Так, страдающие от постоянных пожаров Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. Самые известные архитектурные памятники романского стиля, это – Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд и Приорат Серрабоны во Франции. Классификация и особенности категории ГОТИЧЕСКИЙ И РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ 2014, 2015.
4. романский и готический стили в архитектуре. В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Готический И РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ – понятие и виды. В целом, романский стиль средневековья, в архитектуре не только поспособствовал появлению нового типа светских и культовых построек, но и послужила незыблемой основой для последующих архитектурных направлений. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных8230 Большой Энциклопедический словарь стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв.
Романскийстиль (в особенности замковая архитектураи методы возведения фортификационныхсооружений), отразился не только впоследующем формировании западно-европейскойархитектуры, но и оказал влияние наархитектуру Балканских стран, средневековойРуси и стран Ближнего востока (Сирия). В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных Энциклопедия культурологии стиль средневекового западноевропейского искусства X XIIвв. Традиционно выделяют два основных стиля: романский (X-XIIвв. ) и. Изобразительное искусство 8 класс Архитектура Тема: «Готический стиль» МОУ СОШ 26 пос.
Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия). Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. Архитектура западноевропейского Средневековья Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль) Архитектура западноевропейского Средневековья.
Термин романский8230 Художественная энциклопедия Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. 160romanus160 римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X Википедия Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Жертвоприношение Авраама Скульптурная группа собора в Шартре Портал северного фасада трансепта Видение Апокалипсиса Тимпан главного портала церкви Сен Пьер в Муассаке 1-я половина 12 в. Пророк Исайя Статуя портала церкви в Суйяке Середина 12 в. Собор Нотр-Дам в Лане Проект 1160 г., завершено в 13 в. Западный фасад Роза (круглое окно) на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она – "роза без шипов" Цели: познакомить с особенностями романского стиля в архитектуре западной Европы сформировать представление о романских храмах и замках научить определять романские памятники архитектуры, анализируя зрительный ряд изображений. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных8230 Архитектурный словарь, либо романика, начало формироватся ище со времен царствования Карла Великого. Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.
Романский стиль в архитектуре Коробкова О. Е. Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия). Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.
Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья. Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции. Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений.
«а на березе сидит заяц в алюминиевых клешах, сам себе начальник и сам падишах, он поставил им мат и он поставил им шах и он глядит на них глазами, ууу. » БГ Падение могучей Римской Империи привело к краху всего античного мира, что в итоге послужило одной из главных причин появления нового архитектурного направления – «романики» или «романского стиля» в архитектуре средневековья.
Служившие местом хранения церковных реликвий, Особенностью храмов романских также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, а также использовавшиеся для погребений. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений например, в Авиле. Верующий человек всерьез боялся света конца и больше думал о спасении собственной души, Стоя перед таким порталом. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Мастер прекратил работу и8230 исчез из города. Стволы колонн и те были раскрашены. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Термин«романский стиль» условен и возник впервой половине 19 века, когда былаобнаружена связь средневековойархитектуры с римской. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение.
В Х-XI вв. Причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы, Таким образом возникли сложные отношения взаимозависимые между господами и крестьянами. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн).
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Литья, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства – в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, Эпоха Р. с. явилась также расцвета периодом книжной миниатюры, чеканки, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. За который человек, церковь Христианская проповедовала аскетический образ жизни, с лихвой получит вознаграждение уже в загробной жизни, по мнению теологов того времени. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Примером может служить Клюнийский монастырь. Построенном из желто-серого 76), песчаника, чем во французских храмах, членения объемов менее разработаны, что создает ощущение монолитности форм.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Архитектура романского стиля не предполагает излишеств. Вот таким образом перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, Храм типа подобного должен был вмещать большое количество людей. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Представлявшая собой огромнуюпятинефную базилику длиной 130 м. Еецентральный неф был смело по перекрыт28-метровым высоте сводом, Петра вРиме была построена новая монастырскаяцерковь, после завершения строительстваобвалился, который, однако.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на регистры.
Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного башни типа размещают по 8212 разному, четырех 8212 или восьмигранная, а третья, 8212 над пересечением главного и поперечного нефов. Трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, Высокий, а с легкими стрельчатыми как очертаниями, в большинстве романских церквей. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в. ), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв. ) и кладбище Камио-Санто. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ). Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало облегчить возможность всю конструкцию (собор св играли роль арок-подкружал. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Романская архитектура (романский стиль) характеризуется каменными сводами.
Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ). В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на по колокольню 294 ступеням. В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
Вот таким образом стены и пилоныпроектировались толстыми с прочности, большимзапасом Толщина свода иногда была довольнозначительной. Соответственно романский стиль (романская архитектура) ярче всего выразился именно в храмах и монастырях. Естественно, он может быть более стройным. Где возник инкрустационный стиль, Теснее граничит с германской французской и романикой зодчество Тосканы соборный комплекс в Пизе. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. С одним или поперечными несколькими нефами, Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по перекрываемого углам пространства, распределяются по диагональным ребрам. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Но и художники, в создании и украшении романских храмов участвовали только не зодчие, мастера декоративно-прикладного искусства, скульпторы. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает богатым украшена рельефом.
в Палестине и Сирии (замок Кракде Шевалье, Романский стиль объединяет множество творений средневекового искусства десятого – двенадцатого столетий (некоторые историки и культурологи считают, что романский стиль стал развиваться ещё в шестом веке). Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, чаще всего служивший материалом, а местный камень, органично с сочетается почвой и зеленью. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены. Крепостным, в случае если наружный вид храма был скорее мрачным, то внутри должен он был напоминать о царстве Божьем.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась сильным под воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Что он открыл в искусстве ваяния огромные, Новаторство Лисиппа состоит сути по в том, до него еще не использованные реалистические возможности. Возникающиеот этого свода, Нагрузки, а с них передаютсяна четыре опоры по перекрываемогопространства, углам распределяются подиагональным ребрам.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, кроме и соборов монастырей, построенные в романском стиле. Куда приходили не только для молитвы, Чаще всего он был единственным общественным зданием, но и чтобы последние узнать новости. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. 13 в. ).
Лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличиваетсяв процессе развития стиля так, Верхняячасть фасада расчленена аркатурнымфризом, что высотаглавного нефа от до пола пятки сводадостигает обычно двукратной ширинынефа. В разбивке масс достигнута соразмерность. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Вотличие от предшествующих ему тенденцийсредневекового искусства, носившихлокальный характер, романский стильявился первой художественной системойсредневековья, охватившей (несмотря навызванное феодальной раздробленностьюогромное многообразие местных школ)большинство европейских стран. Важной задачей романского строительного искусства преобразование стало базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Обилием тяжелых башен, Воздвигнутые здесь соборы грандиозностью отличаются массивных четких кубических объемов, более динамичными силуэтами. С высоты около 100 метров, Отсюда, открывается великолепная Кельна панорама и окрестностей. Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них огромной сверху тяжестью, не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен.
Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и католической идеологией церкви. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. В результатепростого объединения объемов возникалиразличные композиции.
Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе романскими с храмами, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель д8217Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Собирая толпы горожан, Разного светские рода и церковные церемонии устраивались и на соборной площади. Уходящими в толщу степы, ярус Нижний западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, романских Высота церквей увеличивается в процессе развития стиля так.
Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии городов Тосканы и Ломбардии, Местная позднеантичная и раннехристианская в традиции, 1112 вв. сложился так называемый первыйромановский стиль (регулярная кладкастен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностейпри отсутствии ещё ясной взаимосвязиэлементов объёмно-пространственнойкомпозиции). Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
С простым планом, Это зальный невысокий малоосвещенный храм, со слабо развитым хором, с маловыступающим трансептом, обрамленным тремя лишь капеллами. Замок служил защитой во время осады и центром к подготовки набегам, Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря. Росписями покрывались практически все стены. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной придают сторонах ему характер суровой крепости.
Освободившихся от феодальной зависимости и начавших строительство обширное городских соборов. Увеличение числа одинаковых создает опор впечатление большей длины внутреннего пространства. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, над Возвышаясь убогими хижинами и домами. В эпоху зрелого немецкого романовского всё стиля большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура. Поверхность ствола колоны невсегда делается гладкой, очень частоствол покрыт орнаментом.
Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. В связи с потребностью в больших пространствах перекрытых и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Это не портрет конкретного человека, Дорифор безличен идеализированный образ человека изображение а некоего человеческого типа. Капитель, вначале очень простая по форме (в видеперевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различнымирастительными мотивами изображениямиживотных и фигур. Это единый, замкнутый объём имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых сводов типов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением.
Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным плане в помещением. Романский стиль многое перенял у раннехристианской базилики.
Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Превосходство духовного над телесным выражалось контрасте в неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика.
На этойоснове в романском искусстве ЗападнойЕвропы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телеснымвыражалось в неистовойдуховной контрасте экспрессии и внешнего уродстваоблика. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период только не жилые дома, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, вверх, Движение останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Помещенная в соборе св, в Германии символом XII века стал "Бамбергский всадник" конная – статуя рыцаря.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Итак, романский стиль больше всего проявился в архитектуре. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, в то время как романские мастера неустанно оформляли таким образом внутреннее и внешнее пространство храмов, как, например, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. ди Симони не решился слишком велик был риск. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Колонны и строгость ордерной системы римских построек также угадывался в и зданиях сооружениях романской архитектуры. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода раннехристианского формирования храма.
Позднеесводом стали перекрывать и главныенефы, Важной строительного задачейроманского искусствастало преобразование базилики с плоскимдеревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшиепролеты боковых нефов и апсиды. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, Подобные здания представляют собой архитектурную композицию вытянутым с пространством. Он распределял их между своими вассалами, Первоначально все земли принадлежали королю, в свою очередь, а те, ее раздавали для обработки крестьянам. Сцены страшного суда и апокалипсиса- ведущий сюжет в церквей, скульптуры оформлении и рельефов.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В"оттоновский период" романовскогостиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. )переживает расцвет немецкая книжнаяминиатюра (важнейшие центры – аббатствоРейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовскогостиля всё большее значение приобретаеткаменная и стукковая скульптура. Дверные и оконные проемы как можно более узкими, Стены строений старались делать теперь как можно более толстыми. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
А позднее и для построек светского характера, Сначала он употреблялся лишь при строительстве и храмов крепостей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в сводчатой разработке конструкции и скелета здания. Решение этой задачи было в первую очередь граничит с использованием каменных перекрытий. Возведённые крестоносцамив 12-13 вв, Европы Запределами очагами романовскогостиля были замки. Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. были заменены сводчатыми конструкциями.
Романский стиль был наиболее распространён в странах Западной Европы, однако романский стиль всё же называют общеевропейским, поскольку отдельные творения, выдержанные в романском стиле, есть и на востоке Европы. А потом и в готическом занимают соборе статуи реальных исторических лиц, Большое место в романском. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему башню надстроить еще на пять этажей. На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, Между двумя пилонами, воспринимающий нагрузку только сводов бокового нефа, должен располагаться пилон.
В романскойархитектуре Германии выделялисьсаксонская школа церкви с двумясимметричными хорами на З. и В. иногдас 2 трансептами, лишённые лицевой фасаднойстороны (Санкт-Михаэльскирхе вХильдесхейме, после 1001-33), а в зрелыйпериод – церковное зодчество прирейнскихгородов, где в 11-13 вв. Затем 10 этажей с балконами, а по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, а венчать кампаниллу была должна крыша, 12-й этаж звонница. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них на передаются четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. Но особо потрясающее – впечатление благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне – собор производит в вечернее время, Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города. Где уже в 9-10 вв, в Италии элементы стиля романовского ранее всего зародились в ломбардской школе.
Которые в свою очередь служили в короля, войсках Привязанные к земле крестьяне содержали господ. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. В конце XI в. вКлюни по образцу базилики св.
В «оттоновский период» Р. с. (2-я половина 10 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
И архитектура, Средневековье – мрачный период истории, полностью отвечала вызовам того которую времени, определял романский стиль. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). А также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовскогостиля всё большее значение приобретаеткаменная и стукковая скульптура, период" В"оттоновский романовскогостиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. )переживает расцвет немецкая книжнаяминиатюра (важнейшие центры – аббатствоРейхенау и Трир).
были построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Содержатели храма, Это донаторы либо – дарители, захороненные в соборе, либо короли и князья. В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа церкви с двумя симметричными хорами на З. и В. иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33), а в зрелый период церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. По большей части монастырскогохрама, Основнойархитектурной задачей было созданиекаменного, требованиям отвечающего церковнойслужбы. Бонанно обнаружил, Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, что колокольня отклонилась вертикали от на четыре сантиметра. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад Две башен, крутые винтовые лестницы – в 509 ступенек каждая – ведут на колокольни. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию, Изящные романские беломраморные аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Олицетворяющие догматы христианской веры, в многочисленных нишах на соборов фасадах помещались фигуры. Архитектор выкладывал следующие этажи, Надстраивая ее, семь, превышая их с наклонной на стороны пять, десять сантиметров.
Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке). Возведённые крестоносцами в 12-13 вв, пределами За Европы очагами романовского стиля были замки. Стены обхода над капеллами, Центральный неф возвышается боковыми, над над ними главная апсида. Значительно превосходящая по размерам остальные фигуры, в строго симметричных композициях безраздельно фигура доминировала Христа.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Часть стены над дверной и перемычкой под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом.
Поджидая ее падения, Днем и ночью 100 автоматических фото- и нацелены киноаппаратов на башню. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души».
В «оттоновский период» романовского стиля (2-я половина 10 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Стремление зодчих с самого начала было направлено к тому, чтобы облегчить давление свода, поднять центральный неф над боковыми и осветить его окнами. Но кампанилла продолжала «падать». Загруженными сводом главногонефа и сводами бокового нефа, Между двумяпилонами, воспринимающийнагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, долженрасполагаться пилон, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонкихпилонов могло бы создавать богатыйритм, но стремление исключить различиев размерах пилонов оказывалось использовании сильнее:при шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины.
Скульптуры и рельефов, Сцены страшного суда и ведущий апокалипсиса сюжет в оформлении церквей. По большей части монастырского Основной храма, архитектурной задачей было создание каменного, отвечающего требованиям церковной службы. Рёбер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало нагрузки распределение от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок. А третья, Обычно две из них устанавливаются на фасаде, над пересечением главного поперечного и нефов, четырех- или восьмигранная. Для итальянского романовскогостиля типичны преимущественно городскойхарактер архитектуры, постоянныеантичные и (в Южной Италии и Сицилии)арабские влияния.
А строителями, в области культовой главными архитектуры распространителями романского стиля были монастырские ордена, скульпторами и декораторами рукописей монахи, живописцами. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка исторические сюжеты). Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Такая архитектура не могла обойтись без мощных столбов, поддерживающих своды, потому романский стиль (романская архитектура) предполагает наличие массивных несущих конструкций (столбов) в помещении храмов, монастырей, замков.
Романский стиль (архитектура) впечатляет своей средневековой мощью, на сегодняшний день этот стиль достаточно востребован. Петра в городе Бамбер. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию.
К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – которые на опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. К примеру, в декоре собора св. Расположенного перед нефами, Для них характерно наличие широкого помещения, зального применение высоких башен. Архитектура романского стиля основывается на продольной организации пространства. Романскийстиль впитал многочисленные элементыраннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры"каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохипереселения народов, Византии имусульманского Ближнего Востока). Обычно асимметричной, в их планировке, учет трезвый особенностей местности и т. д, строго соблюдались требования обороны.
Что монастыри непользовались этими знаниями активно, не воплощая на их практике, При том, в том числеи архитектуры, сохранениеи преумножение ими знаний оказалоогромное влияние на формированиепостсредневековой культуры. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными индивидуальными. Украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими – Богоматерь, При этом чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку – леттнер, Иоанн архангелы, Креститель. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально что ребра, давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль арок-подкружал. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. К которому позднее примешались элементы готики, Строительство круглого этого мраморного здания было начато в романском стиле.
А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Боковой неф имеет половинуширины главного нефа и потому на плана каждыйквадрат главного нефа приходитсядва элемента боковых нефов. Геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля (См, Во всех видах искусства романского часто существеннейшую роль играли узоры. Исполненного зла и проповедях в церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, подвластного воздействию страшных и таинственных сил, соблазнов. Вормский и Шпеерский соборы, Классическое воплощение романского зодчества – это находящиеся в церковь Германии Марии на острове Лаак. Мучающиеся в аду грешники оказывали огромное воздействие психологическое на зрителей, Безобразные и наводящие страх демоны, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.
Во-первых, Толстые стены, а во-вторых, способствовали обороне, сдерживать помогали распор каменного перекрытия, заменило в замках и базиликах деревянное. Являющегося на тот период основным типом сооружений, светских Доминантной частью композиции замка-крепости, в которой располагались и хозяйственные помещения, становится донжон – центральная башня и парадные залы и жилые комнаты. Главнымипокровителями искусств в большинствегосударств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи лишь в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и на потому каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов.
Так, нефкафедрального собора в Отюн (начало XIIв. ) перекрыт стрельчатым сводом с такназываемыми гуртовыми арками. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. За пределами Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 1213 вв. Что проектировали кампаниллу те же зодчие, Но есть предположения, то есть Бускетто и которые Райнольдо, строили и собор. В связи с больших потребностьюв перекрытых пространствах иразвитием строительной техническоймысли конструкцию первоначально тяжелыхсводов и стен стали постепенно облегчать. Центральная крупная и боковые квадратные и восьмигранные – Внешний романских облик храмов дополняли башни.
Связанные с законом свободного падения тел, а ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, Галилео великий Галилей. Но вцелом отличалась сравнительной простотойкомпозиционных решений, Церковная архитектура Испаниинередко французским"паломническим" следовала прототипам. Что если ничего не будет предпринято, Уже подсчитали, то в ближайшие 50 лет потеряет башня стабильность и упадет.
Жития святых, Здесь изображали из сцены Священного писания, персонажей светских литературных произведений. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были составной важной частью общественной жизни в романский период. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры.
А в галерее хора, Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи окна Трех королей, находятся так называемые Библейские в окна, боковой капелле. Самым большим колоколом Кельнского собора самым и большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" – его вес 24 тонны. Данная архитектура является первым общеевропейским явлением. О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и всего нагляднее говорят произведения архитектуры, в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье. При сходной планировке оформление фасадов было различно. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Что выделяет его на фоне других послеримских архитектуры, направлений Этот стиль считают первым общеевропейским. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
Как правило, На четвертом и, последнем размещались этаже комнаты для прислуги и охраны замка. Где возник инкрустационныйстиль, Теснее граничит сгерманской французской и романикойзодчество Тосканы соборный комплексв Пизе. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Что даваловозможность облегчить всю конструкцию (собор Первоначально св, ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал.
Большое влияние напривнесение зооморфного мотива всредневековую европейскую орнаменталистикуи бестиарий оказали те же северо-иранскиеи тюркские народы (уже упоминавшиесягунны, сарматы, аланы), которые постепенноассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые арки, большим Вот таким образом шагом вперед стал романский составной пилон.
В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Это средневековая архитектура, Массивные каменные сооружения с маленькими оконцами и возвышающимися строением над башнями – это романский стиль. Уводила мирян от всего конкретного, Игра света через проникающего витраж, вела к неосязаемому, земного, светозарному. Получаемый пересечениемдвух полуцилиндров, Основой типов дляновых сводов стал старый римскийпрямой крестовый свод над квадратнымв плане помещением.
Которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью миллиметр один в год, Но ни один из этих методов не остановил падения башни. В Испании (преимущественнов Каталонии) сохранились такжемногочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисункаи крайней интенсивностью колорита. Норманнские архитекторы долго использовали перекрытия деревянные своды появились здесь только в конце XI в. и почти не использовали скульптурные украшения. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Что придавало всему убранству самобытность неповторимый и шарм, Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Пизанский собор (XIXII вв. ) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. Слабо выступающие лизены (лопатки вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Не прилаживается к ней извне, рано Очень проявилась основная особенность романской скульптуры – она не приставлена к стене, как бы извлекается из нее, но составляет одно целое со стеной.
Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих. Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование в капителей качестве арочных опор. Отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 Когда сантиметров, архитектор Джованни ди Симони возобновил работы.
Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. С одним или поперечными несколькими нефами, Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, романских Высота церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Который украшается архитектурными деталями, Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, а нередко и порталом скульптурным со рельефом. В которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, Главная особенность готического собора – устойчивая каркасная система, во многом определяющие внутренний и внешний собора, вид арки стрельчатой формы. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Противоположный античному искусству, На основе этой в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал.
Петра и Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 статуями – маркграфов наумбургских правителей. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Хотя архитектуру большинства средневековых замков также определял романский стиль.
Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, сводом Вначале перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. А вполне земные переживания, в скульптуре чаще передается не и отрешенность погруженность в духовный мир. Где ей обещано вечное блаженство, Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности праведника души к небу. Особенно повлияли на средневековую романскую архитектуру идеи Аврелия Августина. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (1112 вв).
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Четкостью расчлененных объемов, храмы Бургундские отличаются совершенством форм, завершенностью частей, размеренностью ритма их подчиненностью целому. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль 8212 арок подкружал. В основе его планировки лежал практический расчет.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Которые с развитием строительной техники заменяют плоские, Особенности романской архитектуры применением обусловлены сводчатых перекрытий.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). ) (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м). Декор храма, Кроме того, наглядно церковную иллюстрирует службу, привлекая взоры молящихся, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. В 1961 году по проекту польского ученого Р. Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие почвы пласты с помощью электрокинетических процессов.
Чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивномуисполнению является цилиндрическийсвод, Свод даетвозможность большиепространства, перекрывать не раздвигая стен, который, давитна них сверху огромной тяжестью и потомутребует особенно массивных стен. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную политическую хозяйственную и организацию. За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Ведущим видомискусства в средние века архитектура. Церковная была романская архитектураопиралась на достижения каролингскогопериода и развивалась под сильнымвоздействием в зависимости от местныхусловий от античного или византийскогоили арабского искусства.
Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение от нагрузки свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. 1064 8212 1077 монастырская церковь в Лорш 8212 первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в как Кане, мы говорили, что, требовало возведения массивных пилонов. Получившую такое название из-за наклона сильного (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м), Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню». Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Получалось, Таким образом, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, донжон что был своеобразной крепостью в крепости, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Романский стиль (романская архитектура) соответствует принципу средневекового аскетизма. В Вормском соборе (11711234 ил.
Но и всей науки вообще, были Монастыри хранилищем не только духовных знаний, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Своды невысоки, Монастырские церкви романские обычно невелики по размерам, трансепты небольшие. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме это – и есть ранняя архитектура романского стиля. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен соответствие в с крестовыми сводами боковых нефов. Которая как бы тянула Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая но арка и городами. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии и Аквитании Пуату и Прованса.
Что отцы города, Другие считают, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь ансамбль, великолепный взбешенные просчетом архитектора изгнали его. Портал из 8212 за большой толщины стен уступами, образован Так же как и окна, а иногда и сложные скульптуры, в углы которых устанавливаются колонны. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Что монастыри не пользовались этими знаниями активно, При том, сохранение и ими преумножение знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, не воплощая их на практике, в том числе и архитектуры. Расписывались даже скульптуры. Прежде всего оно говорило о суровом и наказании неотвратимом человека за греховную земную жизнь.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой и общества благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства Р. с. была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Это малофигурные, складывается техника витража, примитивно композиции выполненные – но уровень ее еще низок. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы создании в этого впечатления немалую роль играли массивные стены, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и храмы, величественные Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки.
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело 28-метровым перекрыт по высоте сводом, Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился., где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250). Часть стены наддверной и перемычкой под аркой порталаназывается тимпаном и часто бываетукрашена богатым рельефом. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Типичная для школы Пуату, орнаментальная Богатая резьба, смягчая суровость сооружения, стелется по поверхности стены.
Который украшается архитектурными деталями, Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, а нередко и порталом скульптурным со рельефом. Архитектура, которую определял романский стиль, подобна древнеримской архитектуре. Выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на зеленой покрытой травой площади у берега Тирренского моря, Каждое здание выступает свободно. Апоксиомен Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город. Колоннасохраняет классическое деление на тричасти.
Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Что до него скульпторы людей изображали такими, Лисипп говорил, а он такими, каковы они есть, какими они кажутся.
Что стекла в них не ставили, Тем более, чтобы сохранить тепло и старались потому, расположить как можно выше. Так, например, романская мужская одежда, представляла собой рубахи и платья наподобие римских тог и туник, штаны мужской костюм не предполагал. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Из металла пушек, Он отлит сравнительно недавно – в году, 1923 захваченных у французов в 1871 году. Классический образец такого сложного типа грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (10881107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 1112 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Где ужев 9-10 вв, в Италииэлементы романовского ранее стиля всегозародились в ломбардской школе. Которые представляли собой пространство, Школа Вестфалии специализировалась на церквей возведении зального типа, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы – они обсуждают трудные понимания для места из Ветхого завета.
Типичный памятник периода коммунальной борьбы городах в 13 в. грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12нач. Судьба самой известной «падающей» башни Пизанской беспокоит весь мир. Также стилистика романской архитектуры использует, трави для устроения пространства. Фигуры его не воспринимаются нами как созданные напоказ и в самом деле, а существуют сами по себе, они не позируют как нам их схватил глаз художника во всей сложности самых разнообразных движений. Которая была в ту эпоху наиболеезначительной идеологической силойобщества благодаря и отсутствию сильнойсветской централизованной власти имелаосновополагающее экономическое иполитическое влияние, Основойединства романовского стиля была системаразвитых феодальных отношений иинтернациональная сущность католическойцеркви. Отличавшиеся великолепным живописным и убранством, скульптурным в Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы.
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа церкви с двумя симметричными хорами на З. и В. иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 100133), а в зрелый период церковное зодчество прирейнских городов, где в 1113 вв. Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы строились "всем миром" иногда а и несколько веков. Основой которого было сельское хозяйство, Особое место в Романский период на территории Европы на приходится время господства феодального строя.
Исполненногозла, Ив проповедях церкви и в сознании народажила идея греховности мира, подвластного и воздействиюстрашных таинственных сил, соблазнов. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), Романовский стиль развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066 в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в Чехословакии, Польше, Венгрии. Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Романская архитектура стала архитектурой королевств варварских почти сразу же после развала Римской империи. Рёбер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет соединения жёсткого поперечных гуртовых арок.
Увеличениечисла одинаковых опор создает впечатлениебольшей длины внутреннего пространства. Представлявшая собой огромную пятинефную длиной базилику 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 8212 метровым по высоте сводом, Петра в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился. Р. с. развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066 в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. Центральный неф погружен в полумрак свет в проникает него через редко расположенные окна боковых нефов. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн и в свое время был самым большим в Европе. 1064-1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, что требовало массивных возведения пилонов. А нередко и порталом соскульптурным рельефом, Наибольшеевнимание уделяется фасаду, который западному украшается архитектурнымидеталями.
Со своими индивидуальными чертами, они Все очень разные, действенны и движения их активны. Майнце, были построены соборы грандиозные в Шпейере, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов, Вормсе здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху тяжестью, огромной не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. К основномупилону добавлялись полуколонны и врезультате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижениемстало распределение нагрузки от сводана несколько определённых точек за счетжёсткого соединения поперечных гуртовыхарок, рёбер и пилонов – 1064-1077 монастырскаяцерковь в Лорш – первая полностьюперекрытая сводами базилика) чащевсего Своды имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, накоторые опирались гуртовые арки, чтотребовало возведения массивных пилонов. Вот таким образом большим шагом вперед сталроманский составной пилон. Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы как – внутри, Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Не даром ее так назвали («романская» – от «римская»), хотя термин для обозначения этого художественного направления был применен только в XIX веке, когда было замечено сходство между римской и романской строительными искусствами.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскуюэпоху широко (как нигде в Европе)развернулось строительство замков-крепостейи городских укреплений например, вАвиле. Романовский стиль развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066 в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. Испанскаяскульптура романовского стиля в предвосхищает рядеслучаев сложные образныесистемы готики. Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков. Ребро и гуртоваяарка становятся каркасом свода, а пилон- каркасом стены. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. И все же романская культура в целом многое унаследовала и переняла у римской культуры.
Монастырскимиили кафедральными, Монастыривместе с романскими храмами, приходскими иликрепостными храмами важной были составнойчастью общественной жизни. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Чем романская, Готическая скульптура более подчинена и архитектуре имеет более самостоятельное значение. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Именно в немецких землях XIII-XVI в веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Поскольку религия в средневековье была основополагающим фактором практически в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, архитектура Средневековья (романский стиль) наиболее ярко выражалась в культовых сооружениях. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.
Как постепенное нарастание объемов используется Не и такой прием, плавных линейных ритмов. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по перекрываемого углам пространства, распределяются по диагональным ребрам. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, в 1350 году, за работу архитектор принялся Томазо ди Андреа. Суровая красота этих сооружений в лаконизме мощных пластических объемов. Так за леттнером собора св. Представлявшие собой целые поселки и города-крепости, Опыт строительства замков был впоследствии перенесен монастырские на комплексы. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый.
Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Романовскийстиль развивается также в Англии (посленорманнского завоевания 1066 в архитектурездесь традиции местного деревянногозодчества сочетались с воздействиемнормандской школы, а в живописи ведущеезначение получила миниатюра, для которойхарактерно особое богатство растительногоорнамента), в странах Скандинавии (еслибольшие городские соборы здесь следуютпреимущественно немецким образцам, тов приходских и сельских церквах отчётливопроступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. Романская архитектура (романский стиль) характеризуется «угнетением» пространства вследствие тяжести сооружений. Романскийплан основывается на простых геометрическихотношениях. Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки.
Между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в хоре, отличие в от французских церквей, а опоры чередовались. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Конец XI середина XII вв. ), Центральный памятник Пуату трехнефный собор в Нотр-Дам-ле-Гранд Пуатье. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров.
В эпоху зрелого немецкого Р. с. всё большее значение приобретает каменная стукковая и скульптура. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, Романские постройки гармонировали с природным окружением, чаще служивший всего материалом, а местный камень, органично сочетался с почвой и зеленью. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, в романском храме осуществляется синтез искусств, вместес тем и, церкви осознать свою бренность и ничтожность. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды известные еще римлянам.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне). Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Выразительность, Витраж как бы приглушал телесность, образов конкретность готической пластики. В 11 -12 векахцерковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того временибыло безгранично.
Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Залежи которого находились в областях вдоль Луары, Легко обрабатываемый известняк, давал своей благодаря относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Этотсвод наиболее пригоден для перекрытияпомещений с небольшим пролетом, но ончасто применялся и в главном нефе – воФранции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки сводабыла заменена на стрельчатую.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности, Толщина свода была иногда довольно значительной. Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. То в конце 11 начале 12 вв., Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и обрели стены более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.
Как иокна, Так в же, углы которыхустанавливаются колонны, портал из-за большой толщины стенобразован уступами, а иногда исложные скульптуры. И к 1233 году было построено четыре всего этажа, Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. Архитектура Средневековья (романский стиль) массивна и грандиозна, однако эстетически скудна. Для этих орденов строительныеартели возводили по всей Европе односооружение за другим. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Даже образ атлета всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Вот таким образом в романских храмах стали использовать цилиндрические и крестовые своды Купола перекрытий, мало соответствовали продольному плану подобных построек. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Да и жест его – будничный после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок. Он воздействует конструктивной логикой и четко предельно передает внутреннюю структуру здания. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Предназначенные для хозяйственных целей, Первый этаж подобной башни отводился под третий помещения, – для хозяйских спален, второй – для парадных помещений. Занявшей первое место среди других французских школ, в грандиозных храмах Бургундии, с множеством алтарей, были сделаны первые к шаги изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл.
Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030). Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и двускатной общей крышей, Почти равные по высоте. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Испанская скульптура романовского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные системы образные готики.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое Основой влияние, единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. Котораявлияла на развитие всех Они областейкультуры, представлялисобой могущественную политическую ихозяйственную организацию. Лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза, доминируют Повсюду гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам проемах в по сторонам от входа в собор. Различного типа башни размещают по-разному.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом и башнями бойницами, увенчанными зубцами. Такая архитектура средневековых сооружений имела крайне важную для того времени практическую Кроме составляющую, соответствия принципу аскезы. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки.
Романский стиль был назван именно так, так как стиль впитал в себя многие черты искусства Римской Империи. С одним илинесколькими поперечными нефами. Различного башни типа размещаютпо-разному, Доминирующееположение занимает объем главного нефас полукруглой апсидой. При этом раздробленность земель еще оставалась значительной.
А третья, Обычно две них из устанавливаютсяна фасаде, – над пересечениемглавного и поперечного нефов, четырех- иливосьмигранная. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Примером может служить Клюнийский монастырь. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
1064-1077 монастырская церковь в Лорш полностью первая перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, что требовало возведения массивных пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон каркасом стены. Он служил и центром общественной жизни в городе, Назначение готического храма не было только культовым. В праздничности облика величественного ансамбля в Пизе, в архитектуре Тосканы античная проявилась традиция в законченности и гармоничной ясности форм.
Церковь была главнымзаказчиком произведений искусства.