В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер. Как и в романских храмах, большое место занимаютв готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер. По своему назначению и размерам (следствием назначения) романские соборы можно разделить на три группы.
Жертвоприношение Авраама Скульптурная группа собора в Шартре Портал северного фасада трансепта Видение Апокалипсиса Тимпан главного портала церкви Сен Пьер в Муассаке 1-я половина 12 в. Пророк Исайя Статуя портала церкви в Суйяке Середина 12 в. Собор Нотр-Дам в Лане Проект 1160 г., завершено в 13 в. Западный фасад Роза (круглое окно) на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она – "роза без шипов" Средние века (Средневековье) – это исторический период, который отделял античность (т. е. В Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 11861237). Термин романский8230 Художественная энциклопедия Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. 160romanus160 римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X Википедия Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии Романские церкви в Валь-де-Бой Церковь св.
Готический стиль вЗападной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. Другим центром искусства миниатюры был Трир. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний одна характернейших из черт романского стиля. Волна активного строительства в городе началась во второй XII половине в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора.
Служащих для оппрания арок, капителей, Формы среди которых наиболее распространенны формы, были различными, полученные из объема куба и шара. Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Южной Франции, распространившимся всей по католической Европе, но романский стиль был первым стилем, от Дании до Сицилии. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». А города, составляла 510 обычно га, занимали площадь до 50 га с населением, возникшие в результате объединения нескольких населенных мест, не превышавшим 10 тыс. Главные черты, характеризующиеготическую скульптуру, могут быть сведены к следующему : во первыхна смену господству в художественных концепциях абстрактного началаприходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематикасохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности.
Восточная часть апсида (украшение). В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. Наружныйоблик построек Романского стиля исполненспокойной и торжественно-суровой силыв создании этого впечатления немалуюроль играли массивные стены, тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а также башни, которыестановятся в Р. с. одним из важнейшихэлементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собойсистему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка исторические сюжеты).
Под алтарем помещалась подземная сокровищница – крипта. Толстых стен, Но зато огромная тяжесть сводов каменных потребовала мощных, способных выдержать большую нагрузку. Для увеличения сопротивления распоров стены снабжались коитр-форсами. Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma Рим). Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 11851240).
И первые христианские церкви возводиться стали по их образцу, Базилики оказались очень удобными для нового культа. Внутри храма это место отмечалось аркой (по типу триумфальных римских). Предназначенные для торговли же или для рассмотрения судебных тяжб, в Древнем Риме базиликами назывались общественные здания. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Перестройки XVIIXVIII вв.
Часть замков во Францпн и особенно в Германии сохранилась до настоящего времени. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII начало XIII вв. ). Монастырьв эти века был средоточием жизни. Романский и готический относятся стили к эпохе Средневековья, Особое место в Как было сказано выше. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (10931156).
Однако в здании с его малыми и окнами массивными стенами не преодолена еще крепостная замкнутость, в богатой игре светотени ощущается приближение готики, свойственная романской архитектуре. Кёльнский собор. Романские и готические церкви в имели плане форму латинского креста с разделением каменными столбами продольной части сооружения на 3 или 5 галерей-кебов, Так из которых центральный был шире и выше боковых. Праги, Возвышением бюргерства прежде всего объясняется строительство крупных и удивительно смелых по инженерному исполнению величественных готических Парижа, соборов Кракова, Нюрнберга. Разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу Эторельеф, черти, влекущие грешников. 1100). Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
На втором комнаты господина, На первом этаже башни располагались в кладовые, подвале тюрьма, над ними помещения для слуг и охраны. Романскийстиль – художественныйстиль, господствовавший в ЗападнойЕвропе (а также затронувший некоторыестраны Восточной Европы) в 1012 вв. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые. Он ближе героям рыцарской литературы.
В последних готика развивалась вначале под влиянием немецкой оккупации. Свет падал из окон боковых нефов. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, Из густого мрака их головокружительной высоты, рассыпающихся рисунком дробным роз. Общими, помимо строительных материалов, здесь были и типы зданий. Центральный памятник романской живописи на юге Италии фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (105887), поклонника византийской культуры.
У романского собора стены толстые, украшенные различными фресками. Вотличие от предшествующих ему тенденцийсредневекового искусства, носившихлокальный характер, Романский стиль явился первой художественной системойсредневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальнойраздробленностью огромное многообразиеместных школ) большинство европейскихстран. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Тов конце 11 начале 12 вв., Если в раннем Романском стилегосподствовала настенная живопись, украшавшиепорталы, когда своды истены обрели более сложную конфигурацию, ведущим храмового видом декора сталимонументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные накапителях. Спасавшиеся от преследований жестоких феодалов, у стен замков под защитой их селились ремесленники и беглые крестьяне.
Развитие "строгого стиля" можно проследить напримете многочисленных деревянных 12 распятий века. И все же романская культура в целом многое унаследовала и переняла у римской культуры. В средневековой архитектуре различают два периода развития: романский стиль (VIXII вв. ) и готический (конец XIIXV вв. ). Они быливместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. В архитектуре этих зданий заметно использование мотивов византийской школы и развитие типов латинских базилик.
В очертаниях формпреобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульныеарки. Во всем остальном они резко различаются между собой. А рядом грешницу обвивают змеи.
Свободные общины каменщиков и художников, соревнуясь с общинами других городов, демонстрировали свое высокое профессиональное мастерство. Применение сводов требовало усиления стен их большей массивности. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Принадлежащих правителям феодалам, Каждое из них делилось множество на мелких владений, с подчинением слабых более влиятельным и сильным. Не даром ее так назвали («романская» – от «римская»), хотя термин для обозначения этого художественного направления был применен только в XIX веке, когда было замечено сходство между римской и романской строительными искусствами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве.
Восточная область страны Каталония оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (10661085/90). В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. Но это лишь одна из идей. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. Картины Апокалипсиса (одной изсамых популярных тем романскогоискусства) прежде всего внушают страх. Как, например, картина Страшного судав соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене.
Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. Центром города была окруженная цеховыми улицами площадь с расположенной почти всегда на ней церковью, ориентированной апсидой на восток и ратушей. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 104965). Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии.
У романского собора маленькие окна, у готического- большие, украшенные витражами. Причем композиция не дает ощущенияглубины, Фигуры располагаются пределахверктикальных в поверхностей. Потому-то готическое зодчество способно глубоко волновать и современных людей, несмотря на замечательные новейшие достижения строительной мысли. Частовстречаются в орнаментах существа фантастические – возможноэто пережитки языческих верований. Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни III можно назвать предвестницей великих готических соборов. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах.
На капителях колонн, Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания обрамлениях на дверных проемов, на угловых опорах клуатров. Которыми пользовались итальянские строители в эту эпоху, Основными были материалами, тесаный и бутовый камень небольших размеров. Окнабыли не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей илитрилистника.
В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней. Трирский Собор. Шедевр средневековой итальянской архитектуры соборный ансамбль в Пизе (XIXIV вв. ), в Тоскане. Литья, резьбы покости, эмальерного дела, художественноготкачества, ковроделия, ювелирногоискусства – в целомотличавшейся крупными размерами имонументальностью композиций, Эпоха Р. с. явилась также периодомрасцвета книжной миниатюры, чеканки, такжеразличных а отраслей декоративно-прикладногоискусства. Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом.
Колонны, разделявшие нефы, были массивны. У Христа на суме раковина знак паломника к гробнице св – рост и Рассказ лаконичен, об этом доверителен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое. 12 век – расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Над центральной частью собора иногда возводилась башня (в древнерусской архитектуре купол на барабане). Такие как колонны с абстрактными орнаментами, Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, также а украшения стен с изображениями висящих тканей. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Базилики святого Аполлинария в Равенне и Павла святого в Риме – это и есть ранняя архитектура романского стиля. Такая башня, располагаемая с боку фасада, называлась кампаниллой.
Романская архитектура стала архитектурой варварских почти королевств сразу же после развала Римской империи. Всемирно известным памятником романско-готической архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в. ) (рис. В частности повествовательные по сцены библейским сюжетам и из жизни святых, Живописные композиции, также изображались на широких поверхностях стен. Насмену романскому искусству пришла готика.
Специфической особенностью английского зодчества культового стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. характерны многочисленные отклоненияот реальных пропорций (головынепропорционально велики, одеждытрактуются орнаментально, тела подчиненыабстрактным схемам), благодаря которымчеловеческий образ становится носителемпреувеличенно экспрессивного жестаили частью орнамента, нередко не утрачиваяпри этом напряжённой духовнойвыразительности. Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование в капителей качестве арочных опор.
2. Стрельчатые арки, которые по мере по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражают главную идею готической архитектуры идею устремленности храма ввысь. С укороченными пропорциями, Фигуры в композициях грузные, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема, переданы объемы тяжелыми тенями. Архитектура готических соборов с ярко выраженным устремлением ввысь как бы призывала молящихся постоянно думать о боге и отрешиться земной от суеты.
Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI были в. Это рельефы и небольшие детали оформления стен. Романский стильвпитал многочисленные элементыраннехристианского искусствамеровингскогоискусства«каролингскоговозрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохипереселения народов, Византии имусульманского Ближнего Востока). Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Иногда членившимся также на нефы, алтаря Около здание пересекалось поперечным залом трансептом. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. И они давят на одна другую, Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок, давая при этом значительно меньший боковой распор.
Для Р. с. Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый свод – приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими колоннами круглыми и с большими чёткими окнами, Внутри Парижского собора. Линии складок одежд, Ровныепараллельные, борода, такими параллеляминамечены же волосы, фигура аскетична и неподвижна, Христосне страдающий человек, а суровый и беспристрастныйсудья, победивший смерть. Таким образом, получалось, что донжон был своеобразной крепостью в крепости, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, выполненные в простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья.
Города быстро росли по мере усиления центральной королевской власти. было сооружено много замков феодалов. Но вместо временной роли уменьшить давление на кружала нервюры стали выполнять роль несущей основной конструкции, Нервюры как бы воспроизводили кирпичные арматуры римских крестовых сводов, на которой покоится свод. Романская живопись Италии сформировалась влиянием под раннехристианского искусства и византийской культуры. Готический и Романский собор отличаются и в плане построения. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму.
Ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурныхи поступков, праведных Внижнем ярусе показаны души. Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. Чаще всего с облицовкой мрамором, его Наряду с камнем в Италии в строительстве готических зданий применялся кирпич, штукатуркой, камнем.
Которая в то время входила в владений состав английского короля, Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Все было подчинено суровойдействительности. С расположением их за крепостными стенами феодальных поместий и монастырей, в первый период существования феодальных государств в основном строились и замки церкви, служивших зашитой против набегов разбойных орд. человек. За аркой в алтарной части могло находиться только духовенство.
Ставшие образцом для более поздних сооружений, Первые храмовые постройки стиля, готического собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. Усовершенствованном виде встречается позже и Такая система галереи обхода и венец капелл получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, в архитектуре готических соборов. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ). В плане скульптуры мы тоже встречаем существенные отличия. Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих композициях, так что они скорее воспринимаются как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. Оконныеи дверные проемы очень Суровость узкие имощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня. самые значительныесооружения и прежде всего соборы, возводились насредства горожан.
Но по своему образному смыслу бамбергский «Всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора., где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250). Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как Каждая внутри из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Но и богатейшим декором каменной резьбой капителей и карнизов, Новая церковь поражала воображение не своими только гигантскими масштабами, мозаиками и скульптурой. В отличие от римских и византийских, Контрфорсы в романской архитектуре, располагались внешней с стороны его, служивших также для укрепления сводов и помещавшихся внутри здания, что объясняется стремлением освободить внутренность здания от загромождающих ее массивов. Хорошим примером монастырской церкви является собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах (Германия, середина XII в. ) Это небольшая трехнефная базилика с вестверком. Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. То они очень небольшого размера, Если в верхнем ярусе центрального нефа окна, появляются что существенно затрудняет освещение церкви. 70 м длиной и 50 смшириной, этот ковер служит своеобразнойэнциклопедией.
Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Композиция западного фасада варьировалась. Которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, а – снаружи ярко раскрашенные рельефы.
В романском стиле строили порой и замки. Всадник был символом власти. Кёльнский собор.
Колонны, бывшие в римских базиликах, заменили тяжелые столбы. Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая главныхчастей из храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. В ряде европейских городов появляются общественные здания Начиная ратуши, с XV в., которые постепенно превращаются в значительные постройки с башнями и большими часами на них. Ритмическим богатством пластики фигур, Застылость и замкнутость романских скульптур сменяется их подвижностью, обращенностью друг к другу и к зрителю.
Используемые в качестве несущих опор, Колонны, в отличие античных от имели грубую цилиндрическую форму. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Это малофигурные, складывается техника витража, примитивно выполненные композиции – уровень но ее еще низок. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная связаны декорация с именем Бенедетто Антелами. Соединённые со стеной здания полуарками-аркбутанами, Тяжесть частично сводов предаётся на наружные опорные столбы – контрфорсы.
Толстые глухие стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами (опоры, несущие своды). (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. А строителями, в культовой области архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, скульпторами и декораторами рукописей монахи, живописцами.
Христианские священники пошли, Когда император Константин разрешил христианам открыто свое проповедовать учение, не в храмы языческих богов, естественно. Например, Так, представляла собой рубахи и платья наподобие римских тог и туник, романская одежда, мужская штаны мужской костюм не предполагал. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе романскими с храмами, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Здесьработали мастера-ремесленники, сюдастекались многочисленные паломники. Вот таким образом одной из главных задач зодчегороманского стиля была задача создатьвместилище молящихся, а не обительБожества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит краннехристианским храмам (византийскаябазилика): 1.
Несмотря на все различия создается единый образ собора. Влияние которой ощущалось на материке, Англии в к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа книжной миниатюры. Часто над созданием одного памятникатрудились многие поколения. Здание состояло из простых, Облик романских отличался построек монолитной цельностью и торжественной силой, подчёркнутых равномерными членениями мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Образуемые таким путем стрельчатая ар, ка и ребристые своды передают распор через упорные арки (аркбутаны) на контрфорсы.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Соборы рассмотренных выше типов схожи не только благодаря единой конструктивной основе. Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками иархитекторами). романского стиля была тесно связана сархитектурой. Основными материалами для строительства городских жилых домов служили камень, кирпич, сооружались также фахверковые дома каркасной конструкции с применением деревянных стоек, балок и раскосов с заполнением кирпичом и с последующим оштукатуриванием.
И готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном исторических социально- условиях и романское. Которые впервые применили этоттермин, Оно синонимом было варварства в представленииисториков Возрождения, характеризуя средневековое искусство. В этом случае размеры капители каждый зависели раз от числа нижних рядов кладки и величины камней.
По их амбразурам можно былосудить о толщине стен и парапета. Реймскийсобор – место коронования французских королей одно из самыхцельных произведений готики, замечательный синтезархитектуры и скульптуры. Когда благодаря развитию городских ремесел укрепились торговые отношения пределах в государств, Готическая архитектура развивалась в тот период, а также между ними. Они-то и составили население предместий, а затем и городов, укрепленных мощными стенами. Защищавших свои владения помощью с сильных военных отрядов, Базой их формирования послужили поместья и замки королей или богатейших вельмож.
Но встречались, конечно и исключения, о которых будет сказано ниже. Во всемощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущениевозвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскимипотолками, позднее перекрывали внутренниепомещения каменными полукруглымисводами. ", по имени мастера его выполнившего.
Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (11681188) в соборе Сантьяго де Компостела. Тематика росписей сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ). Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Помещенные в нишах, Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида пророка и Иезекиля представляют собой скорее статуи, чем высокие рельефы. О чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями, На искусство Прованса сильно повлияло и римское византийское зодчество. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т. д. Являющегося на тот период основным типом светских сооружений, Доминантной частью композиции замка-крепости, в располагались которой и хозяйственные помещения, становится донжон – центральная башня и парадные залы и жилые комнаты.
Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Это проявляется и в в сюжетах, скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности и в манере исполнения. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в В хоре, отличие от французских церквей, а опоры чередовались.
Основой единства романскогостиля была система развитых феодальныхотношений и интернациональная сущностькатолической церкви, которая была в туэпоху наиболее значительной идеологическойсилой общества и благодаря отсутствиюсильной светской централизованнойвласти имела основополагающееэкономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств вбольшинстве государств были монастырскиеордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторамирукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавалисьсреди сельского ландшафта и, размещаясьна холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие «града божьего» или наглядноевыражение могущества сюзерена. В котором рвы и палисады лагеря вокруг лучников сочетались с донжоном, Из Нормандии пришел тип укрепления. Центральный неф и два побокам. А потом здесь поместили алтарь сердце христианского в храма, апсиде когда-то восседал римский судья. Которые иногда размещались также в пределах (алтарной) восточной части, На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 23 высокие башни квадратной или круглой формы. Узкие трехнефные здания достигали в длину 170 и м. Увеличилась протяженность трансепта, Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии. Появилось желание связать сюжеты между Усилилось собой, вот таким образом действенное начало, пронизать их непрерывностью повествования.
Большое воздействие на развитие живописи романской Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. В которых нейтрализация распора достигаласьза счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил., появились конструкции, одним изтаких решений создание явилось крестовых сводов образованныхпересечением двух пересекающихся под прямым углом отрезковполуциркульных сводов равного радиуса Храм романскогостиля чаше всего развивает унаследованную от римляндревнехристианскую базилику. В то время как романские мастера неустанно оформляли таким образом внутреннее и внешнее храмов, пространство Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, например, как, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. 1 Романский и готический соборы. Выполненные в духе традиций, народных Миниатюры, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ).
между романским и готическим стилем труднопровести хронологическую границу. 1230). Что объясняется применением крестовых сводов в центральном нефе в верхней полукруглой части стены освобождается пространство под окна, Подобные соборы освещены несравнимо лучше своих монастырских собратьев, так как распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, можно которые сделать достаточно большими, но не на всю плоскость стены. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. Изваянной над главным порталом мастером Гизлебертом, Вид сцены Страшного суда, но отдаленным и потомкам, внушал настоящий ужас не только его современникам. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II».
Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII начала XIII вв. В искусствеминиатюры главным образом былапредставлена в этот период книга книжнаяминиатюра не мыслилась безиллюстраций. Возникших на основе укрепленных городищ, Кроме крупных поселений, в средние века города возникали результате в внутренней колонизации. Романский и готический Эта – пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления. Стеныхрамов и замков украшались тканымиковрами изображениями с сцен нерелигиозногосодержания. Перекинутый через ров к главной башне, Мост, в случае опасности поднимали и закрывали им ворота главные башни. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Развитие Христианской церкви на обломках Римской послужило империи популяризации Романского стиля. Но, От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, стены строивших из кирпича, в отличие от мавров испанцы возводили их исключительно из камня. Величайшеесооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивалсядо середины 13 века). Что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений, Мир Средневековья европейского отличался замкнутостью своего быта. Расширять ее за счет повествовательных этого сюжетов требовала протяженность нефов, Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн.
О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Готическая архитектура, получившая сначала широкое развитие во Франции, затем, кроме Германии, распространилась в Англии, Чехии, Польше и Прибалтийских странах. Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием., отвечающего требованиямцерковной службы. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия появились своды здесь только в конце XI в. и почти не использовали скульптурные украшения. Насыщенным светотеневымиэффектами, в зрелом Романском стилеплоский рельеф сменяется всё болеевыпуклым, вставленнымв неё или как бы вырастающим еёмассива из но неизменно сохраняющиморганичную связь со стеной. Замкистроились на высоких холмах, откосахрек, обносились стеной и рвом.
В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. Окружавших апсиду, Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл ряд капелл, капеллы эти предназначались для демонстрации святых мощей. Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается ста, к в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Статуя собора в Наумбурге «Всадник» наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй.
Конструктивные приемы крепления сводов с вертикальными опорами были примитивными. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. Ута. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Клюнийцы стремились, чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной обновленной церкви.
И важное место, Одновременноусиливается роль светских сюжетов, хотя рельеф существует также, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, Во – вторых появляется и играетдоминирующую роль круглая пластика. В монастыре Сен-Север в Гасконь провинции была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. В плане это латинский крест.
Главные ворота для въезда в город делались в одной наиболее крупной башне. Римские папы приказывали возводить храмы, при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников св. Величайшеесооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивалсядо середины 13 века). На средокрестии и на большого концах трансепта, Церковь венчало пять высоких башен по сторонам западного фасада. Собор представляет собой пятинефную базилику. В основном весь декор сосредоточен на порталах это скульптура тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резные капители колонн здесь фантазия скульптора практически ничем не ограничена, что дало прекрасные результаты (прежде всего это поистине потрясающая скульптура бургундских церквей). Росписи стали экспрессивнее и по тяжелее формам – иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана, Художники переработали византийские образцы в романском духе.
Вместо глухих стен в романской архитектуре здесь появилась легкая ажурная конструкция. Все фигуры, окружающие неподвижного и величественного Христа исполнены невероятного волнения. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня».
Вся тектоника соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Культовая архитектура Испании XIXII вв. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции и Германии.
Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, Романские постройки гармонировали с природным окружением, чаще всего служивший материалом, местный а камень, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. 1). Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер заполнения коврового стен. 6 Готический Собор. Скульптура.
То невооружённым глазом становится заметно, 10 Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, что они противоположны. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную политическую хозяйственную и организацию. Чтобы своды не обрушились истроили массивные, тяжелые стены. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом в Бога, романском храме осуществляется синтез искусств, вместес тем, церкви и, осознать свою бренность и ничтожность.
В романской живописи искульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, «страшный суд»и т. д. ). Наружный вид романского храма суров и прост и ясен. Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путемнейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Особенно бордюр под сценами из жизни Полны св, деликатности и благородства орнаментальные мотивы. Такая система получила название связанной. Особо активное строительство ведется в Германии и во Франции (преимущественно в Бургундии).
Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене, программа Его включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа. Во всех видах романскогоискусства часто существеннейшую рольиграли узоры, геометрические илисоставленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей кпроизведениямзвериногостиляинепосредственно отражающей дух языческогопрошлого европейских народов). Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи).
1080–1120). Зубчатые галереи соединяли башнизамка между собой они были с разнообразнымиокнами. Около 1200) и миниатюра. Изображенияв середине – крупнее, чем те которые находятся по углам. После падения Римской империи, в V веке н. э. из которых в дальнейшем образовались феодальные Франция, государства на территории Западной Европы возникли новые политические объединения, Германия, Италия, Англия. Название этотожеусловно.
Скульптурное убранство поражает фантастических обилием существ, Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, смятение образов, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, трагичность чувств, отрешённость от всего земного. Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне. Тесно связанных своими формами с крепостными сооружениями, в романских соборах, части все отличались значительной массивностью. Существовалисвязи, обмен опытом и знаниями, Между строительными артелями, странствовавшими города из в город. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители возводили так называемые зальныецеркви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлениембоковых.
Весь город окружался каменным кольцом (одним или двумя) массивных стен с башнями круглой или квадратной формы. Как правило, Скульптуру в романский период в Германии внутри размещали, храмов на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081XIX в. ), Вормсе (11701240) и Шпейере (1030XIX в. ) мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Архитектурав романском стилеиграла доминирующую (определяющую)роль. Нервюры выполнялись из тесаного камня, а распалубка из мелкого камня с забуткой щебнем.
В композицияхпреобладает плоскостное начало. Одна из самых знаменитых паломнических базилик пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок. Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Лаконичные аркатурные пояса, Строгость подчеркивается и небольшим количеством декора это обычно ритмичные. Грубая и несовершенная моделировка элементов Романской зданий, архитектуре присущи малогармоничные пропорции.
На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. Среди которых фигуры Фасады Христа, собора богато украшены скульптурами, апостолов и Девы Марии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Первыепроизведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 12 веков.
Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками полу в чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). Болеечем когда либо направленного на воплощение сверхчувственногоначала, Более чем когда враждебного либо миру. Величественная архитектура готики не в меньшей мере являлась гимном жизни самим строителям, повествуя об их дерзновенной смелости, о высоком инженерном и художественном мастерстве, о величии человека-творца. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), вот таким образом на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка.
С использованием остатков материалов античных зданий, Новая застройка велась раздробленно, а развивалась с учетом новых торговых и путей экономических связей, причем новая сеть улиц и пространств не связывалась с сохранившимися развалинами. достаточно многообразна в своих решениях. Стремясь к облегчению конструкций романскиемастера решали очень сложные прочности задачи сооружений. Бежавших от гнета феодалов под защиту в короля, результате притока в города ремесленников, они экономически окрепли, увеличилась численность населения в городах. Возникших на развалинах военных поселений, к особенностям средневековых городов, относится новая их сеть имевших регулярную улиц, сеть состоящая из криволинейных уличек. С прекращением междоусобных войн в феодальном обществе изменился характер средневековых населенных мест: на первый план выступает не оборонное, а торговое их значение. С нимиконтрастировали непритязательныежилища крестьян.
Выкладывавшаяся из грубо камней, обработанных Капитель, перестает быть чисто декоративным элементом постоянной канонизированной формы. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. Создавший абсолютно другую систему форм, Готический стиль отличается от предшествовавшего это организацию стиль, пространства и объёмную композицию. В Х-XI вв. 4).
К известным памятникамроманского зодчества во Франции относятцерковь Святого Петра и Святого Павлав монастыре Клюни (1088-1131), церковьСен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, вэтой бургундской церкви хранилисьостанки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) вней, по преданию, хранились реликвииСвятой Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборывВормсеМайнце, ЛибмургскийсоборвГермании, Пизанскийсоборичастично знаменитаяПизанскаябашнявИталии, АббатствоМария ЛаахвГермании, Церковьсв. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XIIXIII вв. Формирование романского стиля было обусловлено развитием отношений феодальных и идеологией католической церкви. Не случайноо них сложилось множество легенд.
Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ). Что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось всемассивное и громадное что них у не былони малейшего вкуса к изящному, Руаотмечает. Однако этими конструктивными приемами и оканчивается общность стиля. Накапливая все больший опыт, Для этих орденов строительные возводили артели по всей Европе одно сооружение за другим. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа художника римского поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов.
5 Конструкция готического собора. 5. Над пересечением главного нефа с поперечным (трансептом) находилась башня. Как правило, Феодальные замки, что обеспечивало им господство над местностью, окружающей возводились на возвышенностях у берегов рек. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Романские соборытакже были весьма массивны.
Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Классическое воплощение романского зодчества – это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Композиционным ядром чаще всего являлась площадь, предназначенная для торговли и общественных собраний. Важной вехой в истории зодчества итальянского была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане.
Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв. На грани светского религиозного и искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. Храмы Р. с. развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. Например, ковер из соборав Байе (XI в).
Ж. Руа в своей «Истории рыцарства»отмечает, что когда хотели подчеркнутьвеличие какого-либо дворянина, тоговорили: «У него есть башня». Основнымитипами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Позже превратившиеся в небольшие города, При отсутствии центральной сильной многие власти феодалы строили для себя крепости. Обращают на себя внимание разные масштабыфигур. Что тоже функционально обусловлено средневековые монастыри по своей сути и являются Часто крепостями, монастырские соборы напоминают собой замок.
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ). Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. 2). В архитектуре и скульптуревстречаются наибольшее разнообразие и форм решенныхконструктивных проблем.
Общими в принципе были и композиционные приемы. Для подчеркивания значения центральной площади ее окружали аркадой. Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Располагающихся в верхней части стены, Внешний декор представлен в аркатурных виде поясов и скульптурного портала. Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры.
На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 23 высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также в пределах восточной (алтарной) части. Алтарная часть снаружи также фланкируется двумя башнями (прием, характерный и для больших соборов). Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. Над боковыми нефами проходили галереи второго яруса. Более того они становились почти равными друг другу, в силу этого протяженность нефов хора и была увеличена.
Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Корона на голове статуи позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Появившиеся в этот период, Населенные пункты городского типа имевших удобное географическое расположение, на развивались руинах античных городов и лагерей. Расположенные на верхней площадке собора основании в башен, Однако чаще с собором ассоциируются другие его декоративные элементы – многочисленные скульптуры химер. Вызывающийтрепет, Центральнойидеей скульптуры являлась идея выступал Бога. Бог как грозный судия.
Нарастающий интерес к человеческим чувствам, Повышеннаяодухотворенность, красоте реального мира – отличаетего от искусства, романского к индивидуальному. Крупный масштаб всех объемных элементов крепостей, Для многих замков характерны целесообразные плановые решения и в целом они обладают значительными эстетическими гармонически качествами, связанных с окружающей средой. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников фигура бронзового льва перед замком в Данквардероде Брауншвейге. Романские художники не стремились создать иллюзию реального Изображая мира, религиозные сюжеты. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а них с передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам.
Но и уменьшает его, Нервюрный свод не только обеспечивает разложение сил распора, что позволяет делать конструкции легкими упростить и их. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. На фризахпомещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях удлиненные. Так рабовладельческий гнет сменился крепостническим, феодальным.
Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного на мироустройства, значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода. А это потребовало усиления стеновых опор, Над нефами главными стали возводить цилиндрические и крестовые своды. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений. 1064-1077 монастырская церковь в Лорш – первая перекрытая полностью сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, что требовало возведения массивных пилонов. Карликовые галереи, в убранстве их применялись лизены, скульптурный декор, выносные портики-крыльца. Грандиозные готические соборы резкоотличались от монастырских церквей романского стиля. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Примером может служить Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей.
К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (111755), собор в Модене (10991164 и первая четверть XIII в. ). По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или между соседними двумя рядами колонн называется нефом. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность всю облегчить конструкцию (собор св играли роль арок-подкружал.
Сходство с крепостью собору придают не только мощные стены, часто дополнительно укрепленные контрфорсами, но и башни вестверка, а иногда и средокрестия и алтарной части (как это было, например, в церкви Клюни III). Давление крестового свода на колонны (столбы) передают арки и нервюры (рёбра стрельчатых арок). Богатая декоративная отделка церквей сосредоточивалась на главном фасаде и центральных его дверях портале. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Колонны и строгость ордерной системы римских построек угадывался также в зданиях и сооружениях романской архитектуры. В которой четкие архитектурные формы выражали несущую структуру здания, в отличие от французской готики, расположенных без определенной художественной системы итальянская придавала готика особое значение декоративному убранству в виде бесконечных башенных надстроек. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской периода архитектуры формирования раннехристианского храма. При участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Но и германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать всем свое не никем ограниченное земное могущество.
Стало скульптурное убранство монастыря клуатра Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 ок. Прежде всего это образ неприступной крепости. статью. ) В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. Что выделяет его на других фоне послеримских направлений архитектуры, Этот стиль считают первым общеевропейским. Устремленный вдаль, Испытующий взгляд испытывающих стремление к идеальному преобразованию как человеческой роднит личности, бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, так и всего общества в целом.
Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Например, Если, то монахи принимали у себя больше значительно мирян, в монастыре хранилась какая-то ценная реликвия. Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ.
Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам пути на в Эммаус. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Архитектураих не отличалась особым ивкусом изяществом Поскольку главной заботой быликрепость и солидность здания. В Германии особое место встроительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Дополнительно укрепляются внутренние опоры.
Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского страстей цикла Христовых. Это первыйобщеевропейский (несмотря на ряд нестоль принципиальных национальныхразличий) художественный стиль. Донего говорится об искусстве варварскихкоролевств искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторыеисследователи относят эти периоды такжек романскому искусству, тогда времяроманского стиля датируется VI-XII вв). Примером романских сооружений может служить замок в городе Каркассон (на юге Франции) с двойным поясом укреплений (рис. По-своему красивых, Романский и готический соборы– это два разных, друг отличных от друга архитектурных сооружения.
При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы контрфорсы, Кроме того, отделившись от стены, которые, станут неотъемлемой частью готического конструкции собора. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Вторым стимулом роста являлась личная свобода ремесленников и возможность в богатого условиях города найти работу и проявить свое мастерство., котораясуществует в форме рельефа, распластанного на плоскости стеныили покрываюшая поверхность капителей. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Якоба в Регенсбурге, Романскиецеркви в Валь-де-Бой. Но это только одна зависимость.
Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным, подчас диссонирующим красочным сочетаниям. Обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов, Внешний вид готических соборов отличается наличием и шпилей большого количества аркбутанов.
Интерьеры готических храмов отличаются высокохудожественным убранством тонко выполненной каменной резьбой, скульптурами святых и реальных людей, красочными витражами из цветного стекла и картинами на религиозные сюжеты. Декор храма, Кроме того, наглядно иллюстрирует церковную службу, привлекая взоры молящихся, которая велась на языке латинском и не всегда была понятна мирянам. Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов. Сначала это были рельефные вставки, позднее развернутые композиции. Храм был призван вместить в себя массу людей: мирян, духовенство, знать, паломников. Крупных городов было крайне мало. Главным его типом является тип базилики.
Готическое искусство искусство цветущих торговых иремесленных комунн городов, добившихся известности и самостоятельности внутрифеодального мира. Каменные здания впериод междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюденийза приближающимся врагом). Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350).
Карликовые галереи придают ему ажурность, Фасад пармского собора украшен легкими и аркадами портиками. Ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн, Архитектура стиля романского зародилась в Х веке. В 12 веке впервые за все время развитиязападноевропейской культовой архитектуры скульптурныеизображения начинают широко использоваться длядекодирования фасадовцерквей. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций.
В Италии в ту пору церкви строились с отдельными колокольнями. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики Германии в стали рельефы Бамбергского собора (ок. Их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк, в Средние химер века на соборе не было.
Идея та же, что во внешнем облике Святой Софии в Константинополе: мир, окружающий человека, греховен и тяжел. Который опирался на массивные толстые стены, в романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, что неизбежно к приводило уменьшению объёма здания. Рёбер и пилонов, конструктивным Значительным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок. Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Привлекает внимание богатое и тонкое скульптурное убранство главного фасада.
Такая архитектурно-конструктивная форма возможность открыла устройства перекрытий больших пролетов и облегчила строительство высотных композиций зданий. Порталы имели также сводчатые полуциркульные перекрытия. В которых по преимуществу были вынуждены работать испанские Твердые скульпторы, породы камня, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам мелкие членения. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Благодаря нервюрам общий распор сводов передается только в пунктах определенных сопротивления. 1). Примыкающих к Средиземному морю, в начале в. прежде XI всего в областях, появляются первые романские постройки.
Занимавшей значительную часть территории Западной Европы, Распад империи, Римской лишил ее население безопасных условий жизни. Отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством, в Бургундии самые построены крупные и величественные романские храмы. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. А ширина улиц не превышала 7 м. Местами отдыха служили окружающие луга и рощи, Центральные торговые в площади городах были небольшие до 2 га.
Ангел с мечом в руке гонит в левую от Христа сторону тех, кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания. Монастырскийсобор наряду с замком представлялроманскую архитектуру. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. Динамической устремленностью ввысь, Зрелая отмечена готика дальнейшим нарастаниемветрикализма линий. В особых политических и экономических условиях складывались крупные города Западной Европы, в их числе и будущие столицы.
Значительно превосходящая поразмерам остальные фигуры, в симметричных строго композицияхбезраздельно доминировала фигураХриста. В романскую эпоху на территории Европы возникает множество монастырей. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Население которой достигало 200 000 жителей, Одним из самых крупных в городов XV в. была Венеция. Монументальность, Монолитность, в то время как лёгкость, суровая сила характеризует романский собор, нарядность, устремлённость ввысь готический характеризует собор.
Связанных между собой раствором, Материалом для церквей строительства служил камень местных пород в виде блоков. Фигуры пропорциональны, объёмны. У готического собора стены хрупкие, тонкие, опираются на дополнительные опоры.
Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (101033). Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии.
Славившийся особенно суровым уставом, По той же причине орден запрещал цистерцианцев, украшать свои храмы и монастыри скульптурами. Как быотвечаявзглядам отцов церкви противникамроскоши, сооружения этого стиля (замкии храмы) были строги и лишены каких-либоизлишеств. размер ихзависит от иерархической значимости того, кто изображен : Христосвсегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь большепростых смертных. Площадь населенных пунктов городского типа в VIVIII вв. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Благодаря этому стены становятся простой лёгкой оболочкой и их толщина тем самым не влияет на несущую способность здания.
Это сборник писем папы Григория Великого. Более высокую стадию развития, Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла эволюции путем романской архитектуры и означала переход ее на новую. По историческим данным, Так, в Лондоне 35 000, в XIV в. в проживало Париже около 100 000 человек, в Риме 30 000. Что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм, Такое размещение опор делило внутренне храма пространство на несколько отдельных ячеек. Самым замечательном творением романской монументальнойпластики являются рельефные гигантские композиции над порталамихрамов. В период XXII вв. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.
Он изображает завоеваниеАнглии норманнами. Башни составлялинеотъемлемую принадлежность всякогозамка были и особым знаком дворянства. Ж. Именно отсюдапроисходит термин «романский» римский. Это же название распространилось и наязыки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. Обычно имевшие теснейшую связь со стеной, Статуи, готическая скульптура более свободна, часто опорой помещаются в нишах на отдельных постаментах. Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ).
Эти наиболее древние памятники имеют кладку характерную из наибольших грубо отёсанных камней. В 102872 гг. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Архитектура западноевропейских стран того значительно времени отличалась от античного зодчества.
Градостроительство в VIXIII вв. Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, Произведения монументальной Испании живописи отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. (вряде мест и в 13 в. ), один из важнейшихэтапов развития средневековогоевропейского искусства. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030).
Имевшие мощные защитные укрепления в виде высоких каменных стен башен и для ведения круговой обороны, Основным ядром городов являлись замки феодалов. Вначале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введенфранцузскими археологами. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Эти архитектурные стили примерно развивались в одинаковых общественных условиях и вот таким образом имеют между собой известную общность. Истоки которой лежат в христианской античности, Романская архитектура является развитием следовательно, предшествующей, а и римской архитектуре. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Аквитании и и Пуату Прованса.
Фигуры находятсяв определенном соотношении и с архитектурными формами. Это придает интерьеру собора четкий ритм. Рельефами, Снаружи и изнутри соборы статуями, украшались живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. Одни-представители массивности, другие-лёгкости.
Памятники романскогоискусства рассеяны по всей Западной Европе. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. ВВормском соборе (1171 – 1234 г. г. ), построенном из желтогопесчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французскиххрамах, это создает ощущение монолитности форм. Средокрестие венчается октагональной (восьмиугольной) башней. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»). Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности.
Снабжённая мощным каменным каркасом, в с сравнении ними скупо разделённая на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой. Иакова. Обычно замки состояли из широкихкруглых башен с зубчатыми платформамииногда башни делались четырехугольнымии к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открываетсявид на окрестности или название некоторыхдворцовых построек). Западный фасад украшался фронкирующимибашнями. При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Башнями ратуш, Силуэт средневекового города определялся зданиями, церковными а также отдельными домами богатых семейств, укреплениями.
В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. В городах возводились крупные общественные здания (ратуши), культовые учреждения, оборонительные укрепления.
в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 121927). Около вершины которого точка находится приложения сил распора, Готический контрфорс имеет вид тонкого и высокого массива. Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Изнутрихрамы украшались фресками, снаружирельефами, часто раскрашенными. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей почти ныне все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ). Аркбутанов и контрфорсов, C появлением крестового свода, фантастических ажурных сооружений, соборы приобретают вид громадных. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. Общаясистема образов Романского стиля, назрелой стадии тяготевшего к универсальномухудожественному воплощению средневековойкартины мира, подготовиласвойственноеготикепредставлениео соборе как своеобразной «духовнойэнциклопедии». Где расположен алтарь, часть Восточная храма имела в плане одну или несколько полуокружностей апсид.
В период наивысшего обострения борьбы между империей ипапством искусство церковное приобрело в Германии черты суровогоаскетизма. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XII в. ) с перспективным порталом и конусообразными башнями, крытыми черепицей (рис. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место. В центре рельефа суровый, непреклонный Христос. Которая в 11 – 12 веках была не только центромфилосовского и теологического Больше движения, всего ихво Франции, но и широкогораспространения еретических учений. Потрясают воображение и частые в романских скульптурные церквах изображения на верхних частях колонн капителях.
Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Церковьсен-лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, к известным памятникамроманского зодчества во Франции относятцерковь Святого Петра и Святого Павлав монастыре Клюни (1088-1131), по преданию, вэтой бургундской церкви хранилисьостанки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) вней, реликвииСвятой хранились Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборывВормсеМайнце, ЛибмургскийсоборвГермании, Пизанскийсоборичастично знаменитаяПизанскаябашнявИталии, АббатствоМария ЛаахвГермании, Церковьсв. На вершине башни выставлялся дозор. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек кентавр. Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии росписи церкви Св.
Для этого своду придают стрельчатую форму. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Они пришлик выводу, Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, что эти сооружения Древнего напоминаютпостройки Рима. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Размеры постройки зависели популярности от монастыря у прихожан и его материального благополучия, Впрочем.
Перекрытие потолка не прямое, а полуциркульное, то есть свод. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры. Самостоятельности онане имела. Собор в Майнце. Рыцарские замки жили своей жизнью, в редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, а христианская церковь стремилась распространить идеи, богословские крестьяне придерживались сельских традиций. Замки всегда строилисьв таких местах, которые были удобны длязащиты. Конец XI середина XII вв. ), Центральный памятник Пуату трехнефный собор в Нотр-Дам-ле-Гранд Пуатье.
Снаружи такой храм больше напоминал замок. Восьмигранное здание пармского баптистерия шестью опоясано воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. В таких случаях возникала необходимость в большой церкви.
Что романский характеризовался особой массивностью сооружений, Главное отличие между названными стилями заключалось в том, облегченный ряде в сооружений каркасный характер, а готические конструкции приобрели более совершенный. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, Подобные здания представляют архитектурную собой композицию с вытянутым пространством. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора сразу запоминается двумя своими величественными башнями, чей диаметр достигает 13 метров. А также делалоздание более вместительным. Чтобы облегчитьсводцентрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, нефы Боковые делали даже двух ярусными, что увеличивало их тяжесть, которые принимали основную нагрузку и верхнийсвод прорезали окнами, вводлиподпорные арки. 3. На пересечении центрального нефа итрансепта ставилась башня, а не купол. 4.
Парадный рыцарский зал, в замка состав входили жилые комнаты, кладовые с запасами продовольствия, хозяйственные помещения, пекарня. Напротив, островная архитектура хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (104965) был учтен опыт континентальных мастеров пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Более или менее вытесанные и соединенные при помощи раствора, Основным строительным материалом в романского сооружениях стиля служили камни. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров.
Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры типа романского характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, нарушение пропорций в изображении фигур, напряженная духовная выразительность. Ихкомпактные формы и ясные силуэты какбы повторяют и обогащают естественныйрельеф, Романские здания прекрасногармонируют с природным окружением, чаще всегослуживший материалом, а местный камень, органичносочетается с и почвой зеленью. Присущая готической архитектуре, нем в наиболее ярко выявлена конструктивная схема, характерные для романского стиля, однако начатый постройкой во второй половине XII столетия собор имеет несколько тяжелые пропорции, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних, опорных частях.
Здания покрывались черепицей. Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIIIXIV вв., является Реймский собор (Франция). Здесь же была и небольшая часовенка. В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор). Ставни же делались изхолста. Точно так же как и живопись, в Мозаика, особенности в соборе Св, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей. Поперечный неф трансепт.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Наиболее важная постройка средневековой Испании собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/781088, 110028) в Галисии. Когда была установлена архитектуры связь XI – XII веков с древнеримской архитектурой, появился в начале XIX века, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Среди Европе, монахов также были художники и ремесленники. были заменены сводчатыми конструкциями.
Замки, культовые здания и крепостные сооружения возводились из камня с частичным использованием кирпича, но римский бетон не находил применения. Этозаметно и в выборе сюжетов – Апокалипсис искусстваэтого Для времени характерна также любовь ко всему фантастическому. Вот таким образом большинство таких соборов весьма компактны. Ради того, Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, подавленные и устрашенные величием и мощью чтобы церкви, вчерашние язычники, не дерзнули вернуться к своим идолам. Перед воротами через опоясывавший стены ров перебрасывался подъемный мост. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют пролета два боковых нефов – в этих соборах складывается новая система организации внутреннего пространства.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Бойницами и амбразурами в стенах. В все замках внушало страх, Вход в замок защищался палисадами, рвами. Стены церквей украшались небольшим количеством скульптур. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв.
Являвшаяся укрепленным жилищем феодала, Основой замка являлся называемый так донжон большая квадратная или круглая башня в 23 этажа. Петра. статью. ) В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. За пределами городов по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей.
Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. выработалацелый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежностьсводов.