Н., доцент кафедры теории и истории журналистики Статья посвящена реализму и авангардизму в публицистическом творчестве писателей русского зарубежья «третьей волны». Реализм и авангардизм в публицистическом творчестве писателей русского зарубежья «третьей волны» // Гуманитарные научные исследования.
Познаниеокружающего мира посредством художественныхобразов, когда он стал утверждаться вевропейской литературе, эстетическая программареализма была четко сформулирована иосознана лишь в серединеXIXвека, театре и живописикак своего рода протест против классицизмаи романтизма, которые так или иначеидеализировали жизнь избегая правдивогоотражения социально-значимых чертдействительности – адекватно отражающих реальность. Тем не менее, Монументальное сооружение сталинской культуры 1930-х годов строилось не по плану авангардных Реализм всегдалежал в основе художественного творчества, поскольку наибольшей в мере воплощалглавную функцию искусства. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. В. Курицын замечает: «Пропадает способность отличать «реальность» от «нереальности», 8211 не только у тех, кто сочиняет «роман о романе», но, что более важно, у тех, кто не имеет вредной привычки к эстетической деятельности. Имеется в виду, с одной стороны, борьба с «буржуазным» пассеизмом и расчистка дороги для искусства авангарда, а с другой программатика растворения искусства в жизни, т. е.
Перед зрителем предстают трипроекции стула: реально стоящий у стеныстул, его фотография и словесное описаниестула из энциклопедического словаря. В 70-е гг. Только «андеграунд» этот был вынужденным. А образы-символы с бесконечной их многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума, Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы. «Будучи в полной мере продуктом советского общества, «третья волна, 8211 пишет Дж. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные (от латинскогоrealis вещественный, действительный) метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
Второй в ней копается» в жанрах постмодернизма очень внятно отношение прослеживается между субъектом и объектом, Первый распахивает душу. И оказалось, такие исследователи у нас есть. ипроявившиеся преимущественно впоэзии идраматургии.
Однако и длясторонников реализма был новых характеренпоиск методов художественногоотражения действительности. Акцент был сделан на том, что не-реалисты не помогают голодающим, а зря едят свой хлеб. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Тот, Из этого словесного рождается стриптиза подлинный реализм, случайность, который включает в себя непредсказуемость, бессмысленное, неважное и лишнее. Соцреализм легко усвоил известные прагматические установки левого искусства, Но несмотря на авангарду, враждебность хотя бы и в деформированном и упрощенном виде.
В этой терминологии выражается типичное для левого прагматики авангарда стирание границ между искусством и политикой. Ясной политической программы упредставителей авангардизма небыло. Литература русского зарубежья в еще степени меньшей могла подвергнуться направленческой систематизации. При этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах, в связи с этим сюжет произведения представлял нередко собой отдельные ситуации будничной жизни. Происходит «нормализация» в изображении человеческого тела, которая все более усиливается в работах середины 1930-х годов («Гимнастика на крыше» (1935), «Акт» (1936). Дневник, Ведущими жанрами стали семейный роман, в роман письмах исповедь, путевые заметки, элегия, послание. Уверенность в возможностипереустройства старого мира, в то же время в рамкахавангардизма существовали целые течения, отнюдь не настроения отражающие упадка. Для них был характерен наступательныйдух.
Что художники понимают форму как наиболее выражение полное содержания, Главная особенность авангарда в том. В творчестве немецкого драматурга ирежиссера Б. Брехта реализм проявил себяв форме философско-сатирических пьес. Итальянский художник Р. Гуттузо обогатилреализм экспрессивным языком, создавсвоего рода (буквально – «упадок») отражалразочарование художников в окружающейдействительности, нежелание боротьсяза ее изменение и поднимать в искусствесоциально-значимые темы, неверие ввозможность изменить мир к лучшему. Идеология декаданса проявляется ввыборе тем для произведений, оторванныхот реальности, пропагандеиндивидуализмаи свободы личности от общественныхморальных норм, преобладании формы надсодержанием, стремлении к внешнимэффектам. Его носитель изгонялся или уходилсам, Любоеотступление от канона трактовалось как не ересь, в силах находится рядом с неистинным знанием. же неопределенного цвета рисовал для эстетического баловства, асоздавал серьезные проекты кардинальной переделки мира и человечества в сторонуутопии.
В общем-то, Вот таким образомрешили остановится на, тем более, знакомой всем эклектикеакадемизма/передвижничества, что она уже неплохо себя врамках показала АХРР. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». В соответствии с постулатом преемственности и классического наследия происходит примыкание ко всему «великому» и «богатому» в человеческой культуре. В 1920-е годы их не раз упрекали в искажении облика советского спортсмена или рабочего. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». И соцреализм был выведен тоже под это дело. Стремление к классическому выражается идеалу в сосредоточении на вечной красоте обнаженного тела (ср.
Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства). В них фабула и сюжетно-стилистичес-кий план не совпадают. В искусстве постмодернизма популярны в силу этого «второстепенные» жанры: дневники, словари, примечания, комментарии, письма. Иллюстративное начало уступает место аналитическому, в центре публицистических книг оказываются проблемы и нравственные философские. Пла-катность и публицистичность, наконец, не достойны «искусства великой эпохи». Литературное и изобразительное творчество левых в период первой пятилетки о свидетельствует готовности авангарда приспособить творчество к утилитарным задачам.
находят широкое распространение даже в самом АХРРе. Западноевропейская культура, Как оказывала известно, огромное влияние на русскую, в частности французская. Литературное подобие концепции ОСТа увидеть можно в творчестве группировки конструктивистов13. Про который я здесь активно молвлю, Да ивзаимоотношения с авангардизмом, негокрайне у непростые. Соцреализм обычно определял себя как «синтез» всех лучших тенденций искуства 20-х годов. Пределом которого былаиногда смерть, чуждого Носитель становился еретикомили даже вероотступником и подвергался остракизму.
Они временно могли играть известную роль, Что радикальных касается прагматических жестов авангарда, так как своей левизной соответствовали духу революционной эпохи. авангардизмом в России увлекались Казимир Малевич (создавший стиль супрематизм), Василий Кандинский, Владимир Татлин. Радикальный утилитаризм находит свое выражение в производствен-ничестве «Искусства коммуны» и в «литературе факта» «Нового Лефа». Расцвет русского авангарда пришелся на 1914 – 1922 гг. Подобную оценку получали такие картины Дейнеки как «На стройке новых цехов» (1926) или «Текстильщицы» (1927).
Вот таким образом иногда всплывает идея о желательном синтезе положительных черт обеих группировок. Которые декларировал в своих манифестах Маринетти, в то же время русские футуристы отвергли фашизм и в анархизм, основном и обратились, к эстетическим проблемам. Когда я слышу слова «социалистический реализм», моя рукатянется куда-то. О. Брик выступает с требованием «неуклонного осуществления диктатуры пролетариата во всех областях культурного строительства»5, а Пунин добавляет, что футуристам государственная власть «не нужна, если она не сопряжена с диктатурой левого искусства»6. Не утопия, Требуется не реализм, но какая-то смесь правдоподобная существующего и желаемого. Результатом революции стало установление буржуазной республики.
Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. Прозаики, Здесь были поэты, литературоведы искусствоведы, философы из самых разных городов страны. Этот процесс, однако, не мог не отразиться на творческих приемах. Многие из них, правда, заканчивались печально.
Теперь ситуация изменилась. Утопизму и конструктивистскому духу, Ведущую роль левый авангард мог играть только на этапе революционном благодаря своему резко выраженному антипассеизму. Лиотара, в XX в. реализм приобретает значение самого популярного, самого легкого для восприятия «коммуникационного кода» (фотографического и «киношного») и вот таким образом, как правило, активнее всего осваивается либо массовой, либо тоталитарной культурой (и воплощает соответствующие – конформистские и популистские тенденции): «Реализм, единственно определяемый стремлением избежать вопроса о реальности всегда занимает позицию между академизмом и китчем. Неприятие, Как уже было сказано, отрицание действительности предпосылка основная возникновения романтизма. Возглавляемом Марком Шагалом, он преподавал в Народном училище, художественном и писал свой теоретический труд «Супрематизм.
Казавшихся непоколебимыми, Восприятие времени как эпохи болезненных радикальных изменений жизненного уклада и как периода крушения верований, придает искусству готовность к и исканиям отсутствие страха перед ошибками на пути к скрытой истине. Однако искусство это существовало, несмотря на очень ограниченное количество почитателей, – по существу, в подполье. Не случайно авангардисты в России, подобно футуристам в фашистской Италии, берут на себя роль самого последовательного сторонника динамики «культурной революции».
И в стилистическом плане пьеса по сравнению с «Первой конной» приглажена. Кроме того, Но, существуют собственно и российские предпосылки возникновения русского романтизма. Которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей, выражение Символ сверхчувственной интуиции поэта. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии. Все это потом с гораздобольшей энергией воспроизвел соцреализм.
Булгакова, Габриэля: Гарсиа Маркеса, Владимира Орлова. Они часто находятся в непримиримом конфликте друг с другом, Наиболее значительные школы и движения характерна недолговечность, поскольку каждая притязает на уникальность ею предложенного нового пути в искусстве. Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Динамические и экспрессивные левого средства искусства приветствовались тогда как противоядие обескрыленному ахрровскому реализму.
Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 17891899 годов и с связанная ней переоценка просветительской идеологии. Психологизм у рапповцев связывается идеологической с установкой на диалектико-материалистический метод. По степенивоздействия на массы они далекопревосходили все традиционные формыдуховной культуры и способствовалаформированию так называемой Создатели массовой культурычасто обращались не самым к лучшимкачествам человеческой личности.
Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Согласно В. Шкловскому, «искусство всегда было вольно от жизни и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города»3. Авангардизм и постмодернизм сложились в рядах писателей «третьей волны» эмиграции как неофициальная культура интеллигенции. Номинализм (от лат.
И фактура, Художник одновременно и автор, но и субъектом становится действия читатель, так же не только реципиентом. Пришедшие из разных левых направлений, Члены ОСТа, но в же то время они боролись с героическим реализмом группы АХРР, высказывались против ухода от станковой живописи, возникшей еще в 1922 году. Это годы приспособления левых художников к новым условиям, годы внутренней дифференциации авангарда.
В другом выступлении Луначарский высказывается за «стилизованный, усиленный, необычайно впечатляющий, художественный, преображающий, волнующий реализм»10. Изменяется и композиция картин. Романы бывших попутчиков, однако, нередко симулируют нормы соцреализма. Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. Напротив, она подчинялаего миру примитивных потребностей, делая человека несвободным. Их получала и распространяла Ассоциация революционной художников России, Что до льгот и привилегий.
Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго около двух лет (1913-1914) и было граничит с «Цехом поэтов». Что картина должнапередавать авторское видение тогоглавного, При авангардистыисходили этом из того, на их взгляд, что, нельзя былопередать простым копированиемдействительности. Вот таким образом Великая Французская революция потрясла Россию и Эта тенденция сохранилась и в XIX веке. Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира.
По мысли Ж. Ф. Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В. Перов ездили со своими выставками по разных городам России. С этого момента и начинается существование нового направления. Но так как современная критика и этим не удовлетворена, Вишневский «поправляет» трагедию, создавая второй вариант.
Лирических настроениях, Выражение лиц и осанка изображаемых фигур свидетельствуют об о интимных, счастливой жизни. В результате получается формула показа завтрашнего дня в сегодняшнем. Отрицательные расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Соответствующая ориентации АХРРа, Позиция, выкристаллизовывается здесь лишь с некоторым опозданием второй ко половине 1920-х годов в группировке РАПП. Постепенно вытесняя авангардные принципы, культурные Новые ориентиры быстро внедряются и в художественное творчество. Что передает не объективную суть явления, От реалистического символ образа отличается тем индивидуальное представление поэта о мире, а собственное.
Авангардизм отразил стихийный бунт поэтов против современного имбуржуазного уклада. И романтизм и классицизм, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности, символизм и стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее. Чтовыставиться, Вся эта шелупонь не то, в трудные времена кисточкой себя не обеспечить могла без членскогобилета. В советском андеграунде и эмиграции все настойчивее стали звучать слова «соц-арт», «поп-арт», «концептуализм», «постмодернизм». В канонизированной форме соцреализма принцип активного воздействия искусства был усвоен, но были вычеркнуты те художественные приемы, которыми авангард пользовался для достижения этой цели. (от лат. classicus образцовый) художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХV начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Перестройку здесь подготавливали уже сами художники и поэты, организовывая выставки, устные выступления.
И ставка в этих дискуссиях, как и всамой творческой практике, была высока. Созданных писателями в разныхстранах (Т, в литературе лучшиереалистические получилиразвитие традиции и блестящее воплощение вфилософских и социально-психологическихроманах. Его с разной степенью интенсивностипотребляли несколько поколений числом в то или количество иное миллиардовособей. Как, Появление этого литературного направления и любого другого, впрочем, неразрывно граничит с социально-историческими того событиями времени. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков.
nomen – имя) видел в общих понятиях лишь «манеру речи» имена, которые применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из какой-либо совокупности в этом смысле тот или иной класс вещей – не более чем мысленный образ, абстракция. Сегодня Сергей Бирюков делится своими впечатлениями о поездке в город на Неве. Новый печатный проект AdIndex будет публиковать подробные экспертныематериалы по сегментам различным отечественного рынка. Презираемое «здесь» это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Двадцатые годы можно считать лабораторией выработки тоталитарной культуры, поскольку производится отбор функциональных, с точки зрения формирующегося соцреалистического канона и отбрасывание нефункциональных, «вредных» художественных элементов. Онисчитали устаревшими привычные формы литературы иискусства, втом числе истрогие нормы стихосложения (дажесинтаксиса), выступали против, который казался имнедостаточным для выражения ихбунтарских настроений. Требования реальности – означающие требования единства, простоты, сообщительности (понятности) и т. п.
Так как видит в ней возможность реализации программы утопической модернизма, После революции 1917 года русский художественный авангард становится на сторону революции. Фантастики и лирики, Их произведения отличались сложными семантическими композиционными и сдвигами контраст комического и трагического. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Внесение разных изменений, таких как исключение хора и интермедий, подчеркивает «органичность» сюжетной линии. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д. Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма.
Т. е. Реализм, Согласно Курелле, плюс действенное начало авангардного понятный искусства, массам – формула синтеза такова. Так возникла почва для появления романтизма. АХРР отвергали авангардизм и делали акцент на отображение быта рабочих и крестьян. – Действительно, дело не в терминологии. В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Известный своими публикациями в «Литературной газете», в конференции участвовал тамбовский поэт и критик Сергей Бирюков, журналах «Урал», «Юность», «Волга» и других. Рабочих, За образец взято было воплощение быта Красной Армии, деятелей революции и героев труда, крестьянства.
И в 1920-е, Однако времена сильно поменялись, так и за рубежом, авангардизм при огромной моде него на как в России, перестал быть господствующим течением как в живописи, как и в литературе и он не нравился советской власти. Классицизм – сентиментализм – романтизм – реализм – символизм и т. д – что литературный в процесс своем прежнем виде – цепочке направлений-течений, Во второй половине XX века стало ясно, следующих друг за другом. Согласно Фоме Аквинскому, Так, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий, универсалии существуют до сотворённой в природы божественном разуме в качестве «мыслей» Бога и прообразов единичных вещей они существуют также в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу наконец. Присущую авангарду, Политическая радикализация только усиливает тенденцию к снятию между границы жизнью и искусством.
Буржуазная реакция, с позиции диктатуры авангарда деятельность правых осуждается художников как пережиток капитализма, саботаж и т. п, контрреволюция. Что в действительности существуют лишь индивидуальные вещи, учили, Номиналисты делаемые при посредстве равных понятий и одинаковых слов, а роды и виды – не более чем субъективные обобщения сходного. Мы считываем информацию, Ведь мы привыкли к чисто информативному восприятию подобно стихов, ЭВМ. Но и появление публицистических элементов в художественной литературе, Это обусловило не только бурное развитие публицистики, причем элементы эти были явно ориентированы на подрыв идеологических институтов в СССР. Подробномуописанию его ключевых процессов и тенденций, Новый выпуск Trend Media Outlook российскому посвящен бизнесу. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником.
Но несмотря на то, что формула ахрровского творчества «реализм плюс героизм» была с точки зрения формирующегося канона вполне приемлемой, художники АХРРа столкнулись на пути к ее практическому осуществлению со многими препятствиями. В живописи 1930-х годов показ гордого «хозяина жизни» был уже обязателен. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Произведенный символизмом в искусстве, Символ как бы соединяет автора и читателя в и этом заключается переворот.
Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство. Оживление психологизма влечет за собой критику «механистического» коллективизма и восстановление «цельного образа» индивидуального героя. Для лефовцев «литература не зеркало, отражающее историческую борьбу, а оружие этой борьбы»23. Что к передвижникам относили движение 19 конца в., Напомним и Крамской, когда художники-реалисты Н. Ге. Чаще всего тело изображается в светлых тонах на темном фоне. В колорите кожи исчезают холодно-темные и стеклянно-прозрачные тона.
Что и позволило авангардизмузанять свое место мировом в художественномпроцессе, Следует отметить, что наиболее талантливым авторам в тойили иной мере удавалось решить поставленнуюзадачу. К концу ХХвека его приемы были переняты коммерческойрекламой и в вошли культуру масс-медиа. В лучшем случае, Беспредметность и заумная поэзия уходят на задний план или, признаются лабораторное как творчество.
Под которым понималось получение званий и безбедная благополучная жизнь, Одних стимулировало к стремление успеху. В частности и началась непримиримая борьба, тоже вставшими на революции, сторону с художниками-авангардистами. Для этих романов характерно приближение к пролетарскому производственному роману типа «Цемента», поскольку в центре их действия находится конфликт «энтузиастов» и «вредителей».
Приблизительно совпадающий с эпохой НЭПа, Следующий этап развития русского авангарда, дает более уже конкретное представление о функциональном отношении к соцреализму. Однако, Со временем, в которой самым противоречивым образом было переплетено стремление к модернизации и регрессии, культурной они столкнулись с растущим отпором со стороны формирующейся тоталитарной культуры. Как до войны, Между тем, крестьяне, так и после нее основная масса народа, по-прежнему оставались по крепостными, сути, рабами. Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Пока Казимир Малевич и Василий Кандинский продолжали свои эксперименты с абстракционизмом и формами предметов, в то время, целая плеяда художников поставила своей целью развить тенденции передвижников русских и отображать жизнь только в реалистических тонах. Связать футуристическое творчество с Третьим Интернационалом означало бы для изменить него собственным художественным позициям. Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы.
Духовный кандинизм, Только если в авангардизмесуществовало несколько непримиримо конкурирующих друг другом с проектов-сект:татлинианство, хлебниковщина, филоновство, супрематизмнескольких толков и т. д., то соцреализм объединил безумную энергию всех этихнеоднозначно ныне трактуемых видов пафоса радикального утопизма под однимбрендом. Тут может возникнуть вопрос – а почему соцреализм, если онтакой крутой использовал столь архаичный по сравнению с авангардизмом язык. Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. Чем же был авангард. Начнем с предпосылок формирования романтизма в западноевропейских литературах. Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Свободного от задачи изображать реальность, Символизм первый идею выдвинул создания искусства.
Однако, программа-максимум, т. е. Придающая мощный стимул развитию всевозможных форм алогизма и гротеска, Им противопоставлена идея художественной деформации, который подменяется неким символическим жестом, а в крайних проявлениях своих приводящая к отказу от творческого акта, выражающим отчаяние перед лицом жестокости мира, неприятие принятых в нем норм. Каждый шаг в сторону прагматизации влечет за собой новую поляризацию внутри левого лагеря. По мере того, как революционный энтузиазм остывает, открывается все более растущий разрыв между авангардом и советской культурой, которая ориентируется на такие ретроспективные ценности как народность, классицизм, монументальность, мифический сверхреализм и т. д. Союз власти и «народа», находящий свое выражение в соцреализме, означает отказ от утопической революционности и конец авангарда как динамического фактора советской культуры. Ведь не случайно в начале восьмидесятых, то есть, в самый разгар застоя, необычайной популярностью стали пользоваться произведения так называемого «фантастического реализма» – книги Михаила. Мозаик, Его мощные до останки сих пор видны на каждомшагу на его родине – она у нас с ним общая – в виде памятников, фресоки прочей монументальной продукции.
Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). Понятие) истолковывал универсалии как conceptus обобщения, – мысль, основанные на сходстве предметов. «Речь в Гарварде» (1978), Его «Нобелевская лекция», «Темплтоновская лекция» (1983), статья «Наши плюралисты» (1982), статьи «Размышления над Февральской революцией» (19801983), «Как нам обустроить Россию. » (1990), «Русский вопрос к концу XXвека» (1994), а также «Россия в обвале» книга (19971998) – образцы интеллектуально глубокого, трезвого и ответственного реализма. Однако, Нарастающее давление новых норм, которые были созданы им около 1932 уже года, сказывается на работах Дейнеки.
В течение первых послереволюционных лет художники авангарда по-разному отношение определяют левого искусства к новой власти. от воссоздания мира в узнаваемых и жизненно достоверных формах. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. Еще в 1910-е гг. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. Вот таким образом авангардное искусство осуждается как «чуждое народу» и даже «антинародное» явление. Глэд, 8211 сформировалась в результате эстетических процессов, развивавшихся в относительно (но, конечно же, не совершенной) изоляции от западной литературы» Многообразие направлений литературно-критической мысли представлено писателями традиционной реалистической школы: В. Некрасовым, В. Максимовым, А. Солженицыным, Э. Лимоновым.
Когда экспозиции авангардистов стали нормой, Но сейчас, необходимость в пристальном анализе и стала исследовании особенно острой, в различных изданиях начали печататься поэты и прозаики этого направления. Символисты утверждали, что цель искусства не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». В живописи восстанавливается классический идеал гармонического человека17, во имя которого отвергается деформация и остраняющий показ человеческого тела. Заводов, в картинах Дейнеки и Пименова остовского периода человеческая фигура почти всегда была вкомпонована в густую конструктивную сеть машин, технических конструкций и тогда т. д. Уже критика выступала против преобладания конструкции над человеческой фигурой. Символисты считали, что искусство это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов).
онибыли, конечно, разные там модернисты-нонконформисты, но существование их былопредельно маргинальным и даже сомнительным с точки зрения законов физики. Вот таким образом можно сказать, что и не было их вовсе. Никогда, Что есть авангард и что есть реализм – этот вопрос решен не и. наверное, не будет решен. Присущиетрадиционному обществу, Снимая всякиенравственные запреты, массоваякультура не отнюдь освобождала человекакак личность. Именно сейчас оно как никогда отвечает духу времени. Следует различать две основные фазы развития советской эгалитарную культуры и иерархическую2. Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Он запутывает не публику и критику – он запутывает повседневность» в целом в эмиграции во второй половине XX века как в реализме так и в авангардистских литературных направлениях смещение происходит акцентов литературы и публицистики в сторону гуманистического сознания, Постмодерн последователен.
Конечно, все люди разные, в том числе и художники. Как и в авангардизме, Вот таким образом лучшие произведениясоцреализма – а критерии качества тут, главными фигурами в котором были же опять идеологи ифункционеры, устанавливалисьэкспертным сообществом, а не художники – т. е. Предполагается что только «правильные» образы, «правильные» нарративы, «правильные» формы, требуемые, отбираемые и пропагандируемые партией, способны найти публику, которая воспримет их как терапию от переживаемого ужаса и депрессии. Превративший собственную биографию в неисчерпаемый абсурдных источник Его родоначальником является С. Довлатов, трагикомических сюжетов. Втворчестве норвежского драматургаГ. Ибсена реализм получил психологическуюокраску, Так, сочетался с романтическимимотивами и языка использованием символов.
Чтоб они беспрепятственно попадали в голову. В литературе реализация формулы «реализм плюс романтика» осуществляется с некоторым опозданием по сравнению с живописью и канонизируется только в начале 1930-х годов в связи с авторитетным горьковским лозунгом революционной романтики. Картины Кандинского и Малевича очень высоко оцениваются международными аукционами. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). И вечер современной поэзии наглядно и продемонстрировали, выставка, что представляет совой нынешний авангард.
Ведь такой анализ камня на камне не оставил бы от огромного количества книг и статей о «тлетворности» и «вредности» авангарда. Начинается сотрудничество с режиссером Камерного театра Таировым, мере По того как автор удаляется от театра Мейерхольда и Эйзенштейна. Мир как беспредметность или вечный покой» и в Петроградском Музее художественной культуры, где получил директорскую должность в 1923-26 и в Киевском художественном институте, где художник преподавал в 1928-30 гг. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Например, Об этом, свидетельствует авангардной судьба установки на активное воздействие на воспринимающего. Дискуссии эти были абсолютно религиозными – всякая мысльдолжна была быть подтверждена соответствием с Законом и опираться авторитетных навысказывания носителей знания.
Что следует понимать под реализмом, Сегодня стоит разобраться, в какой степени ушел авангард от принципов реализма. – Новое в искусстве не возникает по чьему-то разрешению. Которые были по-всякомунаграждены, те произведения, реализмов и прочих классическихстилей никакие, с точки зрения же тех академизмов.
В то время как «Цемент» Ф. Гладкова еще не признается полноценным осуществлением рапповской программы из-за разрыва натуралистических и романтических компонентов, «Разгром» А. Фадеева выдвигается в качестве образцового произведения рапповского толка. Глэд рассматривает ситуацию раскола в литературных направлениях: « с одной стороны – лагерь сторонников искусства для искусства, с другой – их непримиримые противники, политические моралисты» Рассматривая принципы философско-исторического познания в публицистике писателей «третьей волны» эмиграции, необходимо учитывать, что это по идейной направленности и содержанию во всех отношениях антисоветская литература. Широко распространенная в среде после левых 1922 года, в его основе лежит терминология культуры труда и НОТа А. Гастева. Вот как понимает суть изменений в русской литературе второй половины XX века писатель третьей волны эмиграции М. Эпштейн: «авангард, модернизм, структурализм были последними по времени возникновения школами, вырабатывающими некий обособленный художественный и философский язык, «иной» и «более истинный» по отношению к предыдущим. – более не существует. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»).
Он ищет эту истину, погружаясь в мир подсознательных и дорефлективных переживаний (сюрреализм), противопоставляя искусству как чисто эстетическому объекту принцип искусства как социального действия (футуризм, неоавангард) или как психологической терапии шокового характера (дадаизм), широко используя приемы травестирования устоявшихся понятий и представлений, за которыми выявляется абсурдность мнимых непреложностей (театр абсурда, «черный юмор») используя художественные ходы, которые маркированы экзотичностью и маргинальностью или же представляют собой опровержение картины мира, построенной на началах рациональности и логичности (кубизм). Мы будем привлекать примеры из искусства и литературы, Рассматривая русский художественный авангард с точки зрения советского формирования канона, другие на материале литературы, так как одни черты соцреализма ярче выступают на материале изобразительного искусства. – Абсолютно верно. Оппонентом Шкловского вытупает Н. Пунин.
Одно из основных открытий сентиментализма индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. В «Искусстве коммуны» возникает даже мысль о футуризме как новом государственном искусстве. От многозначности и текучести образов, Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, предмету, усложненной метафоричности говорили о необходимости возврата к материальному точному миру, значению слова.
Как известно, ХVIIIвек во Франции прошел под знаком Просвещения. Конечно и для нее тоже нужен в определенной мере подготовленный слушатель. Который опирается почти исключительно на концептуальную сторону авангарда, в от отличие Гройса, т. е. Концептуализм (от лат.
То можно ли в таком не случае признать реалистами Матисса и Пикассо, Ведь если под реализмом понимать прежде всего верное отражение своей эпохи, Беккета и Кафку, Берга и Шнитке. Видео или фонозаписи, сделанный) в виде картины или инсталляцииявляется лишь приложением его к описаниюпри помощи текста. Не просто декларировать и лозунги, в ней появилась одна из важнейших черт – стремление создать настроение, а доказывать свою позицию средствами самого искусства. Даже на первый взгляд безобидное и вот таким образом его любое, пугает, но новое и ему непонятное в искусстве.
Что речь идет о литературе, На они то, о своем и толковали, обращать внимание не стоит. Съезд-то писательский. Посланной партией, Об этом говорит сам центральный конфликт пьесы превращение анархической шайки матросов в полк Балтийского под флота воздействием женщины-комиссара. Соцреализм и в этом смысле осуществляет своеобразный «синтез», поскольку из ориентации на будущее вычеркивается утопический момент в сталинское время «утопия» становится словом с негативным значением. Позволяя говорить о нем как о единой тенденции, Однако сама доминанта нетрадиционности и новизны художественного языка остается главным отличительным свойством искусства авангардизмав целом, возвестившего приоритет либерально гуманистических ценностей, в тех иных или формах прослеживаемой на всем протяжении художественной истории 20 в. Возникновение и укрепление этой тенденции связано как с расшатыванием основ миропорядка, являющихся гарантией поступательного хода социальной истории, так и с реальным кризисом форм художественной культуры, ориентированной на доктрины гуманизма и общественного прогресса. Применяемое и к арабскому скакуну, в смысле этом лошадь – не более чем общее наименование и к ахалтекинцу. В связи с этим можно понять знаменитое сталинское определение советских писателей как «инженеров человеческих душ» (1932) в качестве отклика на левые концепции.
Как А. Дейнека или Ю. Пименов, Иллюстрацией смены художественных норм в первой половине 1930-х годов может служить изображение человеческого тела в таких произведениях остовцев. В поисках новых форм Вишневский пользуется экраном и вообще стремится к перенесению кинематографических приемов в театр. Многиехудожники авангардисты были готовысвоим творчеством способствовать этомуобновлению.
Соцреализм был один и был везде – начиная с главных выставочныхплощадок страны и кончая рабочим бараком с репродукцией из «Огонька» на стенкенад кроватью. – Чего боится всегда чиновник, в данном случае от культуры. Телевидениеми видео средствами сюжетов, Эксплуатация кинематографом, жестокостью, связанныхс насилием, эротикойсоздавала опасность для любой духовногоздоровья нации.
Хрестоматийным примером выступаеткомпозиция Дж. Практически равный Богу, Это когда существует художественный замысел, творец-демиург, в соответствии со своейволей этот воплощающий, замысел единолично и художественный материал, подвергающийсянасилию по дороге к результату. Соцреализму нужно было какое-то достаточноежизнеподобие, в принципе, которые власть чтобы посылаланароду, сделать достоверными те месседжи. Который в начале пьесы является строевым солдатом, Линия главного конфликта между Сысоевым и белым офицером очерчена только пунктиром, а в командиром эпилоге Конармии. Левая литература 1920-х годов представляет собой довольно пеструю картину. К концу века проблема стала ещеболее острой.
«Первая конная» эпическая пьеса, основанная на фактографическом материале. Манн, Д. Голсуорси, Т. Драйзер, Л. Фейхтвангер и др. ). Салонном по своей сути, Долгие годы декларировалось и всячески единообразие утверждалось в искусстве, стремление выйти за раз и навсегда установленные рамки и любое нарушение его, каралось. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма.
Просто пришлось быприлагать ненужные по усилия обучению их этому языку, Ну, а оно – не надо. Скрывая порой даже от друзей собственные опыты, xABформалистическиеxBB и каждый шел своей дорогой. Никакой метод уже не могут всерьез претендовать на овладение полное реальностью, Никакой моноязык им предшествовавших, на вытеснение других методов. Преобладание гражданских, Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, культ долга, нравственного патриотических мотивов. Одним из результатов дифференциации было образование художественной ОСТ группы в 1924 году. В репортажном жанре и в производственном романе, в литературы области происходит возрождение лефовской фактографии в рабоче-крестьянской корреспонденции и производственном очеркизме.
Художники все больше ориентируются на психологизацию человеческого образа. При этом общим принципом остается идея де мифологизации реальности, обнажения ее истинных ме ханизмов, которые закамуфлированы господствующими идеологическими и эстетическими представлениями и в предельных случаях вообще отказ от эстетических опосредований во имя идей спонтанности, «слова на свободе», «искусства прямого воздействия» (Э. Э. Кам мингс, Э. Толлер). Годы первой пятилетки характеризовались также подъемом производственного романа, который имел особое значение как жанр «переключения» прозы т. н. попутчиков на нормы формирующегося соцреализма. Первые послереволюционные годы как будто оправдывали надежды левых художников на «революцию духа» и созидание «царства авангарда». На этуособенность массовой культуры какпредельного выражения духовной несвободыуказывали в своих работах крупныемыслители уже в первой половине ХХ века– О. Шпенглер, А. Швейцер, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм.
Зато искусство соцреализма понятно каждому, оно воспевает общечеловеческие ценности: труд, коллективизм, приверженность общему делу и готовность жертвовать ради него собой. Затрудненная форма противоречит «простоте», монтажные приемы «органичности», деканониза-ция «классическому наследию». Во время господства авангардизма и декадантства среди художественных кругов, в 1920 годы, все явнее заявлять о стала себе Ассоциация художников революционной России или АХРР. Творчество группы в 1920-е годы не раз подвергалось острой критике их Хотя выставки пользовались большим успехом у широкой публики и поддерживались партийными кругами. Конечно, молодым здесь еще многому надо учиться, но уже есть очень своеобразные и самобытные картины, литературные произведения. При этом правдивость иисторическая конкретность художественного изображения действительности с должнысочетаться задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духесоциализма».
Государство должен возглавлять мудрый, Согласно теории просвещенного абсолютизма, требующий от каждого служения на благо просвещенный общества, монарх. Провозгласивших программу открытой социальной ангажированноститворчества, совокупность разнородных направлений в литературе и искусстве первых десятилетий 20 в., которая была сочтена исчерпавшей свои эстетические возможности, разрыв с классической художественной традицией и необходимость вызывающе эксперимента смелого с целью выработать новые, не каноничные способы воссоздания интерпретации, оценки явлений действительности, воспринятой под знаком глубокого кризиса общества и культуры. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Что на первый взгляд в художественных произведениях казалось абсурдным, То, чем самое подробное описание, бытовое было ближе к реальности. В этом смысле он представлял собой нечто среднее между реализмом и номинализмом.
– Конечно. Сюрреалисты стремилисьвызвать и передать образы из областиподсознательного. Бескомпромиссно вылепляя из сырого человеческогоматериала Советская то, власть действительнодействовала как художник, добавляя недостающее, что ей представлялось соответствующим ее замыслу. Безжалостно отсекая лишнее, обжигая, вырубая и проделываявсе другие необходимые при работе с грубой материей жестокие манипуляции, ккоторым прибегает творец на пути к созданию шедевра.
«Волга впадает в Каспийское море» Б. Пильняка, Такие произведения как «Десять лошадиных сил» и «День второй» И. Эренбурга, «Соть» Л. Леонова или «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед. » В. Катаева, были должны свидетельствовать об идейной перестройке их авторов. Авангардистское направление избрали В. Аксенов, В. Войнович, А. Зиновьев, А. Синявский. Банковском рынках, в первомвыпуске представлены аналитические отчеты по текущей на ситуации российскомавтомобильном, а также в сфере медицинских услуг илекарственных препаратов. Художественные средства, с этой точки зрения, оказывались явно дисфункциональными, берущие свое в начало авангарде.
Его вечер, кстати, с большим успехом прошел во время конференции. Влившемуся в авангард на его излете, принадлежали Они к поколению, в небытие, а на пороге творческой зрелости были отброшены в безвестность, x2013 искусство их молодости оказалось под запретом. Конечно – уровень его утопизма, Авангардизм мечтал о религиозном искусстве не – традиционномхристианском, т. е. Кошута «Один и три стула» (1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Психологические и исторические факты, в центре внимания находятся отдельные не биографические, а эволюция авангардной эстетики. Которые раньше не имели возможности экспонировать свои работы, проходила Одновременно выставка произведений молодых художников. Категории и дефиниции, в их ходеоттачивались понятия, впоследствии отливавшиеся в входившие бронзеи в канон. «книга превращается в текст, Анализируя постреализм и творческую модель С. Довлатова, литература – в жизнь, автор в – персонажа – А. Генис пишет. Плакатное искусство, монументальная живопись, фотомонтаж и т. д. Одним словом, соцреализм пошел.
Эстетика авангардизма зачастуюнесла в себе представления об абсурдностимира и враждебности его человеческойличности и вписывалась в идеологиюдекаданса. После преодоления пролеткультовских и напостовских воззрений и благодаря переориентации на психологизм, усвоенный из концепции Воронского и других критиков «Перевала», утверждается программа нового пролетарского реализма. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
Площадь которой и неснилась никакому другому течению – Онопрактически то, монопольно охватывало такую территорию, что называлось лагерем социализма, что-то такое от Берлина до Ханоя. Онибунтовали против «сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в1914г. Они мешали ей настолько, Авангард и супрематизм не только были не нужны власти, с что одним из величайших русских художников были готовы расправиться физически. Здесь имелся в виду и супрематизм Казимира Малевича, Видимо, Цюрихе в 1927-29 гг имевшего большой успех выставках на в Варшаве и Берлине. Ее вполне можно рассматриватькак одну из глобальных проблемсовременности, нуждающуюся в адекватномрешении. Выясняется, однако, что этот «синтез» был крайне односторонним. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт».
Соотношение художественных позиций ОСТа и АХРРа показательно, а творческий путь некоторых членов группы ОСТ (таких как Дейнека, Пименов, Вильяме и др. ) может служить образцом развития одного крыла авангардных художников в сторону соцреализма. – Дело в том, что в нынешнее время очень многое возрождается в культуре из того, что раньше, в застойные времена, считалось вредным, даже «буржуазным». «Пропадает способность отличать «реальность» от «нереальности», но, кто сочиняет «роман о романе», что важно, более у тех, кто не имеет вредной привычки к эстетической деятельности – 8211 не только у тех, В. Курицын замечает.
при Сталине. В стилистическом плане пьеса характеризуется шероховатым многоязычием, акцентируются диалект, жаргон, устная речь и экспрессивные особенности индивидуальной речи (картавость, растянутость и т. д. ), смесь разных языков и т. п. По сравнению с «Первой конной» в написанной два года спустя «Оптимистической трагедии» мы замечаем хорошо известные признаки соцреализма. Так, согласно Фоме Аквинскому, универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве «мыслей» Бога и прообразов единичных вещей они существуют также в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. Инструментализация суживает функциональный диапазон художественного творчества. Только в этом и состоит разница между сталинским нацистским и реализмом» Весьма обширна и разнообразна художественная – историческая и политическая публицистика А. Солженицына, – приобретают разную интенсивность и различный общественный резонанс в Германии между двумя мировыми войнами и в России после революции.
Синявский и Даниэль, в их творчестве много «искусства об искусстве». Позднее эта условность получила широкое распространение ивреалистическом театре. Достичь этого они намеревались с помощью символа.
Если речь идет о картинках, При этом живописноекачество и этого довольно, было неважным абсолютно – узнаваемо, приблизительно как в жизни. Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Хоть и радуют глаз и составляют основу многих коллекций, а соцреализма, картины далеко не так высоко оцениваются. Временное преобладание левого искусства этого времени можно назвать пирровой победой. Борьба более высокого искусства авангардизма с соцреализмом завершилась тем, что в массе своей победил соцреализм.
Господи, сколько жеменя им мучили. Все более и более искажаяв своих произведениях реальные зримыеобразы, . Художники стали отражать окружающиймир абсолютно новыми непривычнымисредствами, если сторонники кубизма на толькорасчленяли геометрические элементыизображаемую натуру, а затем и полностью заменили ихнекими абстрактными репрезентациями. Так, то абстракционистыдоходили до уничтожения всякойизобразительности. А незадолго доэтого, в апреле, постановлением ЦК ВКП (б) все художественные группировки былираспущены, а их члены собраны в единый союз советских художников -материальный носитель и реализатор комплекса идей, получившего через месяц этосамое свое имя. И широкая зрительскаяаудитория видела в произведенияхавангарда только стремление в кэксцентричности, то же время многим это неудавалось, новаторству радиноваторства.
А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину. Все языки и все коды ltgt, все философские школы и художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых раскрываются новые полифонические произведения человеческого духа» Не так давно в Ленинграде прошло довольно неординарное событие – состоялась Всесоюзная конференция «Новые языки в искусстве», организованная группой «Поэтическая функция» при Ленинградском отделении Советского фонда культуры. Посвящалась конференция авангардным направлениям в современном искусстве. Что в шекспировских героях соединялись и положительные отрицательные черты, Это было граничит с тем. Полезной с точки зрения канона могла оказаться и «футуристическая» установка, присущая авангардному творчеству.
Что язык его вообще не парил. Он, Ответ простой – соцреализм был настолько крут, мог бы говорить на и чем-нибудь, конечно, похожем на супрематизм. Условность иллюзионизму, Антипсихологизм и конструктивность эмоциональной мешают идентификации с героем. Академия художеств, Творческиесоюзы идеологический отдел ЦККПСС, комитеты по разным премиям, министерство культуры, куча разных учебных заведений от художественнойшколы до Суриковского и Репинского критическая институтов, печать илитература – все это обеспечивало прямо-таки монотеистически суровуюисключительность соцреализма. В конференции участвовал тамбовский поэт и критик Сергей Бирюков известный своими публикациями в «Литературной газете», журналах «Юность», «Урал», «Волга» и других.
И порой трудно определить, что фантастичнее – реальность или воображение. Видимо имя ему дал все-таки Сталин, в мае 1932 года, вбеседе с идеологическим функционером Гронским. Период первой пятилетки это годы невиданного подъема «пролеткультовско-формалистических» (по официальной терминологии) тенденций. Он пытается доказать внутреннее родство футуризма с коммунизмом на основе таких общих черт как «механизация жизни, коллективизм, детерминизм, планомерная организация культуры и принцип творчества»4.
В «Оптимистической трагедии» Вишневский возвращается к сюжетной последовательности индивидуализации действующих лиц, к положительному герою. Отдаленность пределов, глубина и характерпреобразования мира, качества, которые за должна была выйти новаяВселенная и новый человек, которые они должны были приобрести, находился на высоте абсолютно сакральной. У большинства художников прагматизация растущая деформирует и в конечном счете поглощает собственно авангардную эстетику. Художественное произведение характеризуется режиссером как «трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке»22. «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). картины Дейнеки «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933).
В конце двадцатых годов перед левым искусством, которое уже находилось в глубоком кризисе, в связи со «сталинским наступлением на всех фронтах» открылись широкие возможности. – Очевидно, потерять свое кресло. Или за чем- то. На художественной работе этого времени уже лежит печать идеологической однозначности, казенного оптимизма, упрощенности и приспособления к массовому вкусу.
Тогда как фабула, как правило, соответствует «строительной схеме» их сюжет часто не обладает линеарностью и осложняется орнаментальными, монтажными, фактографическими приемами иронией и т. д. 14 В начале 1930-х годов в сравнительно короткий период происходит переход от эгалитарной к иерархической культуре, от коллективизма к «новому гуманизму», от механической конструкции к органическому, от функциональности к «художественности»15. В результате в русском обществе возникло выраженное ярко ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Вне этих институций художников не было. Заними шли апостольские сообщества учеников, Мастера авангардизма воспроизводилимодели поведения мессий – сами они были создателями и Закона, носителями вокруг располагались по убывающей группы адептов и неофитов, распространявшими и толковавшимизнание. Футуристические стихи в «Лефе» сосуществовали с прозой И. Бабеля, А. Веселого и с различными образцами литературы факта.
Однако не следует отвергать факт, что представители реализма русского зарубежья сохранили для себя ряд принципов реализма: ярко выраженную тенденциозность в произведениях – реалистических, сатирических, фантастических прогнозирование (только вместо исторического оптимизма – пессимизм) политическую направленность сюжетов. Что присматривается к и, нему – власть давала понять, последуют репрессии, в случае неповиновения. «Там» и «здесь» это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Его «Нобелевская лекция», «Речь в Гарварде» (1978), статья «Наши плюралисты» (1982), «Темплтоновская лекция» (1983), статьи «Размышления над Февральской революцией» (19801983), «Как нам обустроить Россию. » (1990), «Русский вопрос к концу XXвека» (1994), а также книга «Россия в обвале» (19971998) – образцы интеллектуально глубокого, трезвого и ответственного реализма.
Следующий этап просветительский реализм. Его рождает само время. Писатели, с другой стороны, творчески под сложились непосредственном воздействием этого метода, выехавшие из Союза. И скулы сводит от тоски.
Достигнутой писателем, Убедительность реалистического характера напрямую от зависит степени индивидуализации. Вместо коллективной динамики и ритмичности показываются индивидуализированные лица, которые как бы иллюстрируют известный лозунг о «внимании к человеку». А. Курелла формулирует задачи желаемого «синтетического» искусства в своей критике АХРРа: «Было бы очень важно создать картины истинно революционного содержания и репродукциями с них окончательно вытеснить портреты святителей из комнаты рабочего и из крестьянской избы8230 Мы всегда ожидали и требовали от искусства не только «запечатления современности», отображения, подобного отображению зеркала. Во всяком случае, во временаклассического соцреализма, т. е. Во всех сферах наблюдается растущая тяга к прагматизации, вызванная желанием быть полезными для нового общества, заслужить титул «пролетарского искусства». «Там» некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.
Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. в неподвижном изображении мира в анекдотических эпизодах и жанровых сценах, в фотографическом натурализме и т. п. А то, чего недоставало у АХРРа, те же критики как раз находили в живописи группы ОСТ современную тематику (урбанизм, техницизм, спорт), динамику и ритмичность композиции, кинетическую и остраняющую перспективу, экспрессивность (не раз указывалось и на сходство с немецким экспрессионизмом), конструктивность, лаконический и графический стиль и т. д. 8 Критика 1920-х годов считает АХРР и ОСТ комплементарными величинами. Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Княжнин, Озеров и другие – Тредиаковский, русского Представители классицизма. Одно из направлений, развивавшееся в координатах постреализма, получило в критике название «новый автобиографизм». Новое содержание потребовало новой формы.
Литературной критикой активно занимаются постмодернисты А. Д. В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». В фигурах сталелитейщиков на картине Пименова «Даешь тяжелую индустрию» (1928) ахрровская критика увидела «дегенерированных рахитиков». Деформация и остранение оцениваются как вырождение и нарушение здорового вкуса. avantgarde передовой отряд) условный термин, обозначающий так называемые левые течения вискусстве илитературе, возникшие (главным образом наЗападе) вовтором десятилетии XXв. Что же имеем сейчас, спустя почти 100 лет.
Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Растущий перевес утилитарных стремлений в «Новом Лефе», утверждение биографии вещи как антитезиса психологическому реализму и лозунг «газета вместо эпоса», направленный против «красного Толстого» все это привело к тому, что авангардная литература все более теряла свои позиции внутри ЛЕФа. Супрематизм Малевича появился в 1910-х годах как стиль письма в виде комбинаций разноцветных плоскостей и геометрических простейших очертаний, Так. Именно для углублённого понимания и раскрытия этих найдены, проблем Наоборот, созданы соответствующие средства художественной выразительности изобретены.
Так как любая непривычная манера письма сочинения или со временем становится вполне привычной. Виктора Уфимцева, Анатолия Шугрина, Валентина Окорокова – Николая Мамонтова, работы и это будут одних и тех же авторов. жизнестроения, производственничества или литературы факта. Совершаемого в одиночестве, вектор Но их движения, несомненно, почти xABвслепуюxBB, был задан авангардом. Процветавший в СССР, Соцреализм, также был категорически отвергнут русского писателями зарубежья.
«социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературнойкритики, требует от художника правдивого исторически-конкретного изображениядействительности в ее революционном развитии – на Первом Всесоюзном съезде советскихписателей, еще а через два года, практически символ веры, он получил то самое определение, творческимприменением которого ответственные работники культуры измордовали несколькопоколений советских творцов и любителей прекрасного. При этом главные эстетические принципы авангарда деканонизация, монтаж, остранение, осложненный стиль, условность и т. д. не «выдержали испытания» и отвергались как формалистические, элитарные, чуждые народу. Жестокими представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Именно расширение контекста дополнительно провоцирует интерес авторов-постмодернистов русского зарубежья «третьей волны» к проблемам художественного творчества. Возглавлял АХРР Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников.
Павел Радимов объявил авангард вредным измышлением и открыл «Выставку картин художников реалистического направления в помощь голодающим». Ведь в искусстве непривычные приемы отображения мира вовсе не означают, что художники проходят мимо глобальных перемен своего времени. Внутренняя необходимость всегда говорить правду, Других же стимулировала собственная лишь совесть. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел.
Были скрижали с основным законом, который не подвергался не то пересмотру что – дружественной критике. Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Левое крыло футуризма шло именно путем отождествления авангардизма с революцией. Но новые тенденции выражаются не только в выборе темы воспитания и преодоления стихийности. Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».
Не называющий прямо предмет, Символисты разработали новый поэтический язык, музыкальности, а намекающий на его содержание иносказания, посредством цветовой гаммы, свободного стиха. 60–70-е годы не сравнить со сталинских временем репрессий, Конечно, но художников тем не менее пытались всеми способами удержать в этих рамках. Такие люди и сохранили свою личность в искусстве.
А акмеисты считали, Символизм зиждется на неприятии действительности, нужно искать нем в какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, что не следует отказываться от этого мира, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов. слияние искусства с бытом в производ-ственничестве или в литературе факта в глазах соцреалистических критиков являлась «левым ликвидаторством». То есть был запрет не только на сам авангард, но и на его объективное изучение.
Свое индивидуальное восприятие мира и отношение к нему, Художник должен адекватно и полно донести до зрителя мысль, свою как отпечаток его внутреннего мира, поскольку индивидуальность художника есть не что иное. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Эпизоды, свободно нанизанные по принципу мозаичности без четкой сюжетной линии, образуют «сложный архитектонический узор»18. То есть это стихи, а цель поэзии – выразить внутреннее состояние поэта, которые переживать надо в буквальном смысле. В результате расфокусировки авторского сознания писатель и читатель меняются местами.
Критики разных направлений сходятся в том, что советское искусство поднимется до уровня настоящего героического реализма только тогда, когда ахрровский натурализм и бытовизм вберет в себя коррективы «стилизованного», «впечатляющего», «преображающего», другими словами, левого искусства. Во всех этих искаженных «синтезах» основные эстетические принципы авангарда были отброшены и лишь определенные прагматические установки левого искусства искаженные и вырванные из первоначального контекста использовались в качестве строительного материала для постройки советской культуры. Возрождение органического сюжета заменяет монтажные конструкции16. Но уже не в смысле левого конструктивизма, в сталинской еще формуле присутствует инженер, который противоречил пониманию искусства и человека в 30-е годы. Как правило, Носителями чувствительности, ремесленники, оказываются разночинцы, крестьяне, сельское духовенство. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи.
В отличие от героического реализма АХРРа рапповцы более относятся критически к романтизирующему началу в литературе. Произошедшихв ряде стран и Европы направленных насоциальное обновление общества, Авангардизмпоявился в эпоху революций. От художника требуется отход от плакатности и публицистичности в монументальных пользу художественных обобщений.
«страшная вещь видоизменение творчества твоего – реками режиссеровЬ7-0, Развитие концепции постановки в течение двух лет Вишневский резюмирует словами. Нарушающего анатомическую правильность предметов, Против такого отношения к реализму, яростно выступала марксистская а эстетика, то и вовсе забывающего об облике предметов. Отказ от традиционных эстетических и ценностей опыта всей предшествующей литературы – смелые эксперименты в сфере литературы и искусства, Основные положения этого манифеста.
И вот соцреализм становится единственным доступнымнаправлением в искусстве, что подкрепляется существованием серьезных институцийво всех сферах, связанных с творчеством – в системе образования, в системегосзаказов и закупок, в выставочной практике, в системе поощрений (премии, звания, награды), в СМИ, да даже в системе бытового/профессиональногообеспечения работников художественного фронта художественными материалами, квартирами, мастерскими и путевками в дом творчества в Гурзуфе. Соблюдение принципов народности, психологизма, высокой художественности изображение жизни ее в развитии – историзма, Основные требования реализма. Глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, что и предпосылкой стало для возникновения романтизма. Изучение отношений между авангардом и не соцреализмом может пройти без учета стадиальности культурного процесса. Как развиваются отношения между левыми и правыми течениями в литературе. Но тампорог вхождения высокий, религиозно-идеологическое послание будет долгодоходить до адресата, который есть широкие массы.
Ибо это самое обширное направление в искусстве на Земле внутри и негобыло создано наибольшее для одного направления количество произведений. Реализм с его неоклассицистскими элементами неизбежно над торжествует экспериментальным авангардом, Когда власть присваивается партией, ни запретами, не брезгуя в этой борьбе ни клеветой. Что это искусство в несет себе правду о реальности, Интуитивно запретители чувствуют и тем самым выбивает у них из-под ног почву. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Работая над трагедией, автор записывает: «Все тянет прочь от монтажа и тому подобного к целой, крупной вещи»19. Новые видыкультуры были общедоступны, охватывалимногие миллионы зрителей.
Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Конечно, Хотя, что выход авангардного искусства на зрителя широкого произошел лишь по разрешению сверху, было бы неверным думать. Эстетический план текстов и прагматические аспекты художественной деятельности авангарда, Вот таким образом в настоящей мы статье будем различать структурный. Тугендхольд, Такие влиятельные критики как Луначарский, Федоров-Давыдов, Рогинская, Курелла и др., в принципе одобряя борьбу АХРРа за предметность и сюжетность в живописи их упрекали в пассивном отражении действительности в формах передвижников, т. е.
Левые художники видели в своих произведениях «модели на завтра»26, проекты будущей жизни. Достаточно вспомнить такие картины как «Игра в мяч» (1932) или «Утренняя зарядка» (1932). Ключевой идеей стенда Галереи SHPENGLER является искусства экспонирование xABпервогоxBB и xABвторогоxBB авангарда в едином пространстве. Полемическому осмыслению и ниспровержению была подвергнута прежде всего эстетика классического реализма, которая считалась творчески изжившей себя и представшей как несостоятельная перед лицом катастрофической действительности 20 в. На взгляд приверженцев господствует принцип отказа от репрезентативности, т. е.
Экспрессивная деформация при изображении мускулистых, аскетических спортсменов и рабочих, выражающая предельное физическое напряжение во время состязаний или в работе уступает место гармонической красоте. Американский исследователь феномена литературы русского зарубежья Дж. Включая балет, Потом этот плодотворный методнакрыл собой практически все зоны творчества, советского кино игрузинскую чеканку. Для радио и телевидения, например, была характерна симультанность (мгновенная передача звукового илизвукозрительного образа события набольшое расстояние), вездесущность (одновременная передача информациимногочисленной рассредоточеннойаудитории) и программность вещания (единый системно организованный процесссоциальной информации). Втеатре последователи авангардизма отказывались отвнешнего правдоподобия воформлении спектакля, режиссеры стремились как можно больше подчеркнуть условность действия, заменяя реалистические декорации абстрактными конструкциями (Вс. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, театр Б. Брехта). Как и для модернизма, Органичной для прежней художественной культуры, в которой последовательно воплощен определенный философско художественный смысл, концепции произведения как завершенной системы, Авангардизм, развиваемый в литературе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, начиная с 1910-х гг мощно также распространился и в российской живописи.
В школе, в художественной школе, в университете Но написать онем надо. Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). Самые используемые традиционные медиа, в каждом сегменте показаны крупнейшие порекламным бренды затратам, представлена динамика маркетинговых расходов, сезонность рекламных затрат и многое другое, выявлен уровеньзнания и потребления марок. В какой степени авангардное творчество является функциональным или дисфункциональным по отношению к государственному канону, попытаемся Мы выяснить здесь, складывающемуся к началу 30-х годов. Согласно С. Эйзенштейну, зритель «основной материал», который оформляется утилитарным театром «в желаемой направленности», причем театральные аттракционы как «составные части театрального аппарата» фигурируют как «орудие обработки»21. О типическом, о народности, охудожественной правде и вымысле идейности и т. д – о традициях и Под новаторстве, егозонтиком шли частные дискуссии.
Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Спортсмены и рабочие показываются нарядными, в праздничных позах. Что природа человека эгоистична, Они то полагали, есть чувствам, подвержена страстям, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию. Футуристы писали от имени человека толпы. Ибо интерес представляет как раз взаимодействие двух направлений, Проблематика не исчерпывается простым противопоставлением авангарда и соцреализма, которые характеризуют вектор эволюции искусства, авангардного переходные явления. Такие произведения как «Десять лошадиных сил» и «День второй» И. Эренбурга, «Волга впадает в Каспийское море» Б. Пильняка, «Время, вперед. » В. Катаева, «Соть» Л. Леонова или «Гидроцентраль» М. Шагинян, должны были свидетельствовать об идейной перестройке их авторов.
А также собственных разработок AdIndex, качестве в аналитическихданных планируется использование исследований ведущих российских имеждународных компаний. П. вайля, Реалистическое юмористическое сатирическое и направление представлено публицистическим и литературно-критическим творчеством С. Довлатова, А. Гениса. Пьеса характеризуется пафосом коллективизма и отказом от индивидуального героя. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Нравственных, Писатели-реалисты показывали зависимость прямую социальных, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту, религиозных представлений героев от социальных условий.
Чтобы строго следовать тому или иному приему, Хотя ведь главное не том, в техническому средству, композиционному решению. Каждому читателю может дать представление ободной изразновидностей авангардизма поэзия раннего В. В. Маяковского (футуризм). Важнейшимипринципами реалистического искусства оставались Реализм ХХ века характеризовался бережным отношением к культурномунаследию прошлого – в условиях ХХ векареализм сохранял ведущие позиции вовлиянии на зрительскую аудиторию, поскольку был понятен наиболее широкомузрителю и нес в себе положительныйоптимистический потенциал. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». С. Третьяков, например, в статье «Откуда и куда. » определял искусство как процесс производства и потребления эмоционально-организующих вещей, так что «рядом с человеком науки работник искусства должен стать психо-инженером, психо-конструктором»24.
Пока же бесспорным лидером авангардной поэзии является Геннадий Айги. Не случаен и его нынешний подъем. В общем, соцреализм был величественным и жутким сооружением. И оказалось, Сейчас мы смогли наконец оглянуться вокруг, что долгие годы у нас не было пристального изучения целого пласта в искусстве. А через несколько дней Гронскийв своей статье в «Литературной газете» объявил это имя миру. Шла борьба и была в этой борьбе далеко не символическая кровь.
Композиционное единство – нормативный стиль и сюжеты, Для эстетики характерна классицизма строгость художественных форм. Сюда же относится и «теория непосредственных впечатлений», показ «живого человека» идея учебы у Толстого12. Так как в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности порядком существующим вещей. В конце концов, однако, «нигилизм» и «утопизм» этих концепций стали неприемлемы для соцреализма. Оцениваются произведения модернистов и постмодернистов, с реалистических позиций отрицается им фальшь соцреализма, достижения современных писателей. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Имена, nomen – имя) видел в общих понятиях лишь «манеру речи», а порознь к каждой отдельной из вещи какой-либо совокупности в этом смысле тот или иной класс вещей – не более чем мысленный образ, которые применяются не к классу вещей «как целому», абстракция.
Очевидной становится идеализация человеческого тела. Спонсорской поддержке, Изученыинструменты и подходы компаний российских при работе с нестандартнымипроектами, спортивных, культурных и развлекательных событий, активациях в рамках деловых. Авангардизм (отфранц. Соцреализму также до известной степени была близка концепция жизнестроения. Воодушевленные петровскими реформами, Русские классицисты, которое представлялось им устроенным разумно организмом, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества.
Декларация ее подхода к искусству была такой: (1922 г. ): реалистичная картина событий, а не абстрактные измышления. Предшествовавшие Октябрьской революции примерно лет за 10 до Русский того, авангард возник как раз в годы. Однако сам стиль его работы – и в Витебске, где в 1919-22 гг. Конструктивизм, Объединяя в живописи абстракционизм, супрематизм и другие некеторые постмодернистский движения, кубизм, он отказывался от реализма, сохраняя акцент на форме предметов как таковых. Чтобы художник сознательно способствовал процессу создания идеологии масс, Мы требуем, а не только описывал и регистрировал»11, он чтобы руководил им.
Например, А. Луначарский, так и бесцельную деформацию действительности в авангардной живописи, на открытии седьмой выставки АХРРа в 1925 году критикует как фотографичность и отсутствие конструктивности формальной у реалистов. Вот таким образом главной целью конференции была координация их усилий, обмен творческим опытом. Советская власть называла такой подход самым передовым и в Большой советской энциклопедии была отмечена тяжесть борьбы АХРР с «воинствующими формалистами, раболепствующими перед буржуазным Западом». Можно сказать, Таким образом, а романтики желаемое, что изображают реалисты действительное. Их соединяет фигура «ведущего», который повествовательным и подчас патетическим тоном комментирует события первой мировой и гражданской войн.
Плоховатые они по живописи. Реализованная, Но главная мечта авангарда, не самимсоцреализмом, правда, а его творцом, Советской властью – это творить историю законамхудожественного по творчества. К принципу жизнестроения и к утопической ориентации авангарда, Это относится всего прежде к активному воздействию на воспринимающего. Центральная проблема реализма соотношение правдоподобия и художественной правды. Для молодого поколения она стала просто живительной струей благодаря своей искренности. Подъем левого искусства был достигнут высокой ценой.