Регионализм (риджионализм) (от латинского regionalis, английское regional местный), течение в американской живописи (с 1930 х гг. ). Регионализм сущ., кол во синонимов: 1 риджионализм (1) Словарь синонимов ASIS. Регионализм (риджионализм) (от лат. Регионализм, риджионализм – (от английского regional – местный, областной) течение в американской живописи 1930-1940 гг. Регионализм (риджионализм)8230 Энциклопедический словарь риджионализм Словарь русских синонимов.
Риджионализм (Регионализм) – течение в американской живописи 1930-х годов.
Как и искусство новой вещественности – концепция творчества художественного риджионализма генетически может бытьв равной степени возведена как к экспрессионизму, Такимобразом, риджионализмхарактеризуется фундаментальным сомнением в наличии каких бы то ни былоонтологически заданных метафизических основах бытия, так и к искусствуновой вещественности. То для риджионализматакой спецификацией становится метод жесткой идеализации, предполагающий предельно точную и безжалостную (на грани гротеска)фиксацию всех (в том числе и непривлекательных, что нередко задаетриджионалистской живописи минорное звучание) аспектов быта американскойпровинции жесткой (в этом отношении жесткая идеализация нередко реализуетсякак жестокая, типичными примерами чего может служить картинаТ. Х. Бентона Как делаются законы, принадлежащий кисти Г. Вуда портретЖенщина с цветком или его же витраж Дочери американской революции). Целью идеализации выступает моделирование интегральной, целостной американской жизни в ее автохтонности, Если спецификацией методологии магическогореализма в искусстве новой вещественности выступал веризм, максимально точно воспроизведенная художником и именно этаавтохтонность, должнавыступить основой позитивности ее оценки (пафос этой художественнойпроцедуры во многом созвучен русской поговорке полюбите насчерненькими, а беленькими нас всякий полюбит)., основанного нареактуализации идеологии отцов-пионеров. Существенное влияние наформирование концептуальных основ риджионализма оказала характерная для этогопериода развития американской культуры тенденция культивации местныхинтересов против интегрального федерализма (федеральная политиканового курса Ф. Д. Рузвельта). Аналогично, Т. Х. Бентон вкниге Художник в Америке (1951) предпринимает попытку вычлененияамериканской культуры из общей западной традиции, разрабатывая своегорода социокультурную программу возрождения этнонациональных корнейамериканской нации, основанную на преодолении засилья интеллигенции, воспитанной в странном смешении политических и эстетических доктрин, извлеченных из посредственного европейского философствования, более илименее обоснованного посредством различных вариантов мировоззрения КарлаМаркса и его русских последователей. Типичным примером риджионалистского произведения такого рода можетслужить выполненная Т. Х. Бентоном роспись в Капитолии штата Миссури (Джефферсон-сити), объединяющая в своей не имеющей никакого отношения креализму композиции все, что, по видению Бентона, олицетворяет собойАмерику и является неотъемлемой частью центрирующей фреску общейвертикали подъема: от пионера-разведчика до фермера за плугом, отколесного парохода на Миссисипи до паровоза, от избирательнойпроцедуры до суда Линча, от салуна до церкви, от политическогооратора до вытирающей попку младенцу матери, отпасторально-идиллической ветряной мельницы доиндустриально-заводского пейзажа и т. д. Согласно концепции риджионализма, собственно искусствокак таковое есть не что иное, как объективированная эволюция (Т. Х. Бентон), а по оценке критиков, в искусстве риджионализма Америка воплощенастремительная (Т. Кревен) – риджионализм во многом наследует ту тенденцию футуризма, которая обозначалась в свое время как динамизм, Кроме того, нагруженный в общем контексте риджионализма семантическине только идеей передачи динамики движения как такового, трансформируя ее всвоего рода энергетизм, но и идеейпередачи энергичного ритма американской жизни, ее (несмотря накажущуюся мозаичность) неуклонного движения вперед но не в смыслемеханического социального прогресса, а в смысле расцвета ееавтохтонного потенциала. Для риджионализма свойственен программныйконцептуализм, Как и для модернизма в целом, в той же мере, в силу чего продуктом творчествахуждожников-риджионалистов выступают не только живописные произведения, но и, программные теоретические работы, могущие бытьотнесенными не только к эстетике, концептуальной но и к философииискусства.
С. Керри) или холодно-отвлечённую застылость (Г. Это моясемейная традиция и традиция подавляющего большинства населения штатаКанзас. В целом, по оценке американских критиков, риджионализм занимает особоеместо в истории американской культуры, поскольку в его рамках быласоздана особая (сугубо американская не только по происхождению или поареалу распространения, но по содержанию) версия модернизма: риджионализмоказался способным создать в американской живописи особо выдающийсястиль, быть может, единственный стиль вообще (Т. Кревен). В соответствии с этим, для живописи риджионализм с его идеалом власти почвы программной становится идеализацияпатриархального быта фермерских штатов, сельской и в целомпровинциальной жизни (например, пейзаж Г. Вуда Конец дня на пашне илиего же портрет родителей под названием Американская готика). Апология американского образа жизни парадоксально сочетались творчестве в этих художников со злой иронией, Консервативно националистические тенденции и даже с элементами социальной критики, направленной против обывателя. Характерные американские ландшафты, Изображая типичные из сцены истории и быта США, подробно повествовательному воспроизведению реальности, они стремились к подчёркнуто буквальному, придавали формам острую, подчас чрезмерную экспрессию (Т. Именно вэтом своем аспекте риджионализма подвергался резкой социально окрашенной критике:от осуждения ряда художников-риджионалистов экстремальных американскимконгрессом как шовинистов до их интерпретации советскойхудожественной критикой в качестве заскорузлых приверженцев своегомедвежьего угла (Модернизм. В целом, о каждом из художников-риджионалистов можносказать, что он не объективный реалист, он художник, выполняющийопределенную миссию, а именно: желающий выразить концепцию подлиннойАмерики (А. Элиот о Бентоне).
Новая вещественность выступает как американская, американской культуре – прежде всего, а поскольку художественный риджионализм быть может оценен как явление, присущее, то поиск новойвещественности конкретизируется в данном случае в этнонациональномключе. Развитие и углубление данного принципаприводит к тому, что в рамках риджионалистского американизмаконституируются его частные версии, как, например, своего родаканзасизм в творчестве Дж. С. Кэрри, который усматривает сущностьКанзаса в общем духе и духовном энтузиазме его жителей, которыебыли сформированы у жителей этого штата в жестокой борьбе со стихийнымисилами природы и выражение которых становится целью художественноготворчества Кэрри (Крещение в Канзасе, Миссисипи, Ураган надКанзасом и др. ). М., 1973). Здесь представлена большей частью историческая борьбачеловека с природой, Как писал сам о Кэрри своих росписях КапитолияКанзаса. (О. Паркин сравнил в свое времяэту фреску с версткой полосы в Полицейской газете). К художникам-риджионалистам, использующим термин риджионализм в качестве самоназвания, относятся Т. Х. Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Кэрри и др. Высказанной в егофундаментальной работе Три века американской живописи, По оценке А. Элиота, о том, заботитсяглавным риджионализм образом о концепции вещей, что является их духовнойсущностью, в силу чего он достаточно свободно обращается с ихпропорциями и отношениями. сферы.
По словам Т. Х. Бентона, я пишу прошлое, пропуская егосквозь мой жизненный опыт. Х. Бентон, Дж. Кроме того, риджионализм связан с экспрессионизмомконцептуально (по критерию ориентации не выразительность, а неизобразительность), как и с искусством новой вещественности (по критерию принадлежности к неоклассицизму). Так, перу Г. Вуда принадлежит социально-философский памфлетБунт против города (1935), где подвергаются критике восточныестолицы финансовой жизни и политики, где все пропитано подражаниемевропейской культуре, а значит, по оценке Вуда, объективно направленопротив американского способа видеть вещи. Подобно искусству новой вещественности, риджионализм фундирован методологией магического реализма, предполагающей своего рода заговаривание среды, непригодной дляжизни и конституирование ее посредством этого в качестве жилой: риджионализмконкретизирует данную методологическую установку посредством своегофундаментального тезиса нужно жить и жить здесь (и в этомотношении магический реализм риджионализма может быть рассмотрен как попыткаскрасить жить за счет здесь).
Вуд). Соответственно, вобласти художественной техники риджионализма демонстрирует практически те жеприемы, что и искусство новой вещественности: стремление кпедантичной скрупулезности, оборачивающееся застывшей пластикойизображаемых предметов использование чистых тонов и локальная топикацвета (метод так называемой раскраски, реализующий характерный длямодернистского искусства принцип инфантилизма) жесткая композиция иподчеркнуто строгий контур. Например, Известно, но принципиально не писал с натуры кактаковой, что необходимости Т. Х. Бентонпри работы с натуры делал себе специальные глиняныемодели изображаемых объектов. (В контексте парадигмы Р. существенно, что всеназванные художники являются выходцами из штатов американского среднегозапада: Бентон из Миссури, Вуд из Айовы, Кэрри из Канзаса ит. п. ). В этом отношении риджионализм также генетически восходит к немецкой традицииHeimat Kunst (родного искусства), выступившей в 1910-е с критикойвнегерманского (в первую очередь, французского) искусства с позицийидеала расы и почвы, фундированного презумпцией этнонациональныхкорней художественного творчества (данная тенденция в некоторой степенипроявила себя и в традиции экспрессионизма: так, по формулировкеЭ. Л. Кирхнера, в творчестве экспрессионистов проявляются специфическиечерты германского духа).
Энергию и динамизм Америки, все, еесилу и вульгарность, ее индивидуалистов и ее коллективнуюпсихологию – ее историю и явления современной ее жизни, капиталистическую Америку и Америкупионеров, что он знал, и что доступно было его пониманию. Кроме того, риджионализм как культурныйфеномен тесно связан с аксиологией романтизма: если последнийимплицитно предполагает протест против тенденции урбанизма и в своейтрансценденталистской традиции фундирован пафосом возврата к природнымкорням человечества (Г. Торо, Р. Эмерсон и др. ), то риджионализм в той же мерефундирован пафосом возврата к корням этнокультурным. ). Осуществляя, Поиск ноуменальных первооснов локализуется в риджионализме в иной сфере, риджионализм стремится к экспликации того, подобно экспрессионизму, феноменологическую редукцию по отношению к феномену американскойжизни, что может быть названоавтохтонным духом – Америки аименно в сфере социокультурной. В 1924 Бентон предпринимает большое путешествие по США, маршрут которого минует большие города и пролегает, Кроме того, поклассической провинции фермерских штатов, в основном и именно им сделанные в этомпутешествии зарисовки выполняют для него, по оценке А. Элиота, рольнатуры, поскольку он пишет Америку не так, как он ее видит, а так, какон ее знает.
Следует при этомотметить, что все названные выше классики риджионализма прошли обучениехудожественной технике в Европе (Бентон и Кэрри в Париже, Вуд вМюнхене), в силу чего концептуально ориентированный на самобытность риджионализмдемонстрирует, тем не менее, укорененность и в общей традициихудожественного модернизма. Credo американского риджионализма (Америка преждевсего) аранжируется, таким образом, как патриотизм так называемоймалой родины, провинции как явления, генерирующего и воспроизводящегоисконные этнонациональные характеристики культуры (и, вместе с тем, явления исчезающего в унифицирующем урбанистическом контексте). Городская культура и механическая цивилизация оцениваются риджионализм как впринципе нежизнеспособные (Г. Вуд). Кроме того, риджионализм во многом наследует ту тенденцию футуризма, которая обозначалась в свое время как динамизм, трансформируя ее всвоего рода энергетизм, нагруженный в общем контексте риджионализма семантическине только идеей передачи динамики движения как такового, но и идеейпередачи энергичного ритма американской жизни, ее (несмотря накажущуюся мозаичность) неуклонного движения вперед но не в смыслемеханического социального прогресса, а в смысле расцвета ееавтохтонного потенциала: согласно концепции риджионализма, собственно искусствокак таковое есть не что иное, как объективированная эволюция (Т. Х. Бентон), а по оценке критиков, в искусстве риджионализма воплощенастремительная Америка (Т. Кревен).
Риджионализмоказался способным создать в американской живописи особо выдающийсястиль, риджионализм занимает особоеместо в американской истории культуры, быть может, единственный стиль вообще (Т. Кревен) – по оценке американских критиков, в целом, поскольку в его рамках быласоздана особая (сугубо американская не только по происхождению или поареалу распространения, но по содержанию) версия модернизма. Так, в сфере художественной практики риджионализмобнаруживает методологическую близость к экспрессионизму и кубизму, ориентируясь на выражение сущности вещей, как мы их знаем, а не наизображение того, как мы их видим. Эта борьба была определяющим фактором моего творчества.
Я чувствую, что живой анахронизм лучше любойакадемически правильной исторической подделки. Если спецификацией методологии магическогореализма в искусстве новой вещественности выступал веризм, то для риджионализматакой спецификацией становится метод жесткой идеализации, предполагающий предельно точную и безжалостную (на грани гротеска)фиксацию всех (в том числе и непривлекательных, что нередко задаетриджионалистской живописи минорное звучание) аспектов быта американскойпровинции (в этом отношении жесткая идеализация нередко реализуетсякак жестокая, типичными примерами чего может служить картинаТ. Х. Бентона Как делаются законы, принадлежащий кисти Г. Вуда портретЖенщина с цветком или его же витраж Дочери американской революции). Целью жесткой идеализации выступает моделирование интегральной, целостной американской жизни в ее автохтонности и именно этаавтохтонность, максимально точно воспроизведенная художником, должнавыступить основой позитивности ее оценки (пафос этой художественнойпроцедуры во многом созвучен русской поговорке полюбите насчерненькими, а беленькими нас всякий полюбит). С одной стороны, Классический риджионализм оформляется в 1930-е в СШАна основе, с другой социального конкретного движения Назад, общей тенденции анти-урбанизма, к земле. Что в рамках риджионалистского американизмаконституируются его частные версии, Развитие и углубление данного принципаприводит к тому, например, как, своего родаканзасизм в творчестве Дж. С. Кэрри, который усматривает сущностьКанзаса в общем духе духовном и энтузиазме его жителей, которыебыли сформированы у жителей этого штата в жестокой борьбе со стихийнымисилами природы и выражение которых становится целью художественноготворчества Кэрри (Крещение в Канзасе, Миссисипи, Ураган надКанзасом и др. ). Программным требованием риджионализма сталото, что Т. Кревен (друг и единомышленник Бентона) назвал подчинениемхудожественной традиции опыту американской жизни.
Таким образом, по оценке Т. Кревена (друга и единомышленника Т. Х. Бентона), в лицепоследнего риджионализм изобразил.