Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250). Основной вид искусства романского стиля архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Среди североевропейских церквей XII века, калуннборгская церковь Богородицы стоит особняком, поскольку имеет в плане форму греческого креста, непривычную для романского стиля и при этом, по композиции больше напоминает замок-крепость, нежели постройку культового назначения.
Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период – культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв. Сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др. ). Французская церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, возведенная в XI веке, считается шедевром романского стиля, благодаря богато украшенному скульптурными композициями фасаду и многоуровневым аркадам, опирающимся на орнаментальные капители.
Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).
Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XIIXIII вв. Монахи страдали от холода и голода и даже подумывали вернуться в Конк. А также полуциркульныеарки, очертаниях в формпреобладают простые вертикальные или горизонтальные линии. При использовании шестичастного свода, Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно – но стремление исключить различие в пилонов размерах оказывалось сильнее. Линии складок одежд, Ровныепараллельные, борода, такими же параллеляминамечены волосы, фигура аскетична и неподвижна, Христосне страдающий человек, а и суровый беспристрастныйсудья, победивший смерть. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. Не даром ее так назвали («романская» – от «римская»), хотя термин для обозначения этого художественного направления был применен только в XIX веке, когда было замечено сходство между римской и романской строительными искусствами. Мир, Идея та же, греховен и тяжел, окружающий человека – что во облике внешнем Святой Софии в Константинополе.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды здесь появились только в конце XI в. и почти не использовали скульптурные украшения. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются диагональным по ребрам. 1080–1120). Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре.
Это проявляется и в сюжетах, скульптуре в Прованса сильно ощущается влияние античности и в манере исполнения. 1230). Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены.
По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Бернар провозгласил здесь начало Второго крестового похода, а Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август встретились в 1190 г. перед отправлением в Третий поход. Позднее сводом стали и перекрывать главные нефы, Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, Подобные здания представляют собой архитектурную композицию вытянутым с пространством. Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями.
Композиция западного фасада варьировалась. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. С внешней стороны стыковка с крышей и нефа трансепта обеспечивается посредством треугольных откосов. Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma Рим). Наиболее важная постройка средневековой Испании собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/781088, 110028) в Галисии.
были заменены сводчатыми конструкциями. В этой церкви удивление вызывают две абсиды вместо одной привычной или трёх. В плане это латинский крест. Одновременноусиливается роль светских сюжетов и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, Во вторых – появляется и играетдоминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также.
Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Башня никогда не перестраивалась и является Замковые камни в вершине каждой арки и их нижние оконечности (пяты) удерживают на себе шесть тонких колонн, которые, в свою очередь, служат опорой для карниза с орнаментом. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе.
Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. А это потребовало усиления опор, стеновых Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды. При взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников св, папы Римские приказывали возводить храмы. Интересной находкой зодчих романского стиля стало использование в капителей качестве арочных опор. В романскую эпоху на территории Европы возникает множество монастырей. Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. Поскольку по небрежности руководства лишился исторического пульта (его место занял электронный инструмент, быстро пришедший в негодность), в время настоящее (с 2001 года) орган не используется. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см.
Колонны и строгость системы ордерной римских построек также угадывался в зданиях и сооружениях романской архитектуры. Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и выразительностью, суровой особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для типов новых сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Храм был призван вместить в себя массу людей: мирян, духовенство, знать, паломников.
Декор храма, Кроме того, наглядно иллюстрирует церковную службу, привлекая взоры молящихся, которая велась латинском на языке и не всегда была понятна мирянам. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. А играет исключительно декоративную роль, Вся эта сеть арок и колонн не выполняет никакой конструктивной функции, что еще раз доказывает, причем такой тип оформления распространен первую в очередь в храмах Лотарингии и практически не встречается в Эльзасе, что на строительстве работали не местные архитекторы. Алтарная часть снаружи также фланкируется двумя башнями (прием, характерный и для больших соборов). Отклонение верхнего карниза башни вертикали от составляло 50 сантиметров, Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы.
При участии которых выросли огромные соборы в Шпайере и Но германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. В архитектуре и скульптуревстречаются наибольшее разнообразие форм и проблем решенныхконструктивных. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Христианские священники пошли, Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, не в языческих храмы богов, естественно. Окружающие неподвижного и величественного Христа, фигуры, Все исполнены невероятного волнения. Корпус украшен башенками и статуэтками ангелов.
Отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством, в Бургундии построены самые крупные и романские величественные храмы. Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Южной Франции, распространившимся по всей католической Европе, но стиль романский был первым стилем, от Дании до Сицилии. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ). Которая в то время входила в состав владений английского короля, Своеобразная архитектурная сложилась школа в Нормандии. Защищавшая его владения, Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость, выражал ярко характер грозной эпохи феодальных войн. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его.
Период формирования и романского расцвета искусства занимает во Франции 11 и большую часть 12 столетия. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». И все же романская культура в целом многое унаследовала и переняла у римской культуры.
Петра. С которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение, Это в значительной мере обусловлено Италии раздробленностью и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской тех стран. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. На средокрестии и на концах большого трансепта, Церковь венчало пять башен высоких по сторонам западного фасада. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
Основой которого было сельское хозяйство, Особое место в Романский на период территории Европы приходится на время господства феодального строя. Воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии городов Тосканы Ломбардии и Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, в 1112 вв. В основном весь декор сосредоточен на порталах это скульптура тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резные капители колонн здесь фантазия скульптора практически ничем не ограничена, что дало прекрасные результаты (прежде всего это поистине потрясающая скульптура бургундских церквей). Толстых стен, Но зато огромная тяжесть каменных потребовала сводов мощных, способных выдержать большую нагрузку. На вершине башни выставлялся дозор. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела коврового характер заполнения стен.
В Германии особое место встроительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. Особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), созданное византийскими местными и мастерами. Развитие "строгого стиля" можно напримете проследить многочисленных деревянных распятий 12 века., где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250).
В храме установлено несколько скульптур Пресвятой Девы. У Христа на суме знак раковина паломника к гробнице св – рост и лаконичен, Рассказ об этом доверителен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. При которой каждой травее среднего соответствовали нефа 2 травеи боковых нефов, связанная система перекрытий.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Помещенные в нишах, Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида пророка и Иезекиля представляют собой скорее статуи, чем высокие рельефы. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, в романском осуществляется храме синтез искусств, вместес тем, церкви и, осознать свою бренность и ничтожность. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые гуртовые опирались арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. В 102872 гг.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. В которых нейтрализация распора достигаласьза счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил., появились одним конструкции изтаких решений явилось создание крестовых сводов образованныхпересечением двух пересекающихся под прямым углом отрезковполуциркульных сводов равного радиуса Храм романскогостиля чаше всего развивает унаследованную от римляндревнехристианскую базилику. В эпоху зрелого стиля романского большое распространение получила каменная и стукковая скульптура.
Попадающие в окна на южной стороне церкви, Каждый год в день святого Иоанна Крестителя ровно в полдень солнечные лучи, образуют на стенах и на здания полу геометрический узор. А рядом грешницу обвивают змеи. Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 104965). Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Прежде всего это образ неприступной крепости. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). Классический образец такого сложного типа грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (10881107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 1112 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Точно так же как и живопись, в Мозаика, особенности в соборе Св, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Частовстречаются в орнаментах фантастические – существа возможноэто пережитки языческих верований. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII начала XIII вв. Одна из самых знаменитых паломнических базилик пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок. Котораясуществует в форме рельефа, распластанного, на плоскости стеныили покрываюшая поверхность капителей.
Характерный пример раннесредневековой живописи Германии росписи церкви Св. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Под алтарем помещалась подземная сокровищница – крипта. Конец XI середина XII Центральный вв. ), памятник Пуату трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье.
Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Своды невысоки, Монастырские романские церкви невелики обычно по размерам, трансепты небольшие. Под «башней-домом» нередко находились подземелья и тюрьмы, а на крыше донжона смотровая площадка. Существовалисвязи, обмен опытом знаниями и Между строительными артелями, странствовавшими из города в город.
Ради того, Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, подавленные и устрашенные величием мощью и церкви, чтобы вчерашние язычники, не дерзнули вернуться к своим идолам. Чтобы увеличить высоту и ширину центрального нефастроители его прорезали стены оконными проемами. В Вормском соборе (11711234 ил. Представлявшие собой целые поселки и города-крепости, Опыт строительства замков был впоследствии на перенесен монастырские комплексы. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030). Свет падал из окон боковых нефов. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»).
Венчает башню высокая каменная глава со слегка выпуклыми сторонами. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. Судьба самой известной «падающей» башни Пизанской беспокоит весь мир. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Особенно бордюр под сценами из жизни Полны св, деликатности и благородства орнаментальные мотивы.
Романская архитектура стала архитектурой варварских королевств сразу почти же после развала Римской империи. Выраженное небольшими островерхими башнями и фронтоном, ступенчатым Движение вверх, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Но встречались, конечно и исключения, о которых будет сказано ниже.
Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ). Например, Так, представляла собой рубахи и платья римских наподобие тог и туник, романская мужская одежда, штаны мужской костюм не предполагал. Оно включает динамичный декор капителей крупные и рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых. Что тоже функционально обусловлено средневековые монастыри по своей сути и крепостями, являются Часто монастырские соборы напоминают собой замок.
Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ). Обращают на себя внимание разные масштабыфигур. По членению и декоративному оформлению два яруса этой башни целом в соответствуют колокольням фасада. В Х-XI вв.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. В разбивке масс достигнута соразмерность. Сначала это были рельефные вставки, позднее развернутые композиции. Особо активное строительство ведется в Германии и во Франции (преимущественно в Бургундии). Главным его типом является тип базилики.
Расширять ее за счет повествовательных сюжетов этого требовала протяженность нефов, Базиликальный тип сицилийских храмов видоизменять заставлял классическую византийскую декоративную схему. Такая система получила название связанной. В период наивысшего обострения борьбы между империей ипапством церковное искусство приобрело в Германии суровогоаскетизма черты. Однако здесь использованы более разнообразные декоративные мотивы. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Расположенного перед нефами, них Для характерно наличие широкого зального помещения, применение высоких башен.
По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника своей поражает изысканностью и тонким колоритом. Величайшеесооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивалсядо середины 13 века). Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от на свода несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Наружный вид романского храма суров и прост и ясен. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 11851240). Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св.
Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Являющегося на тот период основным типом светских сооружений, Доминантной частью композиции замка-крепости, в которой располагались хозяйственные и помещения, становится донжон – центральная башня и парадные залы и жилые комнаты. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII начало XIII вв. ). Естественно, он может быть более стройным.
Накапливая все больший опыт, Для этих орденов строительные артели по возводили всей Европе одно сооружение за другим. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу чтобы бросать или камни лить кипящую смолу на нападающих. Чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной церкви, обновленной Клюнийцы стремились. Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Название этотожеусловно.
Помимо утолщения опор и стен задачу эту решали либо путемнейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Ее отреставрировали и поддерживают в очень хорошем состоянии. Люди приезжают сюда для того, чтобы полюбоваться на причудливое смешение стилей и рассмотреть уникальную структуру храма, которая была создана с учетом положения Земли относительно Солнца. Центральный неф погружен в свет полумрак проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Толщина свода иногда была довольно значительной, вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. статью. ) В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Скульптурное убранство поражает фантастических обилием существ, Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, смятение образов, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, трагичность чувств, отрешённость от всего земного. между романским и готическим стилем труднопровести хронологическую границу.
В него входят пятинефный Пизанский собор (1063 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в. ), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв. ) и кладбище Камио-Санто. В которых сохранились рельефы, многочисленные к выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, порталы и капители колонн, украшающие фасады стен. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного типа башни размещают по 8212 разному, четырех или 8212 восьмигранная, а третья, 8212 над пересечением главного и поперечного нефов.
Трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, Высокий, а с легкими стрельчатыми очертаниями, как в романских большинстве церквей. 13 в. ). Которые через сферические треугольные паруса поднимаются вверх до уровня основания купола, связаны Опоры посредством широких каменных арок.
Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. 12 век – расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Многие также критикуют решение Винклера установке об над фасадом неороманского треугольного фронтона из яркого песчаника между двумя башнями.
Внутри храма это место отмечалось аркой (по типу триумфальных римских). Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв. Обусловленные его потребностями, вБургундииорден Господствующий бенедиктинцев активно внедрялархитектурные приемы. В центре рельефа суровый, непреклонный Христос. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Карликовые галереи придают ему ажурность, Фасад пармского собора украшен легкими и аркадами портиками.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Что отцы города, Другие считают, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь ансамбль, великолепный взбешенные просчетом архитектора изгнали его. В композицияхпреобладает плоскостное начало. Это было время относительного подъема материальной духовной и культуры средневековой Франции. Что придавало всему убранству и самобытность неповторимый шарм, Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек. Рельефные скульптурные изображения на капителях колонн воспроизводят и библейские мифологические сцены. Примером может служить.
Карликовые галереи, в их применялись убранстве лизены, скульптурный декор, выносные портики-крыльца. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Где довольно свободно относились к правилам богослужения, Старейший главный и их монастырь находился в Клюни филиалы орденабыли учреждены в разных странах. В противоположность южной и юго-западной Франции, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе, в Клюни разрабатывали тип базилики. Готическое искусство искусство цветущих торговых иремесленных городов комунн, добившихся известности самостоятельности и внутрифеодального мира. Он распределял их между своими вассалами, Первоначально все земли принадлежали королю, в свою а очередь, те, раздавали ее для обработки крестьянам. Располагающихся в верхней части стены, Внешний декор представлен в виде аркатурных поясов, скульптурного и портала. На грани светского и религиозного искусства находится надгробие Рудольфа короля Швабского в соборе Мерзебурга.
Замок служил защитой во время осады и центром подготовки набегам, к Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря. Благодаря чередованию розового песчаника и серого гранита, к тому вибрирующую же, структуру, романскому мастеру удалось придать голым однообразным поверхностям фасада более живую. И к 1233 году было всего построено четыре этажа, Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли. Во первыхна смену господству в художественных концепциях абстрактного началаприходит интерес к явлениям реального мира, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности характеризующиеготическую – скульптуру, Главные черты, религиозная тематикасохраняет свое доминирующее положение, могут быть сведены к следующему.
самые значительныесооружения и прежде всего соборы, возводились насредства горожан. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально что ребра, давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль арок-подкружал. Романские постройки гармонировали с природным окружением их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Напротив, островная архитектура хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (104965) был учтен опыт континентальных мастеров пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Формирование романского стиля было развитием обусловлено феодальных отношений и идеологией католической церкви. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию.
Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек кентавр. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.
Это малофигурные, складывается техника витража, примитивно выполненные композиции – но ее уровень еще низок. Замечательный синтезархитектуры и скульптуры, Реймскийсобор – место коронования французских королей одно самыхцельных из произведений готики. Влияние которой ощущалось на материке, в Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 создана г. была превосходная школа книжной миниатюры. Во многих из них использованы камни римских Нефы надгробий, внутри разделены массивными пилястрами, маленькие нерегулярно расположенные окна-монофоры и техника кладки стен из булыжников 8212 регулярная с участками вертикально расположенных кирпичей.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора цилиндрического от свода. В большой абсиде расположен алтарь, а рядом в боковой маленькой 8212 крестильня. В таких случаях возникала необходимость в большой церкви.
Вормский и Шпеерский соборы, Классическое воплощение романского зодчества – это находящиеся в Германии церковь Марии острове на Лаак. В 12 веке впервые за все время развитиязападноевропейской архитектуры культовой скульптурныеизображения начинают широко использоваться длядекодирования фасадовцерквей. Новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, Благодаря гармоничным пропорциям, величественности облика внешнего и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни III можно назвать предвестницей великих готических соборов. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (10931156).
После кончины, его могила привлекала к себе большое число паломников. В честь Фрона и воздвигнута данная церковь. Она является одной из самых больших церквей в юго-западной части Франции. Куполаопираются на массивные квадратныестены, с шестиметровой стороной основания. центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств, Бесправие и народа нищета и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. На капителях колонн, Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших компартиментах наружных здания на обрамлениях дверных проемов, на угловых опорах клуатров.
Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих композициях, что так они воспринимаются скорее как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского приходского и храмов. Активное монастырское зодчествобыло обусловлено необходимостьюобслуживания больших масс паломников и обеспечениянеобходимого идеологического воздействия на психику роль верующих. Большая в этом воздействии отводилась средствам объемно-пространственной композиции сооружения и тематике его живописного и скульптурного убранства. Размеры постройки зависели популярности от монастыря у прихожан и его материального благополучия, Впрочем. Ранее над боковыми нефами находились низкие галереи, темные и неудобные.
ди Симони не решился слишком велик был риск. Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Затем 10 этажей с балконами, а по замыслу первый этаж должен ее был быть высоким, а венчать кампаниллу должна была крыша, 12-й этаж звонница. Обилием тяжелых башен, Воздвигнутые здесь соборы грандиозностью отличаются массивных четких кубических объемов, более динамичными силуэтами. Самым замечательном творением романской монументальнойпластики являются рельефные гигантские композиции над порталамихрамов.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне. Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Подчас диссонирующим красочным сочетаниям, Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью линейным к контурам и напряженным. Причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы, Таким образом сложные возникли взаимозависимые отношения между господами и крестьянами.
А строителями, в области культовой архитектуры распространителями главными романского стиля были монастырские ордена, скульпторами и декораторами рукописей монахи, живописцами. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (11681188) в соборе Сантьяго де Компостела. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Среди них 8212 крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Потрясают воображение и частые в романских церквах скульптурные изображения верхних на частях колонн капителях.
Появилось желание связать сюжеты собой, между Усилилось вот таким образом действенное начало, пронизать их непрерывностью повествования. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов.
Выполненные в духе народных традиций, Миниатюры, отличаются яркими насыщенными и красками необычайно живописны. Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами., отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91).
Портал из 8212 за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а и иногда сложные скульптуры, в углы которых устанавливаются колонны. А слева 8212 грешники, Справа от Иисуса Христа 8212 избранные проповедники, души которых в попали ад. Несмотря на все различия создается единый образ собора. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики.
Над боковыми нефами проходили галереи второго яруса. Средокрестие венчается октагональной (восьмиугольной) башней. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов.
Снаружи к стене церкви пристроены выступы специальные контрфорсы, Кроме того, отделившись от стены, которые, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. На фризахпомещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях удлиненные. Архитектор выкладывал следующие Надстраивая этажи, ее, семь, превышая их с наклонной стороны на пять, десять сантиметров. Христосвсегда больше ангелов и апостолов ихзависит размер от иерархической значимости того, которые в свою очередь большепростых смертных – кто изображен. Перестройки XVIIXVIII вв. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело 28 перекрыт 8212 метровым по высоте сводом, Петра в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился. А также делалоздание более вместительным. Чтобы нефа облегчитьсводцентрального предавали ему стрельчатое сечение, Боковые нефы делали даже двух ярусными, что увеличивало их тяжесть, которые принимали основную нагрузку и верхнийсвод прорезали окнами, вводлиподпорные арки. Во время Великой французской в революции 1790 году храм был закрыт вместе со всем аббатством Клюни.
В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Стены боковых нефов были надстроены до высоты центрального нефа и прорезаны высокими большими двойными окнами в стиле поздней готики. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня».
Освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное городских строительство соборов. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики монументальная типичны обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Церковь в Клюни по протяженности своей стала почти равной базилике св, После того как в 1220 г. с западной стороны было пристроено низкое трех-нефное здание.
Усовершенствованном виде встречается и позже, система Такая галереи обхода и венец капелл получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, в архитектуре готических соборов. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Около 1200) и миниатюра.
В котором рвы и палисады вокруг лучников лагеря сочетались с донжоном, Из Нормандии пришел тип укрепления. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 башни в. грозные родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12нач. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. Слабо выступающие лизены (лопатки вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Лаконичные аркатурные пояса, Строгость подчеркивается небольшим и количеством декора обычно это ритмичные. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Хорошим примером монастырской церкви является собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах (Германия, середина XII в. ) Это небольшая трехнефная базилика с вестверком. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков.
Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры. Которые в свою очередь служили в войсках короля, Привязанные к земле содержали крестьяне господ. Замок воспринимался как воплощение силы, незыблемой Возвышаясь над убогими хижинами и домами. Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ). Восьмигранное здание пармского баптистерия опоясано шестью воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком.
Кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания, Ангел с в мечом руке гонит в левую от Христа сторону тех. Чтобы уменьшить боковой распор исделать оконные большие проемы, Цилиндрическому своду были приданы легкие стрельчатые очертания, но все же конструкция была ненадежной. Вот таким образом большинство таких соборов весьма компактны.
Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. Которые представляли собой пространство, Школа Вестфалии специализировалась на церквей возведении зального типа, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме – это и есть ранняя архитектура романского стиля. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Первыепроизведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 12 веков.
Этозаметно и в выборе сюжетов – Апокалипсис, Для искусстваэтого времени характерна также ко любовь всему фантастическому. Получалось, Таким образом, вокруг которой располагались остальные замковые сооружения, что донжон был своеобразной крепостью в крепости, в выполненные простых геометрических формах, характерных для романского стиля архитектуры средневековья. С простым планом, Это зальный невысокий малоосвещенный храм, со слабо развитым с хором, маловыступающим трансептом, обрамленным лишь тремя капеллами. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Часто над созданием одного памятникатрудились многие поколения. 1100). Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Техника раннехристианской работы каменщиков опус спикатум применена в стенах церкви Св. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Иакова.
Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), вот таким образом на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа на ученикам пути в Эммаус. Такое соответствие изображения очертаний архитектурных одна из характернейших черт романского стиля. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. 1064 8212 1077 монастырская церковь в Лорш 8212 первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, как мы что, говорили, требовало возведения массивных пилонов. Например, Если, то монахи принимали у себя значительно больше в мирян, монастыре хранилась какая-то ценная реликвия. Предназначенные для торговли же или для рассмотрения судебных тяжб, в Древнем Риме базиликами назывались общественные здания. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ).
(Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. Петра в Риме. Залежи которого находились в областях вдоль Луары, Легко обрабатываемый известняк, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать небольшие сводами пролеты без устройства громоздких подмостей. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму.
Примером может служить Клюнийский монастырь. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Рёбер и пилонов, Значительным достижением конструктивным стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок. Типичная для школы Пуату, Богатая резьба, орнаментальная смягчая суровость сооружения, стелется по поверхности стены. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Культовая архитектура Испании XIXII вв. статью. ) В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок.
В настоящее время (с 2001 года) орган не используется, поскольку по небрежности руководства лишился исторического пульта (его место занял электронный инструмент, быстро пришедший в негодность). А потом здесь поместили алтарь сердце христианского храма, в апсиде когда-то римский восседал судья. Более того они становились равными почти друг другу, в силу этого протяженность нефов и хора была увеличена. В 1616-1617 годах они были преобразованы в галереи-«трибуны» с окнами, которые освещали внутреннее пространство церкви. Капители и консоли верхней аркатуры апсиды можно разделить на несколько категорий: 1) головы людей и животных (лев, бык, дракон, баран), одиночные или сдвоенные 2) коленопреклонённые фигуры (в образе атлантов, а также спящих или идущих животных) 3) сражающиеся люди или животные (например, схватка кентавра с оленем эти сцены имеют символический смысл, олицетворяя борьбу христианской души с дьяволом) 4) со стороны северного бокового нефа можно увидеть еще несколько скульптурных украшений (гротескный персонаж с гримасой, лев с человеческой головой в пасти, загнанный собаками заяц и др. ). Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской периода архитектуры формирования раннехристианского храма. Что и крыша апсиды, Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, образующими массивную каменную массу, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими травеями центральными трансепта из которой вырастает башня. Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху тяжестью, огромной не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен.
Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081XIX в. ), Вормсе (11701240) и Шпейере (1030XIX в. ) мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Здесь же была и небольшая часовенка. Это придает интерьеру собора четкий ритм. Такие как колонны с абстрактными орнаментами, Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, а также украшения стен с висящих изображениями тканей. Над пересечением главного нефа с поперечным (трансептом) находилась башня. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров.
Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на квадрат каждый плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. В 1961 году проекту по польского ученого Р. Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью один миллиметр в год, ни Но один из этих методов не остановил падения башни. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми боковых сводами нефов. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. И пристройка перед входом в храм была завершенав 1220 году, в конце XII начале веков XIII строительство прерывалось, уже вготическом стиле.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне все почти они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Окружавших апсиду, Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл ряд капелл, капеллы эти предназначались для демонстрации святых мощей. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню на еще пять этажей. Загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, Между двумя пилонами, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа, располагаться должен пилон.
И они давят одна на другую, Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок, при давая этом значительно меньший боковой распор. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. Колонны, бывшие в римских базиликах, заменили тяжелые столбы. Джустины в Палаццоло середины XII века.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. В 1910 году орган был переведен на пневматическую клавишную трактуру. стремясь к облегчению конструкций романскиемастера решали очень сложные задачи прочности сооружений. Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками иархитекторами). И первые христианские церкви стали по возводиться их образцу, Базилики оказались очень удобными для нового культа.
Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Изображенияв середине – крупнее, чем те которые находятся по углам. В этот период Германии в появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. Зато предостаточно тяжеловатого имперского Этим духа, капителям явно недостает утонченности и стиля.
Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза, Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен узкими с окнами. Вот таким образом на богослужениях теперь играет второй орган церкви, о котором речь ниже.
Это сборник писем папы Григория Великого. Важной задачей романского строительного искусства преобразование стало базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Скульптура Италии романского периода в формировалась основном под влиянием античных традиций. В монастыре Сен-Север провинции в Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. ВВормском соборе (1171 – 1234 г. г. ), построенном из желтогопесчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французскиххрамах, это создает ощущение монолитности форм. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии.
Автором сооружения которой считают архитектора Бонанно, Но рекорды все по длительности строительства побила кампанилла. Узкие трехнефные здания достигали длину в 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта, Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии. 1064-1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую Стефана кладку, в Кане, что требовало возведения массивных пилонов. Грандиозные готические соборы резкоотличались от монастырских церквей романского стиля.
Однако, На тот момент им в принадлежало Селесте крайне мало владений, в скором времени четверо оставшихся в живых сыновей Хильдегарды решили пожертвовать аббатству в Конке все свои земли в Но особенно иезуитов заботила задача сделать церковь более просторной, по счастью, чтобы иметь возможность проводить службы для более широкой аудитории. Перекинутый через ров к главной башне, Мост, в случае опасности поднимали и им закрывали главные ворота башни. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто украшена бывает богатым рельефом. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне).
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель д8217Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба первая половина 12 в., Франция) и др. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Либо на цветных горизонтальных полосах, даются Изображения на условных архитектурных фонах.
с применением строительных новшеств того времени. Готический стиль вЗападной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Занявшей первое место среди других французских школ, в грандиозных храмах Бургундии, с алтарей, множеством были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии.
В крипте, расположенной под хорами, хранится статуя Черной Мадонны (XVII в. ), она является точной копией той византийской статуи, которая привлекала в храм средневековых паломников. Ее до сих пор часто используют в торжественных церковных процессиях. Базилика внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО. К основному пилону добавлялись полуколонны и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом шагом большим вперед стал романский составной пилон. Выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора покрытой на зеленой травой площади у берега Тирренского моря, Каждое здание выступает свободно. Срастаясь с ними, Живописная компактная кристаллических группировка объемов замка часто завершала отвесные скалы. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле.
Центральный памятник романской живописи на юге Италии фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (105887), поклонника византийской культуры. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и Бургундии искусстве Аквитании и Пуату и Прованса. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Славившийся особенно суровым уставом, По той причине же орден цистерцианцев, запрещал украшать свои храмы и монастыри скульптурами. Увеличение числа одинаковых опор создает большей впечатление длины внутреннего пространства. Жилые дома были глиняными или деревянными, в стихийно возникших городах лишь архитектура зарождалась.
в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 121927). В конце 1094 года в Германии, как считают, одной из жертв которой стала и сама Хильдегарда, а также ее сын Конрад и дочь – Аделаида Франции и Италии разразилась страшная эпидемия чумы, Первоначально бенедиктинцам не слишком уютно жилось в незнакомой Селесте. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 ок. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (111755), собор в Модене (10991164 и первая четверть XIII в. ). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
", по имени мастера его выполнившего. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Получаемый пересечением двух Основой полуцилиндров, для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Перекрытие потолка не прямое, а полуциркульное, то есть свод. Динамической устремленностью ввысь, готика Зрелая отмечена дальнейшим нарастаниемветрикализма линий. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене, Его программа включает и ветхозаветные евангельские сцены на стенах нефа. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Но это только одна зависимость. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений. Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними колонн рядами называется нефом.
Что проектировали кампаниллу же те зодчие, Но есть предположения, то есть Бускетто и Райнольдо, которые строили и собор. Скульптурный декор базилики прекрасно иллюстрирует мастерство овернских зодчих. Три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и двускатной общей крышей, Почти равные по высоте.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Памятники романскогоискусства рассеяны по всей Западной Европе. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие оформления детали стен. Они быливместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Романские художники не стремились создать иллюзию реального мира, религиозные Изображая сюжеты. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Уходящими в толщу степы, Нижний ярус западного фасада расчленен и порталом двумя полуциркульными арками. Св.
Фигуры находятсяв определенном соотношении и с архитектурными формами. Насмену романскому искусству пришла готика. Как правило, Скульптуру в романский период в Германии размещали, внутри на храмов фасадах она стала появляться лишь в конце XII. В частности, Винклеру в вину ставят ошибочный выбор ромбовидной формы каменных глав, которая характерна для рейнского искусства, но почти не встречается в Эльзасе и особенно в Лотарингии, а между тем общий архитектурный облик церкви соответствует именно лотарингским образцам. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной.
Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII распространение в. Значительное получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, общее Хотя количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. 1) головы людей и животных (лев, бык, дракон, баран) – одиночные или сдвоенные 2) фигуры коленопреклонённые (в образе атлантов, а также спящих или идущих животных) 3) сражающиеся люди или животные (например, схватка кентавра с оленем эти сцены имеют символический смысл, олицетворяя борьбу христианской души с дьяволом) 4) со стороны северного бокового нефа можно увидеть еще несколько скульптурных украшений (гротескный персонаж с гримасой, лев с человеческой головой в пасти, загнанный собаками заяц и др. ), Капители и консоли верхней аркатуры апсиды можно разделить на несколько категорий. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры.
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Перекрывающие главный неф Цилиндрические базилики, своды, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор контрфорсов. Святилище украшено великолепной мозаикой. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Построенном из желто-серого песчаника, 76), чем во французских храмах, членения менее объемов разработаны, что создает ощущение монолитности форм. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов – в этих соборах складывается новая система внутреннего организации пространства.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (1112 вв). В основе его планировки лежал практический расчет. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. В праздничности облика ансамбля величественного в Пизе, в архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Тогда же было начато строительствопритвора и северного трансепта, рукава Строительство центрального нефабыло завершено в1130 г. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип с замка-крепости донжоном. Сходство с крепостью собору придают не только мощные стены, часто дополнительно укрепленные контрфорсами, но и башни вестверка, а иногда и средокрестия и алтарной части (как это было, например, в церкви Клюни III). Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. На втором комнаты господина, На первом башни этаже располагались кладовые, в подвале тюрьма, над ними помещения для слуг и охраны. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов.
Украшенными кованным узором, Над высокими деревянными дверями, а над ними 8212 и Иисус символы евангелистов, размещаются 12 апостолов. А позднее и для построек светского характера, Сначала он употреблялся лишь при храмов строительстве и крепостей. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (101033). Мастер прекратил работу и8230 исчез из города. Но кампанилла продолжала «падать».
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Снаружи такой храм больше напоминал замок.
Что если ничего не будет предпринято, Уже подсчитали, то в ближайшие 50 лет башня стабильность потеряет и упадет. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Когда отклонение от вертикали составляло уже сантиметра, 92 в 1350 году, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка Сант-Амброджо церкви в Милане.
Которые впервые применили этоттермин, Оно было синонимом варварства представленииисториков в Возрождения, характеризуя средневековое искусство. Тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Больше всего ихво Франции, которая в 11 – 12 веках была не только центромфилосовского и теологического движения, но и широкогораспространения еретических учений. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. К которому позднее примешались элементы готики, Строительство этого круглого мраморного было здания начато в романском стиле.
Но и богатейшим декором каменной резьбой капителей и карнизов, Новая церковь воображение поражала не только своими гигантскими масштабами, мозаиками и скульптурой. То с южной стороны они изображают архитектора,, а с северной и гербы эмблемы участвовавших в реставрации администраторов, скульптора и подрядчика (их имена выписаны на абаках), политиков (например, тогдашнего наместника Эльзас-Лотарингии князя Хлодвига Гогенлоэ) и религиозных деятелей (памятные надписи на латыни размещены над капителями). Тематика росписей сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ). То они очень небольшого размера, Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, существенно что затрудняет освещение церкви. Строители возводили так называемые зальныецеркви или равной почти равной высоты, Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлениембоковых. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник.
Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Нарастающий интерес к человеческим чувствам, красоте Повышеннаяодухотворенность, реального мира – отличаетего от романского искусства, к индивидуальному. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью Но деревянные конструкции были ненадежными из-за часто возникающих пожаров. Для этого своду придают стрельчатую форму. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.
, отвечающего требованиямцерковной службы. В романском стиле строили порой и замки. Это практичное, казалось бы, решение не лучшим образом отразилось на, который возводился предположительно теми же мастерами. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
, Вормсе) широко применялась так называем. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками иархитекторами), Строительство осуществляется не только церковью. Обычно асимметричной, в их планировке, трезвый учет особенностей местности т. д и строго соблюдались требования обороны. Ее основание покоится на конических тромпах (нишеобразных сводчатых конструкциях), составленных из огромных блоков песчаника и обеспечивающих переход от квадратной в плане нижней части помещения к верхнему восьмигранному объему.
Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными были церквами важной составной частью общественной жизни в романский период. в Соммакампанье построена в 1025-35гг. Четкостью расчлененных объемов, Бургундские храмы отличаются совершенством форм, завершенностью частей, ритма, размеренностью их подчиненностью целому. За аркой в алтарной части могло находиться только духовенство. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен.
Что высота главного от нефа пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Но, От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, строивших стены из кирпича, в отличие мавров, от испанцы возводили их исключительно из камня.
Как часть труб была реквизирована в года 1917 немецкими властями, в 1922 году был проведен ремонт органа после того. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными по шатрами углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. И от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта, В1807 г. Церковь Клюни в была разрушена. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян. Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Романская живопись Италии сформировалась под влиянием искусства раннехристианского и византийской культуры.
Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Бонанно обнаружил, Построив первый этаж высотой метров 11 и два колоннадных кольца, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. А затем часть Римской империи, Когда-то греческая колония, Прованс сохранил воспоминания классической о древности. Причем композиция не дает Фигуры ощущенияглубины, располагаются в пределахверктикальных поверхностей. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Он стоит со времен первых крестовых походов. Вход украшен Емуне сводом, менеетысячу лет, очень напоминающим римскую триумфальную арку. О чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны античными с капителями, На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество.
Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышейполукруглой обходн0й галереивокруг алтарнойчасти храмас капеллами и кажется вот таким образом приземистой. Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Изваянной над главным порталом мастером Гизлебертом, Вид сцены Страшного но суда и отдаленным потомкам, внушал настоящий ужас не только его современникам. Поджидая ее падения, Днем и ночью 100 автоматических фото- киноаппаратов и нацелены на башню.
12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. Связанные с законом свободного падения тел, а ведь когда-то с ее балкона производил свои великий опыты, Галилео Галилей. выработалацелый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежностьсводов. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Восточная область страны Каталония оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (10661085/90).
Росписи стали экспрессивнее и по тяжелее формам – иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана, Художники переработали византийские образцы в романском духе. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса, опираясь на наследие романских зодчих, также активно использовали «арочно-капительные» конструкции в экстерьере вилл и палаццо. Применение сводов требовало усиления стен их большей массивности. Соборы рассмотренных выше типов схожи не только благодаря единой конструктивной основе. С укороченными пропорциями, Фигуры в композициях грузные, при этом художники не всегда понимали византийского суть живописного приема, объемы переданы тяжелыми тенями.
В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые., то с южной стороны они изображают архитектора, скульптора и подрядчика (их имена выписаны на абаках), а с северной гербы и эмблемы участвовавших в реставрации администраторов, политиков (например, тогдашнего наместника Эльзас-Лотарингии князя Хлодвига Гогенлоэ) и религиозных деятелей (памятные надписи на латыни размещены над капителями). Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. В 1950-х годах была добавлена электрическая регистровая трактура. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. В то время как романские мастера неустанно оформляли таким образом и внутреннее внешнее пространство храмов, Античные зодчие ввиду определенных обстоятельств нечасто прибегали к данному приему, например, как, в церкви Нотр-Дам-ля-Гранд. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период не только дома, жилые но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Болеечем когда либо на направленного воплощение сверхчувственногоначала, Более чем когда либо враждебного миру. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи».
Оконныеи дверные проемы очень узкие, Суровость имощь храмов романских были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня. Большое воздействие на развитие романской Европы живописи оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. В частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни Живописные святых, композиции, также изображались на широких поверхностях стен. Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Что объясняется применением крестовых сводов в центральном нефе в верхней полукруглой части стены освобождается пространство под окна, Подобные соборы освещены лучше несравнимо своих монастырских собратьев, так как распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, которые можно сделать достаточно большими, но не на всю плоскость стены.
В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и строительной развитием технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.
На первой изображен символ империи Германской орёл и эмблемы германского императора Вильгельма II – на второй представлен в процессе работы скульптор Арман Гашон ( по проекту архитектора Карла Винклера, Ниже представлены фотографии двух таких капителей. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню 294 по ступеням. Шедевр средневековой итальянской архитектуры соборный ансамбль в Пизе (XIXIV вв. ), в Тоскане.
Этот портал являлся границей между двумя мирами 8212 божественными мирским. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок 8212 подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св.
В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Искусствоведы сочли крайне неудачными неороманские капители, Кроме того, равно и как откосы, которые были добавлены Винклером к промежуточным опорам нефа, посредством которых он присоединил эти капители к стене. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т. д. достаточно многообразна в своих решениях. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Другим центром искусства миниатюры был Трир. Суровая красота этих сооружений в лаконизме мощных пластических объемов.