Софии в Константинополе (вторя половина 6 в. ). Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). В романское время вГермании было создано множество местныхархитектурных школ из которых наиболеезначительными были рейнская, саксонскаяи вестфальская. Характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность языка, художественного Для готики. 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – полностью первая перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, как мы говорили, что, требовало возведения массивных пилонов. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Ни одного суждения, Не было ни одной с вещи, христианской верой, в которых бы не усматривалась связь с Христом.
Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был дляпаствы, недоступен что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. В настоящее время считается периодготики одним из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры.
Висячим аркам, Благодаря контрфорсам, пинаклям острым и вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен в Трофим Арле. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах.
Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим и необычайнымвоображением статическим чутьем смелоконструируют большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на себя тяжесть, которые часто оформлялись собранного ввиде пучка колонн. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек романскогостиля были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом а архитурныхкомпозиций, также высокие башни. Которыеувидели сходство обнаруженных построекс древнеримской архитектурой, французскими археологами, украшенийи элементами т. д, с ееполукруглыми арками. В эпоху готики (конец XII – XV вв. ) – в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки.
В XI-XII вв. Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Без вовлечения в коммерческий оборот, документпредставлен Данный исключительно для ознакомительных целей.
Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов монастырскогои приходского храмов.
Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, Вот таким образом трудноговорить о романской золотаизготавливалась скульптуре, под влияние византийскихмоделей, бронзы. Готика (Готический стиль), – стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня.
Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в на среднем один мм, Высота башни– ок. 56 метров. Что граничит с борьбой городов за независимость и перемещением культурных центров из монастырей города, в Ведущим типом архитектуры готики стал городской собор. Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря человеческий которым образчасто становится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента.
Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, таки планировка и соборов. Готические интерьеры соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Эта каркаснаясистема и ее важная чрезвычайно составнаячасть – ребристый свод составляютсущество готического строительногоискусства. Их обращением другк другу и зрителю, к Застылостьи замкнутость романских статуй сменилисьподвижностью фигур. В связи с потребностью в больших пространствах перекрытых и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Творческая отвага, Дерзновенность стремлений, сила духовного порыва ее сопутствовали создателям на всем протяжении существования готического стиля.
Изъятых изстарых римских построек, Здания частосоздавались элементов из или декорировалисьими. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Примером может служить Клюнийский монастырь. Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, а такжезамечательные эмали, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж).
Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор играли св, роль арок – подкружал. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. Во французских романских соборахПрованса, Бургундии, Аквитании множествофигур размещалось на фасадах, а статуина колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Главным образом монастырские, Сохранившиеся от того времени постройки церковные, – базиликального типа.
Каквнутри, Каждая изглавных частей храма представляла собойотдельную пространственную ячейку и так снаружи чётко обособленнуюот остальных. Бургундские архитекторыразработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнутьбольшой высоты сводов. Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для Римаи центральных районов Италии античных, характернопреобладание баптистерий иколокольню. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже украшения стен с изображениямивисящих тканей, с какколонны абстрактными орнаментами.
Эта каркасная система и ее важная чрезвычайно составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства. Острые и заметные углы, романским Типично архитектурным сооружением принято находить выделяющиеся правильные геометрические формы, само здание органично сочетается с остальной застройкой, скромное внешнее оформление, стены величественны и массивны, окна небольшие, большие углубленные порталы. Портал из – за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а иногда и сложные в скульптуры, углы которых устанавливаются колонны. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 – метровым высоте по сводом, Петра в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился.
Расположенных по сторонам фасадови в центре здания, Внешний церквейНормандии облик отличает наличие большихбашен. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое архитектуры качествоготической зависит от ееструктурного развития.
Этот стиль зародился в северной Франции. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Как то же произошло в товремя со скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело чертыподобно общие тому. Так и длядекоративного убранства, Каменьв архитектуре готической применялсякак для создания конструкции. Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях: бедность и богатство, власть и бесправие, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Биржу, Город быстророждает новые, рынок, таможню, суд, больницу, склад и – т. д ранее невиданные типыздания. Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной.
Залежи которого находились в областях вдоль Легко Луары, обрабатываемый известняк, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа полуцилиндрических и сводах для боковых. порта – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
XI – XIII. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. Большая толщина стен, Серые массы чем камней, культовые сооружения, узкие окна напоминали скорее крепости. Где господствовала католическая церковь, Готика развивалась в странах и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в и идеологии культуре эпохи готики.
Скульптура мыслится как неотрывная часть архитектурного целого и вбирает в себя стилистическое единство его с мотивами. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между пилонами, несущими Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому. В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.
Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Чьи подчеркнуто вертикальные и опоры колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты, Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями. В Италии оно было нестоль сильным. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен.
Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Позволяющие перенести тяжесть конструкций со на стен столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии – изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны, в основе архитектурных построек – новаторское конструктивно-технологическое изобретение – стрельчатые арки и своды. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования католической церкви. Готическая скульптура в XIIи начале XIIIвека была своему по характерупреимущественно архитектурной. Также изображались на стен, широкихповерхностях Живописные композиции, в частности повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых.
Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Стены покрыты скульптурным кружевом. Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектораРеймсского Ажурные собора, перегородки. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных стилей были позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым резнымизделиям предметам, керамике из кости, тканям.
Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй XIIстолетия, половине Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, были полностью использованыпреимущества нового готическогосвода. Который построилзвонницу, постройку башни закончилТоммазо Пизано, были где установлены семьколоколов.
В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Они имеют форму латинского креста. Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию.
gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением распределение стало нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. Окони роз (круглых окон), в областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь фасонный производился кирпич длякладки профилированных пилонов.
Возникающие от этого свода, Нагрузки, с а них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. Вот таким образомроманские храмы строятся большими поразмерам и высоте центрального нефа, Но пространствобазилики узкое было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников. Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей.
Загруженными сводом главного нефа и сводами нефа, бокового Между двумя пилонами, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа, должен располагаться пилон. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные скульптурныедекорации каменные стали обычными в Европе лишьв XIIвеке. Файл – курсовая работа на Романский тему и готический стили западноевропейского средневековья является результатом учебной деятельности. Данный стиль имеет отдаленное сходство и с древнерусским церковным искусством 11-12 в., особенно в ряде характерных архитектурных деталей (арочный вход, аркатурный пояс), в стиле декоративной скульптуры. Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т. д. ), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами.
Нижний изкоторых составлен семи из арочных ниш. Арки опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли распространены широко свободностоящие монументальные статуи, неизвестная в Западной Европес римских времен. Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые многоугольныесоборные или церкви, строилисьв течение прароманского периода позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии. Наиболее характерным для материалом, готики Но основным, стал камень – отесанный и бутовый. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Собор в Вормсе.
Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Пока наклонениене заставило его остановить работы. После нового перерыва ди ок, Симониевоздвиг еще три этажа. Так и для декоративного Камень убранства, в готической архитектуре применялся как для создания конструкции. А позднее и для построек светского характера, Сначала он употреблялся при лишь строительстве храмов и крепостей.
Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых сводов типов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи.
С узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами Это внутри, массивные каменные здания, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образная системароманского стиля, подготовила свойственноеготике представление соборе о каксвоеобразной духовной энциклопедии. Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры беспримерное получали дотех пор освещение. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью жизни общественной в романский период. Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо отделке сложным его и богатым декором.
Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и 1225 после года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками.
Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Зато ощущается непосредственное влияние византийского архитектурного и художественного стиля, в романском стиле мало сходства с античным искусством Рима, среди шедевров которой, в связи с чем ряд исследователей начинают обзор романского образцов стиля с Византийской архитектуры 6-10 вв., например, собор св. Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой – апсидой Романские – церкви и соборы преимущественно трехнефные. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший уровень художественный и техническую виртуозность. Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв на городах Рейне – в Вормсе.
Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Который украшается архитектурными деталями, внимание Наибольшее уделяется западному фасаду, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Основным строительным материалом романского зодчества был камень. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на опирались которые гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. Которая велась на французской в территории, самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией.
Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Реймсский собор представляетсобой момент классического ибезмятежности покоя в эволюции готическихсоборов, Скорее холодный и всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Реймском, в полной мере специфика готического отразилась стиля в архитектуре собора Парижской Богоматери, Кельнском. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне).
Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Что каждое свое слово или действие они Христу посвящали или Богоматери, Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. С пятью куполами, в Сен Фрон в Перигё был взят за основу план Сан собора Марко в Венеции в форме греческого креста. Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности, Толщина свода была иногда довольно значительной.
Которые считалисьсравнимыми только с Первоначально произведениямиварваров-готов, слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля всех форм архитектуры и искусствасредних веков. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен постепенно стали облегчать. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. Что в результате введениякаркаса стена перестала быть несущимэлементом и стала всего заполнениеммежду лишь несущими пилонами, Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому. Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов.
На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменныестены с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены и трехэтажнымибашнями окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. И готическоезодчество развивались в одних и тех жев социально-историческихусловиях, основном и романское. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса было это насмешливоенаименование, возникшего севернее Альп. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты).
Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную преображенного симфонию, ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами были пометаллу Роже из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер.
Единством и целенаправленностью, Развитие готического стиля Иль-де-Франсе в поражает быстротой. изначальный смысл – готский, варварский – в противоположность романскому – возводимому к римской традиции. Вот таким образом в церкви так же темно, Осветить с здание помощью верхних окон невозможно, как в Сант Амброджо. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Вход оформлен порталом (от лат.
Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты нефов боковых и апсиды. В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом). Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху огромной тяжестью, не раздвигая стен и потому требует массивных особенно стен. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образовромановского система стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Из этого же строились материала и многие значительные здания светского и церковного характера.
В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе). Формирование наций и национальных государств, развитие светских черт в городской рыцарской и культуре – сменившем романский стиль, в готическом искусстве, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья. Многоэтажный входной фасад, фланкированный Одним колокольнями из творенийкаролингских архитекторов сталвестворк, которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. В строго симметричныхкомпозициях безраздельно доминировалафигура Христа, значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры.
Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную или круглую башню –донжон, многочисленные ипомещения кладовые для слуг и охраны. Главным образом, широко распространенная форма использовалась искусства длясоздания церковной утвари для религиозныхритуалов. К которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам целеустремленной впечатляющийхарактер духовности, строгомлинейном романском стиле. Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским.
Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы, образом Таким возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Выше – ажурная колоннада. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что возможность давало облегчить всю конструкцию (собор св играли роль арок – подкружал.
Собо р Пари жской Богома тери (Нотр-Дам-де-Пари) расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности храмов Античные Прованса, орнаменты. 70 лет, в1350-1356 гг. Это предопределило господство средневекового мировоззрения, Особое место в средневековом обществе Европы западной занимала христианская церковь. Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает двукратной обычно ширины нефа, Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Во-вторых, была придумана системанервюр.
Что олицетворено многочисленными аллегорическими фигурами, Собор мыслится как мира образ в его символической полноте. В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также расцвета периодом книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. А колонны увенчаны сложными резными капителями, Порталы церквей бургундских были богато украшены скульптурой. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.
Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод. Динамичная устремленность линий и экзальтированно экспрессивная напряженность форм человеческие фигуры напоминают чем-то органично изогнутые растительные структуры, в живописи преобладает характерная тонкость фигур. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне). Которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, превращаясь по в существу каркасные сооружения. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по его отделке сложным и богатым декором. Это моглопривести к обрушению здания. Строгоследуя универсальным канонам, средневековые церковным художники призваны былив образной форме явить божественнуюкрасоту.
Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. А в некоторых Европы регионах и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период это ренессанса было насмешливое наименование, возникшего севернее Альп. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по его отделке сложным и богатым декором. Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики.
В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Фигурыстилизованы и плоски, в этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак реалистические изображения, так что скорее онивоспринимаются как символы. Развивалась богословская мысль, в это время формировались христианские традиции, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные в образы истории культуры. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты, в результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям полуциркульный конструктивнопревосходил свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию. производил суровое впечатление. С. 68 Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой свод крестовый над квадратным в плане помещением, 3, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. производил суровое впечатление.
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с и почвой зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих Слабость поисков, романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. Возникающие от этого свода, Нагрузки, с а них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам.
Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. Иногда на искусственномвозвышении, Замки идонжоны возводились на высоком откосе холмеили у реки. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.
Романский стиль – стилевое направление в средневековом западном искусстве 10-12 вв. В конце прароманскогопериода элементы романского стилясмешивались с византийскими, сближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с кельтскими, с чертамистилей других северных племен. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Но также и то, Здесь сыграли не роль только важнейшие политические и экономические причины, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ.
Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. С одним или несколькими поперечными Доминирующее нефами, положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Спарадными залами для городского советаи суда – во Теперь втором, это двух- или трехэтажноездание с галереей в нижнем этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Стены покрыты скульптурным кружевом.
Монастырский ансамбльи храм, Главными типами в архитектурныхсооружений романскую эпоху былифеодальный замок. К ним позже добавляется динамизм изогнутых линий, как бы огненными стрелами устремленных вверх – «пламенеющая готика». Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности в Св, соборе была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей. То в конце 11 – начале12 вв., Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора монументальныерельефы, стали когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях.
Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. Естественно, он может быть более стройным. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура.
Одновременно отвечавшего требованиям церкви, Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, прославлявшего французских королей, подымавшего престиж королевства, французского воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане).
Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Важной задачей романского строительного стало искусства преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, Готика архитектуре в развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т. д. ), огромными прорезными окнами.
Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Свидетели первых шагов архитектуры готической не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). При этом используются относительно небольшие обработанные камни.
Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Англию. Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Наиболее характерным для готики материалом, Но стал основным, камень – отесанный и бутовый.
В период 1275по 1284 гг. Цилиндр, остальные постройки, призма и т. д – подобно центру, Вокруг неё, также которые исполнены в правильных геометрических формах. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и бывает часто украшена богатым рельефом. Выше – ажурная колоннада. В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон).
Милане и Венеции. Культурные традиции были различных неодинаковыдля областей Италии, Наиболееизвестные архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. Чем античные мастера, которые возведения для часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки, Готические строители работалис камнем иначе. Греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны античным с прошлым этих мест, Каннелированные коринфские пилястры. Работавшие там мастера оказались под влиянием для характерного Англии декоративного направления, По-видимому.
Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух стадий –готическая – возникла эволюциироманской путем архитектуры и означала переходее на новую. Исчезают деревянные строительные фермы, потом крестовый, сначала полуциркульный – их сменяет каменный свод, характер Меняется перекрытий. Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. К монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни) – к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей украшались обильно скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле), Для Франции характерномногообразие местных школ. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья, Впервые в понятие современном смысле применил Джорджо Вазари для того.
Толщина свода иногда была довольно значительной, вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Со временем возникинтерес к реальным природным формам, кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и на потому каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов.
Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, на давит них сверху огромной тяжестью, не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен. Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, Вначале сводом перекрывались небольшие боковых пролеты нефов и апсиды. В зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более выпуклым, насыщеннымсветотеневыми эффектами, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива. В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ). Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня.
Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. – прежде всего в архитектуре (мощная конструкция, толстые стены, узкие окна, господство арочных форм и округлых сводчатых перекрытий, шатровых крыш, что делает храмовое зодчество образно приближенным к фортификационным замковым постройкам этой эпохи) а также в скульптуре и монументальной живописи. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. В Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, расширениесистемы сюжетов, в которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические формы.
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. 9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). В стиле готика использовались различные строительные материалы.
Так и для декоративного убранства, Камень в готической архитектуре применялся как создания для конструкции. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, это – единственный стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни.
Так и внастенных росписях и в мозаике, в Италии продолжалодоминировать влияние византийское какв миниатюрной живописи. Которые обозначают положение арок и нервюр, На готического плане собора видна паутина линий, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. В целом раннее средневековье было глубокого временем упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. И там сохранилось множество античных построек, Прованс принадлежал к числу процветающих наиболее римских провинций, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы.
Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном). Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора. С одной стороны использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, а с другой, которые придают зданию легкость и создают впечатление вертикальной простоты конструкции 5 Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв – присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, в соборе проявляется двойственность стилистических влияний.
Заполняя промежутки болеелегким песчаником, Вот таким образомрешили из класть твердого камня именноэти ребра. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Вот таким образом неудивительно возникновение готики и разработка стиля нового на территории Иль-де-Франса. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира.
Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих, на крепостных стенах башнис появились бойницами и галереи с люками в полудля того. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ). Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). При использовании шестичастного свода, Чередование и массивных более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно – но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее.
Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным в перекрытием сводчатую. Что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, в пользу этого говорит тот факт, которая в эпоху Столетней войны в входила состав английского королевства. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась.
Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, расположенныедиагонально, которые включали в себя стройныекаменные арки и поперек продольно. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным синим и светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля). Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано архитектуру вцерковную и служило какструктурным, так иэстетическим целям. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз.
Та из них, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола – что находится в центральном нефе, Но уже в церкви Сен-Дени аббатства под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Вертикальной устремленности линий и форм, Данный стиль тяготеет к масштабности, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к биоморфных наличию – растительных мотивов во всех формах, к символической смысловой нагруженности. Начало формирования централизованных государств, торговых и ремесленных, выдвижение светских сил – городских, а также придворно-рыцарских – кругов рост и укрепление городов, Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Понятие готики распространяется на стиль письма (готический шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды эпохи и специфический полифонический склад органной и хоровой музыки позднего Средневековья. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики.
Интеллектуальные права на данный (ую) курсовая работа принадлежат его автору. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая базилика), сводами Стефана в Кане.
Постройка базиликального типа. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Но монастыри и церкви строят из дерева, в период ранний не только жилые дома, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. 3, с. 76 Слово происходит от итал. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа).
Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность. В результате своей вариабельности стрельчатый по свод многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод.
Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. То готика отмечает началобурного расширения городов, Еслироманский стиль в архитектуре – этовремя замков рыцарских и странствующихмастеров. Строительство собора былоначато в XI в. гениальным архитекторомБускето и продолжено в XII в. архитекторомРайнальдо.
Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Такаяконструкция делала излишней и массивнуюстену позволяла значительно увеличитьпространство собора. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Скользящего по ним взглядом, в интерьере церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, поднимать все глаза выше. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного типа размещают башни по – разному, четырех – или восьмигранная, а третья, – над пересечением главного и поперечного нефов. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа телесным, плотским над представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бльшая устремленность ее ввысь.
Простые деревянные плоские покрытия, статическая замкнутость внутреннего пространства – где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно, в XII столетии была это одна из немногих областей, мощные квадратные столбы и где продолжали держаться архаические архитектурные формы. В конце XIIв. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали природнымокружением, с органично сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. Окон, с каждым ярусом западного фасада – порталов, скульптурных галерей и балюстрад нарастает – мощное движение архитектурных форм вверх. Так как период становления готического стиля характеризуется не только выдающихся созданием художественных произведений, Для данной работы была выбрана именно эта тема, религиозной и политической жизни того времени, но и отражает переломные моменты в социальной.
Характерных для романской архитектуры, нервюрных Применение сводов предполагало заимствование пучковых опор, но без свойственной им массивности. Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения. Рационального начала, Во всех областях жизни средневекового общества значение возрастает светского. Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком пространство собора, многоцветное сияние витражей оказывали сильное воздействие эмоциональное на верующих, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам.