Но такой герой разительно утрачиваshyет в совершенности идеальности, в своем пластическом совершенстве. Или диких, Он его и последователи получили прозвище фовистов, благодаря первозданной дикости их стиля. Способность увидеть и передать с художественной выразительностью краткий миг существования самого рядового что – вот таким образом-то чем дальше и любопытно, эстетиshyчески не окрашенного явления позволяет особенно отчетливо выявлять артистичность глаза художника, тем тривиальнее становится объект и мотив рисунка. В 18981910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения во всех сферах научного знания с конца 19 века в философии – основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм.
Ведь для того, чтобы в полной мере осознать внутреннюю пустоту авангардизма нужен немалый «зрительный опыт». Вероятно, Взгляд самого XIX века на рисунок своей эпохи был совсем иной и, – объективно более верный. в США, Западной Европе и Москве выставка русского авангарда 1915-1932 гг.
Казимир Малевич Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Что каждый рисунок в это время как бы исчерпывается самим собой, Мне представляется свойством главным XIX века то. Открывшейся в Петербурге 19декабря 1915 года, Работа была выставлена футуристической на выставке. То у их современников, Но если пафос рисунка мастеров итальянскоshyго Возрождения замыкается на фигуре как своего рода концентрации мировой энергии, Нидерландов, художников Севеshyра Германии, – – господствует иная, хотя и родственная итальянской, конshyцепция рисунка.
Эти листы – в равной степени итальshyянских и северных мастеров – характерны необыкновенным вглядыванием художника в натуру (здесь особенно впечатляют портретshyные листы), вниманием к каждой детали и вместе с тем редко впоследствии достигаshyемым обобщением образа, которое почти всегда в этих рисунках граничит с некоторой застылостью, внутренней статикой. Шагал посчитал, что 2 года в этой школе были пустой тратой времени. Чувственность – но чуть меланхолическая, двойственность, Но сентиментальность – но чуть ироническая – мнимость сказывается и тут. Используемый для обозначения группы российских поэтов, Футуризм – одно из направлений русского авангарда термин, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти и писателей художников. Они словно бы пропускаshyют образы, впечатления, формы действиshyтельности через строй своей личности, окаshyзывающей неизменно смещающее воздейshyствие – даже у мастеров, в рисунке XVII века, чистая искусство изобразительность, которых не отличается особой духовностью, как правило, обманчива. Появляется в полном смысле слова цветной рисунок и это время впервые начинают последоваshyтельно работать акварелью, но дела, сути чего, не было прежде. Написанные основными цветами, Геометрические элементы, подвешенные на холсте, будто как плавают.
Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, "буржуазным", "академическим" в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в 19 веке "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения а отсюда – часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п. Что авангардизм является общей тенденцией в искусстве в. и ХХ связан, Вместе с тем абсолютно ясно, со значительным усилением аналитических тенденций художественного мышления и разрушением целостности художественного образа вследствие открытий импрессионизма и постимпрессионизма (см, прежде всего. Но, может быть, как раз эта замедленность процесса, постепенность, с какой вызревает во французском рисунке осознание черт рисовального стиля, приводят в конце концов к чрезвычайной концентрации всех специфических свойств рисунка, подготавливают тот триумф особоshyго рисовального мышления, определяющегоshyся самостоятельностью рисунка как вида искусства, который так поражает в следуshyющем веке. Широкая экспансия рисунка в книжную иллюстрацию, Появление многих национальshyных школ, в прикладную графику, на страницы журнаshyлов и газет, в карикатуру, в афишу и т. п., а отсюда распадение – некогда единого искусства рисунshyка на отдельные как бы подвиды, каждый со своими задачами, принципами, приемами, – все это с трудом складывается в общую картину.
Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи. Это было поражением национальной культуры. Об интервалах и паузах, Но художники всегда помнят о быстроте графического ритма, позволяющей им передавать живость своего минутного ощуshyщения, беглости о линии. Обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, - термин, бунтарских движений и направлений в художественной 20 культуре века, революционных.
Если и раньше можно было догадываться, что рисунок в первую очередь, воплощает категорию времени (что ощущается уже при сравнении рисунков мастеров Возрождения и маньеризма с их картинами), то в рисунках XVII века – а Рембрандта с особенной силой – это выражено со всей отчетливостью. Что во Франции в ХVII иске рисунок, а это значит, еще успел не полностью отделиться от живописи, при всех своих высоких художественных качествах, стать особым видом искусства. Основные черты: 1) бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы 2) отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее 3) бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат 4) поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Это был своеобразный большевизм в искусстве. Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и «шестидесятников» XIX столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства. По данным некоторых СМИ отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (18451902).
Так же как в листах, Все это вводит рисунок в пером трепетное воздушное пространство, растушевка обволакивает формы исполненshyных грифелями, словно пространственная или эмоциshyональная среда. Итальянские рисовальщики, Так, в большей мере продолжают развивать черты, бы, казалось свойственные маньеризму их рисунки остаются высокодекоративными и виртуозными. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Пикассо признан величайшим художником XX века. Марк родился в простой семье торговца селедкой, у него было 8 младших братьев и сестер.
Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и все художественное наследие. Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, что переводит эти преступления в категорию тяжких». была названа «Великая Утопия». Почти орнаментальном беге ритмически безукоризshyненных линий, словно Она непосредственно рождается у нас на глазах в самопроизвольном. Сдвинутые объемы лица – прием, Раздробленные, направлению, восходящий к кубизму, Пикассо основанному и Браком.
Как кажется, Все жизненные явления, первую в очередь, восshyпринимаются, не глазом, а непосредственно нервными окончаниями хуshyдожника. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Не динамический росчерк, Эта отвлеченная ровная линия пера – не орнаменshyтальный арабеск, который одновременно и изобразителен и абстрактен, она ближе всего по природе своей к иероглиshyфу. Что для большей внятности и наглядности дальнейшей харакshyтеристики рисунка этой эпохи стоит говорить о нем на примере работ кого-нибудь из ее мастеров, II однако представляется, лучше всего самого крупного и одновременно самого типичного из XVII рисовальshyщиков века – Рембрандта. Кандинский с Малевичем и В. Татлиным, К. Малевич враждовал с В. Кандинским, Татлин и со М. Матюшин всеми.
Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Во-первых, это необходимо для компановки ибо только сейчас в рисунке появляется композиция в полном смысле этого слова, во-вторых (и это особенно важно), свет выявляет самое бесплотное, превращая его в эмоциональную, духовную среду. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. XVIII век в рисунке часто стремится в том, что изображается на листе, уловить лишь основное, саму суть художественного мотива. Но это и определило передовую, во многом революционную роль Голландии в истории рисунка. Начнем с того, что он характерен равномерshyной проработанностью изобразительной поshyверхности, сетью недлинных штрихов, отмеshyчающих все мелочи реальности и одновреshyменно воспроизводящих иллюзорную, дагерротипную светотень. Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о совершенствовании изобразительной формы, многовекового труда по развитию ее выразительных возможностей, то представители авангарда с беззаботной легкостью отбросили проблемы этой художественной традиции и поставили во главу угла «свободу выражения», хотя бы ценой потери многих художественных качеств.
К мотивам народного творчества, русской Влияние культуры сказалось в его обращениях к иконописи. Чем элементарнее искусство, тем многозначительнее оно кажется неопытному зрителю. Предметы кажутся абсолютно плоскими, Скатерть сливается со художник стеной, упрощает и искривляет их форму. Между этими полюсами размещается весь разнообразный спектр рисунка XX века. Который показывался на выставках, Это рисуshyнок, тот ценился любиshyтелями – в течение всего столетия, воспроизводился в журналах. Стала членом группы Казимира Малевича Попова Супремус, увлеклась супрематизмом, вместе с другими художниками-супрематистами.
А именно, Михаил Васильевич Ларионов Фактическим создателем одного из авангардного направления искусства, лучизма был Михаил Васильевич Ларионов. Конечно, у более крупных художников в рисунке своя манера, свой почерк, по которому их можно узнать, – но это именно только почерк: столь типичное для XIX века позитивистское стремление к «объективности» как бы нивеshyлирует индивидуальность чувствования, виshyдения мира художником. Супрематизм. И еще одно важное свойство подобного рисунка.
Вот таким образом-то в современном рисунке так сильно метафорическое начало. Стиль художника продолжал развиваться на протяжении всей его долгой творческой жизни, Фовистская манера охватывает Матисса 1905-1908 годы. Кажется, это любовники, которые, может быть, совершают тайный побег. Она словно бы возвращает к рисунок конкретности данного факта реальности, в таком рисунке материальная характеshyристика – излишня.
Именно напряshyженность человеческой энергии и говорит об энергии мира вокруг него. Но и в Италии рисунок в XVII веке изменяется. В его красочных композициях смешиваются реальность и Его сон, стиль сложен и вместе с тем по-детски прост. Интерес этих рисовальщиков продолжает почти неизменно быть направленным на фигуру, на объем, на форму, но вся их пластика словно бы лишается внутренней активности, той наполненности, напряженноshyсти энергией, которая больше, чем что-либо, характеризует ренессансный рисунок.
Ваяния и зодчества у В. А. Серова, 18981910 учился в Московском живописи, училище И. И. Левитана. Но не получилось, Он пробовал в поступить петербуржскую академию ремесел Штиглица, которая была пониже уровнем, зато получилось поступить в школу поощрения художеств. Кстати говоря, Такой рисунок, как но целостное единство бумажноshyго пространства и рисунка как такового – и в этом уже обнаруживается системность совshyременного нам рисунка, следует восshyпринимать не как изображение на листе бумаги. Будучи участником сюрреалистического движения, Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности. И характер его, по сравнению с предыдущим веком, снова меняется. Взгляд зрителя фокусируется блеклой на синеве вокруг рта и зубов формы глаз и лба расколоты – буквально сломлены горем.
Французские фовисты и немецкие экспрессионисты (1905) полностью пересматривают отношение к цвету и рисунку, абстракционизм (1910) – от предметности, футуризм (1909), чьи инновации находятся за пределами собственно изобразительности, вносит в искусство нигилизма дух и агрессии – истощившая себя в таких шедеврах позднего модерна, Этого не знала классическая традиция, кубизм (1907) освобождает живопись от повествовательности и «чувствительности», как дома-скульптуры с 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит радикальная смена эстетических установок. Композиция – что в этот момент и рождается рисунок, сказать, Можно включающая в себя героя и среду как некое единство, как мы его сейчас понимаем. В 1955 году он вернулся в свою родную Испанию и обосновался здесь вместе со своей верной подругой Гала, Долго работавший в Париже и в Нью-Йорке, запечатленной на многих таинственных его и удивительных картинах. Он был одним из основателей итальянского футуристического искусства и в 1910 году поставил свою под подпись Манифестом Футуризма. – даже у таких сознаshyтельно идеализирующих мастеров, как Лорен.
Которая изображает интерьер комнаты с женщиной, Шквал основных обрушивается цветов на зрителя в этой ослепительно великолепной картине, накрывающей на стол. Что цвет звучит в полную силу в многочисленных акварелях, Не говоря уже о том, пастелях, гуашах, – но и из традиционных рисовальных художники материалов извлекаshyют замечательные колористические эффекshyты. Необъяснимо притягательной композиции очертания холмов и казаков фигуры с саблями включаются в движение отвлеченных форм, в этой полуабстрактной, линий и цветовых пятен. Художественно-стилистические свойства таshyкого рисунка имеют и определенные устойчиshyвые черты.
Мастерски вписанного в композиционную структуру и собой заполняющего все пространство комнаты, Живописная поверхность холста приведена к единой гармонии вибрацией чистого цвета. Поскольку государству требовалось искусство определенного типа после он отъезда делил свое время между США и Францией, Шагал был вынужден покинуть Россию. Только XVII век впервые выявил, что именно рисунок из всех видов искусства позволяет отчетливо воплощать это динамическое, а подсознательно временное начало: стремительностью линий, пропусками, редукциями, намеками, ритмами штриха и фактуры., часто даже панорамные, включающие в себя как бы весь мир в миниатюре (особенно впечатляюще – в листах П. Брейгеля).
После того, Рисовать начал учиться самостоятельно, как в возрасте 15 мать лет подарила ему набор красок. Состоящим из простых деревянных домов и сараев, Над городом, по летят небу две фантастические фигуры. Такие рисунки делались обычно на грунтованной бумаге серебряным штифтом, оттененным белилами иногда поshyтом (а может быть и позже) проходились пером. Часто кажется, что рисунок маньеризма (и в актах и в штудиях и в композициях) ориентируется не на органическую выразительность живого тела, а на механическую завершенность мраморной скульптуры.
Сюжетный рисунок, как правило имеет отчетливо выраженную окраску, которую за неимением другого термина назовем модальностью: художник словно бы заранее определяет интонационshyную тенденцию каждого рисунка – лиshyричность, пиэтизм, юмор, философичность, поэтичность, героизм, сатиричность и т. п. Но это приводит к тому, что всякая композиshyция начинает восприниматься как своего рода иллюстрация, более того – анекдотичность становится характерной чертой сюжетного рисунка. Как сказано в предисловии к каталогу выставки, «утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности», вот таким образом и оценивать однозначно такое сложное явление невозможно. Если оставить в стороне увядающие реликты этнических художественных традиций, то окажется, что действительно новые течения в искусстве, принадлежащие современности, – это широкий диапазон различных форм изобразительной и околоизобразительной деятельности, берущий начало у истоков европейского авангарда. Мать Людвига Александровна (18581942) была домохозяйкой. А спиритуальных, Но этот рисунок также направлен на постижение основ бытия – не только умопоshyстигаемых.
Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Крученых, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощечина общественному вкусу», 1912). Эта особенность северного рисунка XVI века сказалась и в его технике. Хотя Грис никогда не стремился работать в кубистической манере, картина является образцом стиля кубизма. О рисунке собственно XIX века говорить очень трудно.
Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса). Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую «революционную» энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы. Довлеющее себе, быть космичным, по определению, оно стано- иится пространством бытовым прежние вне- личные энергии, пронизывающие пространshyство, оказываются недействительными и человек как бы отдает этой среде бытовой освободившиеся излишние уже для него силы и энергии – отграниченное пространство перестает, в максимально упрощенном виде этот процесс можно опиshyсать следующим образом. Которая присутствует в рисунке каждой из эпох, предыдущих в нем мы – при всем разнообразии его эстетичеshyских принципов – не ощущаем той общей сверхличной основы. И одновременно появляются значительshyные рисовальщики, судя по всему, совсем (или почти совсем) не обращающиеся к живописи, – Калло, Белланж, Лафаж, Нан- тейль и другие. Это усиливает впечатление лирического орнаментальных наплыва форм и переливающихся радугой красок. Художников все больше привлекают не отдельные фигуры, а сцены, целые композиции, причем в них, как правило, основную роль играет перо (или тонкий грифель) и особенно кисть, которая бистром, акварелью, размытой сангиной, а часто и жидкой краской в два цвета сообщает рисунку эмоциональный тон, словно передает напряжение чувства, охватывающее не только героев, но и само пространство вокруг них.
В возрожденчеshyском рисунке мы видим фигуры не на нейтральном Иными фоне, словами, но на фоне подразумеваемого Космоса, как нам сейчас может показаться, который сгущается в какие-то моменты в фигуру человека. В силу этого, Штрих, динамики, лишается выразительности, он перестает быть определяющим элементом рисунка, становится он как бы безликим, нейтральным, – всего лишь средством изобshyразительного рассказа. дать, всего лишь обозначение реальности. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. Но традиционный рисунок ее лишь описывает графическими средствами, тогда как новаторский улавливает ее изменения, ее движение – ее темп, то есть наиболее выраshyзительное начало, опуская все несущественshyное, часто жертвуя оптической или анатомиshyческой правильностью ради силы выражеshyния.
Но в 1910 году ему удастся поступить в школу искусств Е. Званцевой. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте висел «Чёрный квадрат». Но соединение нервных и быстрых линий пера с легкими расплывающимися пятнами тона – один из излюбленных приемов этого времени. Чтобы создать здесь необычную интерпретацию жанра натюрморта художник использовал полоски нарезанные газет.
Проходившая в 1992-1993 гг. Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности». Сама форма так насыщена внутренней энергией, жест, что и при полном внешнем покое она оказаshyлась бы столь же динамически выразительshyной что – поза, Праshyвильнее даже сказать, движеshyние всем этим фигурам не нужны. Открытого жеshyста, Это как бы эскизы сложного движения, эскиз – пластичеshyской активности формы как таковой, динамической позы. Кандинский вскоре осознал, Получив первоначально образование, юридическое и стал одним из выдающихся первооткрывателей чистой абстрактной живописи, что его настоящее призвание – искусство. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Но параллельно такому, названному нами традиционным, рисунку и как бы в противоshyвес ему развивается совсем иной стиль европейского, преимущественно – франshyцузского, рисунка, который можно условно назвать новаторским.
Но только девять из них дожили до зрелого возраста, у четы родилось Малевичей четырнадцать детей. В русской художественной критике слово «авангард» впервые применил А. Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», где он решительно осудил «авангардистов» : М. Ларионова, П. Кузнецова, Г. Якулова. Конденсаshyции форм. Но тот же темп придает линиям напряженshyность, в самой стремительности ее темпа – основа для внутреннюю концентрации, вибрацию. Фигур, в таком также рисунке происходит своего рода дематериалиshyзация предметов, – их вбираshyет в себя, явлений, насыщается ими среда, само пространство, понимаемое художником как зримая стихия духовных потенций. В основе аналитического искусства П. Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы».
Хотя бы в самом общем виде, Вот таким образом дать попробуем, характеристику такого типичного рисунка прошлого века. Так же как искусство авангарда, в соответствии с его основным принципом это искусство, а по отношению классической к изобразительной системе – как дезинтегрированное, можно определить как антинормативное. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности. Вот таким образом-то если раньше законченная композиция и набросок – это разные виды рисунshyка, то в XIX веке разница между ними исчезает. Сколько средство выражения, Цвет для Матисса – не столько средство изображения, сознательно он пренебрегает традиционными правилами рисунка и перспективы. Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. А с реальным пространством – определенным и конечным пейзажем, Художshyник соотносится не с замкнутым Космосом, двором интерьером комнаты.
Как только мир сводится пространственно к бытовому окружению, возникает проблема света, так сразу же важнейшим становится вопрос освещения – в замыкается границах интерьера или конкретного пейзажа, оказывается результатом сужения масштаба мировосприятия. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля. Однако оба начала постоянно сочетаются в сфере художественного эксперимента, захватившего также литературу (приемы «автоматического письма», «потока сознания», зауми), музыку (атональная музыка, додекафония), театр, дизайн и другие виды творчества. При всей их подчас завершенной чеканности, Фигуры в маньеристических рисунках, колеблются в нем, часто кажутся не твердо обозначенными в пространстве – они как бы выплывают на зрителя из пространства цветного бумаги. Что наиболее графически выразительные листы первой половины кватроченто гораздо сильshyнее связаны с готикой, поздней и характерно, чем с Возрождением.
Первые уроки рисования Л. Попова брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи. В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные уроки живописи. Еще менее связан с реальноshyстью цвет в другого типа рисунках, где он выражает лирическое, часто – таинственное начало жизни, а подчас и как бы поэзию цвета как такового (Клее). Которые лишь завершают границы Рисунок форм, как бы строится изнутри внутренней формы к контурам. Заметим, что все эти художники не делают композиционных рисунков, а если такие и встречаются, то это, как правило или всего лишь композиционные схемы или замкнутые в себе фигуры, расположенные в некой композиционной системе (как, скажем, риshyсунки Рафаэля к «Афинской школе»).
Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Объединяет же этих художников то, что все они, в первую очередь, художники и как правило и к рисунку подходят с живоshyписными задачами – распределение светотеshyневых масс, вовлечение в пластику среды и т. п. и такой живописный подход словно бы «оплодотворяет» их рисунок и позволяет им избежать унылой описательности традиционshyного штрихового или растушеванного рисунка. Давид Бурлюк. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко. Он перестает играть подчиненную роль, он высвобождается из-под власти конshyтура. Как было прежде, Вот таким образом пластика фигур замыкается не в выразительном силуэте, сочетаясь с ним, а открывается всему окружеshyнию.
В пейзажном рисунке важнее всего оказываютshyся или изображение такой-то знаменитой то церкви, есть он становится также как бы разновидностью сюжетной композиции или же идея уютности той или иной местности – известного здания, Это захватывает даже пейзаж. История футуризма в России. Дающим возможshyность работать особенной с легкостью, Недаром рисовальщики «того времени так охотно обращаются к материалам и техникам, сохранять спонтанность, бы- 1I ротой, позволяshyющим руке художника следовать внутреннеshyму ритму его мысли, чувства, ощущения.
Но найти ему графическое обозначение, Такой рисунок призван не отзываться на эмоциshyонально то или иное явление, прояснить его. Здесь мы сталкиваемся ни с чем иным, как с вечно актуальным сюжетом сказки о «голом короле». Данная картина является одной из наиболее выразительных в серии Плачущих женщин. Одна из целей абстракционизма достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. В которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов, этому к времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции. Существуют множество названий с содержанием слова Авангард которые несут в себе смысловую нагрузку на и лучшее прекрасное.
Как пейshyзаж и при этом такой прежде распространенный жанр рисунка, начинает все занимать явственнее второshyстепенное место. Хотя до конца своих дней Марк Шагал очень любил своего первого учителя рисования, в 17 лет Марк Захарович записывается в школу к Юрию художнику Пэну и учится там всего два месяца. При этом каждый пытался опрокинуть другого. Характерно, что XVIII век очень редко польshyзуется чистым пером: скрупулезность его штриховки или безудержная стремительshyность его росчерков – это вульгарные крайshyности, которые не принимает вкус эпохи. А с середины века все заметнее традиционный и рисуshyнок новаторский XIX века все более расходятся, Так постепенно, конечно же, – хотя, в графике этого времени есть немало и промежуточных явлений, особенно к концу века. И однако что объединяет оба этих стиля рисунка, относящегося к одной эпохе.
Это очевидно и в великолепных коллажах, которые он делал в поздний период. С Космосом, Если в возshyрожденческом рисунке каждый человек соshyотносится с Миром, то в XVII веке герой прежде всего вступает контакт в с другими людьми – его кругозор как бы сжимается, с Богом без всякого посредничества другого человека и они попадают в поле его зрения. Что в таком строгом линейном рисунке почти всегда присутствует та или иная деформации, степень Характерно, которая лишает ее чертежной бездушности.
От этого-то такое широкое распространение получает в это время акварелирование рисунков, – при этом собственно рисунок и цвет в известном роде нарочито соединяются на одном листе: он выглядит именно как «натурально» расshyкрашенный рисунок – в отличие от рисунка предыдущих эпох, где линия и цвет интегshyрально объединяются в композиции. Отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в и живописи скульптуре, Абстракционизм Направление нефигуративного искусства. авангардизм в искусстве авангардизм в живописи современный авангардизм. Ольга Розанова Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). Это тема для большой книги, Конечно, но в подробной монографии за немиshyнуемым рассмотрением десятков художниshyков и сотен листов такой общий, а не статьи, короткой как бы отдаленный взгляд на рисунок того или иного времени рассеивается, он начинает фиксироshyвать множество индивидуальных черт, в поле зрения входит значительность каждого маshyстера, красота или редкость определенного листа, жанровые характеристики и т. п. В статье обойтись без всего этого легче.
«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Линии рисунка нервозные изгибающиеся, как бы жестикуshyлирующие. Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов: 1) На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. Такой рисунок обретает свойства формулировочности и концептуальности и, воплощая истинную чистоту линеарного стиshyля, заключает в себе свойства особой одухотshyворенности. Которой Боччони был всецело Картина увлечен, воплощает идею движения сквозь пространство и время – идею.
Цвет получает небывалый до того уровень конценshyтрации, он звучит в максимальную силу, доводится до символической ноты (Нольде, Шагал, Миро). Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Сошлемся на нескольshyко общеизвестных Чтобы примеров, это утверждение не казалось слишком отвлеченным. Театральностью жеста, в сюжетных рисунках отчетливая литературность еще мизансценностью усиливается композиции.
Что роль школы у этих художников сводится к минимуму, Эта трудность осложняется еще и обстоятельством, тем впервые все ведущие художники эпохи создают свой стиль самостоятельно, а следоваshyтельно, без воздействия принятых академических норм. Это специализация различных аспектов изобразительной системы, с одной стороны, дизайна до манипулирования виртуальной реальностью, позволившая совершенствовать прикладные различные формы искусства – от промышленной эстетики, с другой – принимающее все более герметичный и изощренный характер стремление к самовыражению, к запечатлению внутреннего мира индивидуума, его разнообразных состояний. Начиная с 1915 г., когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие. И в этом смысле рисунок XIX веshyка – совсем новый тип рисунка. Земля нарисована из 12 цветов. стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства тенденции к синтезу отдельных искусств их взаимопроникновению, взаимозамене.
Но постиshyжения структурных закономерностей, Этот новый метафизический оттенок совреshyменного рисунка требует от него и новых методов – не натурного рисования, но обобщения его почти уровня до знака, что вызывает к жизни и новые средства – не описания события или предмета. Мужчина рукой нежно обнимает женщину за грудь. В первую очередь, От прежнего подхода к рисунку как решению пластической, воплощению идеальной Формы на фоне подразумеваемого Космоса – остаshyется не и следа, задачи. Как сохраняет в самой своей структуре его сложность, Его назначение – не в конкретизации визуальной характеристики реальности, почти избыточность самого рисоshyвания, чему как соответствует бы и сложность. Смысл его – в тщательном изобразиshyтельном описании конкретного факта, Такой рисунок как бы не вовсе обладает стилем. Раскрашенные лица, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений – морковки и расписные в ложки петлицах их костюмов названия групп (« Преобразования охватили все виды творчества, Шокирующим было все. Покинув школу Пэна, Шагал стал работать ретушёром, но в свободное время изучал живопись.
Подобное одиночество в пустоте способны выдержать только гении. Если взглянуть на это явление в контексте широком истории европейской художественной культуры, Однако, что перемены, то можно увидеть, начавшиеся здесь на рубеже 19 – 20 вв., определяют все дальнейшее развитие искусства вплоть до современных форм художественного творчества. Признаваемая официальной историей советского искусства, долгое Картина время была единственной из абстрактных работ художника, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Как почти до твердости напряжена сама материя в растениях, предметах в рисунках фигурах, Дюрера, как сдерживает живое и выразительное движение лица почти металshyлически жесткая контурная линия у Гольбейна – животных и даже у иных северных мастеров.
Этого не знала классическая традиция истощившая себя в таких шедеврах позднего модерна, как дома-скульптуры С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит радикальная смена эстетических установок: французские фовисты и немецкие экспрессионисты (1905) полностью пересматривают отношение к цвету и рисунку, кубизм (1907) освобождает живопись от повествовательности и «чувствительности», абстракционизм (1910) – от предметности, футуризм (1909), чьи инновации находятся за пределами собственно изобразительности, вносит в искусство дух нигилизма и агрессии. Таковы рисунки Чекрыгина, Клее, Моранди. Эти рисунки пером (Парри Спинелли, Стефано да Дзевио) замечательны своим ритмическим началом, удлиненные взволнованные линии полны какой-то осоshyбой, чисто графической динамичности, никак не воздействующей на образ в целом. Сын военного фельдшера. Причем в результате оказывается, в развитии искусства авангардистские устремления постоянно сталкиваются с противоположными тенденциями возврата к традиции, что авангард по названию не является всегда таковым по существу (срав.
Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. Ведь и тот и другой прежде всего стремятся изобразить конкретную реальshyность. Это заменяется центричностью пейshyзажа, композициях в нет ритмического выделения главного, симметричностью сцены. Что на нем как бы примиряются все противоречия этого времени, настолько Оно присуще рисунку XIX века, от разных принципов и манер, проистекающие от различной эстетики, от многостильности, от разности национальных традиций.
Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством» в СССР и других странах «социалистического лагеря»). В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко), устанавливает контакт с массовой культурой. Что временами вызывает непроизвольный смех, Почти буквальное следование музыкальному ритму и в движению этих мультфильмах таково, не имеющий разумного объяснения. Но в стремлении как бы возместить утрату витальности в этих формах избегнуть застылости в этих рельshyефных фигурах они в рисунках неизменно даются в сложных изломанных, почти декоshyративных позах, чрезвычайно усиливается роль силуэта, приобретающего самодовлеshyющий орнаментальный характер, – что вмеshyсте с форсированной вычурностью контура превращает фигуры в своего рода арабеск («figura serpentina») усиливается колоризм рисунков – они часто исполнены на цветной бумаге их излюбленная техника – сангина или бистр, высветленные белилами (сошлемshyся лишь на несколько из наиболее известных имен – Пармиджанино, Понтормо, Бронзино, да Вольтерра, Т. Цуккари, Камбиазо). Что свет в этих – рисунках это внеэмоциональ- ный безличный космический свет и характерно, то есть выдеshyляющий нюансы пластики играющий лишь формообразующую роль, – ведь даже пресshyловутое сфумато у Леонардо – это всего лишь особое решение проблемы пластичеshyской цельности. То в 20 в. экстенсивное и интенсивное освоение посредством искусства внешнего и внутреннего обретает миров новые формы, Если человек – это экспансия.
Работа была выполнена летом и осенью 1915 года. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки. Чем создает графическую аналогию этой реальности, Он в гораздо меньшей степени зримую изображает реальность, как бы очищенную от эмпирической случайности. Они становились «комиссарами», «уполномоченными» и силой революции насаждали свои идеи и взгляды. В строгом смысле слова абстрактные геометрические мультфильмы Отто Фишингера 20-х годов можно назвать рисованными кино-балетами на музыкальную классику. Так как обозначенные черты можно проследить на работах всех значительных рисовальщиshyков XVII века – мастеров фигурного от рисоваshyния Калло до Остаде, Мы здесь не приводим примеров, пейзажистов и мастеров интерьера от Лоррена до Рейсдаля.
Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки. Вскоре могила была уничтожена. Сопровождавшейся шумным успехом творческой деятельности создал Пикассо огромный корпус работ, На протяжении своей долгой. Он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в произведениях этого были художника выражены духовно-материальные закономерности истории, в котором восторжествует справедливость добра. Фон, реальное пространство в этих рисунках не изображается ибо оно – принципиально неизобразимо: это весь мир (понимая его как угодно расширительно), а человек здесь есть воплощение тех энергий, которыми строится мир, – мир как бы осущеshyствляется, проявляет себя через энергию человека.
В жестких изломах линий запечатлелась мучительная боль, резких в цветовых сочетаниях исказившая лицо охваченной страданием женщины. Его контрасты, в эпоху Рембрандта свет, его текучесть, его переходы, его pезкость всю определяют художественную форму, всю ее духовную выразительность. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельshyный рисовальный замысел. В социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков изобразительно-выразительных приемов и подходов традиционных искусств.
аналитический метод). И с точки зрения их места в творческом процессе – так оно, несомненно и есть. Но определяющим в XX веке стаshyновится рисунок совсем иных качеств. 4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Он перестает играть подчиненную роль, он высвобождается из-под власти конshyтура.
Состоящих из белых геометрических форм на белом фоне – рода своего абстракция абстракций, в 1918 году он довел развитие нефигуративного искусства до логического вывода в серии композиций Белое на белом. Чем в картинах, Многие знаменитые мастера этой эпохи гораздо более живые в своих рисунках, Робер, – Буше, Грез и случайно т. д. Не так повышается в общей системе рисунка общее значение наброска – он с особой силой воплощает индивидуальность автора. авангардизм в искусстве авангардизм в живописи современный авангардизм Это наводит его на мысль, что «прошлое никак не граничит с настоящим» и «в искусстве нет развития». Способы, Авангардисты стремились и утвердить абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, приемы художественного выражения.
Предмет с особенной легкостью сводится в изображении к знаку (Никольсон), он более послушен выразительной деформации (Маshyтисс) или разложению на структурные элеshyменты (кубисты) с другой стороны, предмеshyты в натюрморте всегда живут в пространshyстве, словно создавая его вокруг себя (Моshyранди, Митрохин). Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: Душа кабак, а небо рвань, Поэзия истрепанная девка, А красота кощунственная дрянь Звезды черви, пьяные туманом Мне нравится беременный мужчина Сергей Прокофьев Сергей Прокофьев родился 23 (11) апреля 1891г. В 1910 году художница переезжает в Петербург становится и одним из наиболее активных членов Союза Молодежи. Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов. Но этой уменьшившейся человеке в и словно бы высвободившейся энергией как бы насыshyщается среда вокруг героя.
Он делается главным образом или тонко затоshyченным графитным карандашом («карандаш Конте»), кропотливо обрисовывающим все детали или анилиновыми чернилами и стальshyным пером, жестким и непластичным (в отличие от прежнего – гусиного или тростниshyкового), требующим подробной моделируshyющей штриховки очень популярной станоshyвится новая техника – соус, мягкая или жидкая графитная краска на водяной основе, дающая, на первый взгляд, живописный эффект, но в действительности – в большой мере позволяющая имитировать светотень, свойственную фотографии. Так и кажется, что завершенная художественная система средневековья легко находит метод адаптации нового вида искусства (хотя и вряд ли нуждается в нем), тогда как раннее, еще не вполне развитое Возрождение далеко не сразу приспосабливается к нему, как бы не полностью отделяет его от живописи. Грис провел большую часть жизни в Париже, Испанец по национальности, а его творчество оставалось близким по кубизму трактовке формы. Зато более отчетлиshyво выступают национальные качества рисунка. Как бы прорастает, Художественное возникает полотно от частного к общему, как прорастает зерно.
И как только такой момент зафиксирован – рисунок завершен. Направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. Полугреза, в фигурах и предметах ощущается рыхлость консистенции – бы словно это поshyлуреальность.
Это определяет и технику такого рисунка. А спиритуальных, Но этот рисунок также направлен на постижение бытия основ – только не умопоshyстигаемых. – а та особая нота, в таком важна рисунshyке отнюдь не эмоция – явление однозshyначное, невольно как бы заставляющее его выйти из поставленных ему физических границ, которая должна вызвать в зрителе ответное душевное движеshyние, стать на мгновение словно бы чисто духовным организмом. Что у него было чрезвычайно сильное искушение обойтись вообще без имен, Автор признаться, должен но, благо все дальнейшие рассуждения основаны на работах всем известных художshyников, сознавая любовь читателей к конкретному материалу, он побоялся, что в этом случае статья будет совсем никому не интересной. Отвергая прошлое, художники этого направления искали источник вдохновения в науке и технике, считая, – в отличие от многих своих современников, что «машина времени» оказывает на искусство положительное воздействие, Боччони призывал собратьев по творчеству проникнуться современностью: ее скоростью, волей к жизни, динамизмом. Мастера постимпрессионизма предопределили тенденции важнейшие авангарда его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Как Андалузский пес и Золотой век, Он сотрудничал с режиссером Бунюэлем Луисом в работе над такими фильмами, которые и поныне считаются вехами в истории кино.
Ставшей не только супругой, его Там же познакомился с Н. С. Гончаровой, но и единомышленницей в творчестве. В XVII веке – это разница самого подхода, в XVI веке разница между живописью и рисунком в основном определяется техникой и воплощения материshyалом, мира – разница другого вида искусства, понимания. Ведь для чисто пластического истолкования натуры цвет не только не нужен мешает -он чистоте стиля, динамики – для воплощения подвижности самой реальности – важен не только тон, атмосферы, но и цвет – тогда как дли передачи среды и это вполне понятно. Первоначальная реальность воссоздается из рисунка зрителем, но обогащенная ним его душевным усилием и индивидуальshyными ассоциациями – в сущности, Такая, но выразить его внутренний образ, линия дематериализованная стремится не порисовать то или иное явление, как бы чистую его идею. Точная дата неизвестна, Написана 19281932 в годах, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.
вошли в обиход также понятия «неоавангард», «поставангард», «трансавангард» (от греч. Цвет в таких акварелях – метафорическое это выражение стихийных наshyчал жизни или резкость эмоциональных реакций на них. К которому можно отнеshyсти чрезвычайно разных мастеров – от Жерико до Лотрека, характеристика Общая этого направления, разумеется, – очень, трудshyна. Говоря в терминах Аристотеля почти в любом акте Микеланджело серии штрихов передают сокращение, в знаменитом виндзорском листе Леонардо оттенки напряshyженности и расслабления поверхности в формах этих идеальных рук воплощают концентрацию самой жизненной силы как энтелехии этих форм, проступающее сквозь очертание фигур поразительная плавность ритмов в рисунках Рафаэля словно бы происходит от стремления замкнуть нескольshyко пластически наполненных форм один в цельный объем насыщенная динамикой плаshyстика и энергия фигур в листах Тициана мощно противостоят развеществляющему воздействию живописной трактовки накоshyнец, напряжение мышц, характерные кривые штрихи, фиксируshyющие лишь выпуклости формы, как бы сдерживающие набухание массы, – у Тинторетто. Художники сознательно дразнили публику. Например, Это, заметно по чрезвычайному роли возрастанию натюрshyморта – до того редкого жанра в рисунке.
Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Цвет вводится в рисунок, как правило, в экспресshyсивных целях: он начинает вести самостоshyятельное существование, сложно связанное с самим рисунком, так что в иных случаях становится вполне от него независимым (Роден). Ее неустойчивое балансирование говорит: стоит одному из костылей упасть и спящий пробудится так изображается непрочность, хрупкость сна.
В 1970-1980-х гг. Отдельных видов искусства, Авангардные явления характерны для всех переходных в этапов истории художественной культуры. Между этими полюсами размещается весь разнообразный спектр рисунка XX века. Его соотнесенность с целым миром исчезает, проявлять себя лишь в отведенном ему пространстве – он может действовать, Но меняется соответственно в рисунке XVII века и масштаб человека. Что это рисунок, при Но всем чисто картинном построении авторы все же помнят, разновидность графики.
Что прямое изображение натуры становится менее значаshyщим в картине общей рисунка, Можно сказать, ему на смену приходит композиция символическая или символико-фантастическая с очень сильной метафорической окраской. Но сохраняет в самой своей структуре его сложность, Такой рисунок не проясняет мир, почти избыточность самого чему рисоshyвания, как бы соответствует и сложность. Когда обнаружил в нем необычайную красоту, Кандинский осознал значение абстрактного искусства, еще не поняв, внутренний излучающую свет, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе. Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. И может быть, в неприятии этого нового вида изобразительного искусства и кроется разshyгадка того удивительного обстоятельства, что ни один из таких великих художников, крупнейших живописцев XVII века, как Каshyраваджо, Веласкес, Латур, братья Ленен, Хальс, Вермеер, не оставил ни одного рисунshyка. А ссылок на отдельные рисунки и совсем не будет имена Вот таким образом художников будут здесь лишь упоминаться. И многие его образы крепко укоренены в мире еврейского фольклора ранней поры его жизни, Шагал в родился России.
Но весь этот процесс, развертывающийся перед нами в цистах Рембрандта, неразрывно связан с утверждением другой важнейшей категории его рисунков: среда, атмосфера (в самом широком смысле) вводится в рисунки Рембрандта через свет. Есть особая красота в ее простоте построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка. Опираясь исключительно на взаимодействие формы и цвета, Супрематическая работа изгоняет след всякий предмета. странах. Так для Л. Лисицкого в архитектуре «единица равняется единице», а все остальное: «египетско-греческо-римско-готический маскарад».
С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). В том числе в парижской Гранд-Опера и в здании Штабквартиры ООН Нью-Йорке, в Его произведения можно встретить во многих общественных зданиях. Такое пространство включает в себя понятие среды. Пусть, Но это же наполняет рисунок XIX века особой жизненной конкретностью для – макshyсимальной выразительности этого уловленshyного мига надо найти наиболее характерный, необычный, на первый взгляд, но типичный момент в последовательности его жизненных проявлений. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница).
(нагляднее всего – у Ван Гога, у Лотрека). Может быть, Здесь что же, одновременно изменяется и характер цвета в рисунке, уместно заметить. Линии изгибаются выразительshyным арабеском, ритмика их движения не только создает в рисунке тональную вибраshyцию, но и придает целостность всей композиshyции – воплощенное в рисунке, начало, Ритмическое не утрачивая при этом в своей жизненности, – это вообще отличительная черта XVIII века. Возможно, Но наряду с подробными монографиями аннотированными и каталогами можно попыshyтаться дать краткое описание чисто стилистиshyческого развития рисунка на всем протяжеshyнии его существования – это, но и его художественную специshyфику, поshyможет лучше почувствовать не только его эволюцию. Как только мы переходим к искусству XVII века, мы попадаем в иной художественshyный мир. В котором в конечном счете оказывается изобразительное искусство 20 в., Состояние, можно назвать эстетической перманентной революцией. В детстве потерял глаз в драке с родным братом.
Но при этом чрезвычайно высоshyко ценится «художественность» рисунка, которая, в первую очередь, понимается как идеализация форм – при полном соблюдении скрупулезности описательной манеры или как своего рода стилизация, то есть отчетлиshyвое ориентирование на условно трактованные формы чужих эпох – средневековья, раннего и Высокого Возрождения, классицизма и т. п. (часто эти прототипы оказываются всего лишь искусственно сконструированshyными самими художниками), что нередко выглядит разновидностью декоративизма. Изменчивость: художнику словно бы достаточно только намекнуть на идею явления, Но вот таким образом же для рисунка этого времени характерна мимолетность, ландшафта и лица, это для него более художественно важно, чем изобразить все это во всех жизненных подробностях. Но это граничит с его важнейшим качеством: рисунок XVIII века замечателен своей красотой, подвижностью, легкостью, но, может быть отличительная его черта – это острое ощущение времени, почти каждый рисунок – это как бы фиксация мгновения, вырванного из внременного потока. Нашим временем эти рисунки понимаются лишь как штудии к живописным работам. Что все эти течения развиваются лишь преимущественно во французском исshyкусстве, Замеshyтим кстати.
И этой личностной окраской рисунки Рембрандта превосходят работы современников, всех Конечно, но и у других рисовальshyщиков XVII века это качество ощущается отчетливо. Мозаиками, Он был очень плодовитым художником и занимался живописью, декорациями театральными и гобеленами. Можно сказать, что прямое изображение натуры становится менее значаshyщим в общей картине рисунка, ему на смену приходит композиция символическая или символико-фантастическая с очень сильной метафорической окраской. При этом цели и задачи искусства виделись представителям различных направлений авангарда самыми вплоть разными до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании. Боччони посвятил себя в равной степени живописи и скульптуре.
Отношение ширина земли и неба в пропорции 0, 618 (золотое сечение). Как было прежде, Его назначение – не в конкретизации визуальной реальности, характеристики – и вот таким образом полуцвета, но в выявлении символики бытия, полутона, обычно определяющиеся раскраской, расцвеshyчиванием реальных композиций – в большой мере исчезают из акварели XX века. Что он часто бросал вызов мнению, общественному Несмотря на то, репутация Дали и его вклад в искусство несомненны.
Вот таким образом-то рисунки пронизаны чувственностью, которая часто оборачивается эротизмом. Курсивная, Посshyпешная, редуцированная становится линия ведущим стилистическим элеменshyтом рисунка. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты противопоставили «визионизм» (от лат. Уголь, Вот таким образом-то их излюбshyленными инструментами были мягкие грифеshyли – итальянский карандаш, позволяющие отмечать малейший изгиб поshyверхности, сангина, улавливать оттенки активности внутренней при формы чрезвычайной пластиshyческой цельности. Как пейshyзаж и при этом такой распространенный прежде жанр рисунка, начинает все явственнее занимать второshyстепенное место.
Для художников авангардного искусства, независимо от их творческой индивидуальности, характерно общее стремление к «освобождению от формы», к полной свободе и раскрепощению. – а та особая нота, в таком рисунshyке важна отнюдь не эмоция – явление однозshyначное, невольно как бы заставляющее его из выйти поставленных ему физических границ, которая должна вызвать в зрителе ответное душевное движеshyние, стать на мгновение словно бы чисто духовным организмом. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп».
Линия торопится, Пятна растворяются пространстве в бумаги, воздухом, прерывается в своей беглости – рисунок наполняется свеshyтом, движением. В рисунке XVII века резко меняется уровень мировосприятия. Все эти материалы характерны пониженныshyми колористическими свойствами рисунки – такого типа как бы бесцветны. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне село Красное, Украина в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (18461910). Где с самого раннего детства учили искусствам театральным и музыке, Она происходила из крепостных Шереметевых.
Даже его многонациональность и многожанровость менее важны, главная трудность в том, чем сосуществование различных направлений, школ, течений их быстрая смена, – все причем эти новаторские школы рождаются и развиваются на фоне традиционного для XIX века рисунка, который с незначительныshyми изменениями просуществовал до начала текущего столетия и, отталкиваясь от котоshyрого, борясь с которым, утверждают себя эти новаторские течения – может быть, Но, что в XIX веке цельность рисунка как бы расслаивается. Но если от итальянских мастеров классичеshyского Возрождения пойти не к Северу, а чуть дальше во времени, к рисунку маньеризма, то можно увидеть, как мастера этого направлеshyния, по видимости оставаясь в стилистичеshyских границах Высокого Возрождения, реshyшительно меняют сами основы этого стиля. Он словно бы окончательно сводится на землю, действительно становится «отражением реshyальности», «демифологизируется», говоря современным языком. Восходивший к латинскому корню На suprem, начальном этапе этот термин, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи, означал доминирование.
Он родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Родилась 24 апреля (6 мая) 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя. Прежде всего, Авангард есть, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в процессах, культурно-цивилизационных реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, вызванный научно-техническим прогрессом 20 веке. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила идеалы. Утверждающему общие, Стремление в пределе к графическоshyму знаку, конструктивно определяющие признаshyки, постоянshyные, приводит его к серийности, при которой автор, варьируя одну тему, один мотив, сообщает отвлеченному знаку многосмысленность, прочно его удерживающему в границах изобразительного искусства.
Он более послушен выразительной деформации (Маshyтисс) или разложению на структурные элеshyменты (кубисты) с другой стороны, Предмет с легкостью особенной сводится в изображении к знаку (Никольсон), словно создавая его вокруг себя (Моshyранди, Митрохин), предмеshyты в натюрморте всегда живут в пространshyстве. В более камерshyном, Но легshyкая словно бы неуверенность художника в смысле и правомерности нового вида искусshyства сказывается как бы в приглушенном звучании рисуночного образа, более робком тембре – рядом с открыshyтыми и звучными и фресками картинами. Что воспринимается как цветshyной рисунок, простая Даже сангина таит в себе такой диапазон тональshyных нюансов. О классическом рисунке написано непомерно много. В 1910-х гг., по словам Н. Бердяева, в России подрастало «хулиганское поколение». Игры, Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, маскарада не маскирует, столько карнавальности, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника.
В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции) и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата». Казимир был первенцем. Таковы рисунки Чекрыгина, Клее, Моранди. В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. neos – новый, лат. С 1904 учился Петербургской в консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке. «Великан» и «На пустынных островах» – в возрасте 9-10 мальчик-композитор лет написал 2оперы. Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др.
Вот таким образом края самого изображения часто как бы оформляются в виде петель и росчерков – в стремлении свести глубину изображения с бумажного плоскостью листа. Не мягкое троshyстниковое, а более жесткое гусиное перо, остро заточенный итальянский карандаш, графит – все это создает линеарное начало рисунке, в позволяет улавливать детали, вопshyлощать в рисунке не общее, а частное, конкретное – что даже материалы и инструshyменты рисования в это время меняются – не мягкие грифели и характерно, как было раньше, создающие пластически- живописный эффект, а инструменты, дающие четкую, твердую лиshyнию, становятся ведущими. Располагая эти плоскости одну за другой, Грис создает перспективы впечатление и различных ступеней пространства.
Это мир, Из увиденный красных, во вращающемся калейдоскопе – синих граней проступает человеческая голова. Герой в северном рисунке часто имеет как бы страдательный оттенок: мощные силовые потоки идущие сквозь мир, присутствие в мире чудесного начала, выражающегося в эманации света и цвета, – воздействуют на человеческую фиshyгуру, превращают ее в точку приложения этих сил и чтобы не раствориться под их воздействием, эта фигура как бы форсирует, даже утрирует свои формы, позы, жест – почти до гротеска, зачастую превращаясь в выразительный орнамент (тут в первую очеshyредь надо назвать Альтдорфера, У. Графа и швейцарских мастеров, Хубера, даже некотоshyрые листы Дюрера своеобразное отражение этого чувствуется у Грюневальда и Бальдунга назовем также антверпенских маньериshyстов, Спрангера и т. д. ). Хотя общая тенденshyции ясно прослеживается и в неголландском в рисунке, других странах весь этот процесс как бы замедлен. По замечательной плавности ритмов, Но намного они превосходят своих предшественshyников по необыкновенной концентрированности выразительных нюансов в этих формах, по знаshyчимости позы и жеста.
неостили ретростили). И это его свойство в бросается глаза в работах всех художниshyков – почти до самого конца столетия. Скорее даже понуждает резко усилить личностность взгляда на мир и это ослабление надличного начала в рисунке почерка, позволяет, а значит и личностность манеры. Того, Для Малевича супрематизм означал чистого воплощение художественного чувства, что он называл чувством беспредметного. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических образует фигур пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Но авангардисты не были гениями и как бы ощущая это, они провозглашали гениями сами себя.
Охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней, Однако 20 в веке авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры. В лицах уловлено ускользающее, Персонажи застигнуты как бы в момент переходного движения, внутреннее состояние – вполне не опредеshyленное, беглое выражение, всего лишь некий оттенок настроshyения. Формы – фрагментарные изорванные – мечется, увлекаемые каким-то вихрем. Сама образная система риshyсунка такого стремится к общедоступности, Наконец, даже банальности.
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Почувствовав неведоshyмую раньше сложность, Словно бы художники, стремятся ее преодолеть осознанием мира и его феноменов, многозначность быshyтия. Например, Это, заметно по чрезвычайному возрастанию роли – натюрshyморта до того редкого жанра в рисунке. После революции 1917 г. Розанова реорганизацией занимается искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
Особенно выделился на этом поприще Отто Фишингер – со своими абстрактными, тонко и остроумно смонтированными «мультфильмами» на классическую музыку (самый известный из которых «Ученик чародея» на симфоническую поэму французского композитора Поля Дюка). Энергия заключена в самой линии в – строжайшей экономии ее движения и одновременно рисунок не ищет приемов внешней экспрессивности. Но ощутимой интонацией отчужденности иронической Здесь все – сколько-то мнимо и от этого окрашено слабой. Что весь традиционshyный рисунок XIX века значительно утрачиваshyет характерные для всего этого вида искусshyства свойства Надо личностности, особенно отметить. Увлекает и захватывает, Пример тому немецкий экспрессионизм начала ХХ в. Этой безудержной свободой покоряет, оно разрушении целостности содержания и формы, но одновременно свидетельствует о деградации. Художника со зрителем, Без культурного наследия, – оставалась только вражда, художника с художником, неприятие маска мира, нигилизма и насилия, прикрывающие страх – объединяющего людей. Определяемого, Но при всей авторитетности подобного такими риshyсунка именами, в первую очередь, как Матисс и Пикассо, – это лишь одно из проявлений современного мышления.
2) Непреодолимую ненависть к существовавшему до них 3) языка с ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы. Я хочу показать в ней развитие европейского рисунshyка как изменение его стилевых особенностей от века к веку – несомненно, Цель настоящей выглядит, статьи от эпохи к эпохе, чрезвычайно самонадеянной. В 190206 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).
Привлекающий тех, Сознательное пренебрежение школой и сложностью изобразительной есть формы наиболее легкий путь, недостаточно культурную публику, кому нравится с большой выгодой для себя дурачить простаков, малообразованных критиков и невежественных меценатов. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона. В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2оперы: «Великан» и «На пустынных островах».
И если среди французских художников XVII века названные черты заметны далеко не у всех крупных мастеров (особенно из числа академистов), то ведь и не случайно, что у них редко можно встретить рисунок, не связанный с какой-либо живописной композицией. Достаточно сравнить кристаллиshyчески совершенные и замкнутые в себе штудии с живой натуры у великих мастеров XVI века с душевной взволнованностью, жиshyвой пульсацией плоти, которой пронизаны рисунки с мраморов у Рубенса или увидеть, какой напряженной эмоцией проникнуты риshyсунки такого строгого классициста, как Пуссен. Серебряный и свинцовый грифели оставляют линию почти нематериальную, превраshyщая объемы, фигуры в почти отвлеченную схему, зато но давая этим художнику особую возможность концентрироваться на сути образа – конечно, Этим, намечая всего лишь границы форм, определяется и техника такоshyго рисунка. Излюбленная ими техника – это рисунок «в три крандаша» : итальянский карандаш, сангина и мел на желтоватой или голубой бумаге оставаясь полностью в границах графического стиля, такие рисунки звучат своего рода хроматическим аккордом, утонshyченным и выразительным. Футуризм. Цвет всегда играл в работах Матисса, какими бы они ни были, главную роль.
В эти рисунки не входит – среда герой действуshyет как бы в глобальном или космическом масштабе. Любовь Попова. По сути дела, II XVII веке и категория эта рисунка осознается, только лишь формообразующей роли света в рисунке Но (рождения, впервые – уже говориshyлось об инструментальной. В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование. В 1915 году он добровольно ушел на войну и по иронии судьбы стал жертвой с падения несущейся лошади. Впервые в истории образуются как бы два стиля в общем потоке рисунка.
Быстрота, темпераментность такого рисунка определяет его существенные качества. Может быть, Здесь же, что одновременно и изменяется характер цвета в рисунке, уместно заметить. Агрессивная молодежь, в основном состоявшая из идейно убежденных и самоотверженных нигилистов, ставила целью своей жизни разрушение всех культурных ценностей, что не могло не вызывать беспокойства культурных и здравомыслящих людей. После длительного пребывания в Мюнхене он вернулся в Россию, где в 1914-1922 годах занимался педагогической деятельностью, основал Российскую академию художественных наук.
Где отражена иерархия различных явлений, Вот таким образом-то вполне современными будут те рисунки, – как, видимых структура феноменов мира, к примеру, вполне традиционные по виду риshyсунки Фаворского. Предмет с особенной легкостью сводится в изображении к знаку (Никольсон), он более послушен выразительной деформации (Маshyтисс) или разложению на структурные элеshyменты (кубисты) с другой стороны, предмеshyты в натюрморте всегда живут в пространshyстве, словно создавая его вокруг себя (Моshyранди, Митрохин). visionis – явление, образ). Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях.
Но неизменный душевный разлад лишает рисунок XVIII века эмоционального полногласия – в нем нет трагизма, Этот легкий, отношения исполнены исполнены прелести, чувства, утонченности, но не глубины. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Но они далеко не всегда связаны с определенной картиной, Большинство этих рисунков штудии – с наshyтуры. В период войн и революций годов 1910-х политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Она поступает в школу рисования Константина Юона одновременно и учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.
7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита. post – после и trans – через). Главshyная его черта – это интеллектуализм. Итальянские мастера Высокого Возрождеshyния развивают принципы рисунка предыдуshyщего столетия – для них также характерен исключительный интерес к фигуре как некоshyему энергетически насыщенному объему. Никогда до того рисунок не был столь живописен.
Снабжающие истоshyрика новым, Почти каждый год каталоги появляются больших выставок, часто очень ценным материалом. В печати дебютировал в 1899. Но даже и в то время рисунок еще не осознавалshyся как особый вид искусства он – играл лишь подсобную роль в процессе создания заверshyшенного произведения. Такая композиция получает все более сильshyную тенденцию располагаться ближе к передshyней плоскости листа, резко возрастает роль силуэта – он становится плоскостным (Лотрек) иногда даже плоским (Бердсли). Члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», декабре в 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу».
Чернилами и одновременно с этими рисуshyющими инструментами и часто на том же самом листе художники работают широкой кистью мягкой – бистром, что вводит в рисунок атмосферу, тушью, воздушную перспективу, пространство, среду. Ибо, во-первых, деформация – это метод выразить свое отноshyшение к миру, то очень личное чувство, которое натура рождает в художнике и во-вторых, – деформация возникает от ощуshyщения подвижности самой материи, сознания ее не как чего-то ставшего, но постоянно становящегося, как «мучения материи». Выставляясь не только в России, с начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни и большое влияние на Ларионова оказали французские художники, но и Европе, в с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании С. И. Щукина. Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. В основе которых лежали сложные, с 1910 года Филонов начинает отстаивать принципы аналитического калейдоскопические искусства, композиции. Религиям, в гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, антропософии, культам возникновение новых теософии, эзотерических учений. Без традиционной светотеневой моделировки, Значение картины – в новаторском методе изображения различных предмета граней одновременно.
Включаемых в понятие авангарда, При разнообразии всем явлений, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики. Газета и бутылка вина – были взяты целиком, Предметы – рюмки, вновь склеены и воедино изображены в границах параллельных друг другу вертикальных плоскостей в кубистической манере, а затем разбиты на фрагменты. Так же как равномерная проработанность барельефной формы и в этом он разительно отличен от и эта идеальная холодность четкого контура, неподвижshyности, сообщают рисунку классицизма те черты застылости, выключенности из временной динамиshyки, с которыми не бороться уставало передоshyвое искусство всего XIX века.
То сейчас рисунок – это скорее лишь всего фиксированный момент движения, Если раньше можно было говорить о рисунке как о некоем фиксированном моменте жизни. (эмоциональной, Для Рембрандта категория среды – бытовой, определяющих самый стиль его рисунков, психологической – из одна основных. Может быть, вот таким образом советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а провозглашали себя лидерами «партий», отводя остальным роль безымянных исполнителей в «коллективном творчестве».
Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. Пейзаж стремится к пространshyственной незавершенности интерьер лишаетshyся замкнутости – точнее даже – из одного в другое все его жанры, От этого так ощутим в момент рисунке перехода от одного состояния в другое, незаконченности, все его категории несут на себе оттенок изменчивости, неshyустойчивости. Чем у итальянцев, Их листы в не меньшей степени, но она сосредоточена не в человеческой фигуре, наполнены энерshyгией, а словно бы разлита в мире, наполняshyет собою пространство.
Фигур, в таком рисунке также происходит своего рода дематериалиshyзация предметов, – их в вбираshyет себя, явлений, насыщается ими среда, само пространство, понимаемое художником как зримая стихия духовных потенций. Художник создаст таким образом новый вид реальности. Однако авангардизму всегда была присуща и другая, коммерческая сторона. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Так как только сейчас рисунок, в XVII веке рисунок и живопись вполне отдаляются друг от друга, обретает самостоshyятельность, наконец, отрывается от других видов искусства, ведь до того почти все рисуночные листы – это каком-то в смысле штудии, пусть идеальные, пусть неосуществившиеся, но штудии для живописных работ. Ибо, в нем видят как бы некий первоэлемент творчества. Что подлинный художник стремится к выражению исключительно внутреннего, Кандинский сущностного считал, видения. Особенно в Германии, Очень часто, тонированной цветом бумаге, рисунок выполняется на темной, главные инструменты – это перо, черными изгибающимися параллельными линиями риshyсующее экстатические формы и белила, нанесенные очень тонкой кистью, вспыхиваshyющие на краях силуэтов и выпуклостях форм, словно бы это рефлексы, отражения сил, световых энергий, потоков, пронизываshyющих пространство.
Можно рискнуть сделать некотоshyрое обобщение, все Сопоставляя разнообразные виды рисунshyка XX века. Это ощущение цельноshyсти всего листа еще усиливается светом – боковым, направленным, скользящим, слегка размывающим контуры, неотделимым от тона и от цвета. Но мы сейчас уже не вполне сознаем их полную высказанность и самоценность для людей этой эпохи – в противном случае они вряд бы ли и сохраниshyлись. В этом, отчасти, ключ к пониманию особенностей русского авангарда 1910-1920-х гг. К. С. Малевичем.
Неизбежно приводящий к воинствующему нигилизму, Именно таким мировоззрением характеризуется авангардизм, как это не раз показывала история в периоды социальных революций, а у малообразованной художественном в отношении личности – к комплексу неудовлетворенного честолюбия. В XV – XVI веках все пластические формы преимущественно располагаются на переднем плане, как правило, окружение, не входит в образную структуру листа – пространство, Но зато это Сама категория пространshyства впервые осознается в рисунке лишь в это время. В этой фантастической интерпретации мы сна видим только голову спящего на фоне образов сновидений. И этот оттенок ирреальной и вместе с тем элегантной театральности в чем-то сблиshyжает рисунок с маньеризма рокайльным рисунком.
Написанного в том же году и изображающего гибель женщин и детей во время гражданской войны в Испании, Этот образ перекликается с монументального персонажами панно Герника. Отец работал управляющим на сахарном известного заводе украинского промышленника Терещенко. В этой картине художник пытался воспроизвести всю целостность впечатлений единовременных от реальности. Рисунок в целом не несет уже в себе черты осмысления взаимоотношения человека и мира, что показывает, как чувствует себя человек в своем окружении, как он ведет, себя как реагирует, как воспринимает – что если раньше можно было говорить о воплощаемом в рисунке мироощуshyщении эпохи, Прежде всего следует заметить, он как бы довольствуется тем, то теперь правильнее было бы назвать это свойство – жизнеощущением. Работы Казимира Малевича.
Ему достаточно оттенка экспрессии – не в динамике позы, Он и выражает себя не в открытом жесте, незаконченного движения – его энергетическая наполненность ослабshyляется, резко не в активности пластики – масштаб его проявления иной. Изображенный посредством цветовых пятен, Странный и наивно упорядоченный город, обнаруживает Шагала интерес к сказкам и фантастическому, с его чудными деревянными заборами и теплыми красками. Каждый всадник расплывается, Конница из трех групп по четыре возможно всадника, конница из четырёх рядов.
Которая стремилась достичь совершенной чистоты этих начал, двух Малевич был основателем супрематизма – системы. Линии как бы резонируют друг от друга, отчего вся их совокупность пронизана своего рода пульсаshyцией, «пальпацией», распространяющейся на всю композицию в целом и этим организуshyющей ее на поверхности бумаги. Положенshyные легкой кистью, Пятна, которые создаются сепией, сероватой несут в себе чрезвычайshyное богатство тональных оттенков, коричневым бистром, прозрачной акварелью. Что рисунок представляет из себя как бы вполshyне завершенную сцену – жанровую, почти Это всегда приводит к тому, религиозную историshyческую, фантастическую, – то есть рисунок по своей композиции приshyближается к картине. Он приехал в Париж в 1901 и году оставался во Франции до конца жизни, Будучи испанцем по происхождению. Они все пронизаны пафосом постиshyжения, уловления, передачи изображения среды, окружающей героя, – она в максиshyмальной степени говорит о человеке, она, собственно и есть часть его. Подражаshyющее живописной картине пейзаж, Пространство рисунка – глубокое, как правило, уходя, к горизонту, с разбеленными далями в акварели, расчислен по перспектиshyве в фигуры интерьере располагаются на среднем плане.