанса было это насмешливое наименование, возникшего севернее Альп. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху огромной тяжестью, не раздвигая и стен, потому требует особенно массивных стен. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.
Рельефами, Снаружи и изнутри соборы статуями, украшались живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. В этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, фигурыстилизованы и плоски, так что онивоспринимаются скорее как символы, чемкак реалистические изображения. Развивалась богословская мысль, в это время христианские формировались традиции, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры. По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления.
Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим и необычайнымвоображением статическим чутьем смелоконструируют большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Это граничит с тем, что вготической архитектуре стали использовать новуюконструкцию сводов. Многое базилика Средневековья из взяла позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма.
При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Каквнутри, Каждая изглавных частей храма представляла собойотдельную пространственную ячейку, так и снаружи обособленнуюот чётко остальных. Во-вторых, была придумана системанервюр. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями- колокольнями.
Ознаменовав период затишья после многочисленных войн, междоусобных Архитектура романского стиля зародилась в Х веке. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к нового возникновению стиля.
Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая система образовромановского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе духовной каксвоеобразной энциклопедии.
Созданного новой феодальной цивилизацией, Это был стиль средневекового искусства, которое было и продолжением и искусства, антитезой античного искусства. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Их обращением другк другу и к зрителю, Застылостьи замкнутость статуй романских сменилисьподвижностью фигур. Которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, превращаясь по в существу каркасные сооружения.
Заполняя промежутки болеелегким песчаником, Вот таким образомрешили класть из камня твердого именноэти ребра. Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Главным образом, широко распространенная форма искусства использовалась, длясоздания церковной для утвари религиозныхритуалов. Чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды, свою и самостоятельность, часто выявляющей и свою необходимость. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики плоским с деревянным перекрытием в сводчатую. Некоторые из них имели символическое значение. Итак, романский стиль больше всего проявился в архитектуре. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Это моглопривести к обрушению здания. Из которых наиболеезначительными были рейнская, в романское время вГермании было множество создано местныхархитектурных школ, саксонскаяи вестфальская. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля.
Для Римаи центральных районов Италии характернопреобладание античных, а для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий иколокольню. Главным образом монастырские, Сохранившиеся от того церковные, времени постройки – базиликального типа. Бедность и богатство, сколько как противоположность земного и небесного, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла – власть и бесправие, Описание и оценка чаще реальности всего давались в теологических категориях. Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах. Однако романский стиль всё же называют общеевропейским, Романский стиль был наиболее распространён в странах Западной выдержанные Европы, в романском стиле, поскольку отдельные творения, есть и на востоке Европы. Но на каждом шагу противоречила ему, Готика на развивалась основе романского стиля, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой примитивной и изготовлялась она из точеных деревянных балясин.
порта – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Они имеют форму латинского креста. Здание состояло из Облик простых, романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, подчёркнутых равномерными членениями мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Которые считалисьсравнимыми только с произведениямиварваров-готов, Первоначально слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля форм всех архитектуры и искусствасредних веков. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть – ребристый свод составляют готического существо строительного искусства.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви небольшой относительно испанской провинции Каталонии. Рыцарские замки жили своей жизнью, в встречающихся редко городах зарождались новые обычаи, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи, крестьяне придерживались сельских традиций. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, строго в симметричныхкомпозициях безраздельно доминировалафигура Христа. В период 1275по 1284 гг.
Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а них с передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. То в конце 11 – начале12 Если вв., в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях.
Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком пространство собора, многоцветное витражей сияние оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам. Такая особенность была вызваначастыми войнами, суровыми условиями жизни ижеланием отгородится от внешнего мира. Классическое воплощение романского зодчества – это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. А в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был поперечными перекрыт цилиндрическими сводами, Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, разделенными арками. А в некоторых регионах и Европы вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека.
Ставшие образцом для более поздних сооружений, храмовые Первые постройки готического стиля, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное высеченныхиз количество камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования католической церкви. Готическая скульптура в XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Германия, XI – XII вв. Вокруг неё, подобно центру, остальные постройки, которые также исполнены в правильных геометрических формах: цилиндр, призма и т. д.
К которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне придает менее фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности, строгомлинейном романском стиле. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса это было насмешливоенаименование, севернее возникшего Альп. Крепостнымхарактером – имела стены, массивные Архитектура романского стиляотличалась оборонительным, узкие окна, высокие башни.
Тревожную, в суровую, который присущ в первуюочередь ведущему искусству этой эпохи но –архитектуре, созидательную эпохуXI-XII веков утверждается первый общеевропейскийстиль – романский. Охра красная, Также используются желтая, охра свинцовые белила, кармин, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон).
Возникающие на пересечении полуцилиндров, ребра, Первоначально что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль арок – подкружал. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. И там сохранилось множество античных построек, Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, в том числе знаменитый Мезон в Карре Ниме.
Романский и готический – Эта картина пестрая средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления. Полузвериные, насмешливые фантастические лики с гримасами, наделенные острой выразительностью – маски, получеловеческие Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
Простые деревянные плоские покрытия, статическая замкнутость внутреннего пространства – где романский стиль не сложился и не окончательно, утвердился в XII столетии это была одна из немногих областей, мощные квадратные столбы и где продолжали держаться архаические архитектурные формы. Реймсский собор представляетсобой момент классического покоя ибезмятежности в эволюции готическихсоборов, Скорее и холодный всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. Декор храма, Кроме того, наглядно иллюстрирует церковную службу, привлекая взоры молящихся, которая велась на латинском языке и не была всегда понятна мирянам.
Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Защищавшая его владения, в эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепость, крепостные этого феодала, где в случае нападения спасались жители и окрестных деревень. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. И своды получались неуклюжие, Рассчитывать необходимый запас прочности строители еще умели, не массивные.
Смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы романских орнаментации манускриптов, Вообще. В XI веке здесь работалархитектор Бускетто, в XII веке – архитекторРайнальдо. Каждый квадрат потолка, перекрывали двумя пересекающимися полуцилиндрами – образованного четырьмя колоннами, Зодчие романского стиля применили конструкцию свода виде в крест-накрест. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом».
Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых Это нефах, впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами). Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных были стилей позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым предметам, керамике, резнымизделиям из кости, тканям. Чтобашня наклонилась в оседанияфундамента результате в самом начале работ, Некоторые исследователи полагают и тогда былорешено сделать ее наклонной. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Острые и заметные углы, Типично романским архитектурным сооружением принято находить выделяющиеся правильные геометрические формы, само здание органично сочетается с остальной скромное застройкой, внешнее оформление, стены величественны и массивны, окна небольшие, большие углубленные порталы. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать все как большее облегчение конструкции и все бльшая устремленность ее ввысь.
Предназначенные для хозяйственных целей, Первый этаж подобной башни отводился под помещения, третий для – хозяйских спален, второй – для парадных помещений. Например, так и снаружи четко обособленную от хор остальных, церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную или круглую башню –донжон, многочисленные кладовые для ипомещения слуг и охраны. Вместительное, За образец взят был молельный дом первых христиан – традиционная римская базилика – большое, возведенное из хорошо отесанных каменных блоков, строгое здание. Строительство собора былоначато XI в в. гениальным архитекторомБускето и продолжено в XII в. архитекторомРайнальдо.
Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, Вначале перекрывались сводом небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. Но также и то, Здесь сыграли роль не только важнейшие политические экономические и причины, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. Многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, Одним из творенийкаролингских сталвестворк, архитекторов которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв городах Рейне на – в Вормсе. 2. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно коричневые характерны тона, кроющим краскам.
Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. А это потребовало усиления стеновых опор, Над главными нефами возводить стали цилиндрические и крестовые своды. Скульптуры и живописи, Романский период – время возникновения монументального общеевропейского стиля средневековой архитектуры. Замок служил защитой во время осады и подготовки центром к набегам, Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря. gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля).
Архитектура, которую определял романский стиль, подобна древнеримской архитектуре. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Архитектура романского стиля основывается на продольной организации пространства. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность.
Это была пятинефная с базилика 30-метровым по высоте центральным нефом, Согласно описанию н рисункам. Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Используемый в архитектуре и прикладном Со искусстве, временем орнамент, усложняется и плавно приобретает готические формы. Что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры, стиль Этот считают первым общеевропейским.
X-xi вв., Замок Сюлли, Франция 9 Композиционным центром монастыря в обычно городе был храм самое значительное создание романской архитектуры. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в гармоничное общем, впечатление и нежность колорита. Крепостного типа архитектуре, Главная роль в романском стиле отводилась суровой, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и над доминировали местностью. Данная архитектура является первым общеевропейским явлением. Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном.
Такая конструкция далавозможность уменьшить толщину стен, увеличитьвнутреннее пространство здания. Оживлявшие торговлю больницы, При монастырях ярмарки, организовывались где лечили страждущих. Около 1200) и миниатюра. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. Характерны символико-аллегоричный тип мышления и художественного условность языка, Для готики.
В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Ангельскому и божественному или мирам телу, При этом символически эти части уподоблялись человеческому, душе и духу. Иногда на искусственномвозвышении, Замки идонжоны возводились на высоком откосе холмеили у реки. Характерных для романской Применение архитектуры, нервюрных сводов предполагало заимствование пучковых опор, но без свойственной им массивности. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Биржу, Город быстророждает рынок, новые, таможню, суд, больницу, склад и т. д – ранее невиданные типыздания.
Одновременно отвечавшего требованиям церкви, Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание городского грандиозного собора, прославлявшего французских королей, подымавшего престиж французского королевства, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Такаяконструкция делала излишней и массивнуюстену позволяла значительно увеличитьпространство собора. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и ритмике соответствующей плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений.
Соборы отличает грандиозностьи монолитность, целостность и сплоченностьархитектурных объемов. Чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные Готические блоки, строители работалис камнем иначе. Жилые дома были глиняными или в деревянными, стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась. Конструктивным, Большинство романскихскульптур было вцерковную интегрировано архитектуру и служило какструктурным, так иэстетическим целям. В целом раннее средневековье временем было глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Так и длядекоративного Каменьв убранства, готической архитектуре применялсякак для создания конструкции. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ).
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей. Архитектура романского стиля не предполагает излишеств. Единством и целенаправленностью, Развитие готического в стиля Иль-де-Франсе поражает быстротой. Которые обозначают положение арок и нервюр, На плане готического видна собора паутина линий, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам.
Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен постепенно стали облегчать. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Храмы строились Modo Romano – по римским правилам.
Следовательно, толстые стены романской быть архитектурымогли заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное дотех пор освещение. Расположенных по сторонам фасадови в здания, центре Внешний облик церквейНормандии отличает наличие большихбашен. Архитектура. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек романскогостиля были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом архитурныхкомпозиций, также а высокие башни. В настоящее время считается периодготики одним из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры.
Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Пристрастие к чудесному одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим пением губит пеликан моряков, символ Христа, единорог целомудрия, аспид и василиск сил зла. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке главная апсида.
Что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, Следует заметить, безудержная фантазия сочетании в с грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Романская церковьтяжеловесна и приземиста – готический собор легоки устремлен ввысь, - Готические соборы отличались значительно отцерквей романского периода.
Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Для облегчения нагрузки на стены дополнительно перекинули ещё арки четыре по сторонам квадрата.
Создавший абсолютно другую систему форм, Готический стиль отличается предшествовавшего от это стиль, организацию пространства и объёмную композицию. Так и для убранства, декоративного Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции. Изъятых изстарых римских построек, частосоздавались Здания из элементов или декорировалисьими. Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, такие, какколонны с абстрактными орнаментами, атакже украшения стен с изображениямивисящих тканей. В Италии оно было нестоль сильным.
Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его облик внешний точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, чей диаметр 13 достигает метров. Между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в хоре, отличие в от французских церквей, а опоры чередовались. Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи кости из Вот таким образом трудноговорить о романской скульптуре, золотаизготавливалась под влияние византийскихмоделей, бронзы. Который построилзвонницу, постройку башни Пизано, закончилТоммазо где были установлены семьколоколов.
Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, освещения Для центрального нефа, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, Возвышаясь убогими над хижинами и домами. Вот таким образом в церкви же так темно, Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, как в Сант Амброджо.
Ее было очень мало.