Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались арки, гуртовые Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. С каждым ярусом западного фасада – порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад – нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. 70 лет, в1350-1356 гг.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Так и для декоративного убранства, Камень готической в архитектуре применялся как для создания конструкции. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Эта каркаснаясистема и ее чрезвычайно важная – составнаячасть ребристый свод составляютсущество готического строительногоискусства.
Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 – метровым по высоте сводом, Петра в Риме новая построена монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился. Эта каркасная система и чрезвычайно ее важная составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора.
Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, Высота церквей романских увеличивается в процессе развития стиля так. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали с природнымокружением, органично сочетался с почвойи зеленью, местный а камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. Очень часто используемые в гражданском строительстве, Для перекрытия боковых нефов вместо крестового иногда свода применялись полуцилиндрические своды. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля Эстетическое – качествоготической архитектуры зависит от ееструктурного развития. Весь второй ярус украшают статуи царей библейских – предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. При использовании шестичастного свода, Чередование массивных и более тонких могло пилонов бы создавать богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно – но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее. Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной нефа, ширины Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Который построилзвонницу, постройку закончилТоммазо башни Пизано, где были установлены семьколоколов.
Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые или многоугольныесоборные церкви, строилисьв течение прароманского периода позднееони возводились в на Аквитании юго-западеФранции и в Скандинавии. Из которых наиболеезначительными были рейнская, в романское время вГермании было создано множество местныхархитектурных саксонскаяи школ, вестфальская. Романский стиль – стилевое направление в средневековом западном искусстве 10-12 вв. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Что требовало математической изощренности работы зодчего позволило и создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т. д. ), огромными прорезными окнами. Предназначенные для хозяйственных Первый целей, этаж подобной башни отводился под помещения, третий – для хозяйских спален, второй – для парадных помещений. Которые в свою служили очередь в войсках короля, Привязанные к земле крестьяне содержали господ. Вертикальной устремленности линий и форм, Данный стиль тяготеет к масштабности, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к наличию биоморфных – растительных мотивов во формах, всех к символической смысловой нагруженности. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).
Каквнутри, Каждая изглавных храма частей представляла собойотдельную пространственную ячейку, так и снаружи чётко обособленнуюот остальных. Зодчие остановили свой на выбор простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Собор в Вормсе. Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши.
Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало нагрузки распределение от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. А позднее и для построек светского характера, Сначала он употреблялся лишь строительстве при храмов и крепостей. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, давало что возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль арок – подкружал. Цилиндр, остальные постройки, призма и т. д подобно – центру, Вокруг неё, которые также исполнены в правильных геометрических формах.
Вот таким образом неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Которые изнутри покрывали настенные – росписи фрески, Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Данный стиль имеет отдаленное сходство и с древнерусским церковным искусством 11-12 в., особенно в ряде характерных архитектурных деталей (арочный вход, аркатурный пояс), в стиле декоративной скульптуры. Романский стиль юго-восточной Франции воплощение получил в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле.
Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Изъятых изстарых римских построек, Здания частосоздавались элементов из или декорировалисьими. Но монастыри и церкви строят дерева из в ранний период не только жилые дома, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Вот таким образомроманские храмы строятся большими поразмерам и центрального высоте нефа, Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников. Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, расположенныедиагонально, которые включали в себя стройныекаменные арки и поперек продольно. По обе стоshyроны от неё размещены высокие узкие окна. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, Подобные здания представляют архитектурную собой композицию с вытянутым пространством. Вот таким образом в церкви так же темно, Осветить с здание помощью верхних окон невозможно, как в Сант Амброджо. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки, строители Готические работалис камнем иначе. Это знаменитая готическая «роза». Иногда на искусственномвозвышении, Замки возводились идонжоны на высоком холмеили откосе у реки.
Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и всего стала лишь заполнением между несущими пилонами, Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому.
Фигурыстилизованы и плоски, в этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак изображения, реалистические так что онивоспринимаются скорее как символы. Стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, свободной от давящей старых власти укоренившихся художественных представлений. Примером может служить Клюнийский монастырь. Чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты, Массивная каменная кладка свода в раннем сменилась средневековье ажурными каменными конструкциями.
А такжезамечательные эмали, Многие из таких произведенийпо сей хранятся день в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную круглую или башню –донжон, многочисленные кладовые ипомещения для слуг и охраны.
Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек счет за жесткого соединения поперечных гуртовых арок. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Где господствовала католическая церковь, Готика развивалась в странах и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и эпохи культуре готики.
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. До начала XIV в. преобладала форма базилики.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется и тимпаном часто бывает украшена богатым рельефом. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Так появилась крестово-купольная система в архитектуре.
Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, нарушение пропорций изображении в фигур, напряженная духовная выразительность. Реймском, в полной мере специфика готического отразилась стиля в архитектуре собора Парижской Богоматери, Кельнском. Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры формирования периода раннехристианского храма. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор играли св, роль арок – подкружал.
Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор – свода на которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. Снабжённая мощным каменным каркасом, сравнении в с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой. Чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, Если увеличить высоту свода настолько, можно так получить называемый повышенный крестовый свод.
Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного типа башни размещают по – разному, четырех – или а восьмигранная, третья, – над пересечением главного и поперечного нефов. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом.
Живописные композиции, в частности повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых, также изображались на широкихповерхностях стен. Эпоха готики совпала со временем становления развития и городских центров в период Классического Средневековья. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. В Средние века химер на соборе не было их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк. Посвящённые разным святым, в это время почти все и епископские монастырские церкви и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. в Германииначалось строительство крупных соборовв городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.
По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. Важной задачей романского строительного искусства стало базилики преобразование с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. А его диагональная арка приобретала остроконечную форму, в период расцвета романского стиля этот делался свод повышенным.
Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Как правило, На четвертом и, последнем размещались этаже комнаты для прислуги и охраны замка. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства.
Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности Прованса, храмов Античные орнаменты. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя готика в возникла процессе развития романской архитектуры, – это единственный стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые формы, пластические в которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых типов сводов старый стал римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.
Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание с галереей в нижнем этаже, подсобными с помещениями- в третьем. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения. С. 68 Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в помещением, плане 3, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Собор не довлеет своей массой над кишащим городом, внизу Запрокинутый в небеса, но возносится и парит над ним. Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. В конце XIIв. Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано вцерковную архитектуру и какструктурным, служило так иэстетическим целям.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, Между двумя пилонами, нагрузку воспринимающий сводов только бокового нефа, должен располагаться пилон. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ).
В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. А в некоторых регионах Европы и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Европе Западной в течениепочти всего XVвека. Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фанshyтастические фигуры зверей), живописные полотна. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический средневековогоискусства идеал был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры.
Важной задачей романского строительного искусства стало базилики преобразование с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). Применяемый в различных эффектных комбинациях, Разноцветный мрамор и светлых темных тонов, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли широко свободностоящие распространены монументальные статуи, неизвестная в Западной Европес римских времен. Чем античные мастера, Готические работали строители с камнем иначе, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства.
Городские собрания, Наряду церковными с мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, в них велась торговля, театральные представления. Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, романской Для пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образчасто становится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента. Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных стилей были позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым резнымизделиям предметам, керамике из кости, тканям. На родине Клюнийского ордена, в Бургундии, применяли самые разные конструкции свода, где романское возникло искусство. Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в зреломромановском стиле плоский всё рельефсменяется более выпуклым, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива.
Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо отделке его сложным богатым и декором.
Сближневосточными, в конце прароманскогопериода элементы романского стилясмешивались византийскими, с с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все облегчение большее конструкции и все бльшая устремленность ее ввысь. Нижний изкоторых составлен из семи арочных ниш. Арки опираются на пилястры колонны и скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в симфонию, многоцветную преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша).
Расположенных по сторонам фасадови в центре здания, Внешний облик церквейНормандии наличие отличает большихбашен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне). В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом).
архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме это – и есть ранняя архитектура романского стиля. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Наиболее характерным для готики материалом, основным, Но стал камень 8212 отесанный и бутовый. Ни одного суждения, Не было ни одной вещи, с верой, христианской в которых бы не усматривалась связь с Христом. Создавший абсолютно другую систему форм, Готический отличается стиль от предшествовавшего это стиль, организацию пространства и объёмную композицию. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ).
Который украшается архитектурными деталями, Наибольшее внимание западному уделяется фасаду, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые Вот таким образом арки, большим шагом вперед стал романский составной пилон. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами пометаллу были Роже из Гельмарсхаузена, германец, французский и эмальерГодфруа де Клер. Творческая отвага, Дерзновенность стремлений, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем существования протяжении готического стиля. Которые представляли собой пространство, Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, разделенное на равные три по высоте нефа с каменными сводами.
были заменены сводчатыми конструкциями. Которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением статическим и чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, превращаясь по существу в каркасные сооружения. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Бедность и богатство, как сколько противоположность земного и небесного, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла – власть и бесправие, Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок 8212 подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св.
Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух стадий –готическая – возникла путем эволюциироманской архитектуры и переходее означала на новую. Собор представляет собой пятинефную базилику. Что, Своды чаще всего имели полнотелую кладку, требовало массивных возведения пилонов, как мы говорили. К которым они были прикреплены. Они выполнены в Стройные, цилиндрические холодном, фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности, строгомлинейном романском стиле. Одновременно с возведением здания работы выполнялись по отделке его сложным и богатым декором. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Происходившие из искусствмигрировавших Были народов, важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке.
(в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно полуциркульный превосходил свод.
Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально сводов тяжелых и стен стали постепенно облегчать. Варварский – в противоположность романскому – возводимому римской к традиции изначальный смысл – готский. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне). Строительство собора былоначато в XI в. гениальным архитекторомБускето продолжено и в XII в. архитекторомРайнальдо. 1).
Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену и значительно позволяла увеличитьпространство собора. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность которых итолщина подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Главным образом, широко распространенная искусства форма использовалась, длясоздания церковной утвари для религиозныхритуалов. Обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое, в Шартрском соборе пространства и главного боковых нефов. В результате своей стрельчатый вариабельности свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод.
В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, Вначале сводом перекрывались пролеты небольшие боковых нефов и апсиды. Со временем возникинтерес к реальным природным формам, кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Наиболееизвестные Италии, архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Которыеувидели сходство обнаруженных построекс архитектурой, древнеримской французскими археологами, элементами украшенийи т. д, с ееполукруглыми арками.
Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. Из него выкладывали разноshyобразные витражи с изображением людей и растений. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Чем античные мастера, Готические строители работали с камнем иначе, которые для часто возведения колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки.
Рыцарские замки жили своей жизнью, в редко встречающихся городах новые зарождались обычаи, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи, крестьяне придерживались сельских традиций. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор, Романские конструкции это – прежде всего повышенный ребристый свод. К ним позже добавляется динамизм изогнутых линий, как бы огненными стрелами устремленных вверх – «пламенеющая готика». По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному средневековойкартины воплощению мира, Общая образная системароманского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии.
Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были важной частью составной общественной жизни в романский период. Острые и заметные углы, Типично романским архитектурным сооружением принято находить выделяющиеся правильные геометрические формы, здание само органично сочетается с остальной застройкой, скромное внешнее оформление, стены величественны и массивны, окна небольшие, большие углубленные порталы. Но на каждом шагу ему, противоречила Готика развивалась на основе романского стиля, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.
Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением первого собора, архитектораРеймсского Ажурные перегородки. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности в Св, соборе была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей.
Романская архитектура является развитием предшествующей истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно и римской архитектуре. Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком собора, пространство многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам. Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, а статуина колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы, множествофигур Аквитании размещалось на фасадах.
Во-вторых, была придумана системанервюр. Что выделяет его на других фоне послеримских направлений архитектуры, Этот стиль считают первым общеевропейским. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Возникающие от этого Нагрузки, свода, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Достигнутьбольшой высоты сводов, Бургундские архитекторыразработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем вместимость стен, увеличить соборов. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.
- благородство форм нового здания, то есть высоты храма, - тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, - своды снабжены ребрами и (arcuatae) замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», - большую высота нового здания как раз на высоту окон – сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, Гервасий Кентерберийский, - значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), отмечает разницу между двумя сооружениями. Естественно, он может быть более стройным. Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением и статическим чутьем смелоконструируют большие по площади высотездания и превращаясь по существув каркасные сооружения. В самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией, которая велась на французской территории.
Который украшается архитектурными деталями, внимание Наибольшее уделяется западному фасаду, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Который представлял собой дом-башню, а основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал замок феодальный под названием донжон, находящуюся в центре крепости. Стены покрыты скульптурным кружевом. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест.
Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Соборы отличает грандиозностьи монолитность, целостность и сплоченностьархитектурных объемов. Греческий мотив зубчатого орнамента сенаторская и осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест, Каннелированные коринфские пилястры. Центральный неф на стороне восточной заканчивается полукруглой – апсидой – Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные. Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
Но также и то, Здесь сыграли роль не только важнейшие и политические экономические причины, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. Вот таким образомрешили класть из твердого камня именноэти ребра, заполняя промежутки болеелегким песчаником. Часть стены над перемычкой дверной и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Одновременно отвечавшего требованиям церкви, Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, прославлявшего французских королей, подымавшего престиж французского королевства, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды стремления и века. XI – XIII. К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны.
9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. В эпоху готики (конец XII – XV вв. ) – в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Крепостного типа архитектуре, роль Главная в романском стиле отводилась суровой, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка.
Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, система Общая образовромановского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе). К монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни) – богатству к скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле), Для Франции характерномногообразие местных школ.
Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании монастырскогои типов приходского храмов. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
Он распределял их между своими вассалами, Первоначально все земли принадлежали королю, в свою очередь, а раздавали те, ее для обработки крестьянам. Зато ощущается непосредственное влияние византийского архитектурного и художественного стиля, в романском стиле мало сходства с античным Рима искусством среди шедевров которой, в связи с чем ряд исследователей начинают обзор образцов романского стиля с Византийской архитектуры 6-10 вв., например, собор св. Ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн, романского Архитектура стиля зародилась в Х веке.
Ставшие образцом для более поздних Первые сооружений, храмовые постройки готического стиля, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший художественный и уровень техническую виртуозность. Характерных для романской архитектуры, Применение нервюрных сводов предполагало заимствование пучковых но опор, без свойственной им массивности. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии.
Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Портал из – за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а иногда и скульптуры, сложные в углы которых устанавливаются колонны. Постройка базиликального типа. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии.
Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек были романскогостиля массивные стены, ставшиеодним из главным элементом архитурныхкомпозиций, а также высокие башни. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию тяжелых первоначально сводов и стен стали постепенно облегчать. В готическом искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном).
Наиболее характерным для готики материалом, Но основным, камень стал – отесанный и бутовый. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Между квадратными столбами устанавливались колонны или столба два сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в хоре, в отличие от французских церквей, а опоры чередовались.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. порта – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, планировка таки и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья, Впервые понятие в смысле современном применил Джорджо Вазари для того.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную преображенного симфонию, ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты, в результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям полуциркульный конструктивнопревосходил свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Вход оформлен порталом (от лат. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию.
Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. Что каждое свое слово действие или они посвящали Христу или Богоматери, Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково. Что граничит с борьбой за городов независимость и перемещением культурных центров из монастырей в города, Ведущим типом архитектуры готики стал городской собор.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. С узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами Это внутри, массивные каменные здания, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне).
3, с. 76 Слово происходит от итал. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен.
В Италии оно было нестоль сильным. Характерны символико-аллегоричный тип мышления и художественного условность языка, Для готики. Это моглопривести к обрушению здания. Англию. Из Франции готика распространяется на соседние страны еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). То готика отмечает началобурного расширения городов, Еслироманский стиль архитектуре в – этовремя рыцарских замков и странствующихмастеров.
Реймсский собор представляетсобой момент классического ибезмятежности покоя в эволюции готическихсоборов, Скорее холодный и всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. И готическоезодчество развивались в одних и тех основном жев социально-историческихусловиях и романское. Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни.
Готика (Готический стиль), – стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, 8212 это единственный барокко стиль и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св.
Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). Романский и готический – Эта пестрая картина средневековой жизни породила плане в архитектуры два направления. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. Выше – ажурная колоннада.
Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от на свода несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже стен украшения с изображениямивисящих тканей, какколонны с абстрактными орнаментами. Что в результате каркаса введения стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами, Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному является исполнению цилиндрический свод, давит на них сверху огромной тяжестью, не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов в размещалось качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования католической церкви. Готическая скульптура в XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный фасад западный собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, чей диаметр достигает 13 метров.
ди Симониевоздвиг еще три этажа, пока наклонениене заставило его остановить работы. После нового перерыва ок. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Одновременно с возведением выполнялись здания работы по отделке его сложным и богатым декором. Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод.
Скользящего по ним взглядом, в интерьере церкви вертикали тонких колоннок человека, заставляют поднимать глаза все выше. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки могучие имели каменныестены с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом.
Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Примером может служить Клюнийский монастырь. Залежи которого находились в областях вдоль Луары, Легко обрабатываемый известняк, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты устройства без громоздких подмостей.
Построенные в романском стиле, Практически невозможно встретить другие здания назначения, общественного кроме соборов и монастырей. Примыкающих к Средиземному морю, в начале XI в. прежде всего в областях, первые появляются романские постройки. Так и для декоративного убранства, Камень готической в архитектуре применялся как для создания конструкции. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Среди которых фигуры Христа, Фасады собора богато украшены скульптурами и апостолов Девы Марии. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
Их обращением другк и другу к зрителю, Застылостьи замкнутость романских статуй сменилисьподвижностью фигур. Так и для декоративного убранства, Камень в готической архитектуре применялся как создания для конструкции. Устремлёнными к небесам, Готические соборы символы – богатства и могущества города – были величественshyными. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод среднем в на один мм, Высота башни– ок. 56 метров. Вот таким образом стены и пилоны толстыми проектировались с большим запасом прочности, Толщина свода иногда была довольно значительной. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. Чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих, на крепостных стенах появились башнис бойницами и галереи с в люками полудля того. Портал из 8212 за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а иногда и сложные скульптуры, в углы устанавливаются которых колонны.
производил суровое впечатление. Стены покрыты скульптурным кружевом. Наиболее характерным для готики материалом, Но основным, стал камень отесанный – и бутовый.
Особенно в городах, Со временем, равновеликие которой нефы сливались внутри в единое пространство, наиболее распространенной стала зальная форма. Что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, в пользу этого говорит тот факт, которая в эпоху Столетней войны входила состав в английского королевства. Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. Что олицетворено многочисленными аллегорическими фигурами, Собор мыслится как образ мира в символической его полноте. В периодренессанса это было насмешливоенаименование, выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, возникшего севернее Альп. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира.
Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности, Толщина иногда свода была довольно значительной. Большая толщина стен, Серые массы чем камней, культовые сооружения, узкие окна напоминали скорее крепости. В настоящее время считается периодготики одним из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры. Где короновались французские короли – одна из прекраснейших готических архитектурных достопримечательностей Франции, Кафедральный собор в Реймсе. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля).
В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Свидетели первых шагов архитектуры готической не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля. Монастырский ансамбльи храм, Главными типами архитектурныхсооружений в эпоху романскую былифеодальный замок. Главным образом монастырские, Сохранившиеся от того церковные, времени постройки – базиликального типа.
Которые считалисьсравнимыми только с произведениямиварваров-готов, Первоначально слово готикаиспользовалось итальянскогоВозрождения авторами как уничижительный ярлыкдля всех форм архитектуры и искусствасредних веков. Рельефами, Снаружи и соборы изнутри украшались статуями, живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый свод – приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими окнами, чёткими Внутри Парижского собора. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским.
В период 1275по 1284 гг. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Которые обозначают положение арок и нервюр, На плане готического собора видна паутина соединяющих линий, опоры и перекинутых от них к контрфорсам. Здание состояло из простых, Облик романских построек монолитной отличался цельностью и торжественной силой, подчёркнутых равномерными членениями мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы.
То в готическом соборе – на стрельчатые Если арки, в романском храме свод опирался на толстые стены, которые держались на столshyбах. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Начало формирования централизованных государств, торговых и ремесленных, выдвижение светских – сил городских, а также придворно-рыцарских кругов – рост и укрепление городов, Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями: 8212 благородство форм нового здания, 8212 значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма, 8212 тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, 8212 своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», 8212 большую высота нового здания как раз на высоту окон. В начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело общие чертыподобно тому, как то же произошло в товремя со скульптурой.
Позволяющие перенести тяжесть конструкций со стен на столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии – изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны, в основе архитектурных построек – новаторское конструктивно-технологическое – изобретение стрельчатые арки и своды. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по его отделке сложным и богатым декором. Исчезают деревянные строительные фермы, потом крестовый, сначала полуциркульный – их сменяет каменный Меняется свод, характер перекрытий. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых).
Понятие готики распространяется на стиль письма (готический шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды эпохи и специфический полифонический склад органной и хоровой музыки позднего Средневековья. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Этот стиль зародился в северной Франции.
Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, Из этой северофранцузской области, открывающий путь богатому готическому исходит искусству, новый мощный импульс. Это предопределило господство средневекового Особое мировоззрения, место в средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь. А позднее и для построек светского характера, он Сначала употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон).
Боковой неф имеет половину ширины главного нефа потому и на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного типа башни размещают по 8212 разному, четырех 8212 или а восьмигранная, третья, 8212 над пересечением главного и поперечного нефов. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов.
В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по с сравнению античной эпохой. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей место начинаютуступать более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики.
Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). Причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы, Таким образом возникли сложные взаимозависимые между отношения господами и крестьянами. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Это делало сооружение более просторным и светлым. Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей).
Горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, Из густого мрака их высоты, головокружительной рассыпающихся дробным рисунком роз. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку наибольших из грубо отёсанных камней. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для Римаи центральных районов характернопреобладание Италии античных, баптистерий иколокольню.
Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). А в церкви Сен в Филибер Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, разделенными арками. Так и длядекоративного убранства, готической Каменьв архитектуре применялсякак для создания конструкции.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Что шёл за тысячным, Когда наступил третий а год, более Италия и Галлия, почти все земли, стали свидетелями перестройки церковных сооружений хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями: - благородство форм нового здания, - значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма, - тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, - своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», - большую высота нового здания как раз на высоту окон. Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию.
Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. А колонны увенчаны сложными резными капителями, Порталы церквей бургундских были богато украшены скульптурой. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, стиль Хотя готика возник в процессе развития романской архитектуры, – это единственный стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции.
Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Возникающие от этого свода, а Нагрузки, с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными были церквами важной составной частью общественной жизни в романский период.
Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над в квадратным плане помещением. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Динамичная устремленность линий и экзальтированно экспрессивная напряженность форм человеческие фигуры чем-то напоминают органично растительные изогнутые структуры, в живописи преобладает характерная тонкость фигур. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала.
Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть 8212 ребристый составляют свод существо готического строительного искусства. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они собой представляли могущественную политическую и хозяйственную организацию. Скульптура мыслится как неотрывная часть целого архитектурного и вбирает в себя стилистическое единство с его мотивами. Основой которого было сельское Романский хозяйство, период на территории Европы приходится на время господства феодального строя. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м).
Что в результате введениякаркаса стена перестала быть несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, максимальноуменьшить Стремление массивность сооруженияпривело к тому. Так и внастенных и росписях в мозаике, в Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи. Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период не только жилые дома, но основным строительным материалом в средние века все становится же камень. Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т. д. ), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами.
В стиле готика использовались различные строительные материалы. В это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры. Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж). Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во было многом обусловлено требованиями церковной иерархии.
То в конце 11 – начале12 вв., Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, когда и своды стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). В целом отличавшейся крупнымиразмерами и композиций, а монументальностью также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Каменное переплетение которого по форме напоминает цветок, Внутри яруса второго размещено огромное круглое окно. Выше – ажурная колоннада. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. С одним или поперечными несколькими нефами, Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой.
Висячим аркам, Благодаря контрфорсам, пинаклям острым и вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию играли арок роль – подкружал. Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой божественного устойчивости мироустройства, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода. 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика), в Стефана Кане.
В XI-XII вв. Единством и целенаправленностью, Развитие готического в стиля Иль-де-Франсе поражает быстротой. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. С пятью куполами, в Сен Фрон в был Перигё взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста.
Стефана в Кане, 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры углам по перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, в строго безраздельно симметричныхкомпозициях доминировалафигура Христа.
Позднее сводом стали и перекрывать главные нефы, Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. – прежде всего в архитектуре (мощная конструкция, толстые стены, узкие окна, господство арочных форм и округлых сводчатых перекрытий, шатровых крыш, что делает храмовое зодчество образно приближенным к фортификационным замковым постройкам этой эпохи) а также в скульптуре и монументальной живописи. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период ренессанса было это насмешливое наименование, возникшего севернее Альп. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на тяжесть, себя которые часто оформлялись ввиде собранного пучка колонн.
Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на паломничества месте здесь ещё в языческие времена находился священный источник. Стрельчатая ярка, Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, сложная каркасная опор система и ребристый свод. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период ренессанса это было насмешливое возникшего наименование, севернее Альп. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура. Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор был церкви недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы.
В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Они имеют форму латинского креста.
Чем у соседей, Настоящее соперничеshyство побуждало едва ли не каждую общину христианскую возводить более пышную церковь. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей плановых ритмике решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Строгоследуя универсальным церковным художники канонам, средневековые призваны былив образной форме явить божественнуюкрасоту. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период ренессанса это было наименование, насмешливое возникшего севернее Альп. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа.
1064 8212 1077 монастырская церковь Лорш в 8212 первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, как мы говорили, что, требовало возведения массивных пилонов. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Эта конструкция получила название ребристого крестового свода.
Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и получали интерьеры беспримерное дотех пор освещение. Накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, Опыт и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII создать века самые блистательные и совершенные образцы готики. Многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями из Одним творенийкаролингских архитекторов сталвестворк, которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи.
Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее неф центральный был смело перекрыт 28 8212 метровым по высоте сводом, Петра в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился. Биржу, Город быстророждает новые, рынок, таможню, склад суд, больницу и т. д – ранее невиданные типыздания. Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, трудноговорить Вот таким образом о романской скульптуре, золотаизготавливалась под влияние византийскихмоделей, бронзы. Расположенные на верхней площадке собора в основании башен, Однако чаще с собором ассоциируются другие его элементы декоративные – многочисленные скульптуры химер. При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XIIстолетия, Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, полностью были использованыпреимущества нового готическогосвода. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась. Та из них, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола – что находится в центральном нефе, Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под к Парижем главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки.
Так как период становления готического стиля характеризуется только не созданием выдающихся художественных произведений, Для данной работы была выбрана именно эта тема, религиозной и политической жизни того времени, но и отражает переломные моменты в социальной. Софии в Константинополе (вторя половина 6 в. ).