Одним из ( картины художников природа в эту коллекцию я собираю работы известных и не очень художников пейзажистов. Картины художников природа, так я назвала коллекцию в которую собираю только самые интересные экспрессивные работы разных художников. Картины художников природа эта коллекция включает в себя только пейзажи разных художников в том числе и современных. Картины художников природа в эту коллекцию я собираю только лучшие работы художников как современности так и 18-20х веков.
Картины художников природа в эту коллекцию картин я собираю только самые динамичные и интересные работы художников пейзажистов. Картины художников природа, так я назвала свою коллекцию в которую поместила только художников пейзажистов. В свою коллекцию картины художников природа я включаю только самые интересные работы художников пейзажистов. Картины художников природа так я назвала коллекцию картин в которую собираю самые интересные работы разных художников пейзажистов.
Эта ( в свою коллекцию картины художников природа я включаю только самые интересные работы художников пейзажистов. Эта ( картины художников природа, так я назвала свою коллекцию в которую поместила только художников пейзажистов. Я обязательно ее включаю в свою коллекцию картины художников природа. Эта работа называется -Дождь. Картины художников природа в эту коллекцию я не могла не включить работу потрясающей художницы Козловской Марины Андреевны.
Слайд 11 К. ЮОН «РУССКАЯ ЗИМА» Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы. В ней находятся только понравившееся мне картины ( картины художников природа такое название я дала этой коллекции. Картины художников природа такое название я дала этой коллекции. Картины художников природа, это просто интересная коллекция в которую я собираю самые красивые пейзажи известных и не очень художников. Картины художников природа в эту коллекцию я собираю работы известных и не очень художников пейзажистов.
Картины художников природа такое название я дала своей коллекции в которую включаю только понравившееся мне картины известных и не очень пейзажистов.
В этом центре картины художник Федор Васильев часто помещал зеркало стоячей воды, болото или какую-нибудь лужу, на которую направлен резкий луч света из-под тучи, как в «Мокром луге» («Восход над болотом» был его заветным сюжетом, он мечтал создать на эту тему очень серьезную картину, сэтической программой). В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой работы предварительной на натуре.
Темпераментны, Картины природы современных авторов настолько поэтичны, настолько проникнуты любовью, свежи, что трудно отвести взгляд от одного живописного полотна, чтобы взглянуть другое, на получить море позитивных эмоций во время просмотра пейзажей русских художников. Что никакое несчастье не сможет коснуться тебя и кажется, пока наблюдаешь ты за их удивительной пляской. Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны мироощущением с народа, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. В тот же миг наступило затишье. В галерее работ вы можете ознакомиться с разнообразными тематическими пейзажами. Рядом с уютным тенистым аллеи шатром где-нибудь сбоку раскрывается перспектива синих гор, всегда неожиданно чуть ли не кокетливо приоткрытая – всегда обрамленная ветвями, у Лебедева сопоставление интимного мира и мечты превращается в эффектный контраст.
Панорамный разворот просторов или детализация отдельной заставляют формы ощутить всю красоту окружающего нас мира. Именно эти идеи Кандинского (который преподавал во Вхутемасе, хотя и недолго и пользовался большим влиянием) оставили заметный след в советском искусстве, где идея «погрузить зрителя в произведение» была реализована в гигантских архитектурно-художественных проектах вроде метро, кругового стереокино и вообще в монументальном искусстве, в котором живописные и мозаичные панорамы часто имеют вогнутую форму, приглашающую зрителя войти в общий круг (и не оставляющую ему, собственно иной возможности). Каждый рисунок Теребенева имеет острый сюжет, в разработке которого художник проявил неистощимую изобретательность, отличается выразительной линией, сочетающей композиционную сложность с артистической легкостью. При желании в России тоже можно найти «уютные уголки» (что и стали делать позже русские импрессионисты, например Левитан и Коровин, считая именно такие ландшафты национальными).
Что такая работа способствует постижению форм природы, Шишкин помогает находил, совершенствованию рисунка. На «унылых» пейзажах изображено обширное плоское поле (в буквальном или более общем смысле слова), в центре часто, хотя и не всегда, находится человек или транспортное средство, за судьбу которых остается только глубоко переживать. В русском искусстве романтический пейзаж начала XIX века представлен в первую очередь Сильвестром Щедриным и его младшим современником Михаилом Лебедевым (оба всю жизнь провели в Италии). Это происходило не тогда, Мало того, казалось бы, когда художник писал этюд с натуры и, мог внимательно следить за былинками и сыроежками на первом плане, на пленэре они его, как правило, не он интересовали, писал лишь общее впечатление. В мастерской, Художник начинал нагнетать первый план и прописывать сыроежки уже на стадии картины и сознательно принципиально.
Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать блестящий свой рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". В своей замечательной книге «Старые мастера» знаменитый писатель и художник 19 века Эжен Фромантен, определяя истоки голландского искусства, писал: «Для того чтобы родился на свет голландский народ и чтобы голландское искусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, притом революция глубокая и победоносная. Дело также и не в том, что Россия больше, чем Италия.
Когда приходилось работать в Зимой, помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Который не нарушают ни медведи у с дерева ульем, Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица. После того как художники перестали ездить за границу (или стали делать это эпизодически, для поправки здоровья), особенно большие изменения претерпел планов (условная кулиса, условный задник, а между ними доминирующий средний план, панорама торжественно расстилающейся земли). Перспективных, Природа разных времен года в рисунках и живописи молодых, а также в картинах уже состоявшихся современных авторов перед раскрывает удивленной зрительской аудиторией свои красоты, узнаваемых художников. Но, в отличие, скажем, от радостных и захватывающих дух перспектив в живописи итальянского Возрождения, в этих русских пейзажах наблюдатель несчастен и теряет путь именно потому, что «прикован к одной точке».
Как раз в этот момент большинство русских художников потеряло интерес к так называемым пенсионерским поездкам в Италию, которые Академия художеств предоставляла своим лучшим выпускникам (в первой половине XIX века многие из этих выпускников застревали там чуть ли не навсегда, подобно Карлу Брюллову и Александру Иванову). Очевидно, «Наполняет грудь», подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» пейзаж «бодрый» «унылый», пейзаж. Если пейзажисты XIX века своими пространственными построениями (размах целого центричность) до предела усиливали проблему под названием «трагедия мыслящего субъекта в обществе», то «коллективизирующая» эстетика советского искусства уже не в рамках пейзажа, но с большим размахом инсценировала утопию разрешенности этой проблемы, единения всех со всеми всех, за исключением тех, кто хотел бы занять позицию независимого наблюдателя.
15 и действительно, его экспрессивные абстракции, особенно ранние, призваны, разумеется, вовсе не заставить зрителя «думать», как иногда верит обыватель, но со-вращать его, парализовать его волю, погрузить в своего рода транс и вписать в пространство неких «симпатических» отношений с художником, общности с ним. Нужно было и это дало Голландии особое право рассчитывать на благосклонность судьбы, Больше того, разум, чтобы революция опиралась на справедливость, необходимость, чтобы народ заслужил все то, чего он хотел достичь, чтобы он был убежден решителен, в своей правоте, трудолюбив, терпелив, героичен, мудр, сдержан и показал себя во всех отношениях достойным независимости. Одухотворенной жизнью, Пейзаж выполненный маслом в его работах живописных живет своей особой.
Но обыденность мотива нисколько не мешает выразить каждому художнику в картинном идею образе величия и магии природы. Этот «пустой центр» еще более усиливал впечатление немоты, паралича в эпоху, когда академические правила требовали размещать в середине пейзажа купу деревьев. Чтобы добавить выразительности персонализировать и свою работу художник может использовать различные цветовые эффекты. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина года 1898 "Корабельная роща". В середине 1920-х годов Александр Родченко стал делать фотографии, запрокинув голову с фотоаппаратом назад («Сосны в Пушкино», 1927, самый известный пример) и запечатлев тем самым «эйфорический» дух 20-х годов с их ощущением внезапно открывшихся благодаря отказу от «Я» возможностей. В середине XIX века «русским» пространство делал сам факт его переживания изнутри, а не извне а это значит тактильно и эмоционально, а не визуально. Просмотр репродукций вызывает у эмоционально-положительные детей чувства к окружающему их миру природы.
И семья Шубиных числилась среди самых знаменитых резчицких фамилий, в то время Холмогоры своими славились искусными мастерами-косторезами. Мачтовый лес в Вятской губернии". Которые пошли в лес по грибы, Березки похожи на деревенских забросили девчонок, корзинки и пошли хороводом по поляке под веселые задорные песни, да заигрались.
Романтическая пространственность стала включать в себя понятие дистанции, человеческого и надчеловеческого всего, конечного и бесконечного, к чему пейзаж классический как бы еще не был пробужден – неслиянности близкого и далекого, Классицистическая картина мира казалась романтикам самодовольной. Болото» (1870), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), несколько вариантов «Оттепели» (1874) и знаменитый «Проселок» (1874) у необычайно талантливого и рано умершего Федора Васильева особенно много таких картин, среди которых выделяются «Оттепель» с потерянной парочкой путников, мужчиной и мальчиком (1871) и безлюдный «Мокрый луг» (1872) с застывшим зеркалом воды в центре, приковывающим к себе взгляд. Вот таким образом европейское искусство предпочитало самый ближний план картины просто пропускать. Русское богатство".
Что все эти сложности с первым планом усиливаются, Дело в том, первый план тогда резко перспективно сокращается, когда в картине низкая зрения, точка гораздо резче, чем пространство всей остальной картины, которое как бы не успевает за ним. Которое можно считать классическим полноте по художественного образа, ", монументальности звучания, завершенности. Что копирование с фотографий отдельных деталей, Однако он учитывал, не а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не приближает, которого он добивался от своих учеников. «Наполняет грудь», очевидно, «бодрый» пейзаж, подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» пейзаж «унылый».
Стены в комнате главного героя покрыты вместо обоев фотоплакатами, так что пространство сильно напоминает упомянутые выставочные композиции Лисицкого из которых, по Кабакову, можно бежать, только если свой «взгляд вверх» вооружить адской силой мистической машины. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. Как поведение человека византийским программируется храмом с его почти неизменной фигурой Пантократора в куполе, Нетрудно увидеть здесь аналогии с тем. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
У Алексея Саврасова это «Лунная ночь. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. При этом вид дали присутствует в обязательном порядке последняя работа Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), где этот вид «отваливается», как бы закатывается куда-то за горизонт, а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед (об этом речь пойдет ниже). Глазами художника дети видят неповторимый колорит русской природы, ее красоту во все времена года.
Персонажи этих пейзажей продираются сквозь слякоть и лед и посреди картины как будто остаются без движения в момент выбора безнадежного пути. Художник может представить на суд зрителей самые разнообразные картины маслом. Полемики и иронической рефлексии для художников второй половины XX века, Именно такой пространства тип явился точкой отсчета. Реалистичная манера в академической живописи, вселенская идея в концептуализме, угловатость форм и широта мазка в фовизме – карнавал красок в импрессионизме, в зависимости от стиля живописи и манере письма художника один тот и же пейзаж может смотреться абсолютно по разному. Благодать. С этими попытками впервые выступил Эль Лисицкий в своих абстрактных композициях-«проунах» конца1910-х начала 1920-х годов, которые, как он предполагал, не должны были иметь ни верха, ни низа, а располагаться как бы (или буквально) над головой зрителя. 23 августа 1761 года последовало уволить распоряжение от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного, Так или иначе.
При запрете на рефлексивную способность является уже типично «русским», Для художника московского 1990-х годов тот же самый тип пространства переживаемого изнутри, определявшей идеологический ландшафт страны в середине 1990-х, поскольку коррелирует с изоляционистской конструкцией «русского». Для современной российской действительности, впрочем, более любопытно то, что эти стремления таким именно образом оторвать зрителя от его индивидуальности, от трагической (по мысли художников) роли стороннего наблюдателя, находят продолжение в русском авангарде и, в особенности, в советском искусстве. Что в живописи за всю ее историю было написано множество пейзажей с природой и что найти и изобразить новое что-то почти невозможно, Существует стереотип. 8. Васильев, придававший своему искусству огромное этическое значение, в пространственных конструкциях некоторых из своих картин предложил путь, который помог бы зрителю (читай современнику художника) оторваться от этого «Я». В ироническом, даже почти сатирическом проекте современного московского художника Олега Кулика «В глубь России» (1993, книга исполненная совместно с писателем Владимиром Сорокиным) Кулик запечатлел себя на одной из фотографий якобы засунувшим голову в вагину коровы. Пространственная «коллективизация» зрителя могла включать в себя и попытки заставить его поднять голову и тем самым оторваться от земли, от себя, от Эго.
Легкий ветерок треплет пышную зелень прически, а на белых сарафанчиках с черными полосками играют в прятки солнечные зайчики. Возможно, там, внутри, он еще и поднимает глаза вверх, чтобы уйти уж совсем вглубь, от своего «Я». А затем хитро бросить его владели там все русские художники второй половины XIX века, Этим эффектным приемом ввести зрителя в картину. Что со временем может быть искусным в своем художестве который мастером, своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду.
Что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь для пейзажисту самостоятельного творчества, Он считал. Каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", полного неиссякаемых жизненных сил – но в целом – впечатление единого мира природы, Обратите внимание как написаны прекрасно стволы старых сосен. Как легко и свободно дышится летом в березовой роще. Окружающая (а не просто созерцаемая) природа, таким образом, способна и сжать грудь и наполнить ее.
Их жанр политическая карикатура, Их тема Отечественная война года, 1812 их зритель самые широкие народные массы. Для московского художника 1990-х годов тот же самый тип пространства переживаемого изнутри, при запрете на рефлексивную способность является уже типично «русским», поскольку коррелирует с изоляционистской конструкцией «русского», определявшей идеологический ландшафт страны в середине 1990-х. Презентация создана воспитателями Прониной Натальей Петровной и Мизулиной Мариной Васильевной для проекта в Внесем свой мир красоту. Дело в том, что при прямой перспективе мы видим даль, глядя вперед, а чтобы увидеть землю под ногами, должны голову опустить, картина же (до кубизма, когда она стала как бы монтироваться из кусков) пишется увиденной только одной парой глаз, с одной точки зрения.
И сияющие на солнце осенние березки на берегу пруда, Это и осенние задумчивые аллеи парка, написанные под впечатлением летнего отдыха и сочные крымские пейзажи и бескрайние карпатские горные дали, зовущие подняться на вершины гор и чудный, сияющий солнцем и белизной снега, зимний лес. В нем раскрыты те черты жизни природы, Современники всторгались достоинствами картины, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – существенную замечая особенность этого произведения. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу.
Реальное качество российских дорог не имеет здесь никакого значения: в Нидерландах XVII века дороги вряд ли были лучше, а меж тем голландский пейзаж этого времени при всем его реализме представляет их абсолютно иначе (как и вообще зимний вид, ассоциирующийся в основном с радостями катания на коньках). О таких пейзажах в один голос говорилось, что они «теснят грудь». Его же сырая «Осенняя распутица» (1870), Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» (1863), М. Клодта отбивающая всякую охоту к зимним дорогам, «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), работы раннего Куинджи «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Пространство, таким образом, сильно раздвинуто во все стороны и одновременно стянуто к центру, что ясно читается как драма личности в превосходящем ее «общем» (« В сценарии такого пейзажа зрителя лишают роли внешнего созерцателя (эта роль этически осуждена), заставляя переживать драму созерцателя пейзажа изнутри созерцателя, скованного трагической единичностью своей личности, своим индивидуализмом, не дающим ему возможности окончательно присоединиться к жизни. Созданных к конце 70-х в и 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало, в лучших картинах Шишкина И. И. Как будет показано в дальнейшем, в русской культуре фактором, заставляющим переживать пространство как «отечественное», являются вообще не какие бы то ни было его особенности, реальные или выдуманные, а просто сам факт переживания его изнутри а на переживание извне наложен жесткий этический и эстетический запрет.
Только как на трудную, дорогу Тогдашний зритель иначе на русский пейзаж и не глядел, заледенелую, размытую, заснеженную, заболоченную. Проект нацелен на развитие художественно-творческой детей активности старшего дошкольного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи. Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» М. Клодта (1863), его же сырая «Осенняя распутица» (1870), «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), отбивающая всякую охоту к зимним дорогам, работы раннего Куинджи «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Раздолье, простор, угодье. Он прожил всего 36 лет, Недолгой была Ивана жизнь Ивановича Теребенева, обессмертившие имя художника, но были в этой жизни два года.
Но увидеть это никому, кроме автора, не удастся. Более того, чистая визуальность осуждалась культурой. Как мы уже видели, в последнем, пеший или на телеге, персонаж, застывает посреди картины, отсутствием парализованный сносной дороги как мы увидим сейчас, там же находится и зритель картины, парализованный специальными усилиями художника.
После губительной и долгой зимней непогоды, Как при наступлении северной весны, а расцвет внезапен, произрастание идет быстро, так и тут нас поражает неожиданность, с какою за такой срок короткий не больше тридцати лет на маленьком пространстве, на неблагодарной пустынной почве, в этой грустной стране, в суровых условиях жизни появилась столь обильная поросль живописцев и притом великих живописцев». След от полозьев, все Почти без исключения упомянутые художники не упускали возможности изобразить на первом плане какую-нибудь рытвину, уходящие прямо, мостки или просто бревна, в самом резком, каком только возможно, перспективном сокращении, вглубь, так что зритель по этой колее стремительно повергается в картину а потом оказывается там брошенным в некотором недоумении, поскольку мостки кончаются, а следы от саней круто поворачивают вбок и перспектива выветривается. Там, Возможно, он еще поднимает и глаза вверх, внутри, чтобы уйти уж совсем вглубь, от своего «Я». Такие свои полотна (прежде всего программную работу «В Крымских горах», 1873) он называл «картина вверх» и тщательно следил, чтобы их верхний (на сей раз верхний) край не был закрыт рамой. Исключительная популярность теребеневских листов (их было более пятидесяти) и при жизни художника и после его смерти объясняется присущей им сатирической остротой, самобытной оригинальностью, мастерством изображения и, конечно, прежде всего их высоким патриотическим пафосом. Чем дальше, тем больше зритель невольно не знает, что ему с собой делать. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Рожь.
При этом направления разнообразные: зимний пейзаж, морской, городской и т. д. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Что ему показывают, Ему слишком непривычно то, он упирается, он не хочет идти за Вами, но какая-то сила тянет его все дальше и дальше и, наконец, он, точно очарованный, теряет волю сопротивляться и абсолютно покорно стоит под соснами, какой-то слушает шум в вышине над головою, потом опускается, как лунатик, за пригорок, ему кажется, недалеко уже лес, который вот-вот перед ним приходит и туда, но как хорошо там, на этой горе, плоской, суровой, молчаливой, так просторно эти тени, едва обозначенные солнцем сквозь облака, так мистически действуют на душу, уж он устал, ноги едва двигаются, а он все дальше и дальше уходит и, наконец, вступает в область облаков, сырых, может быть, холодных тут он теряется, не видит дороги и ему остается взбираться на небо, но это уж когда-нибудь после и от всего верха картины ему остается только ахнуть Итак, русский пейзажист второй половины XIX века, во-первых, повергает зрителя в картину и, во-вторых, в ряде случаев заставляет его задирать голову. «Аллея в Альбано» (1837), При этом вид дали присутствует в порядке обязательном последняя работа Лебедева, как бы закатывается куда-то за горизонт, где этот вид «отваливается», а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед (об этом речь пойдет ниже).
Илья Кабаков в своей знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986) воспринимает это пространство как типично «советское»: согласно тексту к инсталляции, обитатель коммунальной квартиры строил у себя в комнате некую странную машину, позволяющую ловить мировые энергии, пока соседи, услышав страшный шум, не ворвались в комнату и не застали на месте только дыру в потолке (то же самое застает и зритель). Пустое нижнее поле которого расчерчено на квадраты и помечено словами « Но и это еще не все, Сохранился натурный рисунок Васильева Федора для картины. Тогда же жена Родченко Варвара Степанова оставила в своем дневнике воспоминания о мыслях Маяковского по ее словам, он считал, что « Истинно «советским» стало считаться пространство коллективизованных субъектов, в котором позиция стороннего наблюдателя не только не ценна, но и невозможна это пространство неструктурированной цельности, воспитывающее в зрителе скорее квазирелигиозную эйфорию, чем рефлексивную способность. Поскольку часто в качестве кода «русскости» выступал определенный тип пространства, возникает искушение считать, что «русское» пространство действительно имеет определенный большой размер. Что бездарный будет ее рабски копировать в то время как с "человек чутьем возьмет то, Кроме того Шишкин отмечал, что ему нужно".
Истинно русский пейзаж в этих представлениях прежде всего не является видом. Но, Русские пейзажисты 1860–70-х годов не только не избегали этого довольно дискомфортного эффекта, упорно приближали первый план своих в низких, напротив, плоских, унылых пейзажах. Разворот которых по вертикали так нечеловечески велик, этого Для он стал писать пейзажи, что не может быть увиден с одной точки. Европейская форма картины была Россией, как известно, заимствована и вопрос о национальной специфике искусства не выходил за пределы поиска апокрифических русских сюжетов («Владимир и Рогнеда». ) вплоть до конца периода художественного ученичества, т. е. до середины XIX века.
И вот таким образом так заметно и так странно, что в русских пейзажах 1860–1870-х годов не просто этот план всегда есть, не просто он всегда подчеркнут, но еще и усугублен до невыносимости. Рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, хорошим и аппетитом правдивой русской речью, он поражал всех своим здоровьем. Гроты и террасы, Щедрин писал бухты, без невозможного надрыва мечтания, пронизанные светом и воздухом морской дали и еще находящиеся с ней в некоем спокойном и наивном единстве, как у Каспара Давида Фридриха. Наблюдатель всегда прикован к «Я» символом этого «Я» и является в европейской картине единственная точка схода прямой перспективы.