Художники, связанные с символизмом и стилем модерн (наби во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и матери-земли (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода сквозные формы (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. Где образ природы или составляет единственное картины содержание (А, Дюрер и дунайская школа) и в небольших живописных композициях. Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа (сложившегося ещё в VI в. ) – Го Си (XI в. ), Ма Юань, Ся Гуй (оба – конец XII – первая половина XIII в. ), Му-ци (первая половина XIII в. ). Кьярваль в Исландии, Паленсия в Испании, Р. Кент в США, группа в семи Канаде, А. Наматжира в Австралии). Выдвинувшихся в 50-70-х гг., Среди наиболее значительных советских пейзажистов, Б. Ф. Домашников, – Л. И. Бродская, Т. Салахов, Е. И. Зверьков, В. М. Сидоров, В. Ф. Стожаров, И. Шважас.
Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в. бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв. Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. В конце XVIII – первой половине XIX в. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Отличающиеся сияющей чистотой красок, в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, навевают представление о природе как волшебном замкнутом саде. Очищая его от всего преходящего (представители кубизма), в искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), другие с ликующих помощью или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма).
Нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, в творчестве ряда представителей этих тяготение течений к деформации пейзажного изображения, например, явилось путём перехода к абстрактному искусству (подобную роль пейзаж сыграл. Но более камерны по духу произведения В. А. Серова, Близки пейзажу-настроению к Левитана, Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева изображающие преимущественно скромные, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Фото пейзажи будут наиболее объемным, если использовать контровой и боковой свет, а вот съемка «по свету» делает фотопейзаж «плоским». С XIII-XIV вв.
А. Дейнека, Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский). На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников. Благодаря чему городской пейзаж обрёл равные права с изображениями в природы их работах отразилась и динамика современной городской жизни. братья Х. и Я. ван Эйк в Нидерландах К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии первой половины XV в. ). В 20-х гг. Если не считать редких образцов, в средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, на основанных эллинистических традициях. Благодаря чему даже виды, в произведениях советских пейзажистов сквозь черты конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, лишаются налёта экзотической отчуждённости, связанные традиционно с романтической концепцией пейзажа (например, пейзажи Крыма или Крайнего Севера).
Сложившиеся в дореволюционный в период, этой области выдвинулись мастера, но после Октябрьской революции 1917 вступившие в новую фазу творчества (В. А. а. шовкуненко на Украине, республиканских в школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И. И. Бокшая, Сарьяна в Армении, Д. Какабадзе в Грузии, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. В западноевропейском искусстве XII-XV вв. В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс итальянцы С. Роза и А. Маньяско) первенствует стихийная мощь природы иногда как бы подавляющая человека. Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями о рационалистичности законов мироздания и возрождая представление о пейзаже как реальной среде обитания человека (последний момент был особенно характерен для итальянских мастеров кватроченто).
В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит). Представители реалистичного пейзажа середины и второй половине XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции маккьяйоли в Италии А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии и др. ) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. М. к. клодт), Л. Каменев, мотивы которой отличаются особой монументальностью эпическим и размахом в произведений И. И. Шишкина. П. уччелло, Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Джентиле Джованни и Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии.
Традиция идеального пейзажа обрела изысканно- декоративистское истолкование в эпоху рококо (Пейзаж с изображением руин француза Ю. Робера), однако в целом идеальный пейзаж, занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, на протяжении XVIII в. вырождается в академическое направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым законам классицистической композиции. реалистические традиции второй половины XIX в. переплетаются с влияниями импрессионизма и модерна. Типичного для художников Голубой розы, Среди вариаций тему на ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, а также картины Н. П. Крымова, выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, стремившегося к строгой уравновешенности колористических и композиционных решений. одухотворённый пафосом социалистического строительства, складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).
Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой выразительности фактуры и колорита, к обнажённым, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам. Развивающегося в русле социалистического реализма, Для советского раскрывающие пейзажа, жизнеутверждающую красоту мира, наиболее характерны образы, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. Элементы живописи с натуры, на открытом воздухе ( ) появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. преимущественное распространение получает монументальный пейзаж-картина, основанный на тщательном переосмыслении этюдного материала. Нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы идеального пейзажа, Карраччи, скрытого под внешним различных многообразием аспектов природы, подчинённого идее разумного закона.
в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского). В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно- теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. Голландские художники и графики XVII в. (Я. Л. рихтер в Германии Й. А. Кох в Австрии М. У. Тёрнер Ю. К. К, в Великобритании Ж. Мишель во Франции К. Д. Фридрих. Складывающегося первоначально в графике (А, в Возрождения искусстве формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра.
Романтизировавшего руины, Б. Пиранези, памятники античного и зодчества наделявшего их сверхчеловеческой грандиозностью. Однако в целом идеальный пейзаж, Традиция идеального пейзажа обрела изысканно- декоративистское истолкование в эпоху рококо на (Пейзаж с изображением руин француза Ю. Робера), протяжении XVIII в. вырождается в академическое направление, занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, подчиняющее природные мотивы отвлечённым законам классицистической композиции. С XVII в. широко распространяется топографический видовой пейзаж (гравёры – немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В 30-50-х гг.
Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао) эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа шань-шуй (гуры-вуды). Особое место занимают графические пейзажи Дж. К. а. сомов), С. Бакст, возникли элегическими проникнутые нотами историко-архитектурные виды (А. Часто проникнутого мотивами гражданской скорби, в конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы возвышенно-философским с толкованием пейзажных мотивов, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана.
К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан. В русском пейзаже рубежа XIX-XX вв. Кром, Дж. В кругу мастеров Мира искусства культивировался тип пейзажа-воспоминания (Л. Проявляющуюся и в том, Унаследованное от романтизма этико-философское звучание пейзажа принимает теперь демократическую более направленность, сцены сельского труда, что в пейзаж всё чаще включались люди из народа.
Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж). В наиболее мере способствовавшего пейзажа эволюции к реальным образам, Констебла, сохраняющим свежесть натурного этюда. Позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, Художников привлекают мотивы, связанные с убыстряющимся темпом современной жизни динамические (А, сдвиги в пространственном восприятии мира. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков). В. Добужинский). Грабарь, Н. Бакшеев, А. В. Куприн, Крымов, Остроумова-Лебедева, Рылов, Юон и др. ), а также художники, деятельность чья всецело связана с советским временем (С.
Соединение лирических интонаций повышенной с звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. В произведениях советских пейзажистов сквозь черты конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтической концепцией пейзажа (например, пейзажи Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотической отчуждённости. зарождается советский индустриальный пейзаж (Б. Если итальянские художники стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль), то немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик.
Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). В XVI – начале XVII в. у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного пейзажа тонкие жизненные наблюдения переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно- эмоциональное отношение художника к миру. Русские художники обращались к родной природе (Л, Преодолевая искусственность и академического театрализованность пейзажа. Близких пейзажу символизма отличающихся и звучностью ритмизованных локальных цветовых плоскостей, в произведениях П. Гогена, радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. В восприятии китайского пейзажа существенную роль играли стихотворные надписи, символические мотивы, олицетворявшие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива мэйхуа), человеческие фигурки, пребывающие в пространстве, которое кажется беспредельным из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки.
Сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с трактовкой декоративной картинной плоскости, Позднеромантические веяния проявляются в произведениях А. И. Куинджи. Что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства, тенденция к чувственно трактовке убедительной мира приводит к тому. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в ФРГ). Утрилло во Франции, Э. Хоппер в США).
Исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова, Национально-романтические черты присущи произведениям А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона фольклорный, Н. К. Рёриха, а М. В. Нестерова, также в героическом пейзаже К. Ф. Богаевского. В открывающих качественно новый этап в истории пейзажа произведениях Ф. Гварди, Такого рода пейзаж в XVIII в. достигает расцвета в насыщенных и воздухом светом ведутах Каналетто и Б. Белотто, выделяющихся виртуозным воспроизведением изменчивой световоздушной среды. В искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего преходящего (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма). ), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. А свободно перетекают один в другой, Отдельные пространственные планы китайского пейзажа разграничиваются, не подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. С. Котмен, Дж. Богатую красочными оттенками световоздушную Важнейшим среду, компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. П. сезанн утверждал в своих произведениях монументальную мощь и чёткую естественных конструктивность ландшафтов.
Наряду с этим пейзаж становится носителем высокого этического содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и К. Лоррена, произведения которых представляют собой 2 варианта идеального пейзажа – героический и идиллический. Пейзажи природы на которых сняты при свете более теплого низкого Определенное солнца, настроение имеют фото. Нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, В. ван Гог стремился к повышенной, придавая отдельным деталям пейзажа человеческую почти одушевлённость. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, горки или палаты в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В русском пейзаже XIX в. романтические традиции играют ведущую в роль творчестве Воробьёва М. Н. и И. К. Айвазовского.
Нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, в XX в. в Европе и получил Америке широкое распространение индустриальный пейзаж, непреодолимо враждебную людям (Ч. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например, у Сэссю, XV в. ), тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (в XVIII-XIX вв. ), более активной ролью человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ). Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). В котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической (Б, цивилизации Вместе с тем бурно развивается пейзаж реалистического и национально-романтического характера.
Лирическая насыщенность, Тенденция к изображению состояний переходных природы, обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева, свойственная творчеству А. К. Саврасова. В 60-80-х гг. Что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, Важное значение в пейзажа художественной системе романтизма объясняется тем, видя в возврате к естественной природной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Они проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы своеобразию и национальных ландшафтов.
Видовой пейзаж в XVIII в. сыграл решающую роль в становлении пейзажа в тех европейских странах, где до XVIII в. не было самостоятельного пейзажного жанра (в том числе в России, где крупнейшими представителями этого вида пейзажа были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, художник Ф. Я. Алексеев). Н. Яковлев и др. ). Проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски, Городской пейзаж футуристов и экспрессионистов часто принимает заострённо агрессивный отчуждённый или облик. Ж. о. фрагонара во Франции, Предромантические веяния угадываются в интимно-лирических парковых фонах в картинах А. Ватто, Р. Уилсона, также а в творчестве родоначальников английской школы пейзажа – Т. Гейнсборо. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне). Х. сегерс, ван Гойен, М. Хоббема, Я. ван Рёйсдал, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая световоздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной природы, жизни её вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. Развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические с отношения ними, На рубеже XIX и XX в. в пейзаже складывается несколько направлений.
Воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов, этой Для эпохи характерен образ природы. Р. Козенс, Дж. К. писсарро, Моне, считавших работу на непременным пленэре условием создания пейзажного образа, А. Сислей и др. ). Свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и красочность природы, пейзаже в мастеров Бубнового валета сочность цветового строя и темпераментная.
Типичное для нидерландского пейзажа, Совмещение пейзажного и жанрового моментов, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, приводит к наиболее ярким результатам в произведениях П. Брейгеля Старшего, но и глубочайшее проникновение в характер народной жизни, связанной органически с ландшафтным окружением. Кулисной трехплановой композиции, в искусстве классицизма окончательно закрепляется система утверждается условной, принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны для мастеров, стоящих у истоков национальных школ европейских реалистичных пейзажей (ранний К. Коро во Франции отчасти К. Блехен в Германии А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России). Эта черта присуща и творчеству ряда мастеров-реалистов (М. Последние черты чрезвычайно характерны для творчества англичанина Дж.
Альтдорфер) или безраздельно главенствует над сценами переднего плана (нидерландец И. Патинир). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. Ма Юань, Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа – (сложившегося ещё в VI в. ) Го Си (XI в. ), Му-ци (первая половина XIII в. ), Ся Гуй (оба – конец XII – первая половина XIII в. ).